Погребем же тело его". Народ ответствовал:
"Убийцы не мы, а Давидовичи
и сын Всеволодов. Бог и Святая София защитили нашего
Князя!" Труп Игорев
отнесли в церковь; на другой день облачили в ризу Схимника
и предали земле в
монастыре Св.
Симеона. Игумен Феодоровской Обители, Анания,
совершая печальный обряд,
воскликнул к зрителям: "Горе живущим ныне! Горе
веку суетному и сердцам
жестоким!" В то самое время загремел гром:
народ изумился и слезами
раскаяния хотел обезоружить гневное Небо. - Великий
Князь, сведав о сем
злодействе, огорчился в душе своей и говорил Боярам,
проливая слезы: "Теперь
назовут меня убийцею Игоря! Бог мне свидетель, что я
не имел в том ни
малейшего участия, ни делом, ни словом: он рассудит нас
в другой жизни.
Киевляне поступили неистово".
Но, боясь строгостию утратить любовь народную, Изяслав
оставил виновных
без наказания; возвратился в столицу и ждал рати
Смоленской.
Война началася. Святослав Ольгович, уведомленный о
жалостной кончине
брата, созвал дружину и, рыдая в горести, заклинал
всех быть усердными
орудиями мести справедливой. Он пошел к Курску, где
находился сын Великого
Князя, Мстислав, который, чтобы узнать верность жителей,
спрашивал, готовы
ли они сразиться?
"Готовы, - ответствовали граждане: - но только
не обнажим меча на внука
Мономахова": ибо Глеб, сын Георгия Владимировича,
был с Святославом. Юный
Мстислав уехал к отцу, а Курск и города на берегах
Сейма добровольно
поддалися Глебу; другие оборонялись и не хотели изменить
государю киевскому:
напрасно Святослав и Глеб грозили жителям вечною
неволею и Половцами.
Соединясь с дружиною Черниговскою, сии Князья взяли
приступом только один
город; сведав же, что Изяслав идет к Суле и что рать
Смоленская выжгла
Любеч, ушли в Чернигов, оставленные своими друзьями,
Половцами. Великий
Князь завоевал крепкий город Всеволож, обратил в пепел
Белую Вежу и другие
места в Черниговской области, но без успеха приступал к Глеблю
(ибо жители,
в надежде на Святого защитника своего,
оборонялись мужественно) и
возвратился в Киев торжествовать победу веселым пиром,
отложив дальнейшие
предприятия до удобного времени. Он велел брату своему,
Ростиславу, идти в
Смоленск и вместе с Новогородцами тревожить область
Суздальскую.
[1148 г.] Скоро неприятельские действия
возобновились. Глеб занял Остер
и, дав слово Великому Князю ехать к нему в Киев для
свидания, хотел нечаянно
взять Переяславль; но был отражен. В то же время Черниговцы,
дружина
Святославова и Половцы, их союзники, опустошили
Брагин. Изяслав, осадив
Глеба в Городце, или Остере, принудил его смириться, и
стал близ Чернигова
на Олеговом поле, предлагая врагам своим битву. Они не
смели, ибо видели
рать многочисленную.
Великий Князь пошел к Любечу, где находились их
запасы. Давидовичи,
Святослав и сын Всеволодов, соединясь с Князьями
Рязанскими, решились
наконец ему противоборствовать. Уже стрелки начали
дело; но сильный,
необыкновенный зимою дождь развел неприятелей. Река,
бывшая между ими,
наполнилась водою, и самый Днепр тронулся: Изяслав едва
успел перейти на
другую сторону; а Венгры, служившие ему как союзники,
обломились на льду.
Тогда Святослав и Князья Черниговские отправили
Посольство к Георгию.
"Мы воюем, - говорили они, - а ты в бездействии.
Неприятель обратил в пепел
наши города за Десною и села в окрестностях Днепра, а
помощи от тебя не
видим. Исполни обет, утвержденный целованием креста: иди с
нами на Изяслава,
или мы прибегнем к великодушию врага сильного".
Георгий все еще медлил.
Другое обстоятельство также способствовало миру.
Ростислав, старший сын
Георгиев, посланный отцом действовать заодно с
Князьями Черниговскими,
гнушался их вероломством и, сказав дружине: "Пусть
гневается родитель, но
злодеи Мономаховой крови не будут мне союзниками",
приехал в Киев, где
Изяслав встретил его дружелюбно, угостил, осыпал дарами.
Сей юноша, не имея
в Суздальской земле никакого Удела, предложил свои
ревностные услуги
Великому Князю, как старшему из внуков Мономаховых.
Изяслав ответствовал: "Всех нас старее отец
твой; но он не умеет жить с
нами в дружбе, а я хочу быть для всех моих братьев
нежным родственником.
Георгий не дает тебе городов: возьми их у меня". Он
дал ему бывший Удел
своего неблагодарного племянника, Святослава Всеволодовича,
вместе с
Городцом Остерским, выслав оттуда коварного Глеба.
"Спеши к друзьям, -
сказал ему Великий Князь, - и требуй от них
удела": ибо Глеб, смирясь
невольно, оставался единомышленником неприятелей Изяславовых
и вторично
хотел было завладеть Переяславлем. Думая, что
искренний, чувствительный
Ростислав может примирить отца с Великим Князем и страшася
быть жертвою их
союза, Давидовичи изъявили ему желание
прекратить войну, говоря
благоразумно: "Мир стоит до рати, а рать до мира, так
слыхали мы от своих
отцов и дедов. Не вини нас, хотевших войною освободить
брата. Но Игорь уже в
могиле, где и все будем. Бог да судит прочее; а нам
не должно губить
отечества". Изяслав хотел знать мысли брата. Смоленский
Князь ответствовал:
"Я Христианин и люблю Русскую землю: не хочу
кровопролития; но если
Давидовичи и Святослав не престанут злобиться на тебя за
Игоря, то лучше
явно воевать - и будет, что угодно Богу". Тогда
Великий Князь отправил
Послами в Чернигов Белогородского Епископа Феодора,
Печерского Игумена
Феодосия и Бояр, которые заключили торжественный мир.
Давидовичи, Святослав
Ольгович и племянник его, сын Всеволодов, в соборном
храме целовали крест,
дав клятву оставить злобу и "блюсти Русскую землю
заодно с Изяславом". Скоро
Великий Князь позвал их на совет в Городец: Святослав
и племянник его
отказались от свидания; но Давидовичи, ответствуя за
верность того и
другого, условились там с Изяславом действовать против
Георгия Суздальского,
который отнимал дани у Новогородцев и беспокоил их
границы. Союзники вместе
пировали и разъехались, отложив войну до зимы: ибо
реки, топи, болота
затрудняли путь летом и медленность страшила
Полководцев более, нежели
морозы, снега и метели. - Черниговцы долженствовали
идти к Ростову и
встретить Великого Князя на берегах Волги.
Георгий, желая казаться великодушным защитником утесненных
Ольговичей,
в самом деле мыслил только о себе и ненавидел Изяслава
единственно как
похитителя достоинства Великокняжеского; не мог
также простить и
Новогородцам бесчестное изгнание своего сына,
Ростислава. Князь их,
Святополк, хотев в 1 147 году отмстить Суздальскому
за взятие Торжка,
возвратился с дороги от распутья, и жители сего
опустошенного города еще
томились в неволе. Епископ Нифонт, друг народного
благоденствия, ездил в
Суздаль; был принят с отменным уважением, святил там
храмы, освободил всех
пленников, но не мог склонить Георгия к миру.
Оставив Владимира в столице, сына своего в Переяславле,
а Ростислава
Георгиевича послав в Бужск, чтобы охранять тамошние
границы и спокойно ждать
конца войны, Великий Князь отправился в Смоленск к брату,
веселился с ним,
праздновал, менялся дарами и расположил военные
действия. Он поручил всю
рать Смоленскому Князю, велел ему идти к берегам Волги, к
устью Медведицы, и
приехал в Новгород.
Там начальствовал уже не брат его, а сын,
Ярослав: ибо Святополк,
утратив любовь народную, был переведен Изяславом в
область Владимирскую.
Граждане давно не видали у себя Великих Князей и встретили
внука Мономахова
с живейшею радостию.
Многочисленные толпы провожали его до городских
ворот, где стояли все
Бояре с юным Князем. Отслушав Литургию в Софийском храме,
Изяслав дал пир
народу. Бирючи или Герольды ходили по улицам и звали
граждан обедать с
Князем. Так называемое Городище, доныне известное, было
местом сего истинно
великолепного пиршества:
Государь веселился с народом, как добрый отец
среди любезного ему
семейства. На другой день ударили в Вечевой колокол, и
граждане спешили на
Двор Ярославов: там Великий Князь, в собрании Новогородцев
и Псковитян,
произнес краткую, но сильную речь. "Братья! - сказал
он. - Князь Суздальский
оскорбляет Новгород. Оставив столицу Русскую, я прибыл
защитить вас. Хотите
ли войны? Меч в руке моей. Хотите ли мира? Вступим в
переговоры". "Войны!
Войны! - ответствовал народ: - ты наш Владимир, ты
Мстислав! Пойдем с тобою
все, от старого до младенца". Ратники надели
шлемы. Псковитяне, Корелы
собрали также войско, и Великий Князь на устье Медведицы
соединился с братом
своим, Ростиславом. Напрасно ждали они возвращения Посла,
отправленного ими
к дяде еще из Смоленска: Георгий задержал его и не хотел
ответствовать на их
жалобы. Напрасно ждали и Князей Черниговских, которые
остановились в земле
Вятичей и хотели прежде видеть, кому счастие войны будет
благоприятствовать.
[1149 г.] Мстиславичи вступили в область Суздальскую: села
и города запылали
на берегах Волги до Углича и Мологи; жители спасались
бегством.
Новогородцы разорили окрестности Ярославля, и
война кончилась без
сражения: ибо весна уже наступала, реки покрывались
водою и кони худо
служили всадникам.
Изяслав, проводив Новогородцев, весновал в
Смоленске и благополучно
возвратился в столицу, к искренней радости народа.
Семь тысяч пленников
свидетельствовали его победу.
Скоро Великий Князь испытал превратность счастия и
мог приписать оную
собственной несправедливости. Ростислав Георгиевич был ему
истинным другом;
но клеветники говорили Изяславу, что сей Князь, в его
отсутствие, старался
обольстить Днепровских Берендеев и самых Киевлян, хотел
завладеть столицею и
подобно отцу ненавидит род Мстислава. Люди, склонные
к чистосердечной
доверенности, легко верят и злословию: Великий Князь,
упрекая Ростислава
неблагодарностию, отнял у него все имение, оружие, коней;
заключил в цепи
дружину и самого отправил с тремя человеками в лодке к
отцу, не дав ему суда
и не хотев слушать оправданий. Георгий оскорбился
бесчестием сына гораздо
более, нежели опустошением Суздальской области.
"Так платит Изяслав
неосторожному юноше за безрассудную любовь и дружбу!
- говорил он: -
жестокий племянник совершенно отчуждает меня и детей моих
от земли Русской"
(сим именем преимущественно означалась тогда Россия
южная). Георгий наконец
выступил, соединясь с Половцами.
Святослав Ольгович, видя беспрестанно в мыслях своих
окровавленную тень
брата и считая Великого Князя убийцею, обрадовался
случаю мести: мир,
клятвенно утвержденный в Черниговском храме, и брачный
союз юной его дочери
с сыном Князя Смоленского не могли укротить сей злобы, ибо
она казалась ему
священным долгом.
Том 2: Глава 12 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ. Г. 1146-1154 (1) |