Между тем мы имели случай гордостию отплатить Сигизмунду
за уничижение, претерпенное Иоанном от Батория. Великий Посол Литовский
Канцлер Лев Сапега, приехав в Москву, жил шесть недель в праздности для того,
как ему сказывали, что Царь мучился подагрою. Представленный Борису (16
Ноября 1600), Сапега явил условия, начертанные Варшавским Сеймом для
заключения вечного мира с Россиею: их выслушали, отвергнули и еще несколько
месяцев держали Сапегу в скучном уединении, так что он грозился сесть на коня
и без дела уехать из Москвы. Наконец, будто бы из уважения к милостивому
ходатайству юного Борисова сына, Государь велел Думным Советникам заключить
перемирие с Литвою на 20 лет. 11 Марта (1601 года) написали грамоту, но не
хотели именовать в ней Сигизмунда Королем Швеции под лукавым предлогом, что
он не известил ни Феодора, ни Бориса о своем восшествии на трон отцевский: в
самом же деле мы пользовались случаем мести за старое упрямство Литвы
называть Государей Российских единственно Великими Князьями и тем еще давали
себе право на благодарность Шведского Властителя - право входить с ним в
договоры как с законным Монархом. Тщетно Сапега возражал, требовал, молил,
даже с слезами, чтобы внести в грамоту весь титул Королевский: ее послали к
Сигизмунду для утверждения с Боярином Михайлом Глебовичем Салтыковым и с
Думным Дьяком Афанасием Власьевым, которые, невзирая на худое гостеприимство
в Литве, успели в главном деле, к чести двора Московского. Сигизмунд
предводительствовал тогда войском в Ливонии и звал их к себе в Ригу: они
сказали: "будем ждать Короля в Вильне", - и поставили на своем; в
глубокую осень жили несколько времени на берегах Днепра в шатрах; терпели
холод и недостаток, но принудили Короля ехать для них в Вильну, где начались
жаркие прения. Литовские Вельможи говорили Салтыкову и Власьеву: "если
действительно хотите мира, то признайте нашего Короля Шведским, а Эстонию
собственностию Польши". Салтыков отвечал: "Мир вам нужнее, нежели
нам. Эстония и Ливония собственность России от времен Ярослава Великого; а
Шведским Королевством владеет ныне Герцог Карл: Царь не дает никому пустых
титулов". "...Карл есть изменник и хищник, - возражали Паны: -
Государь ваш перестанет ли называться в титуле Астраханским или Сибирским,
если какой-нибудь разбойник на время завладеет сими землями? Знатная часть
Венгрии ныне в руках Султана, но Цесарь именуется Венгерским, а Король
Испанский Иерусалимским". Убеждения остались без действия; но Сигизмунд,
целуя крест пред нашими Послами (7 Генваря 1602) с обещанием свято хранить договор,
примолвил: "Клянуся именем Божиим умереть с моим наследственным титулом
Короля Шведского, не уступать никому Эстонии и в течение сего двадцатилетнего
перемирия добывать Нарвы, Ревеля и других городов ее, кем бы они ни были
заняты". Тут Салтыков выступил и сказал громко: "Король Сигизмунд!
Целуй крест к Великому Государю Борису Феодоровичу по точным словам грамоты,
без всякого прибавления - или клятва не в клятву!" Сигизмунд должен был
переговорить свою речь, как требовал Боярин и смысл грамоты. Следственно в
Москве и в Вильне Политика Российская одержала верх над Литовскою: Король
уступил, ибо не хотел воевать в одно время и с Шведами и с нами; устоял
только в отказе величать Бориса именем Царя и Самодержца, чего мы требовали и
в Москве и в Вильне, но удовольствовались словом, что сей титул, бесспорно,
будет дан Королем Борису при заключении мира вечного. "Хорошо (говорили
Паны) и двадцать лет не лить Христианской крови: еще лучше успокоить навсегда
обе Державы. Двадцать лет пройдут скоро; а кто будет тогда Государем и в
Литве и в России, неизвестно". Заметим еще обстоятельство достопамятное:
Послы Московские, в день своего отпуска пируя во дворце Королевском, увидели
юного Сигизмундова сына, Владислава, и как бы в предчувствии будущего
вызвались целовать у него руку: сей отрок семилетний, коему надлежало в
возрасте юноши явиться столь важным действующим лицом в нашей истории,
приветствовал их умно и ласково; встав с места и сняв с себя шляпу, велел
кланяться Царевичу Феодору и сказать ему, что желает быть с ним в искренней
дружбе. Знатный Боярин Салтыков и Думный Дьяк Власьев, который заменил
Щелкалова в делах государственных, могли, храня в душе приятное воспоминание
о юном Владиславе, вселить во многих Россиян добрые мысли о сем,
действительно любезном Королевиче. - Возвратясь, Послы донесли Борису, что он
может быть уверен в безопасности и тишине с Литовской стороны на долгое
время; что Король и Паны знают, видят силу России, управляемую столь мудрым
Государем, и конечно не помыслят нарушить договора ни в каком случае,
внутренно славя миролюбие Царя как особенную милость Божию к их отечеству. Мы сказали, что Правитель Швеции искал союза России:
Борис, убеждая Герцога не мириться с Сигизмундом, дозволял Шведам идти из
Финляндии к Дерпту чрез Новогородское владение и хотел действовать вместе с
ними для изгнания Поляков из Ливонии. Королевские чиновники ездили в Москву,
наши в Стокгольм с изъявлениями взаимного дружества. В знак чрезвычайного
уважения к Борису, Герцог тайно спрашивал у него, исполнить ли ему волю чинов
государственных и назваться ли Королем Шведским? Царь советовал исполнить и
немедленно, для истинного блага Швеции, и тем заслужил живейшую
признательность Карлову; советовал искренно, ибо безопасность России
требовала, чтобы Литва и Швеция имели разных Властителей. Но мы желали Нарвы,
и для того хитрый Царь (в Феврале 1601) объявил Шведским Послам Карлу
Гендрихсону и Георгию Клаусону, бывшим у нас в одно время с Литовским
Канцлером Сапегою, что должно еще снова рассмотреть и торжественно утвердить
мирную грамоту 1597 года, писанную от имени Феодорова и Сигизмундова: что она
недействительна, ибо Сигизмунд не утвердил ее; что обстоятельства
переменились и что сей Король готов уступить нам часть Ливонии, если будем
помогать ему в войне с Герцогом. Послы удивились. "Мы заключили мир
(говорили они Боярам) не между Феодором и Сигизмундом, а между Швециею и
Россиею, до скончания веков, именем Божиим, и добросовестно исполнили
условия: отдали Кексгольм вопреки Сигизмундову несогласию. Нет, Герцог Карл
не поверит, чтобы Царь думал нарушить обет, запечатленный целованием креста
на святом Евангелии. Если Сигизмунд уступает вам города в Ливонии, то
уступает не свое: половина ее завоевана Герцогом. И союз с Литвою надежен ли
для Царя? Прекратились ли споры о Киеве и Смоленске? Гораздо скорее можно
согласить выгоды Швеции и России: главная их выгода есть мирное, доброе
соседство. Не сам ли Царь убеждал Карла не мириться с Сигизмундом? Мы воюем и
берем города: что мешает вам также ополчиться и разделить Ливонию с нами?"
Но Борис, с удовольствием видя пламя войны между Герцогом и Королем, не
мыслил в ней участвовать, по крайней мере до времени; заключив перемирие с
Литвою, медлил утвердить бескорыстный мир с Карлом; отпустил его Послов ни с
чем и, тайно склоняя жителей Эстонии изменить Шведам, чтобы присоединиться к
России, досаждал ему сим непрямодушием - но в то же время искренно
доброхотствовал в войне Ливонской: ибо торжество Сигизмундово угрожало нам
соединением Шведской короны с Польскою, а торжество Карлово разделяло их
навеки. Борис первый из Государей Европейских и всех охотнее признал Герцога
Королем Швеции и в сношениях с ним уже давал ему сие имя, когда и сам Герцог
еще назывался только Правителем. Новая важная связь Борисова с наследственным врагом Швеции
могла также беспокоить Карла. Известив соседственных и других Венценосцев,
Императора, Елисавету о своем воцарении, Борис долго медлил оказать сию
учтивость Королю Датскому, Христиану; но с 1601 года началися весьма
дружелюбные сношения между ими. В одно время Послы Христиановы, Эске-Брок и
Карл Бриске, отправились в Москву, а наши, знатный Дворянин Ржевский и Дьяк
Дмитриев в Копенгаген для взаимного приветствия и для разрешения старых,
бесконечных споров о Кольских и Варгавских пустынях. Доказывая, что вся
Лапландия принадлежала Норвегии, Христиан ссылался на Историю Саксона
Грамматика и даже на Мюнстерову Космографию; говорил еще, что сами Россияне
издревле называют Лапландию Мурманскою или Норвежскою землею; а мы возражали,
что она без сомнения наша, ибо в Царствование Василия Иоанновича
Новогородский Священник Илия крестил ее диких жителей, и еще утверждали сие
право собственности следующею повестию, основанною на предании тамошних
старцев: "Жил некогда в Кореле, или Кексгольме, знаменитый Владетель
именем Валит, или Варент, данник великого Новагорода, муж необычной храбрости
и силы: воевал, побеждал и хотел господствовать над Лопью, или Мурманскою
землею. Лопари требовали защиты соседственных Норвежских Немцев; но Валит
разбил и Немцев, там, где ныне летний погост Варенгский, и где он, в память
векам, положил своими руками огромный камень в вышину более сажени; сделал
вокруг его твердую ограду в двенадцать стен и назвал ее Вавилоном, сей камень
и теперь именуется Валитовым. Такая же ограда существовала на месте Кольского
острога. Известны еще в земле Мурманской Губа Валитова и Городище Валитово
среди острова или высокой скалы, где безопасно отдыхал витязь Корельский.
Наконец побежденные Немцы заключили с ним мир, отдав ему всю Лопь до реки
Ивгея. Долго славный и счастливый, Валит, именем Христианским Василий, умер и
схоронен в Кексгольме в церкви Спаса; Лопари же с того времени платили дань
Новугороду и Царям Московским". Сии исторические доводы с обеих сторон
были не весьма убедительны, и датчане в знак миролюбия желали разделить
Лапландию с нами вдоль или поперек на две равные части; а Борис, из любви к
Христиану, уступал ему все земли за монастырем Печенским к северу,
предоставляя Датским и Российским чиновникам на будущем съезде близ Колы
означить границы обеих Держав. Между тем возобновили договор о свободной
торговле Датских купцев в России; условились и в деле важнейшем.
Борис искал достойного жениха для прелестной Царевны между
Европейскими Принцами державного племени, чтобы таким союзом возвысить блеск
своего Дому в глазах Бояр и Князей Российских, которые еще недавно видели
Годуновых ниже себя: не успев в намерении отдать руку дочери вместе с
Ливониею Густаву, сей нежный родитель и хитрый Политик надеялся доставить
счастие Ксении и выгоды Государству супружеством ее с Герцогом Иоанном,
братом Христиановым, юношею умным и приятным, который, подобно Густаву, мог
служить орудием наших властолюбивых замыслов на Эстонию, бывшую собственность
Дании. Царь предложил, и Король, не устрашенный судьбою Магнуса, обрадовался
чести быть сватом знаменитого Самодержца Московского, в надежде его усердным
вспоможением осилить враждебную Швецию. К сожалению, любопытные бумаги о сем
сватовстве утратились: не знаем условий о Вере, о приданом, ни других
взаимных обязательств; но знаем, что Иоанн согласился жертвовать Ксении
отечеством и быть Удельным Князем в России: не для того ли, чтобы в случае
возможного несчастия, преждевременной кончины юного Царевича трон Московский
имел наследников в семействе Борисовом? о чем, вероятно, думал Царь
дальновидный, с горячностию любя сына, но любя и мысль о непрерывном
наследстве короны, в течение веков, для своего рода. Жених воевал тогда в
Нидерландах под знаменами Испании: спешил возвратиться, сел на Адмиральский
корабль и вместе с пятью другими приплыл (10 Августа 1602) к устью Наровы.
Там ожидала гостя ладия Царская, устланная бархатом - и как скоро Герцог
ступил на землю Русскую, загремели пушки: Боярин Михайло Глебович Салтыков и
Думный Дьяк Власьев приветствовали его именем Царя, - ввели в богатый шатер и
поднесли ему 80 драгоценнейших соболей. В карете, блистающей золотом и
серебром, Иоанн ехал в Иваньгород мимо Нарвы, где развевались знамена, на
башнях и стенах, усеянных любопытными зрителями: так приветствовали его и
Шведы, внутренно опасаясь сего путешествия, коего цель они уже знали или
угадывали.
Гораздо искреннее честили Герцога в России. С ним были
Послы Христиановы, три сенатора (Гильденстерн, Браге и Гольк), восемь знатных
сановников, несколько Дворян, два медика, множество слуг: на каждом стане, в
самых бедных деревнях, угощали их как бы во дворце Московском; за обедом
играла музыка. В городах стреляли из пушек; войско стояло в ружье и чиновники
за чиновниками представлялись Светлейшему Королевичу. Ехали медленно, в день
не более тридцати верст, чрез Новгород, Валдай, Торжок и Старицу.
Путешественник не скучал; в часы роздыха гулял верхом или по рекам на лодках;
забавлялся охотою, стрелял птиц; беседовал с Боярином Салтыковым и Дьяком
Власьевым о России, желая знать ее государственные уставы и народные
обыкновения. Послы Христиановы советовали ему не вдруг перенимать наши обычаи
и держаться еще Немецких: "еду к Царю (говорил он) за тем, чтобы
навыкать всему Русскому". Будучи 1 Сентября в Бронницах, Иоанн сказал
Салтыкову: "Я знаю, что в сей день вы празднуете новый год; что
Духовенство, Синклит и Двор ныне торжественно желают многолетия Государю: еще
не имею счастия видеть его лицо, но также усердно молюся, да
здравствует", - спросил вина и стоя пил Царские чаши вместе с Московскими
сановниками и Датскими Послами. Одним словом, Иоанн хотел любви Борисовой и
любви Россиян. Салтыков и Власьев писали к Царю о здоровье и веселом нраве
Королевича; уведомляли обо всем, что он говорил и делал: даже о нарядах, о
цвете его атласных кафтанов, украшенных золотыми или серебряными кружевами!
Царь требовал сих подробностей - и высылал новые дары путешественнику:
богатые ткани Азиятские, шапки, низанные жемчугом, поясы и кушаки
драгоценные, золотые цепи, сабли с бирюзою и с яхонтами. Наконец Иоанн
изъявил нетерпение быть в Москве: ему ответствовали, что Государь боялся
спешною ездою утомить его - и поехали скорее. 18 Сентября ночевали в Тушине,
а 19 приближились к столице.
Не только воины и люди сановные, от членов Синклита до
приказных Дьяков, но и граждане встретили Герцога в поле. Выслушав ласковую
речь Бояр, он сел на коня и ехал Москвою при звуке огромного Кремлевского
колокола с Датскими и Российскими чиновниками. Ему отвели в Китае-городе
лучший дом - и на другой день прислали обед Царский: сто тяжелых золотых блюд
с яствами, множество кубков и чаш с винами и медами. 28 Сентября было
торжественное представление. От дому Иоаннова до Красного крыльца стояли
богато одетые воины; на площади Кремлевской граждане, Немцы, Литва, также в лучшем
наряде. У крыльца встретили Иоанна Князья Трубецкой и Черкасский, на лестнице
Василий Шуйский и Голицын, в сенях первый Вельможа Мстиславский с Окольничими
и Дьяками. Царь и Царевич были в золотой палате, в бархатных порфирах,
унизанных крупным жемчугом; в их коронах и на груди сияли алмазы и яхонты
величины необыкновенной. Увидев Герцога, Борис и Феодор встали, обняли его с
нежностию, сели с ним рядом и долго беседовали в присутствии Вельмож и
Царедворцев. Все смотрели на юного Иоанна с любовию, пленяясь его красотою:
Борис уже видел в нем будущего сына. Обедали в Грановитой палате: Царь сидел
на золотом троне, за серебряным столом, под висящею над ним короною с боевыми
часами между Феодором и Герцогом, уже причисленным к их семейству. Угощение
заключилось дарами: Борис и Феодор сняли с себя алмазные цепи и надели на шею
Иоанну; а царедворцы поднесли ему два ковша золотые, украшенные яхонтами,
несколько серебряных сосудов, драгоценных тканей, Английских сукон, Сибирских
мехов и три одежды Русские. Но жених не видал Ксении, веря только слуху о
прелестях ее, любезных свойствах, достоинствах, и не обманываясь.
Современники пишут, что она была среднего роста, полна телом и стройна; имела
белизну млечную, волосы черные, густые и длинные, трубами лежащие на плечах,
- лицо свежее, румяное, брови союзные, глаза большие, черные, светлые,
красоты несказанной, особенно, когда блистали в них слезы умиления и жалости;
не менее пленяла и душою, кротостию, благоречием, умом и вкусом образованным,
любя книги и сладкие песни духовные. Строгий обычай не дозволял показывать и
такой невесты прежде времени; сама же Ксения и Царица могли видеть Иоанна
скрытно, издали, как думали его спутники. Обручение и свадьбу отложили до
зимы, готовясь к тому, вместо пиров, молитвою: родители, невеста и брат ее
поехали в Лавру Троицкую... О сем пышном выезде Царского семейства очевидцы
говорят так:
"Впереди 600 всадников и 25 заводных коней,
блистающих убранством, серебром и золотом; за ними две кареты: пустая
Царевичева, обитая алым сукном, и другая, обитая бархатом, где сидел
Государь: обе в 6 лошадей; первую окружали всадники, вторую пешие Царедворцы.
Далее ехал верхом юный Феодор; коня его вели знатные чиновники. Позади Бояре
и придворные. Многие люди бежали за Царем, держа на голове бумагу: у них
взяли сии челобитные и вложили в красный ящик, чтобы представить Государю.
Чрез полчаса выехала Царица в великолепной карете; в другой, со всех сторон
закрытой, сидела Царевна: первую везли десять белых коней, вторую восемь.
Впереди 40 заводных лошадей и дружина всадников, мужей престарелых, с
длинными седыми бородами; сзади 24 Боярыни на белых конях. Вокруг шли 300
Приставов с жезлами". - Там, в обители тишины и святости, Борис с
супругою и с детьми девять дней молился над гробом Св. Сергия, да благословит
Небо союз Ксении с Иоанном.
Между тем жениха ежедневно честили Царскими обедами в его
доме; присылали ему бархаты, объяри, кружева для Русской одежды, прислали и
богатую постелю, белье, шитое серебром и золотом. Он с ревностию хотел
учиться нашему языку и даже переменить Веру, как пишут, чтобы исповедовать
одну с будущею супругою; вообще вел себя благоразумно и всем нравился
любезностию в обхождении. Но чего искренно желали и Россияне и Датчане - о
чем молились родители и невеста - то не было угодно Провидению... На
возвратном пути из Лавры, 16 Октября, в селе Братовщине Государь узнал о
незапной болезни жениха. Иоанн еще мог писать к нему и прислал своего
чиновника, чтобы его успокоить. Недуг усиливался беспрестанно: открылась
жестокая горячка; но медики, Датские и Борисовы, не теряли надежды: Царь
заклинал их употребить все искусство, обещая им неслыханные милости и
награды. 19 Октября посетил Иоанна юный Феодор, 27 сам Государь вместе с
Патриархом и Боярами; увидел его слабого, безгласного; ужаснулся и с гневом
винил тех, которые таили от него опасность. На другой день, ввечеру, он нашел
Герцога уже при смерти; плакал, крушился; говорил: "Юноша несчастный! Ты
оставил мать, родных, отечество и приехал ко мне, чтобы умереть безвременно!"
Еще желая надеяться, Государь дал клятву освободить 4000 узников в случае
Иоаннова выздоровления и просил Датчан молиться Богу с усердием. Но в 6 часов
сего же вечера, 28 Октября, пресеклись цветущие дни Иоанновы на двадцатом
году жизни... Не только семейство Царское, Датчане, Немцы, но и весь двор,
все жители столицы были в горести. Сам Борис пришел к Ксении и сказал ей:
"любезная дочь! твое счастие и мое утешение погибло!" Она упала без
чувства к ногам его... Велели оказать всю должную честь умершему. Отворили казну
Царскую для бедных вдов и сирот; питали нищих в доме, где скончался Иоанн; к
телу приставили знатных чиновников; запретили его анатомить и вложили в
деревянную гробницу, наполненную ароматами, а после в медную, и еще в
дубовую, обитую черным бархатом и серебром, с изображением креста в средине и
с латинскою надписью о достоинствах умершего, о благоволении к нему Царя и
народа Российского, об их печали неутешной. В день погребения, 25 Ноября,
Борис простился с телом, обливаясь слезами, и ехал за ним в санях
Китаем-городом до Белого. Гроб везли на колеснице, под тремя черными
знаменами, с гербом Дании, Мекленбургским и Голштейнским; на обеих сторонах
шли воины Царской дружины, опустив вниз острие своих копий; за колесницею
Бояре, сановники и граждане - до слободы Немецкой, где в новой церкви
Аугсбургского исповедания схоронили тело Иоанново в присутствии Московских
Вельмож, которые плакали вместе с Датчанами, хотя и не разумели умилительной
надгробной речи, в коей Герцогов Пастор благодарил их за сию чувствительность...
Вероятно ли сказание нашего Летописца, что Борис внутренно
не жалел о смерти Иоанна, будто бы завидуя общей к нему любви Россиян и
страшася оставить в нем совместника для юного Феодора; что медики, узнав
тайную мысль Царя, не смели излечить больного? Но Царь хотел, чтобы Россияне
любили его нареченного зятя: для того советовал ему быть приветливым и
следовать нашим обычаям; хотел без сомнения и счастия Ксении; давал сим
браком новый блеск, новую твердость своему дому, и не мог переменить мыслей в
три недели: устрашиться, чего желал; видеть, чего не предвидел, и вверить
столь гнусную тайну зла придворным врачам-иноземцам, коих он, по смерти
Иоанновой, долго не пускал к себе на глаза, и которые лечили Герцога вместе с
его собственными, Датскими врачами. Свидетели сей болезни, чиновники
Христианова двора, издали в свет ее верное описание, доказывая, что все
способы искусства, хотя и без успеха, были употреблены для спасения Иоаннова.
Нет, Борис крушился тогда без лицемерия и чувствовал, может быть, казнь
Небесную в совести, готовив счастие для милой дочери и видя ее вдовою в
невестах; отвергнул украшения Царские, надел ризу печали и долго изъявлял
глубокое уныние... Все, чем дарили Герцога, было послано в Копенгаген; всех
Иоанновых спутников отпустили туда с новыми щедрыми дарами; не забыли и
последнего из служителей. Борис писал к Христиану, что Россия остается в
неразрывном дружестве с Даниею; оно действительно не разорвалося, как бы
утверждаемое для обоих Государств печальным воспоминанием о судьбе юного
Герцога, коего тело было перевезено в Рошильд, долго лежав под сводом
Московской Лютеранской церкви. В честь Иоанновой памяти Борис дал колокола
сей церкви и дозволил звонить в них по дням Воскресным. Но печаль не мешала Борису ни заниматься делами
государственными с обыкновенною ревностию, ни думать о другом женихе для
Ксении: около 1604 года Послы наши снова были в Дании и содействием
Христиановым условились с Герцогом Шлезвигским Иоанном, чтобы один из его
сыновей, Филипп, ехал в Москву жениться на Царевне и быть там Удельным
Князем. Сие условие не исполнилось единственно от тогдашних бедственных
обстоятельств нашего отечества.
Сношения России с Австриею были, как и в Феодорово время,
весьма дружелюбны и не бесплодны. Думный Дьяк Власьев (в Июне 1599 года),
посланный к Императору с известием о Борисовом воцарении, сел на Лондонский
корабль в устье Двины и вышел на берег в Германии: там, в Любеке и в
Гамбурге, знатнейшие граждане встретили его с великою ласкою, с пушечною
стрельбою и музыкою, славя уже известную милость Борисову к Немцам и надеясь
пользоваться новыми выгодами торговли в России. Рудольф, изгнанный моровым
поветрием из Праги, жил тогда в Пильзене, где Власьев имел переговоры с
Австрийскими Министрами, уверяя их, что наше войско уже шло на Турков, но что
Сигизмунд заградил оному в Литовских владениях путь к Дунаю; что Царь, как
истинный брат Христианских Монархов и вечный недруг Оттоманов, убеждает Шаха
и многих иных Князей азийских действовать усильно против Султана и готов самолично
идти на Крымцев, если они будут помогать Туркам; что мы непрестанно внушаем
Литовским Панам утвердить союз с Императором и с нами возведением
Максимилиана на трон Ягеллонов; что миролюбивый Борис не усомнится даже и
воевать для достижения сей цели, если Император когда-нибудь решится отмстить
Сигизмунду за бесчестие своего брата. Рудольф изъявил благодарность, но
требовал от нас не людей, а золота для войны с Магометом III, желая только,
чтобы мы смирили Хана. "Император, - говорили его Министры, - любя Царя,
не хочет, чтобы он подвергал себя опасности личной в битвах с варварами: у
вас много Воевод мужественных, которые легко могут и без Царя унять Крымцев:
вот главное дело! Если угодно Небу, то корона Польская, при добром содействии
великодушного Царя, не уйдет от Максимилиана; но теперь не время умножать
число врагов". И мы, конечно, не думали действовать мечем для возведения
Максимилиана на трон Польский: ибо Сигизмунд, уже враг Швеции, был для нас не
опаснее Австрийского Князя в венце Ягеллонов: не думали, вопреки уверениям
Власьева, ратоборствовать и с Султаном без необходимости: но предвидя оную -
зная, что Магомет злобится на Россию и действительно велит Хану опустошать ее
владения - Борис усердно доброхотствовал Австрии в войне с сим недругом Христианства.
От 1598 до 1604 года были у нас разные Австрийские чиновники и знатный Посол
Барон Логау; а Думный Дьяк Власьев вторично ездил к Императору в 1603 году.
Не имеем сведений об их переговорах; известно только, что Царь вспомогал
казною Рудольфу, удерживал Казы-Гирея от новых впадений в Венгрию и старался
утвердить дружество между Императором и Шахом Персидским, к коему ездили
Австрийские Посланники чрез Москву и который славно мужествовал тогда против
Оттоманов. Но знаменитый Аббас, ласково поздравив Бориса Царем, изъявляя
готовность заключить с ним тесный союз, а для него и с Императором - отправив
(в 1600 году) Посланника Исеналея чрез Колмогоры в Австрию, в Рим, к Королю
Испанскому - и в знак особенной любви прислав к своему брату Московскому с Вельможею
Лачин-Беком (в Августе 1603 года) златой трон древних Государей Персидских,
вдруг оказался нашим недругом за бедную Грузию: не спорив с Феодором, не
споря с Борисом о праве именоваться ее Верховным Государем, хотел также
бесспорно властвовать над нею и стиснул ее, как слабую жертву, в своих руках
кровавых. Царь Александр не преставал жаловаться в Москве на
бедственную долю Иверии. Послы его так говорили Боярам: "Мы плакали от
неверных и для того отдалися головами Царю православному, да защитит нас; но
плачем и ныне. Наши домы, церкви и монастыри в развалинах, семейства в плену,
рамена под игом. То ли вы нам обещали? И неверные смеются над Христианами,
спрашивая: где же щит Царя Белого? где ваш заступник?" Борис велел
напомнить им о походе Князя Хворостинина, с коим должно было соединиться их
войско и не соединилось; однако ж послал в Иверию [в 1601 г.] двух
сановников, Нащокина и Леонтьева, узнать все обстоятельства на месте и с
Терскими Воеводами условиться в мерах для ее защиты. Там сделалась перемена.
Во время тяжкой болезни Александровой сын его, Давид, объявил себя
Властителем: отец выздоровел, но сын уже не хотел возвратить ему знаков
державства: Царской хоругви, шапки и сабли с поясом. Сего мало: он злодейски
умертвил всех ближних людей Александровых. Тогда несчастный отец, прибежав
раздетый и босой в церковь, рыдая, захлипаясь от слез, всенародно предал сына
анафеме и гневу Божию, который действительно постиг изверга: Давид в
внезапной, мучительной болезни испустил дух, и Посланники наши возвратились с
известием, что Александр снова Царствует в Иверии, но не достоин милости
Государевой, будучи усердным рабом Султана и дерзая укорять Бориса алчностию
к дарам. "Мне ли, - сказал Царь с негодованием, - мне ли прельщаться
дарами нищих, когда могу всю Иверию наполнить серебром и засыпать
золотом?" Он не хотел было видеть нового Посла Иверского, Архимандрита
Кирилла; но сей умный старец ясно доказал, что Нащокин и Леонтьев оклеветали
Александра; сделал еще более: умолил Государя не казнить их и дал ему мысль
для будущего верного соединения Грузии с Россиею, построить каменную крепость
в Тарках, месте неприступном, изобильном и красивом - другую на Тузлуке, где
большое озеро соляное, много серы и селитры - а третью на реке Буйнаке, где
некогда существовал город, будто бы Александром Македонским основанный и где
еще стояли древние башни среди садов виноградных. Для сего предприятия немаловажного Государь избрал двух
знатных Воевод, Окольничих Бутурлина и Плещеева, которые должны были, взяв
полки в Казани и в Астрахани, действовать вместе с Терскими Воеводами и ждать
к себе вспомогательной рати Иверской, клятвенно обещанной Послом от имени
Александра. Не теряли времени и не жалели денег, выдав из казны не менее
трехсот тысяч рублей на издержки похода столь отдаленного и трудного. Войско,
довольно многочисленное, выступило с берегов Терека (в 1604 году) к
Каспийскому морю и видело единственно тыл неприятеля. Шавкал, уже старец
ветхий, лишенный зрения, бежал в ущелья Кавказа, и Россияне заняли Тарки.
Нельзя было найти лучшего места для строения крепости: с трех сторон высокие
скалы могли служить ей вместо твердых стен; надлежало укрепить только отлогий
скат к морю, покрытый лесом, садами и нивами; в горах били ключи и наделяли
жителей, посредством многих труб, свежею водою. Там, на высоте, где стоял
дворец Шавкалов с двумя башнями, Россияне немедленно начали строить стену,
имея все для того нужное: лес, камень, известь; назвали Тарки Новым городом,
заложили крепость и на Тузлуке. Одни работали, другие воевали, до Андрии, или
Эндрена, и Теплых вод, не встречая важного сопротивления; пленили людей в
селениях, брали хлеб, отгоняли табуны и стада, но боялись недостатка в
съестных припасах: для того в глубокую осень Бутурлин послал тысяч пять
воинов зимовать в Астрахань; к счастию, они шли бережно: ибо сыновья
Шавкаловы и Кумыки ждали их в пустынях, напали смело, сражались мужественно,
целый день, а ночью бежали, оставив на месте 3000 убитых. О сем
кровопролитном деле писали Воеводы в Москву и к Царю Иверскому, ожидая его
войска по крайней мере к весне, чтобы очистить все горы от неприятеля,
совершенно овладеть Дагестаном и беспрепятственно строить в нем новые
крепости. Но не было слуха о вспомогательной рати, ни вестей из несчастной
Грузии. Александр уже не обманывал России: он погиб, и за нас! Том 11 Глава 1 ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. ГОДЫ 1598-1604 (2) |