Приближаясь к Трубчевску, где уже славилось имя
Димитриево, Воеводы Борисовы писали к Сендомирскому, чтобы он немедленно
вышел из России, мирной с Литвою, оставив злодея расстригу на казнь, им
заслуженную. Мнишек не ответствовал в надежде, что войско Борисово не обнажит
меча: так думал Самозванец; так говорили ему изменники, сносясь с своими
единомышленниками в полках Московских. 18 декабря, на берегу Десны, верстах в
шести от стана Лжедимитриева, была перестрелка между отрядами того и другого
войска; а на третий день легкая сшибка. Ни с которой стороны не изъявляли
пылкой ревности: Самозванец ждал, кажется, чтобы рать Борисова, следуя
примеру городов, связала и выдала ему своих начальников; а Мстиславский,
чтобы неприятель ушел без битвы как слабейший, едва ли имея и 12000 воинов.
Но не видали ни измены, ни бегства; перешло к Лжедимитрию только три человека
из детей Боярских. Оставив Новгород и свой укрепленный стан, он выстроился на
равнине, весьма неблагоприятной для войска малочисленного; оказывал
спокойствие и бодрость; говорил речь к сподвижникам, стараясь воспламенить их
мужество; молился велегласно, воздев руки на небо, и дерзнул, как уверяют,
громко произнести следующие слова: "Всевышний! Ты зришь глубину моего
сердца. Если обнажаю меч неправедно и беззаконно, то сокруши меня Небесным
громом"... (увидим 17 Маия 1606 года!)... "Когда же я прав и чист
душою, дай силу неодолимую руке моей в битве! А Ты, Мать Божия, буди покровом
нашего воинства!" 21 Декабря началося дело, сперва не жаркое; но вдруг
конница Польская с воплем устремилась на правое крыло Россиян, где
предводительствовали Князья Дмитрий Шуйский и Михайло Кашин: оно дрогнуло и в
бегстве опрокинуло средину войска, где стоял Мстиславский: изумленный такою
робостию и таким беспорядком, он удерживал мечом своих и неприятелей; бился в
свалке; облился кровию и с пятнадцатью ранами упал на землю: дружина
стрельцов едва спасла его от плена. Час был решительный: если бы Лжедимитрий
общим нападением подкрепил удар смелых Ляхов, то вся рать Московская, как
пишут очевидцы, представила бы зрелище срамного бегства; но он дал ей время
опомниться: 700 Немецких всадников, верных Борису, удержали стремление
неприятельских, и левое крыло наше уцелело. Тогда же Басманов вышел из
крепости, чтобы действовать в тылу у Самозванца, который, слыша выстрелы
позади себя и видя свой укрепленный стан в пламени, прекратил битву. Обе
стороны вдруг отступили, Лжедимитрий хвалясь победою и четырьмя тысячами
убитых неприятелей, а Борисовы Воеводы от стыда безмолвствуя, хотя и взяв
несколько пленников. Чтобы менее стыдиться, Россияне выдумали басню: уверяли,
что Ляхи испугали их коней, нарядясь в медвежьи шубы навыворот; иноземцы же,
свидетели сего малодушного бегства, пишут, что Россияне не имели, казалось,
ни мечей, ни рук, имея единственно ноги! Однако ж мнимый победитель не веселился. Сия битва
странная доказала не то, чего хотелось Самозванцу: Россияне сражались с ним
худо, без усердия, но сражались; бежали, но от него, а не к нему. Он знал,
что без их общего предательства ни Ляхи, ни Козаки не свергнут Бориса, и
страшился быть между двумя огнями, двумя верными Воеводами, Мстиславским и
Басмановым, который, видя отступление первого, снова заключился в крепости,
готовый умереть в ее развалинах. На другой день присоединилось к Лжедимитрию
4000 Запорожцев, и войско Борисово удалилось к Стародубу Северскому, но для
того, чтобы ожидать там других, свежих полков из Брянска, и могло чрез
несколько дней возвратиться к Новугороду, обороняемому столь усильно.
Ревность наемников и союзников ослабела: Ляхи надеялись вести своего Царя в
Москву без кровопролития; увидели, что надобно ратоборствовать; не любили ни
зимних походов, ни зимних осад - и как легкомысленно начали, так
легкомысленно и кончили: объявили, что идут назад, будто бы исполняя указ
Сигизмундов не воевать с Россиею в случае, если она будет стоять за Царя
Годунова. Тщетно убеждал их Лжедимитрий не терять надежды: осталось не более
четырехсот удальцов Польских; все другие бежали восвояси, а с ними и
горестный Мнишек. Думая, что все погибло, и княжество Смоленское для него и
Царство для Марины, сей ветреный старец еще дружественно простился с женихом
ее и смело обещал ему возвратиться с сильнейшею ратию. Но Самозванец, едва ли
уже веря нареченному тестю, еще верил счастию: с обрядами священными предав
на поле сражения тела убитых, своих и неприятелей, и сняв осаду Новагорода,
расположился станом в Комарницкой волости, занял Севский острог, спешил
вооружать, кого мог: граждан и земледельцев. Рать Борисова не дала ему
времени.
[1605 г.] Смятение Воевод Московских было столь велико,
что они даже медлили известить Царя о битве: узнав от других все ее печальные
обстоятельства, Борис (1 Генваря) послал Князя Василия Шуйского к войску,
быть вторым предводителем оного, а чашника Вельяминова к раненому Мстиславскому,
ударить ему челом за кровь, пролиянную им из усердия к святому отечеству, и
сказать именем государя: "Когда ты, совершив знаменитую службу, увидишь
образ Спасов, Богоматери, Чудотворцев Московских и наши Царские очи: тогда
пожалуем тебя свыше твоего чаяния. Ныне шлем к тебе искусного врача, да
будешь здрав и снова на коне ратном". Всем иным Воеводам Царь велел
объявить свое неудовольствие за их преступное молчание, но войско уверить в
милости. Чтобы блестящею наградою мужества оживить доблесть в сердцах
Россиян, Борис, искренно довольный одним Басмановым, призвал его к себе,
выслал знатнейших государственных сановников навстречу к Герою и собственные
великолепные сани для торжественного въезда в Москву со всею Царскою
пышностию; дал ему из своих рук тяжелое золотое блюдо, насыпанное червонцами,
и 2000 рублей, множество серебряных сосудов из казны Кремлевской, доходное
поместье и сан Боярина Думного. Столица и Россия обратили взор на сего нового
Вельможу, ознаменованного вдруг и славою подвига и милостию Царскою;
превозносили его необыкновенные достоинства - и любимец государев сделался
любимцем народным, первым человеком своего времени в общем мнении. Но столь
блестящая награда одного была укоризною для многих и естественно рождала
негодование зависти между знатными. Если бы Царь осмелился презреть устав
Боярского старейшинства и дать главное Воеводство Басманову, то, может быть,
спас бы свой Дом от гибели и Россию от бедствий: чего судьба не хотела!
Призвав Басманова в Москву, вероятно, с намерением пользоваться его советами
в Думе, Царь отнял лучшего Воеводу у рати и сделал, кажется, новую ошибку,
избрав Шуйского в начальники. Сей Князь, подобно Мстиславскому, мог не робеть
смерти в битвах, но не имел ни ума, ни души вождя истинного, решительного и смелого;
уверенный в самозванстве бродяги, не думал предать ему отечества, но, угождая
Борису как Царедворец льстивый, помнил свои опалы: видел, может быть, не без
тайного удовольствия муку его тиранского сердца, и желая спасти честь России,
зложелательствовал Царю.
Шуйский, провождаемый множеством чиновных Стольников и
Стряпчих, нашел войско близ Стародуба в лесах, между засеками, где оно,
усиленное новыми дружинами, как бы таилось от неприятеля, в бездействии, в
унынии, с предводителем недужным; другая запасная рать под начальством Федора
Шереметева собиралась близ Кром, так что Борис имел в поле не менее
осьмидесяти тысяч воинов. Мстиславский, еще изнемогая от ран, и Шуйский
немедленно двинулись к Севску, где Лжедимитрий не хотел ждать их: смелый
отчаянием, вышел из города и встретился с ними в Добрыничах. Силы были
несоразмерны: у него 15000, конных и пеших; у Воевод Борисовых 60 или 70
тысяч. Узнав, что полки наши теснятся в деревне, он хотел ночью зажечь ее и
врасплох нагрянуть на сонных: тамошние жители взялись подвести его к селению
незаметно; но стражи увидели сие движение: сделалась тревога, и неприятель
удалился. Ждали рассвета (21 Генваря), Самозванец молился, говорил речь к
своим, как и в день Новогородской битвы; разделил войско на три части: для
первого удара взял себе 400 Ляхов и 2000 Россиян всадников, которые все
отличались белою одеждою сверх лат, чтобы знать друг друга в сече: за ними
должны были идти 8000 Козаков, также всадников, и 4000 пеших воинов с
пушками. Утром началась сильная пальба. Россияне, столь многочисленные, не
шли вперед, с обеих сторон примыкая к селению, где стояла их пехота. Оглядев
устроение Московских Воевод, Лжедимитрий сел на борзого карего аргамака,
держа в руке обнаженный меч, и повел свою конницу долиною, чтобы стремительным
нападением разрезать войско Борисово между селением и правым крылом.
Мстиславский, слабый и томный, был на коне: угадал мысль неприятеля и двинул
сие крыло, с иноземною дружиною, к нему навстречу. Тут расстрига, как
истинный витязь, оказал смелость необыкновенную: сильным ударом смял Россиян
и погнал их; сломил и дружину иноземную, несмотря на ее мужественное
блестящее сопротивление, и кинулся на пехоту Московскую, которая стояла пред
деревнею с огнестрельным снарядом - и не трогалась, как бы в оцепенении;
ждала и вдруг залпом из сорока пушек, из десяти или двенадцати тысяч ружей,
поразила неприятеля: множество всадников и коней пало; кто уцелел, бежал
назад в беспамятстве страха - и сам Лжедимитрий. Уже Козаки его неслись было
во всю прыть довершить легкую победу своего Героя; но видя, что она не их,
обратили тыл, сперва Запорожцы, а после и Донцы; и пехота. 5000 Россиян и
Немцы с кликом: Hilf Gott (помоги Бог), гнали, разили бегущих на пространстве
осьми верст, убили тысяч шесть, взяли немало и пленников, 15 знамен, 13
пушек; наконец истребили бы всех до единого, если бы Воеводы, как пишут, не
велели им остановиться, думая, вероятно, что все кончено и что сам
Лжедимитрий убит. С сею счастливою вестию прискакал в Москву сановник Шеин и
нашел Царя молящегося в Лавре Св. Сергия...
Борис затрепетал от радости; велел петь благодарственные
молебны, звонить в колокола и представить народу трофеи: знамена, трубы и
бубны Самозванцевы; дал гонцу сан Окольничего, послал с любимым Стольником,
Князем Мезецким, золотые медали Воеводам, а войску 80000 рублей и писал к
первым, что ждет от них вестей о конце мятежа, будучи готов отдать верным
слугам и последнюю свою рубашку; в особенности благодарил усердных иноземцев
и двух их предводителей, Вальтера Розена, Ливонского Дворянина, и Француза
Якова Маржерета; наконец изъявлял живейшее удовольствие, что победа стоила
нам недорого: ибо мы лишились в битве только пятисот Россиян и двадцати пяти
Немцев.
Но Самозванец был жив: победители, безвременно веселясь и
торжествуя, упустили его: он на раненом коне ускакал в Севск и в ту же ночь
бежал далее, в город Рыльск, с немногими Ляхами, с Князем Татевым и с другими
изменниками. В следующий день явились к нему рассеянные Запорожцы: Самозванец
не впустил их в город как малодушных трусов или предателей, так что они с
досадою и стыдом ушли восвояси. Не видя для себя безопасности и в Рыльске,
Лжедимитрий искал ее в Путивле, лучше укрепленном и ближайшем к границе; а
Воеводы Борисовы все еще стояли в Добрыничах, занимаясь казнями: вешали
пленников (кроме Литовских, пана Тишкевича и других, посланных в Москву);
мучили, расстреливали земледельцев, жителей Комарницкой волости, за их
измену, безжалостно и безрассудно, усиливая тем остервенение мятежников,
ненависть к Царю и доброе расположение к обманщику, который миловал и самых
усердных слуг своего неприятеля. Сия жестокость, вместе с оплошностию Воевод,
спасли злодея. Уже лишенный всей надежды, разбитый наголову, почти
истребленный, с горстию беглецов унылых, он хотел тайно уйти из Путивля в
Литву: изменники отчаянные удержали его, сказав: "мы всем тебе
жертвовали, а ты думаешь только о жизни постыдной, и предаешь нас мести
Годунова; но еще можем спастися, выдав тебя живого Борису!" Они
предложили ему все, что имели: жизнь и достояние; ободрили его; ручались за
множество своих единомышленников и в полках Борисовых и в государстве. Не
менее ревности оказали и Козаки донские: их снова пришло к Самозванцу 4000 в
Путивль; другие засели в городах и клялися оборонять их до последнего издыхания.
Лжедимитрий волею и неволею остался; послал Князя Татева к Сигизмунду
требовать немедленного вспоможения; укреплял Путивль и, следуя совету
изменников, издал новый манифест, рассказывая в нем свою вымышленную историю
о Димитриевом спасении, свидетельствуясь именем людей умерших, особенно даром
Князя Ивана Мстиславского, крестом драгоценным, и прибавляя, что он
(Димитрий) тайно воспитывался в Белоруссии, а после тайно же был с канцлером
Сапегою в Москве, где видел хищника Годунова сидящего на престоле Иоанновом.
Сей второй манифест, удовлетворяя любопытству баснями, дотоле неизвестными,
умножил число друзей Самозванца, хотя и разбитого. Говорили, что Россияне шли
на него только принужденно, с неизъяснимою боязнию, внушаемою чем-то
сверхъестественным, без сомнения Небом; что они победили случайно, и не
устояли бы без слепого остервенения Немцев; что Провидение очевидно хотело
спасти сего витязя и в самой несчастной битве; что он и в самой крайности не
оставлен Богом, не оставлен верными слугами, которые, признав в нем истинного
Димитрия, еще готовы жертвовать ему собою, женами, детьми, и конечно не могли
бы иметь столь великого усердия к обманщику. Такие разглашения сильно
действовали на легковерных, и многие люди, особенно из Комарницкой волости,
где свирепствовала месть Борисова, стекались в Путивль, требуя оружия и чести
умереть за Димитрия.
Между тем Воеводы Царские - сведав, что Самозванец не
истреблен, - тронулись с места, приступили к Рыльску и, не обещая никому
помилования, хотели, чтобы город сдался без условия. Там начальствовали злые
изменники, Князь Григорий Долгорукий-Роща и Яков Змеев: видя пред собою
виселицу, они велели сказать Мстиславскому: "служим Царю Димитрию"
- и залпом из всех пушек доказали свою непреклонность. Воеводы стояли две
недели под городом, хвалились не вовремя человеколюбием, жалели крови и
решились дать отдохновение войску, действительно утружденному зимним походом;
отступили в Комарницкую волость и донесли Царю, что будут ждать там весны в
покойных станах. Но Борис, после кратковременной радости встревоженный
известиями о спасении Лжедимитрия и новых прельщениях измены, досадуя на
Мстиславского и всех его сподвижников, послал к ним в острог Радогостский
Окольничего Петра Шереметева и думного Дьяка Власьева с дружиною Московских
Дворян и с гневным словом: укорял их в нерадении, винил в упущении Самозванца
из рук, в бесполезности победы и произвел всеобщее негодование в войске.
Жаловались на жестокость и несправедливость Царя те, которые дотоле верно
исполняли присягу, обагрились кровию в битвах, изнемогли от трудов ратных;
еще более жаловались зломысленники, чтобы усиливать нелюбовь к Царю - и могли
хвалиться успехом: ибо с сего времени, по известию Летописца, многие
чиновники воинские видимо склонялись к Самозванцу, и желание избыть Бориса
овладело сердцами. Измена возникала, но еще не дозрела до мятежа; еще
наблюдалось, хотя и неохотно, повиновение законное. Следуя строгому
предписанию Государеву, Мстиславский и Шуйский снова вывели войско в поле,
чтобы удивить Россию ничтожностию своих действий: оставили Лжедимитрия на
свободе в Путивле, соединились с запасною ратию Федора Шереметева, уже две
или три недели теснившего Кромы, и вместе с ним, в Великий Пост, начали
осаждать сию крепость. Дело невероятное: тысяч восемьдесят или более
ратников, имея множество стенобитных орудий, без успеха приступало к
деревянному городку, ибо в нем, сверх жителей, сидело 600 мужественных
Донцов, с храбрым Атаманом Корелою! Осаждающие ночью сожгли город, заняли
пепелище и вал; но Козаки сильною, меткою стрельбою не допускали их до
острога, и Боярин Михайло Глебович Салтыков, или малодушный или уже
предатель, не сказав ни слова главным Воеводам, велел рати отступить в тот
час, когда ей должно было устремиться на последнюю ограду изменников. Мстиславский
и Шуйский не дерзнули наказать виновного, уже видя худое расположение в
сподвижниках - и с сего дня, в надежде взять крепость голодом, только
стреляли из пушек, не вредя осажденным, которые выкопали себе землянки и под
защитою вала укрывались в них безопасно; иногда же выползали из своих нор и
делали смелые вылазки. Между тем войско, стоя на снегу и в сырости, было
жертвою повальной болезни: смертоносного мыта. Сие бедствие еще оказало
достохвальную заботливость Царя, приславшего в стан лекарства и все нужное
для спасения болящих, но умножило нерадивость осады, так что в белый день 100
возов хлеба и 500 Козаков Лжедимитриевых из Путивля могли пройти в обожженные
Кромы.
Досадуя на замедление воинских действий, Борис хотел иным
способом, как пишут современники, избавить себя и Россию от злодея. Три
Инока, знавшие Отрепьева Диаконом, явились в Путивле (8 Марта) с грамотами от
Государя и Патриарха к тамошним жителям: первый обещал им великие милости,
если они выдадут ему Самозванца, живого или мертвого; второй грозил страшным
действием церковной анафемы. Сих Монахов схватили и привели к Лжедимитрию,
который употребил хитрость: вместо его в Царском одеянии на троне сидел поляк
Иваницкий и, представляя лицо Самозванца, спросил у них: "Знаете ли
меня?" Монахи сказали: "Нет; знаем только, что ты во всяком случае
не Димитрий". Их стали пытать: двое терпели и молчали; а третий спас
себя объявлением, что у них есть яд, коим они, исполняя волю Борисову, хотели
уморить лжецаревича, и что некоторые из ближних его людей в заговоре с ними.
Яд действительно нашелся в сапоге у младшего из сих Иноков, и Самозванец,
открыв двух изменников между своими любимцами, предал их в жертву народной
мести. Уверяют, что он, хваляся явным небесным к нему благоволением, писал
тогда к Патриарху и к самому Царю: укорял Иова злоупотреблением церковной
власти в пользу хищника, а Бориса убеждал мирно оставить престол и свет,
заключиться в монастыре и жить для спасения души, обещая ему свою Царскую
милость. Такое письмо, если действительно писанное и доставленное Годунову,
было конечно новым искушением для его твердости!
Душа сего властолюбца жила тогда ужасом и притворством.
Обманутый победою в ее следствиях, Борис страдал, видя бездействие войска,
нерадивость, неспособность или зломыслие Воевод и, боясь сменить их, чтобы не
избрать худших; страдал, внимая молве народной, благоприятной для Самозванца,
и не имея силы унять ее, ни снисходительными убеждениями, ни клятвою
Святительскою, ни казнию: ибо в сие время уже резали языки нескромным. Доносы
ежедневно умножались, и Годунов страшился жестокостию ускорить общую измену:
еще был Самодержцем, но чувствовал оцепенение власти в руке своей и с
престола, еще окруженного льстивыми рабами, видел открытую для себя бездну!
Дума и Двор не изменялись наружно: в первой текли дела как обыкновенно;
второй блистал пышностию, как и дотоле. Сердца были закрыты: одни таили
страх, другие злорадство; а всех более должен был принуждать себя Годунов,
чтобы унынием и расслаблением духа не предвестить своей гибели - и, может
быть, только в глазах верной супруги обнаруживал сердце: казал ей кровавые,
глубокие раны его, чтобы облегчать себя свободным стенанием. Он не имел
утешения чистейшего: не мог предаться в волю Святого Провидения, служа только
идолу властолюбия: хотел еще наслаждаться плодом Димитриева убиения и дерзнул
бы, конечно, на злодеяние новое, чтобы не лишиться приобретенного
злодейством. В таком ли расположении души утешается смертный Верою и надеждою
Небесною? Храмы были отверсты: Годунов молился - богу неумолимому для тех,
которые не знают ни добродетели, ни раскаяния! Но есть предел мукам - в
бренности нашего естества земного.
Борису исполнилось 53 года от рождения: в самых цветущих
летах мужества он имел недуги, особенно жестокую подагру, и легко мог, уже
стареясь, истощить свои телесные силы душевным страданием. Борис 13 Апреля, в
час утра, судил и рядил с Вельможами в Думе, принимал знатных иноземцев,
обедал с ними в золотой палате и, едва встав из-за стола, почувствовал
дурноту: кровь хлынула у него из носу, ушей и рта; лилась рекою: врачи, столь
им любимые, не могли остановить ее. Он терял память, но успел благословить
сына на Государство Российское, восприять Ангельский Образ с именем Боголепа
и чрез два часа испустил дух, в той же храмине, где пировал с Боярами и с
иноземцами...
К сожалению, потомство не знает ничего более о сей
кончине, разительной для сердца. Кто не хотел бы видеть и слышать Годунова в
последние минуты такой жизни - читать в его взорах и в душе, смятенной
незапным наступлением вечности? Пред ним были трон, венец и могила: супруга,
дети, ближние, уже обреченные жертвы Судьбы; рабы неблагодарные, уже с
готовою изменою в сердце; пред ним и Святое Знамение Христианства: образ
Того, Кто не отвергает, может быть, и позднего раскаяния!.. Молчание
современников, подобно непроницаемой завесе, сокрыло от нас зрелище столь
важное, столь нравоучительное, дозволяя действовать одному воображению.
Уверяют, что Годунов был самоубийцею, в отчаянии, лишив
себя жизни ядом; но обстоятельства и род его смерти подтверждают ли истину
сего известия? И сей нежный отец семейства, сей человек сильный духом, мог
ли, спасаясь ядом от бедствия, малодушно оставить жену и детей на гибель,
почти несомнительную? И торжество Самозванца было ли верно, когда войско еще
не изменяло Царю делом; еще стояло, хотя и без усердия, под его знаменами?
Только смерть Борисова решила успех обмана; только изменники, явные и тайные,
могли желать, могли ускорить ее - но всего вероятнее, что удар, а не яд
прекратил бурные дни Борисовы, к истинной скорби отечества: ибо сия
безвременная кончина была небесною казнию для России еще более, нежели для
Годунова: он умер по крайней мере на троне, не в узах пред беглым Диаконом,
как бы еще в воздаяние за государственные его благотворения; Россия же,
лишенная в нем Царя умного, попечительного, сделалась добычею злодейства на
многие лета.
Но имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире,
в течение столетий было и будет произносимо с омерзением, во славу
нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место обагренное
кровию невинных, Св. Димитрия издыхающего под ножом убийц, Героя Псковского в
петле, столь многих Вельмож в мрачных темницах и келиях; видит гнусную мзду,
рукою Венценосца предлагаемую клеветникам-доносителям; видит систему
коварства, обманов, лицемерия пред людьми и Богом... везде личину
добродетели, и где добродетель? В правде ли судов Борисовых, в щедрости, в
любви к гражданскому образованию, в ревности к величию России, в политике
мирной и здравой? Но сей яркий для ума блеск хладен для сердца,
удостоверенного, что Борис не усомнился бы ни в каком случае действовать
вопреки своим мудрым государственным правилам, если бы властолюбие
потребовало от него такой перемены. Он не был, но бывал тираном; не
безумствовал, но злодействовал подобно Иоанну, устраняя совместников или
казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил Державу, на время
возвысил ее во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну
злополучия, почти неслыханного - предал в добычу Ляхам и бродягам, вызвал на
феатр сонм мстителей, и самозванцев истреблением древнего племени Царского?
Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нем
святоубийцею? Том 11 Глава 2 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСОВА. ГОДЫ 1600-1605 (3) |