Наступила ночь: Воеводы Иоанновы, по словам Летописцев,
пировали духом, готовясь к решительной битве следующего дня. Не было ни
страха, ни сомнений; не хотели отдыха; стук оружия и шум людей не умолкали в
стане; приходили новые дружины одна за другою с тяжелым огнестрельным
снарядом. Хан непрестанно слышал издали радостные клики в нашем войске; видел
при свете огней, как мы ставили пушки на холмах берега-и не дождался утра:
терзаемый страхом, злобою, стыдом, ускакал в телеге; за ним побежало и
войско, истребив часть обоза, другую же и несколько пушек Султановых оставив
нам в добычу. Тогда в первый раз мы увидели в руках своих Оттоманские трофеи!
- С сею счастливою вестию Димитрий Бельский послал в Москву Князя Ивана
Кашина, а Князей Микулинского и Серебряного вслед за Ханом. Они пленили
отсталых, которые известили их, что Саип-Гирей идет к Пронску. Хвалившись
стать на Воробевых горах и разорить все области Московские, он думал
уменьшить стыд свой взятием сей маловажной крепости, подобно Тамерлану, не
завоевавшему в России ничего, кроме Ельца. Тогда главный наш Воевода отрядил
вперед новые полки, чтобы скорее выгнать Хана из пределов России.
3 августа [1541 г.] Саип-Гирей обступил Пронск, где
начальствовал Василий Жулебин, у коего было немного людей, но много смелости:
он пушками, кольями и каменьями отбил неприятеля. Мурзы хотели говорить с
ним: Жулебин явился на стене. "Сдайся, - сказали они: - Царь обещает
тебе милость, или будет стоять здесь, пока возьмет город". Витязь
ответствовал: "Божиею волею ставится град, и никто не возьмет его без
воли Божией. Пусть Царь стоит: увидит скоро Воевод Московских". Саип-Гирей
велел готовить туры для нового, сильнейшего приступа; а Жулебин вооружил не
только всех граждан, но и самых жен. Груды камней и кольев лежали на стене;
котлы кипели с водою; над заряженными пушками горели фитили. Тогда осажденные
получили весть, что Князья Микулинский и Серебряный уже близко: клики веселья
раздались в городе. Хан узнал о том, сжег туры и 6 Августа удалился от Пронска,
гонимый нашими Воеводами до самого Дона; а Князь Воротынский разбил Царевича Иминя,
который было остановился для грабежа в Одоевском уезде.
Вся Россия торжествовала сие счастливое изгнание сильного
врага из недр ее; славила Государя и Полководцев. Юность Иоаннова,
умилительная для сердец во дни страха, была особенною прелестию и торжества
народного, когда державный отрок в храме Всевышнего благодарил Небо за
спасение России; когда именем отечества изъявлял признательность Воеводам и
когда они, тронутые его милостию, с радостными слезами отвечали ему:
"Государь! мы победили твоими Ангельскими молитвами и твоим счастием!"
Народ всего более верит счастию, и младые лета Иоанновы открывали неизмеримое
поле для надежды. - Так чувствовали современники, которые видели в Саип-Гирее
нового Мамая или Тамерлана и хвалились его бегством как славным для России
происшествием. Они не думали о будущем. Что случилось, могло и впредь
случиться. Россия, уже действительно сильная, оставалась еще жертвою
внезапных нападений: мы хотели, чтобы неприятель давал нам время изготовиться
к обороне; выгоняли его, но села наши пустели, и Государство лишалось главной
своей драгоценности: людей! Только опыты веков приводят истинные меры
государственной безопасности в твердую систему.
Князь Иван Бельский, будучи душою Правительства, стоял на
вышней степени счастия, опираясь на личную милость державного отрока, уже
зреющего душою, - на ближнее с ним родство, на успехи оружия, на дела
человеколюбия и справедливости. Совесть его была спокойна, народ доволен... и
втайне кипела злоба, коварствовала зависть, неусыпная в свете, особенно
деятельная при Дворе. Здесь История наша представляет опасность великодушия,
как бы в оправдание жестоких, мстительных властолюбцев, дающих мир врагам
только в могиле. Князь Иван Бельский, освобожденный Митрополитом и Боярами,
мог бы поменяться темницею с Шуйским; мог бы отнять у него и свободу и жизнь:
но презрел бессильную злобу и сделал еще более: оказал уважение к его ратным
способностям и дал ему Воеводство: что назвали бы мы ошибкою великодушия,
если бы оно имело целию не внутреннее удовольствие сердца, не добродетель, а
выгоды страстей. Шуйский, с гневом уступив власть своему неосторожному
противнику, думал единственно о мести, и знаменитые Бояре, Князья Михайло,
Иван Кубенские, Димитрий Палецкий, Казначей Третьяков вошли с ним в заговор,
чтобы погубить Бельского и Митрополита, связанных дружбою и, как вероятно,
усердною любовию к отечеству. Не было, кажется, и предлога благовидного:
заговорщики хотели просто, низвергнув Властелина, занять его место и доказать
не правость, а силу свою. Они преклонили к себе многих Дворян, Детей
Боярских, не только в Москве, но и в разных областях, особенно в Новегороде.
Шуйский, находясь с полками в Владимире, чтобы идти на Казань, обещаниями и
ласками умножил число своих единомышленников в войске; взял с них тайную
присягу, дал знать Московским клевретам, что время приступить к делу, и
послал к ним из Владимира с сыном, Князем Петром, триста надежных всадников.
Ночью 3 Генваря [1542 г.] сделалась ужасная тревога в Кремле: заговорщики
схватили Князя Ивана Бельского в его доме и посадили в темницу; также верных
ему друзей, Князя Петра Щенятева и знатного сановника Хабарова: первого
извлекли задними дверьми из самой комнаты Государевой; окружили Митрополитовы
келии, бросали каменьями в окна и едва не умертвили Иоасафа, который бежал от
них на Троицкое подворье: Игумен Лавры и Князь Димитрий Палецкий только
именем Св. Сергия могли удержать неистовых детей Боярских, поднявших руку на
Архипастыря. Митрополит искал безопасности во дворце юного Иоанна; но
Государь, пробужденный свирепым воплем мятежников, сам трепетал как
несчастная жертва. Бояре с шумом вошли за Иоасафом в комнату Великого Князя;
взяли, отправили Митрополита в ссылку, в монастырь Кириллов на Белеозере;
велели придворным Священникам за три часа до света петь заутреню; кричали,
господствовали, как бы завоевав престол и церковь; не думали о соблюдении ни
малейшей пристойности; действовали в виде бунтовщиков; устрашили столицу.
Никто в сию ужасную ночь не смыкал глаз в Москве. На рассвете прискакал
Шуйский из Владимира и сделался вторично главою Бояр. Князя Ивана Бельского
послали в заточение на Белоозеро, Щенятева в Ярославль, Хабарова в Тверь.
Тишина и спокойствие восстановились. Но Шуйский еще нс был доволен: опасаясь
перемены, добродетели Князя Ивана Бельского и общей к нему любви, он велел
убить его, по согласию с Боярами, без ведома Государева. Три злодея умертвили
сего несчастного Князя в темнице: Вельможу благодушного, воина мужественного,
Христианина просвещенного, как пишут современники. Некогда подозреваемый в
тайном лихоимстве, за излишнее миролюбие, оказанное им в двух войнах
Казанских, он славою последних лет своей жизни оправдался в народном мнении.
Россия уже знала Шуйского и не могла ожидать от его
правления ни мудрости, ни чистого усердия к государственному благу; могла
единственно надеяться, что власть сего человека, снисканная явным
беззаконием, не продолжится. Дума осталась как была: только некоторые члены
ее, смотря по их отношениям к главному Вельможе, утратили силу свою или
приобрели новую. Князь Димитрий Бельский оплакивал брата и сидел на первом
месте в Совете, как старший именем Боярин. Надлежало избрать Митрополита:
малолетство Иоанново давало Архипастырю Церкви еще более важности; он имел
свободный доступ к юному Государю, мог советовать ему, смело противоречить
Боярам и действовать на умы граждан Христианскими увещаниями. Шуйский и
друзья его не хотели вторично ошибиться в сем выборе, медлили около двух
месяцев и призвали Архиепископа Макария, славного умом, деятельностию,
благочестием: любя и мирскую честь, он, может быть, оказал им услуги в Новегороде
и склонил жителей оного на их сторону, в надежде заступить место Иоасафа.
Чрез семь дней нарекли Макария Первосвятителем и возвели на двор
Митрополичий, а чрез десять дней посвятили. Таким образом Князь Иван Шуйский
самовластно свергнул двух Митрополитов единственно по личной к ним ненависти,
без всякого суда и законного предлога. Духовенство молчало и повиновалось. -
Все прежние насилия, несправедливости возобновились. Льгота и права, данные
областным жителям в благословенное господствование Князя Бельского,
уничтожились происками Наместников. Россия сделалась опять добычею клевретов,
ближних и слуг Шуйского. Но Иоанн возрастал!
Важнейшим делом внешней политики сего времени было новое
перемирие с Литвою на семь лет, заключенное в Москве [в 1542 г.] Королевскими
Панами, Яном Глебовичем и Никодимом. Хотели и вечного мира с обеих сторон, но
не согласились, как и прежде, в условиях. Бояре домогались размена пленных:
Король требовал за то Чернигова и шести других городов, боясь, кажется, чтобы
Литовские пленники не возвратились к нему с изменою в сердце и чтобы
Российские не открыли нам новых способов победы. Наконец положили единственно
не воевать друг друга и купцам торговать свободно. Сигизмунд уже слабел: Паны
договаривались именем его сына и наследника, Августа. В присутствии юного Иоанна
читали грамоты: Великий Князь целовал крест и дал руку послам; а Боярин
Морозов ездил в Литву для размена грамот. Ему велено было предстательствовать
за наших пленников, чтобы их не держали в узах и дозволяли им ходить в
церковь: последнее утешение для злосчастных, осужденных умереть в стране
неприятельской! - Между тем спорили о землях Себежских и других; хотели и не
могли размежеваться. Чиновник Сукин, посыланный для того в Литву, должен был
в тайной беседе с ее Вельможами сказать им, что Иоанн уже ищет себе невесты и
что Бояре Московские желают знать их мысли о пользе родственного союза между
Государями обеих Держав. В донесении Сукина не находим ответа на сие
предложение.
Испытав неудачу, Хан Саип-Гирей согласился быть в дружбе с
нами, отпустил Иоаннова Посла, Князя Александра Кашина, в Москву и дал ему
новую шертную грамоту, но сын Ханский, Иминь, и хищные Мурзы тревожили
набегами Северскую область и Рязань. Воеводы Московские встретили их, побили Крымцев
на славном поле Куликове и гнали до реки Мечи. - Казанцы требовали мира; но
Князь Булат уж не хотел свергнуть Сафа-Гирея и писал о том к Боярину, Димитрию
Бельскому, а Царевна Горшадна к самому Иоанну. Сия Царевна славилась ученостию
и волхвованием. Летописцы уверяют, что она торжественно предсказывала скорую
гибель Казани и величие России. Дума Боярская не отвергала мира; но Сафа-Гирей
медлил и не заключал оного. - Дружественные сношения продолжались с
Астраханью и с Молдавиею. Царевич Астраханский, Едигер, приехал служить в
Россию. Воевода Молдавский, Иван Петрович, внук Стефанов, писал к Великому
Князю, что Солиман, изгнав его, умилостивился и возвратил ему Молдавию, но
требует, сверх ежегодной дани, около трехсот тысяч золотых, коих нельзя
собрать в земле опустошенной. Господарь молил Иоанна о денежном вспоможении,
которое и было послано. [1543 г.] Но смуты и козни придворные занимали Думу
более, нежели внутренние и внешние дела государственные. Недолго Князь Иван
Васильевич Шуйский пользовался властию: болезнь, как надобно думать,
заставила его отказаться от Двора. Он жил еще года два или три, не участвуя в
правлении, но сдав оное своим ближним родственникам, трем Шуйским: Князьям
Ивану и Андрею Михайловичам и Федору Ивановичу Скопину, которые не имея ни
великодушия, ни ума выспреннего, любили только господствовать и не думали
заслуживать любви сограждан, ни признательности юного Венценосца истинным
усердием к отечеству. Искусство сих олигархов состояло в том, чтобы не
терпеть противоречия в Думе и допускать до Государя единственно преданных им
людей, удаляя всех, кто мог быть для них опасен или смелостию, или разумом,
или благородными качествами сердца. Но Иоанн, приходя в смысл, уже чувствовал
тягость беззаконной опеки, ненавидел Шуйских, особенно Князя Андрея, наглого,
свирепого, и склонялся душою к их явным или тайным недоброхотам, в числе коих
был советник Думы, Федор Семенович Воронцов. Олигархи желали пристойным
образом удалить его и не могли; злобствовали и, видя возрастающую к нему
любовь Иоаннову, решились прибегнуть к насилию: во дворце, в торжественном
заседании Думы, в присутствии Государя и Митрополита, Шуйские с своими
единомышленниками, Князьями Кубенскими, Палецким, Шкурлятевым, Пронскими и
Алексеем Басмановым, после шумного прения о мнимых винах сего любимца Иоаннова
вскочили как неистовые, извлекли Воронцова силою в другую комнату, мучили,
хотели умертвить. Юный Государь в ужасе молил Митрополита спасти несчастного:
Первосвятитель и Бояре Морозовы говорили именем Великого Князя, и Шуйские,
как бы из милости к нему, дали слово оставить Воронцова живого, но били,
толкали его, вывели на площадь и заключили в темницу. Иоанн вторично отправил
к ним Митрополита и Бояр с убеждением, чтобы они послали Воронцова на службу
в Коломну, если нельзя ему быть при дворе и в Москве. Шуйские не согласились:
Государь должен был утвердить их приговор, и Воронцова с сыном отвезли в
Кострому. Изображая тогдашнюю наглость Вельмож, Летописец сказывает, что один
из их клевретов, Фома Головин, в споре с Митрополитом наступив на его мантию,
изорвал оную в знак презрения.
Сии крайности беззаконного, грубого самовластия и
необузданных страстей в Правителях государства ускорили перемену, желаемую
народом и неприятелями Шуйских. Иоанну исполнилось тринадцать лет. Рожденный
с пылкою душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все главные
качества великого Монарха, если бы воспитание образовало или
усовершенствовало в нем дары природы; но рано лишенный отца, матери и
преданный в волю буйных Вельмож, ослепленных безрассудным, личным
властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою Державы Российской: ибо
не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками,
легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда еще ум,
исправитель страстей, нем в юной душе и если, вместо его, мудрый пестун не
изъясняет ей законов нравственности. Один Князь Иван Бельский мог быть
наставником и примером добродетели для отрока державного; но Шуйские, отняв
достойного Вельможу у Государя и Государства, старались привязать к себе
Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во
дворце шумными играми, в поле звериною ловлею; питали в нем наклонность к
сластолюбию и даже к жестокости, не предвидя следствий. Например, любя охоту,
он любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросая их с
высокого крыльца на землю; а Бояре говорили: "пусть Державный
веселится!" Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он
бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился
их криком. Тогда Бояре хвалили в нем смелость, мужество, проворство! Они не
думали толковать ему святых обязанностей Венценосца, ибо не исполняли своих;
не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным
для их властолюбия; ожесточали сердце, презирали слезы Иоанна о Князе
Телепневе, Бельском, Воронцове в надежде загладить свою дерзость угождением
его вредным прихотям, в надежде на ветреность отрока, развлекаемого
ежеминутными утехами. Сия безумная система обрушилась над главою ее
виновников. Шуйские хотели, чтобы Великий Князь помнил их угождения и забывал
досады: он помнил только досады и забывал угождения, ибо уже знал, что власть
принадлежит ему, а не им. Каждый день, приближая его к совершенному возрасту,
умножал козни в Кремлевском дворце, затруднения господствующих Бояр и число
их врагов, между коими сильнейшие были Глинские, Государевы дядья, Князья
Юрий и Михайло Васильевичи, мстительные, честолюбивые: первый заседал в Думе;
второй имел знатный сан Конюшего. Они, несмотря на бдительность Шуйских,
внушали тринадцатилетнему племяннику, оскорбленному ссылкою Воронцова, что
ему время объявить себя действительным Самодержцем и свергнуть хищников
власти, которые, угнетая народ, тиранят Бояр и ругаются над самим Государем,
угрожая смертию всякому, кого он любит; что ему надобно только вооружиться
мужеством и повелеть; что Россия ожидает его слова. Вероятно, что и
благоразумный Митрополит, недовольный дерзким насилием Шуйских, оставил их сторону
и то же советовал Иоанну. Умели скрыть важный замысел: двор казался
совершенно спокойным. Государь, следуя обыкновению, ездил осенью молиться в
Лавру Сергиеву и на охоту в Волок Ламский с знатнейшими сановниками, весело
праздновал Рождество в Москве и вдруг, созвав Бояр, в первый раз явился
повелительным, грозным; объявил с твердостию, что они, употребляя во зло
юность его, беззаконствуют, самовольно убивают людей, грабят землю; что
многие из них виновны, но что он казнит только виновнейшего: Князя Андрея
Шуйского, главного советника тиранства. Его взяли и предали в жертву Псарям,
которые на улице истерзали, умертвили сего знатнейшего Вельможу. Шуйские и
друзья их безмолвствовали: народ изъявил удовольствие. Огласили злодеяния
убитого. Пишут, что он, ненасытимый в корыстолюбии, под видом купли отнимал
Дворянские земли; угнетая крестьян; что даже и слуги его господствовали и
тиранствовали в России, не боясь ни судей, ни законов. Но сия варварская
казнь, хотя и заслуженная недостойным Вельможею, была ли достойна истинного
Правительства и Государя? Она явила, что бедствие Шуйских не умудрило их
преемников; что не закон и не справедливость, а только одна сторона над
другою одержала верх, и насилие уступило насилию: ибо юный Иоанн без сомнения
еще не мог властвовать сам собою: Князья Глинские с друзьями повелевали его
именем, хотя и сказано в некоторых летописях, что "с того времени Бояре
начали иметь страх от Государя".
[1544-1546 г.] Опалы и жестокость нового правления
действительно устрашили сердца. Сослали Федора Шуйского-Скопина, Князя Юрия
Темкина, Фому Головина и многих иных чиновников в отдаленные места: а
знатного Боярина Ивана Кубенского, сына двоюродной тетки Государевой, Княжны Углицкой,
посадили в темницу: он находился в тесной связи с Шуйскими, но отличался
достоинствами, умом, тихим нравом. Его заключили в Переславле вместе с женою,
там, где сидел некогда злосчастный Князь Андрей Углицкий с детьми своими.
Казнь, изобретенная варварством, была участию сановника придворного Афанасия
Бутурлина, обвиненного в дерзких словах: ему отрезали язык пред темницею в
глазах народа. Чрез пять месяцев освободив Кубенского, Государь снова
возложил на него опалу, также на Князей Петра Шуйского, Горбатого, Димитрия Палецкого
и на своего любимца, Боярина Федора Воронцова; простил их из уважения к
ходатайству Митрополита, но не надолго. Разнесся слух, что Хан Крымский
готовится идти к нашим пределам: сын его, Иминь, за несколько месяцев пред
тем свободно грабил в уездах Одоевском и Белевском (где наши Воеводы только
спорили о старейшинстве, не двигаясь с места для отражения неприятеля). Сам
Иоанн, уже вступив в лета юноши, предводительствовал многочисленною ратию,
ездил водою на богомолье в Угрешский монастырь Св. Николая, прибыл к войску и
жил в Коломне около трех месяцев. Хан не явился. Воинский стан сделался
Двором, и злые честолюбцы занимались кознями. Однажды Государь, по своему
обыкновению выехав на звериную ловлю, был остановлен пятидесятью новогородскими
пищальниками, которые хотели принести ему какие-то жалобы: Иоанн не слушал и
велел своим дворянам разогнать их. Новогородцы противились: началась битва;
стреляли из ружей, секлись мечами, умертвили с обеих сторон человек десять.
Государь возвратился в стан и велел Ближнему Дьяку, Василию Захарову, узнать,
кто подучил Новогородцев к дерзости и мятежу? Захаров, может быть, по
согласию с Глинскими, донес ему, что Бояре Князь Иван Кубенский и Воронцовы,
Федор и Василий, суть тайные виновники мятежа. Сего было довольно: без
всякого дальнейшего исследования гневный Иоанн велел отрубить им головы, объявив,
что они заслужили казнь и прежними своими беззакониями во время Боярского
правления! Летописцы свидетельствуют их невинность, укоряя Федора Воронцова
единственно тем, что он желал исключительного первенства между Боярами и
досадовал, когда Государь без его ведома оказывал другим милости. Способствовав
падению Шуйских и быв врагом Кубенского, сей несчастный любимец положил
голову на одной с ним плахе!.. Так новые Вельможи, пестуны или советники Иоанновы,
приучали юношу-Монарха к ужасному легкомыслию в делах правосудия, к
жестокости и тиранству! Подобно Шуйским, они готовили себе гибель; подобно
им, не удерживали, но стремили Иоанна на пути к разврату и пеклись не о том,
чтобы сделать верховную власть благотворною, но чтобы утвердить ее в руках
собственных.
В отношении к иным Державам мы действовали с успехом и с честию.
Король Польский сдал правление сыну, Сигизмунду-Августу, который, известив о
том великого Князя, уверял Россию в своем миролюбии и в твердом намерении
исполнять заключенный с нею договор. - Обманы Царя и Вельмож Казанских вывели
Иоанна из терпения. Две рати, одна из Москвы, другая из Вятки, в один день и
час сошлися под стенами Казани, обратили в пепел окрестности и кабаки
Царские, убили множество людей близ города и на берегах Свияги, взяли знатных
пленников и благополучно возвратились. Сие внезапное нашествие Россиян
заставило думать Царя, что Казанские Вельможи тайно подвели их: он хотел
мстить; умертвил некоторых Князей, иных выгнал и произвел всеобщее
озлобление, коего следствием было то, что Казанцы, требуя войска от Иоанна,
желали выдать ему Сафа-Гирея с тридцатью Крымскими сановниками. Государь
обещал послать войско, но хотел, чтобы они прежде свергнули и заключили Царя.
Бунт действительно открылся: Сафа-Гирей бежал, и многие из Крымцев были
истерзаны народом. Сеит, Уланы, Князья, все чиновники Казанские, дав клятву
быть верными России, снова приняли к себе Царя Шиг-Алея, торжественно
возведенного на престол Князьями Димитрием Бельским и Палецким; веселились,
праздновали и снова изменили. Как бы в предчувствии неминуемого, скорого
конца державы их они сами не знали, чего хотели, волнуемые страстями и в
затмении ума; взяли Царя не для того, чтобы повиноваться, но чтобы его именем
управлять землею; держали как пленника, не дозволяли ему выезжать из города,
ни показываться народу; пировали во дворце и гремели оружием; пили из златых
сосудов Царских и брали оные себе; верных слуг Алеевых заключили в темницу,
даже умертвили некоторых и требовали, чтобы Царь в письмах к Иоанну хвалился
их усердием! Летописец сказывает, что Шиг-Алей предвидел свою участь и только
из повиновения к Великому Князю согласился ехать в Казань. Он терпел месяц в
безмолвии, имея доверенность к одному из знатнейших Князей, именем Чуре,
преданному России. Сей добрый Вельможа не мог усовестить Властителей
Казанских, тщетно грозив им пагубными следствиями безумного непостоянства:
раздражив Шиг-Алея и боясь мести Иоанновой, они вздумали опять призвать Сафа-Гирея,
который с толпами Ногайскими уже был на Каме. Князь Чура известил Алея о сем
заговоре, советовал ему бежать и приготовил суда. Настал какой-то праздник:
Вельможи и народ пили до ночи, заснули глубоким сном и не видали, как Царь
вышел из дворца и благополучно уехал Волгою в Россию; а Сафа-Гирей, в третий
раз сев на престоле Казанском, начал Царствовать ужасом: убил Князя Чуру и
многих знатных людей, окружил себя Крымцами, Ногаями и ненавидя своих
подданных, хотел только держать их в страхе. Семьдесят шесть Князей и Мурз,
братья Чурины, верные Алею, и самые неистовые злодеи его, обманутые Сафа-Гиреем,
искали убежища в Москве. Вслед за ними явились и послы горной Черемисы с
уверением, что их народ весь готов присоединиться к нашему войску, если оно
вступит в Казанские пределы. Тогда была зима; отложив полную месть до лета, но
желая удостовериться в благоприятном для нас расположении дикарей
Черемисских, Иоанн отрядил несколько полков к устью Свияги. Князь Александр
Горбатый предводительствовал ими и сражался единственно с зимними вьюгами,
нигде не находя сопротивления. Ему не велено было осаждать Казани: он
удовольствовался добычею и привел с собою в Москву сто воинов Черемисских,
которые служили нам залогом в верности их народа.
Между тем Великий Князь ездил по разным областям своей
державы, но единственно для того, чтобы видеть славные их монастыри и
забавляться звериною ловлею в диких лесах: не для наблюдения государственных,
не для защиты людей от притеснения корыстолюбивых Наместников. Так он был с
братьями Юрием Васильевичем и Владимиром Андреевичем в Владимире, Можайске,
Волоке, Ржеве, Твери, Новегороде, Пскове, где, окруженный сонмом Бояр и
чиновников, не видал печалей народа и в шуме забав не слыхал стенаний
бедности; скакал на борзых ишаках и оставлял за собою слезы, жалобы, новую
бедность: ибо сии путешествия Государевы, не принося ни малейшей пользы
Государству, стоили денег народу: Двор требовал угощения и даров. - Одним
словом, Россия еще не видала отца-Монарха на престоле, утешаясь только
надеждою, что лета и зрелый ум откроют Иоанну святое искусство Царствовать
для блага людей. Том 8 Глава 2 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИВАНА 4. ГОДЫ 1538-1547 (1)
Том 8 Глава 3 ППРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИВАНА 4. ГОДЫ 1546-1552 (1) |