[1446 г.] Василий, следуя обычаю отца и деда, поехал
молиться в Троицкую Обитель, славную добродетелями и мощами Св. Сергия, взяв
с собою двух сыновей с малым числом придворных. Заговорщики немедленно дали о
том весть Шемяке и Князю Можайскому, Иоанну, которые были в Рузе, имея в
готовности целый полк вооруженных людей. Февраля 12 ночью они пришли к
Кремлю, где царствовала глубокая тишина; никто не мыслил о неприятеле; все
спали; бодрствовали только изменники и без шума отворили им ворота. Князья
вступили в город, вломились во дворец, захватили мать, супругу, казну
Василиеву, многих верных Бояр, опустошив их домы; одним словом, взяли Москву.
В ту же самую ночь Шемяка послал Иоанна Можайского с воинами к Троицкой
Лавре.
Великий Князь, ничего не зная, слушал обедню у гроба Св.
Сергия. Вдруг вбегает в церковь один дворянин, именем Бунко, и сказывает о
происшедшем. Василий не верит. Сей дворянин служил прежде ему, а после
отъехал к Шемяке, и тем более казался вестником ненадежным. "Вы только
мутите нас, - ответствовал Василий: - я в мире с братьями", - и выгнал
Бунка из монастыря; но одумался и послал несколько человек занять гору на
Московской дороге. Передовые воины Иоанновы, увидев сих людей, известили о
том своего Князя: он велел закрыть 40 или 50 саней циновками и, спрятав под
ними ратников, отправил их к горе. Стражи Василиевы дремали, не веря слуху о
неприятеле, и спокойно глядели на мнимый обоз, который, тихо взъехав на гору,
остановился: циновки слетели с саней; явились воийы и схватили оплошную
стражу. Тогда - уверенные, что жертва в их руках - они сели на коней и
пустились во всю прыть к селу Клементьевскому. Уже Василий не мог сомневаться
в опасности, собственными глазами видя скачущих всадников: бежит на
конюшенный двор, требует лошадей и не находит ничего готового; все люди в
изумлении от ужаса; не знают, что говорят и делают. Уже всадники пред вратами
монастырскими. Великий Князь ищет убежища в церкви: пономарь, впустив его,
запирает двери. Чрез несколько минут монастырь наполнился людьми
вооруженными: сам Иоанн Можайский подъехал на коне к церкви и спрашивал, где
Великий Князь? Услышав его голос, Василий громко закричал: "Брат
любезный! помилуй! Не лишай меня Святого места: никогда не выйду отсюда:
здесь постригуся; здесь умру". Взяв с гроба Сергиева икону Богоматери,
он немедленно отпер южные ворота церковные, встретил Иоанна и сказал ему: "Брат
и друг мой! Животворящим Крестом и сею иконою, в сей церкви, над сим гробом
преподобного Сергия клялися мы в любви и верности взаимной, а что теперь
делается надо мною, не понимаю". Иоанн ответствовал: "Государь!
если захотим тебе зла, да будет и нам зло. Нет, желаем единственно добра
Христианству и поступаем так с намерением устрашить Махметовых слуг,
пришедших с тобою, чтобы они уменьшили твой окуп". Великий Князь
поставил икону на ее место, пал ниц пред ракою Св. Сергия и начал молиться
громогласно, с таким умилением, с таким жаром, что самые злодеи его не могли
от слез удержаться; а Князь Иоанн, кивнув головою пред образами, спешил выйти
из церкви и тихо сказал Боярину Шемякину, Никите: "Возьми его!"
Василий встал и спросил: "Где брат мой, Иоанн?" Ты пленник Великого
Князя, Димитрия Юрьевича, отвечал Никита, схватив его за руки. "Да будет
воля Божия!" - сказал Василий. Жестокий Вельможа посадил несчастного
Князя в голые сани вместе с каким-то Монахом и повез в столицу; а Московских
Бояр всех оковали цепями: других же слуг Великокняжеских ограбили и пустили
нагих.
На другой день привезли Василия в Москву прямо на двор к
Шемяке, который жил в ином доме; на четвертый день [16 Февраля], ночью,
ослепили Великого Князя, от имени Димитрия Юрьевича, Иоанна Можайского и
Бориса Тверского, которые велели ему сказать: "Для чего любишь Татар и
даешь им Русские города в кормление? Для чего серебром и золотом Христианским
осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил ты
брата нашего, Василия Косого?" - Вместе с супругою отправили Великого
Князя в Углич, а мать его Софию в Чухлому. Сыновья же Василиевы, Иоанн и
Юрий, под защитою своей невинности спаслися от гонителей: пестуны сокрыли их
в монастыре и ночью уехали с ними к Князю Ряполовскому, Ивану, в село
Боярово, недалеко от Юрьева. Сей Верный Князь с двумя братьями, Симеоном и
Димитрием, вооружился, собрал людей, сколько мог, и повез младенцев, надежду
России, в Муром, укрепленный и безопаснейший других городов.
Ужас господствовал в Великом Княжении. Оплакивали судьбу
Василия, гнушались Шемякою. Князь Боровский, Василий Ярославич, брат Великой
Княгини Марии, не хотел остаться в России после такого злодеяния, отъехал в
Литовскую землю, где Казимир дал ему в Удел Брянск, Гомель, Стародуб и
Мстиславль. Но Дворяне Московские, хотя и с печальным сердцем, присягнули
Димитрию Шемяке, все, кроме одного, именем Федора Басенка, торжественно
объявившего, что не будет служить варвару и хищнику. Димитрий велел оковать
его: Басенок ушел из темницы в Литву со многими единомышленниками к Василию
Ярославичу, который сделал его и Князя Симеона Ивановича Оболенского
начальниками в Брянске. Шемяка, приняв на себя имя Великого Князя, отдал
Суздаль презрительному сподвижнику своему, Иоанну Можайскому; но скоро взял у
него назад сию область и вследствие письменного договора уступил, вместе с
Нижним, с Городцом и даже с Вяткою, как законную наследственную
собственность, внукам Кирдяпиным, Василию и Феодору Юрьевичам; то есть
бессмысленно хотел уничтожить полезное дело Василия I, присоединившего
древнее Суздальское Княжение к Москве. В договорной грамоте Шемяка,
предоставив себе единственно честь старейшинства, соглашается, чтобы
Юрьевичи, подобно их прадеду Димитрию Константиновичу, тестю Донского,
господствовали независимо и сами управлялись с Ордою; обе стороны равно
обязываются не входить ни в какие особенные переговоры с несчастным слепцом
Василием; села и земли, купленные Московскими Боярами вокруг Суздаля,
Городца, Нижнего, долженствовали безденежно возвратиться к прежним владельцам,
и проч. Что заставило Шемяку быть столь благосклонным к двум изгнанникам,
которые, не хотев служить Василию Темному, скитались по России из места в
место? Он боялся народной ненависти и малодушно искал опоры в сих братьях, из
коих старший, служа Новугороду, отличился в битве с Немцами и славился
храбростию. Не имея ни совести, ни правил чести, ни благоразумной системы
Государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил
привязанность Москвитян к Василию и, в самых гражданских делах попирая ногами
справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих
беззаконий в народной пословице о суде Шемякине, доныне употребительной.
Он не умертвил великого Князя единственно для того, что не
имел дерзости Святополка I; лишив его зрения, оправдывался законом мести и
собственным примером Василия, который ослепил Шемякина брата. Но Москвитяне -
соглашаясь, что несчастие Василиево было явным попущением Божиим, - усердно
молили Небо избавить их от властителя недостойного; воспоминали добрые
качества слепца: его верность в правоверии, суд без лицеприятия, милость к
Князьям Удельным, к народу, к самому Шемяке. Лазутчики Димитрия в столице, на
площади, в домах Бояр и граждан видели печаль, слышали укоризны; даже многие
города не поддавались ему. В сих обстоятельствах надлежало Шемяке показать
смелую решительность: к счастию, злодеи не всегда имеют оную; устрашаются
крайности и не достигают цели. Он боялся младенцев Великокняжеских, хранимых
в Муроме Князьями Ряполовскими, верными Боярами и малочисленною воинскою
дружиною; но не хотел употребить насилия: призвал в Москву Рязанского
Епископа Иону и сказал ему: "Муж Святый! обещаю доставить тебе сан
Митрополита; но прошу твоей услуги. Иди в свою Епископию, в город Муром;
возьми детей Великого Князя на свою епитрахиль и привези ко мне: я готов на
всякую милость; выпущу отца их; дам им Удел богатый, да господствуют в оном и
живут в изобилии". Иона, не сомневаясь в его искренности, отправился в
Муром и ревностно старался успеть в Димитриевом поручении. Бояре колебались.
"Если не послушаем Святителя, - думали они, - то Димитрий силою возьмет
Муром и детей Великокняжеских: что будет с ними, с несчастным их родителем и
с нами?" Бояре требовали клятвы от Ионы и привели младенцев в храм Богоматери,
где Епископ, отпев молебен, торжественно принял их с церковной пелены на свою
епитрахиль, в удостоверение, что Димитрий не сделает им ни малейшего зла.
Князья Ряполовские и друзья их, успокоенные обрядом священным, сами поехали с
драгоценным залогом к Шемяке, бывшему тогда в Переславле. Сей лицемер плакал
будто бы от умиления: ласкал, целовал юных невинных племянников; угостил
обедом и дарами, а на третий день отправил с тем же Ионою к отцу в Углич.
Иона возвратился в Москву и занял дом Митрополитский; но Василий и семейство
его остались под стражею. Шемяка не исполнил обета.
Сие вероломство изумило Бояр: добрые Князья Ряполовские
были в отчаянии. "Не дадим веселиться злобе", - сказали они и
решились низвергнуть Димитрия. К ним пристали Князь Иван Стрига-Оболенский,
Вельможа Ощера и многие дети Боярские: условились с разных сторон идти к
Угличу; в один день и час явиться под его стенами, овладеть городом,
освободить Василия. Заговор не имел совершенного успеха; однако ж произвел
счастливое действие. Узнав намерение Ряполовских, тайно выехавших из Москвы,
Димитрий отправил Воеводу своего вдогон за ними; но сии мужественные витязи
разбили дружину Шемякину и видя, что умысел их открылся, поехали в Литву к
Василию Ярославичу Боровскому, чтобы вместе с ним взять меры в пользу
Великого Князя. Они проложили туда путь всем их многочисленным
единомышленникам; из столицы и других городов люди бежали в Малороссию,
проклиная Шемяку, который трепетал в Московском дворце, ежедневно получая
вести о всеобщем негодовании народа. Призвав Епископов, он советовался с ними
и с Князем Иоанном Можайским, освободить ли Василия? чего неотступно требовал
Иона, говоря ему: "Ты нарушил устав правды; ввел меня в грех, постыдил
мою старость. Бог накажет тебя, если не выпустишь Великого Князя с семейством
и не дашь им обещанного Удела. Можешь ли опасаться слепца и невинных
младенцев? Возьми клятву с Василия, а нас Епископов во свидетели, что он
никогда не будет врагом твоим". Шемяка долго размышлял; наконец
согласился. Должны ли вероломные надеяться на верность обманутых ими? Но
злодеи, освобождая себя от уз нравственности, мыслят, что не всем дана сила
попирать ногами святыню, и сами бывают жертвою легковерия. Димитрий хотел, по
тогдашнему выражению, связать душу Василиеву Крестом и Евангелием так, чтобы
не оставить ему на выбор ничего, кроме рабского смирения или Ада; приехал в
Углич со всем Двором, с Князьями, Боярами, Епископами, Архимандритами; велел
позвать Василия, обнял его дружески, винился, изъявлял раскаяние, требовал
прощения великодушного. "Нет! - ответствовал Великий Князь с сердечным
умилением: - я один во всем виновен; пострадал за грехи мои и беззакония;
излишно любил славу мира и преступал клятвы; гнал вас, моих братьев; губил
Христиан и мыслил еще изгубить многих; одним словом, заслуживал казнь
смертную. Но ты, Государь, явил милосердие надо мною и дал мне средство к
покаянию". Слова лились рекою вместе со слезами; вид, голос подтверждали
их искренность. Шемяка был совершенно доволен: все другие плакали, славя
Ангельское смирение души Василиевой. Может быть, Великий Князь действительно
говорил и чувствовал одно в порыве Христианской набожности, которая питается
уничижением земной гордости. Обряд крестного целования заключился
великолепною трапезою у Шемяки: Василий обедал у него с супругою и с детьми,
со всеми Вельможами и Епископами; принял богатые дары и Вологду в Удел;
пожелал Димитрию благополучно властвовать над Московским Государством и с
своими домашними отправился к берегам Кубенского озера.
Скоро увидел Шемяка свою ошибку. Василий, пробыв несколько
дней в Вологде как в печальной ссылке, поехал на богомолье в Белозерский
Кириллов монастырь, где умный Игумен Трифон, согласно с его желанием, объявил
ему, что клятва, данная им в Угличе, не есть законная, быв действием неволи и
страха. "Родитель оставил тебе в наследие Москву, - говорил Трифон: - да
будет грех клятвопреступления на мне и на моей братии! Иди с Богом и с
правдою на свою отчину; а мы за тебя, Государя, молим Бога". Игумен и
все Иеромонахи благословили Василия на Великое Княжение. Он успокоился в
совести. Ежедневно приходило к нему множество людей из разных городов, требуя
чести служить Верою и правдою истинному Государю России; в том числе
находились знатнейшие Бояре и дети Боярские. Василий уже не хотел ехать назад
в Вологду, но прибыл в Тверь, где Князь Борис Александрович, оставив прежнюю
злобу, вызвался помогать ему с условием, чтобы он женил сына своего,
семилетнего Иоанна, на его дочери, Марии. Торжественное обручение детей
утвердило союз между отцами, и Тверская дружина усилила Великокняжескую.
Василий решился идти к Москве.
С другой стороны спешили туда Князья Боровский,
Ряполовские, Иван Стрига-Оболенский, Федор Басенок, собрав войско в Литве. На
пути они нечаянно встретили Татар и готовились к битве с ними; но открылось,
что сии мнимые неприятели шли на помощь к Василию, предводимые Царевичами
Касимом и Ягупом, сыновьями Царя Улу-Махмета. "Мы из земли Черкасской и
друзья Великого Князя, - говорили Татары, - знаем, что сделали с ним братья
недостойные; помним любовь и хлеб его; желаем теперь доказать ему нашу
благодарность". Князья Российские дружески обнялися с Царевичами и пошли
вместе.
Шемяка, сведав о намерении Василия и желая не допустить
его до Москвы, расположился станом у Волока Ламского; но Великий Князь,
уверенный в доброхотстве ее граждан, тайно отправил к ним Боярина Плещеева с
малочисленною дружиною. Сей Боярин умел обойти рать Шемякину и ночью,
накануне Рождества, был уже под стенами Кремлевскими. В церквах звонили к
Заутрене; одна из Княгинь ехала в собор: для нее отворили Никольские ворота,
и дружина Великокняжеская, пользуясь сим случаем, вошла в город. Тут раздался
стук оружия: Наместник Шемякин убежал из церкви; Наместник Иоанна Можайского
попался в руки к Василиевым Воеводам, которые в полчаса овладели Кремлем.
Бояр неприятельских оковали цепями; а граждане с радостию вновь присягнули
Василию.
[1447 г.] Димитрий Шемяка услышал в одно время, что Москва
взята и что от Твери идет на него Великий Князь, а с другой стороны Василий
Ярославич Боровский с Татарами: не имея доверенности ни к своему войску, ни к
собственному мужеству, Димитрий и Можайский ушли в Галич, оттуда в Чухлому и
в Каргополь, взяв с собою мать Василиеву, Софию. Великий же Князь соединился
близ Углича с Василием Боровским и завоевал сей город, под коим убили одного
из храбрейших его Воевод, Литвина Юрия Драницу; в Ярославле нашел Царевичей,
Касима с Ягупом, и при восклицаниях усердного народа вступил в Москву, послав
Боярина Кутузова сказать Шемяке: "Брат Димитрий! какая тебе честь и
хвала держать в неволе мать мою, а свою тетку? Ищи другой славнейшей мести,
буде хочешь: я сижу на престоле Великокняжеском!" Димитрий советовался с
Боярами. Видя изнеможение своих людей, утомленных бегством - желая смягчить
Великого Князя и чувствуя в самом деле бесполезность сего залога - он велел
знатному Боярину своему, Михайлу Сабурову, проводить Великую Княгиню до
Москвы. Василий встретил мать в Троицкой Лавре; а Боярин Сабуров, им
обласканный, вступил к нему в службу.
Князья Шемяка и Можайский искали мира посредством Василия
Ярославича Боровского и Михаила Андреевича, брата Иоаннова; винились, давали
обеты верности. Шемяка отказывался от Звенигорода, Вятки, Углича, Ржева:
Иоанн от Козельска и разных волостей; тот и другой обязывался возвратить все
похищенное ими в Москве: казну, богатые кресты, иконы, имение Княгинь и
Вельмож, древние грамоты, ярлыки Ханские, требуя единственно, чтобы Василий
оставил их обоих мирно господствовать в Уделах наследственных и не призывал к
себе до избрания Митрополита, который один мог надежно ручаться за личную для
них безопасность в столице. Великий Князь простил Иоанна и дал ему Бежецкий
Верх, из уважения к его брату, Михаилу Андреевичу, и сестре Анастасии,
супруге Бориса Тверского; но еще не хотел примириться с Шемякою. Полки
Московские шли к Галичу. Наконец, убежденный ходатайством их общих
родственников, Василий простил и Шемяку, который обязался страшными клятвами
быть ему искренним другом, славить милость его до последнего издыхания и
никогда не мыслить о Великом Княжении. Крестная или клятвенная грамота
Димитриева, тогда написанная, заключалась сими словами: "Ежели преступлю
обеты свои, да лишуся милости Божией и молитвы Святых Угодников земли нашей,
Митрополитов Петра и Алексия, Леонтия Ростовского, Сергия, Кирилла и других;
не буди на мне благословения Епископов Русских", и проч. - Великий Князь
с торжеством возвратился из Костромы в Москву, отпраздновав мир и Пасху в
Ростове у Епископа Ефрема. Том 5 Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ВАСИЛИЕВИЧ ТЕМНЫЙ. ГОДЫ 1425-1462 (3)
Том 5 Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ВАСИЛИЕВИЧ ТЕМНЫЙ. ГОДЫ 1425-1462 (5) |