Не умея согласить несчастий,
болезней и других житейских горестей с
благостию сих Мироправителей, Славяне Бальтийские
приписывали зло существу
особенному, всегдашнему врагу людей; именовали
его Чернобогом, старались
умилостивить жертвами и в собраниях народных пили из чаши,
посвященной ему и
добрым богам. Он изображался в виде льва, и для того
некоторые думают, что
Славяне заимствовали мысль о Чернобоге от
Христиан, уподоблявших Диавола
также сему зверю; но вероятно, что
ненависть к Саксонцам, которые были
самыми опасными врагами северных Вендов и на
знаменах своих представляли
льва, подала им мысль к такому
изображению существа злобного. Славяне
думали, что оно ужасает людей грозными привидениями
или страшилами, и что
гнев его могут укротить волхвы или кудесники, хотя
ненавистные народу, но
уважаемые за их мнимую науку. Сии волхвы, о коих и
Нестор говорит в своей
летописи, подобно Сибирским
Шаманам старались музыкою действовать на
воображение легковерных, играли на
гуслях, а для того именовались в
некоторых землях Славянских Гуслярами.
Между богами добрыми славился
более прочих Святовид, которого храм был
в городе Арконе, на острове Рюгене, и которому не только
все другие Венды,
но и Короли Датские, исповедуя уже Христианскую
Веру, присылали дары. Он
предсказывал будущее и помогал на войне. Кумир
его величиною превосходил
рост человека, украшался одеждою короткою, сделанною из
разного дерева; имел
четыре головы, две груди, искусно счесанные
бороды и волосы остриженные;
ногами стоял в земле, и в одной руке держал рог с
вином, а в другой лук;
подле идола висела узда, седло, меч его с серебряными
ножнами и рукояткою. -
Гельмольд рассказывает, что жители
острова Рюгена обожали в сем идоле
Христианского Святого, именем
Вита, слышав о великих чудесах его от
Корбейских Монахов, которые хотели некогда
обратить их в истинную Веру.
Достойно замечания, что Иллирические Славяне доныне
празднуют день Св. Вита
с разными языческими обрядами. Впрочем, Гельмольдово
предание, утверждаемое
и Саксоном Грамматиком, не есть ли одна
догадка, основанная на сходстве
имен? Для того, по известию Мавро-Урбина, один
из Христианских Князей в
Богемии выписал мощи Св. Вита, желая обратить к ним
усердие народа своего,
который не преставал обожать Святовида. Привязанность не
только Бальтийских,
но и других Славян к сему
идолослужению доказывает, кажется, древность
оного.
Народ Рюгенский поклонялся еще
трем идолам: первому - Рюгевиту, или
Ругевичу, богу войны,
изображаемому с семью лицами, с семью
мечами,
висевшими в ножнах на бедре, и с осьмым обнаженным в руке
(дубовый кумир его
был весь загажен ласточками, которые вили на нем
свои гнезда); второму -
Поревиту, коего значение неизвестно и который изображался
с пятью головами,
но без всякого оружия; третьему - Поренуту о четырех лицах
и с пятым лицем
на груди: он держал его правою рукою за бороду, а левою за
лоб, и считался
богом четырех времен года.
Главный идол в городе Ретре
назывался Радегаст, бог странноприимства,
как некоторые думают: ибо Славяне были всегда рады гостям.
Но сие толкование
кажется несправедливым: он изображался более страшным,
нежели дружелюбным: с
головою львиною, на которой сидел гусь, и еще с
головою буйвола на груди;
иногда одетый, иногда нагой, и
держал в руке большую секиру. Надписи
Ретрского истукана его доказывают, что сей бог хотя
и принадлежал к числу
добрых, однако ж в некоторых случаях мог и вредить
человеку. Адам Бременский
пишет о золотом кумире и пурпуровом ложе Радегаста; но мы
должны сомневаться
в истине его сказания: в другом месте сей
Историк уверяет нас, что храм
Упсальский весь был сделан из золота.
Сива - может быть, Жива -
считалась богинею жизни и доброю советницею.
Главный храм ее находился в Рацебурге. Она представлялась
одетою; держала на
голове нагого мальчика, а в руке
виноградную кисть. Далматские Славяне
поклонялись доброй Фрихии, богине Германских народов;
но как в Исландских
древностях Фрихия или прекрасная Фрея называется Ванадис
или Венедскою, то
вероятно, что Готфы заимствовали от Славян понятие о сей
богине и что она же
именовалась Сивою.
Между Ретрскими
истуканами нашлись Германские, Прусские,
т. е.
Латышские, и даже Греческие идолы. Бальтийские
Славяне поклонялись Водану,
или Скандинавскому Одину, узнав об нем от Германских
народов, с которыми они
жили в Дакии и которые были еще издревле их
соседями. Венды Мекленбургские
доныне сохранили некоторые обряды веры
Одиновой. - Прусские надписи на
истуканах Перкуна, бога молнии, и Парстуков или
Берстуков, доказывают, что
они были Латышские идолы; но Славяне молились им в
Ретрском храме, так же
как и Греческим статуям Любви, брачного Гения и Осени, без
сомнения отнятым
или купленным ими в Греции. - Кроме сих богов
чужеземных, там стояли еще
кумиры Числобога, Ипабога, Зибога или Зембога, и Немизы.
Первый изображался
в виде женщины с луною и знаменовал, кажется, месяц, на
котором основывалось
исчисление времени. Имя второго
непонятно; но ему надлежало
быть
покровителем звериной ловли, которая представлялась на его
одежде. Третьего
обожали в Богемии как сильного
Духа земли. Немиза повелевал ветром и
воздухом: голова его увенчана лучами и крылом, а на теле
изображена летящая
птица.
Писатели, собственными глазами
видевшие языческих Вендов, сохранили нам
известие еще о некоторых других идолах. В
Юлине, или в Виннете, главный
именовался Триглав. Кумир его был деревянный, непомерной
величины, а другой
маленький, вылитый из золота, о трех головах, покрытых
одною шапкою. Более
ничего не знаем о сем
идоле. Второй, Припекала, означал,
кажется,
любострастие: ибо Христианские Писатели сравнивали его с
Приапом; а третий
Геровит или Яровид, бог войны, коего храм был в
Гавельберге и Волгасте и
подле которого висел на стене золотой щит. - Жители
Вагрии особенно чтили
Прова, бога правосудия, и Падагу, бога звероловства.
Первому служили храмом
самые древнейшие дубы, окруженные деревянною оградою с
двумя вратами. В сей
заповедной дубраве и в ее
святилище жил Великий жрец, совершались
торжественные жертвоприношения, судился народ, и
люди, угрожаемые смертию,
находили безопасное убежище. Он изображался старцем,
в одежде со многими
складками, с цепями на груди, и
держал в руке нож. Второй считается
покровителем звероловства, для того, что на одежде
и жертвенной чаше его
кумира о двух лицах, найденного в числе
Ретрских древностей, представлены
стрелок, олень и кабан; в руках своих он
держит также какого-то зверя.
Другие признают в нем бога ясных дней, который у
Сербов назывался Погодою:
ибо заднее лицо его окружено лучами, и слова,
вырезанные на сем истукане,
значат ясность и ведро. -
Мерзебургские Венды обожали идола Гениля,
покровителя их собственности, и в некоторое время года
пастухи разносили по
домам символ его: кулак с перстнем, укрепленный на шесте.
О Вере Славян Иллирических не
имеем никаких известий; но как Морлахи на
свадебных пиршествах своих доныне славят Давора, Дамора,
Добрую Фрихию, Яра
и Пика, то с вероятностию заключить можно, что языческие
боги их назывались
сими именами. - Сказание Польских Историков о
древнем богослужении в их
отечестве основывается единственно на предании и догадках.
В Гнезне, пишут
они, был знаменитый храм Нии,
Славянского Плутона, которого молили о
счастливом успокоении мертвых; обожали еще Марзану
или Цереру, обрекая в
жертву ей десятую часть плодов земных; Ясса
или Ясна, Римского Юпитера;
Ладона или Ляда, Марса; Дзидзилию, богиню любви и
деторождения, Зивонию или
Зиванну, Диану; Зиваго или бога
жизни; Леля и Полеля, или Греческих
близнецов Кастора и Поллукса; Погоду и Похвиста, бога
ясных дней и сильного
ветра. "Слыша вой бури (пишет Стриковский),
сии язычники с благоговением
преклоняли колена".
В России, до введения
Христианской Веры, первую степень между идолами
занимали Перун, бог молнии, которому Славяне
еще в VI веке поклонялись,
обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в
Киеве на холме, вне
двора Владимирова, и в Новегороде над рекою
Волховом: был деревянный, с
серебряною головою и с золотыми устами. Летописец именует
еще идолов Хорса,
Дажебога, Стрибога, Самаргла и
Мокоша, не объявляя, какие свойства и
действия приписывались им в
язычестве. В договоре Олега с
Греками
упоминается еще о Волосе, которого именем и
Перуновым клялись Россияне в
верности, имев к нему особенное
уважение: ибо он считался покровителем
скота, главного их богатства. - Сии
известия Несторовы можем дополнить
новейшими, напечатанными в Киевском Синопсисе. Хотя они
выбраны отчасти из
Польских ненадежных Историков, но, будучи согласны с
древними обыкновениями
народа Русского, кажутся вероятными, по крайней мере
достойными замечания.
Бог веселия, любви, согласия и
всякого благополучия именовался в России
Ладо:
ему жертвовали вступающие в союз
брачный, с усердием воспевая имя его,
которое слышим и ныне в старинных припевах. Стриковский
называет сего бога
Латышским: в Литве и Самогитии народ праздновал ему от 25
Маия до 25 Июня,
отцы и мужья в гостиницах, а жены и дочери на улицах и на
лугах; взявшись за
руки, они плясали и пели: Ладо, Ладо, дидис
Ладо, то есть великий Ладо.
Такое же обыкновение доныне существует в
деревнях наших: молодые женщины
весной собираются играть и петь в хороводах:
"Лада, диди Лада". Мы уже
заметили, что Славяне охотно
умножали число идолов своих и принимали
чужеземных. Русские язычники, как пишет Адам Бременский,
ездили в Курляндию
и в Самогитию для поклонения кумирам;
следственно, имели одних богов с
Латышами, ежели не все, то хотя некоторые
Славянские племена в России -
вероятно, Кривичи: ибо название
их свидетельствует, кажется, что они
признавали Латышского Первосвященника Криве Главою Веры
своей. Впрочем, Ладо
мог быть и древним Славянским
божеством: жители Молдавии и Валахии в
некоторых суеверных обрядах доныне твердят имя Лада.
Купалу, богу земных плодов,
жертвовали пред собиранием хлеба, 23 Июня,
в день Св. Агриппины, которая для
того прозвана в народе Купальницею.
Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру
огонь, плясали около
его и воспевали Купала. Память сего идолослужения
сохранилась в некоторых
странах России, где ночные игры деревенских жителей и
пляски вокруг огня с
невинным намерением совершаются в честь идолу
языческому. В Архангельской
Губернии многие поселяне 23
Июня топят бани, настилают в них траву
купальницу (лютик, ranunculus acris) и после купаются в
реке. Сербы накануне
или в самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая Ивановские
венки, вешают их
на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от
своего жилища.
24 Декабря язычники Русские
славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и
в наше время, накануне Рождества
Христова, дети земледельцев собираются
колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина
в песнях, твердят
имя Коляды и просят денег. Святошные игрища и гадание
кажутся остатком сего
языческого праздника.
В суеверных преданиях народа
Русского открываем также некоторые следы
древнего Славянского богопочитания: доныне простые
люди говорят у нас о
Леших, которые видом подобны Сатирам,
живут будто бы в темноте лесов,
равняются с деревьями и с травой, ужасают странников,
обходят их кругом и
сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав (где они
бегают с распущенными
волосами, особенно перед Троицыным днем), о благодетельных
и злых Домовых, о
ночных Кикимрах и проч.
Таким образом грубый ум
людей непросвященных заблуждается во мраке
идолопоклонства и творит богов на всяком
шагу, чтобы изъяснять действия
Природы и в неизвестностях рока
успокаивать сердце надеждою на вышнюю
помощь! - Желая выразить могущество и грозность богов,
Славяне представляли
их великанами, с ужасными лицами,
со многими головами. Греки хотели,
кажется, любить своих идолов
(изображая в них примеры человеческой
стройности), а Славяне только бояться; первые обожали
красоту и приятность,
а вторые одну силу; и еще не
довольствуясь собственным противным видом
истуканов, окружали их гнусными изображениями ядовитых животных:
змей, жаб,
ящериц и проч. Кроме идолов, Немецкие Славяне,
подобно Дунайским, обожали
еще реки, озера, источники, леса и приносили
жертвы невидимым их Гениям,
которые, по мнению суеверных, иногда говорили, и в
важных случаях являлись
людям. Так, Гений Ретрского озера, когда великие
опасности угрожали народу
Славянскому, принимал на себя образ кабана, выплывал на
берег, ревел ужасным
голосом и скрывался в волнах. Мы знаем, что и Российские
Славяне приписывали
озерам и рекам некоторую божественность и святость.
В глазной болезни они
умывались водою мнимо-целебных источников и бросали в них
серебряные монеты.
Народное обыкновение купать или обливать водою людей,
проспавших Заутреню в
день Пасхи, будто бы для омовения их от греха, происходит,
может быть, от
такого же языческого суеверия. - У многих народов
Славянских были заповедные
рощи, где никогда стук секиры не раздавался и где
самые злейшие враги не
дерзали вступить в бой между собою. Лес города Ретры
считался священным.
О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ ( Том 1: Глава 3(2)) |