Угостив посла великолепным обедом в Гриниче, Елисавета дала
ему два письма к Ивану: в одном благодарила его за предложение союза, в
другом за намерение посетить Англию (как она слышала), не в случае какой-либо
опасности, мятежа, бедствия, но только для свидания и личного знакомства с
нежною сестрою, готовою доказать ему, что ее земля есть для него вторая
Россия. С Писемским отправился в Москву Посол Английский Иероним Баус для
решительного окончания всех дел, государственных и тайных, как объявила Елисавета.
Иван был доволен: принял Бауса (24 Октября 1583) весьма
милостиво; с живейшим участием расспрашивал о Елисавете и велел Боярину
Никите Романовичу Юрьеву, Богдану Яковлевичу Бельскому, Дьяку Андрею
Щелкалову условиться с ним о государственном союзе Англии с Россиею, чтобы,
заключив его, немедленно приступить к тайному делу о сватовстве. То и другое
казалось Царю уже легким, несомнительным, по донесениям Писемского; но Царь
ошибся: ошиблась, может быть, и Елисавета, избрав Бауса для утверждения
приязни с Иваном: человека неуклонного, грубого, который в первом слове
объявил решительно, что не может переменить ни буквы в статьях, врученных
Английскими Министрами нашему Послу в Лондоне; что Елисавета готова мирить
Царя, с кем ему угодно, а не воевать с нашими врагами, ибо щадит кровь людей,
вверенных ей Богом; что Англия в приязни с Литвою, Швециею и Даниею.
"Если главные враги мои, - сказал Иван, - друзья Королеве, то могу ли
быть ей союзником? Елисавета должна или склонить Батория к истинному миру с
Россиею (заставив его возвратить мне Ливонию и Полоцкую область), или вместе
со мною наступить на Литву". Баус ответствовал с жаром: "Королева
признала бы меня безумным, если бы я заключил такой договор". Он
требовал неотменно, чтобы одни Англичане входили в наши Северные гавани, как
было прежде, но Бояре изъясняли ему что прежде мы имели, для общей
Европейской мены, гавань Балтийскую, Нарву, отнятую у нас Шведами; что купцы
Немецкие, Нидерландские, Французские торгуют с Россиею уже единственно в
северных пристанях, откуда их нельзя выгнать в угодность Елисавете; что
святейший закон для Государств есть народная польза; что мы находим ее в
свободной торговле со всеми Европейцами и не можем дать на себя кабалы
Англичанам, гостям, а не повелителям в России; что они не стыдятся обманов в
делах купеческих и привозят к нам гнилые сукна; что некоторые из них
сносились тайно с неприятелями Царя, с Королями Шведским и Датским,
усердствовали, помогали им, писали из Москвы в Англию худое о нашем
государстве, именуя Россиян невеждами, глупцами; что Иван единственно для
Королевы предал забвению такие вины; что она без сомнения не вздумает
указывать Венценосцу, коему не указывают ни Императоры ни Султаны, ни Короли
знаменитейшие. Тут Посол с досадою возразил, что нет Венценосцев знаменитее Елисаветы;
что она не менее Императора, коего отец ее нанимал воевать с Франциею; не
менее и Царя. За сие слово, как пишет Баус, Иван с гневом выслал его из
дворца, но скоро одумался и, хваля усердие Посла к Королевиной чести,
примолвил: "Дай Бог, чтоб у меня самого был такой верный слуга!" В
знак особенного снисхождения Государь соглашался, чтобы одни Англичане
входили в пристань Корельскую, Варгузскую; Мезенскую, Печенгскую и Шумскую,
оставляя Пудожерскую и Кольскую для иных гостей. Баус твердил: "мы не
хотим совместников!" Думая, что Вельможи Царские, в особенности
Государственный Дьяк Андрей Щелкалов, подкуплены Нидерландскими купцами, он
требовал личных сношений с Царем: Иван призывал - и всегда с неудовольствием
отсылал его, как упрямого, непреклонного.
Надеясь по крайней мере кончить с ним дело о сватовстве,
Государь велел ему быть у себя (Декабря 13) тайно, без меча и кинжала. Все
Царедворцы вышли из комнаты: остались только Бояре, Князь Федор Трубецкий,
Никита Романович Юрьев, Дмитрий Иванович Годунов, Бельский и Думные Дворяне:
Татищев, Черемисинов, Воейков: они сидели далее от Царя; а Дьяки (Щелкалов,
Фролов, Стрешнев) стояли у печи. Дав знак рукою, чтобы Баус с толмачом своим,
Юрьев, Бельский, Андрей Щелкалов к нему приближились, Иван рассказал всю
историю Английского сватовства, все слышанное им от медика Роберта и
Писемского; изъявил добрую волю жениться на Марии Гастингс; хотел знать,
желает ли Королева сего брака и согласна ли, чтобы невеста приняла нашу Веру?
Баус ответствовал, что Христианство везде одно; что Мария едва ли решится
переменить Закон; что она слабого здоровья и не хороша лицом; что у Королевы
есть другие ближайшие и прелестнейшие свойственницы, хотя он, без ее ведома,
и не смеет назвать их; что Царь может свататься за любую... "С чем же ты
приехал? - спросил Иван: - с отказом? с пустословием? с неумеренными
требованиями, на которые мой Посол уже ответствовал в Лондоне Министрам Елисаветиным?
с предложением нового, безыменного, следственно невозможного
сватовства?" Назвав его Послом неученым, бестолковым, сказав: "не прошу
Елисаветы быть судиею между Баторием и мною, а хочу только союза
Англии", Иван велел Баусу готовиться к отъезду. Тут, жалея о худом
успехе своего дела, Посол начал извиняться незнанием Русских обыкновений;
убеждал Государя снова объясниться с Елисаветою; уверял, что она радуется
мыслию о кровном союзе с таким великим Царем, доставит ему изображения десяти
или более знатных, прелестных девиц Лондонских, и может, невзирая на свое
миролюбие, усердно помогать нам в войнах людьми или деньгами, если Иван возвратит
Английским купцам все их старые, исключительные права в Двинской торговле.
Еще надежда быть супругом любезной Англичанки пленяла Ивана; высоко ценя и
дружбу Елисаветы, он решился отправить новое Посольство в Лондон, и хотя
лично досадовал на Бауса, однако ж, сведав его жалобу на приставов, велел
наказать их, даже без исследования, чтобы сей человек корыстолюбивый,
сварливый по свидетельству наших Министерских бумаг, не выехал с злобою из
России. Но Баус не успел выехать, ни Государь назначить Посла в Лондон!..
[ 1584 г.] Приступаем к описанию часа торжественного,
великого!.. Мы видели жизнь Иванову: увидим конец ее, равно удивительный,
желанный для человечества, но страшный для воображения: ибо тиран умер, как
жил - губя людей, хотя в современных преданиях и не именуются его последние
жертвы. Можно ли верить бессмертию и не ужаснуться такой смерти?.. Сей
грозный час, давно предсказанный Ивану и совестию и невинными мучениками,
тихо близился к нему, еще не достигшему глубокой старости, еще бодрому в
духе, пылкому в вожделениях сердца. Крепкий сложением, Иван надеялся на
долголетие; но какая телесная крепость может устоять против свирепого
волнения страстей, обуревающих мрачную жизнь тирана? Всегдашний трепет гнева
и боязни, угрызение совести без раскаяния, гнусные восторги сластолюбия
мерзостного, мука стыда, злоба бессильная в неудачах оружия, наконец адская
казнь сыноубийства истощили меру сил Ивановых: он чувствовал иногда
болезненную томность, предтечу удара и разрушения, но боролся с нею и не
слабел заметно до зимы 1584 года. В сие время явилась Комета с крестообразным
небесным знамением между церковию Ивана Великого и Благовещения: любопытный
Царь вышел на Красное крыльцо, смотрел долго, изменился в лице и сказал
окружающим: вот знамение моей смерти! Тревожимый сею мыслию, он искал, как
пишут, Астрологов, мнимых волхвов, в России и в Лапландии, собрал их до
шестидесяти, отвел им дом в Москве, ежедневно посылал любимца своего,
Бельского, толковать с ними о комете, и скоро занемог опасно: вся внутренность
его начала гнить, а тело пухнуть. Уверяют, что Астрологи предсказали ему
неминуемую смерть через несколько дней, именно 18 Марта, но что Иван велел им
молчать, с угрозою сжечь их всех на костре, если будут нескромны. В течение
Февраля месяца он еще занимался делами; но 10 Марта велено было остановить
Посла Литовского на пути в Москву ради недуга Государева. Еще сам Иван дал
сей приказ; еще надеялся на выздоровление, однако ж созвал Бояр и велел
писать завещание; объявил Царевича Феодора наследником престола и Монархом;
избрал знаменитых мужей Князя Ивана Петровича Шуйского (славного защитою
Пскова), Ивана Федоровича Мстиславского (сына родной племянницы Великого
Князя Василия), Никиту Романовича Юрьева (брата первой Царицы, добродетельной
Анастасии), Бориса Годунова и Бельского в советники и блюстители Державы, да
облегчают юному Феодору (слабому телом и душою) бремя забот государственных;
младенцу Димитрию с материю назначил в Удел город Углич и вверил его
воспитание одному Бельскому; изъявил благодарность всем Боярам и Воеводам:
называл их своими друзьями и сподвижниками в завоевании Царств неверных, в
победах одержанных над Ливонскими Рыцарями, над Ханом и Султаном; убеждал
Феодора Царствовать благочестиво, с любовию и милостию, советовал ему и пяти
главным Вельможам удаляться от войны с Христианскими Державами; говорил о
несчастных следствиях войны Литовской и Шведской; жалел об истощении России;
предписал уменьшить налоги, освободить всех узников, даже пленников,
Литовских и Немецких. Казалось, что он, готовясь оставить трон и свет, хотел
примириться с совестию, с человечеством, с Богом - отрезвился душою, быв
дотоле в упоении зла, и желал спасти юного сына от своих гибельных
заблуждений; казалось, что луч святой истины в преддверии могилы осветил
наконец сие мрачное хладное сердце; что раскаяние и в нем подействовало,
когда Ангел смерти невидимо предстал ему с вестию о вечности...
Но в то время, когда безмолвствовал двор в печали (ибо о
всяком умирающем Венценосце искренно и лицемерно Двор печалится); когда
любовь Христианская умиляла сердце народа; когда, забыв свирепость Иванову,
граждане столицы молились в храмах о выздоровлении Царя; когда молились о нем
самые опальные семейства, вдовы и сироты людей, невинно избиенных... что
делал он, касаясь гроба? в минуты облегчения приказывал носить себя на
креслах в палату, где лежали его сокровища дивные; рассматривал каменья
драгоценные, и 15 Марта показывал их с удовольствием Англичанину Горсею,
ученым языком знатока описывая достоинство алмазов и яхонтов!.. Верить ли еще
сказанию ужаснейшему? Невестка, супруга Феодорова, пришла к болящему с
нежными утешениями и бежала с омерзением от его любострастного бесстыдства!..
Каялся ли грешник? думал ли о близком грозном суде Всевышнего?
Уже силы недужного исчезали; мысли омрачались: лежа на
одре в беспамятстве, Иван громко звал к себе убитого сына, видел его в
воображении, говорил с ним ласково... 17 Марта ему стало лучше, от действия
теплой ванны, так что он велел Послу Литовскому немедленно ехать из Можайска
в столицу, и на другой день (если верить Горсею) сказал Бельскому:
"Объяви казнь лжецам Астрологам: ныне, по их басням, мне должно умереть,
а я чувствую себя гораздо бодрее". Но день еще не миновал, ответствовали
ему Астрологи. Для больного снова изготовили ванну: он пробыл в ней около
трех часов, лег на кровать, встал, спросил шахматную доску и, сидя в халате
на постели, сам расставил шашки; хотел играть с Бельским... вдруг упал и
закрыл глаза навеки, между тем как врачи терли его крепительными жидкостями,
а Митрополит - исполняя, вероятно, давно известную волю Иванову - читал
молитвы пострижения над издыхающим, названным в Монашестве Ионою... В сии
минуты Царствовала глубокая тишина во дворце и в столице: ждали, что будет,
не дерзая спрашивать. Иван лежал уже мертвый, но еще страшный для предстоящих
Царедворцев, которые долго не верили глазам своим и не объявляли его смерти.
Когда же решительное слово: "не стало Государя!" раздалося в
Кремле, народ завопил громогласно... от того ли, как пишут, что знал слабость
Феодорову и боялся худых ее следствий для Государства, или платя Христианский
долг жалости усопшему Монарху, хотя и жестокому?.. На третий день совершилось
погребение великолепное в храме Св. Михаила Архангела; текли слезы; на лицах
изображалась горесть, и земля тихо приняла в свои недра труп Иванов!
Безмолвствовал суд человеческий пред Божественным - и для современников
опустилась на феатр завеса: память и гробы остались для потомства!
Между иными тяжкими опытами Судьбы, сверх бедствий Удельной
системы, сверх ига Моголов, Россия должна была испытать и грозу
самодержца-мучителя: устояла с любовию к самодержавию, ибо верила, что Бог
посылает и язву и землетрясение и тиранов; не преломила железного скиптра в
руках Ивановых и двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь
единственно молитвою и терпением, чтобы в лучшие времена иметь Петра
Великого, Екатерину Вторую (История не любит именовать живых). В смирении
великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как Греки в Термопилах за отечество,
за Веру и Верность, не имея и мысли о бунте. Напрасно некоторые чужеземные
историки, извиняя жестокость Иванову, писали о заговорах, будто бы
уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме Царя, по
всем свидетельствам наших летописей и бумаг государственных. Духовенство,
Бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа Слободы
Александровской, если бы замышляли измену, взводимую на них столь же нелепо,
как и чародейство. Нет, тигр упивался кровию агнцев - и жертвы, издыхая в
невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости,
умилительного воспоминания от современников и потомства!
Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Ивана,
Героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и
старости, есть для ума загадка, и мы усомнились бы в истине самых достоверных
о нем известий, если бы летописи других народов не являли нам столь же
удивительных примеров; если бы Калигула, образец Государей и чудовище, - если
бы Нерон, питомец мудрого Сенеки, предмет любви, предмет омерзения, не
царствовали в Риме. Они были язычники; но Людовик XI был Христианин, не
уступая Ивану ни в свирепости, ни в наружном благочестии, коим они хотели
загладить свои беззакония: оба набожные от страха, оба кровожадные и
женолюбивые, подобно Азиатским и Римским мучителям. Изверги вне законов, вне
правил и вероятностей рассудка, сии ужасные метеоры, сии блудящие огни
страстей необузданных озаряют для нас, в пространстве веков, бездну
возможного человеческого разврата, да видя содрогаемся! Жизнь тирана есть
бедствие для человечества, но его История всегда полезна, для Государей и
народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели - и слава
времени, когда вооруженный истиною дееписатель может, в правлении
Самодержавном, выставить на позор такого Властителя, да не будет уже впредь
ему подобных! Могилы бесчувственны; но живые страшатся вечного проклятия в
Истории, которая, не исправляя злодеев, предупреждает иногда злодейства,
всегда возможные, ибо страсти дикие свирепствуют и в веки гражданского
образования, веля уму безмолвствовать или рабским гласом оправдывать свои
исступления.
Так Иван имел разум превосходный, не чуждый образования и
сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно
раболепствовать гнуснейшим похотям. Имея редкую память, знал наизусть Библию,
историю Греческую, Римскую, нашего отечества, чтобы нелепо толковать их в
пользу тиранства; хвалился твердостию и властию над собою, умея громко
смеяться в часы страха и беспокойства внутреннего, хвалился милостию и щедростию,
обогащая любимцев достоянием опальных Бояр и граждан; хвалился правосудием,
карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился
духом Царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из
Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко
наказывая бедных Царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки
или в карты; хвалился наконец глубокою мудростию государственною по системе,
по эпохам, с каким-то хладнокровным размером истребляя знаменитые роды, будто
бы опасные для Царской власти - возводя на их степень роды новые, подлые, и
губительною рукою касаясь самых будущих времен: ибо туча доносителей,
клеветников, кромешников, им образованных, как туча гладоносных насекомых,
исчезнув, оставила злое семя в народе; и если иго Батыево унизило дух
Россиян, то без сомнения не возвысило его и царствование Иваново.
Но отдадим справедливость и тирану: Иван в самых
крайностях зла является как бы призраком Великого Монарха, ревностный,
неутомимый, часто проницательный в государственной деятельности; хотя любив
всегда равнять себя в доблести с Александром Македонским, не имел ни тени
мужества в душе, но остался завоевателем; в политике внешней неуклонно
следовал великим намерениям своего деда; любил правду в судах, сам нередко
разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно;
казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и
стыдом (рядил их в великолепную одежду, сажал на колесницу и приказывал
живодерам возить из улицы в улицу); не терпел гнусного пьянства (только на
Святой Неделе и в Рождество Христово дозволялось народу веселиться в кабаках;
пьяных во всякое иное время отсылали в темницу). Не любя смелой укоризны, Иван
не любил иногда и грубой лести: представим доказательство. Воеводы, Князья
Иосиф Щербатый и Юрий Борятинский, выкупленные Царем из Литовского плена,
удостоились его милости, даров и чести с ним обедать. Он расспрашивал их о
Литве: Щербатый говорил истину; Борятинский лгал бессовестно, уверяя, что
Король не имеет ни войска, ни крепостей и трепещет Иванова имени.
"Бедный Король! - сказал тихо Царь, кивая головою: - как ты мне
жалок!" и вдруг, схватив посох, изломал его в мелкие щепы о Борятинского,
приговаривая: "вот тебе, бесстыдному, за грубую ложь!" - Иван
славился благоразумною терпимостию Вер (за исключением одной Иудейской);
хотя, дозволив Лютеранам и Кальвинистам иметь в Москве церковь, лет через
пять велел сжечь ту и другую (опасаясь ли соблазна, слыша ли о неудовольствии
народа?): однако ж не мешал им собираться для богослужения в домах у
Пасторов; любил спорить с учеными Немцами о Законе и сносил противоречия: так
(в 1570 году) имел он в Кремлевском дворце торжественное прение с Лютеранским
богословом Роцитою, уличая его в ереси: Роцита сидел пред ним на возвышенном
месте, устланном богатыми коврами; говорил смело, оправдывал Догматы Аугсбургского
исповедания, удостоился знаков Царского благоволения и написал книгу о сей
любопытной беседе. Немецкий проповедник Каспар, желая угодить Ивану,
крестился в Москве по обрядам нашей церкви и вместе с ним, к досаде своих единоземцев,
шутил над Лютером; но никто из них не жаловался на притеснение. Они жили
спокойно в Москве, в новой Немецкой Слободе, на берегу Яузы, обогащаясь
ремеслами и художествами. Иван изъявлял уважение к Искусствам и Наукам,
лаская иноземцев просвещенных: не основал академий, но способствовал
народному образованию размножением школ церковных, где и миряне учились
грамоте, закону, даже Истории, особенно готовясь быть людьми приказными, к
стыду Бояр, которые еще не все умели тогда писать. - Наконец Иван знаменит в
истории как законодавец и государственный образователь. Том 9 Глава 7 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО. ГОДЫ 1582-1584 (1) |