[1448 г.] Своим последним несчастием как бы примиренный с
судьбою и в слепоте оказывая более Государственной прозорливости, нежели
доселе, Василий начал утверждать власть свою и силу Московского Княжения.
Восстановив спокойствие внутри оного, он прежде всего дал Митрополита России,
коего мы восемь лет не имели от раздоров Константинопольского Духовенства и
от собственных наших смятений. Епископы Ефрем Ростовский, Аврамий
Суздальский, Варлаам Коломенский, Питирим Пермский съехались в Москву; а
Новогородский и Тверской прислали грамоты, изъявляя свое единомысле с ними.
Они, в угодность Государю, посвятили Иону в Митрополиты, ссылаясь будто бы,
как сказано в некоторых летописях, на данное ему (в 1437 году) Патриархом
благословение; но Иона в грамотах своих, написанных им тогда же ко всем
Епископам Литовской России, говорит, что он избран по уставу Апостолов
Российскими Святителями, и строго укоряет Греков Флорентийским Собором. По
крайней мере с того времени мы сделались уже совершенно независимы от
Константинополя по делам церковным: что служит к чести Василия. Духовная
опека Греков стоила нам весьма дорого. В течение пяти веков, от Св. Владимира
до Темного, находим только шесть Митрополитов-Россиян; кроме даров,
посылаемых Царям и Патриархам, иноземные Первосвятители, всегда готовые
оставить наше отечество, брали, как вероятно, меры на сей случай, копили
сокровища и заблаговременно пересылали их в Грецию. Они не могли иметь и
жаркого усердия к Государственным пользам России; не могли и столько уважать
ее Государей, как наши единоземцы. Сии истины очевидны; но страх коснуться
Веры и переменою в ее древних обычаях соблазнить народ не дозволял Великим
Князьям освободиться от уз духовной Греческой власти; несогласия же
Константинопольского Духовенства по случаю Флорентийского Собора представили
Василию удобность сделать то, чего многие из его предшественников хотели, но
опасались. - Избрание Митрополита было тогда важным Государственным делом: он
служил Великому Князю главным орудием в обуздании других Князей. Иона
старался подчинить себе и Литовские Епархии: доказывал тамошним Епископам,
что преемник Исидоров, Григорий, есть Латинский еретик и лжепастырь; однако ж
не достиг своей цели и возбудил только гнев Папы Пия II, который нескромною
Буллою (в 1458 году) объявил Иону злочестивым сыном, отступником, и проч.
[1449-1450 гг.] Вторым попечением Василия было утвердить
наследственное право юного сына: он назвал десятилетнего Иоанна соправителем
и Великим Князем, чтобы Россияне заблаговременно привыкли видеть в нем
будущего Государя: так именуется Иоанн в договорах сего времени, заключенных
с Новымгородом и с разными Князьями. Во время несчастия Василиева Новогородцы
признали Шемяку своим Князем и заставили его клятвенно утвердить все древние
права их: Василий, желая тогда отдохновения и мира, также дал им крестный
обет не нарушать сих прав, довольствоваться старинными Княжескими пошлинами и
не требовать народной, или черной дани. Знатнейшие сановники Новагорода
приезжали в Москву и написали договор, во всем подобный тем, какие они
заключали с Ярославом Ярославичем и другими Великими Князьями XIII века. -
Столь же снисходительно поступил Василий и со внуками Кирдяпы: оставил их
господствовать в Нижнем, в Городце, в Суздале, с условием, чтобы они
признавали его своим верховным повелителем, отдали ему Древние ярлыки Ханские
на сей Удел, не брали новых и вообще не имели сношений с Ордою. - Князь
Рязанский, Иоанн Феодорович, обязался грамотою не приставать ни к Литве, ни к
Татарам; быть везде заодно с Василием и судиться у него в случае раздоров с
Князем Пронским; а Великий Князь обещал уважать их независимость, возвратив
Иоанну многие древние места Рязанские по берегам Оки; Бориса же Тверского
называет в грамоте равным себе братом, уверяя, что ни он, Василий, ни сын его
не будет мыслить о присоединении Твери к Московским владениям, хотя бы Татары
и предложили ему взять оную. Из благодарности к верным своим друзьям и
сподвижникам, Василию Ярославичу Боровскому и Михаилу Андреевичу, брату
Иоанна Можайского, Великий Князь утвердил за первым Боровск, Серпухов, Лужу,
Хотунь, Радонеж, Перемышль, а за вторым Верею, Белоозеро, Вышегород, оставив
им обоим часть в Московских сборах и даже освободив некоторые области
Михаилова Удела на несколько лет от Ханской дани, то есть взял ее на себя.
Сии грамоты были все подписаны Митрополитом Ионою, который способствовал и
доброму согласию Василиеву с Казимиром. Посол Литовский, Гарман, был тогда в
Москве с письмами и с дарами; а Великий Князь посылал в Литву Дьяка своего,
Стефана. Иона, называясь отцем обоих Государей, уверял Казимира, что Василий
искренно хочет жить с ним в любви братской.
Новое вероломство Шемяки нарушило спокойствие Великого
Княжения. Еще в конце 1447 года Епископы Российские от имени всего
Духовенства писали к нему, что он не исполняет договора: не отдал увезенной
им Московской казны и драгоценной святыни; грабит Бояр, которые перешли от
него в службу к Василию; сманивает к себе людей Великокняжеских; тайно
сносится с Новымгородом, с Иоанном Можайским, с Вяткою, с Казанью. Над Синею,
или Ногайскою Ордою, рассеянною в степях между Бузулуком и Синим, или
Аральским морем, отчасти же между Черным и рекою Кубою, господствовал
Седи-Ахмет, коего Послы приезжали к Великому Князю: Шемяка не хотел
участвовать в издержках для их угощения, ни в дарах Ханских, ответствуя
Василию, что Седи-Ахмет не есть истинный Царь. "Ты ведаешь, - писали
Святители к Димитрию, - сколь трудился отец твой, чтобы присвоить себе
Великое Княжение, вопреки воле Божией и законам человеческим; лил кровь
Россиян, сел на престоле и должен был оставить его; выехал из Москвы только с
пятью слугами и сам звал Василия на Государство; снова похитил оное - и долго
ли пожил? Едва достиг желаемого, и се в могиле, осужденный людьми и Богом.
Что случилось и с братом твоим? В гордости и высокоумии он резал Христиан,
Иноков, Священников: благоденствует ли ныне? Вспомни и собственные дела свои.
Когда безбожный Царь Махмет стоял у Москвы, ты не хотел помогать Государю и
был виною Христианской гибели: сколько истреблено людей, сожжено храмов,
поругано девиц и Монахинь? Ты, ты будешь ответствовать Всевышнему. Напал
варвар Мамутек: Великий Князь сорок раз посылал к тебе, молил идти с ним на
врага; но тщетно! Пали верные воины в битве крепкой: им вечная память, а на
тебе кровь их! Господь избавил Василия от неволи: ослепленный властолюбием и
презирая святость крестных обетов, ты, второй Каин и Святополк в
братоубийстве, разбоем схватил, злодейски истерзал его: на добро ли себе и
людям? Долго ли господствовал? и в тишине ли? Не беспрестанно ли волнуемый,
пореваемый страхом, спешил из места в место, томимый в день заботами, в нощи
сновидениями и мечтами? Хотел большего, но изгубил свое меньшее. Великий
Князь снова на престоле и в новой славе: ибо данного Богом человек не
отнимает. Одно милосердие Василиево спасло тебя. Государь еще поверил клятве
твоей и паки видит измену. Пленяемый честию Великокняжеского имени, суетною,
если она не Богом дарована; или движимый златолюбием, или уловленный
прелестию женскою, ты дерзаешь быть вероломным, не исполняя клятвенных
условий мира: именуешь себя Великим Князем и требуешь войска от Новогородцев,
будто бы для изгнания Татар, призванных Василием и доселе им не отсылаемых.
Но ты виною сего: Татары немедленно будут высланы из России, когда истинно
докажешь свое миролюбие Государю. Он знает все твои происки. Тобою наущенный
Казанский Царевич Мамутек оковал цепями Посла Московского. Седи-Ахмета не
признаешь Царем; но разве не в сих же Улусах отец твой судился с Великим
Князем? Не те ли же Царевичи и Князья служат ныне Седи-Ахмету? Уже миновало
шесть месяцев за срок, а ты не возвратил ни святых крестов, ни икон, ни
сокровищ Великокняжеских. И так мы, служители олтарей, по своему долгу молим
тебя, господин Князь Димитрий, очистить совесть, удовлетворить всем праведным
требованиям Великого Князя, готового простить и жаловать тебя из уважения к
нашему ходатайству, если обратишься к раскаянию. Когда же в безумной гордости
посмеешься над клятвами, то не мы, но сам возложишь на себя тягость духовную:
будешь чужд Богу, Церкви, Вере и проклят навеки со всеми своими
единомышленниками и клевретами". - Сие послание не могло тронуть души,
ожесточенной злобою. Прошло два года без кровопролития, с одной стороны в
убеждениях миролюбия, с другой в тайных и явных кознях. Наконец Димитрий
решился воевать. Он хотел нечаянно взять Кострому; но Князь Стрига и
мужественный Феодор Басенок отразили приступ. Узнав о том, Василий собрал и
полки и Епископов, свидетелей клятвы Шемякиной, чтобы победить или устыдить
его. Сам Митрополит провождал войско к Галичу. Как усердный Пастырь душ, он
еще старался обезоружить врагов: успел в том, но ненадолго. Шемяка не
преставал коварствовать и замышлять мести. Тогда - видя, что один гроб может
примирить их - Василий уже хотел действовать решительно; призвал многих
Князей, Воевод из других городов, и составил ополчение сильное. Шемяка, думая
сперва уклониться от битвы, пошел к Вологде; но, вдруг переменив мысли,
расположился станом близ Галича: укреплял город, ободрял жителей и всего
более надеялся на свои пушки. Василий, лишенный зрения, не мог сам
начальствовать в битве: Князь Оболенский предводительствовал Московскими
полками и союзными Татарами. Оставив Государя за собою, под щитами верной
стражи, они стройно и бодро приближались к Галичу. Шемяка стоял на крутой
горе, за глубокими оврагами; приступ был труден. То и другое войско
готовилось к жестокому кровопролитию с равным мужеством: Москвитяне пылали
ревностию сокрушить врага ненавистного, гнусного злодеянием и вероломством: а
Шемяка обещал своим первенство в Великом Княжении со всеми богатствами
Московскими. Полки Василиевы имели превосходство в силах, Димитриевы выгоду
места. Князь Оболенский и Царевичи ожидали засады в дебрях; но Шемяка не
подумал о том, воображая, что Москвитяне выйдут из оврагов утомленные,
расстроенные и легко будут смяты его войском свежим: он стоял неподвижно и
смотрел, как неприятель от берегов озера шел медленно по тесным местам.
Наконец Москвитяне достигли горы и дружно устремились на ее высоту; задние
ряды их служили твердою опорою для передних, встреченных сильным ударом
полков Галицких. Схватка была ужасна: давно Россияне не губили друг друга с
таким остервенением. Сия битва особенно достопамятна, как последнее
кровопролитное действие Княжеских междоусобий... Москвитяне одолели:
истребили почти всю пехоту Шемякину и пленили его Бояр: сам Князь едва мог
спастися: он бежал в Новгород. Василий, услышав о победе, благодарил Небо с
радостными слезами; дал Галичанам мир и своих, Наместников; присоединил сей
Удел к Москве и возратился с веселием в столицу.
Новогородцы не усомнились принять Димитрия Шемяку,
величаясь достоинством покровителей знаменитого изгнанника и надеясь чрез то
иметь более средств к обузданию Василия в замыслах его самовластия; не хотели
помогать Димитрию, однако ж не мешали ему явно готовиться к неприятельским
действиям против Великого Князя и собирать воинов, с коими он чрез несколько
месяцев взял Устюг. Шемяка мыслил завоевать северный край Московских
владений, хотел приобрести любовь жителей и для того не касался собственности
частных людей, довольствуясь единственно их присягою; но те, которые не соглашались
изменить Великому Князю, были осуждены на смерть: бесчеловечный Шемяка
навязывал им камни на шею и топил сих добродетельных граждан в Сухоне. Не
теряя времени, он пошел к Вологде, чтобы открыть себе путь в Галицкую землю;
но не мог завладеть ни одним городом и возвратился в Устюг, где Великий
Князь: около двух лет оставлял его в покое.
В сие время Татары занимали Василия. Казань уже начала
быть опасною для Московских владений: в ней царствовал Мамутек, сын Махметов,
злодейски умертвив отца и брата. В 1446 году 700 Татар Мамутековой дружины
осаждали Устюг и взяли окуп с города мехами, но, возвращаясь, потонули в реке
Ветлуге. Отрок Великокняжеский, десятилетний Иоанн Васильевич, чрез два года
ходил с полками для отражения Казанцев от Муромских и Владимирских пределов.
Другие шайки хищников Ординских грабили близ Ельца и даже в Московской
области: Царевич Касим, верный друг Василиев, разбил их в окрестностях Похры
и Битюга. [1451 г.] Гораздо более страха и вреда претерпела наша столица от
Царевича Мазовши: отец его, Седи-Ахмет, Хан Синей, или Ногайской Орды,
требовал дани от Василия и хотел принудить его к тому оружием. Великий Князь
шел встретить Царевича в поле; но сведав, что Татары уже близко и весьма
многочисленны, возвратился в столицу, приказав Князю Звенигородскому не
пускать их через Оку. Сей малодушный Воевода, объятый страхом, бежал со всеми
полками и дал неприятелю путь свободный; а Василий, вверив защиту Москвы Ионе
Митрополиту, матери своей Софии, сыну Юрию и Боярам - супругу же с меньшими детьми
отпустив в Углич - рассудил за благо удалиться к берегам Волги, чтобы ждать
там городских Воевод с дружинами.
Скоро явились Татары, зажгли посады и начали приступ.
Время было сухое, жаркое; ветер нес густые облака дыма прямо на Кремль, где
воины, осыпаемые искрами, пылающими головнями, задыхались и не могли ничего
видеть, до самого того времени, как посады обратились в пепел, огонь угас и
воздух прояснился. Тогда Москвитяне сделали вылазку; бились с Татарами до
ночи и принудили их отступить. Несмотря на усталость, никто не мыслил
отдыхать в Кремле: ждали нового приступа; готовили на стенах пушки,
самострелы, пищали. Рассветало; восходит солнце, и Москвитяне не видят
неприятеля: все тихо и спокойно. Посылают лазутчиков к стану Мазовшину: и там
нет никого; стоят одни телеги, наполненные железными и медными вещами: поле
усеяно оружием и разбросанными товарами. Неприятель ушел ночью, взяв с собою
единственно легкие повозки, а все тяжелое оставив в добычу осажденным.
Татары, по сказанию Летописцев, услышав вдали необыкновенный шум, вообразили,
что Великий Князь идет на них с сильным войском, и без памяти устремились в
бегство. Сия весть радостно изумила Москвитян. Великая Княгиня София
отправила гонца к Василию, который уже перевозился за Волгу, близ устья Дубны.
Он спешил в столицу, прямо в храм Богоматери, к ее славной Владимирской
иконе; с умилением славил Небо и сию заступницу Москвы; облобызав гроб
чудотворца Петра и приняв благословение от Митрополита Ионы, нежно обнял
мать, сына, Бояр, велел вести себя на пепелище, утешал граждан, лишенных
крова; говорил им: "Бог наказал вас за мои грехи: не унывайте. Да
исчезнут следы опустошения! Новые жилища да явятся на месте пепла! Буду вашим
отцом; даю вам льготу; не пожалею казны для бедных". Народ, утешенный сожалением
и милостию Государя, почил (как сказано в летописи) от минувшего зла, и где
за день господствовал неописанный ужас, там представилось зрелище веселого
праздника. Василий обедал с своим семейством, Митрополитом, людьми
знатнейшими: граждане, не имея домов, угощали друг друга на стогнах и на
кучах обгорелого леса.
[1452 г.] Видя снова мир и тишину в Великом Княжении,
Василий не хотел долее терпеть Шемякина господства в Устюге: немало времени
готовился к походу; наконец выступил из Москвы: сам остановился в Галиче, а
сына своего, Иоанна, с Князьями Боровским, Оболенским, Феодором Басенком и с
Царевичем Ягупом (братом Касимовым) послал разными путями к берегам Сухоны.
Шемяка, по-видимому, не ожидал сего нападения: не дерзнул противиться,
оставил в Устюге Наместника и бежал далее в северные пределы Двины; но и там,
гонимый отрядами Великокняжескими, не нашел безопасности: бегал из места в
место и едва мог пробраться в Новгород: Воеводы Московские не щадили нигде
друзей сего Князя: лишали их имения, вольности и, посадив Наместников
Василиевых в области Устюжской, возвратились к Государю с добычею. Но еще
Шемяка был жив и в непримиримой злобе своей искал новых способов мести:
смерть его казалась нужною для Государственной безопасности: ему дали яду, от
коего он скоропостижно умер. Виновник дела, столь противного Вере и законам
нравственности, остался неизвестным. Новогородцы погребли Шемяку с честию в
монастыре Юрьевском. Подьячий, именем Беда, прискакал в Москву с вестию о
кончине сего жестокого Василиева недруга и был пожалован в Дьяки. Великий
Князь изъявил нескромную радость.
[1454 г.] Как бы ободренный смертию опасного злодея, он
начал действовать гораздо смелее и решительнее в пользу единовластия. Иоанн
Можайский не хотел вместе с ним идти на Татар: великий Князь объявил ему
войну и заставил его бежать со всем семейством в Литву, куда ушел из
Новагорода и сын Шемякин. Жители Можайска требовали милосердия. "Даю вам
мир вечный, - сказал Великий Князь, - отныне навсегда вы мои подданные".
Наместники Василиевы остались там управлять народом.
Новогородцы давали убежище неприятелям Темного, говоря,
что Святая София никогда не отвергала несчастных изгнанников. Кроме Шемяки,
они приняли к себе одного из Князей Суздальских, Василия Гребенку, не
хотевшего зависеть от Москвы. Великий Князь имел и другие причины к
неудовольствию: Новогородцы уклонялись от его суда, утаивали Княжеские
пошлины и называли приговоры Веча вышним законодательством, не слушаясь
Московских Наместников и следуя правилу, что уступчивость благоразумна
единственно в случае крайности. Сей случай представился. Они знали, что
Василий готовится к походу; слышали угрозы; получили наконец разметные
грамоты в знак объявления войны - и все еще думали быть непреклонными.
Великий Князь, провождаемый Двором, прибыл в Волок, куда, несмотря на
жестокую зиму, полки шли за полками, так, что в несколько дней составилась
рать сильная. Тут Новогородцы встревожились, и Посадник их явился с
челобитьем в Великокняжеском стане: Василий не хотел слушать. Князь Оболенский-Стрига
и славный Феодор Басенок, герой сего времени, были посланы к Русе, городу
торговому, богатому, где никто не ожидал нападения неприятельского:
Москвитяне взяли ее без кровопролития и нашли в ней столько богатства, что
сами удивились. Войску надлежало немедленно возвратиться к великому Князю:
оно шло с пленниками; за ним везли добычу. Воеводы остались назади, имея при
себе не более двухсот Боярских детей и ратников: вдруг показалось 5000 конных
Новогородцев, предводимых Князем Суздальским. Москвитяне дрогнули; но Стрига
и Феодор Басенок сказали дружине, что Великий Князь ждет победителей, а не
беглецов; что гнев его страшнее толпы изменников и малодушных; что надобно
умереть за правду и за Государя. Новогородцы хотели растоптать неприятеля:
глубокий снег и плетень остановили их. Видя, что они с головы до ног покрыты
железными доспехами, Воеводы Московские велели стрелять не по людям, а по
лошадям, которые начали беситься от ран и свергать всадников. Новогодцы
падали на землю; вооруженные длинными копьями, не умели владеть ими; передние
смешались: задние обратили тыл, и Москвитяне, убив несколько человек, привели
к Василию знатнейшего Новогородского Посадника, именем Михаила Тучу, взятого
ими в плен на месте сей битвы.
Известие о том привело Новгород в страх несказанный.
Ударили в Вечевой колокол; народ бежал на двор Ярославов; чиновники
советовались между собою, не зная, что делать; шум и вопль не умолкал с утра
до вечера. Граждан было много, но мало воинов смелых; не надеялись друг на
друга; редкие надеялись и на собственную храбрость: кричали, что не время
воинствовать и лучше вступить в переговоры. Отправили Архиепископа Евфимия,
трех Посадников, двух Тысячских и 5 выборных от людей Житых; велели им не
жалеть ласковых слов, ни самых денег в случае необходимости. Сие Посольство
имело желаемое действие. Архиепископ нашел Василия в Яжелбицах; обходил всех
Князей и Бояр, склоняя их быть миротворцами; молил самого Великого Князя не
губить народа легкомысленного, но полезного для России своим купечеством и
готового загладить впредь вину свою искреннею верностию. Обещания не могли
удовлетворить Василию: он требовал серебра и разных выгод. Новогородцы дали
Великому Князю 8500 рублей и договорною грамотою обязались платить ему
черную, или народную дань, виры, или судные пени; отменили так называемые
Вечевые грамоты, коими народ стеснял власть Княжескую; клялися не принимать к
себе Иоанна Можайского, ни сына Шемякина, ни матери, ни зятя его и никого из
лиходеев Василиевых; отступились от земель, купленных их согражданами в
областях Ростовской и Белозерской; обещали употреблять в Государственных
делах одну печать Великокняжескую, и проч.; а Василий в знак милости уступил
им Торжок. В сем мире участвовали и Псковитяне, которые, забыв долговременную
злобу Новогородцев, давали им тогда помощь и находились в раздоре с Василием.
Таким образом Великий Князь, смирив Новгород, предоставил сыну своему
довершить легкое покорение оного. Том 5 Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ВАСИЛИЕВИЧ ТЕМНЫЙ. ГОДЫ 1425-1462 (4)
Том 5 Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ВАСИЛИЕВИЧ ТЕМНЫЙ. ГОДЫ 1425-1462 (6) |