Однако ж, несмотря на свою знаменитость и важность,
Духовенство наше не оказывало излишнего властолюбия, свойственного
Духовенству Западной Церкви, и, служа Великим Князьям в государственных делах
полезным орудием, не спорило с ними о мирской власти. В раздорах Княжеских
Митрополиты бывали посредниками, но избираемыми единственно с обоюдного
согласия, без всякого действительного права; ручались в истине и святости
обетов, но могли только убеждать совесть, не касаясь меча мирского, сей
обыкновенной угрозы Пап для ослушников их воли; отступая же иногда от правил
Христианской любви и кротости, действовали так в угодность Государям, от коих
они совершенно зависели, ими назначаемые и свергаемые. Одним словом, церковь
наша вообще не изменялась в своем главном, первобытном характере, смягчая
жестокие нравы, умеряя неистовые страсти, проповедуя и Христианские и
государственные добродетели. Милости Ханские не могли ни задобрить, ни усыпить
ее Пастырей: они в Батыево время благословляли Россиян на смерть
великодушную, при Димитрии Донском на битвы и победу. Когда Василий Темный
ушел из осажденной Москвы, старец Митрополит Иона взял на себя отстоять
Кремль или погибнуть с народом и наконец, будем верить летописям, в восторге
духа предвестил Василию близкую независимость России. - История подтверждает
истину, предлагаемую всеми Политиками-Философами и только для одних легких
умов сомнительную, что Вера есть особенная сила государственная. В западных
странах европейских духовная власть присвоила себе мирскую оттого, что имела
дело с народами полудикими - Готфами, Лонгобардами, Франками, - которые,
овладев ими и приняв Христианство, долго не умели согласить оного с своими
гражданскими законами, ни утвердить естественных границ между сими двумя
властями: а Греческая церковь воссияла в Державе благоустроенной, и
духовенство не могло столь легко захватить чуждых ему прав. К счастию, Святой
Владимир предпочел Константинополь Риму.
Таким образом, имев вредные следствия для нравственности
Россиян, но благоприятствовав власти Государей и выгодам Духовенства,
господство Моголов оставило ли какие иные следы в народных обычаях, в
гражданском законодательстве, в домашней жизни, в языке Россиян? Слабые обыкновенно
заимствуют от сильных. Князья, Бояре, купцы, ремесленники наши живали в
Улусах, а Вельможи и купцы Ординские в Москве и в других городах. Но Татары
были сперва идолопоклонники, после Магометане: мы называли их обычаи
погаными; и чем удобнее принимали Византийские, освященные для нас
Христианством, тем более гнушались Татарскими, соединяя их в нашем понятии с
ненавистным зловерием. К тому же, несмотря на унижение рабства, мы
чувствовали свое гражданское превосходство в отношении к народу кочующему.
Следствием было, что Россияне вышли из-под ига более с Европейским, нежели
Азиатским характером. Европа нас не узнавала: но для того, что она в сии 250
лет изменилась, а мы остались, как были. Ее путешественники XIII века не
находили даже никакого различия в одежде нашей и западных народов: то же без
сомнения могли бы сказать и в рассуждении других обычаев. Как в Италии,
Франции, Англии с падения Рима, так у нас с призвания Князей Варяжских все в
главных чертах сделалось Немецким, смешанным с остатками первобытных обычаев
Славянских: к чему после присоединилось занятое нами от Греков. Древний
характер славян являл в себе нечто Азиатское; являет и доныне: ибо они,
вероятно, после других Европейцев удалились от Востока, коренного отечества
народов. Не Татары выучили наших предков стеснять женскую свободу и
человечество в холопском состоянии, торговать людьми, брать законные взятки в
судах (что некоторые называют Азиатским обыкновением): мы все то видели у
Славян и Россиян гораздо прежде. В языке нашем довольно слов Восточных: но их
находим и в других Славянских наречиях; а некоторые особенные могли быть
заимствованы нами от Козаров, Печенегов, Ясов, Половцев, даже от Сарматов и
Скифов: напрасно считают оные Татарскими, коих едва ли отыщется 40 или 50 в
словаре Российском. Новые понятия, новые вещи требуют новых слов: что народ
гражданский мог узнать от кочующего?
Татары не вступались в наши судные дела гражданские. Во
всех Московских владениях Государь давал законы и судил чрез своих
наместников и Дворян: недовольные ими жаловались ему; ни в летописях, ни в
грамотах сего времени не упоминается о приказах. От наместника зависели
Дворские и сотники: первые судили холопей, вторые поселян; так было и в
Уделах. Тяжбы между подданными двух разных Княжений решились Боярами, с обеих
сторон избираемыми: в случае их несогласия назначался посредник, или
Третейский суд, коего решение уже всегда исполнялось. Правосудие тогдашнее не
имело, по-видимому, твердого основания и большею частию зависело от произвола
судящих. Русская Правда лишилась достоинства и силы общего народного
уложения, вместо коего давали судьям наказы, или грамоты Княжеские, весьма
краткие, неопределительные. Кроме Двинской судной грамоты Василия
Димитриевича мы имеем еще две пятого-надесять века: Псковскую и
Новогородскую. В обеих говорится о законных поединках в случае доноса
сомнительного. Такое странное обыкновение господствовало в целой Европе
несколько веков, заступив место искушений посредством огня и воды. В Русской
Правде нет еще ни слова о сих поединках; но в 1228 году они уже были в России
способом доказывать свою невинность пред судиями и назывались полем.
Искусство и сила казались действием суда Небесного: одолеть в бою значило
оправдаться. Тщетно Духовенство противилось столь несогласному с Христианскою
Верою уставу: Митрополит Фотий (в 1410 году) писал к Новогородскому
Архиепископу Иоанну, что поединщики не должны вкушать тела и крови Христовой;
что всякий, кто умертвит человека в бою, отлучается от Церкви на 18 лет и что
Иереи не могут отпевать убитых: но древний обычай был сильнее убеждений
Духовенства, церковной казни и рассудка. В грамоте Псковской определены
некоторые судные пени; например, за вырывание бороды надлежало платить 2
рубля. Далее назначаются разные денежные взыскания: например, за барана
хозяину 6 денег, за овцу десять, а судье три; объявляются недействительными
купля, продажа и мена, совершаемые в пьянстве; запрещается Княжеским людям
держать корчмы и продавать мед, а женщинам нанимать за себя судных
поединщиков, и проч. Сия грамота есть только отрывок или прибавление к иным
уставам; Новогородская же именно ссылается на другие, нам неизвестные
грамоты, и содержит в себе единственно особенные постановления, из коих
явствует, что Архиепископ в судах церковных руководствовался Номоканоном, а
Посадник и Наместники Великокняжеские старыми уставами Новогородскими; что
они брали пошлину с дел; что Тысячский имел свою особенную управу; что судьи
ездили по городам, обязанные решить всякое дело в определенный срок или
заплатить пеню; что вместе с судьями и Докладчиками заседали присяжные,
знаменитые граждане, Бояре и Житые люди; что дело предлагалось так называемым
Расскащиками, или Стряпчими, а записывалось Дьяком, или Секретарем, с
приложением их печатей; что мужья ответствовали в судах за жен, а за вдов
сыновья; что жены Боярские и людей Житых присягали дома; что холопи могли
свидетельствовать только на холопей, а Псковитяне никогда; что прежде
законного осуждения никто не мог быть лишаем свободы и всякому обвиняемому
давался срок; что истец и ответчик подвергались тяжкому взысканию, если
беззаконно обносили друг друга или судей; что уличенный в насильственном
владении платил пеню Великому Князю и Новугороду, Боярин 50 рублей, Житый
двадцать, а Младший гражданин десять: следственно, наказание умножалось по
мере знатности или богатства преступников. К суду Святительскому относились,
кроме церковных преступлений, все дела Иереев, Иноков, людей монастырских и
проч.; а буде они имели дело с мирянами, то Наместники и судьи Епископские
решили оное вместе с Княжескими или городскими чиновниками. В Новегороде
Святительские денежные пени были гораздо тягостнее иных; например, от судного
рубля получал Владыка, Наместник или Ключник его за печать гривну, а
Посадник, Тысячские и судьи их только семь денег. Так ли было и в других
Княжениях Российских, мы не знаем; но видим, что Духовенство наше везде
старалось умножать свои права судебные, доказывая их древность мнимыми
церковными уставами Св. Владимира и Ярослава Великого. Последним решителем в
судах церковных был Митрополит: Новогородцы в 1385 году отняли у него сие
доходное право, уставив, чтобы Архиепископ и главные их чиновники вершили все
дела независимо или без отчета.
Вообще с XI века мы не подвинулись вперед в гражданском
законодательстве; но, кажется, отступили назад к первобытному невежеству
народов в сей важной части государственного благоустройства: чему виною были
замешательства и непостоянство в правлении внутреннем. Князья, не уверенные в
твердости своих престолов, судя народ по необходимости и для собственного
прибытка, старались уменьшать для себя затруднения: совесть, присяга, здравый
ум естественный казались самым простейшим способом решить тяжбы, согласно с
древними обыкновениями и без всяких письменных, общих правил. Законодатель определял
единственно род наказаний и денежные пени для главных преступлений:
смертоубийства, воровства и проч. Суд духовный, основанный на Кормчей Книге
или Номоканоне, был не лучше гражданского: ибо сии законы Греческие во многом
не шли к России и долженствовали часто уступать место произволу судей. В
таком состоянии находилось правосудие и в других землях Европейских около
десятого века; но в пятом-надесять, имея училища законоведения и Римское
Право, Европа в сем отношении и уже далеко нас опередила.
Не менее отстали мы и в искусстве ратном: Крестовые
походы, дух Рыцарства, долговременные войны и наконец образование строевых,
всегдашних войск произвели великие успехи оного во Франции и в других землях;
а мы, кроме пороха, в течение сих веков не узнали и не приобрели ничего
нового. Состав нашей рати мало изменился. Все главные чиновники
государственные: Бояре Старшие, Большие, Путные (или поместные, коим давались
земли, доходы казенные, путевые и другие), Окольничие или ближние к Государю
люди, и Дворяне были истинным сердцем, лучшею, благороднейшею частию войска,
и собственно именовались Двором Великокняжеским. Вторый многочисленный род
записных людей воинских называли Детьми Боярскими: в них узнаем прежних
Боярских Отроков; а Княжеские обратились в Дворян. Всякий древний областной
город, имея своих Бояр, имел и Детей Боярских, которые составляли воинскую
дружину первых. Купцы и граждане без крайности не вооружались, а земледельцы
никогда. Герой Донской умел вывести в поле 150000 ратников; но для сего требовалось
усилий необыкновенных. Часто войско не успевало собраться, когда неприятель
уже стоял под Москвою. Древние обычаи не скоро уступают место лучшим. Чтобы
иметь всегда полки готовые и не распускать их, надлежало бы определить им
жалование: Государи наши скупились или не могли сделать того без отягощения
подданных налогами.
Иностранные писатели говорят, что Россияне сего времени
сражались подобно Моголам: "не стоя на месте, а на скаку действуя
стрелами и копьями, то нападая, то вдруг отступая". Но летописи наши
доказывают противное: хотя главное и лучшее войско состояло всегда из
конницы, однако ж мы имели и пехоту: становились в ряды сомкнутые; отделяли
часть войска вперед, чтобы открыть или удерживать неприятеля, а другую
скрывали в засаде; одни полки начинали битву, другие ждали времени и случая
ударить на врага; в средине находились так называемые большие или Княжеские
знамена под защитою Дворян. Мы умели пользоваться местом; располагались
станом за оврагами и дебрями. Полководцы наши изъявляли иногда смелую
решительность великого ума воинского, как Герой Донской, быстрым движением
предупредив соединение Мамая с Ягайлом. Куликовская битва достопамятна не
только храбростию, но и самым искусством. Александр Невский также показал
оное в сражении со Шведами и с Ливонскими Меченосцами. Летописцы отменно
славят ратный ум Димитрия Волынского, победителя Болгаров, Олегова и Мамаева:
чем в государствование Темного отличались Князь Василий Оболенский и
Московский Дворянин Феодор Басенок. Однако ж Россияне XIV и XV века вообще не
могли равняться с предками своими в опытности воинской, когда частые битвы с
неприятелями внешними и междоусобные не давали засыхать крови на их мечах и
когда они, так сказать, жили на поле сражения. Кровь лилася и во время ига
Ханского, но редко в битвах: видим много убийств, но гораздо менее ратных
подвигов.
Заметим, что летописи времен Василия Темного в 1444 году
упоминают о Козаках Рязанских, особенном легком войске, славном в новейшие
времена. Итак, Козаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно
по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева
нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах
Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки
и Берендеи назывались Черкасами: Козаки - также. Вспомним Касогов, обитавших,
по нашим летописям, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну
Казахию, полагаемую Императором Константином Багрянородным в сих же местах;
прибавим, что Оссетинцы и ныне именуют Черкесов Касахами: столько
обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, назывались
Черкасами, назывались и Козаками; что некоторые из них, не хотев покориться
ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных
скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян,
бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один
народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с
десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более
и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки
образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали
строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть
защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали
особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские
вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван
их именем. Они разделились на сотни и полки, коих Глава, или Гетман, в знак
уважения получил от Государя Польского, Стефана Батори, знамя Королевское,
бунчук, булаву и печать. Сии-то природные воины, усердные к свободе и к Вере
Греческой, долженствовали в половине XVII века избавить Малороссию от власти
иноплеменников и возвратить нашему отечеству древнее достояние оного. -
Собственно, так называемые Козаки Запорожские были частию Малороссийских:
Сеча их, или земляная крепость ниже Днепровских порогов, служила сперва
сборным местом, а после сделалась жилищем холостых Козаков, не имевших
никакого промысла, кроме войны и грабежа. - Вероятно, что пример Украинских
Козаков, всегда вооруженных и готовых встретить неприятеля, дал мысль и
северным городам нашим составить подобное земское войско. Область Рязанская,
наиболее подверженная нападению Ординских хищников, имела и более нужды в
таких защитниках. Люди молодые, бездомовные записывались в Козаки,
побуждаемые к тому или некоторыми особенными, гражданскими выгодами - может
быть, освобождением от всяких податей, - или прелестию добычи воинской. В
истории следующих времен увидим Козаков Ордынских, Азовских, Ногайских и
других: сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов, но не
разбойников, как некоторые утверждают, ссылаясь на лексикон Турецкий: оно без
сомнения не бранное, когда витязи мужественные, умирая за вольность,
отечество и Веру добровольно так назвалися. Том 5 Глава 4 СОСТОЯНИЕ РОССИИ ОТ НАШЕСТВИЯ ТАТАР ДО ИВАНА третьего (1)
|