За сии-то многие естественные богатства России Европа и
Азия платили ей отчасти своими изделиями, отчасти и свойственными их климатам
дарами природы. - Означим здесь цену некоторых вещей, привозимых тогда в
Архангельск на кораблях Лондонских, Голландских и Французских: лучший изумруд
или яхонт стоил 60 рублей (нынешних серебряных 300); золотник жемчугу, не
самого мелкого, 2 р. и более; золота и серебра пряденого 5 рублей литра;
аршин бархату, камки, атласу около рубля; Английского тонкого сукна постав 30
р., среднего 12 р., аршин 20 алтын; кусок миткалю 2 р.; бочка вина
Французского 4 р., лимонов 3 р., сельдей 2.; пуд сахару от 4 до 6 р., леденцу
10 р., гвоздики и корицы 20 р., пшена Срацинского 4 гривны, масла деревянного
l 1/2 р., пороху 3 р., ладану 3 р., ртути 7 р., свинцу 2 р., меди в деле 2/2
р., железа прутового 4 гривны, бумаги хлопчатой 2 р., сандалу берковец 8 р.,
стопа писчей бумаги 4 гривны. Сверх того иноземцы доставляли нам множество
своей серебряной монеты, ценя ефимок в 12 алтын; на одном корабле привозилось
иногда до 80000 ефимков, с коих платили пошлину как с товаров. Сия пошлина
была весьма значительна: например, Ногаи, торгуя лошадьми, из выручаемых ими
денег платили в казну пять со ста и еще отдавали Царю на выбор десятую долю
табунов своих; лучший конь Ногайский стоил не менее двадцати рублей. Довольные выгодною меною с Европейскими народами в своих
северных пристанях, купцы наши не мыслили ездить морем в иные земли, но
любопытно знать, что мы в сие время уже имели корабли собственные: Борисов
Посланник в 1599 году возвратился из Германии на двух больших морских судах,
купленных и снаряженных им в Любеке, с кормщиком и матросами Немецкими, там
нанятыми. Некогда столь знаменитая, столь полезная для России
торговля Ганзейская, уже бессильная в совместничестве с Английскою и с
Голландскою, еще искала древних следов своих между развалинами Новагорода:
Царь в 1596 году дозволил Любеку снова завести там гостиный двор с лавками;
но Шведы мешали ее важному успеху, имея Нарву, о коей не преставали жалеть Новагород,
Псков и вся Россия. "Видя в торговле средство обогащения для казны
(говорит Флетчер) и мало заботясь о благосостоянии своего купечества, Цари
вообще не доброхотствуют и народному образованию; не любят новостей, не
пускают к себе иноземцев, кроме людей, нужных для их службы, и не дозволяют
подданным выезжать из отечества, боясь просвещения, к коему Россияне весьма
способны, имея много ума природного, заметного и в самых детях: одни Послы
или беглецы Российские являются изредка в Европе". Сказание отчасти
ложное: мы не странствовали, ибо не имели обычая странствовать, еще не имея
любопытства, свойственного уму образованному; купцам не запрещалось торговать
вне отечества, и самовластный Иоанн посылал молодых людей учиться в Европе,
Иноземцев же действительно пускали к нам с разбором и благоразумно. В 1591
году Посол Рудольфов, Николай Вароч, писал к Борису, что какой-то Италиянский
Граф Шкот, призыванный в Москву Иоанном, желает служить Федору; что сей Граф,
достойно уважаемый Императором и многими Венценосцами, знает все языки под
солнцем и все науки так, что ни в Италии, ни в Германии нельзя найти ему
подобного. Борис ответствовал: "Хвалю намерение Графа, мужа столь
благородного и столь ученого. Великий Государь наш, жалуя всех иноземцев,
которые к нам приезжают, без сомнения отличит его; но я еще не успел доложить
о том Государю". Нет сомнения, что в России знали и не хотели Шкота как
лазутчика опасного или ненадежного человека: ибо людей ученых мы не
отвергали, но звали к себе: например, славного Математика, Астролога,
Алхимика, Джона Ди, коего Елисавета Английская называла своим Философом и
который находился тогда в Богемии: Федор, чрез Лондонских купцев, предлагал
ему 2000 фунтов стерлингов ежегодно, а Борис особенно тысячу рублей, стол
Царский и всю услугу, для того, как думали, чтобы пользоваться его советами
для открытия новых земель на северо-востоке, за Сибирию; но вероятнее не для
того ли, чтобы поручить ему воспитание юного Борисова сына, отцовскою тайною
мыслию уже готовимого к державству? Слава Алхимика и Звездочета в глазах
невежества еще возвышала знаменитость Математика. Но Ди, страстный в
воображении только к искусственному золоту философского камня, в гордой
бедности отвергнул предложение Царя, изъявив благодарность и как бы угадав,
по вычетам своей любимой Астрологии, грядущую судьбу России и Дома Борисова!
- Всего ревностнее мы искали тогда в Европе металлургистов, для наших печерских
рудников, открытых еще в 1491 году, но едва ли уже не бесполезных, за
неимением людей искусных в горном деле: посылая к Императору (в 1597 году)
Дворянина Вельяминова, Царь приказывал ему вызвать к нам из Италии, чего бы
то ни стоило, мастеров, умеющих находить и плавить руду золотую и серебряную.
- Кроме четырех или пяти тысяч иностранцев-воинов, нанимаемых Федором,
Московская Яузская Слобода населялась более и более Немцами, которые в Иоанново
время обогащались продажею водки и меда, спесивились и роскошествовали до
соблазна: жены их стыдились носить не бархатное или не атласное платье. Они в
Борисово Царствование снова имели церковь и, хотя жили особенно, но свободно
и дружелюбно сносились с Россиянами. - Постоянно следуя правилам Иоанна III;
золотом и честию маня к себе художества, искусства, Науки Европейские;
размножая церковные училища и число людей грамотных, приказных, коим самое
Дворянство завидовало в их важности государственной, Цари без сомнения не
боялись просвещения, но желали, как могли или умели, ему способствовать; и
если не знаем их мысли, то видим дела их, благоприятные для гражданского
образования России: означим и некоторые новые плоды оного.
Измерение и перепись земель, от 1587 до 1594 года, в
Двинской области, на обеих сторонах Волги - вероятно, и в других местах -
служили, может быть, поводом к сочинению первой Российской Геометрии, коей
списки, нам известные, не древнее XVII века: "книги глубокомудрой, по
выражению автора, дающий легкий способ измерять места самые недоступные,
плоскости, высоты и дебри радиксом и цыркулом". В ней изъясняется сошное
и вытное письмо: то есть разделение всех населенных земель в России, для
платежа государственных податей, на сохи и выти (в сохе считалось 800
четвертей доброй земли, а в выти 12; в четверти 1200 квадратных сажен, а в
десятине 2400). - К сему времени относим и первую Российскую арифметику,
писанную не весьма ясно. В предисловии сказано, что без сей численной
философии, изобретения Финикийского, единой из семи свободных мудростей,
нельзя быть ни философом, ни доктором, ни гостем искусным в делах торговых, и
что ее знанием можно снискать великую милость Государеву. В конце сообщаются
некоторые сведения о Церковном Круге, о составе человеческом, о физиогномике.
В обеих книгах, в Геометрии и в Арифметике, употребяются в счислении
Славянские буквы и цифирь. Тогда же в посольских бумагах начали мы
употреблять тайные цифры: гонец Андрей Иванов в 1590 году писал из Литвы к
Царю вязью, литореею и новою азбукою, взятою у Посла Австрийского, Николая Варкоча.
- Так называемая Книга Большого Чертежа, или древнейшая География Государства
Российского, составлена, как вероятно, в Царствование Федора: ибо в ней
находим имена Курска, Воронежа, Оскола, построенных в его время, не находя
новейших, основанных Годуновым: Борисова на Донце Северском и Царево-Борисова
на устье Протвы. Сия книга была переписана в разряде около 1627 года и решит
для нас многие важные географические вопросы, указывая, например, где была
земля Югорская, Обдория, Батыева столица, Улусы Ногайские.
Поле словесности не представляет нам богатой жатвы от
времени Иоанна до Годунова; но язык украсился какою-то новою плавностию.
Истинное, чувством одушевленное красноречие видно только в письмах Курбского
к Иоанну. Причислим ли к Писателям и самого Иоанна как творца плодовитых,
велеречивых посланий, богословских, укорительных и насмешливых? В слоге его
есть живость, в диалектике сила. Лучшими творениями сего века в смысле
правильности и ясности должно назвать Степенную книгу, минею Макариеву и Стоглав.
Вероятно, что митрополит Дионисий заслужил имя Грамматика какими-нибудь
уважаемыми сочинениями; но их не знаем. Патриарх Иов описал житие,
добродетели и кончину Федора слогом цветистым и не без жара; например, так
говорит о своем Герое: "Он древним Царям благочестивым равнославен,
нынешним красота и светлость, будущим сладчайшая повесть, не пригвождаясь к
суетному велелепию мира, умащал свою Царскую душу глаголами Божественными и
рекою нескудною изливал милости на вселенную; с нежною супругою преспевал в добродетели
и в Вере к Богу... имел единое земное сокровище, единую блаженную леторасль корени
державнаго и лишился возлюбленной дщери, чтобы в сердце, хотя и сокрушенном,
но с умилением Христианским предаться в волю Отца Небеснаго, когда синклит и
весь народ предавались отчаянию... О весть страшная, весть ужасная: любимый
Царь земли Русския отходит к Богу... но не смертию, а сладким успением; душа
излетает, а тело спокойно и недвижимо: не видим ни трепета, ни содрогания...
Се время рыдания, не глаголов; время молитвы, не беседы... На нас исполнилося
вещание пророка: кто даст источник слез очам моим, да плачу довольно? ..
Скорби пучина, сетования бездна!.. Отселе красный, многолетный престол великия
России начинает вдовствовать и великий многолюдный град Москва приемлет
сиротство жалостное". Обязанный Борису своим первосвятительством и
чистосердечно ему преданный, он говорит об нем в сем творении: "В
счастливые дни Федора Иоанновича строил под ним Державу великий шурин и слуга
его, муж верховный, единственный в России не только саном, но и разумом
высоким, храбростию, верою к Богу. Его промыслом цвела сия Держава в тишине велелепной,
к изумлению людей и самого Царя, ко славе правителя не только в нашем
отечестве, но и в дальних пределах вселенныя, откуда знаменитые Послы
являлись здесь с дарами многоценными, рабски благоговеть пред Царем и
дивиться светлой красоте лица, мудрости, добродетели правителя, среди народа,
им счастливаго, - среди столицы, им украшенной". - Иов писал еще
утешительное послание к Федоровой супруге, когда она тосковала о милой
усопшей дочери; заклинал Ирину быть не только материю, но и Царицею, и
Христианкою; осуждал ее слабость с ревностию Пастыря, но и жалел о горестной
с чувствительностию друга, оживляя в ней надежду дать наследника престолу:
сочинение достопамятное более своим трогательным предметом, нежели мыслями и
красноречием. Патриарх, напоминая Ирине учение Евангельское о доверенности к
Вышней Благости, прибавляет: "Кто лучше тебя знает Божественное Писание?
Ты можешь наставлять иных, храня всю мудрость онаго в сердце и в
памяти". Воспитанная при дворе Иоанновом, Ирина имела просвещение своего
времени: читала Св. Писание и знаменитейших Отцев нашей Церкви. Россияне уже
пользовались печатною Библиею Острожского издания, но Святых Отцев читали
только в рукописи. Между Славянскими или Русскими переводами древних авторов,
тогда известными и сохраненными в наших библиотеках, наименуем Галеново
рассуждение о стихиях большого и малого мира, о теле и душе, переведенное с
языка Латинского, коим, вопреки сказанию одного иноземца-современника, не
гнушались Россияне: еще скудные средствами науки, они пользовались всяким
случаем удовлетворять своему любопытству; часто искали смысла, где его не
было от неразумия Писцов или толковников, и с удивительным терпением
списывали книги, исполненные ошибок. Сей темный перевод Галена находился в
числе рукописей Св. Кирилла Белоезерского: следственно уже существовал в XV
веке. - Упомянем здесь также о рукописном лечебнике, в 1588 году преложенном
с языка Польского для Серпуховского Воеводы Фомы Афанасьевича Бутурлина. Сей
памятник тогдашней науки и тогдашнего невежества любопытен в отношении к
языку смелым переводом многих имен и слов ученых.
Может быть, относятся ко временам Федоровым или Годунова и
старые песни Русские, в коих упоминается о завоевании Казани и Сибири, о
грозах Иоанновых, о добродетельном Никите Романовиче (брате Царицы
Анастасии), о злодее Малюте Скуратове, о впадениях Ханских в Россию. Очевидцы
рассказывают, дети и внуки их воспевают происшествия. Память обманывает,
воображение плодит, новый вкус исправляет: но дух остается, с некоторыми
сильными чертами века - и не только в наших исторических, богатырских,
охотничьих, но и во многих нежных песнях заметна первобытная печать старины:
видим в них как бы снимок подлинника уже неизвестного; слышим как бы отзыв
голоса, давно умолкшего, находим свежесть чувства, теряемую человеком с
летами, а народом с веками. Всем известна песня о Царе Иоанне:
"Зачиналась каменна Москва, // Зачинался в ней и Грозный Царь:// Он
Казань город на славу взял, // Мимоходом город Астрахань", - о сыне Иоанновом,
осужденном на казнь: "Упадает звезда поднебесная, // Угасает свеча воску
яраго: // Не становится у нас Царевича"; другая о витязе, который
умирает в дикой степи, на ковре, подле огня угасающего: "Припекает свои
раны кровавыя: // В головах стоит животворящий крест, // По праву руку лежит
сабля острая, // По леву руку его крепкой лук, // А в ногах стоит его добрый
конь; // Он, кончаяся, говорит коню: // "Как умру я, мой доброй конь, //
Ты зарой мое тело белое // Среди поля, среди чистаго; // Побеги потом во
святую Русь; // Поклонись моим отцу и матери, // Благословенье свези малым
детушкам; // Да скажи моей молодой вдове, // Что женился я на другой жене: //
Я в приданое взял поле чистое; // Была свахою калена стрела, // Положила
спать сабля острая. // Все друзья-братья меня оставили, // Все товарищи
разъехались: // Лишь один ты, мой доброй конь, // Ты служил мне верно до
смерти"" - о воине убитом, коему постелию служит камыш, изголовьем
куст ракитовый, одеялом темная ночь осенняя и коего тело орошается слезами
матери, сестры и молодой жены: "Ах! мать плачет, что река льется; //
Сестра плачет, как ручьи текут; // Жена плачет, как роса падает: // Взойдет
солнце, росу высушит".
Сии и многие иные стихотворения народные, ознаменованные
истиною чувства и смелостию языка, если отчасти не слогом, то духом своим
ближе к XVI, нежели к XVIII веку. Сколько песен, уже забытых в столице, более
и менее древних, еще слышим в селах и в городах, где народ памятливее для
любезных преданий старины! Мы знаем, что в Иоанново время толпы скоморохов
(Русских трубадуров) ходили из села в село, веселя жителей своим искусством:
следственно тогдашний вкус народа благоприятствовал дарованию песенников,
коих любил даже и Постник Федор.
Сей Царь любил и художества: в его время были у нас
искусные ювелиры (из коих знаем одного Венециянского, именем Франциска Асцентини),
золотари, швеи, живописцы. Шапка, данная Федором Патриарху Иеремии, украшенная
каменьями драгоценными и ликами святых, в описании Арсениева путешествия
названа превосходным делом Московских художников. Сей Греческий Епископ видел
на стенах Ирининой палаты изящную мусию в изображениях Спасителя, Богоматери,
Ангелов, Иерархов, Мучеников, а на своде прекрасно сделанного льва, который
держал в зубах змею с висящими на ней богатыми подсвечниками. Арсений с
изумлением видел также множество огромных серебряных и золотых сосудов во
дворце; одни имели образ зверей: единорога, львов, медведей, оленей; другие
образ птиц: пеликанов, лебедей, фазанов, павлинов, и были столь
необыкновенной тяжести, что 12 человек едва могли переносить их с места на
место. Сии чудные сосуды делались, вероятно, в Москве, по крайней мере
некоторые, и самые тяжелые, вылитые из серебра Ливонского, добычи Иоаннова
оружия. Искусство золотошвеев, заимствованное нами от Греков, издревле цвело
в России, где знатные и богатые люди носили всегда шитую одежду. Федор желал
завести и шелковую фабрику в Москве: Марко Чинопи, вызванный им из Италии,
ткал бархаты и парчи в доме, отведенном ему близ Успенского собора. -
Размножение церквей умножало число иконописцев: долго писав только образа, мы
начали писать и картины, именно в Федорово Царствование, когда две палаты,
Большая Грановитая (памятник Иоанна III) и Золотая Грановитая (сооруженная
внуком его) украсились живописью. В первой изображались Господь Саваоф,
творение Ангелов и человека, вся история Ветхого и Нового Завета, мнимое
разделение вселенной между тремя мнимыми братьями Августа Кесаря и
действительное разделение нашего древнего отечества между сыновьями Св.
Владимира (представленными в митрах, в одеждах камчатных, с оплечьями и с
поясами златыми) - Ярослав Великий, Всеволод I, Мономах в Царской утвари,
Георгий Долгорукий, Александр Невский, Даниил Московский, Калита, Донской и
преемники его до самого Федора (который, сидя на троне в венце, в порфире с нараменником,
в жемчужном ожерелье, с златою цепию на груди, держал в руках скипетр и
яблоко Царское; у трона стоял правитель, Борис Годунов, в шапке мурманке, в верхней
златой одежде на опашку). В палате Золотой, на своде и стенах, также
представлялись Священная и Российская история, вместе с некоторыми
аллегорическими лицами добродетелей и пороков, времен года и феноменов
природы (весна изображалась отроковицею, лето юношею, осень мужем с сосудом в
руке, зима старцем с обнаженными локтями; четыре Ангела с трубами знаменовали
четыре ветра). В некоторых картинах, на свитках, слова были писаны связью,
или невразумительными чертами, вместо обыкновенных букв. - Золотая палата уже
не существует (на ее месте дворец Елисаветин); а на стенах Грановитой давно
изглажены все картины, известные нам единственно по описанию очевидцев. -
Упомянем также об искусстве литейном: в Федорово время имели мы славного
мастера, Андрея Чехова, коего имя видим на древнейших пушках Кремлевских: на
Дробовике (весом в 2400 пуд), Троиле и Аспиде; первая вылита в 1586, а вторая
и третья, называемые пищалями, в 1590 году. Том 10 Глава 4 СОСТОЯНИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XVI ВЕКА (1) |