Таким образом Изяслав, сам не имея тогда власти над
Россиею, дал повод
надменному Григорию причислить сию Державу ко мнимым
владениям Св. Петра,
зависящим от мнимого Апостольского Наместника!.. В
письме к Болеславу
говорит Папа: "Беззаконно присвоив себе казну
Государя Российского, ты
нарушил добродетель Христианскую. Молю и заклинаю тебя
именем Божиим отдать
ему все взятое тобою или твоими людьми: ибо хищники не внидут
в Царствие
Небесное, ежели не возвратят похищенного".
Заступление гордого Папы едва ли имело
какое-нибудь действие, и в
следующем [1076] году юные Князья Российские, Владимир
Мономах и Олег -
первый Всеволодов, а вторый Святославов сын, - заключив
союз с Поляками,
ходили с войском в Силезию помогать Болеславу против
Герцога Богемского. Но
скоро обстоятельства, к счастию Изяславову, переменились.
Главный враг его,
Святослав, умер от разрезания какой-то затверделости,
или опухоли. Тогда
изгнанник ободрился: собрал несколько тысяч Поляков и
вступил в Россию.
Добродушный Всеволод встретил его в Волынии и, вместо
битвы, предложил ему
мир. Братья клялися, забыв прошедшее, умереть друзьями, и старший
въехал в
Киев Государем, уступив меньшему Княжение Черниговское,
а сыну его,
Владимиру, Смоленск.
Опасаясь честолюбия беспокойных племянников и
замыслов давнишнего врага
своего, Всеслава, они хотели удалить первых от всякого
участия в правлении и
вторично изгнать последнего. Роман Святославич княжил в Воспорской
области:
сын Вячеславов, Борис в самое то время, когда Изяслав и
Всеволод заключали
мир на границе, овладел Черниговым; но предвидя, что дяди
не оставят его в
покое и накажут как хищника, чрез несколько дней ушел
в Тмуторокань к
Роману. Князь Новогородский, Глеб, юноша прекрасный и
добродушный, к общему
сожалению погиб тогда в отдаленном Заволочье: Изяслав
отдал его Княжение
Святополку, а другому сыну своему, Ярополку, Вышегород.
Олег Святославич
господствовал в области Владимирской: он должен был, по
воле дядей своих,
выехать оттуда и жить праздно в Чернигове. Князь
Полоцкий довольствовался
независимостию и наследственным уделом: Ярославичи
объявили ему войну.
Всеволод ходил к его столице и ничего более не сделал.
В следующий год
Владимир Мономах и Святополк выжгли только ее предместие;
но Мономах
возвратился к отцу с богатою добычею, дал ему и
печальному Олегу роскошный
обед на красном дворе в Чернигове и поднес Всеволоду в дар
несколько фунтов
золота.
Сей Олег, рожденный властолюбивым, не мог быть
обольщен ласками дяди и
брата; считал себя невольником в доме Всеволодовом;
хотел свободы,
господства; бежал в Тмуторокань и решился, вместе с
Борисом Вячеславичем,
искать счастия оружием.
Наняв Половцев, они вошли в пределы Черниговского
Княжения и разбили
Всеволода.
Многие знаменитые Бояре лишились тут жизни.
Победители взяли Чернигов и
думали, что все Государство должно признать власть их; а
несчастный Всеволод
ушел в Киев, где Изяслав обнял его с нежностию и
сказал ему сии
достопамятные слова: "Утешься, горестный брат, и
вспомни, что было со мною в
жизни! Отверженный народом, всегда мне любезным; лишенный
престола и всего
законного достояния, мог ли я чем-нибудь укорять себя?
Вторично изгнанный
братьями единокровными - и за что? свидетельствуюсь Богом
в моей невинности
- я скитался в землях чуждых; искал сожаления
иноплеменников! По крайней
мере ты имеешь друга. Если нам княжить в земле Русской, то
обоим; если быть
изгнанными, то вместе. Я положу за тебя свою
голову..." Он немедленно собрал
войско. Мужественный Владимир спешил также из Смоленска к
отцу своему и едва
мог пробиться сквозь многочисленные толпы Половцев.
Великий князь, Всеволод,
Ярополк и Мономах соединенными силами обступили
Чернигов. Олег и Борис
находились в отсутствии; но граждане хотели
обороняться. Владимир взял
приступом внешние укрепления и стеснил осажденных внутри
города. Узнав, что
племянники идут с войском к Чернигову, Изяслав встретил
их. Олег не надеялся
победить четырех соединенных Князей и советовал брату
вступить в мирные
переговоры; но гордый Борис ответствовал ему:
"Останься спокойным зрителем
моей битвы с ними", - сразился близ Чернигова и
заплатил жизнию за свое
властолюбие. Еще кровь лилась рекою. Изяслав стоял среди
пехоты:
неприятельский всадник ударил его копьем в плечо:
Великий Князь пал
мертвый на землю. Наконец Олег обратился в бегство и с
малым числом воинов
ушел в Тмуторокань. - Бояре привезли тело Изяслава в ладии:
на берегу жители
Киевские, знатные и бедные, светские и духовные, ожидали
его со слезами;
вопль народный (как говорит Летописец) заглушал священное
пение. Ярополк с
Княжескою дружиною шел за трупом, оплакивая несчастную
судьбу и добродетели
отца своего. - Положенное в мраморную раку, тело Великого
Князя было предано
земле в храме Богоматери, где стоял памятник Св.
Владимира.
Нестор пишет, что Изяслав, приятный лицом и
величественный станом, не
менее украшался и тихим нравом, любил правду, ненавидел
криводушие; что он
истинно простил мятежных Киевлян и не имел ни
малейшего участия в
жестокостях Мстиславовых; помнил только любовь
Всеволода, добровольно
уступившего ему Великое Княжение, и забыл вражду его;
сказал, что охотно
умрет за брата, и, к несчастию, сдержал слово... Верим
похвале современника
благоразумного, любившего отечество и добродетель; но Изяслав
был столь же
малодушен, сколь мягкосердечен:
хотел престола, и не умел твердо сидеть на оном.
Своевольные злодеяния
сына в Киеве - ибо казнь без суда и нарушение слова есть
всегда злодеяние -
изъявляют, по крайней мере, слабость отца, который в
то же самое время
сделал его Князем Владетельным. Наконец бедствие
Минска и вероломное
заточение Всеслава согласны ли с похвалами Летописца?
Изяслав оставил свое имя в наших древних законах. По
кончине родителя
он призвал на совет братьев своих, Святослава и
Всеволода, также умнейших
Вельмож того времени: Коснячка, Воеводу ненавистного
Киевлянам, Перенита,
Никифора, Чудина и совершенно уничтожил смертную казнь,
уставив денежную
пеню за всякие убийства: по излишнему ли человеколюбию,
как Владимир? или
для сохранения людей, которые могли еще служить
отечеству? или для
обогащения Вирами казны Государей?
При Изяславе был основан славный монастырь Киевопечерский,
и сам Нестор
рассказывает достопамятные обстоятельства сего
учреждения. Некто, житель
города Любеча, одушевленный Христианским усердием,
захотел видеть Святую
гору, возлюбил житие Монахов Афонских и, постриженный в
их обители, был
назван Антонием.
Игумен, наставив его в правилах монастырских, дал
ему благословение и
велел идти в Россию, предвидя, что он будет в нашем
отечестве светилом
Черноризцев. Антоний возвратился еще при князе Ярославе,
обходил тогдашние
монастыри Российские и близ Киева, на высоком берегу
Днепровском, увидел
пещеру: Иларион, будучи еще простым Иереем Берестовским,
ископал оную
собственными руками и часто, окруженный безмолвием
дремучего леса, молился в
ней Богу. Она стояла уже пустая: Иларион, в сане
Митрополита, пас Церковь и
жил в столице. Антоний пленился красотою сего дикого уединения,
остался в
пещере Иларионовой и посвятил дни свои молитве. Слух о
пустыннике разнесся в
окрестностях: многие люди желали видеть святого мужа;
сам Великий Князь
Изяслав приходил к нему с своею дружиною требовать
благословения. Двенадцать
Монахов, отчасти Антонием постриженных, выкопали там
подземную церковь с
кельями. Число их беспрестанно умножалось:
Великий Князь отдал им всю гору над пещерами, где они
заложили большую
церковь с оградою. Смиренный Антоний не хотел
начальства: поручив новую
Обитель Игумену Варлааму, уединился в пещеру, однако ж
не избавился от
гонения. Считая Антония другом Всеславовым, Великий
Князь приказал воинам
ночью схватить его и вывезти из области Киевской. Но
добродетельный муж
скоро возвратился с честию в любимую свою пещеру и жил
в ней до самой
кончины, имев удовольствие видеть Лавру Киевскую в самом
цветущем состоянии.
Щедрость и набожность Ярославичей обогатили сей
монастырь доходами и
поместьями. Святослав дал 100 гривен, или 50 фунтов
золота, на строение
каменного великолепного храма Печерского,
призвал художников из
Константинополя и своими руками начал копать ров для
основания церкви.
Знаменитый Варяг Симон, Вельможа Всеволодов,
подарил Антонию на
украшение олтаря златую цепь в 50 гривен и венец
драгоценный, наследие отца
его, Князя Варяжского. Св. Феодосий, преемник Варлаамов,
заимствовал от
Цареградского Студийского монастыря устав Черноризцев,
который сделался
общим для всех монастырей российских. Сей благочестивый
Игумен завел в Киеве
первый дом странноприимства и питал несчастных в
темницах. Добродетель
Феодосиева была столь уважаема, что Великий Князь
нередко приходил
беседовать с ним наедине, оставался у него обедать, ел
хлеб, сочиво и с
улыбкою говаривал, что роскошная трапеза Княжеская ему не
так приятна, как
монастырская. Любя Изяслава, Феодосий великодушно обличал
виновного брата,
гонителя его, в беззаконии. Святослав терпел сии укоризны,
оправдывался, и
когда святой муж входил в шумный дворец его, где
часто гремела музыка,
органы и гусли, тогда все умолкало. Лежа на
смертном одре, Феодосий
благословил Святослава и сына его, Глеба. Монахи
Печерские, возбуждаемые
наставлением и примером своих достойных начальников,
служили ревностно Богу
и человечеству; некоторые из них прияли венцы
Мучеников, обращая
идолопоклонников: Леонтий в Ростове, Св. Кукша в земле
Вятичей (в Орловской
или Калужской Губернии). Самые Вельможи, отказываясь
от света, искали
душевного мира в Печерской Обители. Так Варлаам,
первый Игумен, сын
знаменитейшего Боярина Иоанна и внук славного Вышаты,
ослепленного
Константином Мономахом, был пострижен Антонием. Сей юноша,
плененный учением
святого мужа, приехал к нему со многими Отроками, которые
вели навьюченных
лошадей; сошел с коня, бросил к ногам Антония свою одежду
Боярскую и сказал:
"Вот прелесть мира!
Употреби, как тебе угодно, мое бывшее имение; хочу
жить в уединении и
бедности".
Изяслав и его братья соблюдали неразрывную дружбу с
Греками и давали им
войско, которое в частых внутренних неустройствах
поддерживало слабых
Императоров на троне. Знаменитый Алексий Комнин, еще не
Государь, но только
Полководец Империи, в 1077 году, смиряя мятежника Никифора
Вриения, имел с
собою множество судов Российских.
Ярославичи возвратили Константинопольскому
Патриарху важное право
ставить Киевских Митрополитов: Георгий, преемник
Иларионов, родом Грек, был
прислан из Царяграда; устрашенный, может быть, раздором
Князей, он чрез
несколько лет выехал из нашего отечества. С того времени
Церковь Российская,
до самого падения Восточной Империи,
зависела от Патриарха
Константинопольского, и в росписи Епископств, находившихся
под его ведением,
считалась семидесятым. В знак уважения к достоинству
наших Митрополитов,
Патриархи обыкновенно писали к ним грамоты за свинцовою,
а не восковою
печатью: честь, которую они делали только
Императорам, Королям и
знаменитейшим сановникам.
Успехи Христианского благочестия в России не могли
искоренить языческих
суеверий и мнимого чародейства. К Истории тогдашних
времен относятся
следующие известия Несторовы:
В 1071 году явился в Киеве волхв, который сказывал
народу, что Днепр
скоро потечет вверх и все земли переместятся; что
Греция будет там, где
Россия, а Россия там, где Греция. Невежды верили, а
благоразумные над ним
смеялись, говоря ему, чтобы он сам берегся. Сей
человек (пишет Нестор)
действительно пропал в одну ночь без вести.
Около того же времени сделался в Ростовской
области голод. Два
кудесника или обманщика, жители Ярославля -
основанного, думаю, Великим
Князем Ярославом, - ходили по Волге и в каждом селении
объявляли, что бабы
причиною всего зла и скрывают в самих себе хлеб, мед и
рыбу. Люди приводили
к ним матерей, сестер, жен; а мнимые волхвы, будто бы
надрезывая им плеча и
высыпая из своего рукава жито, кричали: "Видите, что
лежало у них за кожею!"
Сии злодеи с шайкою помощников убивали невинных
женщин, грабили имение
богатых и дошли наконец до Белаозера, где Вельможа Янь,
сын Вышатин, собирал
дань для Князя Святослава: он велел ловить их, и чрез
несколько дней
белозерцы привели к нему двух главных обманщиков, которые
не хотели виниться
и, доказывая мудрость свою, открывали за тайну, что
Диавол сотворил тело
человека, гниющее в могиле, а Бог душу, парящую на
небеса; что Антихрист
сидит в бездне; что они веруют в его могущество и знают
все сокровенное от
других людей. "Но знаете ли собственную вашу
участь?" - сказал Янь. "Ты
представишь нас Святославу, - говорили кудесники: - а
если умертвишь, то
будешь несчастлив". Смеясь над сею угрозою, он велел
их повесить на дубу,
как государственных преступников.
Не только в Скандинавии, но и в России Финны
и Чудь славились
волшебством, подобно как в древней Италии Тосканцы. Нестор
рассказывает, что
новогородцы ходили в Эстонию узнавать будущее от тамошних
мудрецов, которые
водились с черными крылатыми духами. Один из таких
кудесников торжественно
осуждал в Новегороде Веру Христианскую, бранил Епископа и
хотел идти пешком
через Волхов.
Народ слушал его как человека божественного.
Ревностный Епископ
облачился в святительские ризы, стал на площади и, держа
крест в руках, звал
к себе верных Христиан. Но ослепленные граждане толпились
вокруг обманщика:
один Князь Глеб и дружина его приложились к святому
кресту. Тогда Глеб
подошел ко мнимому чародею и спросил: предвидит ли он, что
будет с ним в тот
день? - Волшебник ответствовал: "Я сделаю великие
чудеса". "Нет!" - сказал
смелый Князь - и топором рассек ему голову. Обманщик пал
мертвый к ногам
его, и народ уверился в своем заблуждении. том 2: Глава 4 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ, НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ДИМИТРИЕМ. Г. 1054-1077 (1)
|