Победитель требовал 12 гривен на
каждого человека во флоте своем, и
Греки согласились с тем
условием, чтобы он, прекратив неприятельские
действия, мирно возвратился в отечество. Войско
Российское отступило далее
от города, и Князь отправил
Послов к Императору. Летопись сохранила
Норманские имена сих вельмож:
Карла, Фарлафа,
Веремида, Рулава, Стемида.
Они заключили с
Константинополем следующий договор [в 907 г.]:
1. "Греки дают по 12 гривен
на человека, сверх того уклады на города
Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любеч и
другие, где властвуют
Князья, Олеговы подданные". Война была в
сии времена народным промыслом:
Олег, соблюдая обычай Скандинавов и всех народов
Германских, долженствовал
разделить свою добычу с воинами и Полководцами, не
забывая и тех, которые
оставались в России.
II. "Послы, отправляемые
Князем Русским в Царьград, будут там всем
довольствованы из казны Императорской. Русским
гостям или торговым людям,
которые приедут в Грецию, Император обязан на шесть
месяцев давать хлеба,
вина, мяса, рыбы и плодов; они имеют также свободный вход
в народные бани и
получают на возвратный путь съестные припасы, якоря,
снасти, паруса и все
нужное".
Греки с своей стороны предложили
такие условия: "1. Россияне, которые
будут в Константинополе не для торговли, не имеют права
требовать месячного
содержания.
- II. Да запретит Князь Послам
своим делать жителям обиду в областях и
в селах Греческих. - III. Россияне могут жить только у
Св. Мамы, и должны
уведомлять о своем прибытии городское начальство, которое
запишет их имена и
выдаст им месячное содержание:
Киевским, Черниговским, Переяславским и
другим гражданам.
Они будут входить
только в одни ворота городские с
Императорским
приставом, безоружные и не более пятидесяти человек
вдруг; могут торговать
свободно в Константинополе и не платя никакой
пошлины".
Сей мир, выгодный для Россиян,
был утвержден священными обрядами Веры:
Император клялся Евангелием, Олег
с воинами оружием и богами народа
Славянского, Перуном и Волосом. В знак победы
Герой повесил щит свой на
вратах Константинополя и возвратился в
Киев, где народ, удивленный его
славою и богатствами,
им привезенными: золотом,
тканями, разными
драгоценностями искусства и естественными
произведениями благословенного
климата Греции, единогласно назвал Олега вещим, то есть
мудрым или волхвом.
Так Нестор описывает счастливый и
славный поход, коим Олег увенчал свои
дела воинские. Греческие Историки молчат о
сем важном случае; но когда
Летописец наш не позволял действовать
своему воображению и в описании
древних, отдаленных времен: то мог ли
он, живучи в XI веке, выдумать
происшествие десятого столетия, еще свежего в
народной памяти? Мог ли с
дерзостию уверять современников в истине оного, если
бы общее предание не
служило ей порукою? Согласимся, что
некоторые обстоятельства могут быть
баснословны: товарищи Олеговы, хваляся
своими подвигами, украшали их в
рассказах, которые с новыми прибавлениями, чрез несколько
времени обратились
в народную сказку, повторенную Нестором без
критического исследования; но
главное обстоятельство, что Олег ходил к Царьграду и
возвратился с успехом,
кажется достоверным.
Доселе одни словесные предания
могли руководствовать Нестора; но желая
утвердить мир с Греками, Олег вздумал отправить в
Царьград Послов, которые
заключили с Империею договор письменный, драгоценный
и древнейший памятник
Истории Российской, сохраненный в нашей летописи.
Мы изъясним единственно
смысл темных речений, оставляя в целости, где
можно, любопытную древность
слога.
ДОГОВОР РУССКИХ С ГРЕКАМИ
"Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов,
Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн,
Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост,
Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским и
всеми сущими под рукою
его Светлыми Боярами к вам, Льву, Александру и
Константину" (брату и сыну
первого) "Великим Царям Греческим, на удержание и на
извещение от многих лет
бывшие любви между Христианами и Русью, по воле наших
Князей и всех сущих
под рукою Олега, следующими
главами уже не словесно, как прежде, но
письменно утвердили сию любовь и клялися в том
по закону Русскому своим
оружием.
1. Первым словом да умиримся с
вами, Греки! Да любим друг друга от всей
души и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых
Князей обижать вас;
но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблюдать
сию дружбу! Так же и
вы, Греки, да храните всегда любовь
неподвижную к нашим Светлым Князьям
Русским и всем сущим под рукою Светлого Олега. В
случае же преступления и
вины да поступаем тако:
II. Вина доказывается
свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не
истец, но ответчик присягает - и каждый да клянется по
Вере своей". Взаимные
обиды и ссоры Греков с Россиянами в Константинополе
заставили, как надобно
думать, Императоров и Князя Олега включить статьи
уголовных законов в мирный
государственный договор.
III. "Русин ли убиет
Христианина или Христианин Русина, да умрет на
месте злодеяния. Когда убийца домовит и
скроется, то его имение отдать
ближнему родственнику убитого; но жена убийцы
не лишается своей законной
части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то
считается под судом,
доколе найдут его и казнят смертию.
IV. Кто ударит другого мечем или
каким сосудом, да заплатит пять литр
серебра по закону Русскому; неимовитый же да заплатит, что
может; да снимет
с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по
Вере своей, что ни
ближние, ни друзья не хотят его выкупить
из вины: тогда увольняется от
дальнейшего взыскания.
V. Когда Русин украдет что-либо у
Христианина или Христианин у Русина,
и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то
хозяин украденной вещи
может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое
обратно; но должен
только связать вора, который без сопротивления
отдается ему в руки. Если
Русин или Христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и
силою возьмет там
чужое вместо своего, да заплатит втрое.
VI. Когда ветром выкинет
Греческую ладию на землю чуждую, где случимся
мы, Русь, то будем охранять оную вместе
с ее грузом, отправим в землю
Греческую и проводим сквозь всякое страшное место до
бесстрашного. Когда же
ей нельзя возвратиться в отечество за бурею или
другими препятствиями, то
поможем гребцам и доведем ладию до ближней пристани
Русской. Товары, и все,
что будет в спасенной нами ладии, да продается свободно;
и когда пойдут в
Грецию наши Послы к Царю или гости для купли, они
с честию приведут туда
ладию и в целости отдадут, что выручено за ее товары. Если
же кто из Русских
убьет человека на сей ладии, или что-нибудь
украдет, да приимет виновный
казнь вышеозначенную.
VII. Ежели найдутся в Греции
между купленными невольниками Россияне или
в Руси Греки, то их освободить и взять за них, чего они
купцам стоили, или
настоящую, известную цену невольников: пленные также да
будут возвращены в
отечество, и за каждого да внесется окупу
20 златых. Но Русские воины,
которые из чести придут служить Царю, могут, буде захотят
сами, остаться в
земле Греческой.
VIII. Ежели невольник Русский
уйдет, будет украден, или отнят под видом
купли, то хозяин может вeздe искать и взять его; а
кто противится обыску,
считается виновным.
IX. Когда Русин,
служащий Царю Христианскому, умрет в
Греции, не
распорядив своего наследства, и родных с ним
не будет: то прислать его
имение в Русь к милым ближним; а когда
сделает распоряжение, то отдать
имение наследнику, означенному в духовной.
X. Ежели между
купцами и другими людьми Русскими в
Греции будут
виновные и ежели потребуют
их в отечество для наказания,
то Царь
Христианский должен отправить сих преступников в
Русь, хотя бы они и не
хотели туда возвратиться.
Да поступают так и Русские в
отношении к Грекам!
Для верного исполнения сих
условий между нами, Русью и Греками, велели
мы написать оные киноварью на двух хартиях. Царь Греческий
скрепил их своею
рукою, клялся святым крестом,
Нераздельною Животворящею Троицею единого
Бога, и дал хартию нашей Светлости; а мы, Послы Русские,
дали ему другую и
клялися по закону своему, за себя и за всех Русских,
исполнять утвержденные
главы мира и любви между нами, Русью и Греками. Сентября
во 2 неделю, в 15
лето (то есть Индикта)
от создания мира... [2 сентября
911 г.]"
Договор мог быть писан на
Греческом и Славянском языке. Уже Варяги
около пятидесяти лет господствовали в Киеве: сверстники
Игоревы, подобно ему
рожденные между Славянами, без сомнения, говорили
языком их лучше, нежели
Скандинавским.
Дети Варягов, принявших
Христианство во время Аскольда и Дира, имели
способ выучиться и Славянской грамоте, изобретенной
Кириллом в Моравии. С
другой стороны, при Дворе и в войске Греческом
находились издавна многие
Славяне, обитавшие во Фракии,
в Пелопоннесе и в других
владениях
Императорских. В осьмом веке один
из них управлял, в сане Патриарха,
Церковию; и в самое то время, когда Император
Александр подписывал мир с
Олегом, первыми любимцами его были
два Славянина, именем Гаврилопул и
Василич: последнего хотел он сделать даже своим наследником.
Условия мирные
надлежало разуметь и Грекам и Варягам: первые не
знали языка Норманов, но
Славянский был известен и тем и другим.
Сей договор представляет
нам Россиян уже не дикими варварами, но
людьми, которые знают святость чести и народных
торжественных условий; имеют
свои законы, утверждающие
безопасность личную, собственность, право
наследия, силу завещаний; имеют торговлю внутреннюю
и внешнюю. Седьмая и
осьмая статья его доказывают
- и Константин Багрянородный
то же
свидетельствует, - что купцы
Российские торговали невольниками: или
пленными, взятыми на войне, или рабами, купленными у
народов соседственных,
или собственными преступниками,
законным образом лишенными свободы. -
Надобно также приметить,
что между именами
четырнадцати Вельмож,
употребленных Великим Князем для заключения мирных условий
с Греками, нет ни
одного Славянского. Только Варяги, кажется, окружали наших
первых Государей
и пользовались их доверенностию, участвуя в делах
правления.
Император, одарив Послов
золотом, драгоценными одеждами и тканями,
велел показать им красоту и богатство храмов
(которые сильнее умственных
доказательств могли представить
воображению грубых людей величие Бога
Христианского) и с честию отпустил их в Киев, где
они дали отчет Князю в
успехе посольства.
Сей Герой, смиренный летами,
хотел уже тишины и наслаждался всеобщим
миром.
Никто из соседей не дерзал
прервать его спокойствия. Окруженный знаками
побед и славы, Государь народов многочисленных,
повелитель войска храброго
мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Он
совершил на земле дело
свое - и смерть его казалась потомству
чудесною. "Волхвы, - так говорит
Летописец, - предсказали Князю, что ему суждено
умереть от любимого коня
своего. С того времени он не хотел ездить на
нем. Прошло четыре года: в
осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша,
что конь давно умер,
посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости;
стал ногою на череп и
сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она
ужалила Князя, и
Герой скончался"... Уважение к памяти великих мужей и
любопытство знать все,
что до них касается,
благоприятствуют таким вымыслам и сообщают
их
отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что
Олег в самом деле был
ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое
пророчество волхвов или
кудесников есть явная народная
басня, достойная замечания по своей
древности.
Гораздо важнее и достовернее то,
что Летописец повествует о следствиях
кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно
сказать сильнее и
разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не
только ужасал врагов,
он был еще любим своими подданными. Воины могли
оплакивать в нем смелого,
искусного предводителя, а народ защитника. -
Присоединив к Державе своей
лучшие, богатейшие страны нынешней
России, сей Князь был истинным
основателем ее величия. Рюрик владел от Эстонии, Славянских
Ключей и Волхова
до Белаозера, устья Оки и города Ростова: Олег завоевал
все от Смоленска до
реки Сулы, Днестра и, кажется, самых гор
Карпатских. Мудростию Правителя
цветут Государства образованные; но только
сильная рука Героя основывает
великие Империи и служит им надежною опорою в их
опасной новости. Древняя
Россия славится не одним героем: никто из них не мог
сравняться с Олегом в
завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное.
История признает ли
его незаконным Властелином с того времени, как
возмужал наследник Рюриков?
Великие дела и польза государственная не извиняют ли
властолюбия Олегова? И
права наследственные, еще не утвержденные в России
обыкновением, могли ли
ему казаться священными?.. Но кровь Аскольда и
Дира осталась пятном его
славы.
Олег, княжив 33 года, умер в
глубокой старости, ежели он хотя юношею
пришел в Новгород с Рюриком. Тело его погребено на горе
Щековице, и жители
Киевские, современники Нестора, звали сие место Ольговою
могилою. |