Успехи гражданского образования были заметны и в наружном
виде столицы. Москва сделалась приятнее для глаз не только новыми каменными
зданиями, но и расширением улиц, вымощенных деревом и менее прежнего грязных.
Число красивых домов умножилось: их строили обыкновенно из соснового леса, в
два или три жилья, с большими крыльцами, с дощатыми свислыми кровлями, а на
дворах летние спальни и каменные кладовые. Высота дома и пространство двора
означали знатность хозяина. Бедные мещане жили еще в черных избах; у людей
избыточных в лучших комнатах были изразчатые печи. Для предупреждения
гибельных пожаров чиновники воинские летом ежедневно объезжали город, чтобы
везде, по изготовлении кушанья, гасить огонь. Москва - то есть Кремль, Китай,
Царев, или Белый город, новый деревянный, Замоскворечье и Дворцовые слободы
за Яузою - имели тогда в окружности более двадцати верст. В Кремле считалось
35 каменных церквей, а всех в столице более четырех сот, кроме приделов:
колоколов же не менее пяти тысяч - "в часы праздничного звона (пишут
иноземцы) люди не могли в разговоре слышать друг друга". Главный
колокол, весом в 1000 пуд, висел на деревянной колокольне среди Кремлевской
площади: в него звонили, когда Царь ехал в дальний путь или возвращался в
столицу, или принимал знаменитых иноземцев. Китай-город, обведенный
кирпичною, небеленою стеною, и соединяемый с Замоскворечьем мостами,
деревянным, или живым, и каменным, всего более украшался великолепною
Готическою церковию Василия Блаженного и Гостиным двором, разделенным на 20
особенных рядов: в одном продавались шелковые ткани, в другом сукна, в
третьем серебро, и проч. На Красной площади лежали две огромные пушки. В сей
части города находились домы многих Бояр, знатных сановников, Дворян,
именитых купцев и богатый арсенал, или Пушечный двор; в Белом городе (названном
так от выбеленных стен) Литейный двор (на берегу Неглинной), Посольский,
Литовский, Арменский, площади Конская и Сенная, мясной ряд, домы Детей
Боярских, людей приказных и купцев; а в деревянном городе, или Скородоме (то
есть наскоро выстроенном в 1591 году) жили мещане и ремесленники. Вокруг
зданий зеленелись рощи, сады, огороды, луга; у самого дворца косили сено, и
три сада Государевы занимали немалое пространство в Кремле. Мельницы - одна
на устье Неглинной, другие на Яузе - представляли картину сельскую. Немецкая
Слобода не принадлежала к городу, ни Красное Село, где обитали семьсот
ремесленников и торгашей, для коих готовила Судьба, к несчастию Борисова
семейства, столь важное действие в нашей истории!
В Иоанново и Федорово Царствование древние обычаи
народные, вероятно, мало изменились; но в современных известиях находим
некоторые новые подробности относительно к сему любопытному для нас предмету.
Годунов, столь хитрый, столь властолюбивый, не мог или не
хотел искоренить местничества Бояр и сановников, которое доходило до
крайности непонятной, так что ни одно назначение Воевод, ни одно
распределение чиновников для придворной службы в дни торжественные не
обходилось без распри и суда. Скажем пример: Москва (в 1591 году) уже слышала
топот Ханских коней, а Воеводы еще спорили о старейшинстве и не шли к местам
своим. Из любви к мнимой чести не боялись бесчестия истинного: ибо жалобщиков
неправых наказывали даже телесно, иногда и без суда: Князя Гвоздева (в 1589
году) за местничество с Князьями Одоевскими высекли батогами и выдали им
головою, то есть велели ему уничиженно молить их о прощении. Князя Борятинского
за спор с Шереметевым посадили на три дни в темницу: он не смирился; вышел из
темницы и не поехал на службу. Чем изъясняется сия странность? Отчасти гордостию,
которая естественна человеку и во всяких гражданских обстоятельствах ищет
себе предмета; отчасти самою политикою Царей: ибо местничеством жило
честолюбие, нужное и в Монархии неограниченной для ревностной службы
отечеству. Нет обыкновения, нет предрассудка совершенно бессмысленного в
своем начале, хотя вред и превосходит иногда пользу в действии сих вековых
обычаев. Годунов же мог иметь и цель особенную, следуя известному злому
правилу: раздором властвуй. Сии всегдашие местничества питали взаимную
ненависть между знатнейшими родами, Мстиславскими и Шуйскими, Глинскими и
Трубецкими, Шереметевыми и Сабуровыми, Куракиными и Шестуновыми. Они
враждовали: Борис господствовал!
Но споры о местах не нарушали благочиния на собраниях
двора: все утихало, когда Царь являлся в величии разительном для послов
иноземных. "Закрыв глаза, пишут очевидцы, всякий сказал бы, что дворец
пуст. Сии многочисленные, золотом облитые сановники и безмолвны и недвижимы,
сидя на лавках в несколько рядов, от дверей до трона, где стоят Рынды в
одежде белой, бархатной или атласной, опушенной горностаем, в высоких белых
шапках, с двумя золотыми цепями (крестообразно висящими на груди), с
драгоценными секирами, подъятыми на плечо, как бы для удара... Во время
торжественных Царских обедов служат 200 или 300 Жильцов, в парчовой одежде, с
золотыми цепями на груди, в черных лисьих шапках. Когда Государь сядет (на
возвышенном месте, с тремя ступенями, один за трапезою золотою),
чиновники-служители низко кланяются ему и по два в ряд идут за кушаньем.
Между тем подают водку: на столах нет ничего, кроме хлеба, соли, уксусу,
перцу, ножей и ложек; нет ни тарелок, ни салфеток. Приносят вдруг блюд сто и
более: каждое, отведанное поваром при Стольнике, вторично отведывается Крайчим
в глазах Царя, который сам посылает гостям ломти хлеба, яства, вина, мед и
собственною рукою в конце обеда раздает им сушеные Венгерские сливы; всякого
гостя отпускают домой еще с целым блюдом мяса или пирогов. Иногда Послы
чужеземные обедают и дома с роскошного стола Царского: знатный чиновник едет
известить их о сей чести и с ними обедать; 15 или 20 слуг идут вокруг его
лошади; стрельцы, богато одетые, несут скатерть, солонки и проч.; другие
(человек 200) хлеб, мед и множество блюд, серебряных или золотых, с разными
яствами". Чтобы дать понятие о роскоши и лакомстве сего времени,
выписываем следующее известие из бумаг Федорова Царствования: в 1597 году
отпускали к столу Австрийского Посла из дворца сытного семь кубков романеи,
столько же рейнского, мушкателя, Французского белого, бастру (или Канарского
вина), аликанту и мальвазии; 12 ковшей меду вишневого и других лучших; 5
ведер смородинного, можжевелового, черемухового и проч.; 65 ведер малинового,
Боярского, Княжего - из кормового дворца 8 блюд лебедей, 8 блюд журавлей с
пряным зельем, несколько петухов рассольных с инбирем, куриц бескостных, тетеревей
с шафраном, рябчиков с сливами, уток с огурцами, гусей с пшеном срацинским,
зайцев в лапше и в репе, мозги лосьи (и проч.), ухи шафранные (белые и
черные), кальи лимонные и с огурцами - из дворца хлебенного калачи, пироги с
мясом, с сыром и сахаром, блины, оладьи, кисель, сливки, орехи и проч. Цари
хотели удивлять чужеземцев изобилием и действительно удивляли.
Древняя Славянская роскошь гостеприимства, известная у нас
под коренным Русским именем хлебосольства, оказывалась и в домах частных: для
гостей не было скупых хозяев. Зато самый обидный упрек в неблагодарности
выражался словами: "ты забыл мою хлеб-соль". - Сие изобилие трапез,
долгий сон полдневный и малое движение знатных или богатых людей производили
их обыкновенную тучность, вменяемую в достоинство: быть дородным человеком
значило иметь право на уважение. Но тучность не мешала им жить лет до осьмидесяти,
ста и ста двадцати. Только Двор и Вельможи советовались с иноземными врачами.
Федор имел двух: Марка Ридлея, в 1594 году присланного Английскою Королевою,
и Павла, Миланского гражданина: первый жил в Москве пять лет и возвратился в
Лондон; о втором в 1595 году писал Генрих IV к Федору, ласково прося, чтобы
Царь отпустил его на старости в Париж к родственникам и друзьям. Сие
дружелюбное письмо знаменитейшего из Монархов Франции осталось для нас
единственным памятником ее сношений с Россиею в конце XVI века. - На место Ридлея
Елисавета прислала к Борису доктора Виллиса, коего испытывал в знаниях
Государственный Дьяк Василий Щелкалов, спрашивая, есть ли у него книги и
лекарства? каким правилам следует и на пульсе ли основывает свои суждения о
болезнях или на состоянии жидкостей в теле? Виллис сказал, что он бросил все
книги в Любеке и ехал к нам под именем купца, зная, как в Германии и в других
землях не благоприятствуют медикам, едущим в Россию; что лучшая книга у него
в голове, а лекарства изготовляются аптекарями, не докторами; что и пульс и
состояние жидкостей в болезни равно важны для наблюдателя искусного. Сии
ответы казались не весьма удовлетворительными Щелкалову, и Виллиса не
старались удержать в Москве. Борис в 1600 году вызвал шесть лекарей из
Германии: каждому из них он давал 200 рублей жалованья, сверх поместья,
услуги, стола и лошадей; давал им и патенты на сан докторов: сию странную
мысль внушил ему Елисаветин посланник Ли, убедив его назвать доктором лекаря Рейтлингера,
который с ним приехал служить Царю. Мы имели тогда и разных аптекарей: один из
них, Англичанин Френчгам, быв у нас еще в Иоанново время, при Годунове
возвратился из Лондона с богатым запасом целебных растений и минералов.
Другой, Аренд Клаузенд, Голландец, 40 лет жил в Москве. Но Россияне, кроме
знатных, не верили аптекам: простые люди обыкновенно лечились вином с
истертым в нем порохом, луком или чесноком, а после банею. Они не любили
выхухоли в лекарствах и никаких пилюль; особенно не терпели промывательного,
так что самая крайность не могла победить их упрямства. - Кто, быв отчаянно
болен и соборован маслом, выздоравливал, тот носил уже до смерти черную рясу,
подобную Монашеской. Жене его, как пишут, дозволялось будто бы выйти за
другого мужа. Мертвых предавали земле до суток; богатых оплакивало, и в доме
и на могиле, множество нанимаемых для того женщин, которые вопили нараспев:
"тебе ли было оставлять белый свет? не жаловал ли тебя Царь Государь? не
имел ли ты богатства и чести, супруги милой и детей любезных?" и проч.
Сорочины заключались пиром в доме покойника, и вдова могла, без нарушения
пристойности, чрез шесть недель избрать себе нового супруга. - Флетчер
уверяет, что в Москве зимою не хоронили мертвых, а вывозили отпетые тела за
город в Божий (убогий) дом и там оставляли до весны, когда земля расступалась
и можно было без труда копать могилу.
"Россияне (пишет Маржерет), сохраняя еще многие
старые обычаи, уже начинают изменяться в некоторых с того времени, как видят
у себя иноземцев. Лет за 20 или за 30 пред сим, в случае какого-нибудь
несогласия, они говорили друг другу без всяких обиняков, слуга Боярину,
Боярин Царю, даже Иоанну Грозному: ты думаешь ложно, говоришь неправду. Ныне
менее грубы и знакомятся с учтивостию; однако ж мыслят о чести не так, как
мы: например, не терпят поединков и ходят всегда безоружные, в мирное время
вооружаясь единственно для дальних путешествий; а в обидах ведаются судом.
Тогда наказывают виновного батожьем, в присутствии обиженного и судьи, или
денежною пенею, именуемою бесчестьем, соразмерно жалованью истца: кому дают
из Царской казны ежегодно 15 рублей, тому и бесчестья 15 рублей, а жене его
вдвое: ибо она считается оскорбленною вместе с мужем. За обиду важную секут
кнутом на площадях, сажают в темницу, ссылают. Правосудие ни в чем не бывает
так строго как в личных оскорблениях и в доказанной клевете. Для самых
иноземцев поединок есть в России уголовное преступление".
Женщины, как у древних Греков или у восточных народов,
имели особенные комнаты и не скрывались только от ближних родственников или
друзей. Знатные ездили зимою в санях, летом в колымагах, а за Царицею (когда
она выезжала на богомолье или гулять) верхом, в белых поярковых шляпах,
обшитых тафтою телесного цвета, с лентами, золотыми пуговицами и длинными, до
плеч висящими кистями. Дома они носили на голове шапочку тафтяную, обыкновенно
красную, с шелковым белым повойником или шлыком; сверху для наряда большую
парчовую шапку, унизанную жемчугом (а незамужняя или еще бездетная - черную
лисью); золотые серьги с изумрудами и яхонтами, ожерелье жемчужное, длинную и
широкую одежду из тонкого красного сукна с висящими рукавами, застегнутыми
дюжиною золотых пуговиц, и с отложным до половины спины воротником собольим;
под сею верхнею одеждою другую, шелковою, называемою летником, с руками,
надетыми и до локтя обшитыми парчою; под летником ферезь, застегнутую до
земли; на руках запястье, пальца в два шириною, из каменьев драгоценных;
сапожки сафьянные, желтые, голубые, вышитые жемчугом, на высоких каблуках:
все, молодые и старые, белились, румянились и считали за стыд не расписывать
лиц своих.
Между забавами сего времени так описывают любимую Федорову
- медвежий бой: "Охотники Царские, подобно римским гладиаторам, не
боятся смерти, увеселяя Государя своим дерзким искусством. Диких медведей,
ловимых обыкновенно в ямы или тенетами, держат в клетках. В назначенный день
и час собирается двор и несметное число людей пред феатром, где должно быть
поединку, сие место обведено глубоким рвом для безопасности зрителей и для
того, чтобы ни зверь, ни охотник не могли уйти друг от друга. Там является
смелый боец с рогатиною, и выпускают медведя, который, видя его, становится
на дыбы, ревет и стремится к нему с отверстым зевом. Охотник недвижим:
смотри, метит - и сильным махом всаживает рогатину в зверя, а другой конец ее
пригнетает к земле ногою. Уязвленный, яростный медведь лезет грудью на
железо, орошает его своею кровию и пеною, ломит, грызет древко - и если
одолеть не может, то, падая на бок, с последним глухим ревом издыхает. Народ,
доселе безмолвный, оглашает площадь громкими восклицаниями живейшего удовольствия,
и Героя ведут к погребам Царским пить за Государево здравие: он счастлив сею
единственною наградою или тем, что уцелел от ярости медведя, который в случае
неискусства или малых сил бойца, ломая в куски рогатину, зубами и когтями
растерзывает его иногда в минуту".
Говоря о страсти Московских жителей к баням, Флетчер всего
более удивлялся нечувствительности их к жару и холоду, видя, как они в
жестокие морозы выбегали из бань нагие, раскаленные, и кидались в проруби.
Известие сего наблюдателя о тогдашней нравственности
Россиян не благоприятствовало их самолюбию: как Писатель учтивый, предполагая
исключения, он укорял Москвитян лживостию и следствием ее, недоверчивостию
беспредельною, изъясняясь так: "Москвитяне никогда не верят словам, ибо
никто не верит их слову". Воровство и грабеж, по его сказанию, были
часты от множества бродяг и нищих, которые, неотступно требуя милостыни,
говорили всякому встречному: "дай мне или убей меня!" Днем они
просили, ночью крали или отнимали, так что в темный вечер люди осторожные не
выходили из дому. - Флетчер, ревностный слуга Елисаветин, враг западной
церкви, несправедливо осуждая и в нашей все то, что сходствовало с уставами
Римской, излишно чернит нравы монастырские, но признается, что искренняя
набожность господствовала в России.
Угождая ли общему расположению умов или в терзаниях
совести надеясь успокоить ее действиями внешнего благочестия, сам Годунов
казался весьма набожным: в 1588 году, имея только одного сына - младенца,
зимою носил его больного, без всякой предосторожности, в церковь Василия Блаженного
и не слушал врачей: младенец умер. Тогда же был в Москве юродивый, уважаемый
за действительную или мнимую святость: с распущенными волосами ходя по улицам
нагой в жестокие морозы, он предсказывал бедствия и торжественно злословил
Бориса; а Борис молчал и не смел сделать ему ни малейшего зла, опасаясь ли
народа или веря святости сего человека. Такие юродивые, или блаженные,
нередко являлись в столице, носили на себе цепи или вериги, могли всякого,
даже знатного человека укорять в глаза беззаконною жизнию и брать все, им
угодное, в лавках без платы: купцы благодарили их за то, как за великую
милость. Уверяют, что современник Иоаннов, Василий Блаженный, подобно Николе
Псковскому, не щадил Грозного и с удивительною смелостию вопил на стогнах о
жестоких делах его.
Упрекая Россиян суеверием, иноземцы хвалили однако ж их
терпимость, которой мы не изменяли со времен Олеговых до Федоровых и которая
в наших летописях остается явлением достопамятным, даже удивительным: ибо чем
изъяснить ее? Просвещением ли, которого мы не имели? Истинным ли понятием о
существе Веры, о коем спорили и философы и богословы? Равнодушием ли к ее
догматам в Государстве искони набожном? Или естественным умом наших древних
Князей воинственных, которые хотели тем облегчить для себя завоевания, не
тревожа совести побеждаемых, и служили образцом для своих преемников, оставив
им в наследие и земли разноверные и мир в землях? То есть назовем ли сию
терпимость единственно политическою добродетелию? Во всяком случае она была
выгодою для России, облегчив для нас и завоевания и самые успехи в
гражданском образовании, для коих мы долженствовали заманивать к себе
иноверцев, пособников сего великого дела.
К счастию же нашему, естественные враги России не следовали
ее благоразумной системе: Магометане, язычники поклонялись у нас Богу, как
хотели; а в Литве неволили Христиан Восточной Церкви быть Папистами: говорим
о зачале так называемой унии в Сигизмундово время, происшествии важном своими
политическими следствиями, коих не могли ни желать, ни предвидеть ее
виновники.
Духовенство Литовское, отвергнув Устав Флорентийский,
снова чтило в Константинопольском Первосвятителе Главу своей Церкви: Патриарх
Иеремия на возвратном пути из Москвы заехал в Киев, отрешил тамошнего
Митрополита Онисифора как двоеженца и на его место посвятил Михаила Рагозу;
судил Епископов, наказывал Архимандритов недостойных. Сия строгость произвела
неудовольствие; действовали и другие причины: домогательство Папы и воля
Королевская, обольщения, угрозы. Еще в 1581 году хитрый иезуит Антоний Поссевин,
обманутый не менее хитрым Иоанном с берегов Шелоны писал к Григорию XIII, что
для удобнейшего обращения Московских еретиков должно прежде озарить светом
истины Киев, колыбель их Веры: советовал ему войти в сношение с Митрополитом
и с Епископами Литовскими, послать к ним мужа ученого, благоразумного,
который мог бы убеждениями и ласками изготовить торжество Римской Церкви в
земле раскола. Антоний писал и действовал: внушил Баторию мысль завести Иезуитское
училище в Вильне, чтобы воспитывать там бедных отроков Греческого исповедания
в правилах римского; старался о переводе славнейших книг Латинской богословии
на язык Российский; сам ревностно проповедовал, и не без успеха, так что
многие Литовские Дворяне начали говорить о соединении церквей и
благоприятствовать западной, угождая более миру, нежели совести: ибо, не
взирая на свои права и вольности, утверждаемые Королями и сеймами, единоверцы
наши в Литве долженствовали везде и всегда уступать первенство Католикам;
бывали даже теснимы, - жаловались и не находили управы. Колебались умы и
самых духовных сановников: ибо Папа и Сигизмунд III, исполняя совет иезуита
Антония, с одной стороны, предлагали им выгоды, честь и доходы новые, а с
другой, представляли унижение Византийской Церкви под игом Оттоманов. Не
грозили насилием и гонением; однако ж, славя счастия единоверия в
Государстве, напоминали о неприятностях, которые испытало Духовенство в
Литве, отвергнув Устав Флорентийский. Еще Митрополит Рагоза таил свою измену,
хвалился усердием к Православию, и велел сказать Московским Послам, ехавшим в
Австрию чрез владения Сигизмундовы, что не смеет видеться с ними, будучи в
опале, в гонении за твердость в Догматах Восточной Церкви, всеми оставляемой,
совершенно беззащитной; что за него стоял один Воевода Новогородский, Федор Скумин,
но и тот уже безмолвствует в страхе: что Папа неотменно требует от Короля и
Вельмож присоединения Литовских епархий к Церкви Римской и хочет отдать
Киевскую Митрополию своему Епископу; что он (Митрополит) должен неминуемо
сложить с себя Первосвятительство и заключиться в монастыре. Послы советовали
ему быть непреклонным в буре и лучше умереть, нежели предать Святую Паству на
расхищение волкам Латинства. Михаил, лукавый и корыстолюбивый, хотел еще в
последний раз нашего золота и взял в задаток несколько червонцев: ибо Цари не
без хитрости давали милостыню Духовенству Литовскому, чтобы оно питало в
народе любовь к своим единоверным братьям. В том же (1595) году сей лицемер,
призвав в Киев всех Епископов, усоветовал с ними искать мира и безопасности в
недрах Западной Церкви. Только два Святителя, Львовский Гедеон Балабан и
Михаил Премышльский, изъявили сопротивление; но их не слушали и к живейшему
удовольствию Короля послали Епископов Ипатия Владимирского и Кирилла Луцкого
в Рим, где в храмине Ватиканской они торжественно лобызали ногу Климента VIII
и предали ему свою Церковь. Сие происшествие исполнило радости Папу и Кардиналов:
славили Бога; честили Послов Духовенства Российского (так назвали Епископов
Владимирского и Луцкого, чтобы возвысить торжество Рима); отвели им
великолепный дом - и когда, после многих совещаний, все затруднения исчезли;
когда Послы обязались клятвою в верном наблюдении Устава Флорентийского,
приняв за истину исхождение Св. Духа от Отца и Сына, бытие Чистилища,
первенство Епископа Римского, но удерживая древний чин богослужения и язык
Славянский - тогда Папа обнял, благословил их с любовию, и Правитель его
Думы, Сильвий Антонин, сказал громогласно: "Наконец, чрез 150 лет (после
Флорентийского Собора) возвращаетесь вы, о Епископы Российские! к каменю
Веры, на коем Христос утвердил Церковь: к горе святой, где сам Всевышний
обитать благоизволил; к матери и наставнице всех Церквей, к единой истинной -
Римской!" Пели молебны, на память векам внесли в летописи церковные
повесть о воссиянии нового света в странах полунощных, вырезали на меди образ
Климента VIII, Россиянина падающего ниц пред его троном и надпись Латинскую: Ruthenis
receptis... Однако ж радость была не долговременна. Во-первых, Святители Литовские, изменяя православию,
надеялись, по обещанию Климентову, заседать в Сенате наравне с Латинским
Духовенством, но обманулись: Папа не сдержал слова, от сильного противоречия
Епископов Польских, которые не хотели равняться с Униатами. Во-первых, не
только Святитель Львовский, Гедеон, со многими другими духовными сановниками,
но и некоторые знатнейшие Вельможи, наши единоверцы, воспротивились унии:
особенно Воевода Киевский, славный богатством и душевными благородными
свойствами, Князь Константин Острожский. Говорили и писали, что сие мнимое
соединение двух Вер есть обман; что Митрополит и клевреты его приняли Латинскую,
единственно для вида удержав обряды Греческой. Народ волновался; храмы
пустели. Чтобы важным, священным действием церковного Собора утишить раздор,
все Епископы съехались в Бресте, где присутствовали и Вельможи Королевские,
Послы Климента VIII и Патриарха Византийского; но вместо мира усилилась
вражда. Собор разделился на две сторон; одна предала анафеме другую - и с
сего времени существовали две Церкви в Литве: Униатская, или соединенная, и
Благочестивая, или несоединенная. Первая зависела от Рима, вторая от
Константинополя. Униатская, под особою защитою Королей и сеймов, усиливалась,
гнала благочестивую в ее сиротстве жалостном - и долго стон наших единоверных
братьев исчезал в воздухе, не находя ни милосердия, ни справедливости в
верховной власти. Так один из сих ревностных Христиан Греческого исповедания
торжественно, на сейме, говорил Королю Сигизмунду: "Мы, усердные сыны
республики, готовы стоять за ее целость; но можем ли идти на врагов внешних,
терзаемые внутренним: злобною униею, которая лишает нас и безопасности
гражданской и мира душевного? Можем ли свою кровию гасить пылающие стены
отечества, видя дома пламень, никем не гасимый? Везде храмы наши затворены,
Священники изгнаны, достояние церковное расхищено; не крестят младенцев, не
исповедуют умирающих, не отпевают мертвых и тела их вывозят как стерво в
поле. Всех, кто не изменил Вере отцов, удаляют от чинов гражданских;
благочестие есть опала; закон не блюдет нас... вопием: не слушают!.. Да
прекратится же тиранство! или (о чем не без ужаса помышляем) можем
воскликнуть с пророком: суди ми, Боже, и рассуди прю мою! " Сия угроза
исполнилась позднее, и мы, в счастливое Царствование Алексия, столь легко
приобрели Киев с Малороссиею от насилия Униатов.
Таким образом Иезуит Антоний, Король Сигизмунд и Папа Климент
VIII, ревностно действуя в пользу Западной Церкви, невольно содействовали
величию России! Том 10 Глава 4 СОСТОЯНИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XVI ВЕКА (2) |