ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ ДАВИДОВИЧ КИЕВСКИЙ. КНЯЗЬ АНДРЕЙ СУЗДАЛЬСКИЙ,
ПРОЗВАННЫЙ БОГОЛЮБСКИМ. Г. 1157-1159
Падение Великого Княжения Киевского. Новое сильное
Княжение Владимирское.
Происшествия в западной России. Мятежный дух Полочан.
Раздор за Берладника.
Бескорыстие Святослава. Неблагодарность Изяславова.
Бегство Великого Князя.
Странное завещание Митрополита. Мор в Новегороде.
Киевляне, изъявив ненависть к умершему Великому
Князю, послали объявить
врагу Георгиеву, Изяславу Давидовичу, чтобы он шел
мирно властвовать в
столице Российской. Изяслав, при восклицаниях довольного
народа, въехал в
Киев [19 мая 1157 г.], оставив в Чернигове племянника
своего, Святослава
Владимировича, с дружиною воинскою: ибо Князь Северский,
хотя и миролюбивый,
замышлял незапно овладеть сею удельною столицею Ольговичей:
его не впустили;
но Изяслав, желая иметь в нем благодарного союзника,
добровольно отдал ему
Чернигов; а племянник их, Святослав Всеволодович, получил
в Удел Княжение
Северское. Они заключили мир на берегах Свини (где
ныне Березна) в
присутствии Мстислава, Владимирского Князя, который,
одобрив условия,
спокойно возвратился в Волынию.
Таким образом Изяслав Давидович остался
повелителем одной Киевской
области и некоторых городов Черниговской. Переяславль,
Новгород, Смоленск,
Туров, область Горынская и вся западная Россия
имели тогда Государей
особенных, независимых, и достоинство Великого Князя,
прежде соединенное с
могуществом, сделалось одним пустым наименованием.
Киев еще сохранял
знаменитость, обязанный ею, кроме своего счастливого
положения, торговле,
множеству избыточных обитателей, богатству храмов,
монастырей: скоро утратит
он и сию выгоду, лишенный сильных защитников.
Но в то время, как древняя столица наша
клонится к совершенному
падению, возникает новая под сению Властителя, давно
известного мужеством и
великодушием.
Еще при жизни Георгия Долгорукого сын его, Андрей, в
1 155 году уехал
из Вышегорода (не предуведомив отца о сем
намерении). Феатр алчного
властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного
кровопролития, Россия
южная, в течение двух веков опустошаемая огнем и мечом,
иноплеменниками и
своими, казалась ему обителию скорби и предметом
гнева Небесного.
Недовольный, может быть, правлением Георгия и с горестию
видя народную к
нему ненависть, Андрей, по совету шурьев своих, Кучковичей,
удалился в землю
Суздальскую, менее образованную, но гораздо спокойнейшую
других. Там он
родился и был воспитан; там народ еще не изъявлял
мятежного духа, не судил и
не менял государей, но повиновался им усердно и сражался
за них мужественно.
Сей Князь набожный вместо иных сокровищ взял с собою
Греческий образ Марии,
украшенный, как говорят Летописцы, пятнадцатью
фунтами золота, кроме
серебра, жемчуга и камней драгоценных; избрал место на
берегу Клязьмы, в
прежнем своем Уделе: заложил каменный город
Боголюбов, распространил
основанный Мономахом Владимир, украсил зданиями
каменными, Златыми и
Серебряными вратами. Как нежный сын оплакав кончину
родителя, он воздал ему
последний долг торжественными молитвами, строением новых
церквей, Обителей в
честь умершему, или для спасения его души; и между тем,
как народ Киевский
злословил память Георгия, священный Клирос благословлял
оную в Владимире.
Суздаль, Ростов, дотоле управляемые
Наместниками Долгорукого,
единодушно признали Андрея Государем. Любимый,
уважаемый подданными, сей
Князь, славнейший добродетелями, мог бы тогда же завоевать
древнюю столицу;
но хотел единственно тишины долговременной,
благоустройства в своем
наследственном Уделе; основал новое Великое Княжение
Суздальское, или
Владимирское, и приготовил Россию северо-восточную
быть, так сказать,
истинным сердцем Государства нашего, оставив полуденную в
жертву бедствиям и
раздорам кровопролитным.
Борис Георгиевич, княжив при отце в Турове, или
добровольно выехал
оттуда в Суздальскую область, или был изгнан
Юрием Ярославичем,
Святополковым внуком, который, происходя от старшей ветви
Княжеского Дому,
имел право на самую область Киевскую. Изяслав,
желая доставить Удел
Владимиру Мстиславичу, соединился с Князьями
Волынскими, Галицким,
Смоленским и приступил к Турову. Юрий искал мира, но
мужественно оборонялся,
и чрез 10 недель многочисленное войско осаждающих
удалилось, потеряв большую
часть коней своих от заразы.
[1158 г.] В числе Изяславовых союзников находились и Полочане,
которые
едва ли уступали тогда Новогородцам в своевольстве. Мы
упоминали о несчастии
князя Рогволода Борисовича, изгнанного ими без всякой
основательной причины:
Святослав Черниговский дал ему вспомогательную дружину, и
жители Друцка с
великою радостию приняли его, выслав Глеба Ростиславича,
ограбив дом, Бояр,
друзей сего последнего. Отец Глебов, видя опасное
волнение и в самом
Полоцке, старался задобрить граждан ласками, дарами и,
взяв с них новую
присягу, осадил Друцк.
Сильный отпор жителей заставил сего Князя искать
мира: Рогволод дал
клятву жить с ним в братстве и нарушил оную вместе с вероломными
Полочанами,
которые, думая загладить измену изменою, послали сказать
ему: "Князь добрый!
Мы виновны, свергнув тебя с престола и разграбив твое
имение: не помни зла и
возвратися к нам: выдадим тебе Ростислава Глебовича".
Он согласился с ними;
но Ростислав, уведомленный об их замысле, ходил
вооруженный, носил латы под
одеждою и смелостию вселял боязнь в злодеев. Наконец они
устыдились своей
робости и звали Князя, жившего за городом, в собрание
народное, будто бы для
дел государственных. "Вчера я был у вас, -
ответствовал Ростислав: - для
чего же вы не говорили о делах?" - однако ж поехал
в город. Верный Отрок
Княжеский остановил его: ибо народ уже снял с себя личину,
грозно вопил на
Вече и лил кровь Бояр, преданных Глебовичам. Ростислав,
соединив дружину,
удалился в Минск к брату Володарю; а Рогволод,
подкрепленный силою Князя
Смоленского, отнял Изяславль у Всеволода Глебовича и
предписал мир его
брату: остался Князем Полоцким, дал Всеволоду Стрежев, Изяславль
Брячиславу
Васильковичу и восстановил тишину кратковременную. Володарь,
третий сын
Глебов, воевал тогда с Литвою: братья присягнули за него в
верном исполнении
мирных условий.
Изяслав Давидович не долго жил в союзе с
Галицким и Волынскими
Князьями. Поводом к сему разрыву служил знаменитый
Воевода первого, Иоанн
Берладник. Князь Галицкий, ненавидя и боясь сего
брата двоюродного,
изгнанного Владимирком, умел склонить на свою сторону не
только Венгерского
Короля с Поляками, но и многих Князей Российских, желая,
чтобы они вместе с
ним убедили Изяслава выдать ему Иоанна. Гнушаясь
делом столь жестоким,
великий князь отвечал их Послам в Киеве, что он никогда на
то не согласится.
Иоанн же, бесчеловечно гонимый, хотел мстить
Ярославу Владимирковичу:
ограбил несколько богатых судов на Дунае, нанял 6000
Половцев и вступил в
Галицию; но скоро был оставлен сими хищниками, ибо не
дозволял им опустошать
земли и щадил доброхотствующих ему жителей. Сведав, что
Ярослав вооружается,
Великий Князь предложил Святославу Ольговичу тесный
союз и два города,
Мозырь и Чечерск. Тут Святослав оказал бескорыстие
великодушное.
"Признаюсь, - говорил он, - что я досадовал,
когда ты не отдал мне всей
области Черниговской; но сердце мое ненавидит злобу
между родными. Если
враги несправедливые угрожают тебе войною, то они будут
и моими врагами.
Сохрани меня Бог от мздоимства в таком случае: не хочу
никаких городов и
вооружаюсь". Пировав три дня, они дали знать Князю
Галицкому, что готовы
соединенными силами отразить его нападение. Ярослав
успокоился; но Великий
Князь вздумал сам объявить ему войну за Иоанна Берладника:
ибо многие
Галичане звали сего Воеводу в землю свою, уверяя,
что народ толпами
устремится под его знамена и что сын Владимирков не
любим гражданами.
Святослав Ольгович не хотел идти; удерживал Великого Князя;
представлял ему,
что Иоанн не сын, не брат их; но пылкий Изяслав с
угрозами ответствовал в
Василькове Послу Черниговскому: "Скажи брату, что он,
по возвращении моем из
Галича, волею и неволею может отправиться назад в
Новгород Северский!"
Добродушный Святослав с горестию видел несправедливость
своего родственника,
желая ему добра и мира Государству. "Богу открыто
смирение души моей, -
сказал он Вельможам: - я не искал управы мечом, когда Изяслав,
вместо целой
области Черниговской, дал мне только семь городов,
опустошенных Половцами и
населенных псарями. Он еще не доволен, и за миролюбивый,
благоразумный совет
грозится, вопреки святой клятве, выгнать меня из
Чернигова! Но Провидение
карает вероломных". Оно в самом деле наказало брата
его. Галицкий, соединясь
с Волынскими Князьями, Изяславичами и дядею их,
Владимиром Андреевичем,
предупредил Великого Князя и занял Белгород. Изяслав
обступил их с войском
многочисленным: одних Половцев было у него с лишком
20000. Указывая на
сильные полки свои, он с гордостию требовал, чтобы
союзники вышли из города.
Но Берендеи и Торки изменили ему; начальники их
тайно велели сказать
Мстиславу: "Князь! От нас все зависит. Если будешь
нам другом, как отец
твой, и дашь каждому по доброму городу, мы оставим Изяслава".
Они сдержали
слово: в глубокую полночь зажгли шатры свои и с грозным
воплем ускакали в
город. Пробужденный ночною тревогою, Великий Князь сел
на коня; увидел
измену и бежал за Днепр вместе с Владимиром Мстиславичем,
его другом;
Половцы также: многие из них утонули в Роси; других
пленили Юрьевцы и
Берендеи.
Союзники вошли в столицу, послав объявить
Смоленскому Князю,
Ростиславу, что они единственно для него завоевали престол
Киевский и будут
ему послушны как старшему. Мстислав требовал только,
чтобы низверженный
Митрополит Климент снова управлял церковию Российскою:
"ибо Константин
(говорил он) клял память отца моего". Но
Ростислав не хотел слышать о
Клименте, избранном, по его мнению, беззаконно. Наконец
согласились, чтобы
не быть Митрополитом ни тому, ни другому и призвать нового
из Царяграда.
Изгнанный Мстиславом, Константин уехал в Чернигов и
скоро преставился,
удивив современников и потомство странностию своего
завещания. Он вручил
запечатанную духовную Святителю Черниговскому, Антонию,
и требовал, чтобы
сей Епископ клятвенно обязался исполнить его последнюю
волю. Антоний в
присутствии Князя Святослава срезал печать и с изумлением
читал следующее:
"Не погребайте моего тела: да будет оно извлечено из
града и повержено псам
на снедение!" Епископ не дерзнул нарушить клятвы; но
Князь, страшась гнева
Небесного, велел на третий день привезти тело Митрополита
в Чернигов и с
честию предать земле в Соборной церкви, подле гроба
Игоря Ярославича.
Летописцы рассказывают, что в сии три дня, ясные для
Чернигова, была ужасная
буря и молния в Киеве; что одним громовым ударом убило
там семь человек и
ветер сорвал шатер Ростислава, стоявшего тогда в поле
близ Вышегорода; что
сей Князь старался молитвами в церквах умилостивить Небо и
что вдруг настала
тишина, когда совершилось погребение Митрополитова тела.
В княжение Изяслава Новгород вторично испытал
бедствие мора: не
успевали хоронить ни людей, ни скота; от смрада
бесчисленных трупов нельзя
было ходить по городу, ни в окрестностях.
Летописцы не говорят о
происхождении, свойстве и наружных знаках сей язвы,
которая свирепствовала
единственно в Новегороде. Глава 14 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ, ИЛИ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ПРОЗВАНИЕМ ДОЛГОРУКИЙ. Г. 1155-1157
Том 2: Глава 16 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ ВТОРИЧНО В КИЕВЕ. АНДРЕЙ В ВЛАДИМИРЕ СУЗДАЛЬСКОМ. Г. 1159-1167 |