Если, как пишут, очевидцы, не было ни правды, ни чести в
людях; если долговременный голод не смирил, не исправил их; но еще умножил
пороки между ими: распутство, корыстолюбие, лихоимство, бесчувствие к
страданию ближних; если и самое лучшее Дворянство, и самое Духовенство
заражалось общею язвою разврата, слабея в усердии к отечеству от беззаконий
Царя, уже вообще ненавистного: то нужны ли были иные, чудесные знамения для
устрашения России? ибо сии же Летописцы, следуя древнему обыкновению
суеверия, рассказывают, что "нередко восходили тогда два и три солнца
вместе; столпы огненные, ночью пылая на тверди, в своих быстрых движениях
представляли битву воинств и красным цветом озаряли землю; от бурь и вихрей
падали колокольни и башни; женщины и животные производили на свет множество
уродов; рыбы во глубине вод и дичь в лесах исчезали, или, употребляемые в
пищу, не имели вкуса; алчные псы и волки, везде бегая станицами, пожирали
людей и друг друга; звери и птицы невиданные явились; орлы парили над
Москвою; в улицах у самого дворца, ловили руками лисиц черных; летом (в 1604
году) в светлый полдень воссияла на небе комета, и мудрый старец, за
несколько лет пред тем вызванный Борисом из Германии, объявил Дьяку
Государственному (Власьеву), что Царству угрожает великая опасность".
Оставим суеверие предкам: его мнимые ужасы не столь разнообразны, как
действительные в истории народов. В сие время [26 Октября 1603 г.] скончалась Ирина в келии
Новодевичьего монастыря, около шести лет не выходив из своего добровольного
заключения никуда, кроме церкви, пристроенной к ее смиренному жилищу. Жена
знаменитая и душевными качествами и судьбою необыкновенною; без отца, без
матери, в печальном сиротстве взысканная удивительным счастием; воспитанная,
любимая Иоанном - и добродетельная; первая Державная Царица России, и в юных
летах Монахиня; чистая сердцем пред Богом, но омраченная в истории союзом с
злым властолюбцем, коему она указала путь к престолу, хотя и невинно, будучи
ослеплена любовию к нему и блеском его наружных добродетелей, не зная его
тайных преступлений или не веря оным. Мог ли Борис открыть свою темную душу
сердцу преданному святой набожности? Он делил с нежною сестрою только добрые
чувства: с нею радовался торжеству отечества и скорбел о случаях бедственных
для оного; поверял ей, может быть, свое великое намерение просветить Россию,
жаловался на злую неблагодарность, на злые умыслы, призраки его беспокойной
совести, и на горестную необходимость карать Вельмож-изменников; лицемерив
пред сестрою в добре, не лицемерил, может быть, только в изъявлениях скорби о
кончине ее: Ирина не мешала ему державствовать и служила Ангелом-хранителем,
всеми любимая как истинная мать народа и в келии. Погребли Инокиню с
великолепием Царским в девичьем Вознесенском монастыре, близ гроба Иоанновой
дочери Марии и никогда не раздавалось столько милостыни, как в сей день
печали; бедные во всех городах Российских благословили щедрость Борисову.
Ирина была счастлива, смежив глаза навеки: ибо не видала гибели всего, что
еще любила в жизни. Настало время явной казни для того, кто не верил
правосудию Божественному в земном мире, надеясь, может быть, смиренным
покаянием спасти свою душу от ада (как надеялся Иоанн) и делами
достохвальными загладить для людей память своих беззаконий. Не там, где Борис
стерегся опасности, незапная опасность явилась; не потомки Рюриковы, не
Князья и Вельможи, им гонимые, - не дети и друзья их, вооруженные местию,
умыслили свергнуть его с Царства: сие дело умыслил и совершил презренный
бродяга, именем младенца, давно лежавшего в могиле... Как бы Действием
сверхъестественным тень Димитриева вышла из гроба, чтобы ужасом поразить,
обезумить убийцу и привести в смятение всю Россию. Начинаем повесть, равно
истинную и неимоверную.
Бедный сын Боярский, Галичанин Юрий Отрепьев, в юности
лишась отца, именем Богдана-Якова, стрелецкого сотника, зарезанного в Москве
пьяным Литвином, служил в доме у Романовых и Князя Бориса Черкасского; знал
грамоте; оказывал много ума, но мало благоразумия; скучал низким состоянием и
решился искать удовольствия беспечной праздности в сане Инока, следуя примеру
деда, Замятни-Отрепьева, который уже давно монашествовал в обители Чудовской.
Постриженный Вятским Игуменом Трифоном и названный Григорием, сей юный Чернец
скитался из места в место; жил несколько времени в Суздале, в обители Св.
Евфимия, в Галицкой Иоанна Предтечи и в других; наконец в Чудове монастыре, в
келии у деда, под началом. Там Патриарх Иов узнал его, посвятил в Диаконы и
взял к себе для книжного дела: ибо Григорий умел не только хорошо списывать,
но даже и сочинять каноны Святым лучше многих старых книжников того времени.
Пользуясь милостию Иова, он часто ездил с ним и во дворец: видел пышность
Царскую и пленялся ею; изъявлял необыкновенное любопытство; с жадностию
слушал людей разумных, особенно когда в искренних, тайных беседах
произносилось имя Димитрия Царевича; везде, где мог, выведывал обстоятельства
его судьбы несчастной и записывал на хартии. Мысль чудная уже поселилась и
зрела в душе мечтателя, внушенная ему, как уверяют, одним злым Иноком: мысль,
что смелый самозванец может воспользоваться легковерием Россиян, умиляемых
памятию Димитрия, и в честь Небесного Правосудия казнить святоубийцу! Семя
пало на землю плодоносную: юный Диакон с прилежанием читал Российские
летописи и нескромно, хотя и в шутку, говаривал иногда Чудовским Монахам:
"знаете ли, что я буду Царем на Москве?" Одни смеялись; другие
плевали ему в глаза, как вралю дерзкому. Сии или подобные речи дошли до
ростовского Митрополита Ионы, который объявил Патриарху и самому Царю, что
"недостойный Инок Григорий хочет быть сосудом диавольским":
добродушный Патриарх не уважил Митрополитова извета, но Царь велел Дьяку
своему, Смирнову-Васильеву, отправить безумца Григория в Соловки, или в
Белозерские пустыни, будто бы за ересь, навечное покаяние. Смирной сказал о
том другому Дьяку, Евфимьеву; Евфимьев же, будучи свойственником Отрепьевых,
умолил его не спешить в исполнении Царского указа и дал способ опальному
Диакону спастися бегством (в Феврале 1602 года), вместе с двумя Иноками
Чудовскими, Священником Варлаамом и Крылошанином Мисаилом Повадиным. Не
думали гнаться за ними, и не известили Царя, как уверяют, о сем побеге, коего
следствия оказались столь важными. Бродяги-Иноки были тогда явлением обыкновенным; всякая
обитель служила для них гостиницею: во всякой находили они покой и
довольствие, а на путь запас и благословение. Григорий и товарищи его
свободно достигли Новагорода Северского, где Архимандрит Спасской обители
принял их весьма дружелюбно и дал им слугу с лошадьми, чтобы ехать в Путивль;
но беглецы, отослав провожатого, спешили в Киев, и Спасский Архимандрит нашел
в келии, где жил Григорий, следующую записку: "Я Царевич Димитрий, сын
Иоаннов, и не забуду твоей ласки, когда сяду на престол отца моего".
Архимандрит ужаснулся; не знал, что делать; решился молчать.
Так в первый раз открылся Самозванец еще в пределах
России; так беглый Диакон вздумал грубою ложью низвергнуть великого Монарха и
сесть на его престоле, в державе, где Венценосец считался земным Богом, - где
народ еще никогда не изменял Царям, и где присяга, данная Государю
избранному, для верных подданных была не менее священною! Чем, кроме действия
непостижимой Судьбы, кроме воли Провидения, можем изъяснить не только успех,
но и самую мысль такого предприятия? Оно казалось безумием; но безумец избрал
надежнейший путь к цели: Литву!
Там древняя, естественная ненависть к России всегда
усердно благоприятствовала нашим изменникам, от Князей Шемякина, Верейского,
Боровского и Тверского до Курбского и Головина: туда устремился и Самозванец,
не прямою дорогою, а мимо Стародуба, к Луевым горам, сквозь темные леса и
дебри, где служил ему путеводителем новый спутник его, Инок Днепрова
монастыря, Пимен, и где, вышедши наконец из Российских владений близ
Литовского селения Слободки, он принес усердную благодарность Небу за
счастливое избежание всех опасностей. В Киеве, снискав милость знаменитого
Воеводы Князя Василия Константиновича Острожского, Григорий жил в Печерском
монастыре, а после в Никольском и в Дермане; везде священнодействовал как
Диакон, но вел жизнь соблазнительную, презирая устав воздержания и
целомудрия; хвалился свободою мнений, любил толковать о Законе с иноверцами и
был даже в тесной связи с Анабаптистами. Между тем безумная мысль не усыпала
в голове прошлеца: он распустил темную молву о спасении и тайном убежище
Димитрия в Литве; свел знакомство с другим отчаянным бродягою, Иноком
Крыпецкого монастыря, Леонидом: уговорил его назваться своим именем, то есть
Григорием Отрепьевым; а сам, скинув с себя одежду Монашескую, явился
мирянином, чтобы удобнее приобрести навыки и знания, нужные ему для
ослепления людей. Среди густых камышей Днепровских гнездились тогда шайки
удалых Запорожцев, бдительных стражей и дерзких грабителей Литовского
Княжества: у них, как пишут, расстрига Отрепьев несколько времени учился
владеть мечем и конем, в шайке Герасима Евангелика, старшины именитого; узнал
и полюбил опасность; добыл первой воинской опытности и корысти. Но скоро
увидели прошлеца на ином феатре: в мирной школе городка Волынского, Гащи, за
Польскою и Латинскою грамматикою: ибо мнимому Царевичу надобно было
действовать не только оружием, но и словом. Из школы он перешел в службу к
Князю Адаму Вишневецкому, который жил в Брагине со всею пышностию богатого
Вельможи. Тут Самозванец приступил к делу - и если искал надежного, лучшего
пособника в предприятии равно дерзком и нелепом, то не обманулся в выборе:
ибо Вишневецкий, сильный при дворе и в Государственной думе многочисленными
друзьями и прислужниками, соединял в себе надменность с умом слабым и
легковерием младенца. Новый слуга знаменитого Пана вел себя скромно; убегал
всяких низких забав, ревностно участвовал только в воинских, и с отменною
ловкостию. Имея наружность некрасивую - рост средний, грудь широкую, волосы
рыжеватые, лицо круглое, белое, но совсем не привлекательное, глаза голубые
без огня, взор тусклый, нос широкий, бородавку под правым глазом, также на
лбу, и одну руку короче другой - Отрепьев заменял сию невыгоду живостию и
смелостию ума, красноречием, осанкою благородною. Заслужив внимание и доброе
расположение господина, хитрый обманщик притворился больным, требовал
Духовника, и сказал ему тихо: "Умираю. Предай мое тело земле с честию,
как хоронят детей Царских. Не объявлю своей тайны до гроба; когда же закрою
глаза навеки, ты найдешь у меня под ложем свиток, и все узнаешь; но другим не
сказывай. Бог судил мне умереть в злосчастии". Духовник был Иезуит: он
спешил известить Князя Вишневецкого о сей тайне, а любопытный Князь спешил
узнать ее: обыскал постелю мнимоумирающего; нашел бумагу, заблаговременно
изготовленную, и прочитал в ней, что слуга его есть Царевич Димитрий,
спасенный от убиения своим верным медиком; что злодеи, присланные в Углич,
умертвили одного сына Иерейского, вместо Димитрия, коего укрыли добрые
Вельможи и Дьяки Щелкаловы, а после выпроводили в Литву, исполняя наказ
Иоаннов, данный им на сей случай. Вишневецкий изумился: еще хотел
сомневаться, но уже не мог, когда хитрец, виня нескромность Духовника,
раскрыл свою грудь, показал золотой, драгоценными каменьями осыпанный крест
(вероятно где-нибудь украденный) и с слезами объявил, что сия святыня дана
ему крестным отцем Князем Иваном Мстиславским. Вельможа Литовский был в восхищении. Какая слава
представлялась для него возможною! бывшего слугу своего увидеть на троне
Московском! Он не щадил ничего, чтобы поднять мнимого Димитрия с одра
смертного, и в краткое время его притворного выздоровления изготовив ему
великолепное жилище, пышную услугу, богатые одежды, успел во всей Литве
разгласить о чудесном спасении Иоаннова сына. Брат Князя Адама Константин
Вишневецкий и тесть сего последнего Воевода Сендомирский Юрий Мнишек взяли
особенное участие в судьбе столь знаменитого изгнанника, как они думали, веря
свитку, золотому кресту обманщика и свидетельству двух слуг: обличенного вора
беглеца Петровского и другого, Мнишкова холопа, который в Иоанново время был
нашим пленником и будто бы видал Димитрия (младенца двух или трех лет) в
Угличе: первый уверял, что Царевич действительно имел приметы Самозванца
(дотоле никому неизвестные): бородавки на лице и короткую руку. Вишневецкие
донесли Сигизмунду, что у них истинный наследник Феодоров: а Сигизмунд
ответствовал, что желает его видеть, уже быв извещен о сем любопытном явлении
другими, не менее ревностными доброхотами Самозванца: Папским Нунцием Рангони
и пронырливыми Иезуитами, которые тогда Царствовали в Польше, управляя
совестию малодушного Сигизмунда, и легко вразумили его в важные следствия
такого случая. В самом деле, что могло казаться счастливее для Литвы и
Рима? Чего нельзя было им требовать от благодарности Лжедимитрия, содействуя
ему в приобретении Царства, которое всегда грозило Литве и всегда отвергало
духовную власть Рима? В опасном неприятеле Сигизмунд мог найти друга и
союзника, а Папа усердного сына в непреклонном ослушнике. Сим изъясняется
легковерие Короля и Нунция: думали не об истине, но единственно о пользе;
одно бедствие, одно смятение и междоусобие России уже пленяло воображение
наших врагов естественных; и если робкий Сигизмунд еще колебался, то ревностные
Иезуиты победили его нерешимость, представив ему способ, обольстительный для
душ слабых: действовать не открыто, не прямо, и под личиною мирного соседа
ввергнуть пламя войны в Россию. Уже Рангони находился в тесной связи с
Самозванцем, и деятельные Иезуиты служили посредниками между ими; уже с обеих
сторон изъяснились и заключили договор: Лжедимитрий письменно обязался за
себя и за Россию пристать к Латинской Церкви, а Рангони быть его ходатаем не
только в Польше и в Риме, но и во всей Европе; советовал ему спешить к Королю
и ручался за доброе следствие их свидания.
Вместе с Воеводою Сендомирским и Князем Вишневецким
Отрепьев (в 1603 или 1604 году) явился в Кракове, где Нунций немедленно
посетил его. "Я сам был тому свидетелем, - пишет Секретарь Королевский
Чилли, веря мнимому Царевичу: - я видел, как Нунций обнимал и ласкал
Димитрия, беседуя с ним о России и говоря, что ему должно торжественно
объявить себя Католиком для успеха в своем деле. Димитрий с видом сердечного
умиления клялся в непременном исполнении данного им обета и вторично
подтвердил сию клятву в доме у Нунция, в присутствии многих Вельмож. Угостив
Царевича пышным обедом, Рангони повез его во дворец. Сигизмунд, обыкновенно
важный и величавый, принял Димитрия в кабинете, стоя, и с ласковою улыбкою.
Димитрий поцеловал у него руку, рассказал ему всю свою историю", и
заключил так: Государь! вспомни, что ты сам родился вузах и спасен
единственно Провидением. Державный изгнанник требует от тебя сожаления и
помощи. "Чиновник Королевский дал знак Царевичу, чтобы он вышел в другую
комнату, где Воевода Сендомирский и все мы ждали его. Король остался наедине
с Нунциеми чрез несколько минут снова призвал Димитрия. Положив руку на
сердце, смиренный Царевич более вздохами, нежели словами убеждал Сигизмунда
быть милостивым. Тогда Король с веселым видом, приподняв свою шляпу, сказал:
Да поможет вам Бог, Московский Князь Димитрий! А мы, выслушав и рассмотрев
все ваши свидетельства, несомнительно видим в вас Иоаннова сына, и в
доказательство нашего искреннего благоволения определяем вам ежегодно 40000
золотых" (54000 нынешних рублей серебряных) "на содержание и всякие
издержки. Сверх того вы, как истинный друг Республики, вольны сноситься с
нашими Панами и пользоваться их усердным вспоможением. Сия речь столько
восхитила Димитрия, что он не мог сказать ни единого слова: Нунций благодарил
Короля, привез Царевича в дом к Воеводе Сендомирскому и, снова обняв его,
советовал ему действовать немедленно, чтобы скорее достигнуть цели: отнять
Державу у Годунова и навеки утвердить в России Веру Католическую с
Иезуитами". Прежде всего надлежало самому Лжедимитрию принять сию Веру:
чего неотменно хотел Рангони; но условились не оглашать того до времени,
боясь закоренелой ненависти Россиян к Латинской Церкви. Действие совершилось
в доме Краковских Иезуитов. Расстрига шел к ним тайно с каким-то Вельможею
Польским в бедном рубище, закрывая лицо свое, чтобы никто не узнал его;
выбрал одного из них себе в Духовники, исповедался, отрекся от нашей Церкви,
и как новый ревностный сын Западной принял Тело Христово с миропомазанием от
Римского Нунция. Так сказано в письмах Иезуитского общества, которое славило
будущие великие добродетели мнимого Димитрия, надеясь усердием его подчинить
Риму все неизмеримые страны Востока! - Тогда Отрепьев, следуя наставлениям
нунция, собственною рукою написал красноречивое Латинское письмо к Папе,
чтобы иметь в нем искреннего покровителя - и Климент VIII не замедлил
удостоверить его в своей готовности вспомогать ему всею духовною властию
Апостольского Наместника.
Должно отдать справедливость уму расстриги: предав себя
Иезуитам, он выбрал действительнейшее средство одушевить ревностию беспечного
Сигизмунда, который, вопреки чести, совести, народному праву и мнению многих
знатных Вельмож, решился быть сподвижником бродяги. Славный друг Баториев
Гетман Замойский был еще жив: Король писал к нему о своем важном предприятии,
говоря, что Республика, доставив Димитрию корону, будет располагать силами
Московской Державы, легко обуздает Турков, Хана и Шведов, возьмет Эстонию и
всю Ливонию, откроет путь для своей торговли в Персию и в Индию; но что сие
великое намерение, требуя тайны и скорости, не может быть предложено сейму,
дабы Годунов не имел времени изготовиться к обороне. Тщетно старец Замойский,
Пан Жолкевский, Князь Острожский и другие Вельможи благоразумные удерживали
Короля, не советуя ему легкомысленно вдаваться в опасность такой войны,
особенно без ведома чинов государственных и с малыми силами; тщетно
знаменитый Пан Збаражский доказывал, что мнимый Димитрий есть без сомнения
обманщик. Убежденный Иезуитами, но не дерзая самовластно нарушить
двадцатилетнего перемирия, заключенного между им и Борисом, Король велел
Мнишку и Вишневецким поднять знамя против Годунова именем Иоаннова сына и
составить рать из вольницы; определил ей на жалованье доходы Сендомирского
Воеводства; внушал Дворянам, что слава и богатство ожидают их в России и,
торжественно возложив с своей груди златую цепь на расстригу, отпустил его с
двумя Иезуитами из Кракова в Галицию, где близ Львова и Самбора, в местностях
Вельможи Мнишка, под распущенными знаменами уже толпилась Шляхта и чернь,
чтобы идти на Москву.
Главою и первым ревнителем сего подвига сделался старец
Мнишек, коему старость не мешала быть ни честолюбивым, ни легкомысленным до
безрассудности. Он имел юную дочь прелестницу, Марину, подобно ему
честолюбивую и ветреную: Лжедимитрий, гостя у него в Самборе, объявил себя,
искренно или притворно, страстным ее любовником и вскружил ей голову именем
Царевича; а гордый Воевода с радостию благословил сию взаимную склонность, в
надежде видеть Россию у ног своей дочери, как наследственную собственность
его потомства. Чтобы утвердить сию лестную надежду и хитро воспользоваться
еще неверными обстоятельствами жениха, Мнишек предложил ему условия, без
малейшего сомнения принятые расстригою, который дал на себя следующее
обязательство (писанное 25 Маия 1604, собственною рукою Воеводы
Сендомирского): "Мы, Димитрий Иванович, Божиею милостию Царевич Великой
России, Углицкий, Дмитровский и проч., Князь от колена предков своих, и всех
Государств Московских Государь и наследник, по уставу Небесному и примеру
Монархов Христианских избрали себе достойную супругу, Вельможную Панну
Марину, дочь ясновельможного Пана Юрия Мнишка, коего считаем отцем своим,
испытав его честность и любовь к нам, но отложили бракосочетание до нашего
воцарения: тогда - в чем клянемся именем Св. Троицы и прямым словом Царским -
женюся на панне Марине, обязываясь: 1) выдать немедленно миллион злотых"
(1350000 нынешних серебряных рублей) "на уплату его долгов и на ее
путешествие до Москвы, сверх драгоценностей, которые пришлем ей из нашей
казны Московской; 2) торжественным Посольством известить о сем деле Короля
Сигизмунда и просить его благосклонного согласия на оное; 3) будущей супруге
нашей уступить два Великие Государства, Новгород и Псков, со всеми уездами и
пригородами, с людьми Думными, Дворянами, Детьми Боярскими и с Духовенством,
так чтобы она могла судить и рядить в них самовластно, определять
Наместников, раздавать вотчины и поместья своим людям служивым, заводить
школы, строить монастыри и церкви Латинской Веры, свободно исповедуя сию
Веру, которую и мы сами приняли с твердым намерением ввести оную во всем
Государстве Московском. Если же - от чего Боже сохрани - Россия воспротивится
нашим мыслям и мы не исполним своего обязательства в течение года, то Панна
Марина вольна развестися со мною или взять терпение еще на год", и проч.
Сего не довольно: в восторге благодарности Лжедимитрий другою грамотою
(писанною 12 Июня 1604) отдал Мнишку в наследственное владение Княжество
Смоленское и Северское, кроме некоторых уездов, назначенных им в дар Королю
Сигизмунду и Республике в залог вечного, ненарушимого мира между ею и
Московскою державою... Так беглый Диакон, чудесное орудие гнева Небесного,
под именем Царя Российского готовился предать Россию, с ее величием и
православием, в добычу Иезуитам и Ляхам! Но способы его еще не ответствовали
важности замысла. Том 11 Глава 2 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСОВА. ГОДЫ 1600-1605 (1)Том 11 Глава 2 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСОВА. ГОДЫ 1600-1605 (3) |