ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИВАНА 4. ГОДЫ 1546-1552
Царское венчание Ивана 4. Брак Государев. Добродетели
Анастасии. Пороки Ивановы и худое правление. Пожары в Москве. Бунт черни.
Чудное исправление Иоанна. Сильвестр и Адашев. Речь Государева на лобном
месте. Перемена Двора и властей. Кротость правления. Судебник. Обуздание
местничества. Стоглав. Уставные грамоты. Избрание присяжных. Учреждения
церковные. Намерение просветить Россию. Воинские деяния. Поход на Казань.
Перемирие с Литвою. Дела Крымские. Смерть Царя Казанского. Поход на Казань.
Избрание места для новой крепости. Впадение Ногаев. Основание Свияжска.
Покорение Горной стороны. Ужас Казанцев. Мирные условия с ними. Сююнбека.
Новое воцарение Шиг-Алея. Освобождение пленников. Неверность Казанцев и
жестокость их Царя. Переговоры с Алеем. Царь оставляет Казань. Последняя
измена Казанцев.
Великому Князю исполнилось 17 лет от рождения. Он призвал
Митрополита и долго говорил с ним наедине. Митрополит вышел от него с лицом
веселым, отпел молебен в храме Успения, послал за Боярами - даже и за теми,
которые находились в опале, - и вместе с ними был у Государя. Еще народ
ничего не ведал; но Бояре, подобно Митрополиту, изъявляли радость. Любопытные
угадывали причину и с нетерпением ждали открытия счастливой тайны.
Прошло три дни. Велели собраться двору: Первосвятитель,
Бояре, все знатные сановники окружали Иоанна, который, помолчав, сказал
Митрополиту: "Уповая на милость Божию и на Святых заступников земли
Русской, имею намерение жениться: ты, отче, благословил меня. Первою моею
мыслию было искать невесты в иных Царствах; но, рассудив основательнее,
отлагаю сию мысль. Во младенчестве лишенный родителей и воспитанный в
сиротстве, могу не сойтися нравом с иноземкою: будет ли тогда супружество счастием?
Желаю найти невесту в России по воле Божией и твоему благословению".
Митрополит с умилением ответствовал: "Сам Бог внушил тебе намерение
столь вожделенное для твоих подданных! Благословляю оное именем Отца
Небесного". Бояре плакали от радости, как говорит летописец, и с новым
восторгом прославили мудрость Державного, когда Иоанн объявил им другое
намерение: "еще до своей женитьбы исполнить древний обряд предков его и
венчаться на Царство". Он велел Митрополиту и Боярам готовиться к сему
великому торжеству, как бы утверждающему печатию Веры святой союз между
Государем и народом. Оно было не новое для Московской Державы: Иоанн III
венчал своего внука на Царство, но советники Великого Князя - желая или дать
более важности сему обряду, или удалить от мыслей горестное воспоминание о
судьбе Димитрия Иоанновича - говорили единственно о древнейшем примере
Владимира Мономаха, на коего Митрополит Ефесский возложил венец, златую цепь
и бармы Константиновы. Писали и рассказывали, что Мономах, умирая, отдал
Царскую утварь шестому сыну своему, Георгию; велел только хранить ее как
зеницу ока и передавать из рода в род без употребления, доколе Бог не
умилостивится над бедною Россиею и не воздвигнет в ней истинного Самодержца,
достойного украситься знаками могущества. Сие предание вошло в летописи XVI
века, когда Россия действительно увидела Самодержца на троне и Греция,
издыхая в бедствии, отказала нам величие своих Царей.
Генваря 16[1547 г.], утром, Иоанн вышел в столовую
комнату, где находились все Бояре; а Воеводы, Князья и чиновники, богато
одетые, стояли в сенях. Духовник Государев, Благовещенский Протоиерей, взяв
из рук Иоанновых, на златом блюде, Животворящий Крест, венец и бармы, отнес
их (провождаемый Конюшим, Князем Михайлом Глинским, Казначеями и Дьяками) в
храм Успения. Скоро пошел туда и Великий Князь: перед ним Духовник с крестом
и святою водою, кропя людей на обеих сторонах; за ним Князь Юрий Василиевич,
Бояре, Князья и весь Двор. Вступив в церковь, Государь приложился к иконам:
священные лики возгласили ему многолетие; Митрополит благословил его. Служили
молебен. Посреди храма, на амвоне с двенадцатью ступенями, были изготовлены
два места, одетые златыми паволоками; в ногах лежали бархаты и камки: там
сели Государь и Митрополит. Пред амвоном стоял богато украшенный налой с Царскою
утварию: Архимандриты взяли и подали ее Макарию: он встал вместе с Иоанном и,
возлагая на него крест, бармы, венец, громогласно молился, чтобы Всевышний
оградил сего Христианского Давида силою Св. Духа, посадил на престол
добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных.
Обряд заключился возглашением нового многолетия Государю. Приняв поздравление
от Духовенства, Вельмож, граждан, Иоанн слушал Литургию, возвратился во
дворец, ступая с бархата на камку, с камки на бархат. Князь Юрий Василиевич
осыпал его в церковных дверях и на лестнице золотыми деньгами из мисы,
которую нес за ним Михайло Глинский. Как скоро Государь вышел из церкви,
народ, дотоле неподвижный, безмолвный, с шумом кинулся обдирать Царское
место, всякий хотел иметь лоскут паволоки на память великого дня для России.
Одним словом, сие торжественное венчание было повторением Димитриева,
с некоторою переменою в словах молитв и с тою разностию, что Иоанн III сам (а
не Митрополит) надел венец на главу юного Монарха. Современные Летописцы не
упоминают о скипетре, ни о миропомазании, ни о причащении, не сказывают
также, чтобы Макарий говорил Царю поучение: самое умное, красноречивое не
могло быть столь действительно и сильно, как искреннее, умилительное
воззвание к Богу Вседержителю, дающему и властителей народам и добродетель
властителям! С сего времени Российские Монархи начали уже не только в
сношениях с иными Державами, но и внутри Государства, во всех делах и
бумагах, именоваться Царями, сохраняя и титул Великих Князей, освященный древностию;
а книжники Московские объявили народу, что сим исполнилось пророчество
Апокалипсиса о шестом Царстве, которое есть Российское. Хотя титло не придает
естественного могущества, но действует на воображение людей, и библейское имя
Царя, напоминая Ассирийских, Египетских, Иудейских, наконец, Православных
Греческих Венценосцев, возвысило в глазах Россиян достоинство их Государей.
"Смирились, - говорят Летописцы, - враги наши, Цари неверные и Короли
нечестивые: Иоанн стал на первой степени державства между ими!" Достойно
примечания, что Константинопольский Патриарх Иоасаф, в знак своего усердия к
Венценосцу России, в 1561 году соборною грамотою утвердил его в сане Царском,
говоря в ней: "Не только предание людей достоверных, но и самые летописи
свидетельствуют, что нынешний Властитель Московский происходит от незабвенной
Царицы Анны, сестры Императора Багрянородного, и что Митрополит Ефесский,
уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал Российского
Великого Князя Владимира на Царство". Сия грамота подписана тридцатью
шестью Митрополитами и Епископами Греческими.
Между тем знатные сановники, Окольничие, Дьяки объезжали
Россию, чтобы видеть всех девиц благородных и представить лучших невест
Государю: он избрал из них юную Анастасию, дочь вдовы Захарьиной, которой
муж, Роман Юрьевич, был Окольничим, а свекор Боярином Иоанна III. Род их
происходил от Андрея Кобылы, выехавшего к нам из Пруссии в XIV веке. Но не
знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и
современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели,
для коих только находили они имя в языке Русском: целомудрие, смирение,
набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не
говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию
счастливой Царской невесты. Совершив обряд венчания [13 февраля] в храме
Богоматери, Митрополит сказал новобрачным: "Днесь таинством Церкви
соединены вы навеки, да вместе поклоняетесь Всевышнему и живете в добродетели;
а добродетель ваша есть правда и милость. Государь! люби и чти супругу; а ты,
христолюбивая Царица, повинуйся ему. Как святый крест Глава Церкви, так муж
глава жены. Исполняя усердно все заповеди Божественные, узрите благая
Иерусалима и мир во Израиле". Юные супруги явились глазам народа:
благословения гремели на стогнах Кремля. Двор и Москва праздновали несколько
дней. Царь сыпал милости на богатых: Царица питала нищих. Воспитанная без
отца в тишине уединения, Анастасия увидела себя как бы действием сверхъестественным
пренесенную на феатр мирского величия и славы; но не забылась, не изменилась
в душе с обстоятельствами и, все относя к Богу, поклонялась ему и в Царских
чертогах так же усердно, как в смиренном, печальном доме своей вдовы матери.
Прервав веселые пиры двора, Иоанн и супруга его ходили пешком зимою в
Троицкую Сергиеву Лавру и провели там первую неделю Великого Поста, ежедневно
моляся над гробом Св. Сергия.
Сия набожность Иоаннова, ни искренняя любовь к
добродетельной супруге, не могли укротить его пылкой, беспокойной души,
стремительной в движениях гнева, приученной к шумной праздности, к забавам
грубым, неблагочинным. Он любил показывать себя Царем, но не в делах мудрого
правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей; играл, так сказать,
милостями и опалами: умножая число любимцев, еще более умножал число
отверженных; своевольствовал, чтобы доказывать свою независимость, и еще
зависел от Вельмож, ибо не трудился в устроении Царства и не знал, что
Государь истинно независимый есть только Государь добродетельный. Никогда
Россия не управлялась хуже: Глинские, подобно Шуйским, делали что хотели
именем юноши-Государя; наслаждались почестями, богатством и равнодушно видели
неверность частных Властителей; требовали от них раболепства, а не справедливости.
Кто уклонялся пред Глинскими, тот мог смело давить пятою народ, и быть их
слугою значило быть господином в России. Наместники не знали страха - и горе
угнетенным, которые мимо Вельмож шли ко трону с жалобами! Так граждане
Псковские, последние из присоединенных к Самодержавию и смелейшие других
(весною в 1547 году), жаловались новому Царю на своего Наместника, Князя Турунтая-Пронского,
угодника Глинских. Иоанн был тогда в селе Островке: семьдесят челобитчиков
стояло перед ним с обвинениями и с уликами. Государь не выслушал: закипел
гневом; кричал, топал; лил на них горящее вино; палил им бороды и волосы;
велел их раздеть и положить на землю. Они ждали смерти. В сию минуту донесли
Иоанну о падении большого колокола в Москве: он ускакал в столицу и бедные
Псковитяне остались живы. - Честные Бояре с потупленным взором
безмолвствовали во дворце: шуты, скоморохи забавляли Царя, а льстецы славили
его мудрость. Добродетельная Анастасия молилась вместе с Россиею, и Бог
услышал их. Характеры сильные требуют сильного потрясения, чтобы свергнуть с
себя иго злых страстей и с живою ревностию устремиться на путь добродетели.
Для исправления Иоаннова надлежало сгореть Москве! Том 8 Глава 2 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИВАНА 4. ГОДЫ 1538-1547 (2)
|