ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ 2 [ГЕОРГИЕВИЧ]. Г. 1174-1176
Вече во Владимире. Добродушие Михаила. Гордость
Ростовцев. Корыстолюбие
Бояр. Торжество Михаила. Кончина и свойства сего Князя.
Междоусобие в южной
России.
Скоро по кончине Великого Князя съехались Ростовцы,
Суздальцы,
Переяславцы и все люди воинские в город Владимир на
Вече, следуя примеру
Новогородцев, Киевлян и других Российских знаменитых
граждан, которые, по
словам Летописцев, издревле обыкли решить дела
государственные в собраниях
народных и давали законы жителям городов уездных.
"Всем известно, каким
образом мы лишились Князя, - говорили Бояре на Вече: - он
не оставил детей
кроме сына, княжащего в Новегороде. Братья Андреевы в
южной России. Кого же
изберем в Государи? Кто защитит нас от соседственных
Князей, Рязанского и
Муромского, да не будем жертвою их коварства или силы?
Обратимся к зятю
Ростислава Георгиевича, Глебу Рязанскому; скажем ему:
Бог взял нашего Князя: зовем шурьев твоих на престол
Андреев; отец их
жил с нами и пользовался любовию народною". Сия
мысль была внушена Боярам
Послами Рязанскими: граждане одобрили оную;
утвердили выбор крестным
целованием и, согласясь с Глебом, отправили посольство
в Чернигов, где
находились тогда, Ярополк и Мстислав Ростиславичи,
племянники Андреевы.
Обрадованные честию такого избрания, но желая быть
великодушными, сии два
Князя предложили дядям своим, Михаилу и
Всеволоду Георгиевичам,
господствовать вместе с ними; признали Михаила старшим,
уверили друг друга
клятвою в искренности союза и целовали крест из рук
Епископа Черниговского.
Обряд бесполезный! Ярополк по совету Ростовцев, недовольных
прибытием
Михаила, оставив его в Москве, тайно уехал в Переяславль
Залесский, собрал
Бояр, воинов и взял с них клятву верности. Ростовцы
призвали туда и 1150
Владимирцев; но сограждане сих последних, которые
оставались дома, отворили
ворота Михаилу и с радостию назвали его Князем своим,
помня, что Георгий
Долгорукий хотел отдать Суздальское Княжение ему и
Всеволоду. Началось
междоусобие. Ярополк осадил Владимир; союзники его,
Муромцы, Рязанцы, жгли
села в окрестностях. Семь недель граждане крепко
стояли за Михаила и
мужественно оборонялись; наконец, изнуренные голодом,
объявили Князю, чтобы
он дал им мир или сам удалился. Храбрый, добродушный
Михаил не думал укорять
их. "Вы правы, - сказал он им: - могу ли желать
вашей погибели?" - и
немедленно выехал. Граждане, проводив сего достойного
Князя с искренними
слезами, вступили в переговоры с Ярополком и Мстиславом;
уверяли их в своей
покорности, но боялись злобы Ростовцев, которые, завидуя
новой знаменитости
Владимира, желали его унизить.
Города считались тогда между собою в летах, как
роды дворянские в
поколениях: Ростовцы славились древностию; именовали
Владимир пригородом,
его жителей своими каменщиками, слугами, недостойными
иметь Князя, и хотели
дать им Посадника.
Владимирцы, напротив того, утверждали, что их
город, основанный
Владимиром Великим, имеет право на знаменитость. Обнадеженные
Ярополком и
братом его в справедливой защите, они встретили их со
крестами и ввели
торжественно в храм Богоматери, где Ярополк был
объявлен Князем
Владимирским, а Мстислав Ростовским и Суздальским. Народ
успокоился, однако
ж ненадолго.
Мстислав и Ярополк, неопытные в деле государственного
правления, скоро
утратили любовь народную. Отроки, пришедшие с ними
из южной России,
сделались Посадниками, отягощали граждан судебными
налогами; думали о
корысти гораздо более, нежели о расправе. Князья зависели
от Бояр и во всем
исполняли их волю; а Бояре, наживаясь сами,
советовали и Князьям
обогащаться. Ярополк отнял у Соборной церкви волости и
доходы, данные ей
Андреем; в самый первый день княжения своего взяв ключи
от сего богатого
храма, присвоил себе казну оного, серебро, золото и дерзнул
наконец самую
победоносную вышегородскую икону Марии отдать зятю, Глебу
Рязанскому. Общее
негодование обнаружилось. "Мы не рабы (говорили Владимирцы)
и приняли Князей
добровольно; они же грабят нас как иноплеменных, опустошая
не только домы,
но и святые храмы. И так промышляйте, братья!" Слово
важное: оно значило,
что надобно Князей унять или сбыть с рук.
[1175 г.] Видя же, что все Бояре держат сторону
слабых Государей -
видя, что Ростовцы и Суздальцы нечувствительны к
народным обидам или
терпеливы до излишества, - граждане Владимирские тайно
призвали Михаила из
Чернигова. "Ты внук Мономахов и старший из Князей его
рода, - говорили ему
Послы: - иди на престол Боголюбского; а ежели Ростов и
Суздаль не захотят
тебя, мы на все готовы, и с Божиею помощию никому не
уступит". Михаил с
братом Всеволодом и сыном Князя Черниговского был уже в
Москве, где ожидали
их усердные Владимирцы и сын Андрея Боголюбского
(скоро по смерти отца
принужденный выехать из Новагорода): тогда Ярополк
сведал о грозящей ему
опасности; хотел встретить Георгиевичей, но разошелся с
ними в дремучих
лесах и написал к брату, Мстиславу Суздальскому: "Михалко
болен; его несут
на носилках: спеши отразить малочисленных неприятелей от
Владимира, я пленю
их задний отряд". Михаил, будучи действительно весьма
нездоров, приближался
к Владимиру, когда полк Суздальский, выступив из-за горы в
блестящих латах и
распустив знамя, с воплем устремился на его дружину. Устроенная
Михаилом,
она изготовилась к сражению; стрелки с обеих сторон
начали битву; но
Суздальцы - изумленные стройным ополчением неприятелей -
вдруг обратили тыл,
бросив хоругвь Княжескую. Летописцы говорят, что ни те, ни
другие воины не
отличались никаким особенным знаком и что сие
обстоятельство спасло многих
Суздальцев: ибо победители не могли распознавать своих и
неприятелей. Михаил
[15 июня 1175 г.] с торжеством въехал в город
Владимир: пред ним вели
пленников. Духовенство и все жители встретили его с
живейшею радостию.
Ярополк ушел к зятю своему в Рязань, а Мстислав в
Новгород (где княжил
юный сын его, Святослав, после Георгия Андреевича); но
мать и жены их
остались пленницами в Владимире.
Скоро Послы от Суздаля и Ростова явились во дворце Михаиловом
и сказали
именем всех граждан: "Государь! Мы твои душою и
сердцем. Одни Бояре,
преданные Мстиславу, были тебе врагами. Повелевай
нами как отец
добродушный!" Таким образом Михаил наследовал
Великое Княжение Андреево;
объехал разные области; везде учредил порядок; везде
пекся о народном
спокойствии. Осыпанный дарами Суздальцев и Ростовцев,
награжденный за свой
труд благословениями довольных граждан, он возвратился в
Владимир, оставив
Всеволода княжить в Переяславле Залесском.
Народ требовал мести: Глеб Рязанский пользовался слабостию
шурьев,
обирал их, обогатился драгоценностями и святынею храмов
Владимирских. Михаил
шел наказать его: но Глеб, не дерзая оправдываться,
требовал милосердия;
прислал Вышегородскую икону Богоматери, все
драгоценности, даже книги, им
похищенные, и тем обезоружил Великого Князя. Народ, с
восхищением встретив
образ Марии, снова поставил его в Соборной церкви
Владимирской: Михаил
возвратил ей поместья, оброки и десятину.
Торжество Владимирцев было совершенно: город
их сделался опять
столичным; и Князь, ими призванный, заслуживая
любовь общую, казался
любимцем Неба, ибо счастие ему благоприятствовало.
Они хвалились своим
выбором и говорили, что Бог, унизив гордость древнего
Ростова, прославил
новый Владимир, ознаменовав его жителей мудростию в
совете и мужеством в
деле; что они, вопреки Боярам, даже вопреки
народу Суздальскому и
Ростовскому, единственно в надежде на свою правду,
дерзнули изгнать злых
Князей и выбрать Михаила, благотворителя земли Русской.
К несчастию, сей
Государь властвовал только один год и скончался [20 июня
1170 г.], оставив в
летописях память своей храбрости и добродетели. Жив
в веке суровом,
мятежном, он не запятнал себя ни жестокостию, ни
вероломством и любил
спокойствие народа более власти. Новейшие Летописцы
уверяют, что Михаил
казнил многих убийц Андреевых; но современные не говорят
о том. Некогда
изгнанный Боголюбским, он мог еще питать в сердце
своем неприятное
воспоминание сей обиды; и тем более достоин хвалы,
ежели действительно
наказал злодеев.
Михаил, занимаясь единственно благом Суздальского
или Владимирского
Княжения, не хотел или не имел времени думать о
России южной, где
господствовало междоусобие.
Олег Северский, зять и союзник Ростиславичей,
вместе с ними воевал
область Черниговскую, осаждал Стародуб и, сам
осажденный Святославом в
Новегороде Северском, должен был молить о мире. Киев более
и более унижался.
Видя нечаянное прибытие Романа Смоленского и
догадываясь, что братья
намерены возвести его на Киевский престол, слабый
Ярослав Изяславич не
захотел подвергнуть себя стыду изгнания и добровольно
уехал в Луцк. Роман
также не мог утвердиться на сем престоле, от зависти и
козней Святослава.
Имея тайные сношения с Киевлянами и с Черными Клобуками,
волнуя умы лестию,
злословием и скоро обрадованный несчастною битвою
сыновей Романовых с
Половцами, в коей легло на месте множество лучших
воинов, Святослав начал
торжественно жаловаться на Давида. "Я ничего не
требую кроме справедливости,
- говорил он Роману: - Брат твой, помогая Олегу, жег
города мои. Согласно с
древним уставом Боярин в вине ответствует головою, а Князь
уделом. Изгони же
беспокойного Давида из областей Днепровских". Не
получив удовлетворения,
Святослав прибегнул к оружию и к изменникам. Зять
его, сын Владимира
Мстиславича, внука Мономахова, именем Мстислав, жил в Триполе
с Ярополком
Романовичем и предал сей город тестю. Узнав еще измену
Берендеев, Роман
удалился в крепкий Белгород и ждал братьев. Хотя Князь
Черниговский, более
властолюбивый, нежели храбрый, заняв Киев, малодушно
бежал от них и
перетопил часть своего войска в Днепре; однако ж Ростиславичи,
сведав о
впадении Половцев, призванных Святославом, добровольно
уступили ему древнюю
столицу, уже незавидную. "Господствуй в ней, -
сказали они, - но с согласия
нашего: не насилием и не обманом; мы не хотим тешить
иноплеменных варваров
междоусобием".
Роман возвратился в Смоленск. Том 3 Глава 1 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ. Г. 1169-1174 (2)
|