По всем известиям, возвращение Князя Василия Шуйского было
началом великого заговора и решило судьбу Лжедимитрия, который изготовил
легкий успех оного, досаждая Боярам, Духовенству и народу, презирая Веру и
добродетель. Может быть, следуя иным, лучшим правилам, он удержался бы на
троне и вопреки явным уликам в самозванстве; может быть, осторожнейшие из
Бояр не захотели бы свергнуть властителя хотя и незаконного, но
благоразумного, чтобы не предать отечества в жертву безначалию. Так, вероятно,
думали многие в первые дни расстригина Царствования: ведая, кто он, надеялись
по крайней мере, что сей человек удивительный, одаренный некоторыми
блестящими свойствами, заслужит счастие делами достохвальными; увидели
безумие - и восстали на обманщика: ибо Москва, как пишут, уже не сомневалась
тогда в единстве Отрепьева и Лжедимитрия. Любопытно знать, что самые ближние
люди расстригины не скрывали истины друг от друга; сам несчастный Басманов в
беседе искренней с двумя Немцами, преданными Лжедимитрию, сказал им: "Вы
имеете в Нем отца и благоденствуете в России: молитесь о здравии его вместе
со мною. Хотя он и не сын Иоаннов, но Государь наш: ибо мы присягали ему, и лучшего
найти не можем". Так Басманов оправдывал свое усердие к Самозванцу.
Другие же судили, что присяга, данная в заблуждении или в страхе, не есть
истинная: сию мысль еще недавно внушали народу друзья Лжедимитриевы, склоняя
его изменить юному Феодору; сею же мыслию успокоивал и Шуйский Россиян
добросовестных, чтобы низвергнуть бродягу. Надлежало открыться множеству
людей разного звания, иметь сообщников в Синклите, Духовенстве, войске,
гражданстве. Шуйский уже испытал опасность ковов, лежав на плахе от
нескромности своих клевретов; но с того времени общая ненависть ко
Лжедимитрию созрела и ручалась за вернейшее хранение тайны. Но крайней мере
не нашлося предателей-изветников - и Шуйский умел, в глазах Самозванца,
ежедневно с ним веселясь и пируя, составить заговор, коего нить шла от
Царской Думы чрез все степени Государственные до народа Московского, так что
и многие из ближних людей Отрепьева, выведенные из терпения его упрямством в
неблагоразумии, пристали к сему кову. Распускали слухи зловредные для
Самозванца, истинные и ложные: говорили, что он, пылая жаждою кровопролития
безумного, в одно время грозит войною Европе и Азии. Лжедмитрий несомнительно
думал воевать с Султаном, назначил для того Посольство к Шаху Аббасу, чтобы
приобрести в Нем важного сподвижника, и велел дружинам Детей Боярских идти в
Елец, отправив туда множество пушек; грозил и Швеции; написал к Карлу:
"Всех соседственных Государей уведомив о своем воцарении, уведомляю тебя
единственно о моем дружестве с законным Королем Шведским Сигизмундом, требуя,
чтобы ты возвратил ему державную власть, похищенную тобою вероломно, вопреки
уставу Божественному, естественному и народному праву - или вооружишь на себя
могущественную Россию. Усовестись и размысли о печальном жребии Бориса
Годунова: так Всевышний казнит похитителей - казнит и тебя". Уверяли
еще, что Лжедмитрий вызывает Хана опустошать южные владения России и, желая
привести его в бешенство, Послал к Нему в дар шубу из свиных кож: басня
опровергаемая современными Государственными бумагами, в коих упоминается о
мирных, дружественных сношениях Лжедимитрия с Казы-Гиреем и дарах
обыкновенных. Говорили справедливее о намерении или обещании самозванца
предать нашу Церковь Папе и знатную часть России Литве: о чем сказывал Боярам
Дворянин Золотой-Квашнин, беглец Иоаннова времени, который долго жил в
Польше. Говорили, что расстриг ждет только Воеводы Сендомирского с новыми
шайками Ляхов для исполнения своих умыслов, гибельных для отечества. Уже
начальники заговора хотели было приступить к делу; но отложили удар до
свадьбы Лжедимитриевой для того ли, как пишут, чтобы с невестою и с ее ближними
возвратились в Москву древние Царские сокровища, раздаренные им щедростию
Самозванца, или для того, чтобы он имел время и способ еще более озлобить
Россиян новыми беззакониями, предвиденными Шуйским и друзьями его? Между тем два или три случая, не будучи в связи с
заговором, могли потревожить Самозванца. Ему донесли, что некоторые стрельцы
всенародно злословят его, как врага Веры: он призвал всех Московских
стрельцов с головою Григорием Микулиным, объявил им дерзость их товарищей и
требовал, чтобы верные воины судили изменников: Микулин обнажил меч, и
хулители лжецаря, не изъявляя ни раскаяния, ни страха, были иссечены в куски
своими братьями: за что Самозванец пожаловал Микулина, как усердного слугу, в
Дворяне Думные, а народ возненавидел, как убийцу великодушных страдальцев.
Таким же мучеником хотел быть и Дьяк Тимофей Осипов: пылая ревностию
изобличить расстригу, он несколько дней говел дома, приобщился Святых Таин и
торжественно, в палатах Царских, пред всеми Боярами, назвал его Гришкою
Отрепьевым, рабом греха, еретиком. Все изумились, и сам Лжедмитрий
безмолвствовал в смятении: опомнился и велел умертвить сего в истории
незабвенного мужа, который своею кровию, вместе с Немногими другими, искупал
Россиян от стыда повиноваться бродяге. Пишут, что и стрельцы и Дьяк Осипов,
прежде их убиения, были допрашиваемы Басмановым, но никого не оговорили в
единомыслии с ними. Не менее бесстрашным оказал себя и знаменитый слепец, так
называемый Царь Симеон: будучи ревностным Христианином и слыша, что Лжедмитрий
склоняется к Латинской Вере, он презрел его милость и ласки, всенародно
изъявлял негодование, убеждал истинных сынов Церкви умереть за ее святые
уставы: Симеона, обвиняемого в неблагодарности, удалили в монастырь
Соловецкий и постригли. Тогда же чиновник известный способностями ума и гибкостию
нрава, был в равной доверенности у Бориса и Самозванца, Думный Дворянин
Михайло Татищев, вдруг заслужил опалу смелостию, в Нем совсем необыкновенною.
Однажды, за столом Царским, Князь Василий Шуйский, видя блюдо телятины, в
первый раз сказал Лжедимитрию, что не должно подчивать Россиян яствами, для
них гнусными; а Татищев, пристав к Шуйскому, начал говорить столь невежливо и
дерзко, что его вывели из дворца и хотели сослать на Вятку; но Басманов чрез
две недели исходатайствовал ему прощение (себе на гибель, как увидим). Сей
случай возбудил подозрение в некоторых ближних людях Отрепьева и в нем самом:
думали, что Шуйский завел сей разговор с умыслом и что Татищев не даром
изменил своему навыку; что они, зная вспыльчивость Лжедимитрия, хотели
вырвать из него какое-нибудь слово нескромное и во вред ему разгласить о том
в городе; что у них должно быть намерение дальновидное и злое. К счастию, Лжедмитрий,
по нраву и правилам неопасливый, скоро оставил сию беспокойную мысль, видя
вокруг себя лица веселые, все знаки усердия и преданности, особенно в
Шуйском, и всего более думая тогда о великолепном приеме Марины. Но Воевода Сендомирский как долго не трогался с места, так
медленно и путешествовал; везде останавливался, пировал, к досаде своего
провожатого, Афанасия Власьева, и еще из Минска писал в Москву, что ему
нельзя выехать из Литовских владений, пока Царь не заплатит Королю всего
долга, что грубость излишно ревностного слуги Власьева, нудящего их не ехать,
а лететь в Россию, несносна для него, ветхого старца, и для нежной Марины.
Самозванец не жалел денег: обязался удовлетворить всем требованиям Сигизмундовым,
прислал 5000 червонцев в дар невесте, и сверх того 5000 рублей и 13000
талеров на ее путешествие до пределов России; но изъявил неудовольствие.
"Вижу, - писал он к Мнишку, - что вы едва ли и весною достигнете нашей
столицы, где можете не найти меня: ибо я намерен встретить лето в стане моего
войска и буду в поле до зимы. Бояре, высланные ждать вас на рубеж, истратили
в сей голодной стране все свои запасы и должны будут возвратиться, к стыду и
поношению Царского имени". Мнишек в досаде хотел ехать назад; однако ж,
извинив колкие выражения будущего зятя нетерпением его страстной любви, 8
Апреля въехал в Россию.
Пишут, что Марина, оставляя навеки отечество, неутешно плакала
в горестных предчувствиях и что Власьев не мог успокоить ее велеречивым
изображением ее славы. Воевода Сендомирский желал блеснуть пышностию: с ним
было родственников, приятелей и слуг не менее двух тысяч, и столько же
лошадей. Марина ехала между рядами конницы и пехоты. Мнишек, брат и сын его,
Князь Вишневецкий и каждый из знатных Панов имел свою дружину воинскую. На
границе приветствовали невесту Царедворцы Московские, а за местечком Красным
Бояре, Михайло Нагой (мнимый дядя Лжедимитриев) и Князь Василий Мосальский,
который сказал отцу ее, что знаменитейшие Государи Европейские хотели бы выдать
дочерей своих за Димитрия, но что Димитрий предпочитает им его дочь, умея
любить и быть благодарным. Оттуда повезли Марину на двенадцати белых конях, в
санях великолепных, украшенных серебряным орлом; возницы были в парчовой
одежде, в черных лисьих шапках; впереди ехало двенадцать знатных всадников,
которые служили путеводителями и кричали возницам, где видели камень или яму.
Несмотря на весеннюю распутицу, везде исправили дорогу, везде построили новые
мосты и домы для ночлегов. В каждом селении жители встречали невесту с хлебом
и солью, Священники с иконами. Граждане в Смоленске, Дорогобуже, Вязме
подносили ей многоценные дары от себя, а сановники вручали письма от жениха с
дарами еще богатейшими. Все старались угождать не только будущей Царице, но и
спутникам ее, надменным Ляхам, которые вели себя нескромно, грубили
Россиянам, притворно смиренным, и, достигнув берегов Угры, вспомнили, что тут
была древняя граница Литвы - надеялись, что и будет снова: ибо Мнишек вез с
собою владенную грамоту, данную ему Самозванцем, на княжение Смоленское!..
Оставив Марину в Вязме, Сендомирский Воевода с сыном и Князем Вишневецким
спешили в Москву для некоторых предварительных условий с Царем относительно к
браку. 25 Апреля, имев пышный въезд в столицу, Мнишек с восторгом
увидел будущего зятя на великолепном троне, окруженном Боярами и
Духовенством: Патриарх и Епископы сидели на правой стороне, Вельможи на
левой. Мнишек целовал руку Лжедимитриеву; говорил речь и не находил слов для
выражения своего счастия. "Не знаю (сказал он), какое чувство
господствует теперь в душе моей: удивление ли чрезмерное или радость
неописанная? Мы проливали некогда слезы умиления, слушая повесть о жалостной,
мнимой кончине Димитрия, и видим его воскресшего! Давно ли с горестпю иного
рода, с участием искренним и нежным, я жал руку изгнанника, моего гостя
печального, и сию руку, ныне державную, лобызаю с благоговением!.. О счастие!
как ты играешь смертными! Но что говорю? не слепому счастию, а Провидению
дивимся в судьбе твоей: Оно спасло тебя и возвысило, к утешению России и
всего Христианства. Уже известны мне твои блестящие свойства: я видел тебя в
пылу битвы неустрашимого, в трудах воинских неутомимого, к хладу зимнему
нечувствительного... ты бодрствовал в поле, когда и звери севера в своих норах
таились. История и Стихотворство прославят тебя за мужество и за многие иные
добродетели, которые спеши открыть в себе миру; но я особенно должен славить
твою высокую ко мне милость, щедрую награду за мое к тебе раннее дружество,
которое предупредило честь и славу твою в свете: ты делишь свое величие с
моей дочерью, умея ценить ее нравственное воспитание и выгоды, данные ей
рождением в Государстве свободном, где Дворянство столь важно и сильно, - а
всего более зная, что одна добродетель есть истинное украшение
человека". Лжедмитрий слушал с видом чувствительности, непрестанно
утирая себе глаза платком, но не сказал ни слова: вместо Царя ответствовал
Афанасий Власьев. Началося роскошное угощение. Мнишек обедал у Лжедимитрия в
новом дворце, где Поляки хвалили и богатство и вкус украшений. Честя гостя,
Самозванец не хотел однако ж сидеть с ним рядом: сидел один за серебряною
трапезою и в знак уважения велел только подавать ему, сыну его и Князю
Вишневецкому золотые тарелки. Во время обеда привели двадцать лопарей, бывших
тогда в Москве с данию, и рассказывали любопытным иноземцам, что сии странные
дикари живут на краю света, близ Индии и Ледовитого моря, не зная ни домов,
ни теплой пищи, ни законов, ни Веры: Лжедмитрий хвалился неизмеримостию
России и чудным разнообразием ее народов. Ввечеру играли во дворце Польские
музыканты; сын Воеводы Сендомирского и Князь Вишневецкий танцевали; а Лжедмитрий
забавлялся переодеванием, ежечасно являясь то Русским щеголем, то Венгерским
Гусаром! Пять или шесть дней угощали Мнишка изобильными, бесконечными
обедами, ужинами, звериною ловлею, в коей Лжедмитрий, как обыкновенно,
блистал искусством и смелостию: бил медведей рогатиною, отсекал им голову
саблею и веселился громкими восклицаниями Бояр: "слава Царю!" - В
сие время занимались и делом.
Лжедмитрий писал еще в Краков к Воеводе Сендомирскому, что
Марина, как Царица Российская, должна по крайней мере наружно чтить Веру
Греческую и следовать обрядам; должна также наблюдать обычаи Московские и не
убирать волосов. но Легат Папский Рангони с досадою ответствовал на первое
требование, что Государь Самодержавный не обязан угождать бессмысленному
народному суеверию; что Закон не воспрещает брака между Христианами Греческой
и Римской Церкви и не велит супругам жертвовать друг другу совестию; что
самые предки Димитриевы, когда хотели жениться на Княжнах Польских, всегда
оставляли им свободу в Вере. Сие затруднение было, кажется, решено в беседах Лжедимитрия
с Воеводою Сендомирским и с нашим Духовенством: условились, чтобы Марина
ходила в Греческие Церкви, приобщалась Святых Таин от Патриарха и постилась
еженедельно не в Субботу, а в Среду, имея однако ж свою Латинскую Церковь и
наблюдая все иные уставы Римской Веры. Патриарх Игнатий был доволен; другие
Святители молчали, все, кроме Митрополита Казанского Ермогена и Коломенского
Епископа Иосифа, сосланных расстригою за их смелость: ибо они утверждали, что
невесту должно крестить, или женитьба Царя будет беззаконием. Гордяся хитрою
политикою - удовольствовав, как он думал, и Рим и Москву - устроив все для
торжественного бракосочетания и принятия невесты, Лжедмитрий дал ей знать,
что ждет ее с нежным чувством любовника и с великолепием Царским.
Марина дня четыре жила в Вяземе, бывшем селе Годунова, где
находился его дворец, окруженный валом, и где в каменном храме, доныне целом,
видны еще многие Польские надписи Мнишковых спутников. 1 Маия, верст за 15 от
Москвы, встретили будущую Царицу купцы и мещане с дарами - 2 мая, близ
городской заставы, Дворянство и войско: Дети Боярские, стрельцы, Козаки (все
в красных суконных кафтанах, с белою перевязью на груди), Немцы, Поляки,
числом до ста тысяч. Сам Лжедмитрий был тайно в простой одежде между ими,
вместе с Басмановым расставил их по обеим сторонам дороги и возвратился в
Кремль. Не въезжая в город, на берегу Москвы-реки, Марина вышла из кареты и
вступила в великолепный шатер, где находились Бояре: Князь Мстиславский
говорил ей приветственную речь; все другие кланялись до земли. У шатра стояли
12 прекрасных верховых коней в дар невесте, и богатая колесница, украшенная
серебряными орлами Царского герба и запряженная десятью пегими лошадьми: в
сей колеснице Марина въехала в Москву, будучи сопровождаема своими ближними,
Боярами, чиновниками и тремя дружинами Царских телохранителей; впереди шло
300 гайдуков с музыкантами, а позади ехало 13 карет и множество всадников.
Звонили в колокола, стреляли из пушек, били в барабаны, играли на трубах - а
народ безмолвствовал; смотрел с любопытством, но изъявлял более печали,
нежели радости, и заметил вторично бедственное предзнаменование: уверяют, что
в сей день свирепствовала буря, так же, как и во время расстригина вступления
в Москву. Пред воротами Кремлевскими, на возвышенном месте площади (где
встретило бы невесту Царскую Духовенство с крестами, если бы сия невеста была
Православная), встретили Марину новые толпы литаврщиков, производя несносный
для слуха шум и гром. При въезде ее в Спасские ворота музыканты Польские
играли свою народную песню: навеки в счастье и несчастье, колесница
остановилась в Кремле у Девичьего монастыря: там невеста была принята
Царицею-Инокинею; там увидела и жениха - и жила до свадьбы, отложенной на
шесть дней еще для некоторых приготовлений. Между тем Москва волновалась. Поместив Воеводу Сендомирского
в Кремлевском доме Борисовом (вертепе Цареубийства!), взяли для его спутников
все лучшие дворы в Китае, в Белом городе и выгнали хозяев, не только купцев,
Дворян, Дьяков, людей духовного сана, но и первых Вельмож, даже мнимых
родственников Царских, Нагих: сделался крик и вопль. - С другой стороны, видя
тысячи гостей незваных, с ног до головы вооруженных, - видя, как они еще из
телег своих вынимали запасные сабли, копья, пистолеты, Москвитяне спрашивали
у Немцев, ездят ли в их землях на свадьбу, как на битву? и говорили друг другу,
что Поляки хотят овладеть столицею. В один день с Мариною въехали в Москву
великие Послы Сигизмундовы, Паны Олесницкий и Госевский, также с воинскою
многочисленною дружиною и также к беспокойству народа, который думал, что они
приехали за веном Марины и что Царь уступает Литве все земли от границы до
Можайска - мнение несправедливое, как доказывают бумаги сего Посольства: Олесницкий
и Госевский должны были только вместо Короля присутствовать на свадьбе Лжедимитрия,
утвердить Сигизмундову с ним дружбу и союз с Россиею, не требуя ничего более.
Самозванец, по сказанию летописца, зная молву народную о грамоте, данной им Мнишку
на Смоленск и Северскую область, говорил Боярам, что не уступит ни пяди
Российской Ляхам - и, может быть, говорил искренно: может быть, обманывая
папу, обманул бы и тестя и жену свою; но Бояре, по крайней мере Шуйский с
друзьями, не старались переменить худых мыслей народа о Лжедимитрии, который
новыми соблазнами еще усилил общее негодование.
Доброжелатели сего безрассудного хотели уверить
благочестивых Россиян, что Марина в уединенных, недоступных келиях учится
нашему Закону и постится, готовясь к крещению: в первый день она
действительно казалась постницею, ибо ничего не ела, гнушаясь Русскими
яствами; но жених, узнав о том, прислал к ней в монастырь поваров отца ее,
коим отдали ключи от Царских запасов и которые начали готовить там обеды,
ужины, совсем не монастырские. Марина имела при себе одну служанку, никуда не
выходила из келий, не ездила даже и к отцу; но ежедневно видела страстного Лжедимитрия,
сидела с ним наедине или была увеселяема музыкою, пляскою и песнями не
Духовными. Расстрига вводил скоморохов в обитель тишины и набожности, как бы
ругаясь над святым местом и саном Инокинь непорочных. Москва сведала о том с
омерзением. Соблазн иного рода, плод ветрености Лжедимитриевой, изумил
Царедворцев. 3 Маия расстрига торжественно принимал в золотой палате знатных
Ляхов, родственников Мнишковых и Послов Королевских. Гофмейстер Марины, Стадницкий,
именем всех ее ближних говоря речь, сказал ему: "Если кто-нибудь
удивится твоему союзу с Домом Мнишка, первого из Вельмож Королевских, то
пусть заглянет в историю Государства Московского: прадед твой, думаю, был
женат на дочери Витовта, а дед на Глинской - и Россия жаловалась ли на
соединение Царской крови с Литовскою? ни мало. Сим браком утверждаешь ты
связь между двумя народами, которые сходствуют в языке и в обычаях, равны в
силе и доблести, но доныне не знали мира искреннего и своею закоснелою
враждою тешили неверных; ныне же готовы, как истинные братья, действовать
единодушно, чтобы низвергнуть Луну ненавистную... и слава твоя, как солнце,
воссияет в странах Севера". За родственниками Воеводы Сендомирского,
важно и величаво, шли Послы. Лжедмитрий сидел на престоле: сказав Царю
приветствие, Олесницкий вручил Сигизмундову грамоту Афанасию Власьеву,
который тихо прочитал Самозванцу ее надпись, и возвратил бумагу Послам,
говоря, что она писана к какому-то Князю Димитрию, а Монарх Российский есть
Цесарь, что Послы должны ехать с нею обратно к своему Государю. Изумленный
Пан Олесницкий, взяв грамоту, сказал Лжедимитрию: "Принимаю с
благоговением; но что делается? оскорбление беспримерное для Короля, - для
всех знаменитых Ляхов, стоящих здесь пред тобою, - для всего нашего
отечества, где мы еще недавно видели тебя, осыпаемого ласками и
благодеяниями! Ты с презрением отвергаешь письмо его величества на сем троне,
на коем сидишь по милости Божией, Государя моего и народа Польского!"...
Такое нескромное слово оскорбляло всех Россиян не менее Царя; но Лжедмитрий
не мыслил выгнать дерзкого Пана и как бы обрадовался случаю блистать своим
красноречием; велел снять с себя корону и сам ответствовал следующее:
"Необыкновенное, неслыханное дело, чтобы Венценосцы, сидя на престоле,
спорили с иноземными Послами; но Король упрямством выводит меня из терпения.
Ему изъяснено и доказано, что я не только Князь, не только Господарь и Царь,
но и Великий Император в своих неизмеримых владениях. Сей титул дан мне
Богом, и не есть одно пустое слово, как титулы иных Королей; ни Ассирийские,
ни Мидийские, ниже Римские Цесари не имели действительнейшего права так
именоваться. Могу ли быть доволен названием Князя и Господаря, когда мне
служат не только Господари и Князья, но и Цари? Не вижу себе равного в
странах полунощных; надо мною один Бог. И не все ли Монархи Европейские
называют меня Императором? Для чего же Сигизмунд того не хочет? Пан Олесницкий!
спрашиваю: мог ли бы ты принять на свое имя письмо, если бы в его надписи не
было означено твое шляхетское достоинство?... Сигизмунд имел во мне друга и
брата, какого еще не имела Республика Польская; а теперь вижу в Нем своего
зложелателя". Извиняясь в худом витийстве неспособностию говорить без
приготовления, а в смелости навыком человека свободного, Олесницкий с жаром и
грубостию упрекал Лжедимитрия неблагодарностию, забвением милостей
Королевских, безрассудностию в требовании титула нового, без всякого права;
указывая на Бояр, ставил их в свидетели, что Венценосцы Российские никогда не
думали именоваться Цесарями, предавал Самозванца суду Божию за кровопролитие,
вероятное следствие такого неумеренного честолюбия. Самозванец возражал;
наконец смягчился и звал Олесницкого к руке не в виде Посла, а в виде своего
доброго знакомца: но разгоряченный Пан сказал: "или я Посол или не могу
целовать руки твоей" - и сею твердостию принудил расстригу уступить:
"для того (сказал Власьев), что Царь, готовясь к брачному веселию,
расположен к снисходительности и к мирным чувствам". Грамоту Сигизмундову
взяли, Послам указали места, и Лжедмитрий спросил о здоровье Короля, но сидя:
Олесницкий хотел, чтоб он для сего вопроса, в знак уважения к Королю,
привстал, и расстрига исполнил его желание - одним словом, унизил, остыдил
себя в глазах Двора явлением непристойным, досадив вместе и Ляхам и Россиянам.
С честию отпустив Послов в их дом, Лжедмитрий велел Дьяку Грамотину сказать
им, что они могут жить, как им угодно, без всякого надзора и принуждения:
видеться и говорить, с кем хотят; что обычаи переменились в России, и
спокойная любовь к свободе заступила место недоверчивого тиранства; что
гостеприимная Москва ликует, в первый раз видя такое множество Ляхов, а Царь
готов удивить Европу и Азию дружбою своею к Королю, если он признает его
Императором из благодарности за титул Шведского, отнятый Борисом у
Сигизмунда, но возвращаемый ему Димитрием. - Делом Государственного союза
хотели заняться после свадьбы Царской: ибо Лжедмитрий не имел времени мыслить
о делах, занимаясь единственно невестою и гостями.
В монастыре веселились, во дворце пировали. Жених
ежедневно дарил невесту и родных ее, покупая лучшие товары у купцев
иноземных, коих множественно наехало в Москву из Литвы, Италии и Германии. За
два дня до свадьбы принесли Марине шкатулу с узорочьями, ценою в 50 тысяч
рублей, а Мнишку выдали еще 100 тысяч злотых для уплаты остальных долгов его,
так что казна издержала в сие время на одни дары 800000 (нынешних серебряных
4000000) рублей, кроме миллионов, издержанных на путешествие или угощение
Марины с ее ближними. Лжедмитрий хотел Царскою роскошью затмить Польскую: ибо
Воевода Сендомирский и другие знатные Ляхи также не жалели ничего для
внешнего блеска, имели богатые кареты и прекрасных коней, рядили слуг в
бархат и готовились жить пышно в Москве (куда Мнишек привез 30 бочек одного
вина Венгерского). Но самая роскошь гостей озлобляла народ: видя их
великолепие, Москвитяне думали, что оно есть плод расхищения казны Царской;
что достояние отечества, собранное умом и трудами наших Государей, идет в
руки вечных неприятелей России. Том 11 Глава 4 ЦАРСТВОВАНИЕ ЛЖЕДИМИТРИЯ. ГОДЫ 1605-1606 (2)
|