Действуя вопреки нашим обычаям и благоразумию, Лжедмитрий
презирал и святейшие законы нравственности: не хотел обуздывать вожделений
грубых и, пылая сластолюбием, явно нарушал уставы целомудрия и пристойности,
как бы с намерением уподобиться тем мнимому своему родителю; бесчестил жен и
девиц, двор, семейства и святые обители дерзостию разврата и не устыдился
дела гнуснейшего из всех его преступлений: убив мать и брата Ксении, взял ее
себе в наложницы. Красота сей несчастной Царевны могла увянуть от горести; но
самое отчаяние жертвы, самое злодейство неистовое казалось прелестию для
изверга, который сим одним мерзостным бесстыдством заслужил свою казнь, почти
сопредельную с торжеством его... Чрез несколько месяцев Ксению постригли,
назвали Ольгою и заключили в пустыне на Белеозере, близ монастыря Кириллова.
Но Самозванец под личиною Димитрия, вероятно, мог бы еще
долго безумствовать и злодействовать в венце Монохамовом, если бы сия, как бы
волшебная личина не спала с него в глазах народа: столь велико было усердие
Россиян к древнему племени державному! Заблуждение возвысило бродягу: истина
долженствовала низвергнуть обманщика. Не один удаленный Иов знал беглеца Чудовского
в Москве: надеялся ли расстрига казаться другим человеком, стараясь казаться полу-Ляхом
и черную ризу Инока пременив на Царскую? или, ослепленный счастием, уже не
видал для себя опасности, имея в руках своих власть с грозою и считая Россиян
стадом овец бессловесных? или дерзостию мыслил уменьшить сию опасность,
поколебать удостоверение, сомкнуть уста робкой истине? Он не думал скрываться
и смело смотрел в глаза всякому любопытному на улицах; исходил только в
Святую Обитель Чудовскую, место неприятных для него знакомств и воспоминаний.
Итак, не удивительно, что в самом начале нового Царствования, когда Москва
еще гремела хвалою Димитрия, уже многие люди шептали между собою о
действительном сходстве его с Диаконом Григорием; хвала умолкала от
безрассудности и худых дел Царя, а шепот становился внятнее - и скоро
взволновал столицу. Первым уличителем и первою жертвою был Инок, который
сказал всенародно, что мнимый Димитрий известен ему с детских лет под именем
Отрепьева, учился у него грамоте и жил с ним в одном монастыре: Инока тайно
умертвили в темнице. Нашелся и другой, опаснейший свидетель истины - тот,
кому судьба вручала месть праведную, но коего час еще не наступил: Князь
Василий Шуйский. В смятении ужаса признав бродягу Царем, вместе с иными
Боярами, он менее всех мог извиняться заблуждением, ибо собственными глазами
видел Иоаннова сына во гробе. Терзаясь ли горестию и стыдом или имея уже
дальновидные тайные замыслы властолюбия, Шуйский недолго безмолвствовал в
столице: сказал ближним, друзьям, приятелям, что Россия у ног обманщика;
внушал и народу, чрез своих поверенных, купца Федора Конева и других, что
Годунов и Святитель Иов объявляли совершенную правду о Самозванце, еретике,
орудии Ляхов и Папистов. Еще Лжедмитрий имел многих ревностных слуг: Басманов
узнал и донес ему о сем кове, опасном знатностию виновника. Взяли Шуйского с
братьями под стражу и велели судить, как дотоле еще никого не судили в
России: Собором, избранным людям всех чинов и званий. Летописец уверяет, что
Князь Василий в сем единственном случае жизни своей явил себя Героем: не
отрицался: смело, великодушно говорил истину, к искреннему и лицемерному
ужасу судей, которые хотели заглушить ее воплем, проклиная такие хулы на
Венценосца. Шуйского пытали: он молчал; не назвал никого из соумышленников, и
был один приговорен смертной казни: братьев его лишали только свободы. В глубокой
тишине народ теснился вокруг лобного места, где стоял осужденный Боярин (как
бывало в Иоанново время!) подле секиры и плахи, между дружинами воинов,
стрельцов и Козаков; на стенах и башнях Кремлевских также блистало оружие для
устрашения Москвитян, и Петр Басманов держа бумагу, читал народу от имени
Царского: "Великий Боярин, Князь Василий Иванович Шуйский, изменил мне,
законному Государю вашему, Димитрию Иоанновичу всея России; коварствовал,
злословил, ссорил меня с вами, добрыми подданными: называл лжецарем; хотел
свергнуть с престола. Для того осужден на казнь: да умрет за измену и
вероломство!" Народ безмолвствовал в горести, издавна любя Шуйских, и
пролил слезы, когда несчастный Князь Василий, уже обнажаемый палачом, громко
воскликнул к зрителям: "Братья! Умираю за истину, за Веру Христианскую и
за вас!" Уже голова осужденного лежала на плахе... Вдруг слышат крик:
стой! и видят Царского чиновника, скачущего из Кремля к лобному месту, с
указом в руке: объявляют помилование Шуйскому! Тут вся площадь закипела в
неописанном движении радости: славили Царя, как в первый день его
торжественного вступления в Москву; радовались и верные приверженники
Самозванца, думая, что такое милосердие дает ему новое право на любовь общую;
негодовали только дальновиднейшие из них, и не ошиблись: мог ли забыть
Шуйский пытки и плаху? Узнали, что не ветреный Лжедмитрий вздумал тронуть
сердца сим неожиданным действием великодушия, но что Царица-Инокиня слезным
молением убедила мнимого сына не казнить врага, который искал головы его!..
Совесть, вероятно, терзала сию несчастную пособницу обмана: спасая мученика
истины, Марфа надеялась уменьшить грех свой пред людьми и Богом. Вместе с нею
ходатайствовали за осужденного и некоторые Ляхи, видя, сколь живое участие
принимали Москвитяне в судьбе его и желая снискать тем их благодарность. Всех
трех Шуйских, Князя Василия, Дмитрия, Ивана, сослали в пригороды Галицкие;
имение их описали, домы опустошили.
Тогда же разгласилось в Москве и свидетельство многих
Галичан, единоземцев и самых ближних Григория Отрепьева; дяди, брата и даже
матери, добросовестной вдовы Варвары: они видели его, узнали и не хотели
молчать. Их заключили; а дядю, Смирного-Отрепьева (в 1604 году ездившего к
Сигизмунду для уличения племянника), сослали в Сибирь. Схватили еще Дворянина
Петра Тургенева и мещанина Федора, которые явно возмущали народ против лжецаря.
Самозванец велел казнить обоих торжественно и с удовольствием видел, что
народ, благодарный ему за помилование Шуйского, не изъявил чувствительности к
великодушию сих двух страдальцев; оба шли на смерть без ужаса и раскаяния,
громогласно именуя Лжедимитрия Антихристом и любимцем Сатаны, жалея о России
и предсказывая ей бедствие; чернь ругалась над ними, восклицая:
"умираете за дело!" - С сего времени не умолкали доносы,
справедливые и ложные, как в Борисово царствование: ибо Самозванец, дотоле желав
хвалиться милосердием, уже следовал иным правилам: хотел грозою унять
дерзость и для того благоприятствовал изветам. Пытали, казнили, душили в
темницах, лишали имения, ссылали за слово о расстриге. По таким ли доносам,
или единственно опасаясь нескромности своих старых приятелей, Лжедмитрий
велел удалить многих Чудовских Иноков в другие, пустынные Обители, хотя (что
достойно замечания) оставил в покое Крутицкого Митрополита Пафнутия, который
с первого взгляда узнал в нем Диакона Григория, быв в его время Архимандритом
сего монастыря, но, как вероятно, лицемерным или бессовестным изъявлением
усердия к Самозванцу спас себя от гонения. Молчали и другие в боязни, так что
столица казалась тихою. Но расстрига сделался осторожнее и, явно не доверяя
Москвитянам, снова окружил себя иноплеменниками: выбрал 300 Немцев в свои
телохранители, разделил их на три особенные дружины под начальством
Капитанов: Француза Маржерета, Ливонца Кнутсена и Шотландца Вандемана; одел
весьма богато в камку и бархат; вооружил алебардами и протазанами, секирами и
бердышами с золотыми орлами на древках, с кистями золотыми и серебряными; дал
каждому воину, сверх поместья, от 40 до 70 рублей денежного жалованья - и с
того времени уже никуда не ездил и не ходил один, всюду провождаемый сими
грозными телохранителями, за коими только вдали следовали Бояре и Царедворцы.
Мера достойная бродяги, игрою Судьбы вознесенного на степень державства:
триста иноземных секир и копий должны были спасать его от предполагаемой
измены целого народа и полумиллиона воинов, бесполезно раздражаемых знаками
недоверия обидного! Между тем Лжедмитрий хотел веселья: музыка, пляска и
зернь были ежедневною забавою Двора. Угождая вкусу Царя к пышности, все
знатные и незнатные старались блистать одеждою богатою. Всякий день казался
праздником. "Многие плакали в домах, а на улицах казались веселыми и
нарядными женихами", говорит Летописец. Смиренный вид и смиренная одежда
для людей неубогих считались знаком худого усердия к Царю веселому и
роскошному, который сим призраком благосостояния желал уверить Россию в ее
златом веке под державою обманщика.
Утишив, как он думал, Москву, Лжедмитрий спешил исполнить
обет, данный его благодарностию, сердцем или политикою: предложить руку и
венец Марине, которая любовию и доверенностию к бродяге заслуживала честь
сидеть с ним на троне. Сношения между Воеводою Сендомирским и нареченным его
зятем не прерывались: Самозванец уведомлял Мнишка о всех своих успехах,
называл всегда отцом и другом; писал к Нему из Путивля, Тулы, Москвы; а
Воевода писал не только к Самозванцу, но и к Боярам Московским, требуя их
признательности такими словами: "Способствовав счастию Димитрия, я готов
стараться, чтобы оно было и счастием России, побуждаемый к сему моею
всегдашнею к ней любовию и надеждою на вашу благодарность, когда вы увидите
мое ревностное о вас ходатайство пред троном, и будете иметь новые выгоды,
новые важные права, неизвестные доныне в Московском Государстве".
Наконец (в Сентябре месяце) Лжедмитрий Послал великого секретаря и казначея
Афанасия Власьева в Краков для торжественного сватовства, дав ему грамоту к
Сигизмунду и другую от Царицы-Инокини Марфы к отцу невестину. Могли ли
Россияне одобрить сей брак с иноверкою, хотя и знатного, но не державного
племени, - с удовольствием видеть спесивого Пана тестем Царским, ждать к себе
толпу его ближних, не менее спесивых, и раболепно чтить в них свойство с
Венценосцем, который избранием чужеземной невесты оказывал презрение ко всем
благородным Россиянкам? Самозванец, вопреки обычаю, даже и не известил Бояр о
сем важном деле: говорил, советовался единственно с Ляхами. Но, легкомысленно
досаждая Россиянам, он в то же время не вполне удовлетворял и желаниям своих
друзей иноземных.
Никто ревностнее Нунция Папского, Рангони, не служил
обманщику: пышною грамотою приветствуя Лжедимитрия на троне, Рангони славил
Бога и восклицал: мы победили льстил ему хвалами неумеренными и надеялся, что
соединение церквей будет первым из его дел бессмертных; писал:
"Изображение лица твоего уже в руках Св. Отца, исполненного к тебе любви
и дружества. Не медли изъявить свою благодарность Главе верных... и приими от
меня дары духовные: образ сильного Воеводы, коего содействием ты победил и
царствуешь; четки молитвенные и Библию Латинскую, да услаждаешься ее чтением,
и да будешь вторым Давидом". Скоро прибыл в Москву и чиновник Римский,
Граф Александр Рангони (племянник Нунция) с Апостольским благословением и с
поздравительною грамотою от преемника Климентова, нетерпеливого в желании
видеть себя главою нашей церкви; но Савозванец в учтивом ответе, хваляся
чудесною к Нему благостию Божиею, истребившею злодея, отцеубийцу его, не
сказал ни слова о соединении Церквей: говорил только о великодушном своем
намерении жить не в праздности, но вместе с Императором идти на Султана,
чтобы стереть Державу неверных с лица земли, убеждая Павла V не допускать
Рудольфа до мира с Турками: для чего хотел отправить в Австрию и собственного
Посла. Лжедмитрий писал и вторично к Папе, обещая доставить безопасность его Миссионариям
на пути их чрез Россию в Персию и быть верным в исполнении данного ему слова,
посылал и сам Иезуита Андрея Лавицкого в Рим, но, кажется, более для
государственного, нежели церковного дела: для переговоров о войне Турецкой,
которую он действительно замышлял, пленяясь в воображении ее славою и
пользою. Надменный счастием, рожденный смелым и с любовию к опасностям,
Самозванец в кружении легкой головы своей уже не был доволен Государством
Московским: хотел завоеваний и Держав новых! Сия ревность еще сильнее
воспылала в Нем от донесения Воевод Терских, что их стрельцы и Козаки
одержали верх в сшибке с Турками и что некоторые данники Султанские в
Дагестане присягнули России. Издавна проповедуя в Европе необходимость
всеобщего восстания Держав Христианских на Оттоманскую, мог ли Рим не
одобрить намерения Лжедимитриева? Папа славил Царя-Героя, советуя ему только
начать с ближайшего: с Тавриды, чтобы истреблением гнезда злодейского, столь бедоносного
для России и Польши, отрезать крылья и правую руку у Султана в войне с
Императором; однако ж имел причину не доверять ревности Самозванца к
Латинской Церкви, видя, как он в письмах своих избегает всякого ясного слова
о Законе. Кажется, что Самозванец охладел в усердии сделать Россиян
Папистами: ибо, невзирая на свойственную ему безрассудность, усмотрел
опасность сего нелепого замысла и едва ли бы решился приступить к исполнению
оного, если бы и долее царствовал.
Скоро увидел и главный благодетель Лжедимитриев, Сигизмунд
лукавый, что счастие и престол изменили того, кто еще недавно в восторге
лобызал его руку, безмолвствовал и вздыхал пред ним, как раб униженный. Быв
непосредственным виновником успехов Самозванца - оказав бродяге честь сына
Царского, дав ему деньги, воинов, и тем склонив народ северский верить обману
- Сигизмунд весьма естественно ждал благодарности и, чрез секретаря своего, Госевского,
приветствуя нового Царя, нескромно требовал, чтобы Лжедмитрий выдал ему
Шведских Послов, если они будут в Москву от мятежника Карла. Госевский,
беседуя с Царем наедине, объявил за тайну, что Король встревожен молвою
удивительною. "Недавно (говорил сей чиновник) выехал к нам из России
один приказный, который уверяет, что Борис жив: устрашенный твоими победами
и, следуя наставлению волхвов, он уступил Державу сыну, юному Феодору,
притворился мертвым и велел торжественно, вместо себя, схоронить другого
человека, опоенного ядом; а сам, взяв множество золота, с ведома одной Царицы
и Семена Годунова бежал в Англию, называясь купцом. Поручив надежным людям
разведать в Лондоне, действительно ли укрывается там опасный злодей твой,
Сигизмунд, как истинный друг, счел за нужное предостеречь тебя и, думая, что
верность Россиян еще сомнительна, дал указ нашим Литовским Воеводам быть в
готовности для твоей защиты". Сия сказка не испугала Лжедимитрия: он
благодарил Короля, но ответствовал, что "в смерти Борисовой не
сомневается; что готов быть недругом мятежнику Шведскому, но прежде хочет
удостовериться в искренней дружбе Сигизмунда, который, вопреки ласковым
словам, уменьшает данное ему Богом достоинство" - ибо Сигизмунд в письме
своем назвал его господарем и великим Князем, а не Царем: Самозванец же хотел
не только сего титула, но и нового, пышнейшего: вздумал именовать себя Цесарем
и даже непобедимым, мечтая о своих будущих победах! Узнав о таком гордом
требовании, Сигизмунд изъявил досаду, и Вельможные Паны упрекали недавнего
бродягу смешным высокоумием, злою неблагодарностию; а Лжедмитрий писал в
Варшаву, что он не забыл добрых услуг Сигизмундовых, чтит его как брата, как
отца; желает утвердить с ним союз, но не престанет требовать Цесарского
титула, хотя и не мыслит грозить ему за то войною. Люди благоразумные,
особенно Мнишек и Нунций Папский, тщетно доказывали Самозванцу, что Король
называет его так, как Государи Польские всегда называли Государей Московских,
и что Сигизмунду нельзя переменить сего обыкновения без согласия чинов
Республики. Другие же, не менее благоразумные люди думали, что Республика не
должна ссориться за пустое имя с хвастливым другом, который может быть ей
орудием для усмирения Шведов; но Паны не хотели слышать о новом титуле, и
Воевода Познанский сказал в гневе одному чиновнику Российскому: "Бог не
любит гордых, и непобедимому Царю вашему не усидеть на троне". - Сей
жаркий спор не мешал однако ж успеху в деле сватовства.
1 Ноября Великий Посол Царский, Афанасий Власьев, со
многочисленною благородною дружиною приехал в Краков и был представлен
Сигизмунду: говорил сперва о счастливом воцарении Иоаннова сына, о славе
низвергнуть Державу Оттоманскую, завоевать Грецию, Иерусалим, Вифлеем и Вифанию,
а после о намерении Димитрия разделить престол с Мариною, из благодарности за
важные услуги, оказанные ему, во дни его несгоды и печали, знаменитым ее
родителем. 12 Ноября, в присутствии Сигизмунда, сына его Владислава и сестры,
Шведской Королевны Анны, совершилось торжественное обручение (воспетое в
стихах пиндарических Иезуитом Гроховским). Марина, с короною на голове, в
белой одежде, унизанной каменьями драгоценными, блистала равно и красотою и пышностию.
Именем Мнишка сказав Власьеву (который заступал место жениха), что отец
благословляет дочь на брак и Царство, Литовский Канцлер Сапега говорил
длинную речь, также и Пан Ленчицкий и Кардинал, Епископ Краковский, славя
"достоинства, воспитание и знатный род Марины, вольной Дворянки
Государства вольного, - честность Димитрия в исполнении данного им обета, счастие
России иметь законного, отечественного Венценосца, вместо иноземного или
похитителя, и видеть искреннюю дружбу между Сигизмундом и Царем, который без
сомнения не будет примером неблагодарности, зная, чем обязан Королю и
Королевству Польскому". Кардинал и знатнейшие Духовные сановники пели
молитву: Veni, Creator: все преклонили колена; но Власьев стоял и едва не
произвел смеха, на вопрос Епископа: "не обручен ли Димитрий с другою
невестою?" ответствуя: а мне как знать? того у меня нет в наказе.
Меняясь перстнями, он вынул Царский из ящика, с одним большим алмазом, и
вручил Кардиналу; а сам не хотел голою рукою взять невестина перстня. По
совершении священных обрядов был великолепный стол у Воеводы Сендомирского, и
Марина сидела подле Короля, принимая от Российских чиновников дары своего
жениха: богатый образ Св. Троицы, благословение Царицы-Инокини Марфы; перо из
рубинов; чашу гиацинтовую; золотой корабль, осыпанный многими драгоценными
каменьями; золотого быка, пеликана и павлина; какие-то удивительные часы с
флейтами и трубами; с лишком три пуда жемчугу, 640 редких соболей, кипы
бархатов, парчей, штофов, атласов, и проч. и проч. Между тем Власьев, желая
быть почтительным, не хотел садиться за стол с Мариною, ни пить, ни есть и,
худо разумея, что он представляет лицо Димитрия, бил челом в землю, когда
Сигизмунд и семейство его пили за здоровье Царя и Царицы: уже так именовали
невесту обрученную. После обеда Король, Владислав и Шведская Принцесса Анна
танцевали с Мариною; а Власьев уклонился от сей чести, говоря: "дерзну
ли коснуться Ее Величества!" Наконец, прощаясь с Сигизмундом, Марина
упала к ногам его и плакала от умиления, к неудовольствию Посла, который
видел в том унижение для будущей супруги Московского Венценосца; но ему
ответствовали, что Сигизмунд Государь ее, ибо она еще в Кракове. Подняв
Марину с ласкою, Король сказал ей: "Чудесно возвышенная Богом, не
забудь, чем ты обязана стране своего рождения и воспитания, - стране, где
оставляешь ближних и где нашло тебя счастие необыкновенное. Питай в супруге
дружество к нам и благодарность за сделанное для него мною и твоим отцем.
Имей страх Божий в сердце, чти родителей и не изменяй обычаям Польским".
Сняв с себя шапку, он перекрестил Марину, собственными руками отдал послу и
дозволил Воеводе Сендомирскому ехать с нею в Россию; а Власьев, Немедленно
отправив к Самозванцу перстень невесты и живописное изображение лица ее, жил
еще несколько дней в Кракове, чтобы праздновать Сигизмундово бракосочетание с
Австрийскою Эрцгерцогинею, и (8 Декабря) выехал в Слоним, ожидать там Мнишка
и Марины на пути их в Россию; но ждал долго.
Пожертвовав Самозванцу знатною частию своего богатства,
Воевода Сендомирский не был доволен одними дарами: требовал от него денег,
чтобы расплатиться с заимодавцами, и не хотел без того выехать из Кракова;
скучал, досадовал и тревожился худою молвою о будущем зяте. В Кракове знали,
что делалось в Москве; знали о негодовании Россиян, и многие не верили ни
Царскому происхождению Лжедимитрия, ни долговременности его счастия; говорили
о том всенародно, предостерегали Короля и Мнишка. Сама Царица-Инокиня Марфа,
как уверяют, тайно велела чрез одного Шведа объявить Сигизмунду, что мнимый Димитрий
не есть сын ее. Даже и чиновники Российские, присылаемые гонцами в Польшу,
шептали на ухо любопытным о Царе беззаконном, и предсказывали Неминуемый
скорый ему конец. Но Сигизмунд и Мнишек не верили таким речам или показывали,
что не верят, желая приписывать их единственно внушениям тайных злодеев Царя,
друзей Годунова и Шуйского. Во всяком случае уже не время было думать о
разрыве с тем, кто звал на престол Марину и честно вознаграждал отца ее за
все его убытки: ибо, наконец (в Генваре 1606), Секретарь Ян Бучинский привез
из Москвы 200 тысяч злотых Мнишку, сверх ста тысяч, отданных Лжедимитрием
Сигизмунду в уплату суммы, которую занял у него Воевода Сендомирский на
ополчение 1604 года. Расстрига изъявлял нетерпение видеть невесту; но отец
ее, занимаясь пышными сборами, еще долго жил в Галиции, и выехал, с толпою
своих ближних, уже в распутицу, так что некоторые из них от худой дороги
возвратились, - к их счастию: ибо в Москве уже все изготовилось к страшному
действию народной мести.
[1606 г.] Оградив себя иноземными телохранителями и, видя
тишину в столице, уклончивость, низость при Дворе, Лжедмитрий совершенно
успокоился; верил какому-то предсказанию, что ему властвовать 34 года, и
пировал с Боярами на их свадьбах, дозволив им свободно выбирать себе невест и
жениться: чего не было в Царствование Годунова, и чем воспользовался, хотя
уже и не в молодых летах, знатнейший Вельможа Князь Мстиславский, за коего
Самозванец выдал двоюродную сестру Царицы-Инокини Марфы. Казалось, что и
Москва искренно веселилась с Царем: никогда не бывало в ней столько пиров и
шума; никогда не видали столько денег в обращении: ибо Немцы, Ляхи, Козаки,
сподвижники Лжедимитрия, от щедрот его сыпали золотом, к Немалой выгоде
Московского купечества, и хвастаясь богатством, по словам Летописца, не
только ели, пили, но и в банях мылись из серебряных сосудов. В сии веселые
дни Самозванец, расположенный к действиям милости, простил Шуйских, чрез
шесть месяцев ссылки: возвратил им богатство и знатность, в удовольствие их
многочисленных друзей, которые умели хитро ослепить его прелестию такого
великодушия, и, вероятно, уже не без намерения, гибельного для лжецаря. Всеми
уважаемый как первостепенный муж государственный и потомок Рюриков, Василий
Шуйский был тогда идолом народа, прославив себя неустрашимою твердостию в
обличении Самозванца: пытки и плаха дали ему, в глазах Россиян, блистательный
венец Героя-мученика, и никто из Бояр не мог, в случае народного движения,
иметь столько власти над умами, как сей Князь, равно честолюбивый, лукавый и
смелый. Дав на себя письменное обязательство в верности Лжедимитрию, он
возвратился в столицу, по-видимому, иным человеком: казался усерднейшим его
слугою и снискал в Нем особенную доверенность, вопреки мнению некоторых
ближних людей Самозванца, которые говорили, что можно из милосердия, иногда
одобряемого политикою, не казнить изменника и клятвопреступника, но
безрассудно верить его новой клятве; что Шуйский, не видав от Димитрия
ничего, кроме благоволения, замышлял его гибель, а претерепев от него
бесчестие, муки, ужас смерти, конечно не исполнился любви к своему карателю,
хотя и правосудному: исполнился, вероятнее, злобы и мести, скрываемых под
личиною раскаяния. Они говорили истину: Шуйский возвратился с тем, чтобы
погибнуть или погубить Лжедимитрия. Но легкоумный, гордый Самозванец, хваляся
еще не столько благостию, сколько бесстрашием, ответствовал, что находя
искреннее удовольствие в милости, любит прощать совершенно, не вполовину, и
без греха не может чего-нибудь страшиться, быв от самой колыбели чудесно и
явно храним Богом. Он хотел, чтобы Князь Василий, подобно Мстиславскому,
избрал себе знатную невесту: Шуйский выбрал Княжну Буйносову-Ростовскую,
свойственницу Нагих, и должен был жениться чрез несколько дней после Царской
свадьбы - одним словом, быв угодником Иоанновым и Борисовым, обворожил
расстригу нехитрого, сделался его советником, и не для того, чтобы советовать
ему доброе!
Лжедмитрий действовал, как и прежде: ветрено и
безрассудно; то желал снискать любовь Россиян, то умышленно оскорблял их.
Современники рассказывают следующее происшествие: "Он велел сделать
зимою ледяную крепость, близ Вяземы, верстах в тридцати от Москвы, и поехал
туда с своими телохранителями, с конною дружиною Ляхов, с Боярами и лучшим
воинским Дворянством. Россиянам надлежало защищать городок, а Немцам взять
его приступом: тем и другим, вместо оружия, дали снежные комы. Начался бой, и
Самозванец, предводительствуя Немцами, первый ворвался в крепость;
торжествовал победу; говорил: так возьму Азов - и хотел нового приступа. Но
многие из Россиян обливались кровию: ибо Немцы во время схватки, бросая в них
снегом, бросали и каменьями. Сия худая шутка, оставленная Царем без наказания
и даже без выговора, столь озлобила Россиян, что Лжедмитрий, опасаясь
действительной сечи между ими, телохранителями и Ляхами, спешил развести их и
возвратиться в Москву". Ненависть к иноземцам, падая и на пристрастного
к ним Царя, ежедневно усиливалась в народе от их дерзости: например, с
дозволения Лжедимитриева имея свободный вход в наши церкви, они бесчинно
гремели там оружием, как бы готовясь к битве; опирались, ложились на гробы
Святых. Не менее жаловались Москвитяне и на Козаков, сподвижников расстригиных:
величаясь своею услугою, сии люди грубые оказывали к ним презрение и называли
их в ругательство Жидами; суда не было. - Но самым злейшим врагом Лжедимитрия
сделалось Духовенство. Как бы желая унизить сан монашества, он срамил Иноков
в случае их гражданских преступлений, бесчестною торговою казнию, занимал
деньги в богатых обителях и не думал платить сих долгов значительных; наконец
велел представить себе опись имению и всем доходам монастырей, изъявив мысль
оставить им только необходимое для умеренного содержания старцев, а все
прочее взять на жалованье войску: то есть смелый бродяга, бурею кинутый на
престол шаткий и новою бурею угрожаемый, хотел прямо, необиновенно совершить
дело, на которое не отважились Государи законные, Иоанны III и IV, в тишине
бесспорного властвования и повиновения неограниченного! Дело менее важное, но
не менее безрассудное также возбудило негодование Белого Московского
Духовенства: Лжедмитрий выгнал всех Арбатских и Чертольских Священников из их
домов, чтобы поместить там своих иноземных телохранителей, которые жили большею
частию в слободе Немецкой, слишком далеко от Кремля. Пастыри душ, в храмах
торжественно молясь за мнимого Димитрия, тайно кляли в Нем врага своего и
шептали прихожанам о Самозванце, гонителе церкви и благоприятеле всех ересей:
ибо он, дозволив Иезуитам служить Латинскую Обедню в Кремле, дозволил и
Лютеранским Пасторам говорить там проповеди, чтобы его телохранители не имели
труда ездить для моления в отдаленную Немецкую слободу.
В сие время явление нового Самозванца также повредило
расстриге в общем мнении. Завидуя успеху и чести Донцов, их братья, Козаки
Волжские и Терские, назвали одного из своих товарищей, молодого Козака Илейку,
сыном Государя Феодора Иоанновича, Петром, и выдумали сказку, что Ирина в
1592 году разрешилась от бремени сим Царевичем, коего властолюбивый Борис
умел скрыть и подменил девочкою (Феодосисю). Их собралося 4000, к ужасу
путешественников, особенно людей торговых: ибо сии мятежники, сказывая, что
идут в Москву с Царем, грабили всех купцев на Волге, между Астраханью и
Казанью, так что добычу их ценили в 300 тысяч рублей; а Лжедмитрий не мешал
им злодействовать и писал к мнимому Петру - вероятно, желая заманить его в
сети - что если он истинный сын Феодоров, то спешил бы в столицу, где будет
принят с честию. Никто не верил новому обманщику; но многие еще более
уверились в самозванстве расстриги, изъясняя одну басню другою; многие даже
думали, что оба Самозванца в тайном согласии; что Лжепетр есть орудие Лжедимитрия;
что последний велит Козакам грабить купцев для обогащения казны своей и ждет
их в Москву, как новых ревностных союзников для безопаснейшего тиранства над
Россиянами, ему ненавистными. Илейка действительно, как пишут, хотел
воспользоваться ласковым приглашением расстриги и шел к Москве, но узнал в
Свияжске, что мнимого дяди его уже не стало. Том 11 Глава 4 ЦАРСТВОВАНИЕ ЛЖЕДИМИТРИЯ. ГОДЫ 1605-1606 (1) |