ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕВОЛОД. Г. 1078-1093
Междоусобия. Олег в Родосе. Подвиги Мономаха.
Убиение Ярополка.
Нападение Болгаров на Муром. Засуха и мир.
Землетрясение. Видения. Набеги
Половцев. Слабость Великого Князя. Кончина его. Дочь
Всеволода за Генриком
IV. Митрополит Иоанн. Его сочинение. Крестильницы.
Праздник 9 Маия. Сношения
с Римом.
Не сын Изяслава, но Всеволод наследовал престол
Великокняжеский. Дядя,
по тогдашнему образу мыслей и всеобщему уважению к
семейственным связям,
имел во всяком случае право старейшинства и
заступал место отца для
племянников. - Сей Государь утвердил Святополка на
Княжении Новогородском:
другому сыну Изяславову, Ярополку, отдал Владимир и
Туров, а Мономаху
Чернигов.
Роман Святославич, Князь Тмутороканский, желая отмстить
за Олега и
Бориса, немедленно начал войну междоусобную, которая
стоила ему жизни.
Половцы, его наемники, заключили мир со Всеволодом у Переяславля
и на
возвратном пути умертвили Романа; а брата его, Олега,
неволею отправили в
Константинополь.
Пользуясь несчастием Святославичей, Великий Князь
прислал в Тмуторокань
наместника своего, Ратибора. Но сия область Воспорская,
убежище Князей
обделенных, скоро была завоевана Давидом
Игоревичем и Володарем
Ростиславичем, внуком и правнуком Великого Ярослава, которые
также недолго в
ней господствовали. Изгнанник Олег, жив два года на
острове Родосе, славном
в Истории своими древними мудрыми законами, Науками,
великолепием зданий и
Колоссом огромным, возвратился в Тмуторокань и, вероятно,
с помощию Греков
овладел им; казнил многих виновных Козаров, его личных
неприятелей, давших
совет Половцам умертвить Романа; а Володаря и Давида
отпустил в Россию.
Всеволод любил мир, и видел беспрестанное
кровопролитие. Полоцкий Князь
осадил Смоленск: Владимир спешил туда с Черниговскою
конницею; не застал
Всеслава, но Смоленск, зажженный неприятелем, еще дымился
в пепле. Мономах,
в наказание врагу своему, огнем и мечом опустошил
его землю, и чрез
несколько времени взяв Минск, отнял всех рабов и скот
у жителей. Таким
образом сей несчастный город вторично пострадал за
своего Князя. -
Мужественный сын Всеволодов не выпускал меча из
рук: победил Торков,
обитавших близ Переяславля; два раза ходил усмирять
беспокойных Вятичей, и
везде гнал неутомимых злодеев России, Половцев, на
берегах Десны, Хороля;
пленял их Вождей, отбивал добычу. Но сии успехи
не могли утвердить
государственной безопасности, и Князья Российские
междоусобием своим
усиливали внешних неприятелей.
[1084-1086] Ростиславичи, воспитанные, кажется, в
доме у Ярополка,
бежали от него и в отсутствие дяди, который гостил у
Всеволода в неделю
Пасхи, вооруженною рукою заняли Владимир. Всякой
знаменитый мятежник, обещая
грабеж и добычу, мог собирать тогда шайки
усердных помощников:
доказательство, сколь правление было слабо и
своевольство народа
необузданно! Всеволод, оскорбленный несчастием
племянника, велел Мономаху
идти на Ростиславичей: их выгнали, и Ярополк
возвратился в свой Удел с
честию. - В то же время Давид Игоревич, скитаясь в
южной России и вне
пределов ее, завладел Олешьем, Греческим городом близ
устья Днепровского, и
нагло ограбил там многих купцов: Всеволод, призвав его
к себе, дал ему
Дорогобуж в Волынии.
Сам Ярополк, облагодетельствованный Всеволодом,
не устыдился быть
врагом его:
Князь слабый, послушный коварным советникам и скоро
наказанный за свою
безрассудность. Дядя, сведав о злых намерениях сего
неблагодарного,
предупредил их опасное исполнение; и слух, что Мономах
идет с войском,
заставил Ярополка бежать в Польшу. Владимир нашел в Луцке
мать его, супругу,
дружину, казну; возвратился с ними в Киев, а владение
Ярополково отдал
Давиду Игоревичу. - Но Ярополк, не сыскав заступников
вне России, скоро
умилостивил Всеволода искренним раскаянием и, заключив
мир с его сыном,
Мономахом, в Волынии, получил обратно свое Княжение.
Судьба не дала ему
времени заслужить великодушие дяди или снова быть
неблагодарным. Он чрез
несколько дней погиб от руки злодея, на пути в Червенский
Звенигород: сей
преступник, именем Нерядец, ехал за ним верхом вместе с
другими Княжескими
Отроками и вонзил саблю в бок своему Государю,
покойно лежавшему на
колеснице. Ярополк встал, извлек из себя
окровавленное железо, громко
сказал: "Умираю от коварного врага" - и
скончался. Летописец не объясняет
тайной причины злодейства, сказывая только, что убийца
бежал в Перемышль к
Рюрику, старшему из Ростиславичей, которым Всеволод уступил
сей город в Удел
и которые, приняв изменника, навлекли на себя гнусное
подозрение, более
несчастное, нежели справедливое. Отроки Ярополковы
привезли тело убиенного в
Киев, чтобы воздать ему честь погребения там, где лежали
кости его родителя:
Всеволод, Мономах, Ростислав (меньший сын Великого
Князя), Духовенство
и народ встретили оное с искренним изъявлением горести. -
Летописец говорит,
что Ярополк, добродушный подобно отцу своему, давал
всегда церковную
десятину в храм Богоматери, исполняя завещание Владимира
Великого; завидовал
святости Бориса и Глеба и желал также умереть мучеником.
Давид Игоревич
наследовал область Владимирскую.
[1088 г.] Между тем как Всеволод занимался
восстановлением порядка и
тишины в ближних областях, Камские Болгары взяли
Муром. Не имея духа
воинского, любя торговлю, земледелие и в случае
неурожая питая восточный
край России, они хотели, вероятно, отмстить жителям
Муромской области за
какую-нибудь обиду или несправедливость: по крайней мере
сия война не имела
дальнейшего следствия, и взятый ими город недолго был в их
власти.
[1092 г.] Великий Князь не мог утешиться
всеобщим спокойствием.
Междоусобие прекратилось; но бедствия иного рода
посетили Россию. От
беспрестанных, неслыханных жаров везде иссохли поля, и
леса в болотных
местах сами собою воспламенялись, к ужасу сельских
жителей; голод, болезни,
мор свирепствовали во многих областях, и в одном Киеве
умерло от 14 Ноября
до 1 Февраля 7000 человек.
Воображение несчастных видело во всем
страшные знамения гнева
Божеского: в самых обыкновенных метеорах, в затмении
солнца, в легком бывшем
тогда землетрясении. К сим случаям естественным суеверие
прибавило нелепые
чудеса: рассказывали, что огромный змей упал с неба в то
время, как Великий
Князь забавлялся ловлею зверей; что злые духи в Полоцке
ночью и днем скакали
на конях, невидимо уязвляя граждан, и что множество людей
от того умерло.
Народ стенал, Государь был в унынии, Половцы грабили;
на обеих сторонах
Днепра дымились села, обращенные в пепел сими жестокими
варварами, которые
взяли даже несколько городов: Песочен на реке Супое,
Переволоку близ устья
Ворсклы, и нигде, кажется, не находили сопротивления.
Наконец Василько
Ростиславич, правнук Ярославов, уговорил их оставить
Россию и вместе с ним
воевать Польшу, ослабленную внутренними раздорами. Сей
Князь, по смерти
брата своего, Рюрика, наследовал часть Перемышльской
области: скоро увидим
его великодушие и злосчастие.
Всеволод, огорчаемый бедствиями народными и
властолюбием своих
племянников, которые, желая господствовать, не
давали ему покоя и
беспрестанно требовали Уделов, - с завистию воспоминал то
счастливое время,
когда он жил в Переяславле, довольный жребием Удельного
Князя и спокойный
сердцем. Не имев никогда великодушной твердости, сей
Князь, обремененный
летами и недугами, впал в совершенное расслабление духа;
удалил от себя Бояр
опытных, слушал только юных любимцев и не хотел уже
следовать древнему
обычаю Государей Российских, которые сами, в
присутствии Вельмож, судили
народ свой на дворе Княжеском. Сильные утесняли слабых;
Наместники и Тиуны
грабили Россию как Половцы: Всеволод не внимал
жалобам. - Чувствуя
приближение конца, он послал за большим сыном в Чернигов
и скончался [1093
г.] в объятиях Владимира и Ростислава, орошенный их
искренними слезами:
Христианин набожный, человеколюбивый, трезвый и
целомудренный от самой
юности; одним словом, достохвальный между частными
людьми, но слабый и,
следственно, порочный на степени Государей.
Великий Ярослав желал, чтобы любимый сын его, со
временем наследовав
законным образом Киевскую область, был и во гробе с ним
неразлучен: воля
нежного отца исполнилась, и Всеволода погребли, на другой день
кончины его,
там же, где лежали Ярославовы кости - в Софийском храме,
- с обыкновенными
торжественными обрядами и в присутствии народа,
который погребал тогда
Государей как истинных отцов своих, с чувствительностию и
слезами, забывая
их слабости и помня одни благодеяния.
Всеволод оставил супругу второго брака, мачеху
Владимира, и трех
дочерей, Янку, или Анну, Евпраксию и Екатерину; первые
две отказались от
света и заключились в монастыре. Мы знаем, что Император Генрик
IV в 1089
году женился на Российской Княжне Агнесе, или Адельгейде,
вдове Маркграфа
Штаденского, которая после умерла Игуменьею: она
могла быть дочерью
Всеволода. В то же время другая Россиянка, именем Евпраксия,
была за сыном
Болеслава, отравленным в цветущей юности; но Историки
Польские называют сию
Княжну родною сестрою Святополка Изяславича.
При Всеволоде был Митрополитом Грек Иоанн, муж
знаменитый ученостию и
Христианскими добродетелями, ревностный наставник
Духовенства и друг
несчастных.
"Никогда" (сказано в летописи) "не
бывало у нас такого и не будет!" Мы
имеем его сочинение, названное Церковным правилом, в
коем он с великою
ревностию осуждает тогдашнее обыкновение Князей Российских
выдавать дочерей
за Государей Латинской Веры; доказывает всякому гостю
или купцу, сколь
грешно торговать крещеными рабами в земле язычников
(Половцев), даже ездить
туда, и для выгод сребролюбия оскверняться их нечистыми
яствами; налагает
епитимью на тех, которые совокупляются с правнучатными
или женятся без
венчания, думая, что сей обряд изобретен единственно
для Князей и Бояр;
отлучает от церкви иереев, благословляющих союз мужа с
третьею женою; велит
им и Монахам служить для всех людей примером
трезвости; наконец, в
дополнение к гражданским законам, уставляет
духовное покаяние для
преступников благонравия и целомудрия. Сей Митрополит,
наименованный от
современников Пророком Христа, святил церковь Феодосиева
монастыря
Печерского, о коей написано столь много чудесного в
Патерике Киевском.
Византийские художники, украсив оную, не захотели
уже возвратиться в
отечество и кончили жизнь свою в Печерской Обители: доныне
показывают там
гробы их. - B 1089 году, когда преставился
Митрополит Иоанн, дочь
Всеволодова, Янка, ездила в Константинополь и
привезла с собою нового
Митрополита, скопца, именем также Иоанна, но человека
весьма обыкновенного,
слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал
его мертвецом: он
через год умер. Третий Митрополит Всеволодова княжения был
Ефрем, Грек, по
известию новейших летописцев; другие же называют его
Монахом Печерским.
Нестор сказывает только, что Ефрем, скопец подобно
Иоанну, жил в
Переяславле, где находилась тогда Митрополия, и что он,
создав многие храмы
каменные, первый начал в России строить при церквах крестильницы.
Сей
Митрополит, как пишут, уставил торжествовать 9 маия пренесение
мощей Св.
Николая из Ликии в Италиянский город Бар: праздник
Западной Церкви,
отвергаемый Греками, и доказательство, что мы имели
тогда дружелюбное
сношение с Римом. Нестор молчит, но Летописец средних
времен говорит о
каком-то Святителе Феодоре, приезжавшем к Великому Князю
от Папы (Урбана II)
в 1091 году.
Властолюбивые Наместники Св. Петра без сомнения
всячески старались
подчинить себе Церковь Российскую. том 2: Глава 4 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ, НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ДИМИТРИЕМ. Г. 1054-1077 (2)
|