Бунт Древлян. Явление
Печенегов. Нападение Игоря на Грецию. Договор с
Греками. Убиение Игоря.
Игорь в зрелом возрасте мужа
приял власть опасную: ибо современники и
потомство требуют величия от наследников
Государя великого или презирают
недостойных.
[914 г.] Смерть победителя
ободрила побежденных, и Древляне отложились
от Киева.
Игорь спешил доказать, что в его
руке меч Олегов; смирил их и наказал
прибавлением дани. - Но
скоро новые враги, сильные числом, страшные
дерзостию и грабительством, явились в
пределах России. Они под именем
Печенегов так славны в летописях наших, Византийских и
Венгерских от Х до
XII века, что мы должны, при
вступлении их на феатр Истории, сказать
несколько слов о свойстве и древнем отечестве сего народа.
Восточная страна нынешней
Российской Монархии, где текут реки Иртыш,
Тобол, Урал, Волга, в продолжение многих
столетий ужасала Европу грозным
явлением народов, которые один за другим выходили
из ее степей обширных,
различные, может быть, языком, но
сходные характером, образом жизни и
свирепостию. Все были кочующие;
все питались скотоводством и звериною
ловлею: Гунны, Угры, Болгары, Авары, Турки - и все
они исчезли в Европе,
кроме Угров и Турков. К
сим народам принадлежали Узы и
Печенеги,
единоплеменники Туркоманов: первые, обитая между Волгою и
Доном в соседстве
с Печенегами, вытеснили их из степей Саратовских:
изгнанники устремились к западу;
овладели Лебедиею; чрез несколько лет
опустошили Бессарабию, Молдавию,
Валахию; принудили Угров переселиться
оттуда в Паннонию и начали господствовать от
реки Дона до самой Алуты,
составив 8 разных областей, из коих 4
были на Восток от Днепра, между
Россиянами и Козарами; а другие - на
западной стороне его, в Молдавии,
Трансильвании, на Буге и близ Галиции, в соседстве с
народами Славянскими,
подвластными Киевским Государям. Не
зная земледелия, обитая в шатрах,
кибитках, или вежах, Печенеги искали
единственно тучных лугов для стад;
искали также богатых соседей для грабительства;
славились быстротою коней
своих; вооруженные копьями, луком, стрелами, мгновенно
окружали неприятеля и
мгновенно скрывались от глаз его; бросались на лошадях в
самые глубокие реки
или вместо лодок употребляли большие кожи. Они носили
персидскую одежду, и
лица их изображали свирепость.
Печенеги думали, может
быть, ограбить Киев; но встреченные сильным
войском, не захотели отведать счастия в битве и мирно
удалились в Бессарабию
или Молдавию, где уже господствовали тогда их
единоземцы. Там народ сей
сделался ужасом и бичом соседей; служил орудием взаимной
их ненависти и за
деньги помогал им истреблять друг
друга. Греки давали ему золото для
обуздания Угров и Болгаров, особенно же Россиян, которые
также искали дружбы
его, чтобы иметь безопасную торговлю с
Константинополем: ибо Днепровские
пороги и Дунайское устье были заняты
Печенегами. Сверх того они могли
всегда, с правой и левой стороны Днепра, опустошать
Россию, жечь селения,
увозить жен и детей, или, в случае союза,
подкреплять Государей Киевских
наемным войском своим. Сия несчастная Политика
дозволяла разбойникам более
двух веков свободно отправлять их гибельное ремесло.
Печенеги, заключив союз с Игорем,
пять лет не тревожили России: по
крайней мере Нестор говорит о первой действительной войне
с ними уже в 920
году. Предание не сообщило ему известия об ее
следствиях. Княжение Игоря
вообще не ознаменовалось в памяти народной никаким великим
происшествием до
самого 941 года, когда
Нестор, согласно с Византийскими Историками,
описывает войну Игореву с Греками.
Сей Князь, подобно Олегу, хотел
прославить ею старость свою, жив до
того времени дружелюбно с Империею: ибо в 935
году корабли и воины его
ходили с Греческим флотом в Италию. Если верить
Летописцам, то Игорь с 10000
судов вошел в Черное море. Болгары, тогда союзники
Императора, уведомили его
о сем неприятеле; но Игорь успел, пристав к
берегу, опустошить Воспорские
окрестности. Здесь Нестор, следуя Византийским
Историкам, с новым ужасом
говорит о свирепости Россиян: о храмах, монастырях
и селениях, обращенных
ими в пепел; о пленниках, бесчеловечно убиенных, и проч.
Роман Лакапин, воин
знаменитый, но Государь слабый, выслал наконец флот под
начальством Феофана
Протовестиария. Корабли Игоревы стояли
на якорях близ Фара или маяка,
готовые к сражению. Игорь столь был уверен в победе, что
велел воинам своим
щадить неприятелей и брать их живых в плен; но успех
не соответствовал его
чаянию. Россияне, приведенные в ужас и
беспорядок так называемым огнем
Греческим, которым Феофан зажег многие
суда их и который показался им
небесною молниею в руках озлобленного врага, удалились к
берегам Малой Азии.
Там Патрикий Варда с отборною пехотою, конницею, и
Доместик Иоанн, славный
победами, одержанными им в Сирии, с опытным
Азиатским войском напали на
толпы Россиян, грабивших цветущую Вифинию, и принудили их
бежать на суда.
Угрожаемые вместе
и войском Греческим, и победоносным
флотом, и
голодом, они снялись с якорей, ночью отплыли к берегам
Фракийским, сразились
еще с Греками на море и с великим
уроном возвратились в отечество. Но
бедствия, претерпенные от них Империею в
течение трех месяцев, остались
надолго незабвенными в ее Азиатских и Европейских
областях.
О сем несчастном Игоревом походе
говорят не только Византийские, но и
другие Историки: Арабский Эльмакин и Кремонский Епископ
Лиутпранд; последний
рассказывает слышанное им от
своего отчима, который, будучи Послом в
Цареграде, собственными глазами видел казнь многих
Игоревых воинов, взятых
тогда в плен Греками: варварство
ужасное! Греки, изнеженные роскошию,
боялись опасностей, а не злодейства.
Игорь не уныл, но хотел отмстить
Грекам; собрал другое многочисленное
войско, призвал Варягов из-за моря, нанял
Печенегов - которые дали ему
аманатов в доказательство верности своей - и чрез
два года снова пошел в
Грецию со флотом и с конницею. Херсонцы
и Болгары вторично дали знать
Императору, что море покрылось кораблями Российскими.
Лакапин, не уверенный
в победе и желая спасти Империю от новых бедствий войны со
врагом отчаянным,
немедленно отправил послов к Игорю. Встретив его близ
Дунайского устья, они
предложили ему дань, какую некогда взял храбрый Олег
с Греции; обещали и
более, ежели Князь благоразумно согласится на мир;
старались также богатыми
дарами обезоружить корыстолюбивых Печенегов.
Игорь остановился и, созвав
дружину свою, объявил ей желание Греков.
"Когда Царь, - ответствовали
верные товарищи Князя Российского, - без
войны дает нам серебро и золото, то чего более можем
требовать? Известно ли,
кто одолеет?
мы ли? они ли? и с морем кто
советен? Под нами не земля, а глубина
морская: в ней общая смерть людям". Игорь
принял их совет, взял дары у
Греков на всех воинов своих, велел наемным Печенегам
разорять соседственную
Болгарию и возвратился в Киев.
В следующий год [944 г.]
Лакапин отправил Пслов к Игорю, а Князь
Российский в Царьград, где заключен был
ими торжественный мир на таких
условиях:
I. Начало, подобное Олегову
договору: "Мы от рода Русского, Послы и
гости Игоревы", и проч. Следует около пятидесяти
Норманских имен, кроме двух
или трех Славянских. Но
достойно замечания, что здесь в особенности
говорится о Послах и чиновниках Игоря, жены его Ольги, сына
Святослава, двух
нетиев Игоревых, то есть племянников или детей
сестриных, Улеба, Акуна, и
супруги Улебовой, Передславы.
Далее: "Мы, посланные от
Игоря, Великого Князя Русского, от всякого
княжения, от всех людей Русския земли, обновить ветхий мир
с Великими Царями
Греческими, Романом, Константином, Стефаном, со всем
Боярством и со всеми
людьми Греческими, вопреки Диаволу, ненавистнику добра и
враждолюбцу, на все
лета, доколе сияет солнце и стоит мир. Да не
дерзают Русские, крещеные и
некрещеные, нарушать союза с Греками, или первых да осудит
Бог Вседержитель
на гибель вечную и временную, а вторые да не имут помощи
от Бога Перуна; да
не защитятся своими щитами; да падут от собственных мечей,
стрел и другого
оружия; да будут рабами в сей век и будущий!
II. Великий Князь Русский и Бояре
его да отправляют свободно в Грецию
корабли с гостьми и Послами. Гости,
как было уставлено, носили печати
серебряные, а Послы золотые: отныне же да
приходят с грамотою от Князя
Русского, в которой будет засвидетельствовано
их мирное намерение, также
число людей и кораблей
отправленных. Если же придут без грамоты,
да
содержатся под стражею, доколе известим о них Князя
Русского. Если станут
противиться, да лишатся жизни, и смерть их да не взыщется
от Князя Русского.
Если уйдут в Русь, то мы, Греки, уведомим Князя об их
бегстве, да поступит
он с ними, как ему угодно".
III. Начало статьи есть
повторение условий, заключенных Олегом под
стенами Константинополя, о том, как вести себя
Послам и гостям Русским в
Греции, где жить, чего требовать и проч.
- Далее: "Гости Русские будут
охраняемы Царским чиновником, который разбирает ссоры их
с Греками. Всякая
ткань, купленная Русскими, ценою выше 50 золотников (или
червонцев), должна
быть ему показана, чтобы он приложил к
ней печать свою. Отправляясь из
Царяграда, да берут они съестные припасы и все нужное для
кораблей, согласно
с договором. Да не имеют права зимовать у Св.
Мамы и да возвращаются с
охранением.
IV. Когда уйдет невольник из Руси
в Грецию, или от гостей, живущих у
Св. Мамы, Русские да ищут и возьмут его.
Если он не будет сыскан, да
клянутся в бегстве его по Вере своей,
Христиане и язычники. Тогда Греки
дадут им, как прежде уставлено, по
две ткани за невольника. Если раб
Греческий бежит к Россиянам с покражею, то
они должны возвратить его и
снесенное им в целости: за что получают в награждение два
золотника.
V. Ежели Русин украдет что-нибудь
у Грека или Грек у Русина, да будет
строго наказан по закону Русскому и Греческому; да
возвратит украденную вещь
и заплатит цену ее вдвое.
VI. Когда Русские приведут в
Царьград пленников Греческих, то им за
каждого брать по десяти золотников, если будет юноша или
девица добрая, за
середовича восемь, за старца и младенца пять. Когда
же Русские найдутся в
неволе у Греков, то за всякого пленного давать выкупа
десять золотников, а
за купленного цену его, которую хозяин объявит под крестом
(или присягою).
VII. Князь Русский да не
присвоивает себе власти над страною Херсонскою
и городами ее. Когда же он, воюя в тамошних местах,
потребует войска от нас,
Греков: мы дадим ему, сколько будет надобно.
VIII. Ежели Русские найдут у
берега ладию Греческую, да не обидят ее; а
кто возьмет что-нибудь из ладии, или убиет, или поработит
находящихся в ней
людей, да будет наказан по закону Русскому и Греческому.
IX. Русские да не творят никакого
зла Херсонцам, ловящим рыбу в устье
Днепра; да не зимуют там, ни в
Белобережье, ни у Св. Еферия, но при
наступлении осени да идут в домы свои, в Русскую землю.
X. Князь Русский да
не пускает Черных Болгаров воевать в
стране
Херсонской". - Черною называлась Болгария Дунайская,
в отношении к древнему
отечеству Болгаров.
XI. "Ежели Греки, находясь в
земле Русской, окажутся преступниками, да
не имеет Князь власти наказывать их; но да приимут они сию
казнь в Царстве
Греческом.
XII. Когда Христианин умертвит
Русина или Русин Христианина, ближние
убиенного, задержав убийцу, да умертвят его". -
Далее то же, что в III
статье прежнего договора.
XIII. Сия статья о побоях есть
повторение IV статьи Олегова условия.
XIV. "Ежели Цари
Греческие потребуют войска от Русского
Князя, да
исполнит Князь их требование, и да увидят чрез то все иные
страны, в какой
любви живут Греки с Русью.
Сии условия написаны на двух
хартиях: одна будет у Царей Греческих;
другую, ими подписанную, доставят Великому Князю Русскому
Игорю и людям его,
которые, приняв оную, да клянутся хранить истину союза:
Христиане в Соборной
церкви Св. Илии предлежащим честным крестом и
сею хартиею, а некрещеные
полагая на землю щиты свои, обручи и мечи
обнаженные".
Историк должен
в целости сохранить сии дипломатические
памятники
России, в коих изображается
ум предков наших и самые
их обычаи.
Государственные договоры Х века, столь подробные, весьма
редки в летописях:
они любопытны не только для ученого Дипломатика, но и для
всех внимательных
читателей истории, которые желают
иметь ясное понятие о тогдашнем
гражданском состоянии народов. Хотя Византийские
Летописцы не упоминают о
сем договоре, ни о прежнем, заключенном в Олегово время,
но содержание оных
так верно представляет нам взаимные отношения Греков и
Россиян Х века, так
сообразно с обстоятельствами времени, что
мы не можем усомниться в их
истине...
Клятвенно утвердив союз, Император
отправил новых Послов в Киев, чтобы
вручить Князю Русскому хартию мира. Игорь в
присутствии их на священном
холме, где стоял Перун, торжественно обязался
хранить дружбу с Империею;
воины его также, в знак клятвы полагая к ногам идола
оружие, щиты и золото.
Обряд достопамятный: оружие и золото было всего
святее и драгоценнее для
Русских язычников. Христиане Варяжские присягали в
Соборной церкви Св. Илии,
может быть, древнейшей в Киеве.
Летописец именно говорит, что
многие Варяги были тогда уже Христианами.
Игорь, одарив
Послов Греческих мехами
драгоценными, воском и
пленниками, отпустил их к
Императору с дружественными уверениями. Он
действительно хотел мира для своей старости;
но корыстолюбие собственной
дружины его не позволило ему наслаждаться спокойствием.
"Мы босы и наги, -
говорили воины Игорю, - а
Свенельдовы Отроки богаты оружием и всякою
одеждою. Поди в дань с нами, да и мы,
вместе с тобою, будем довольны".
Ходить в дань значило тогда объезжать Россию
и собирать налоги. Древние
Государи наши, по известию Константина Багрянородного,
всякий год в Ноябре
месяце отправлялись с войском
из Киева для объезда городов своих и
возвращались в столицу не
прежде Апреля. Целию сих путешествий, как
вероятно, было и то, чтобы укреплять
общую государственную связь между
разными областями или содержать народ и чиновников в
зависимости от Великих
Князей.
Игорь, отдыхая в старости,
вместо себя посылал, кажется, Вельмож и
Бояр, особенно
Свенельда, знаменитого Воеводу,
который, собирая
государственную дань, мог и сам обогащаться вместе с
Отроками своими, или
отборными молодыми воинами, его окружавшими. Им завидовала
дружина Игорева,
и Князь, при наступлении осени, исполнил ее
желание; отправился в землю
Древлян и, забыв, что умеренность есть
добродетель власти, обременил их
тягостным налогом. Дружина его - пользуясь,
может быть, слабостию Князя
престарелого - тоже хотела
богатства и грабила несчастных данников,
усмиренных только победоносным оружием. Уже Игорь вышел
из области их; но
судьба определила ему погибнуть от своего
неблагоразумия. Еще недовольный
взятою им данию, он вздумал отпустить войско в Киев и с
частию своей дружины
возвратиться к Древлянам, чтобы требовать новой дани.
Послы их встретили его
на пути и сказали ему: "Князь! Мы все заплатили
тебе: для чего же опять
идешь к нам?" Ослепленный корыстолюбием, Игорь
шел далее. Тогда отчаянные
Древляне, видя - по словам Летописца - что надобно
умертвить хищного волка,
или все стадо будет его жертвою, вооружились под
начальством Князя своего,
именем Мала; вышли из Коростена, убили Игоря со
всею дружиною и погребли
недалеко оттуда. Византийский Историк повествует,
что они, привязав сего
несчастного Князя к двум деревам, разорвали надвое.
Игорь в войне с Греками не имел
успехов Олега; не имел, кажется, и
великих свойств его: но сохранил целость
Российской Державы, устроенной
Олегом; сохранил честь и выгоды ее в договорах с Империею;
был язычником, но
позволял новообращенным Россиянам славить торжественно
Бога Христианского и
вместе с Олегом оставил наследникам своим пример
благоразумной терпимости,
достойный самых просвещенных времен. Два случая остались
укоризною для его
памяти: он дал опасным Печенегам утвердиться в
соседстве с Россиею и, не
довольствуясь справедливой,
то есть умеренною данию
народа, ему
подвластного, обирал его, как хищный завоеватель. Игорь
мстил Древлянам за
прежний их мятеж; но Государь унижается местию
долговременною: он наказывает
преступника только однажды. - Историк, за
недостатком преданий, не может
сказать ничего более в похвалу или в обвинение Игоря,
княжившего 32 года.
К сему княжению относится
любопытное известие современного Арабского
Историка Массуди. Он пишет,
что Россияне идолопоклонники, вместе с
Славянами, обитали тогда в Козарской столице Ателе и
служили Кагану; что с
его дозволения, около 912 года, войско их, приплыв
на судах в Каспийское
море, разорило Дагестан, Ширван, но было
наконец истреблено Магометанами.
Другой Арабский Повествователь, Абульфеда,
сказывает, что Россияне в 944
году взяли Барду, столицу Арранскую (верстах
в семидесяти от Ганджи) и
возвратились в свою землю рекою Куром и морем
Каспийским. Третий Историк
Восточный, Абульфарач, приписывает сие нападение Аланам,
Лезгам и Славянам,
бывшим Кагановым данникам в
южных странах нашего древнего отечества.
Россияне могли прийти в Ширван Днепром,
морями Черным, Азовским, реками
Доном, Волгою (чрез малую переволоку в нынешней
Качалинской Станице) - путем
дальним, многотрудным; но прелесть добычи давала
им смелость, мужество и
терпение, которые в самом начале государственного бытия
России ославили имя
ее в Европе и в Азии.
ОЛЕГ ПРАВИТЕЛЬ. Г. 879-912 (Том 1: Глава 5 (2) |