ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСОВА. ГОДЫ 1600-1605
Блестящее властвование Годунова. Молитва о Царе.
Подозрения Борисовы. Гонения. Голод. Новые здания в Кремле. Разбои. Порочные
нравы. Мнимые чудеса. Явление Самозванца. Поведение и наружность обманщика.
Иезуиты. Свидание Лжедимитрия с Королем Польским. Письмо к Папе. Собрание
войска, договоры Лжедимитрия с Мнишком. Меры, взятые Борисом. Первая измена.
Витязь Басманов. Робость Годунова. Общее расположение умов. Великодушие
Борисово. Битва. Поляки оставляют Самозванца. Честь Басманову. Победа Воевод
Борисовых. Осада Кром. Письмо Самозванца к Борису. Кончина Годунова.
Достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты
Самодержца усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками,
злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего
алкала душа его - величием, купленным столь дорогой ценою? Наслаждался ли и
чистейшим удовольствием души, благотворя подданным и тем заслуживая любовь
отечества? По крайней мере недолго. Первые два года сего Царствования казались лучшим временем
России с XV века или с ее восстановления: она была на вышней степени своего
нового могущества, безопасная собственными силами и счастием внешних
обстоятельств, а внутри управляемая с мудрою твердостию и с кротостию
необыкновенною. Борис исполнял обет царского венчания и справедливо хотел
именоваться отцем народа, уменьшив его тягости; отцем сирых и бедных, изливая
на них щедроты беспримерные; другом человечества, не касаясь жизни людей, не
обагряя земли Русской ни каплею крови и наказывая преступников только
ссылкою. Купечество, менее стесняемое в торговле; войско, в мирной тишине
осыпаемое наградами; Дворяне, приказные люди, знаками милости отличаемые за
ревностную службу; Синклит, уважаемый Царем деятельным и советолюбивым;
Духовенство, честимое Царем набожным - одним словом, все государственные
состояния могли быть довольны за себя и еще довольнее за отечество, видя, как
Борис в Европе и в Азии возвеличил имя России без кровопролития и без
тягостного напряжения сил ее; как радеет о благе общем, правосудии,
устройстве. И так не удивительно, что Россия, по сказанию современников,
любила своего Венценосца, желая забыть убиение Димитрия или сомневаясь в
оном! Но Венценосец знал свою тайну и не имел утешения верить
любви народной; благотворя России, скоро начал удаляться от Россиян; отменил
устав времен древних: не хотел, в известные дни и часы, выходить к народу,
выслушивать его жалобы и собственными руками принимать челобитные; являлся
редко и только в пышности недоступной. Но убегая людей - как бы для того,
чтобы лицом Монарха не напомнить им лицо бывшего раба Иоаннова - он хотел
невидимо присутствовать в их жилищах или в мыслях, и недовольный обыкновенною
молитвою в храмах о Государе и Государстве, велел искусным книжникам
составить особенную для чтения во всей России, во всех домах, на трапезах и
вечерях, за чашами, о душевном спасении и телесном здравии "Слуги Божия,
Царя Всевышним избранного и превознесенного, Самодержца всей Восточной страны
и Северной; о Царице и детях их; о благоденствии и тишине отечества и Церкви
под скиптром единого Христианского Венценосца в мире, чтобы все иные
властители пред ним уклонялись и рабски служили ему, величая имя его от моря
до моря и до конца вселенныя; чтобы Россияне всегда с умилением славили Бога
за такого Монарха, коего ум есть пучина мудрости, а сердце исполнено любви и
долготерпения; чтобы все земли трепетали меча нашего, а земля Русская
непрестанно высилась и расширялась; чтобы юные, цветущие ветви Борисова Дому
возрасли благословением Небесным и непрерывно осенили оную до скончания
веков!" То есть, святое действие души человеческой, ее таинственное
сношение с Небом, Борис дерзнул осквернить своим тщеславием и лицемерием,
заставив народ свидетельствовать пред Оком Всевидящим о добродетелях убийцы,
губителя и хищника!.. Но Годунов, как бы не страшась Бога, тем более
страшился людей, и еще до ударов Судьбы, до измен счастия и подданных, еще
спокойный на престоле, искренно славимый, искренно любимый, уже не знал мира
душевного; уже чувствовал, что если путем беззакония можно достигнуть
величия, то величие и блаженство, самое земное, не одно знаменуют. Сие внутреннее беспокойство души, неизбежное для
преступника, обнаружилось в Царе несчастными действиями подозрения, которое,
тревожа его, скоро встревожило и Россию. Мы видели, что он, касаясь рукою
венца Мономахова, уже мечтал о тайных ковах против себя, яде, чародействе; ибо
естественно думал, что и другие, подобно ему, могли иметь жажду к верховной
власти, лицемерие и дерзость. Нескромно открыв боязнь свою, и взяв с Россиян
клятву постыдную, Борис столь же естественно не доверял ей: хотел быть на
страже неусыпной, все видеть и слышать, чтобы предупредить злые умыслы;
восстановил для того бедственную Иоаннову систему доносов и вверил судьбу
граждан, Дворянства, Вельмож сонму гнусных изветников.
Первою знаменитою жертвою подозрения и доносов был тот, с
кем Годунов жил некогда душа в душу, кто охотно делил с ним милость Иоаннову
и страдал за него при Феодоре - свойственник Царицы Марии, Бельский.
Спасенный Годуновым от злобы народной во время Московского мятежа, но
оставленный надолго в честной ссылке, - снова призванный ко двору, но без
всякого отличия, и в самое Царствование Бориса удостоенный только
второстепенного думного сана, сей главный любимец Грозного, считая себя
благодетелем Годунова, мог быть или казаться недовольным, следственно
виновным в глазах Царя, имея еще и другую, важнейшую вину за собою: он знал
лучше иных глубину Борисова сердца! В 1600 году Царь послал его в дикую степь
строить новую крепость Борисов на берегу Донца Северского, без сомнения не в
знак милости; но Бельский, стыдясь представлять лицо уничиженного, ехал в
отдаленные пустыни как на знатнейшее Воеводство, с необыкновенною пышностию,
с богатою казною и множеством слуг; велел заложить город своим, а не Царским
людям; ежедневно угощал стрельцов и Козаков, давал им одежду и деньги, не
требуя ничего от государя. Следствием было то, что новую крепость построили
скорее и лучше всех других крепостей; что делатели не скучали работою, любя,
славя начальника; а Царю донесли, что начальник, милостию прельстив воинов,
думает объявить себя независимым и говорит: "Борис Царь в Москве, а я
Царь в Борисове!" Сию клевету, основанную, вероятно, на тщеславии и
каком-нибудь неосторожном слове Бельского, приняли за истину (ибо Годунов
желал избавиться от старинного, беспокойного друга) - и решили, что он достоин
смерти; но Царь, хвалясь милосердием, велел только взять у него имение и
выщипать ему всю длинную, густую бороду, избрав Шотландского хирурга Габриеля
для совершения такой новой казни. Бельский снес позор и, заточенный в один из
Низовых городов, дожил там до случая отмстить неблагодарному хотя в могиле.
Умный, опытный в делах государственных, сей преемник Малюты Скуратова был
ненавистен Россиянам страшными воспоминаниями своих дней счастливых, а
иноземцам своею жестокою к ним неприязнию, которою он мог гневить и Бориса,
их ревностного покровителя. Мало жалели о старом, безродном временщике; но
его опала предшествовала другой, гораздо чувствительнейшей для знатных родов
и для всего отечества.
Память добродетельной Анастасии и свойство
Романовых-Юрьевых с Царским домом Мономаховой крови были для них правом на
общее уважение и самую любовь народа. Боярин Никита Романович, достойный сей
любви и личными благородными качествами, оставил 5 сыновей: Федора,
Александра, Михайла, Ивана и Василия, в последний час жизни молив Годунова
быть им вместо отца. Честя их наружно - дав старшим, Федору и Александру,
Боярство, Михайлу сан Окольничего, и женив своего ближнего, Ивана Ивановича
Годунова, на их меньшей сестре, Ирине - Борис внутренно опасался Романовых,
как совместников для его юного сына: ибо носилась молва, что Феодор, за
несколько времени до кончины, мыслил объявить старшего из них наследником
Государства: молва, вероятно, несправедливая; но они, будучи единокровными
Анастасии и двоюродными братьями Феодора, казались народу ближайшими к
престолу. Сего было достаточно для злобы Борисовой, усиленной насказами
родственников Царских; но гонение требовало предлога, если не для успокоения
совести, то для мнимой безопасности гонителя, чтобы личиною закона прикрыть
злодейство, как иногда поступал Грозный и сам Борис, избавляя себя от
ненавистных ему людей в Феодорово время. Надежнейшими изветниками считались
тогда рабы: желая ободрить их в сем предательстве, Царь не устыдился явно
наградить одного из слуг Боярина Князя Федора Шестунова за ложный донос на
господина в недоброхотстве к Венценосцу: Шестунова еще не тронули, но
всенародно, на площади, сказали клеветнику милостивое слово Государево, дали
вольность, чин и поместье. Между тем шептали слугам Романовых, что их за
такое же усердие ждет еще важнейшая милость Царская; и главный клеврет нового
тиранства, новый Малюта Скуратов, Вельможа Семен Годунов, изобрел способ
уличить невинных в злодействе, надеясь на общее легковерие и невежество:
подкупил казначея Романовых, дал ему мешки, наполненные кореньями, велел
спрятать в кладовой у Боярина Александра Никитича и донести на своих господ,
что они, тайно занимаясь составом яда, умышляют на жизнь Венценосца. Вдруг
сделалась в Москве тревога: Синклит и все знатные чиновники спешат к Патриарху;
посылают окольничего Михайла Салтыкова для обыска в кладовой у Боярина
Александра; находят там мешки, несут к Иову и в присутствии Романовых
высыпают коренья, будто бы волшебные, изготовленные для отравления Царя. Все
в ужасе - и Вельможи, усердные подобно Римским Сенаторам Тибериева или
Неронова времени, с воплем кидаются на мнимых злодеев, как дикие звери на
агнцев, - грозно требуют ответа и не слушают его в шуме. Отдают Романовых под
крепкую стражу и велят судить, как судят беззаконие.
Сие дело есть одно из гнуснейших Борисова ожесточения и
бесстыдства. Не только Романовым, но и всем их ближним надлежало погибнуть,
чтобы не осталось мстителей на земле за невинных страдальцев. Взяли Князей
Черкасских, Шестуновых, Репниных, Карповых, Сицких: знатнейшего из последних,
Князя Ивана Васильевича, Наместника Астраханского, привезли в Москву
скованного с женою и сыном. Допрашивали, ужасали пыткою, особенно Романовых;
мучили, терзали слуг их, безжалостно и бесполезно: никто не утешил тирана
клеветою на самого себя или на других; верные рабы умирали в муках,
свидетельствуя единственно о невинности господ своих пред Царем и Богом. Но
судии не дерзали сомневаться в истине преступления, столь грубо вымышленного,
и прославили неслыханное милосердие Царя, когда он велел им осудить
Романовых, со всеми их ближними, единственно на заточение, как уличенных в
измене и в злодейском намерении извести Государя средствами волшебства. В
июне 1601 года исполнился приговор Боярский: Федора Никитича Романова
(будущего знаменитого Иерарха), постриженного и названного Филаретом, сослали
в Сийскую Антониеву Обитель; супругу его, Ксению Ивановну, также постриженную
и названную Марфою, в один из заонежских погостов; тещу Федорову, Дворянку
Шестову, в Чебоксары, в Никольский Девичий монастырь; Александра Никитича в
Усолье-Луду, к Белому морю; третьего Романова, Михайла, в Великую Пермь, в
Ныробскую волость; четвертого, Ивана, в Нелым; пятого, Василья, в Яренск;
зятя их, Князя Бориса Черкасского, с женою и с детьми ее брата, Федора Никитича,
с шестилетним Михаилом (будущим Царем!) и с юною дочерью, на Белоозеро, сына
Борисова, Князя Ивана, в Малмыж на Вятку; Князя Ивана Васильевича Сицкого в
Кожеозерский монастырь, а жену его в пустыню Сумского острога; других Сицких,
Федора и Владимира Шестуновых, Карповых и Князей Репниных в темницы разных
городов: одного же из последних, Воеводу Яренского, будто бы за расхищение
Царского достояния, в Уфу. Вотчины и поместья опальных раздали другим; имение
движимое и домы взяли в казну.
Но гонение не кончилось ссылкою и лишением собственности:
не веря усердию или строгости местных начальников, послали с несчастными
Московских приставов, коим надлежало смотреть за ними неусыпно, давать им
нужное для жизни и доносить Царю о каждом их слове значительном. Никто не
смел взглянуть на оглашенных изменников, ни ходить близ уединенных домов, где
они жили, вне городов и селений, вдали от больших дорог; некоторые в
землянках, и даже скованные. В монастырь Сийский не пускали богомольцев,
чтобы кто-нибудь из них не доставил письма Федору Никитичу, Иноку невольному,
но ревностному в благочестии: коварный пристав, с умыслом заговаривая ему о
дворе, семействе и друзьях его, доносил Царю. что Филарет не находит между
Боярами и Вельможами ни одного весьма умного, способного к делам
государственным, кроме опального Богдана Бельского, и считает себя жертвою их
злобных наветов; что хотя занимается единственно спасением души, но тоскует о
жене и детях, не зная, где они без него сиротствуют, и моля Бога о скором
конце их бедственной жизни (Бог не услышал сей молитвы, ко счастию России!).
Донесли также Царю, что Василий Романов, отягченный болезнию и цепями, не
хотел однажды славить милосердия Борисова, сказав Приставу: "истинная
добродетель не знает тщеславия". Но Борис, как бы желая доказать узнику
истину своего милосердия, велел снять с него цепи, объявить за них Царский
гнев приставу, излишно ревностному в угнетении опальных, перевезти недужного
Василия в Пелым к брату Ивану Никитичу, лишенному движения в руке и ноге от
удара, и дать им печальное утешение страдать вместе. Василий от
долговременной болезни скончался (15 февраля 1602) под молитвою брата и
великодушного раба, который, верно служив господину в чести, служил ему и в
оковах с усердием нежного сына. Александр и Михайло Никитичи также недолго
жили в темнице, быв жертвою горести или насильственной смерти, как пишут:
первого схоронили в Луде, второго в семи верстах от Чердыня, близ села
Ныроба, в месте пустынном, где над могилою выросли два кедра. Доныне в церкви
Ныробской хранятся Михайловы тяжкие оковы, и старцы еще рассказывают там о
великодушном терпении, о чудесной силе и крепости сего мужа, о любви к нему
всех жителей, коих дети приходили к его темнице играть на свирелях, и сквозь
отверстия землянки подавали узнику все лучшее, что имели, для утоления голода
и жажды: любовь, за которую их гнали при Годунове и наградили в Царствование
Романовых милостивою, обельною грамотою. - Если верить Летописцу, то Борис,
велев удавить в монастыре Князя Ивана Сицкого с женою, хотел уморить голодом
и недужного Ивана Романова; но бумаги приказные свидетельствуют, что
последний имел весьма не бедное содержание, ежедневно два или три блюда,
мясо, рыбу, белый хлеб, и что у пристава еще было 90 (450 нынешних
серебряных) рублей в казне, для доставления ему нужного. Скоро участь
опальных смягчилась, от политики ли Царя (ибо народ жалел об них), или от
ходатайства зятя Романовых, Крайчего Ивана Ивановича Годунова. В Марте 1602
Царь милостиво указал Ивану Романову (оставляя его под надзором, но уже без
имени злодея) ехать в Уфу на службу, оттуда в Нижний Новгород, и наконец в
Москву, вместе с племянником, Князем Иваном Черкасским; Сицких послал
Воеводствовать в города Низовские (освободил ли Шестуновых и Репниных,
неизвестно); а Княгине Черкасской, Марфе Никитишне, овдовевшей на Белеозере,
велел жить с невесткою, сестрою и детьми Федора Никитича, в отчине Романовых
Юрьевского уезда, в селе Клине, где, лишенный отца и матери, но блюдомый
Провидением, дожил семилетний отрок Михаил, грядущий Венценосец России, до
гибели Борисова племени. Царь хотел изъявить милость и Филарету: позволил ему
стоять в церкви на крылосе, взять к себе Чернца в келию для услуг и беседы;
приказал всем довольствовать своего изменника (еще так называя сего мужа
непорочного в совести) и для богомольцев отворить монастырь Сийский, но не
пускать их к опальному Иноку; приказал наконец (в 1605 году) посвятить
Филарета в Иеромонахи и в Архимандриты, чтобы тем более удалить его от мира!
Не одни Романовы были страшилищем для Борисова воображения.
Он запретил Князьям Мстиславскому и Василию Шуйскому жениться, думая, что их
дети, по древней знатности своего рода, могли бы также состязаться с его
сыном о престоле. Между тем, устраняя будущие мнимые опасности для юного
Феодора, робкий губитель трепетал настоящих: волнуемый подозрениями,
непрестанно боясь тайных злодеев и равно боясь заслужить народную ненависть
мучительством, гнал и миловал: сослал Воеводу, Князя Владимира
Бахтеярова-Ростовского, и простил его; удалил от дел знаменитого Дьяка
Щелкалова, но без явной опалы; несколько раз удалял и Шуйских, и снова
приближал к себе: ласкал их, и в то же время грозил немилостию всякому, кто
имел обхождение с ними. Не было торжественных казней, но морили несчастных в
темницах, пытали по доносам. Сонмы изветников, если не всегда награждаемых,
но всегда свободных от наказания за ложь и клевету, стремились к Царским
палатам из домов Боярских и хижин, из монастырей и церквей: слуги доносили на
господ, Иноки, Попы, Дьячки, просвирницы на людей всякого звания - самые жены
на мужей, самые дети на отцов, к ужасу человечества! "И в диких Ордах
(прибавляет Летописец) не бывает столь великого зла: господа не смели глядеть
на рабов своих, ни ближние искренно говорить между собою; а когда говорили,
то взаимно обязывались страшною клятвою не изменять скромности". Одним
словом, сие печальное время Борисова Царствования, уступая Иоаннову в
кровопийстве, не уступало ему в беззаконии и разврате: наследство гибельное
для будущего! Но великодушие еще действовало в Россиянах (оно пережило Иоанна
и Годунова, чтобы спасти отечество): жалели о невинных страдальцах и мерзили
постыдными милостями Венценосца к доносителям; другие боялись за себя, за
ближних - и скоро неудовольствие сделалось общим. Еще многие славили Бориса:
приверженники, льстецы, изветники, утучняемые стяжанием опальных: еще знатное
Духовенство, как уверяют, хранило в душе усердие к Венценосцу, который осыпал
Святителей знаками благоволения: но глас отечества уже не слышался в хвале
частной, корыстолюбивой, и молчание народа, служа для Царя явною укоризною,
возвестило важную перемену в сердца Россиян: они уже не любили Бориса!
Так говорит Летописец современный, беспристрастный, и сам
знаменитый в нашей Истории своею государственною доблестию: Келарь Палицын. Народы
всегда благодарны: оставляя Небу судить тайну Борисова сердца, Россияне
искренно славили Царя, когда он под личиною добродетели казался им отцом
народа; но признав в нем тирана, естественно возненавидели его и за настоящее
и за минувшее: в чем, может быть, хотели сомневаться, в том снова
удостоверились, и кровь Димитриева явнее означилась для них на порфире
губителя невинных: вспомнили судьбу Углича и других жертв мстительного
властолюбия Годунова; безмолвствовали, но тем сильнее чувствовали в присутствии
изветников - и тем сильнее говорили в святилищах недоступных для услужников
тиранства, коего время бывает и Царством клеветы и Царством ненарушимой
скромности: там, в тихих беседах дружества, неумолимая истина обнажала, а
ненависть чернила Бориса, упрекая его не только душегубством, гонением людей
знаменитых, грабежом их достояния, алчностью к прибытку беззаконному,
корыстолюбивым введением откупов, размножением казенных домов питейных,
порчею нравов, но и пристрастием к иноземным, новым обычаям (из коих
брадобритие особенно соблазняло усердных староверов), даже наклонностию к
Арменской и к Латинской ереси! Как любовь, так и ненависть редко бывают
довольны истиною: первая в хвале, последняя в осуждении. Годунову ставили в
вину и самую ревность его к просвещению!
В сие время общей нелюбви к Борису он имел случай доказать
свою чувствительность к народному бедствию, заботливость, щедрость
необыкновенную; но и тем уже не мог тронуть сердец, к нему остылых. Среди
естественного обилия и богатства земли плодоносной, населенной хлебопашцами
трудолюбивыми; среди благословений долговременного мира, и в Царствование
деятельное, предусмотрительное, пала на миллионы людей казнь страшная:
весною, в 1601 году, небо омрачилось густою тьмою, и дожди лили в течение десяти
недель непрестанно так, что жители сельские пришли в ужас: не могли ничем
заниматься, ни косить, ни жать; а 15 Августа жестокий мороз повредил как
зеленому хлебу, так и всем плодам незрелым. Еще в житницах и в гумнах
находилось немало старого хлеба; но земледельцы, к несчастию, засеяли поля
новым, гнилым, тощим, и не видали всходов, ни осенью, ни весною: все истлело
и смешалось с землею. Между тем запасы изошли, и поля уже остались
незасеянными. Тогда началося бедствие, и вопль голодных встревожил Царя. Не
только гумна в селах, но и рынки в столице опустели, и четверть ржи
возвысилась ценою от 12 и 15 денег до трех (пятнадцати нынешних серебряных)
рублей. Борис велел отворить Царские житницы в Москве и в других городах;
убедил Духовенство и Вельмож продавать хлебные свои запасы также низкою
ценою; отворил и казну: в четырех оградах, сделанных близ деревянной стены
Московской, лежали кучи серебра для бедных, ежедневно, в час утра, каждому
давали две морковки, деньгу или копейку - но голод свирепствовал: ибо хитрые
корыстолюбцы обманом скупали дешевый хлеб в житницах казенных, Святительских,
Боярских, чтобы возвышать его цену и торговать им с прибытком бессовестным;
бедные, получая в день копейку серебряную, не могли питаться. Самое
благодеяние обратилось во зло для столицы; из всех ближних и дальних мест
земледельцы с женами и детьми стремились толпами в Москву за Царскою
милостынею, умножая тем число нищих. Казна раздавала в день несколько тысяч
рублей, и бесполезно: голод усиливался и наконец достиг крайности столь
ужасной, что нельзя без трепета читать ее достоверного описания в преданиях
современников. "Свидетельствуюсь истиною и Богом, - пишет один из них, -
что я собственными глазами видел в Москве людей, которые, лежа на улицах,
подобно скоту щипали траву и питались ею; у мертвых находили во рту
сено". Мясо лошадиное казалось лакомством: ели собак, кошек, стерво,
всякую нечистоту. Люди сделались хуже зверей: оставляли семейства и жен,
чтобы не делиться с ними куском последним. Не только грабили, убивали за
ломоть хлеба, но и пожирали друг друга. Путешественники боялись хозяев, и
гостиницы стали вертепами душегубства: давили, резали сонных для ужасной
пищи! Мясо человеческое продавалось в пирогах на рынках! Матери глодали трупы
своих младенцев!.. Злодеев казнили, жгли, кидали в воду; но преступления не
уменьшались... И в сие время другие изверги копили, берегли хлеб в надежде
продать его еще дороже!.. Гибло множество в неизъяснимых муках голода. Везде
шатались полумертвые, падали, издыхали на площадях. Москва заразилась бы
смрадом гниющих тел, если бы Царь не велел, на свое иждивение, хоронить их,
истощая казну и для мертвых. Приставы ездили в Москве из улицы в улицу,
подбирали мертвецов, обмывали, завертывали в белые саваны, обували в красные
башмаки или коты и сотнями возили за город в три скудельницы, где в два года
и четыре месяца было схоронено 127000 трупов, кроме погребенных людьми
христолюбивыми у церквей приходских. Пишут, что в одной Москве умерло тогда
500000 человек, а в селах и в других областях еще несравненно более, от
голода и холода: ибо зимою нищие толпами замерзали на дорогах. Пища
неестественная также производила болезни и мор, особенно в Смоленском уезде,
куда Царь в одно время послал 20000 рублей для бедных, не оставив ни одного
города в России без вспоможения, и если не спасая многих, то везде уменьшая
число жертв, так что сокровищница Московская, полная от благополучного
Феодорова Царствования, казалась неистощимою. И все иные возможные меры были
им приняты: он не только в ближних городах скупал ценою им определенною,
волею и неволею, все хлебные запасы у богатых; но послал и в самые дальние,
изобильнейшие места освидетельствовать гумна, где еще нашлися огромные
скирды, в течение полувека неприкосновенные и поросшие деревьями: велел немедленно
молотить и везти хлеб как в Москву, так и в другие области. В доставлении
встречались неминуемые, едва одолимые трудности: во многих местах на пути не
было ни подвод, ни корму; ямщики и все жители сельские разбегались. Обозы шли
Россиею как бы пустынею Африканскою, под мечами и копьями воинов, опасаясь
нападения голодных, которые не только вне селений, но и в Москве, на улицах и
рынках, силою отнимали съестное. - Наконец деятельность верховной власти
устранила все препятствия, и в 1603 году, мало-помалу, исчезли все знамения
ужаснейшего из зол: снова явилось обилие, и такое, что четверть хлеба упала
ценою от трех рублей до 10 копеек, к восхищению народа и к отчаянию
корыстолюбцев, еще богатых тайными запасами ржи и пшеницы! Памятником бывшей,
беспримерной дороговизны осталась навсегда, как сказано в летописях, ею
введенная, новая мера четверик, ибо до 1601 года хлеб продавали в России
единственно оковами, бочками или кадями, четвертями и осьминами.
Бедствие прекратилось, но следы его не могли быть скоро
изглажены: заметно уменьшилось число людей в России и достояние многих!
оскудела без сомнения и казна, хотя Годунов, великодушно расточая оную для
спасения народного, не только не убавил своей обыкновенной пышности Царской,
но еще более нежели когда-нибудь хотел блистать оною, чтобы закрыть тем
действие гнева Небесного, особенно для послов иноземных, окружая их на пути
от границы до Москвы призраками изобилия и роскоши: везде являлись люди,
богато или красиво одетые; везде рынки полные товаров, мяса и хлеба, и ни
единого нищего там, где за версту в сторону могилы наполнялись жертвами
голода. В сие-то время Борис столь пышно угощал своего нареченного зятя,
Герцога датского - и в сие же время украшал древний Кремль новыми зданиями: в
1600 году воздвигнув огромную колокольню Ивана Великого, пристроил в 1601 и
1602 годах, на месте сломанного деревянного дворца Иоаннова, две большие
каменные палаты к Золотой и Грановитой, столовую и панихидную, чтобы доставить
тем работу и пропитание людям бедным, соединяя с милостию пользу, и во дни
плача думая о велелепии! Однако ж не Московские летописцы, а только
чужеземные историки упрекают Бориса гордостию неуклонною и в общем бедствии,
суетою, тщеславием, рассказывая, что он запретил тогда Россиянам купить
весьма умеренною ценою знатное количество ржи у Немцев в Иванегороде, стыдясь
питать народ свой чужим хлебом. Известие конечно несправедливое: ибо наши
государственные бумаги, свидетельствуя о приходе туда Немецких кораблей с
хлебом в 1602 году, не упоминают о таком жестоком запрете. Борис, оказав в
сем несчастии столько деятельности и столько щедрости, чтобы удостоверить
Россию в любви истинно отеческой Царя к подданным, не мог явно жертвовать их
спасением тщеславию безумному.
Но Борис не обольстил Россиян своими благодеяниями: ибо -
мысль, для него страшная, господствовала в душах мысль, что Небо за
беззакония Царя казнит Царство. "Изливая на бедных щедроты, - говорят
Летописцы, - он в золотой чаше подавал им кровь невинных, да пиют во здравие;
питал их милостынею богопротивною, расхитив имение Вельмож честных, и древние
сокровища Царские осквернив добычею грабежа". Россия не благоденствовала
в новом изобилии; не имела времени успокоиться: открылось новое бедствие, в коем
современники непосредственно винили Бориса.
Еще Иоанн IV, желая населить Литовскую Украйну, землю
Северскую, людьми годными к ратному делу, не мешал в ней укрываться и
спокойно жительствовать преступникам, которые уходили туда от казни: ибо
думал, что они, в случае войны, могут быть надежными защитниками границы.
Борис, любя следовать многим государственным мыслям Иоанновым, последовал и
сей, весьма ложной и весьма несчастной: ибо незнаемо изготовил тем
многочисленную дружину злодеев в услугу врагам отечества и собственным.
"Великий разум и жестокость Грозного, - по словам Летописца, - не давали
двинуться змиям; а кроткий, набожный Феодор связывал их своею молитвою",
но Борис увидел зло, и еще увеличил его другими плодами своего мудрования,
несогласного с вечными уставами правды. Издревле Бояре наши окружали себя
толпами слуг, вольных и крепостных; издревле также любили кабалить первых:
закон, изданный в Феодорово время, единственно в угодность знатному
Дворянству, об укреплении всех людей, служащих господам не менее шести
месяцев, совершенно прекратил род вольных слуг в нашем отечестве и наполнил
домы Боярские рабами, коими сделались тогда, в противность Иоаннову
Судебнику, даже и многие люди воинские, благородные, от нищеты, но без стыда
служив богачам именитым: закон недостойный сего имени своею явною
несправедливостию! Еще мало: к его действию присоединилось и насилие: знатные
и случайные бессовестно укрепляли и не слуг, а всякого беззащитного, кто им
нравился художеством, рукодельем, ловкостию или красотою. Но в дешевое время
охотно умножав свою челядь, Дворяне во время голода начали распускать ее:
воля обратилась в казнь и мучительство! Люди, еще совестные, выгоняли слуг из
дому по крайней мере с отпускными; а злые без всякого письменного вида, с намерением
клепать их в бегстве и в сносе, чтобы ябедою суда разорять тех, которые могли
бы из человеколюбия дать им у себя дело и пищу: ужас разврата обыкновенного в
годины бедствий! Несчастные гибли или разбойничали, вместе со многими людьми
Вельмож ссыльных, Романовых и других, осужденными вести жизнь бродяг (ибо
никто не смел принять слуг опального) - вместе с украинскими беглецами,
ходившими из гнезда своего в добычу и внутрь России. Явились шайки на
дорогах; завелись пристани в местах глухих и лесистых; грабили, убивали под
самою Москвою. Не боялись и сыскных дружин воинских: злодеи смело пускались
на сечу с ними, имея Атаманом Хлопка, или Косолапа, удальца редкого. Государь
должен был действовать с усилием немаловажным, и в мирное время отрядить
целое войско против разбойника! Главный Воевода, Окольничий Иван Федорович
Басманов, едва выступив в поле, уже встретил Хлопка, врага презрительного, но
злого, который, соединив свои шайки, дерзнул близ Москвы спорить с ним о
победе. Упорная битва, бесславная и жестокая, решилась смертию Басманова:
видя его падающего с коня, воины кинулись на разбойников, не жалели себя, и
наконец одолели их остервенение: большую часть истребили и взяли в плен
Атамана, изнемогшего от тяжелых ран - злодея, коего необыкновенная храбрость
достойна была лучшего побуждения и лучшей цели! Удивленный дерзостию сего
опасного скопища, Борис искал, кажется, тайных соумышленников или наставников
Хлопка между людьми значительнейшими, зная, что в его шайках находились слуги
господ опальных, и подозревая, что они могли быть вооружены местию против
гонителя Романовых. Нарядили следствие; допрашивали, пытали взятых
разбойников, но, по-видимому, ничего не узнали, кроме их собственных
злодеяний. Хлопко, вероятно, умер от ран или в муках: всех других перевешали,
и Борис единственно в сем случае уклонился от своего человеколюбивого обета
не казнить никого смертию. - Еще многие из товарищей Хлопковых спаслися
бегством в Украйну, где Воеводы, по указу государеву, их ловили и вешали, но
не могли истребить гнезда злодейского, которое ждало нового, гораздо
опаснейшего Атамана, чтобы дать ему передовую дружину на пути к столице!
Так готовилась Россия к ужаснейшему из явлений в своей
истории; готовилась долго: неистовым тиранством двадцати четырех лет Иоанновых,
адскою игрою Борисова властолюбия, бедствиями свирепого голода и всеместных
разбоев, ожесточением сердец, развратом народа - всем, что предшествует
испровержению Государств, осужденных Провидением на гибель или на мучительное
возрождение. Том 11 Глава 1 ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. ГОДЫ 1598-1604 (4) |