Меню сайта
Категории каталога
Том первый [19]
Том второй [27]
Том третий [21]
Том четвертый [16]
Том пятый [21]
Том шестой [19]
Том седьмой [11]
Том восьмой [15]
Том девятый [24]
Том десятый [14]
Том одинадцатый [14]
Том двенадцатый [16]
Предисловие автора [1]
Карамзин Николай Михайлович Декабря 7, 1815 года
Биография писателя [1]
Карамзина Николая Михайловича
Мини-чат
Наш опрос
Оцените дизайн форума
Всего ответов: 196
Главная » Статьи » История государства Российского » Том первый

О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ ( Том 1: Глава 3(3)
Не умея согласить несчастий, болезней и других житейских горестей с

благостию сих Мироправителей, Славяне Бальтийские приписывали зло существу

особенному, всегдашнему врагу людей; именовали его Чернобогом, старались

умилостивить жертвами и в собраниях народных пили из чаши, посвященной ему и

добрым богам. Он изображался в виде льва, и для того некоторые думают, что

Славяне заимствовали мысль о Чернобоге от Христиан, уподоблявших Диавола

также сему зверю; но вероятно, что ненависть к Саксонцам, которые были

самыми опасными врагами северных Вендов и на знаменах своих представляли

льва, подала им мысль к такому изображению существа злобного. Славяне

думали, что оно ужасает людей грозными привидениями или страшилами, и что

гнев его могут укротить волхвы или кудесники, хотя ненавистные народу, но

уважаемые за их мнимую науку. Сии волхвы, о коих и Нестор говорит в своей

летописи, подобно Сибирским Шаманам старались музыкою действовать на

воображение легковерных, играли на гуслях, а для того именовались в

некоторых землях Славянских Гуслярами.

Между богами добрыми славился более прочих Святовид, которого храм был

в городе Арконе, на острове Рюгене, и которому не только все другие Венды,

но и Короли Датские, исповедуя уже Христианскую Веру, присылали дары. Он

предсказывал будущее и помогал на войне. Кумир его величиною превосходил

рост человека, украшался одеждою короткою, сделанною из разного дерева; имел

четыре головы, две груди, искусно счесанные бороды и волосы остриженные;

ногами стоял в земле, и в одной руке держал рог с вином, а в другой лук;

подле идола висела узда, седло, меч его с серебряными ножнами и рукояткою. -

Гельмольд рассказывает, что жители острова Рюгена обожали в сем идоле

Христианского Святого, именем Вита, слышав о великих чудесах его от

Корбейских Монахов, которые хотели некогда обратить их в истинную Веру.

Достойно замечания, что Иллирические Славяне доныне празднуют день Св. Вита

с разными языческими обрядами. Впрочем, Гельмольдово предание, утверждаемое

и Саксоном Грамматиком, не есть ли одна догадка, основанная на сходстве

имен? Для того, по известию Мавро-Урбина, один из Христианских Князей в

Богемии выписал мощи Св. Вита, желая обратить к ним усердие народа своего,

который не преставал обожать Святовида. Привязанность не только Бальтийских,

но и других Славян к сему идолослужению доказывает, кажется, древность

оного.

Народ Рюгенский поклонялся еще трем идолам: первому - Рюгевиту, или

Ругевичу, богу войны, изображаемому с семью лицами, с семью мечами,

висевшими в ножнах на бедре, и с осьмым обнаженным в руке (дубовый кумир его

был весь загажен ласточками, которые вили на нем свои гнезда); второму -

Поревиту, коего значение неизвестно и который изображался с пятью головами,

но без всякого оружия; третьему - Поренуту о четырех лицах и с пятым лицем

на груди: он держал его правою рукою за бороду, а левою за лоб, и считался

богом четырех времен года.

Главный идол в городе Ретре назывался Радегаст, бог странноприимства,

как некоторые думают: ибо Славяне были всегда рады гостям. Но сие толкование

кажется несправедливым: он изображался более страшным, нежели дружелюбным: с

головою львиною, на которой сидел гусь, и еще с головою буйвола на груди;

иногда одетый, иногда нагой, и держал в руке большую секиру. Надписи

Ретрского истукана его доказывают, что сей бог хотя и принадлежал к числу

добрых, однако ж в некоторых случаях мог и вредить человеку. Адам Бременский

пишет о золотом кумире и пурпуровом ложе Радегаста; но мы должны сомневаться

в истине его сказания: в другом месте сей Историк уверяет нас, что храм

Упсальский весь был сделан из золота.

Сива - может быть, Жива - считалась богинею жизни и доброю советницею.

Главный храм ее находился в Рацебурге. Она представлялась одетою; держала на

голове нагого мальчика, а в руке виноградную кисть. Далматские Славяне

поклонялись доброй Фрихии, богине Германских народов; но как в Исландских

древностях Фрихия или прекрасная Фрея называется Ванадис или Венедскою, то

вероятно, что Готфы заимствовали от Славян понятие о сей богине и что она же

именовалась Сивою.

Между Ретрскими истуканами нашлись Германские, Прусские, т. е.

Латышские, и даже Греческие идолы. Бальтийские Славяне поклонялись Водану,

или Скандинавскому Одину, узнав об нем от Германских народов, с которыми они

жили в Дакии и которые были еще издревле их соседями. Венды Мекленбургские

доныне сохранили некоторые обряды веры Одиновой. - Прусские надписи на

истуканах Перкуна, бога молнии, и Парстуков или Берстуков, доказывают, что

они были Латышские идолы; но Славяне молились им в Ретрском храме, так же

как и Греческим статуям Любви, брачного Гения и Осени, без сомнения отнятым

или купленным ими в Греции. - Кроме сих богов чужеземных, там стояли еще

кумиры Числобога, Ипабога, Зибога или Зембога, и Немизы. Первый изображался

в виде женщины с луною и знаменовал, кажется, месяц, на котором основывалось

исчисление времени. Имя второго непонятно; но ему надлежало быть

покровителем звериной ловли, которая представлялась на его одежде. Третьего

обожали в Богемии как сильного Духа земли. Немиза повелевал ветром и

воздухом: голова его увенчана лучами и крылом, а на теле изображена летящая

птица.

Писатели, собственными глазами видевшие языческих Вендов, сохранили нам

известие еще о некоторых других идолах. В Юлине, или в Виннете, главный

именовался Триглав. Кумир его был деревянный, непомерной величины, а другой

маленький, вылитый из золота, о трех головах, покрытых одною шапкою. Более

ничего не знаем о сем идоле. Второй, Припекала, означал, кажется,

любострастие: ибо Христианские Писатели сравнивали его с Приапом; а третий

Геровит или Яровид, бог войны, коего храм был в Гавельберге и Волгасте и

подле которого висел на стене золотой щит. - Жители Вагрии особенно чтили

Прова, бога правосудия, и Падагу, бога звероловства. Первому служили храмом

самые древнейшие дубы, окруженные деревянною оградою с двумя вратами. В сей

заповедной дубраве и в ее святилище жил Великий жрец, совершались

торжественные жертвоприношения, судился народ, и люди, угрожаемые смертию,

находили безопасное убежище. Он изображался старцем, в одежде со многими

складками, с цепями на груди, и держал в руке нож. Второй считается

покровителем звероловства, для того, что на одежде и жертвенной чаше его

кумира о двух лицах, найденного в числе Ретрских древностей, представлены

стрелок, олень и кабан; в руках своих он держит также какого-то зверя.

Другие признают в нем бога ясных дней, который у Сербов назывался Погодою:

ибо заднее лицо его окружено лучами, и слова, вырезанные на сем истукане,

значат ясность и ведро. - Мерзебургские Венды обожали идола Гениля,

покровителя их собственности, и в некоторое время года пастухи разносили по

домам символ его: кулак с перстнем, укрепленный на шесте.

О Вере Славян Иллирических не имеем никаких известий; но как Морлахи на

свадебных пиршествах своих доныне славят Давора, Дамора, Добрую Фрихию, Яра

и Пика, то с вероятностию заключить можно, что языческие боги их назывались

сими именами. - Сказание Польских Историков о древнем богослужении в их

отечестве основывается единственно на предании и догадках. В Гнезне, пишут

они, был знаменитый храм Нии, Славянского Плутона, которого молили о

счастливом успокоении мертвых; обожали еще Марзану или Цереру, обрекая в

жертву ей десятую часть плодов земных; Ясса или Ясна, Римского Юпитера;

Ладона или Ляда, Марса; Дзидзилию, богиню любви и деторождения, Зивонию или

Зиванну, Диану; Зиваго или бога жизни; Леля и Полеля, или Греческих

близнецов Кастора и Поллукса; Погоду и Похвиста, бога ясных дней и сильного

ветра. "Слыша вой бури (пишет Стриковский), сии язычники с благоговением

преклоняли колена".

В России, до введения Христианской Веры, первую степень между идолами

занимали Перун, бог молнии, которому Славяне еще в VI веке поклонялись,

обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне

двора Владимирова, и в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный, с

серебряною головою и с золотыми устами. Летописец именует еще идолов Хорса,

Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и

действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками

упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялись Россияне в

верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем

скота, главного их богатства. - Сии известия Несторовы можем дополнить

новейшими, напечатанными в Киевском Синопсисе. Хотя они выбраны отчасти из

Польских ненадежных Историков, но, будучи согласны с древними обыкновениями

народа Русского, кажутся вероятными, по крайней мере достойными замечания.

Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России

Ладо:

ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его,

которое слышим и ныне в старинных припевах. Стриковский называет сего бога

Латышским: в Литве и Самогитии народ праздновал ему от 25 Маия до 25 Июня,

отцы и мужья в гостиницах, а жены и дочери на улицах и на лугах; взявшись за

руки, они плясали и пели: Ладо, Ладо, дидис Ладо, то есть великий Ладо.

Такое же обыкновение доныне существует в деревнях наших: молодые женщины

весной собираются играть и петь в хороводах: "Лада, диди Лада". Мы уже

заметили, что Славяне охотно умножали число идолов своих и принимали

чужеземных. Русские язычники, как пишет Адам Бременский, ездили в Курляндию

и в Самогитию для поклонения кумирам; следственно, имели одних богов с

Латышами, ежели не все, то хотя некоторые Славянские племена в России -

вероятно, Кривичи: ибо название их свидетельствует, кажется, что они

признавали Латышского Первосвященника Криве Главою Веры своей. Впрочем, Ладо

мог быть и древним Славянским божеством: жители Молдавии и Валахии в

некоторых суеверных обрядах доныне твердят имя Лада.

Купалу, богу земных плодов, жертвовали пред собиранием хлеба, 23 Июня,

в день Св. Агриппины, которая для того прозвана в народе Купальницею.

Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около

его и воспевали Купала. Память сего идолослужения сохранилась в некоторых

странах России, где ночные игры деревенских жителей и пляски вокруг огня с

невинным намерением совершаются в честь идолу языческому. В Архангельской

Губернии многие поселяне 23 Июня топят бани, настилают в них траву

купальницу (лютик, ranunculus acris) и после купаются в реке. Сербы накануне

или в самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая Ивановские венки, вешают их

на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от своего жилища.

24 Декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и

в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются

колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят

имя Коляды и просят денег. Святошные игрища и гадание кажутся остатком сего

языческого праздника.

В суеверных преданиях народа Русского открываем также некоторые следы

древнего Славянского богопочитания: доныне простые люди говорят у нас о

Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов,

равняются с деревьями и с травой, ужасают странников, обходят их кругом и

сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав (где они бегают с распущенными

волосами, особенно перед Троицыным днем), о благодетельных и злых Домовых, о

ночных Кикимрах и проч.

Таким образом грубый ум людей непросвященных заблуждается во мраке

идолопоклонства и творит богов на всяком шагу, чтобы изъяснять действия

Природы и в неизвестностях рока успокаивать сердце надеждою на вышнюю

помощь! - Желая выразить могущество и грозность богов, Славяне представляли

их великанами, с ужасными лицами, со многими головами. Греки хотели,

кажется, любить своих идолов (изображая в них примеры человеческой

стройности), а Славяне только бояться; первые обожали красоту и приятность,

а вторые одну силу; и еще не довольствуясь собственным противным видом

истуканов, окружали их гнусными изображениями ядовитых животных: змей, жаб,

ящериц и проч. Кроме идолов, Немецкие Славяне, подобно Дунайским, обожали

еще реки, озера, источники, леса и приносили жертвы невидимым их Гениям,

которые, по мнению суеверных, иногда говорили, и в важных случаях являлись

людям. Так, Гений Ретрского озера, когда великие опасности угрожали народу

Славянскому, принимал на себя образ кабана, выплывал на берег, ревел ужасным

голосом и скрывался в волнах. Мы знаем, что и Российские Славяне приписывали

озерам и рекам некоторую божественность и святость. В глазной болезни они

умывались водою мнимо-целебных источников и бросали в них серебряные монеты.

Народное обыкновение купать или обливать водою людей, проспавших Заутреню в

день Пасхи, будто бы для омовения их от греха, происходит, может быть, от

такого же языческого суеверия. - У многих народов Славянских были заповедные

рощи, где никогда стук секиры не раздавался и где самые злейшие враги не

дерзали вступить в бой между собою. Лес города Ретры считался священным. 

О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ ( Том 1: Глава 3(2))

Категория: Том первый | Добавил: shtormax (04.05.2008)
Просмотров: 743 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вы на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вы находитесь на сайте
Группа: Гость
Вы здесь: - ый день
Сегодня тут побывали
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz