Нет сомнения, что истинно великий Иван III, издав
гражданское Уложение, устроил и разные правительства для лучшего действия
Самодержавной власти: кроме древней Боярской Думы, в делах сего времени
упоминается о казенном дворе, о приказах; но более ничего не знаем, имея уже
ясные, достоверные известия о многих расправах и судебных местах, которые
существовали в Москве при Иване IV. Главные Приказы, или Чети, именовались
Посольским, Разрядным, Поместным, Казанским: первый особенно ведал дела
внешние или дипломатические, второй воинские, третий земли розданные
чиновникам и Детям Боярским за их службу, четвертый дела Царства Казанского,
Астраханского, Сибирского и всех городов Волжских; первые три приказа, сверх
означенных должностей, также занимались и расправою областных городов:
смешение странное! Жалобы, тяжбы, следствия поступали в чети из областей, где
судили и рядили Наместники с своими Тиунами и Старостами, коим помогали
Сотские и Десятские в уездах; из Чети же, где заседали знаменитейшие
государственные сановники, всякое важное дело уголовное, самое гражданское,
шло в Боярскую Думу, так что без Царского утверждения никого не казнили,
никого не лишали достояния. Только Наместники Смоленские, Псковские, Новогородские
и Казанские, почти ежегодно сменяемые, могли, в случаях чрезвычайных,
наказывать преступников. Новые законы, учреждения, налоги объявлялись всегда
чрез приказы. Собственность или вотчина Царская, в коей заключались многие
города, имела свою расправу. Сверх того именуются еще Избы (или Приказы):
Стрелецкая, Ямская, Дворцовая, Казенная, Разбойная, Земский двор или
Московская Управа, Большой Приход или Государственное Казначейство, Бронный
или оружейный приказ, Житный или запасный, и Холопий суд, где решились тяжбы
о крепостных людях. Как в сих, так и в областных правительствах или судах главными
действователями были Дьяки-грамотеи, употребляемые и в делах посольских,
ратных в осадах, для письма и для совета, к зависти и неудовольствию
Дворянства воинского. Умея не только читать и писать лучше других, но зная
твердо и Законы, предания, обряды, Дьяки или Приказные люди составляли
особенный род слуг государственных, степению ниже Дворян и выше Жильцов или
нарочитых Детей Боярских, гостей или купцев именитых; а Дьяки Думные уступали
в достоинстве только Советникам Государственным: Боярам, Окольничим и новым
Думным Дворянам, учрежденным Иваном в 1572 году для введения в Думу
сановников отличных умом, хотя и не знатных родом: ибо, несмотря на все
злоупотребления власти неограниченной, он уважал иногда древние обычаи:
например, не хотел дать Боярства любимцу души своей Малюте Скуратову,
опасаясь унизить сей верховный сан таким скорым возвышением человека
худородного. Умножив число людей Приказных и дав им более важности в
государственном устройстве, Иван, как искусный Властитель, образовал еще
новые степени знаменитости для Дворян и Князей, разделив первых на две
статьи, на Дворян Сверстных и Младших, а вторых на Князей простых и Служилых,
к числу же Царедворцев прибавил Стольников, которые, служа за столом
Государевым, отправляли и воинские должности, будучи сановитее Дворян
младших. - Мы писали о ратных учреждениях сего деятельного Царствования:
своим малодушием срамя наши знамена в поле, Иван оставил России войско,
какого она не имела дотоле: лучше устроенное и многочисленнейшее прежнего; истребил
Воевод славнейших, но не истребил доблести в воинах, которые всего более
оказывали ее в несчастиях, так что бессмертный враг наш, Баторий, с
удивлением рассказывал Поссевину, как они в защите городов не думают о жизни:
хладнокровно становятся на места убитых или взорванных действием подкопа и
заграждают проломы грудью; день и ночь сражаясь, едят один хлеб; умирают от
голода, но не сдаются, чтобы не изменить Царю-Государю, как самые жены
мужествуют с ними, или гася огонь, или с высоты стен пуская бревна и камни в
неприятелей. В поле же сии верные отечеству ратники отличались если не
искусством, то хотя чудесным терпением, снося морозы, вьюги и ненастье под
легкими наметами и в шалашах сквозящих. - В древнейших разрядах именовались
единственно Воеводы: в разрядах сего времени именуются обыкновенно и Головы,
или частные Предводители, которые вместе с первыми ответствовали Царю за
всякое дело. Иван, как мы сказали, дополнил в Судебнике гражданское
Уложение своего деда, включив в него новые законы, но не переменив системы
или духа старых. Дед не велит судиям лихоимствовать: внук определяет тяжкую
денежную пеню за их лихоимство и неправосудие умышленное, оставляя только
неумышленное без наказания: криводушных Дьяков сажали в темницу, Подьячих
секли кнутом. Обиженные наместником должны были приносить жалобы до его
смены; но клеветники наказывались телесно, сверх денежного взыскания за
бесчестье. Судейские и казенные пошлины не были умножены, хотя цена монеты
несколько унизилась (в 1557 году считалось в рубле 16 шиллингов и 8 пенсов, в
1582 около трех старых Польских злотых, в царствование Феодора Ивановича
марка, а в начале XVII века два рейхсталера и 10 денег). Тяжбы решились, как
и дотоле, свидетельствами, клятвою, поединком, а между иноземцами и Русскими
жеребьем: чей вынимался в суде, того объявляли правым. Дьяк записывал дело, а
Старосты и Целовальники прикладывали руки к сей бумаге. В случае мира, всегда
желаемого законодателем, судимые освобождались от пошлин. Кого винили в
воровстве, о том надлежало разведать у соседей, или сделать обыск: человека,
известно худого, пытали и навсегда заключали в темницу, если он не
признавался в вине; человека, объявленного добрым в обыске, судили по закону.
Казни были прежние: кнут за первое воровство, смерть за второе; смерть
убийце, изменнику, предателю города, церковному и головному татю, зажигателю,
разбойнику, подметчику, даже злому обманщику и ябеднику. Обговорам татя не
верили без свидетельства честных граждан, пятнадцати или двадцати. Люди, или
чиновники Наместников, не могли никого ни взять, ни оковать без ведома
Старост и Целовальников. Здесь видим более осторожности, более уважения к
человечеству, нежели в законах Ивана III. - Гражданские уставы Судебника
также совершеннее и полнее: например, в нем уже различаются имения
наследственное и купленное: в случае продажи или залога оных, родственники
могли выкупать первое, в течение сорока лет, если не подписались свидетелями
в крепости или в закладной: доказав, что сие имение не стоит денег,
означенных в крепости, они вносили за него только истинную цену. Достояние
благоприобретенное - не выкупалось. Письма заемные не были действительны без
печати Боярской и надписи Дьяка: за что собиралась пошлина. В денежных исках
надлежало всегда справляться с государственными книгами, где означались
имена, достаток граждан и платимая ими дань в казну: один список сих книг
хранился в Московских Приказах, другой у чиновников областных, у Старост и
Целовальников. Требование, превосходящее достаток ответчика, - вменялось в
вину истцу. - Уважая права господ в отношении к крепостным людям или холопям,
законодатель прибавил к древним уставам, что дети закабаленного слуги,
рожденные до его холопства, суть вольные люди; что Ключники и Тиуны сельские,
без особенной, докладной крепости, не рабы; что отец и мать, вступив в
Монашество, лишаются права отдавать детей своих в крепость; что заимодавцы не
могут кабалить должников, обязанных единственно платить им рост; а если
кого-нибудь возьмут к себе в дом для рабской услуги, и если сей человек
уйдет, даже обокрав хозяина, то последнему нет суда, ни удовлетворения; что
Дети Боярские и потомство их навеки отчуждаются от рабского состояния. -
Утверждая силу отпускных, Царь велел давать их единственно в Москве, в Новегороде
и Пскове, за печатаю Бояр или Наместников: без чего они, хотя бы и рукою
господ писаные, не имели силы. - В законе о свободном переходе крестьян из
села в село сказано, что они, сверх пожилого за двор, платят еще владельцу за
повоз два алтына с двора, и если оставили хлеб в земле, то, сняв его, дают
господину два же алтына; что им всегда дозволяется продавать себя в крепость
владельцам. Согласно с древним обыкновением Царь утвердил суд Святительский:
оставил Епископам право судить Иереев, Диаконов, Монахов и старых вдов,
которые питаются от церкви Божией; позволил нищим, а людям торговым запретил
жить в монастырях. Устав о купле дополнен следующими статьями: "1)
Нельзя ничего купить на торгу или с лавки без поруки; 2) всякая купленная
лошадь должна быть в тот же день заклеймена у Царских пятнальщиков и вписана
в их книгу, с платежом двух денег в казну, для избежания споров; преступник
сего устава наказывается пенею не менее двух рублей". - Упомянем еще о
новом законе касательно бесчестья: оно платилось Детям Боярским соразмерно с
их доходом или жалованьем, а Дьякам Дворцовым по Государеву назначению; гостю
или знатному купцу 50 рублей; людям торговым, посадским, средним и Боярским
добрым слугам 5 рублей, а черным людям и крестьянам рубль; женам же всегда
вдвое против мужей, в знак особенного уважения к чести слабого пола. Сказав в конце Судебника, что законы его не касаются дел
старых и не отменяют решений прежних, хотя еще и не исполненных; что новые
случаи могут встретиться в судах и произвести новые уставы, которые должны
быть приписаны к сему гражданскому Уложению, Иван от 1550 до 1580 года издал
многие дополнительные указы, важные по тогдашним обстоятельствам Государства:
отменив (в 1556 году) судные платежи, вместо их определив жалованье
Наместникам, положив общую дань на города и волости, велев разбирать
уголовные дела судьям, избранным гражданами и сельскими жителями, Головам,
Старостам, Сотским, он запретил судебные поединки во всех случаях, где можно
было решить дело свидетельствами или крестным целованием, то есть уничтожил
навеки сие древнее обыкновение времен Рыцарства и невежества; уставил
наказывать лжесвидетелей кнутом и тяжкою денежною пенею; прибавил следующие
статьи к законам: 1) "Если в обыске люди говорят разно, одни за истца,
другие за ответчика, то верить большинству голосов, пятидесяти или шестидесяти;
если число голосов на обеих сторонах равное, то сделать новый обыск: призвать
людей из иных ближних селений, дабы узнать истину. Свидетельство пяти или
шести человек, мало известных, недостаточно для обвинения; но слово Боярина,
Дьяка и приказного всегда уважается как достоверное. Если истец и ответчик
шлются на одного человека, то он решит тяжбу. За ложное свидетельство
Боярских и Дворянских людей подвергается их господин Царскому гневу; но если
сам господин объявит Царю о лжи их, то невинен. Главное дело Старост есть
предупреждать обманы и заговоры в мирских показаниях; в случае небрежения,
криводушия, пристрастия сих избранных чиновников - им казнь без милосердия. -
2) Если господин будет искать сносов на вольном человеке, который, служив ему
без крепости, оставил его или даже тайно ушел из дому: то не давать суда
господину, ибо он может с досады всклепать на слугу невинного, коего держал
без кабалы, негласно для закона и неосторожно. - 3) Холоп освобожденный уже
не должен служить старому господину, или его отпускная уничтожается. - 4)
Если господин присвоивает себе кого в рабы, а сей человек доказывает свою
вольность, и будучи отдан на поруку, уйдет: то ручатель платит истцу за
беглого четыре рубли, кроме всякого иного иска. - 5) Кто сочинит подложную
крепость на вольного человека, тому смертная казнь. - 6) Пленник может быть
рабом, но смертию господина освобождается; а дети его всегда свободны, если
он не женится на рабе или не даст на себя крепости. Крещеные иноземцы могут
идти в кабалу, но только с ведома Казначея Государева, и если они не в
Царской службе. - 7) Для взыскания ста рублей долгу назначается месяц сроку,
а с человека служивого два месяца: после чего должник неисправный выдается
головою истцу до выкупа, но не в вечное рабство". Сие взыскание долгов,
называемое правежом, делалось таким образом: Пристав выводил должника
разутого на улицу к дверям судной избы и сек его в часы заседания по голой
ноге прутом, иногда для вида, иногда больно, до самого того времени, как
судьи уезжали домой: обыкновение Азиатское, отмененное Петром Великим. - 8)
"С людей служивых взыскивать старые долги в течение пяти лет (от 1558 до
1563) без лихвы, а новые с половинными ростами или 10 на 100: ибо Государь
отменяет навсегда старую тягостную лихву (20 на 100). - 9) Взыскание по
рядным грамотам должно быть для всех непременное и точное, но без ростов. - 10)
Кто не выкупит ручного заклада, того надобно известить, что срок минул, и
назначить новый для платежа, неделю или две; ежели и после не выкупит, то
нести заклад к Старосте и к Целовальникам, продать честно, не без надежных
свидетелей и взять долг с ростами, а лишнее отдать должнику; если же
вырученных денег мало для уплаты займа, то остальное взыскать с должника. -
11) Истец-заимодавец не имеет нужды в письменном обязательстве, если ответчик
в суде признает себя должником. - 12) Многие заложили свои вотчины с тем,
чтобы вместо ростов заимодавцы пахали и сеяли там хлеб: для облегчения
должников повелевается возвратить им все такие земли с обязательством не
продавать никому и в течение пяти лет удовлетворить заимодавцев, коим, в
случае неисправного платежа, снова отдается вотчина". В сем указе
говорится о книгах вотчинных, крепостных и закладных, которые находились у
Дьяков. - 13) "Если жена, умирая, назначит в духовной душеприкащиком
мужа своего, то сей духовной не верить: ибо жена в воле мужа: что он велит
писать ей, то она и пишет. - 14) Налагать эпитимию на Христиан, которые быв в
плену или в неволе, дали клятву не бежать, и бежали: ибо клятвопреступление
есть грех смертный, и лучше умереть, нежели нарушить обет священный. - 15) Иногородные,
истец с ответчиком, судятся в Москве у Царских Казначеев, буде они из разных
городов; а если из одного, то отсылаются к их Наместнику в делах земских, но
не в уголовных, судимых на месте преступления. - 16) В столице нет ни
смертной, ни торговой казни в день большой Панихиды, когда Митрополит обедает
у Государя". - Запретив Духовенству покупать недвижимое имение без
Царского ведома, Иван предписал в сих дополнениях Судебника отнять у
Епископов и монастырей все казенные земли, села, рыбные ловли, коими они
несправедливо завладели в смутные времена Боярской власти. "Иноки (писал
он к Святителю Казанскому Гурию) должны орать не землю, а сердца - сеять не
хлеб, а словеса Божественные - наследовать не села, а Царство Небесное...
Многие Епископы наши думают о бренном стяжании более, нежели о Церкви". Мысля
таким образом, Иван смелее деда своего обогащал казну достоянием безмолвного
Духовенства. С сего времени Новый Судебник был общею книгою законов для
России до Царствования Алексия Михайловича. Сверх того Иван давал областным
начальствам грамоты уставные и губные: первые определяли доходы, права,
обязанности наместников и других Царских сановников, заключая в себе и
важнейшие уголовные статьи Судебника, вместе с некоторыми частными,
особенными постановлениями. В одной из них, данной Колмогорским жителям в
1557 году, сказано, что Царь освобождает их от суда наместников с условием,
чтобы они вносили в казну ежегодно по двадцати рублей с сохи, то есть, с
шестидесяти четырех дворов; что головы Двинские для истребления воровства,
разбоев, пьянства, ябеды, должны выбрать Сотских, Пятидесятников, Десятских,
которые ответствуют за безопасность и благоустройство в их ведомствах; что
ежели головы или народные судьи дерзнут употребить во зло доверенность
сограждан, теснить людей, лихоимствовать, то будут казнены смертию; что
всякие дела, обыскные и судные, записываются у них земскими Дьяками; что Двиняне
вольны сменять судей, и в таком случае обязаны присылать новых в Москву, да
целуют крест пред Дьяком Государевым в соблюдении правды. В другой уставной,
также Двинской грамоте означена мера дворов, изб, ледников и всего, что
жители должны были выстроить для Наместников и Тиунов. - Слово губа знаменовало
в древнем Немецком праве усадьбу, а в нашем волость или ведомство: губные
грамоты давались областным судьям и содержали в себе единственно уголовные
законы; в них предписывалось Старостам, Губным Целовальникам и Дьякам
начинать исправление своей должности обыском или съездом с знатнейшими
жителями их волости: с Князьями, Детьми Боярскими, Архимандритами, Игуменами,
Иереями, и с поверенными каждой выти, или участка, обязанными под крестным
целованием заявить всех известных им воров и лихих людей. Сии показания
вносились в книгу; обвиняемых предавали суду, пытали: достояние их описывали
для удовлетворения истцев; кто винился, того казнили по Судебнику; кто
запирался, не мог быть уличен верными свидетельствами и представлял за себя
надежных ручателей, того освобождали; не уличенных совершенно, но сильно
подозреваемых сажали навсегда в темницу; кто решительно одобрял человека
судимого уголовным судом, тот имением и жизнию ответствовал за его будущие
преступления. Стараясь обуздать злодеев для спокойствия честных граждан, Иван
лучше хотел быть жестоким, нежели слабым, в противность новейшей мысли
Российского уголовного законодательства, что лучше десять виновных оставить
без наказания, нежели казнить одного безвинного. От учреждений гражданских перейдем к церковным, равно
достопамятным. Мы упоминали о Московском Соборе 1551 года: означим здесь
важнейшие или любопытнейшие его уставы. Следуя наказу Иванову, Святители
определили: "1) В Москве и во всем Государстве быть Епархиальным
Старостам и Десятским, избираемым из лучших Иереев для надзирания над
церковною службою, да исполняются в точности все святые обряды ее, и над
поведением Духовенства, обязанного учить людей и словом и делом. - 2) Строго
блюсти, чтобы в книгах церковных не было ошибок, и чтобы иконы списывались с
древних Греческих, или как писал их Андрей Рублев и другие знаменитые
художники: сим святым делом занимаются единственно люди признанные от
Государя и Епископов достойными оного, не только искусством, но и жизнию
непорочною: наградою же им да будет всеобщее уважение!" Следуют
предписания о звоне, пении церковном, Литургии, утренней и вечерней службе,
где сказано: "3) Да никто из Князей, Вельмож и всех добрых Христиан не
входит в церковь с главою покровенною, в тафьях Мусульманских! Да не вносят в
олтарь ни пива, ни меду, ни хлеба, кроме просфор! Да уничтожится навеки
нелепый обычай возлагать на престол так называемые сорочки, в коих родятся
младенцы! - 4) Злоупотребления и соблазны губят нравы Духовенства. Что видим
в монастырях? Люди ищут в них не спасения души, а телесного покоя и
наслаждений. Архимандриты, Игумены не знают братской трапезы, угощая светских
друзей в своих келиях; Иноки держат у себя отроков и юношей, принимают без
стыда и жен и девиц, веселятся и разоряют села монастырские. Отныне да будет
в обителях едина трапеза для всех: Инокам выслать юных слуг; не впускать
женщин; не держать вина (кроме Фряжского), ни крепких медов; не ездить для
забавы по селам и городам. Преступник да будет извержен или отлучен от всякия
Святыни. Сей закон умеренности, воздержания, целомудрия, дан всему
Духовенству: Иереям, Диаконам, Причетникам. - 5) Обители, богатые землями и
доходами, не стыдятся требовать милостыни от Государя: впредь да не стужают
ему! - 6) Святители и монастыри вольны ссужать земледельцев и граждан
деньгами, но без всякой лихвы. - 7) Милосердие Христианское устроило во
многих местах богадельни для недужных и престарелых, а злоупотребление ввело
в оные молодых и здоровых тунеядцев: да будут последние изгнаны, а на их
места введены первые, согласно с намерением благотворителей, и везде да
смотрят за богадельнями добрые Священники, люди градские и Целовальники. - 8)
Многие Иноки, Черницы, миряне, хваляся какими-то сверхъестественными
сновидениями и пророчеством, скитаются из места в место с святыми иконами и
требуют денег для сооружения церквей, непристойно, безчинно, к удивлению
иноземцев: ныне объявить на торгах заповедь Государеву, чтобы впредь не быть
такому соблазну. Если не уймутся бродяги, то их выгонять, а иконы отдавать в
церкви. - 9) Храмы древние пустеют, новые везде воздвигаются не усердием к
Вере, а тщеславием и скоро также пустеют от недостатка в Иереях, в иконах, в
книгах. Видим еще иное зло: празднолюбцы уходят из монастырей, заводят
пустыни в лесах и стужают Христианам о денежном вспоможении. Государь указал
епископам не дозволять ни того, ни другого без особенного, строгого
рассмотрения. - 10) Прихожане избирают Священников и Диаконов: первые должны
быть не менее тридцати, а вторые двадцати пяти лет от рождения, жития
нравственного, и грамотные: кто из них читает или пишет худо, того отсылать в
училища, ныне во всех городах заводимые. Ставленник дает Митрополиту и
Епископам только указное: Священник рубль Московский и благословенную гривну;
Диакон полтину. Следуя уставу Великих Князей, Ивана Васильевича и сына его,
новобрачные платят за венец алтын, за второй брак вдвое, за третий четыре
алтына; но крещение, исповедь, причастие, погребение не терпят никакой мзды.
Никто из церковников не должен носить одежды странной: всякой имеет свою, и
воин и тысящник, и купец и ремесленник: служителю ли церкви украшаться златом
и бисером, плетением и шитьем, подобно жене? В Игумены, в Архимандриты
избирают Святители, а Царь утверждает выбор. Снова запрещается вдовым Иереям
и Диаконам священнодействовать, Монахам и Монахиням жить в единой обители,
или в мире. - 11) Митрополиту и Епископам без Государева ведома не переменять
ни Бояр своих, ни Дворецких; а на место убылых брать из тех же родов
старинных. - 12) Духовенство обязано искоренять языческие и всякие гнусные
обыкновения. Например: когда истец с ответчиком готовятся в суде к бою, тогда
являются волхвы, смотрят на звезды, гадают в какие-то Аристотелевы врата и в Рафли,
предсказывают победу счастливому, умножают зло кровопролития. Легковерные
держат у себя книги Аристотелевские, звездочетные, зодиаки, алманахи,
исполненные еретической мудрости. Накануне Иванова дня люди сходятся ночью,
пьют, играют, пляшут целые сутки; так же безумствуют и накануне Рождества
Христова, Василия Великого и Богоявления. В Субботу Троицкую плачут, вопят и глумят
на кладбищах, прыгают, бьют в ладоши, поют Сатанинские песни. В утро Великого
Четверга палят солому и кличут мертвых; а Священники в сей день кладут соль у
престола и лечат ею недужных. Лживые пророки бегают из села в село нагие,
босые, с распущенными волосами; трясутся, падают на землю, баснословят о
явлениях Св. Анастасии и Св. Пятницы. Ватаги скоморохов, человек до ста,
скитаются по деревням, объедают, опивают земледельцев, даже грабят
путешественников на дорогах. Дети Боярские толпятся в корчмах, играют зернью,
разоряются. Мужчины и женщины моются в одних банях, куда самые Иноки, самые
Инокини ходить не стыдятся. На торгах продают зайцев, уток, тетеревей
удавленных; едят кровь или колбасы, вопреки уставу Соборов Вселенских; следуя
Латинскому обычаю, бреют бороду, подстригают усы, носят одежду иноземную,
клянутся во лжи именем Божиим и сквернословят; наконец - что всего
мерзостнее, и за что Бог казнит Христиан войнами, гладом, язвою - впадают в
грех Содомский. Отцы духовные! пресеките зло; наставляйте, грозите, казните эпитимиею:
ослушники да не входят в церковь! Учите Христиан страху Божию и целомудрию,
да живут мирно в соседстве, без ябеды, кражи, разбоев, лжесвидетельства и
клятвопреступления; да будет везде благонравие в нашем любезном отечестве, и
дети да чтут родителей!" Сие церковное законодательство принадлежит Царю более,
нежели Духовенству: он мыслил и советовал; оно только следовало его
указаниям. Слог достоин удивления своею чистотою и ясностию. Заметим странность: желая истребить обыкновения древние,
противные Святой Вере, Иван и Духовенство не коснулись в Стоглаве обычая
давать людям имена нехристианские по их свойствам нравственным: не только
простолюдины, но и знатные сановники, уже считая за грех называться Олегами
или Рюриками, назывались в самых государственных бумагах Дружинами, Тишинами,
Истомами, Неудачами, Хозяинами, единственно с прибавлением Христианского
отчества. Сей обычай казался Царю невинным.
В Феврале 1581 года, по кончине Митрополита Антония, избрав
на его место Дионисия, Хутынского Игумена, Иван с Епископами и Боярами
уставил обряд посвящения в сей верховный сан, не прибавив, кажется, ничего к
старому, но только утвердив оный следующею Соборною грамотою: "Кому
благоволит Господь быть Митрополитом, Епископу ли, Игумену или Старцу, того
немедленно известить о сей чести. В день наречения и возведения звонят и поют
молебны. Святители, отпев Канон Богоматери и Петру Чудотворцу, шлют двух
Архимандритов, Рождественского и Троицкого, за нареченным, который вместе с
ними идет к Государю. Царь сажает будущего Митрополита и говорит ему речь о
молитве. После того нареченный знаменуется в храме Успения, у святых икон и
гробов, идет вместе с Епископами на двор Митрополитов, в Белую палату, и там,
сев на свое место, ждет, встречает Царя, беседует с ним; слушает Литургию в
Соборной церкви, стоя у Митрополитского места; обедает в Белой палате со
всеми святителями; оттоле же, до поставления, никого не принимает, обедая в келии
с немногими ближними Иноками. Дни чрез два совершается избрание, объявляемое
ему благовестниками, Архимандритами Спасским и Чудовским. Уготовляют место в
церкви и пишут орла над оным. В день назначенный, во время звона, Святители
облачаются, а с ними и будущий Митрополит, если он Епископ; если же не
Епископ, то облачается в приделе. Окруженный Боярами, Государь вступает в
храм, знаменуется у святых икон, восходит на уготованное место и садится:
Владыки также. Избранный, между осьмью стоящими огненниками, под орлом, читает
Исповедание Веры. Начинают Обедню. Лампаде и посоху быть Архиепископа Новогородского
или Казанского. Когда в третий раз запоют: Свят, Свят, тогда Владыки ставят
Митрополита по древнему обычаю. Он совершает Литургию, и Архиепископ именует
его в молитве после Изрядна. Свещеносец, держа в руке свечу и лампаду,
кланяется Митрополиту и занимает пред ним свое место в олтаре; когда же
возгласят: со страхом Божиим, тогда уносят Архиепископову лампаду с посохом,
а Митрополитовы Поддиаконы становятся у Царских дверей с лампадою и посохом
нового Архипастыря. Отпев Литургию, Епископы возводят его на место, где сидел
Государь; сажают трижды, произнося Исполлаэти Деспота; снимают с него одежду
служебную, возлагают ему на грудь икону вратную, мантию с источниками на плеча,
клобук белый или черный (как Государь укажет) на главу, и ведут на каменное
Святительское место. Царь приближается, говорит речь и дает Святителю посох в
десницу. Тут знатное Духовенство, Бояре, Князья многолетствуют Митрополиту.
Он благословляет Царя и говорит речь. Духовенство и Бояре многолетствуют
Царю. На крылосах поют также многая лета. Выходят из церкви. У Государя стол
для всего знатного Духовенства, для Вельмож и сановников. Митрополит ездит
вокруг Москвы на осле, коего ведут Боярин Царский и Святительский. После
стола - чаши: Петра Чудотворца, Государева и Митрополитова".
Упомянем здесь также о церковном любопытном обряде сего
времени, уже давно забытом в России. В неделю Ваий, пред Обеднею собирался
весь народ Московский в Кремле. Из храма Успения выносили большое дерево,
обвешенное разными плодами (яблоками, изюмом, смоквами, финиками); укрепляли
его на двух санях и везли тихо. Под деревом стояли пять отроков в белой одежде
и пели молитвы. За санями шли многие юноши с пылающими восковыми свечами и с
огромным фонарем; за ними несли две высокие хоругви, шесть кадильниц и шесть
икон; за иконами следовали иереи, числом более ста, в великолепных ризах,
осыпанных жемчугом; за ними Бояре и сановники; наконец сам Государь и
Митрополит: последний ехал верхом, сидя боком на осле (или на коне) одетом
белою тканию: левою рукою придерживал (Митрополит) на своих коленях
Евангелие, окованное золотом, а правою благословлял народ. Осла вел Боярин:
Государь, одною рукою касаясь длинного повода узды, нес в другой вербу. Путь
Митрополиту устилали сукнами. Далее шли еще Бояре и сановники; за ними
бесчисленное множество людей. Обходив таким образом вокруг главных церквей
Кремлевских, возвращались в храм Успения, где Митрополит служил Литургию:
после чего давал обед Царю и Вельможам. - Сей церковный ход, в память
Сретения Христова в Иерусалиме, был уставлен, как вероятно, в древнейшие
времена, но сделался нам известен только с Иванова, по описанию иноземных
наблюдателей.
К достохвальным деяниям сего Царствования принадлежит еще
строение многих новых городов для безопасности наших пределов. Кроме Лаишева,
Чебоксар, Козмодемьянска, Волхова, Орла и других крепостей, о коих мы
упоминали. Иван основал Донков, Епифань, Венев, Чернь, Кокшажск, Тетюши, Алатырь,
Арзамас. Но воздвигая красивые твердыни в лесах и в степях, он с прискорбием
видел до конца жизни своей развалины и пустыри в Москве, сожженной Ханом в
1571 году, так что в ней, если верить Поссевинову исчислению, около 1581 года
считалось не более тридцати тысяч жителей, в шесть раз менее прежнего, как
говорит другой иноземный Писатель, слышав то от Московских старожилов в начале
XVII века. Стены новых крепостей были деревянные, насыпанные внутри землею с
песком, или крепко сплетенные из хвороста; а каменные единственно в столице,
Александровской Слободе, Туле, Коломне, Зарайске, Старице, Ярославле, Нижнем,
Белозерске, Порхове, Новегороде, Пскове.
Размножение городов благоприятствовало и чрезвычайным
успехам торговли, более и более умножавшей доходы Царские (которые в 1588
году простирались до шести миллионов нынешних рублей серебряных). Не только
на ввоз чужеземных изделий или на выпуск наших произведений, но даже и на съестное,
привозимое в города, была значительная пошлина, иногда откупаемая жителями. В
Новогородском Таможенном уставе 1571 года сказано, что со всех товаров,
ввозимых иноземными гостями и ценимых людьми присяжными, казна берет семь
денег на рубль: купцы же Российские платили 4, а Новогородские 1 деньги: с
мяса, скота, рыбы, икры, меду, соли (Немецкой и морянки), луку, орехов,
яблок, кроме особенного сбора с телег, судов, саней. За ввозимые металлы
драгоценные платили, как и за все иное; а вывоз их считался преступлением.
Достойно замечания, что и Государевы товары не освобождались от пошлины.
Утайка наказывалась тяжкою пенею. В сие время древняя столица Рюрикова, хотя
и среди развалин, начинала было снова оживляться торговою деятельностию,
пользуясь близостию Нарвы, где мы с целою Европою купечествовали; но скоро
погрузилась в мертвую тишину, когда Россия в бедствиях Литовской и Шведской
войны утратила сию важную пристань. Тем более цвела наша Двинская торговля, в
коей Англичане должны были делиться выгодами с купцами Нидерландскими,
Немецкими, французскими, привозя к нам сахар, вина, соль, ягоды, олово,
сукна, кружева и выменивая на них меха, пеньку, лен, канаты, шерсть, воск,
мед, сало, кожи, железо, лес. Французским купцам, привезшим к Ивану
дружественное письмо Генрика III, дозволялось торговать в Коле, а Испанским
или Нидерландским в Пудожерском устье: знаменитейший из сих гостей назывался
Иваном Девахом Белобородом, доставлял Царю драгоценные каменья и пользовался
особенным его благоволением, к неудовольствию Англичан. В разговоре с Елисаветиным
Послом, Баусом, Иван жаловался, что Лондонские купцы не вывозят к нам ничего
хорошего; снял с руки перстень, указал на изумруд колпака своего и хвалился,
что Девах уступил ему первый за 60 рублей, а вторый за тысячу: чему дивился Баус,
оценив перстень в 300 рублей, а изумруд в 40000. В Швецию и в Данию отпускали
мы знатное количество хлеба. "Сия благословенная земля (пишет Кобенцель
о России) изобилует всем необходимым для жизни человеческой, не имея
действительной нужды ни в каких иноземных произведениях". - Завоевание
Казани и Астрахани усилило нашу мену Азиатскую. Обогатив казну торговыми, городскими и земскими налогами,
также и присвоением церковного имения, чтобы умножить войско, завести
арсеналы (где находилось всегда в готовности не менее двух тысяч осадных и
полевых орудий), строить крепости, палаты, храмы, Иван любил употреблять
избыток доходов и на роскошь: мы говорили об удивлении иноземцев, видевших в
казне Московской груды жемчугу, горы золота и серебра во дворце, блестящие
собрания, обеды, за коими в течение пяти, шести часов пресыщалось 600 или 700
гостей, не только изобильными, но и дорогими яствами, плодами и винами
жарких, отдаленных климатов: однажды, сверх людей именитых, в Кремлевских
палатах обедало у Царя 2000 Ногайских союзников, шедших на войну Ливонскую. В
торжественных выходах и выездах Государевых все также представляло образ
Азиатского великолепия: дружины телохранителей, облитых золотом - богатство
их оружия, убранство коней. Так Иван 12 Декабря обыкновенно выезжал верхом за
город видеть действие снаряда огнестрельного: пред ним несколько сот Князей,
Воевод, сановников, по три в ряд; пред сановниками 5000 отборных стрельцов по
пяти в ряд. Среди обширной, снежной равнины, на высоком помосте, длиною
саженей в 200 или более, стояли пушки и воины, стреляли в цель, разбивали
укрепления, деревянные, осыпанные землею, и ледяные. В торжествах церковных,
как мы видели, Иван также являлся народу с пышностию разительною, умея видом
искусственного смирения придавать себе величия, и с блеском мирским соединяя
наружность Христианских добродетелей: угощая Вельмож и Послов в светлые
праздники, сыпал богатую милостыню на бедных.
В заключение скажем, что добрая слава Иванова пережила его
худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые
предания затмились новейшими; но имя Иваново блистало на Судебнике и
напоминало приобретение трех Царств Могольских: доказательства дел ужасных
лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань,
Сибирь как живые монументы Царя-Завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника
нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или
забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о
жестокости Ивановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с
дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну.
История злопамятнее народа! Том 9 Глава 7 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО. ГОДЫ 1582-1584 (2) |