ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕДОРА БОРИСОВИЧА ГОДУНОВА. ГОД 1605
Присяга Федору. Достоинства юного Царя. Избрание Басманова
в Военачальники. Присяга войска. Измена Басманова. Самозванец усиливается.
Измена Голицыных и Салтыкова. Измена войска. Поход к Москве. Оцепенение умов
в столице. Измена Москвитян. Сведение Федора с престола. Присяга Лжедимитрию.
Заточение Патриарха и Годуновых. Цареубийство.
Еще Россияне погребли Бориса с честию во храме Св.
Михаила, между памятниками своих Венценосцев Варяжского племени; еще
Духовенство льстило ему и в могиле: Святители в окружных грамотах к
монастырям писали о беспорочной и праведной душе его, мирно отошедшей к Богу!
Еще все, от Патриарха и Синклита до мещан и земледельцев, с видом усердия
присягнули "Царице Марии и детям ее, Царю Федору и Ксении, обязываясь
страшными клятвами не изменять им, не умышлять на их жизнь и не хотеть на
Государство Московское ни бывшего Великого Князя Тверского, слепца Симеона,
ни злодея, именующего себя Димитрием; не избегать Царской службы и не бояться
в ней ни трудов, ни смерти". Достигнув венца злодейством, Годунов был
однако ж Царем законным: сын естественно наследовал права его, утвержденные
двукратною присягою, и как бы давал им новую силу прелестию своей невинной
юности, красоты мужественной, души равно твердой и кроткой; он соединял в
себе ум отца с добродетелию матери и шестнадцати лет удивлял вельмож даром
слова и сведениями необыкновенными в тогдашнее время: первым счастливым
плодом Европейского воспитания в России; рано узнал и науку правления,
отроком заседая в Думе; узнал и сладость благодеяния, всегда употребляемый
родителем в посредники между законом и милостию. Чего нельзя было ожидать
Государству от такого Венценосца? Но тень Борисова с ужасными воспоминаниями
омрачала престол Федоров: ненависть к отцу препятствовала любви к сыну. Россияне
ждали только бедствий от злого племени, в их глазах опального пред Богом, и
страшась быть жертвою Небесной казни за Годунова, не устрашились
подвергнуться сей казни за преступление собственное: за вероломство,
осуждаемое уставом Божественным и человеческим.
Еще Федор, столь юный, имел нужду в советниках: мать его
блистала единственно скромными добродетелями своего пола. Немедленно велели
трем знатнейшим Боярам, Князьям Мстиславскому, Василию и Дмитрию Шуйским,
оставить войско и быть в Москву, чтобы Правительствовать в Синклите;
возвратили свободу, честь и достояние славному Бельскому, чтобы также
пользоваться его умом и сведениями в Думе. Но всего важнее было избрание
главного Воеводы: искали уже не старейшего, а способнейшего, и выбрали - Басманова,
ибо не могли сомневаться ни в его воинских дарованиях, ни в верности,
доказанной делами блестящими. Юный Федор в присутствии матери сказал ему с
умилением: "служи нам, как ты служил отцу моему"и сей честолюбец,
пылая (так казалось) чувством усердия, клялся умереть за Царя и Царицу! Басманову
дали в товарищи одного из знатнейших Бояр, Князя Михаила
Катырева-Ростовского, доброго и слабодушного. Послали с ними и Митрополита Новогородского,
Исидора, чтобы войско в его присутствии целовало крест на имя Федора.
Несколько дней прошло в тишине для столицы. Двор и народ торжественно
молились о душе Царя усопшего; гораздо искренне молились истинные друзья
отечества о спасении Государства, предвидя бурю. С нетерпением ждали вестей
из Кромского станаи первые донесения новых Воевод казались еще
благоприятными.
Невидимо держа в руке судьбу отечества, Басманов 17 Апреля
прибыл в стан и не нашел там уже ни Мстиславского, ни Шуйских; созвал всех,
чиновников и рядовых, под знамена; известил их о воцарении Федора и прочитал
им грамоты его, весьма милостивые: юный Монарх обещал верному, усердному
войску беспримерные награды после сорочин Борисовых. Сильное внутреннее
движение обнаружилось на лицах: некоторые плакали о Царе усопшем, боясь за
Россию; другие не таили злой радости. Но войско, подобно Москве, присягнуло Федору.
С сим известием Митрополит Исидор возвратился в столицу: сам Басманов доносил
о том... а чрез несколько дней узнали его измену!
Удивив современников, дело Басманова удивляет и потомство.
Сей человек имел душу, как увидим в роковой час его жизни; не верил
Самозванцу; столь ревностно обличал его и столь мужественно разил его под
стенами Новагорода Северского; был осыпан милостями Бориса, удостоен всей
доверенности Федора, избран в спасители Царя и Царства, с правом на их
благодарность беспредельную, с надеждою оставить блестящее имя в летописях -
и пал к ногам расстриги в виде гнусного предателя? Изъясним ли такое
непонятное действие худым расположением войска? Скажем ли, что Басманов,
предвидя неминуемое торжество Самозванца, хотел ускорением измены спасти себя
от уничижения: хотел лучше отдать и войско и Царство обманщику, нежели быть
выданным ему мятежниками? Но полки еще клялися именем Божиим в верности к Федору:
какою новою ревностию мог бы одушевить их Воевода доблий, силою своего духа и
закона обуздав зломысленников? Нет, верим сказанию Летописца, что не общая
измена увлекла Басманова, но Басманов произвел общую измену войска. Сей
честолюбец без правил чести, жадный к наслаждениям временщика, думал,
вероятно, что гордые, завистливые родственники Федоровы никогда не уступят
ему ближайшего места к престолу, и что Самозванец безродный, им (Басмановым)
возведенный на Царство, естественно будет привязан благодарностию и
собственною пользою к главному виновнику своего счастия: судьба их делалась нераздельноюи
кто мог затмить Басманова достоинствами личными? Он знал других Бояр и себя:
не знал только, что сильные духом падают как младенцы на пути беззакония! Басманов,
вероятно, не дерзнул бы изменить Борису, который действовал на воображение и
долговременным повелительством и блеском великого ума государственного: Федор,
слабый юностию лет и новостию державства, вселял смелость в предателя,
вооруженного суемудрием для успокоения сердца: он мог думать, что изменою
спасает Россию от ненавистной олигархии Годуновых, вручая скипетр хотя и
Самозванцу, хотя и человеку низкого происхождения, но смелому, умному, другу
знаменитого Венценосца Польского, и как бы избранному Судьбою для совершения
достойной мести над родом святоубийцы; мог думать, что направит Лжедимитрия
на путь добра и милости: обманет Россию, но загладит сей обманее счастием!
Может быть, Басманов выехал из столицы еще в нерешимости, готовый действовать
по обстоятельствам, для выгод своего честолюбия; может быть, он решился на
измену единственно тогда, как увидел преклонность и Воевод и войска к
обманщику. Все целовали крест Федору (ибо никто не дерзнул быть первым
мятежником), но большею частию с нехотением или с унынием. И те, которые
дотоле не верили мнимому Димитрию, стали верить ему, будучи поражены незапною
смертию Годунова и находя в ней новое доказательство, что не Самозванец, а
действительно наследник Иоаннов требует своего законного достояния: ибо
Всевышний, как они думали, несомнительно благоволит о нем и ведет его, чрез
могилу хищника, на Царство. Заметили также, что в присяге Федоровой
Самозванец не был именован Отрепьевым: слагатели ее, вероятно, без умысла,
написали единственно: клянемся не приставать к тому, кто именует себя Димитрием.
"Следственно, говорили многие, сказка о беглом Диаконе Чудовском уже
торжественно объявляется вымыслом. Кто же сей Дмитрий, если не
истинный?" Самые верные имели печальную мысль, что Федору не удержаться
на престоле. Такое расположение умов и сердец обещало легкий успех измене: Басманов
наблюдал, решился и, готовя Россию в дар обманщику, без сомнения
удостоверился, посредством тайных сношений, в его благодарности.
Оставленный на свободе в Путивле, ЛжеДмитрий в течение
трех месяцев укреплял свои города и вооружал людей; писал к Мнишку, что
надеется на счастие более, нежели когда-нибудь; посылал дары к Хану, желая
заключить с ним союз; ждал новых сподвижников из Галиции и был усилен
дружиною всадников, приведенных к нему Михайлом Ратомским, который уверял
его, что вслед за ним будет и Воевода Сендомирский с Королевскими полками. Но
только смерть Борисова, только измена Воевод Царских могла исполнить дерзкую
надежду расстриги: о первой сведал он в конце Апреля от беглеца Дворянина Бахметева;
о второй в начале мая, вероятно от самого Басмановаи с того времени знал все,
что происходило в стане Кромском.
Отдав честь мужа думного и славу знаменитого витязя за
прелесть исключительного вельможства под скиптром бродяги, Басманов, уверенный
в сей награде, уверил в ней и других низких самолюбцев: Боярина Князя Василия
Васильевича Голицына, брата его, Князя Ивана, и Михайла Глебовича Салтыкова,
которые также не имели ни совести, ни стыда и также хотели быть временщиками
нового Царствования в воздаяние за гнусное злодейство. Но и злодеи ищут
благовидных предлогов в своих ковах: обманывая друг друга, лицемеры находили
в Лжедимитрии все признаки истинного, добродетели Царские и свойства души
высокой; дивились чудесной судьбе его, ознаменованной Перстом Божиим;
злословили Царство Годуновых, снисканное лукавством и беззаконием; оплакивали
бедствие войны междоусобной и кровопролитной, необходимой для удержания
короны на слабой главе Федоровой, и в торжестве расстриги видели пользу,
тишину, счастие России. Они условились в предательстве и спешили действовать.
Еще несколько дней коварствовали втайне, умножая число надежных
единомышленников (между коими отличались ревностию Боярские Дети городов
Рязани, Тулы, Коширы, Алексина); успокаивали совесть людей малоумных,
недальновидных, твердя и повторяя, что для Россиян одна присяга законная:
данная ими Иоанну и детям его; что новейшие, взятые с них на имя Бориса и Федора,
суть плод обмана и недействительны, когда сын Иоаннов не умирал и здравствует
в Путивле. Наконец, 7 Маия, заговор открылся: ударили тревогу; Басманов сел
на коня и громогласно объявил Димитрия Царем Московским. Тысячи воскликнули,
и Рязанцы первые: "Да здравствует же отец наш, государь Дмитрий
Иоаннович!" Другие еще безмолвствовали в изумлении. Тогда единственно проснулись
Воеводы верные, обманутые коварством Басманова: Князья Михайло
Катырев-Ростовский, Андрей Телятевский, Иван Иванович Годунов; но поздно!
Видя малое число усердных к Федору, они бежали в Москву, вместе с некоторыми
чиновниками и воинами, Россиянами и чужеземцами: их гнали, били; настигли
Ивана Годунова и связанного привели в стан, где войско в несчастном
заблуждении торжествовало измену как светлый праздник отечества. Никто не смел
изъявить сомнения, когда знаменитейший противник Самозванца, Герой Новагорода-Северского,
уже признал в нем сына Иоаннова и радость, видеть снова на троне древнее
племя Царское, заглушала упреки совести для обольщенных вероломцев!.. В сей
памятный беззаконием день первенствовал Басманов дерзким злодейством, а
другой изменник подлым лукавством: Князь Василий Голицын велел связать себя,
желая на всякий случай уверить Россию, что предается обманщику невольно!
Нарушив клятву, войско с знаками живейшего усердия
обязалось другою: изменив Федору, быть верным мнимому Димитрию, и дало знать
Атаману Кореле, что они служат уже одному Государю. Война прекратилась: Кромские
защитники выползли из своих нор и братски обнимались с бывшими неприятелями
на валу крепости; а Князь Иван Голицын спешил в Путивль, уже не к Царевичу, а
к Царю, с повинною от имени войска и с узником Иваном Годуновым в залог
верности. ЛжеДмитрий имел нужду в необыкновенной душевной силе, чтобы скрыть
свою чрезмерную радость: важно, величаво сидел на троне, когда Голицын,
провождаемый множеством сановников и Дворян, смиренно бил ему челом, и с
видом благоговения говорил так:
"Сын Иоаннов! Войско вручает тебе державу России и
ждет твоего милосердия. Обольщенные Борисом, мы долго противились нашему Царю
законному: ныне же, узнав истину, все единодушно тебе присягнули. Иди на
престол родительский; Царствуй счастливо и многие лета! Враги твои, клевреты
Борисовы, в узах. Если Москва дерзнет быть строптивою, то смирим ее. Иди с
нами в столицу, венчаться на Царство!.." В сей самый час, по известию
Летописца, некоторые Дворяне Московские, смотря на Лжедимитрия, узнали в нем
Диакона Отрепьева: содрогнулись, но уже не смели говорить и плакали тайно.
Хитро представляя лицо Монарха великодушного, тронутого раскаянием виновных подданых,
счастливый обманщик не благодарил, а только простил войско; велел ему идти к
Орлу и сам выступил туда 19 Маия из Путивля с 600 Ляхов, с Донцами и своими
Россиянами, старейшими других в измене; хотел видеть развалины Кром,
прославленные мужеством их защитников, и там, оглядев пепелище, вал, землянки
Козаков и необозримый, укрепленный стан, где в течение шести недель более осьмидесяти
тысяч добрых воинов за семидесятью огромными пушками укрывалось в
бездействии, изъявил удивление и хвалился чудом Небесной к нему милости.
Далее на пути встретили расстригу Воеводы Михайло Салтыков, Князь Василий
Голицын, Шереметев и глава предательства Басманов... сей последний с
искреннею клятвою умереть за того, кому он жертвовал совестию и бедным
отечеством! Единодушно принятый войском как Царь благодатный, ЛжеДмитрий
распустил часть его на месяц для отдохновения, другую послал к Москве, а сам
с двумя или тремя тысячами надежнейших сподвижников шел тихо вслед за нею.
Везде народ и люди воинские встречали его с дарами; крепости, города
сдавались: из самой отдаленной Астрахани привезли к нему в цепях Воеводу Михайла
Сабурова, ближнего родственника Федорова. Только в Орле горсть великодушных
не хотела изменить закону: сих достойных Россиян, к сожалению, не известных
для истории, ввергнули в темницу. Все другие ревностно преклоняли колена,
славили Бога и Димитрия, как некогда Героя Донского или завоевателя Казани!
На улицах, на дорогах теснились к его коню, чтобы лобызать ноги Самозванца!
Все было в волнении, не ужаса, но радости. Исчез оплот стыда и страха для
измены: она бурною рекою стремилась к Москве, неся с собою гибель Царю и
народной чести. Там первыми вестниками злополучия были беглецы
добросовестные, Воеводы Катырев-Ростовский и Телятевский с их дружинами. Федор,
еще пользуясь Царскою властию, изъявил им благодарность отечества
торжественными наградамии как бы спокойно ждал своего жребия на бедственном
троне, видя вокруг себя уже не многих друзей искренних, отчаяние, недоумение,
притворство, а в народе еще тишину, но грозную: готовность к великой
перемене, тайно желаемой сердцами. Может быть, зломыслие и лукавство
некоторых думных советников, благоприятствуя Самозванцу, усыпляли жертву
накануне ее заклания: обманывали Федора, его мать и ближних, уменьшая
опасность или предлагая меры недействительные для спасения. Власть верховная
дремала в палатах Кремлевских, когда Отрепьев шел к столице,когда имя Димитрия
уже гремело на берегах Оки, когда на самой Красной площади толпился народ, с жадностию
слушая вести о его успехах. Еще были Воеводы и воины верные: юный Стратиг
державный в виде Ангела красоты и невинности, еще мог бы смело идти с ними на
сонмы ослепленных клятвопреступников и на подлого расстригу: в деле законном
есть сила особенная, непонятная и страшная для беззакония. Но если не
коварство, то чудное оцепенение умов предавало Москву в мирную добычу
злодейству. Звук оружия и движения ратные могли бы дать бодрость унылым и
страх изменникам; но спокойствие, ложное, смертоносное, господствовало в
столице и служило для козней вожделенным досугом. Деятельность Правительства
оказывалась единственно в том, что ловили гонцов с грамотами от войска и
Самозванца к Московским жителям: грамоты жгли, гонцов сажали в темницу;
наконец не устерегли, и в один час все совершилось!
ЛжеДмитрий, угадывая, что его письма не доходят до Москвы,
избрал двух сановников смелых, расторопных, Плещеева и Пушкина: дал им
грамоту и велел ехать в Красное село, чтобы возмутить тамошних жителей, а
чрез них и столицу. Сделалось, как он думал. Купцы и ремесленники Красносельские,
плененные доверенностию мнимого Димитрия, присягнули ему с ревностию и
торжественно ввели гонцов его (1 Июня) в Москву, открытую, безоружную: ибо
воины, высланные Царем для усмирения сих мятежников, бежали назад, не обнажив
меча; а Красносельцы, славя Димитрия, нашли множество единомышленников в
столице, мещан и людей служивых; других силою увлекли за собою: некоторые
пристали к ним только из любопытства. Сей шумный сонм стремился к лобному
месту, где, по данному знаку, все умолкло, чтобы слушать грамоту Лжедимитриеву
к Синклиту, к большим Дворянам, сановникам, людям приказным, воинским,
торговым, средним и черным. "Вы клялися отцу моему, - писал расстрига, -
не изменять его детям и потомству во веки веков, но взяли Годунова в Цари. Не
упрекаю вас: вы думали, что Борис умертвил меня в летах младенческих; не
знали его лукавства и не смели противиться человеку, который уже
самовластвовал и в Царствование Федора Иоанновича, - жаловал и казнил, кого
хотел. Им обольщенные, вы не верили, что я, спасенный Богом, иду к вам с
любовью и кротостию. Драгоценная кровь лилася... Но жалею о том без гнева:
неведение и страх извиняют вас. Уже судьба решилась: города и войско мои.
Дерзнете ли на брань междоусобную в угодность Марии Годуновой и сыну ее? Им
не жаль России: они не своим, а чужим владеют; упитали кровию землю Северскую
и хотят разорения Москвы. Вспомните, что было от Годунова вам, Бояре, Воеводы
и все люди знаменитые: сколько опал и бесчестия несносного? А вы, Дворяне и
Дети Боярские, чего не претерпели в тягостных службах и в ссылках? А вы,
купцы и гости, сколько утеснений имели в торговле и какими неумеренными
пошлинами отягощались? Мы же хотим вас жаловать беспримерно: Бояр и всех мужей
сановитых честию и новыми отчинами, Дворян и людей приказных милостию, гостей
и купцев льготою в непрерывное течение дней мирных и тихих. Дерзнете ли быть
непреклонными? Но от нашей Царской руки не избудете: иду и сяду на престоле
отца моего; иду с сильным войском, своим и Литовским: ибо не только Россияне,
но и чужеземцы охотно жертвуют мне жизнию. Самые неверные Ногаи хотели
следовать за мною: я велел им остаться в степях, щадя Россию. Страшитесь
гибели, временной и вечной; страшитесь ответа в день суда Божия: смиритесь, и
немедленно пришлите Митрополитов, Архиепископов, мужей Думных, Больших Дворян
и Дьяков, людей воинских и торговых, бить нам челом, как вашему Царю
законному". Народ Московский слушал с благоговением и рассуждал так:
"Войско и Бояре поддалися без сомнения не ложному Димитрию. Он
приближается к Москве: с кем стоять нам против его силы? с горстию ли
беглецов Кромских? с нашими ли старцами, женами и младенцами? и за кого? за
ненавистных Годуновых, похитителей державной власти? Для их спасения предадим
ли Москву пламени и разорению? Но не спасем ни их, ни себя сопротивлением
бесполезным. Следственно не о чем думать: должно прибегнуть к милосердию Димитрия!"
И в то время, когда сие беззаконное Вече располагало
Царством, главные советники престола трепетали в Кремле от ужаса. Патриарх
молил Бояр действовать, а сам, в смятении духа, не мыслил явиться на лобном
месте в ризах Святительских, с крестом в деснице, с благословением для
верных, с клятвою для изменников: он только плакал! Знатнейшие Бояре
Мстиславский и Василий Шуйский, Бельский и другие думные советники вышли из
Кремля к гражданам, сказали им несколько слов в увещание и хотели схватить
гонцов Лжедимитриевых: народ не дал их и завопил: "Время Годуновых
миновалось! Мы были с ним во тьме кромешной: солнце восходит для России! Да
здравствует Царь Дмитрий! Клятва Борисовой памяти! Гибель племени
Годуновых!" С сим воплем толпы ринулись в Кремль. Стража и телохранители
исчезли вместе с подданными для Федора: действовали одни буйные мятежники;
вломились во дворец и дерзостною рукою коснулись того, кому недавно
присягали: стащили юного Царя с престола, где он искал безопасности! Мать
злосчастная упала к ногам неистовых и слезно молила не о Царстве, а только о
жизни милого сына! Но мятежники еще страшились быть извергами: безвредно
вывели Федора, его мать и сестру из дворца в Кремлевский собственный дом
Борисов и там приставили к ним стражу; всех родственников Царских, Годуновых,
Сабуровых, Вельяминовых, заключили, имение их расхитили, домы сломали; не
оставили ничего целого и в жилище иноземных медиков, любимцев Борисовых;
хотели грабить и погреба казенные, но удержались, когда Бельский напомнил им,
что все казенное уже есть Димитриево. Сей пестун меньшого Иоаннова сына
явился тогда вдруг главным советником народа, как злейший враг Годуновых, и
вместе с другими Боярами, малодушными или коварными, старался утишить мятеж
именем Царя нового. Все дали присягу Димитрию, и (3 Июня) Вельможи, Князья
Иван Михайлович Воротынский, Андрей Телятевский, Петр Шереметев, думный Дьяк
Власьев и другие знатнейшие чиновники, Дворяне, граждане выехали из столицы с
повинною к Самозванцу в Тулу. Уже вестник Плещеева и Пушкина предупредил их;
уже расстрига знал все, что сделалось в Москве, и еще не был спокоен: послал
туда Князя Василия Голицина, Мосальского и Дьяка Сутупова с тайным наказом, а
Петра Басманова с воинскою дружиною, чтобы мерзостным злодейством увенчать
торжество беззакония.
Сии достойные слуги Лжедимитриевы, принятые в Москве как
полновластные исполнители Царской воли, начали дело свое с Патриарха.
Слабодушным участием в кознях Борисовых лишив себя доверенности народной, не имев
мужества умереть за истину и за Федора, онемев от страха и даже, как уверяют,
вместе с другими Святителями бив челом Самозванцу, надеялся ли Иов снискать в
нем срамную милость? Но ЛжеДмитрий не верил его бесстыдству; не верил, чтобы
он мог с видом благоговения возложить Царский венец на своего беглого Диакона
и для того Послы Самозванцевы объявили народу Московскому, что раб Годуновых
не должен остаться Первосвятителем. Свергнув Царя, народ во дни беззакония не
усомнился свергнуть и Патриарха. Иов совершал Литургию в храме Успения: вдруг
мятежники неистовые, вооруженные копьями и дреколием, вбегают в церковь; не
слушают божественного пения; стремятся в олтарь, хватают и влекут Патриарха;
рвут с него одежду Святительскую... Тут несчастный Иов изъявил и смирение и
твердость: сняв с себя панагию и положив ее к образу Владимирской Богоматери,
сказал громогласно: "Здесь, пред сею святою иконою, я был удостоен сана
Архиерейского и 19 лет хранил целость Веры: ныне вижу бедствие Церкви,
торжество обмана и ереси. Матерь Божия! спаси православие!" Его одели в
черную ризу, таскали, позорили в храме, на площади, и вывезли в телеге из
города, чтобы заключить в монастыре Старицком. Удалив важнейшего свидетеля
истины, противного Самозванцу, решили судьбу Годуновых, Сабуровых и
Вельяминовых: отправили их скованных в темницы городов дальних, Низовых и
Сибирских (ненавистного Семена Годунова задавили в Переславле). Немедленно
решили и судьбу державного семейства.
Юный Федор, Мария и Ксения, сидя под стражею в том доме,
откуда властолюбие Борисово извлекло их на феатр гибельного величия,
угадывали свой жребий. Народ еще уважал в них святость Царского сана, может
быть, и святость непорочности; может быть, в самом неистовстве бунта желал,
чтобы мнимый Дмитрий оказал великодушие и, взяв себе корону, оставил жизнь несчастным
хотя в уединении какого-нибудь монастыря пустынного. Но великодушие в сем
случае казалось расстриге несогласным с Политикою: чем более достоинств
личных имел сверженный, законный Царь, тем более он мог страшить лжецаря,
возводимого на престол злодейством некоторых и заблуждением многих; успех
измены всегда готовит другую - и никакая пустыня не скрыла бы державного
юношу от умиления Россиян. Так, вероятно, думал и Басманов; однако ж не хотел
явно участвовать в деле ужасном: зло и добро имеют степени! Другие были
смелее: Князья Голицын и Мосальский, чиновники Молчанов и Шерефединов, взяв с
собою трех зверовидных стрельцов, 10 Июня пришли в дом Борисов: увидели Федора
и Ксению сидящих спокойно подле матери в ожидании воли Божией; вырвали нежных
детей из объятий Царицы, развели их по особым комнатам и велели стрельцам
действовать: они в ту же минуту удавили Царицу Марию; но юный Федор,
наделенный от природы силою необыкновенною, долго боролся с четырьмя
убийцами, которые едва могли одолеть и задушить его. Ксения была несчастнее
матери и брата: осталась жива: гнусный сластолюбец расстрига слышал об ее
прелестях и велел Князю Мосальскому взять ее к себе в дом. Москве объявили,
что Федор и Мария сами лишили себя жизни ядом; но трупы их, дерзостно
выставленные на позор, имели несомнительные признаки удавления. Народ
толпился у бедных гробов, где лежали две Венценосные жертвы, супруга и сын
властолюбца, который обожали погубил их, дав им престол на ужас и смерть
лютейшую! "Святая кровь Димитриева, - говорят Летописцы, - требовала
крови чистой, и невинные пали за виновного, да страшатся преступники и за
своих ближних!" Многие смотрели только с любопытством, но многие и с
умилением: жалели о Марии, которая, быв дочерью гнуснейшего из палачей Иоанновых
и женою святоубийцы, жила единственно благодеяниями, и коей Борис не смел
никогда открывать своих злых намерений; еще более жалели о Федоре, который
цвел добродетелию и надеждою: столько имел и столько обещал прекрасного для счастия
России, если бы оно угодно было Провидению!Нарушили и спокойствие могил:
выкопали тело Борисово, вложили в раку деревянную, перенесли из церкви Св.
Михаила в девичий монастырь Св. Варсонофия на Сретенке и погребли там
уединенно, вместе с телами Федора и Марии!
Так совершилась казнь Божия над убийцею Димитрия
истинного, и началася новая над Россиею под скиптром ложного! Том 11 Глава 2 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСОВА. ГОДЫ 1600-1605 (4) |