СОСТОЯНИЕ РОССИИ ОТ НАШЕСТВИЯ ТАТАР ДО ИВАНА третьего
Сравнение России с другими Державами. Следствие нашего
ига. Введение смертной казни и телесных наказаний. Благое действие Веры.
Изменение гражданского порядка. Начало Самодержавия. Медленные успехи
Единодержавия. Постепенная знаменитость Москвы. Зло имеет и добрые следствия.
Выгоды Духовенства: характер нашего. Мы не приняли обычаев Татарских.
Правосудие. Искусство ратное. Происхождение Козаков. Купечество. Изобретения.
Художества. Словесность. Пословицы. Песни. Язык.
Наконец мы видим пред собою цель долговременных усилий
Москвы: свержение ига, свободу отечества. Предложим читателю некоторые мысли
о тогдашнем состоянии России, следствии ее двувекового порабощения.
Было время, когда она, рожденная, возвеличенная
единовластием, не уступала в силе и в гражданском образовании первейшим
Европейским Державам, основанным на развалинах Западной Империи народами
Германскими; имея тот же характер, те же законы, обычаи, уставы
Государственные, сообщенные нам Варяжскими или Немецкими Князьями, явилась в
новой политической системе Европы с существенными правами на знаменитость и с
важною выгодою быть под влиянием Греции, единственной Державы, не испроверженной
варварами. Правление Ярослава Великого есть без сомнения сие счастливое для
России время: утвержденная и в Христианстве и в порядке государственном, она
имела наставников совести, училища, законы, торговлю, многочисленное войско,
флот, Единодержавие и свободу гражданскую. Что в начале XI века была Европа? Феатром
Поместного (Феодального) тиранства, слабости Венценосцев, дерзости Баронов,
рабства народного, суеверия, невежества. Ум Альфреда и Карла Великого блеснул
во мраке, но ненадолго; осталась их память: благодетельные учреждения и
замыслы исчезли вместе с ними.
Но разделение нашего отечества и междоусобные войны,
истощив его силы, задержали Россиян и в успехах гражданского образования: мы
стояли или двигались медленно, когда Европа стремилась к просвещению.
Крестовые походы сообщили ей сведения и художества Востока; оживили,
распространили ее торговлю. Селения и города откупались от утеснительной
власти Баронов; Государи по собственному движению давали гражданам права и
выгоды, благоприятные для общей пользы, для промышленности и для самых
нравов; лучшая Исправа (Полиция) земская начинала обуздывать силу, ограждать
безопасностию пути, жизнь и собственность. Обретение Иустинианова Кодекса в
Амальфи было счастливою эпохою для Европейского правосудия: понятия людей о
сем важном предмете гражданства сделались яснее, основательнее. Всеобщее
употребление языка Латинского доставляло способ и Духовным и мирянам черпать
мысли и познания в творениях древних, уцелевших в наводнение варварства. Одним
словом, с половины XI века состояние Европы явно переменилось в лучшее; а
Россия со времен Ярослава до самого Батыя орошалась кровию и слезами народа.
Порядок, спокойствие, столь нужные для успехов гражданского общества,
непрестанно нарушались мечем и пламенем Княжеских междоусобий, так что в XIII
веке мы уже отставали от Держав Западных в государственном образовании.
Нашествие Батыево испровергло Россию. Могла угаснуть и
последняя искра жизни; к счастию, не угасла: имя, бытие сохранилось; открылся
только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом
взоре: дальнейшее наблюдение открывает и в самом зле причину блага, и в самом
разрушении пользу целости.
Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас
Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более
в ней размножались, народ освобождался от рабства, города входили в тесную
связь между собою для взаимной защиты в утеснениях; изобретение компаса
распространило мореплавание и торговлю; ремесленники, художники, Ученые
ободрялись Правительствами; возникали Университеты для вышних наук; разум
приучался к созерцанию, к правильности мыслей; нравы смягчались; войны
утратили свою прежнюю свирепость; Дворянство уже стыдилось разбоев, и
благородные витязи славились милосердием к слабым, великодушием, честию;
обходительность, людскость, учтивость сделались известны и любимы. В сие же
время Россия, терзаемая Моголами, напрягала силы свои единственно для того,
чтобы не исчезнуть: нам было не до просвещения!
Если бы Моголы сделали у нас то же, что в Китае, в Индии
или что Турки в Греции; если бы, оставив степь и кочевание, переселились в
наши города: то могли бы существовать и доныне в виде Государства. К счастию,
суровый климат России удалил от них сию мысль. Ханы желали единственно быть
нашими господами издали, не вмешивались в дела гражданские, требовали только
серебра и повиновения от Князей. Но так называемые Послы Ординские и Баскаки,
представляя в России лицо Хана, делали, что хотели; самые купцы, самые бродяги
Могольские обходились с нами как с слугами презрительными. Что долженствовало
быть следствием? Нравственное уничижение людей. Забыв гордость народную, мы
выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая
Татар, более обманывали и друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров,
стали корыстолюбивее и бесчувственнее к обидам, к стыду, подверженные
наглостям иноплеменных тиранов. От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты
(период самый несчастнейший!) отечество наше походило более на темный лес,
нежели на Государство: сила казалась правом; кто мог, грабил; не только
чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; татьба сделалась
общею язвою собственности. Когда же сия ужасная тьма неустройства начала
проясняться, оцепенение миновало и закон, душа гражданских обществ, воспрянул
от мертвого сна: тогда надлежало прибегнуть к строгости, неизвестной древним
Россиянам. Нет сомнения, что жестокие судные казни означают ожесточение
сердец и бывают следствием частых злодеяний. Добросердечный Мономах говорил
детям: "Не убивайте виновного; жизнь Христианина священна"; не
менее добросердечный победитель Мамаев, Димитрий, уставил торжественную
смертную казнь, ибо не видал иного способа устрашать преступников. Легкие
денежные пени могли некогда удерживать наших предков от воровства; но в XIV
столетии уже вешали татей. Россиянин Ярославова века знал побои единственно в
драке: иго Татарское ввело телесные наказания; за первую кражу клеймили, за
вины государственные секли кнутом. Был ли действителен стыд гражданским там,
где человек с клеймом вора оставался в обществе? - Мы видели злодеяния и в
нашей древней Истории: но сии времена представляют нам черты гораздо
ужаснейшего свирепства в исступлениях Княжеской и народной злобы; чувство
угнетения, страх, ненависть, господствуя в душах, обыкновенно производят
мрачную суровость во нравах. Свойства народа изъясняются всегда
обстоятельствами; однако ж действие часто бывает долговременее причины: внуки
имеют некоторые добродетели и пороки своих дедов, хотя живут и в других
обстоятельствах. Может быть, самый нынешний характер Россиян еще являет
пятна, возложенные на него варварством Моголов.
Некоторые думали, что суеверие обезоруживало нас против
сих тиранов; что Россияне видели в них бич гнева Небесного и не дерзали
восстать на исполнителей Вышней мести, подобно как чернь доныне мыслит, что
нельзя обыкновенными средствами угасить пожара, производственного молниею.
История не доказывает того: Россияне неоднократно изъявляли самую
безрассудную дерзость в усилиях свергнуть иго; недоставало согласия и
твердости. Но заметим, что вместе с иными благородными чувствами ослабела в
нас тогда и храбрость, питаемая народным честолюбием. Прежде Князья действовали
мечем: в сие время низкими хитростями, жалобами в Орде. Древние Полководцы
наши, воспаляя мужествов в воинах, говорили им о стыде и славе: Герой Донской
битвы о венцах Мученических. Если мы в два столетия, ознаменованные духом
рабства, еще не лишились всей нравственности, любви к добродетели, к
отечеству: то прославим действие Веры; она удержала нас на степени людей и
граждан, не дала окаменеть сердцам, ни умолкнуть совести; в уничижении имени
русского мы возвышали себя именем Христиан и любили отечество как страну
Православия.
Внутренний государственный порядок изменился: все, что
имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезало. Князья,
смиренно пресмыкаясь в Орде, возвращались оттуда грозными Властелинами: ибо
повелевали именем Царя верховного. Совершилось при Моголах легко и тихо чего
не сделал ни Ярослав Великий, ни Андрей Боголюбский, ни Всеволод III в
Владимире и везде, кроме Новагорода и Пскова, умолк Вечевой колокол, глас вышнего
народного законодательства, столь часто мятежный, но любезный потомству
Славянороссов. Сие отличие и право городов древних уже не было достоянием
новых: ни Москвы, ни Твери, коих знаменитость возникла при Моголах. Только
однажды упоминается в летописях о Вече Московском как действии чрезвычайном,
когда столица, угрожаемая свирепым неприятелем, оставленная Государем, видела
себя в крайности без начальства. Города лишились права избирать Тысячских,
которые важностию и блеском своего народного сана возбуждали зависть не
только в княжеских чиновниках, но и в Князьях.
Происхождение наших бояр теряется в самой глубокой
древности: сие достоинство могло быть еще старее Княжеского, означая витязей
и граждан знатнейших, которые в Славянских республиках предводительствовали
войсками, судили и рядили землю. Хотя оно не было, кажется, никогда
наследственным, а только личным; хотя в России давалось после Государем: но
каждый из древних городов имел своих особенных Бояр, как знатнейших
чиновников народных, и самые Княжеские Бояре пользовались каким-то правом
независимости. Так, в договорных грамотах XIV и XV века обыкновенно
подтверждалась законная свобода Бояр переходить из службы одного Князя к
другому; недовольный в Чернигове, Боярин с своею многочисленною дружиною ехал
в Киев, в Галич, в Владимир, где находил новые поместья и знаки всеобщего
уважения. Одним словом, сии государственные сановники издревле казались
народу мужами верховными и, занимая везде первые места вокруг престолов,
составляли у нас некоторую Аристократию. Но когда южная Россия обратилась в
Литву; когда Москва начала усиливаться, присоединяя к себе города и земли;
когда число Владетельных Князей уменьшилось, а власть Государева сделалась
неограниченнее в отношении к народу: тогда и достоинство Боярское утратило
свою древнюю важность. Где Боярин Василия Темного, им оскорбленный, мог
искать иной службы в отечестве? Уже и слабая Тверь готовилась зависеть от
Москвы. - Власть народная также благоприятствовала силе Бояр, которые,
действуя чрез Князя на граждан, могли и чрез последних действовать на
первого: сия опора исчезла. Надлежало или повиноваться Государю, или быть
изменником, бунтовщиком: не оставалось средины и никакого законного способа
противиться Князю. - Одним словом, рождалось самодержавие.
Сия перемена, без сомнения неприятная для тогдашних
граждан и Бояр, оказалась величайшим благодеянием Судьбы для России. Удержав
некоторые обыкновения свободы, естественной только в малых областях, предки
наши не могли обуздывать ими воли Государя Единодержавного, каков был
Владимир Святой или Ярослав Великий, но пользовались оными во время
раздробления Государства, и борение двух властей, Княжеской с народною, еще
более ослабляло силу его. Если Рим спасался диктатором в случае великих
опасностей, то Россия, обширный труп после нашествия Батыева, могла ли оным
способом оживиться и воскреснуть в величии? Требовалось единой и тайной мысли
для намерения, единой руки для исполнения: ни шумные сонмы народные, ни
медленные думы Аристократии не произвели бы сего действия. Народ и в самом
уничижении ободряется и совершает великое, но служа только орудием, движимый,
одушевляемый силою Правителей. Власть Боярская производила у нас Боярские
смуты. Совет Вельмож иногда внушает мудрость Государю, но часто волнуется и страстями.
Бояре нередко питали междоусобие Князей Российских; нередко даже судились с
ними в Орде, обнося их пред Ханами. Самодержавие, искоренив сии
злоупотребления, устранило важные препятствия на пути России к независимости,
и таким образом возникало вместе с единодержавием до времен Иоанна III,
которому надлежало совершить то и другое.
История свидетельствует, что есть время для заблуждений и
для истины: сколько веков Россияне не могли живо увериться в том, что
соединение княжений необходимо для их государственного благоденствия?
Некоторые Венценосцы начинали сие дело, но слабо, без ревности, достойной
оного; а преемники их опять все разрушали. Даже и Москва, более Киева и
Владимира наученная опытами, как медленно и недружно двигалась к
государственной целости! Уставилось лучшее право наследственное; древние
Уделы возвращались к Великому Княжению: но оно, снова раздробляясь на части
между сыновьями, внуками, правнуками Иоанна Калиты, в истинном смысле все еще
не было единым Государством; даже судное право, пошлины, доходы Московские
принадлежали им совокупно. Так называемое братское старейшинство Великого
Князя состояло в том, что Удельные Владетели, имея свои особенные гражданские
уставы, законы, войска, монету, обязывались иметь с ним одну политическую
систему, давать ему войско и серебро для Ханов. Но сие обязательство было
условное: если он нарушал договор, всегда обоюдный; если утеснял их, то они
могли, возвратив крестные грамоты, законно искать управы мечем. Народ,
граждане, Бояре удельные знали только своего Князя, не присягали Государю
Московскому и в случае междоусобной войны лили кровь его подданных, не
заслуживая имени бунтовщиков. Так было еще и при Василии Темном. Однако ж
Великий Князь имел уже столько перевеса в силах, что мог легко сделаться
единовластным: все зависело от решительной волн и твердого характера; все
изготовилось к счастливой перемене: теперь означим или напомним читателю,
какими средствами?
Москва, будучи одним из беднейших Уделов Владимирских,
ступила первый шаг к знаменитости при Данииле, которому внук Невского, Иоанн
Димитриевич, отказал Переславль Залесский и который, победив Рязанского
Князя, отнял у него многие земли. Сын Даниилов, Георгий, зять Хана Узбека,
присоединил к своей области Коломну, завоевал Можайск и выходил себе в Орде
Великое Княжение Владимирское; а брат Георгиев, Иоанн Калита, погубив
Александра Тверского, сделался истинным Главою всех иных Князей, обязанный
тем не силе оружия, но единственно милости Узбековой, которую снискал он
умною лестию и богатыми дарами.
Предложим замечание любопытное: иго Татар обогатило казну
Великокняжескую исчислением людей, установлением поголовной дани и разными
налогами, дотоле неизвестными, собираемыми будто бы для Хана, но хитростию
Князей обращенными в их собственный доход: Баскаки, сперва тираны, а после
мздоимные друзья наших Владетелей, легко могли быть обманываемы в
затруднительных счетах. Народ жаловался, однако ж платил; страх всего
лишиться изыскивал новые способы приобретения, чтобы удовлетворять
корыстолюбию варваров. Таким образом мы понимаем удивительный избыток Иоанна
Данииловича, купившего не только множество сел в разных землях, но и целые
области, где малосильные Князья, подверженные наглости Моголов и теснимые его
собственным властолюбием, волею или неволею уступали ему свои наследственные
права, чтобы иметь в нем защитника для себя и народа. Сии так называемые
Окупные Князьки оставались между тем в своих проданных владениях, пользуясь
некоторыми доходами и выгодами. Углич, Белоозеро, Галич, Ростов, Ярославль
сделались снова городами Великокняжескими, как было при Всеволоде III.
Так возвеличил Москву Иоанн Калита, и внук его, Димитрий,
дерзнул на битву с Ханом... Сей Герой не приобрел почти ничего, кроме славы;
но слава умножает силы - и наследник Димитриев, ласкаемый, честимый в Орде,
возвратился оттуда с милостивым ярлыком, или с жалованною грамотою на
Суздаль, Городец, Нижний; восстановил таким образом древнее Суздальское
Великокняжение Боголюбского во всей полноте оного, и мирным присвоением
бывших Уделов Черниговских - Мурома, Торусы, Новосиля, Козельска, Перемышля -
распространил Московскую Державу, которая, с прибавлением Вятки, составляла
уже знатную часть древней единовластной России Ярослава Великого, будучи
сверх того усилена внутри твердейшим началом Самодержавия. Рюрик, Святослав,
Владимир брали земли мечем: Князья Московские поклонами в Орде - действие,
оскорбительное для нашей гордости, но спасительное для бытия и могущества
России! Ярослав обуздывал народ и Бояр своим величием: смиренные тиранством
Ханов, они уже не спорили о правах с Государем Московским, требуя от него
единственно покоя и безопасности со стороны Моголов; видели прежних
Владетельных Князей слугами Донского, Василия Димитриевича, Темного и менее
жалели о своей древней вольности.
История не терпит оптимизма и не должна в происшествиях
искать доказательств, что все делается к лучшему: ибо сие мудрование
несвойственно обыкновенному здравому смыслу человеческому, для коего она
пишется. Нашествие Батыево, куча пепла и трупов, неволя, рабство толь
долговременное составляют, конечно, одно из величайших бедствий, известных
нам по летописям Государств; однако ж и благотворные следствия оного
несомнительны. Лучше, если бы кто-нибудь из потомков Ярославовых отвратил сие
несчастие восстановлением единовластия в России и правилами Самодержавия, ей
свойственного, оградил ее внешнюю безопасность и внутреннюю тишину: но в два
века не случилось того. Могло пройти еще сто лет и более в Княжеских
междоусобиях: чем заключились бы оные? Вероятно, погибелию нашего отечества:
Литва, Польша, Венгрия, Швеция могли бы разделить оное; тогда мы утратили бы
и государственное бытие и Веру, которые спаслися Москвою; Москва же обязана
своим величием Ханам.
Одним из достопамятных следствий Татарского господства над
Россиею было еще возвышение нашего Духовенства, размножение Монахов и
церковных имений. Политика Ханов, утесняя народ и Князей, покровительствовала
Церковь и ее служителей; изъявляла особенное к ним благоволение; ласкала
Митрополитов и Епископов; снисходительно внимала их смиренным молениям и
часто, из уважения к Пастырям, прелагала гнев на милость к пастве. Мы видели,
как Св. Алексий Митрополит успокоивал отечество своим ходатайством в Орде.
Знатнейшие люди, отвращаемые от мира всеобщим государственным бедствием,
искали мира душевного в святых Обителях и, меняя одежду Княжескую, Боярскую
на мантию инока, способствовали тем знаменитости духовного сана, в коем даже
и Государи обыкновенно заключали жизнь. Ханы под смертною казнию запрещали
своим подданным грабить, тревожить монастыри, обогащаемые вкладами, имением
движимым и недвижимым. Всякий, готовясь умереть, что-нибудь отказывал церкви,
особенно во время язвы, которая столь долго опустошала Россию. Владения
церковные, свободные от налогов Ординских и Княжеских, благоденствовали:
сверх украшения храмов и продовольствия Епископов, Монахов, оставалось еще
немало доходов на покупку новых имуществ. Новогородские святители употребляли
Софийскую казну в пользу государственную ; но Митрополиты наши не следовали
сему достохвальному примеру. Народ жаловался на скудость: Иноки богатели. Они
занимались и торговлею, увольняемые от купеческих пошлин. - Кроме тогдашней
набожности, соединенной с высоким понятием о достоинстве Монашеской жизни,
одни мирские преимущества влекли людей толпами из сел и городов в тихие,
безопасные обители, где слава благочестия награждалась не только уважением,
но и достоянием; где гражданин укрывался от насилия и бедности, не сеял и
пожинал! Весьма немногие из нынешних монастырей Российских были основаны
прежде или после Татар: все другие остались памятником сего времени. Том 5 Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ВАСИЛИЕВИЧ ТЕМНЫЙ. ГОДЫ 1425-1462 (6)
|