Меню сайта
Категории каталога
Том первый [19]
Том второй [27]
Том третий [21]
Том четвертый [16]
Том пятый [21]
Том шестой [19]
Том седьмой [11]
Том восьмой [15]
Том девятый [24]
Том десятый [14]
Том одинадцатый [14]
Том двенадцатый [16]
Предисловие автора [1]
Карамзин Николай Михайлович Декабря 7, 1815 года
Биография писателя [1]
Карамзина Николая Михайловича
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 283
Главная » Статьи » История государства Российского » Том первый

О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ ( Том 1: Глава 3(2)
Быв в Империи и видев собственными глазами изящные творения Греческих

художеств, наконец строя города и занимаясь торговлею, Славяне имели

некоторое понятие об искусствах, соединенных с первыми успехами разума

гражданского. Они вырезывали на дереве образы человека, птиц, зверей и

красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного жара и не

смывались дождем. В древних могилах Вендских нашлись многие глиняные урны,

весьма хорошо сделанные, с изображением львов, медведей, орлов и покрытые

лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною

оправою и насечкою. Чехи задолго до времен Карла Великого занимались уже

рудокопанием и в Герцогстве Мекленбургском, на южной стороне Толлензского

озера, в Прильвице, найдены в XVII веке медные истуканы богов Славянских,

работы их собственных художников, которые, впрочем, не имели понятия о

красоте металлических изображений, отливая голову, стан и ноги в разные

формы и весьма грубо. Так было и в Греции, где во времена Гомеровы художники

уже славились ваянием, но еще долго не умели отливать статуй в одну форму.

Памятником каменосечного искусства древних Славян остались большие, гладко

обделанные плиты, на которых выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.

Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным

опасностям, предки наши мало успевали в зодчестве, требующем времени,

досуга, терпения, и не хотели строить себе домов прочных: не только в шестом

веке, но и гораздо после обитали в шалашах, которые едва укрывали их от

непогод и дождя. Самые города Славянские были не что иное, как собрание

хижин, окруженных забором или земляным валом. Там возвышались храмы идолов,

не такие великолепные здания, какими гордились Египет, Греция и Рим, но

большие деревянные кровы. Венеды называли их Гонтинами, от слова гонт,

доныне означающего на Русском языке особенный род тесниц, употребляемых для

кровли домов.

Не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие

наружные украшения, древние Славяне в низких хижинах своих умели

наслаждаться действием так называемых искусств изящных. Первая нужда людей

есть пища и кров, вторая - удовольствие, и самые дикие народы ищут его в

согласии звуков, веселящих душу посредством слуха. Северные Венеды в шестом

веке сказывали Греческому Императору, что главное услаждение жизни их есть

музыка и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или

гусли, ими выдуманные.

Волынка, гудок и дудка были также известны предкам нашим: ибо все

народы Славянские доныне любят их. Не только в мирное время и в отчизне, но

и в набегах своих, в виду многочисленных врагов, Славяне веселились, пели и

забывали опасность. Так, Прокопий, описывая в 592 году ночное нападение

Греческого Вождя на их войско, говорит, что они усыпили себя песнями и не

взяли никаких мер осторожности. Некоторые народные песни Славянские в

Лаузице, в Люнебурге, в Далмации кажутся древними: также и старинные припевы

Русских, в коих величаются имена богов языческих и реки Дуная, любезного

нашим предкам, ибо на берегах его искусились они некогда в воинском счастии.

Вероятно, что сии песни, мирные в первобытном отечестве Венедов, еще не

знавших славы и победы, обратились в воинские, когда народ их приближился к

Империи и вступил в Дакию; вероятно, что они воспламеняли сердца огнем

мужества, представляли уму живые картины битв и кровопролития, сохраняли

память дел великодушия и были в некотором смысле древнейшею Историею

Славянскою. Так везде рождалось стихотворство, изображая главные склонности

народные; так песни самых нынешних Кроатов более всего славят мужество и

память великих предков; но другие, любимые Немецкими Вендами, возбуждают

только к веселью и к счастливому забвению житейских горестей; иные же совсем

не имеют смысла, подобно некоторым Русским; нравятся одним согласием звуков

и мягких слов, действуя только на слух и не представляя ничего разуму.

Сердечное удовольствие, производимое музыкою, заставляет людей

изъявлять оное разными телодвижениями: рождается пляска, любимая забава

самых диких народов. По нынешней Русской, Богемской, Далматской можем судить

о древней пляске Славян, которою они торжествовали священные обряды

язычества и всякие приятные случаи:

она состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками,

вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует

характеру людей крепких, деятельных, неутомимых. - Народные игры и потехи,

доныне единообразные в землях Славянских: борьба, кулачный бой, беганье

взапуски - остались также памятником их древних забав, представляющих нам

образ войны и силы.

В дополнение к сим известиям заметим, что Славяне, еще не зная грамоты,

имели некоторые сведения в Арифметике, в Хронологии. Домоводство, война,

торговля приучили их ко многосложному счислению; имя тма, знаменующее 10000,

есть древнее Славянское. Наблюдая течение года, они, подобно Римлянам,

делили его на 12 месяцев, и каждому из них дали название согласно с

временными явлениями или действиями природы: Генварю Просинец (вероятно, от

синеты неба), Февралю Сечень, Марту Сухий, Апрелю Березозол (думаю, от золы

березовой), Маию Травный, Июню Изок (так называлась у Славян какая-то певчая

птица), Июлю Червен (не от красных ли плодов или ягод?), Августу Зарев (от

зари или зарницы), Сентябрю Рюен (или Ревун, как толкуют: от рева зверей),

Октябрю Листопад, Ноябрю Груден (от груд снега или мерзлой грязи?), Декабрю

Студеный. Столетие называлось веком, то есть жизнию человеческою, во

свидетельство, сколь предки наши обыкновенно долгоденствовали, одаренные

крепким сложением и здравые физическою деятельностию.

Сей народ, подобно всем иным, в начале гражданского бытия своего не

знал выгод правления благоустроенного, не терпел ни властелинов, ни рабов в

земле своей и думал, что свобода дикая, неограниченная есть главное добро

человека. Хозяин господствовал в доме: отец над детьми, муж над женою, брат

над сестрами; всякий строил себе хижину особенную, в некотором отдалении от

прочих, чтобы жить спокойнее и безопаснее. Лес, ручей, поле составляли его

область, в которую страшились зайти слабые и невооруженные. Каждое семейство

было маленькою, независимою Республикою; но общие древние обычаи служили

между ними некоторою гражданскою связию. В случаях важных единоплеменные

сходились вместе советоваться о благе народном, уважая приговор старцев, сих

живых книг опытности и благоразумия для народов диких; вместе также,

предпринимая воинские походы, избирали Вождей, хотя, любя своевольство и

боясь всякого принуждения, весьма ограничивали власть их и часто не

повиновались им в самых битвах. Совершив общее дело и возвратясь домой,

всякий опять считал себя большим и главою в своей хижине.

В течение времен сия дикая простота нравов должна была измениться.

Славяне, грабя Империю, где Царствовала роскошь, узнали новые удовольствия и

потребности, которые, ограничив их независимость, укрепили между ими связь

гражданскую. Они почувствовали более нужды друг в друге, сблизились жилищами

и завели селения; другие, видя в чужих землях грады великолепные и веси

цветущие, разлюбили мрачные леса свои, некогда украшаемые для них одною

свободою; перешли в Греческие владения и согласились зависеть от

Императоров. Жребий войны и могущество Карла Великого подчинили ему и

наследникам его большую часть Славян Немецких; но своевольство неукротимое

было всегда их характером: как скоро обстоятельства им благоприятствовали,

они свергали с себя иго и жестоко мстили чужеземному Властелину за свое

временное порабощение, так, что одна Вера Христианская могла наконец смирить

их.

Многочисленные области Славянские всегда имели сообщение одна с другою,

и кто говорил их языком, тот во всякой находил друзей и сограждан. Баян, Хан

Аваров, зная сей тесный союз племен Славянских и покорив многие из них в

Дакии, в Паннонии, в Богемии, думал, что и самые отдаленные должны служить

ему, и для того в 590 году требовал войска от Славян Бальтийских. Некоторые

знаменитые храмы еще более утверждали связь между ими в средних веках: там

сходились они из разных земель вопрошать богов, и жрец, ответствуя устами

идола, нередко убеждал их действовать согласно с общею или особенною пользою

своего народа; там оскорбленные чужеземцами Славяне приносили свои жалобы

единоплеменным, заклиная их быть мстителями отечества и Веры; там, в

определенное время, собирались чиновники и старейшины для Сейма, на коем

благоразумие и справедливость часто уступали дерзости и насилию. Храм города

Ретры в Мекленбурге, на реке Толлензе, славился более всех других такими

собраниями.

Народное правление Славян чрез несколько веков обратилось в

Аристократическое.

Вожди, избираемые общею доверенностию, отличные искусством и мужеством,

были первыми властелинами в своем отечестве. Дела славы требовали

благодарности от народа; к тому же, будучи ослеплен счастием Героев, он

искал в них и разума отменного. Богемцы, еще не имея ни законов

общественных, ни судей избранных, в личных распрях своих отдавались на суд

знаменитым гражданам; а сия знаменитость основывалась на изведанной

храбрости в битвах и на богатстве, ее награде, ибо оно приобреталось тогда

войною. Наконец обыкновение сделалось для одних правом начальствовать, а для

иных обязанностию повиноваться. Если сын Героя, славного и богатого, имел

великие свойства отца, то он еще более утверждал власть своего рода.

Сия власть означалась у Славян именами Боярина, Воеводы, Князя, Пана,

Жупана, Короля или Краля и другими. Первое без сомнения происходит от боя и

в начале своем могло знаменовать воина отличной храбрости, а после

обратилось в народное достоинство. Византийские летописи в 764 году

упоминают о Боярах, Вельможах, или главных чиновниках Славян Болгарских. -

Воеводами назывались прежде одни воинские начальники; но как они и в мирное

время умели присвоить себе господство над согражданами, то сие имя

знаменовало уже вообще повелителя и властелина у Богемских и Саксонских

Вендов, в Крайне Государя, в Польше не только воинского предводителя, но и

судию. - Слово Князь родилось едва ли не от коня, хотя многие ученые

производят его от Восточного имени Каган и Немецкого Konig. В Славянских

землях кони были драгоценнейшею собственностию: у Поморян в средних веках 30

лошадей составляли великое богатство, и всякий хозяин коня назывался Князем,

nobilis capitaneus et Princeps. В Кроации и Сервии именовались так братья

Королей; в Далмации главный судья имел титло Великого Князя. - Пан

Славянский, по известию Константина Багрянородного, управлял в Кроации тремя

большими округами и председательствовал на Сеймах, когда народ собирался в

поле для совета. Имя Панов, долго могущественных в Венгрии, до самого XIII

века означало в Богемии владельцев богатых, а на Польском языке и ныне

значит Господина. - Округи в Славянских землях назывались Жупанствами, а

Правители их Жупанами, или Старейшинами, по толкованию Константина

Багрянородного; древнее слово Жупа означало селение. Главною должностию сих

чиновников было правосудие: в Верхней Саксонии и в Австрии Славянские

поселяне доныне называют так судей своих; но в средних веках достоинство

Жупанов уважалось более Княжеского. В разборе тяжебных дел помогали им

Суддавы, или частные судьи. Странное обыкновение сохранилось в некоторых

Славянских деревнях Лаузица и Бранденбурга: земледельцы тайно избирают между

собою Короля и платят ему дань, какую они во время своей вольности платили

Жупанам. - Наконец, в Сервии, в Далмации, в Богемии Владетели стали

именоваться Кралями или Королями, то есть, по мнению некоторых, наказателями

преступников, от слова кара или наказание.

Итак, первая власть, которая родилась в отечестве наших диких,

независимых предков, была воинская. Сражения требуют одного намерения и

согласного действия частных сил: для того избрали Полководцев. В теснейших

связях общежития Славяне узнали необходимость другой власти, которая

примиряла бы распри гражданского корыстолюбия: для того назначили судей, но

первые из них были знаменитейшие Герои. Одни люди пользовались общею

доверенностию в делах войны и мира. - История Славян подобна Истории всех

народов, выходящих из дикого состояния.

Только мудрая, долговременная опытность научает людей благодетельному

разделению властей воинских и гражданских.

Но древнейшие Бояре, Воеводы, Князья, Паны, Жупаны и самые Короли

Славянские во многих отношениях зависели от произвола граждан, которые

нередко, единодушно избрав начальника, вдруг лишали его своей доверенности,

иногда без всякой вины, единственно по легкомыслию, клевете или в

несчастиях: ибо народ всегда склонен обвинять Правителей, если они не умеют

отвратить бедствий от Государства. Сих примеров довольно в Истории

языческих, даже и Христианских Славян. Они вообще не любили наследственной

власти и более принужденно, нежели добровольно повиновались иногда сыну

умершего Воеводы или Князя. - Избрание Герцога, то есть Воеводы, в

Славянской Каринтии соединено было с обрядом весьма любопытным.

Избираемый в самой бедной одежде являлся среди народного собрания, где

земледелец сидел на престоле или на большом диком камне. Новый Властитель

клялся быть защитником Веры, сирот, вдов, справедливости: тогда земледелец

уступал ему камень, и все граждане присягали в верности. Между тем два рода

знаменитейшие имели право везде косить хлеб и жечь селения, в знак и в

память того, что древние Славяне выбрали первого Властелина для защиты их от

насилия и злодейства.

Однако ж многие Князья, владея счастливо и долгое время, умели сообщать

право наследственности детям. В западной Сервии был пример, что жена Князя

Доброслава по смерти его правила землею. - Государи Славянские, достигнув

самовластия, подобно другим ослабляли свое могущество Уделами: то есть,

всякому сыну давали особенную область; но сии примеры бывали редки во

времена язычества: Князья, по большей части избираемые, думали, что не имеют

права располагать судьбою людей, которые только им поддалися.

Главный начальник или Правитель судил народные дела торжественно, в

собрании старейшин, и часто во мраке леса: ибо Славяне воображали, что бог

суда, Прове, живет в тени древних, густых дубов. Сии места и домы Княжеские

были священны:

никто не дерзал войти в них с оружием, и самые преступники могли там

безопасно укрываться. Князь, Воевода, Король был главою ратных сил, но

жрецы, устами идолов, и воля народная предписывали ему войну или мир (при

заключении коего Славяне бросали камень в море, клали оружие и золото к

ногам идола или, простирая десницу к бывшим неприятелям, вручали им клок

волос своих вместе с горстию травы). Народ платил властителям дань, однако ж

произвольную.

Так Славяне в разные века и в разных землях управлялись гражданскою

властию. О Славянах Российских Нестор пишет, что они, как и другие, не знали

единовластия, наблюдая закон отцов своих, древние обычаи и предания, о коих

еще в VI веке упоминает Греческий Историк и которые имели для них силу

законов писаных: ибо гражданские общества не могут образоваться без уставов

и договоров, основанных на справедливости. Но как сии условия требуют

блюстителей и власти наказывать преступника, то и самые дикие народы

избирают посредников между людьми и законом. Хотя Летописец наш не говорит о

том, но Российские Славяне, конечно, имели Властителей с правами,

ограниченными народною пользою и древними обыкновениями вольности. В

договоре Олега с Греками, в 911 году, упоминается уже о Великих Боярах

Русских: сие достоинство, знак воинской славы, конечно, не Варягами было

введено в России, ибо оно есть древнее Славянское. Самое имя Князя, данное

нашими предками Рюрику, не могло быть новым, но без сомнения и прежде

означало у них знаменитый сан гражданский или воинский.

Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в

людях диких, рассеянных, по большей части уединенных, рождает не только

законы и правление, но и самую Веру, столь естественную для человека, столь

необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в Истории не

находим народа, совершенно лишенного понятий о Божестве. Люди и народы,

чувствуя зависимость или слабость свою, укрепляются, так сказать, мыслию о

Силе Вышней, которая может спасти их от ударов рока, не отвратимых никакою

мудростию человеческою, - хранить добрых и наказывать тайные злодейства.

Сверх того Вера производит еще теснейшую связь между согражданами. Чтя

одного Бога и служа Ему единообразно, они сближаются сердцами и духом. Сия

выгода так явна и велика для гражданского общества, что она не могла

укрыться от внимания самых первых его основателей, или отцев семейства.

Славяне в VI веке поклонялись Творцу молнии, Богу вселенныя.

Величественное зрелище грозы, когда небо пылает и невидимая рука бросает,

кажется, с его свода быстрые огни на землю, долженствовало сильно поразить

ум человека естественного, живо представить ему образ Существа вышнего и

вселить в его сердце благоговение или ужас священный, который был главным

чувством Вер языческих. - Анты и Славяне, как замечает Прокопий, не верили

Судьбе, но думали, что все случаи зависят от Мироправителя: на поле ратном,

в опасностях, в болезни, старались Его умилостивить обетами, приносили Ему в

жертву волов и других животных, надеясь спасти тем жизнь свою; обожали еще

реки, Нимф, Демонов и гадали будущее. - В новейшие времена Славяне

поклонялись разным идолам, думая, что многочисленность кумиров утверждает

безопасность смертного и что мудрость человеческая состоит в знании имен и

свойства сих мнимых покровителей. Истуканы считались не образом, но телом

богов, ими одушевляемым, и народ падал ниц пред куском дерева или слитком

руды, ожидая от них спасения и благоденствия.

Однако ж Славяне в самом безрассудном суеверии имели еще понятие о Боге

единственном и вышнем, Коему, по их мнению, горние небеса, украшенные

светилами лучезарными, служат достойным храмом и Который печется только о

небесном, избрав других, нижних богов, чад Своих, управлять землею. Его-то,

кажется, именовали они преимущественно Белым Богом и не строили Ему храмов,

воображая, что смертные не могут иметь с Ним сообщения и должны относиться в

нуждах своих к богам второстепенным, помогающим всякому, кто добр в мире и

мужествен на войне, с удовольствием отворяет хижину для странников и с

радушием питает гладных.

О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ (Том 1: Глава 3(1))

О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ ( Том 1: Глава 3(3)
Категория: Том первый | Добавил: shtormax (04.05.2008)
Просмотров: 686 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вы на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вы находитесь на сайте
Группа: Гость
Вы здесь: - ый день
Сегодня тут побывали
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz