В сей же день Св. Петра и Павла Царь простился с войском, дав ему роскошный обед в поле: 500000 гостей пировало на лугах Оки; яства, мед и вино развозили обозами; чиновников дарили бархатами, парчами и камками. Последним словом Царя было: "люблю воинство Христианское и надеюсь на его верность". Громкие благословения провождали Бориса далеко по Московской дороге. Воеводы, ратники были в восхищении от Государя столь мудрого, ласкового и счастливого: ибо он без кровопролития, одною угрозою, дал отечеству вожделеннейший плод самой блестящей победы: тишину, безопасность и честь! Россияне надеялись, говорит Летописец, что все Царствование Борисово будет подобно его началу, и славили Царя искренно. - Для наблюдения осталась часть войска на Оке; другая пошла к границе Литовской и Шведской; большую часть распустили: но все знатнейшие чиновники спешили вслед за Государем в столицу. Там новое торжество ожидало Бориса: вся Москва встретила его, как некогда Иоанна, завоевателя Казани, и Патриарх в приветственной речи сказал ему: "Богом избранный, Богом возлюбленный, великий Самодержец! Мы видим славу твою: ты благодаришь Всевышнего! Благодарим Его вместе с тобою; но радуйся же и веселися с нами, совершив подвиг бессмертный! Государство, жизнь и достояние людей целы; а лютый враг, преклонив колена, молит о мире! Ты не скрыл, но умножил талант свой в сем случае удивительном, ознаменованном более, нежели человеческою мудростию... - Здравствуй о Господе, Царь любезный Небу и народу! От радости плачем и тебе кланяемся". Патриарх, Духовенство и народ преклонились до земли. Изъявляя чувствительность и смирение, Государь спешил в храм Успения славословить Всевышнего и в монастырь Новодевичий к печальной Ирине.
Все домы были украшены зеленью и цветами.
Но Борис еще отложил свое Царское венчание до 1 Сентября,
чтобы совершить сей важный обряд в Новое Лето, в день общего
доброжелательства и надежд, лестных для сердца. Между тем грамота
избирательная была написана от имени Земской Думы с таким прибавлением:
"Всем ослушникам Царской воли неблагословение и клятва от Церкви, месть
и казнь от Синклита и Государства; клятва и казнь всякому мятежнику,
раскольнику любопрительному, который дерзнет противоречить деянию соборному и
колебать умы людей молвами злыми, кто бы он ни был, священного ли сана или
Боярского, Думного или воинского, гражданин или Вельможа: да погибнет и
память его вовеки!" Сию грамоту утвердили 1 Августа своими подписями и
печатями Борис и юный Феодор, Иов, все Святители, Архимандриты, Игумены,
Протопопы, Келари, старцы чиновные, - Бояре, Окольничие, знатные сановники
двора, Печатник Василий Щелкалов, Думные Дворяне и Дьяки, Стольники, Дьяки
Приказов, Дворяне, Стряпчие и Выборные из городов, Жильцы, Дьяки нижней
степени, гости, Сотские, числом около пятисот: один список ее был положен в
сокровищницу Царскую, где лежали государственные уставы прежних Венценосцев,
а другой в Патриаршую ризницу в храме Успения. - Казалось, что мудрость
человеческая сделала все возможное для твердого союза между Государем и
Государством! Наконец Борис венчался на Царство, еще пышнее и
торжественнее Феодора, ибо приял утварь Мономахову из рук Вселенского
Патриарха. Народ благоговел в безмолвии; но когда Царь, осененный десницею
Первосвятителя, в порыве живого чувства как бы забыв устав церковный, среди
Литургии воззвал громогласно: "Отче, великий партриах Иов! Бог мне
свидетель, то в моем Царстве не будет ни сирого, ни бедного" - и, тряся
верх своей рубашки, примолвил: "отдам и сию последнюю народу":
тогда единодушный восторг прервал священнодействие: слышны были только клики
умиления и благодарности в храме; Бояре славословили Монарха, народ плакал.
Уверяют, что новый Венценосец, тронутый знаками общей к нему любви, тогда же
произнес и другой важный обет: щадить жизнь и кровь самых преступников и
единственно удалять их в пустыни Сбирские. Одним словом, никакое Царское
венчание в России не действовало сильнее Борисова на воображение и чувство
людей. - Осыпанный в дверях церковных золотом из рук Мстиславского, Борис в
короне, с державою и скиптром спешил в Царскую палату занять место Вряжских
Князей на троне России, чтобы милостями, щедротами и государственными
благодеяниями праздновать сей день великий.
Началося с Двора и Синклита: Борис пожаловал Царевича
Киргизского, Ураз-Магмета, в Цари Касимовские; Дмитрия Ивановича Годунова в
Конюшие, Степана Васильевича Годунова в Дворецкие (на место доброго Григорья
Васильевича, который один не радовался возвышению своего рода и в тайной
горести умер); Князей Катырева, Черкасского, Трубецкого, Ноготкова и Александра
Романова-Юрьева в Бояре; Михайла Романова, Бельского (любимца Иоаннова и
своего бывшего друга), Кривого-Салтыкова (также любимца Иоаннова) и четырех
Годуновых в Окольничие; многих в стольники и в иные чины. Всем людям
служивым, воинским и гражданским он указал выдать двойное жалованье, гостям
Московским и другим торговать беспошлинно два года, а земледельцев казенных и
самых диких жителей Сибирских освободить от податей на год. К сим милостям
чрезвычайным прибавил еще новую для крестьян господских: уставил, сколько им
работать и платить господам законно и безобидно. - Обнародовав с престола сии
Царские благодеяния, Борис двенадцать дней угощал народ пирами. Казалось, что и Судьба благоприятствовала новому Монарху,
ознаменовав начало его державства и вожделенным миром и счастливым успехом
оружия, в битве маловажной числом воинов, но достопамятной своими
обстоятельствами и следствиями, местом победы, на краю света, и лицом
побежденного. Мы оставили Царя-изгнанника Сибирского Кучюма в степи Барабинской,
непреклонного к милостивым предложениям Феодоровым, неутомимого в набегах на
отнятые у него земли и все еще для нас опасного. Воевода Тарский, Андрей
Воейков, выступил (4 Августа 1598) с 397 Козаками, Литовцами и людьми
ясашными к берегам Оби, где среди полей, засеянных хлебом и вдали окруженных
болотами, гнездился Кучюм с бедными остатками своего Царства, с женами, с
детьми, с верными ему Князьями и воинами, числом до пятисот. Он не ждал
врага: бодрый Воейков шел день и ночь, кинув обоз; имел лазутчиков, хватал
неприятельских, и 20 Августа пред восходом солнца напал на укрепленный стан
Ханский. Целый день продолжалась битва, уже последняя для Кучюма: его брат и
сын, Илитен и Кан, Царевичи, 6 Князей, 10 Мурз, 150 лучших воинов пали от
стрельбы наших, которые около вечера вытеснили Татар из укрепления, прижали к
реке, утопили их более ста и взяли 50 пленников; немногие спаслися на судах в
темноте ночи. Так Воейков отмстил Кучюму за гибель Ермака неосторожного!
Восемь жен, пять сыновей и восемь дочерей Ханских, пять Князей и немало
богатства остались в руках победителя. Не зная о судьбе Кучюма и думая, что
он, подобно Ермаку, утонул во глубине реки, Воейков не рассудил за благо идти
далее: сжег, чего не мог взять с собою, и с знатными своими пленниками возвратился
в Тару донести Борису, что в Сибири уже нет иного Царя, кроме Российского. Но
Кучюм еще жил, двумя усердными слугами во время битвы увезенный на лодке вниз
по Оби в землю Чатскую. Еще Воеводы наши снова предлагали ему ехать в Москву,
соединиться с его семейством и мирно дожить век благодеяниями Государя
великодушного. Сеит, именем Тул-Мегмет, посланный Воейковым, нашел Кучюма в
лесу близ того места, где лежали тела убитых Россиянами Татар, на берегу Оби:
слепой старец, неодолимый бедствиями, сидел под деревом, окруженный тремя
сыновьями и тридцатью верными слугами; выслушал речь Сеитову о милости Царя
Московского и спокойно ответствовал: "Я не поехал к нему и в лучшее
время доброю волею, целый и богатый: теперь поеду ли за смертию? Я слеп и глух,
беден и сир. Жалею не о богатстве, но только о милом сыне Асманаке, взятом
Россиянами: с ним одним, без Царства и богатства, без жен и других сыновей, я
мог бы еще жить на свете. Теперь посылаю остальных детей в Бухарию, а сам еду
к Ногаям". Он не имел ни теплой одежды, ни коней и просил их из милости
у своих бывших подданных, жителей Чатской волости, которые уже обещались быть
данниками России: они прислали ему одного коня и шубу. Кучюм возвратился на место битвы и там, в присутствии
Сеита, занимался два дня погребением мертвых тел; в третий день сел на коня -
и скрылся для Истории. Остались только неверные слухи о бедственной его
кончине: пишут, что он, скитаясь в степях Верхнего Иртыша в земле Калмыцкой и
близ озера Заисан-Нора, похитив несколько лошадей, был гоним жителями из
пустыни в пустыню, разбит на берегу озера Кургальчина и почти один явился в
Улусе Ногаев, которые безжалостно умертвили слепого старца изгнанника,
сказав: "Отец твой нас грабил, а ты не лучше отца". Весть о сем
происшествии обрадовала Москву и Россию: Борис с донесением Воейкова спешил
ночью в монастырь к Ирине, любя делить с нею все чистые удовольствия
державного сана. Истребление Кучюма, первого и последнего Царя Сибирского,
если не могуществом, то непреклонною твердостию в злосчастии достопамятного,
как бы запечатлело для нас господство над полунощною Азиею. В столице и во
всех городах снова праздновали завоевание сего неизмеримого края, звоном
колокольным и молебнами. Воейкова наградили золотою медалью, а его
сподвижников деньгами; велели привезти знатных пленников в Москву и дали
народу удовольствие видеть их торжественный въезд (в Генваре 1599). Жены,
дочери, невестки и сыновья Кучюмовы (юноши Асманак и Шаим, отрок Бабадша,
младенцы Кумуш и Молла) ехали в богатых резных санях: Царицы и Царевны в
шубах бархатных, атласных и камчатных, украшенных золотом, серебром и
кружевом; Царевичи в ферезях багряных, на мехах драгоценных; впереди и за
ними множество всадников, Детей Боярских, по два в ряд, все в шубах собольих,
с пищалями. Улицы были наполнены зрителями, Россиянами и чужеземцами. Цариц и
Царевичей разместили в особенных домах, купеческих и Дворянских; давали им
содержание пристойное, но весьма умеренное; наконец отпустили жен и дочерей
Ханских в Касимов и в Бежецкий Верх к Царю Ураз-Магмету и к Царевичу
Сибирскому Маметкулу, согласно с желанием тех и других. Сын Кучюмов
Абдул-Хаир, взятый в плен еще в 1591 году, принял тогда Христианскую Веру и
был назван Андреем. С сего времени уже не имея войны, но единственно усмиряя,
без важных усилий, строптивость наших данников в Сибири и страхом или
выгодами мирной, деятельной власти умножая число их, мы спокойно занимались
там основанием новых городов: Верхотурья в 1598, Мангазеи и Туринска в 1600,
Томска в 1604 годах; населяли их людьми воинскими, семейными, особенно
Козаками Литовскими или Малороссийскими, и самых коренных жителей Сибирских
употребляли на ратное дело, вселяя в них усердие к службе льготою и честию,
так что с величайшею ревностию содействовали нам в покорении своих единоземцев.
Одним словом, если случай дал Иоанну Сибирь, то государственный ум Борисов
надежно и прочно вместил ее в состав России.
В делах внешней политики Российской ничто не переменилось:
ни дух ее, ни виды. Мы везде хотели мира или приобретений без войны, готовясь
единственно к оборонительной; не верили доброжелательству тех, коих польза
была несовместна с нашею, и не упускали случая вредить им без явного
нарушения договоров. Хан, уверяя Россию в своей дружбе, откладывал
торжественное заключение нового договора с новым Царем: между тем Донские
Козаки тревожили набегами Тавриду, а Крымские разбойники Белогородскую
область. Наконец, в июне 1602 года, Казы-Гирей, приняв дары, оцененные в
14000 рублей, вручил послу, Князю Григорию Волконскому, шертную грамоту со
всеми торжественными обрядами, но еще хотел тридцати тысяч рублей и
жаловался, что Россияне стесняют Ханские Улусы основанием крепостей в степях,
которые были дотоле привольем Татарским. "Не видим ли (говорил он)
вашего умысла, столь недружелюбного? Вы хотите задушить нас в ограде. А я вам
друг, каких мало. Султан живет мыслию идти войною на Россию, но слышит от
меня всегда одно слово: далеко! там пустыни, леса, воды, болота, грязи
непроходимые". Царь ответствовал, что казна его истощилась от милостей,
оказанных войску и народу; что крепости основаны единственно для безопасности
наших Посольств к Хану и для обуздания хищных Донских Козаков; что мы, имея
рать сильную, не боимся Султановой. Любимец Казы-Гиреев Ахмет-Челибей,
присланный к Царю с союзною грамотою, требовал от него клятвы в верном
исполнении взаимных условий: Борис взял в руки книгу (без сомнения не
Евангелие) и сказал: "Обещаю искреннее дружество Казы-Гирею: вот моя
большая присяга", не хотел ни целовать креста, ни показать сей книги
Челибею, коего уверяли, что Государь Российский из особенной любви к Хану
изустно произнес священное обязательство союза и что договоры с иными
венценосцами утверждаются только Боярским словом. Так Борис, вопреки древнему
обыкновению, уклонился от бесполезного унижения святыни в делах с варварами,
уважающими одну корысть и силу; честил Хана умеренными дарами, а всего более
надеялся на войско, готовое для защиты юго-восточных пределов России, и
сохранил их спокойствие. Были взаимные досады, однако ж без всяких неприятельских
действий. В 1603 году Казы-Гирей с гневом выслал из Тавриды нового Посла
Государева Князя Борятинского за то, что он не хотел удержать Донских Козаков
от впадения в Карасанский Улус, ответствуя грубо: "у вас есть сабля; а
мое дело сноситься только с Ханом, не с ворами Козаками". Но сей случай
не произвел разрыва: Хан жаловался без угроз и подтвердил обязательство
умереть нашим другом, опасаясь тогда Султана и думая найти защитника в
Борисе. В делах с Литвою и с Швециею Борис также старался возвысить
достоинство России, пользуясь случаем и временем. Сигизмунд, именем еще
Король Швеции, уже воевал с ее Правителем, дядею своим, Герцогом Карлом, и
склонил Вельможных Панов к участию в сем междоусобии, уступив их отечеству
Эстонию. В таких благоприятных для нас обстоятельствах Литва домогалась
прочного мира, а Швеция союза с Россиею: Борис же, изъявляя готовность к тому
и к другому, вымышлял легкий способ взять у них, что было нашим и что мы
уступили им невольно: древние Орденские владения, о коих столько жалел Иоанн,
жалела и Россия, купив оные долговременными, кровавыми трудами и за ничто
отдав властолюбивым иноземцам.
Мы упоминали о сыне Шведского Короля Эрика, изгнаннике
Густаве. Скитаясь из земли в землю, он жил несколько времени в Торне, скудным
жалованьем брата своего Сигизмунда и решился (в 1599 году) искать счастия в
нашем отечестве, куда звали его и Феодор и Борис, предлагая ему не только
временное убежище, но и знатное поместье или удел. На границе, в Новегороде,
в Твери ждали Густава сановники царские с приветствиями и дарами; одели в
золото и в бархат; ввезли в Москву на богатой колеснице; представили Государю
в самом пышном собрании Двора. Поцеловав руку у Бориса и юного Феодора,
Густав произнес речь (зная Славянский язык); сел на золотом изголовье; обедал
у Царя за столом особенным, имея особенного крайчего и чашника. Ему дали
огромный дом, чиновников и слуг, множество драгоценных сосудов и чаш из
кладовых Царских; наконец Удел Калужский, три города с волостями, для дохода.
Одним словом, после Борисова семейства Густав казался первым человеком в
России, ежедневно ласкаемый и даримый. Он имел достоинства: душевное
благородство, искренность, сведения редкие в науках, особенно в химии, так
что заслужил имя второго Феофраста Парацельса; знал языки, кроме Шведского и
Славянского, Италиянский, Немецкий, Французский; много видел в свете, с умом
любопытным, и говорил приятно. Но не сии достоинства и знания было виною
Царской к нему милости: Борис мыслил употребить его в орудие политики как
второго Магнуса, желая иметь в нем страшилище для Сигизмунда и Карла;
обольстил Густава надеждою быть Властителем Ливонии с помощию России и хитро
приступил к делу, чтобы обольстить и Ливонию. Еще многие сановники Дерптские
и Нарвские жили в Москве с женами и детьми в неволе сносной, однако ж
горестной для них, лишенных отечества и состояния: Борис дал им свободу с
условием, чтобы они присягнули ему в верности неизменной; ездили, куда хотят:
в Ригу, в Литву, в Германию для торговли, но везде были его усердными слугами,
наблюдали, выведывали важное для России и тайно доносили о том Печатнику
Щелкалову. Сии люди, некогда купцы богатые, уже не имели денег: Царь велел им
раздать до двадцати пяти тысяч нынешних рублей серебряных, чтобы они тем
ревностнее служили России и преклоняли к ней своих единоземцев. Зная
неудовольствие жителей Рижских и других Ливонцев, утесняемых Правительством и
в гражданской жизни и в богослужении, Царь велел тайно сказать им, что если
хотят они спасти вольность свою и Веру отцев; если ужасаются мысли
рабствовать всегда под тяжким игом Литвы и сделаться Папистами или Иезуитами:
то щит России над ними, а меч ее над их утеснителями; что сильнейший из
Венценосцев, равно славный и мудростию и человеколюбием, желает быть отцем
более, нежели Государем Ливонии и ждет Депутатов из Риги, Дерпта и Нарвы для
заключения условий, которые будут утверждены присягою Бояр; что свобода,
законы и Вера останутся там неприкосновенными под его верховною властию. В то
же время Воеводы Псковские должны были искусно разгласить в Ливонии, что
Густав, столь милостиво принятый Царем, немедленно вступит в ее пределы с
нашим войском, дабы изгнать Поляков, Шведов и господствовать в ней с правом
наследственного Державца, но с обязанностию Российского присяжника. Сам
Густав писал к Герцогу Карлу: "Европе известна бедственная судьба моего
родителя; а тебе известны ее виновники и мои гонители: оставляю месть Богу.
Ныне я в тихом и безбоязненном пристанище у великого Монарха, милостивого к
несчастным державного племени. Здесь могу быть полезен нашему любезному
отечеству, если ты уступишь мне Эстонию, угрожаемую Сигизмундовым
властолюбием: с помощию Божиею и Царскою буду не только стоять за города ее,
но возьму и всю Ливонию, мою законную отчину". Заметим, что о сем письме
не упоминается в наших переговорах с Швециею; оно едва ли было доставлено
Герцогу: сочиненное, как вероятно, в приказе Московском, ходило единственно в
списках из рук в руки между Ливонскими гражданами, чтобы волновать их умы в
пользу Борисова замысла. Так мы хитрили, будучи в перемирии с Литвою и в мире
с Швециею! Но сия хитрость, не чуждая коварства, осталась бесплодною
- от трех причин: 1) Ливонцы издревле страшились и не любили России; помнили
историю Магнуса и видели еще следы Иоаннова свирепства в их отечестве; слушали
наши обещания и не верили. Только некоторые из Нарвских жителей, тайно
сносясь с Борисом, умышляли сдать ему сей город; но, обличенные в сей измене,
были казнены всенародно. 2) Мы имели лазутчиков, а Сигизмунд и Карл войско в
Ливонии: могла ли она, если бы и хотела, думать о Посольстве в Москву? Густав
лишился милости Бориса, который думал женить его на Царевне Ксении, с
условием, чтобы он исповедовал одну Веру с нею; но Густав не согласился
изменить своему Закону, ни оставить любовницы, привезенной им с собою из
Данцига; не хотел быть, как пишут, и слепым орудием нашей Политики ко вреду
Швеции; требовал отпуска и, разгоряченный вином, в присутствии Борисова
медика Фидлера грозился зажечь Москву, если не дадут ему свободы выехать из
России: Фидлер сказал о том Боярину Семену Годунову, а Боярин Царю, который,
в гневе отняв у неблагодарного и сокровища и города, велел держать его под
стражею в доме; однако ж скоро умилостивился и дал ему вместо Калуги
разоренный Углич. Густав (в 1601 году) снова был у Царя, но уже не обедал с
ним; удалился в свое поместье и там, среди печальных развалин, спокойно
занимался химиею до конца Борисовой жизни. Неволею перевезенный тогда в
Ярославль, а после в Кашин, сей несчастный Принц умер в 1607 году, жалуясь на
ветреность той женщины, которой он пожертвовал блестящею долею в России.
Уединенную могилу его в прекрасной березовой роще, на берегу Кашенки, видели
знаменитый Шведский Военачальник Иаков де-ла-Гарди и Посланник Карла IX
Петрей в царствование Шуйского. Том 11 Глава 1 ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. ГОДЫ 1598-1604 (1) |