Правление Ольги. Хитрая месть.
Мудрость Ольгина. Крещение. Россияне в
Сицилии. Характер и подвиги
Святослава. Взятие Белой Вежи. Завоевание Болгарии.
Нашествие Печенегов. Кончина Ольги. Посольство в Германию. Первые
Уделы в России. Вторичное завоевание Болгарии. Война с
Цимискием. Договор с
Греками. Наружность Святославова. Кончина его.
Святослав, сын Игорев, первый
Князь Славянского имени, был еще отроком.
Бедственный конец родителя,
новость Державы, только мечем основанной и
хранимой; бунт Древлян; беспокойный дух войска,
приученного к деятельности,
завоеваниям и грабежу; честолюбие Полководцев
Варяжских, смелых и гордых;
уважавших одну власть счастливой храбрости: все угрожало
Святославу и России
опасностями. Но Провидение сохранило и целость
Державы и власть Государя,
одарив его мать свойствами души необыкновенной.
Юный Князь воспитывался Боярином
Асмудом: Свенельд повелевал войском.
Ольга - вероятно, с помощию сих двух знаменитых
мужей - овладела кормилом
Государства и мудрым правлением доказала,
что слабая жена может иногда
равняться с великими мужами.
Прежде всего Ольга наказала убийц
Игоревых. Здесь Летописец сообщает
нам многие подробности, отчасти не согласные ни с
вероятностями рассудка, ни
с важностию истории и взятые, без всякого сомнения, из
народной сказки, но
как истинное происшествие должно быть их основанием, и
самые басни древние
любопытны для ума внимательного, изображая
обычаи и дух времени: то мы
повторим Несторовы простые сказания о мести и хитростях
Ольгиных.
"Гордясь убийством
как победою и презирая малолетство Святослава,
Древляне вздумали присвоить себе власть над Киевом и
хотели, чтобы их Князь
Мал женился на вдове Игоря, ибо они, платя дань
Государям Киевским, имели
еще Князей собственных. Двадцать знаменитых Послов
Древлянских приплыли в
ладии к Киеву и сказали Ольге: Мы убили
твоего мужа за его хищность и
грабительство; но Князья Древлянские добры и великодушны:
их земля цветет и
благоденствует. Будь супругою
нашего Князя Мала. Ольга
с ласкою
ответствовала: Мне приятна речь ваша. Уже не могу
воскресить супруга! Завтра
окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию
свою, и когда люди
мои придут за вами, велите им нести себя на руках...
Между тем Ольга приказала на
дворе теремном ископать глубокую яму и на
другой день звать Послов. Исполняя волю ее, они сказали:
Не хотим ни идти,
ни ехать:
несите нас в ладии! Киевляне
ответствовали: Что делать! Мы невольники;
Игоря нет, а Княгиня наша хочет быть супругою вашего Князя
- и понесли их.
Ольга сидела в своем тереме и смотрела, как Древляне
гордились и величались,
не предвидя своей гибели: ибо Ольгины люди бросили их,
вместе с ладиею, в
яму.
Мстительная Княгиня
спросила у них, довольны ли они сею
честию?
Несчастные изъявили воплем раскаяние в
убиении Игоря, но поздно: Ольга
велела их засыпать живых землею и чрез гонца
объявила Древлянам, что они
должны прислать за нею еще более знаменитых мужей:
ибо народ Киевский нс
отпустит ее без их торжественного и многочисленного
Посольства. Легковерные
немедленно отправили в Киев лучших граждан и начальников
земли своей. Там,
по древнему обычаю Славянскому, для гостей изготовили баню
и в ней сожгли
их. Тогда Ольга велела сказать Древлянам, чтобы они варили
мед в Коростене;
что она уже едет к ним, желая прежде второго
брака совершить тризну над
могилою первого супруга. Ольга действительно
пришла к городу Коростену,
оросила слезами прах Игорев, насыпала высокий бугор над
его могилою - доныне
видимый, как уверяют, близ сего места - и в
честь ему совершила тризну.
Началось веселое пиршество. Отроки Княгинины угощали
знаменитейших Древлян,
которые вздумали наконец спросить о
своих Послах; но удовольствовались
ответом, что они будут вместе с Игоревою дружиною. - Скоро
действие крепкого
меду омрачило головы неосторожных: Ольга удалилась, подав
знак воинам своим
- и 5000 Древлян, ими убитых, легло вокруг Игоревой
могилы.
[946 г.] Ольга, возвратясь
в Киев, собрала многочисленное войско и
выступила с ним против Древлян,
уже наказанных хитростию, но еще не
покоренных силою. Оно встретилось с ними,
и младый Святослав сам начал
сражение. Копие, брошенное в неприятеля слабою рукою
отрока, упало к ногам
его коня; но Полководцы, Асмуд и Свенельд, ободрили
воинов примером юного
Героя и с восклицанием: Друзья! Станем за
Князя! - устремились в битву.
Древляне бежали с поля и затворились в городах
своих. Чувствуя себя более
других виновными, жители Коростена целое лето оборонялись
с отчаянием. Тут
Ольга прибегнула к новой выдумке. Для
чего вы упорствуете? велела она
сказать Древлянам: Все иные города ваши сдались
мне, и жители их мирно
обрабатывают нивы свои: а вы хотите умереть голодом! Не
бойтесь мщения: оно
уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего.
Древляне предложили ей в
дань мед и кожи зверей; но Княгиня, будто бы из
великодушия, отреклась от
сей дани и желала иметь единственно с каждого двора по три
воробья и голубя!
Они с радостию исполнили ее требование и ждали с
нетерпением, чтобы войско
киевское удалилось. Но вдруг, при наступлении темного
вечера, пламя объяло
все домы их... Хитрая Ольга велела привязать
зажженный трут с серою ко
взятым ею птицам и пустить их на волю: они
возвратились с огнем в гнезда
свои и произвели общий пожар в городе. Устрашенные
жители хотели спастися
бегством и попались в руки
Ольгиным воинам. Великая Княгиня, осудив
некоторых старейшин на смерть, других на
рабство, обложила прочих тяжкою
данию".
Так рассказывает Летописец... Не
удивляемся жестокости Ольгиной: Вера и
самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую;
а мы должны
судить о Героях Истории по обычаям и нравам
их времени. Но вероятна ли
оплошность Древлян? Вероятно ли, чтобы
Ольга взяла Коростен посредством
воробьев и голубей, хотя сия выдумка могла делать честь
народному остроумию
Русских в Х веке?
Истинное
происшествие, отделенное от баснословных
обстоятельств,
состоит, кажется, единственно в том, что Ольга
умертвила в Киеве Послов
Древлянских, которые думали, может
быть, оправдаться в убиении Игоря;
оружием снова покорила сей народ, наказала виновных
граждан Коростена, и там
воинскими играми, по обряду язычества, торжествовала
память сына Рюрикова.
Великая Княгиня,
провождаемая воинскою дружиною, вместе
с юным
Святославом объехала всю Древлянскую область, уставляя
налоги в пользу казны
государственной; но жители Коростена долженствовали третью
часть дани своей
посылать к самой Ольге в ее собственный Удел, в Вышегород,
основанный, может
быть, героем Олегом и данный ей в вено, как
невесте или супруге Великого
Князя:
чему увидим и другие
примеры в нашей древней Истории. Сей
город,
известный Константину Багрянородному и
знаменитый в Х веке, уже давно
обратился в село, которое находится в 7 верстах от Киева,
на высоком берегу
Днепра, и замечательно красотою своего
местоположения. - Ольга, кажется,
утешила Древлян благодеяниями мудрого правления;
по крайней мере все ее
памятники - ночлеги и места, где она, следуя
обыкновению тогдашних Героев,
забавлялась ловлею зверей - долгое время были
для сего народа предметом
какого-то особенного уважения и любопытства.
В следующий год, оставив
Святослава в Киеве, она поехала в северную
Россию, в область Новогородскую; учредила по
Луге и Мсте государственные
дани; разделила землю на погосты, или волости;
сделала без сомнения все
нужнейшее для государственного блага по
тогдашнему гражданскому состоянию
России и везде оставила знаки своей попечительной
мудрости. Через 150 лет
народ с признательностию воспоминал о сем благодетельном
путешествии Ольги,
и в Несторово время жители Пскова хранили еще сани ее, как
вещь драгоценную.
Вероятно, что
сия Княгиня, рожденная во
Пскове, какими-нибудь
особенными выгодами, данными его гражданам, способствовала
тому цветущему
состоянию и даже силе, которою он после, вместе с
Новымгородом, славился в
России, затмив соседственный, древнейший
Изборск и сделавшись столицею
области знаменитой.
Утвердив внутренний порядок
Государства, Ольга возвратилась к юному
Святославу, в Киев, и жила
там несколько лет в мирном спокойствии,
наслаждаясь любовию своего признательного сына
и не менее признательного
народа. - Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела
ее государственного
правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей
Церковной Истории.
Ольга достигла уже
тех лет, когда смертный, удовлетворив главным
побуждениям земной деятельности, видит
близкий конец ее перед собою и
чувствует суетность земного величия.
Тогда истинная Вера, более нежели
когда-нибудь, служит ему опорой или утешением
в печальных размышлениях о
тленности человека. Ольга была язычница,
но имя Бога Вседержителя уже
славилось в Киеве. Она могла видеть
торжественность обрядов Христианства;
могла из любопытства беседовать с Церковными
Пастырями и, будучи одарена
умом необыкновенным, увериться в святости их учения.
Плененная лучом сего
нового света, Ольга захотела быть Христианкою и сама
отправилась в столицу
Империи и Веры Греческой, чтобы
почерпнуть его в самом источнике. Там
Патриарх был ее наставником и крестителем,
а Константин Багрянородный -
восприемником от купели. Император
старался достойным образом угостить
Княгиню народа знаменитого и
сам описал для нас
все любопытные
обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во.
дворец, за нею шли
особы Княжеские, ее свойственницы, многие знатные госпожи,
Послы Российские
и купцы, обыкновенно жившие
в Царьграде. Константин и супруга его,
окруженные придворными и Вельможами, встретили Ольгу:
после чего Император
на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила
Царица. В сей первый
день, 9 Сентября [955 г.], был великолепный обед в
огромной так называемой
храмине Юстиниановой, где
Императрица сидела на троне и где Княгиня
Российская, в знак почтения к супруге великого Царя,
стояла до самого того
времени, как ей указали место за одним столом с придворными
госпожами. В час
обеда играла музыка, певцы славили величие Царского Дому и
плясуны оказывали
свое искусство в приятных телодвижениях.
Послы Российские, знатные люди
Ольгины и купцы обедали в другой комнате;
потом дарили гостей деньгами:
племяннику Княгини дали 30 милиаризий - или 2 1/2
червонца, - каждому из
осьми ее приближенных 20, каждому из двадцати Послов 12,
каждому из сорока
трех купцев то же, Священнику или Духовнику Ольгину именем
Григорий 8, двум
переводчикам 24, Святославовым
людям 5 на человека,
посольским 3,
собственному переводчику Княгини 15 милиаризий. На
особенном золотом столике
были поставлены закуски: Ольга
села за него вместе с Императорским
семейством. Тогда на золотой,
осыпанной драгоценными камнями тарелке
поднесли ей в дар 500 милиаризий,
шести ее родственницам каждой 20 и
осьмнадцати служительницам каждой 8. 18 Октября Княгиня
вторично обедала во
дворце и сидела за одним столом с
Императрицею, ее невесткою, Романовой
супругою, и с детьми его; сам Император
обедал в другой зале со всеми
Россиянами. Угощение заключилось также дарами,
еще умереннейшими первых:
Ольга получила 200 милиаризий, а
другие менее по соразмерности. Хотя
тогдашние Государи Российские не могли еще
быть весьма богаты металлами
драгоценными; но одна учтивость, без сомнения,
заставила Великую Княгиню
принять в дар шестнадцать червонцев.
К сим достоверным известиям о
бытии Ольгином в Константинополе народное
баснословие прибавило, в нашей древней
летописи, невероятную сказку, что
Император, плененный ее разумом и красотою, предлагал ей
руку свою и корону;
но что Ольга - нареченная в
святом крещении Еленою - отвергнула его
предложение, напомнив восприемнику своему о духовном союзе
с нею, который,
по закону Христианскому, служил препятствием для союза
брачного между ими.
Во-первых, Константин имел супругу; во-вторых, Ольге было
тогда уже не менее
шестидесяти лет. Она могла пленить его умом своим, а не
красотою.
Наставленная в святых
правилах Христианства самим Патриархом, Ольга
возвратилась в Киев. Император, по словам Летописца,
отпустил ее с богатыми
дарами и с именем дочери; но кажется, что она
вообще была недовольна его
приемом: следующее служит тому
доказательством. Скоро приехали в Киев
Греческие Послы требовать, чтобы Великая Княгиня исполнила
свое обещание и
прислала в Грецию войско вспомогательное; хотели
также даров: невольников,
мехов драгоценных и воску.
Ольга сказала им: "Когда
Царь ваш постоит у меня на Почайне столько же
времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани
Константинопольской): тогда
пришлю ему дары и войско" - с чем Послы и
возвратились к Императору. Из сего
ответа должно заключить, что подозрительные Греки не скоро
впустили Ольгу в
город и что обыкновенная надменность
Двора Византийского оставила в ее
сердце неприятные впечатления.
Однако ж Россияне, во все
царствование Константина Багрянородного, сына
его и Никифора Фоки, соблюдали мир и дружбу с
Грециею: служили при Дворе
Императоров, в их флоте, войсках, и в
964 году, по сказанию Арабского
Историка Новайри, сражались в Сицилии, как наемники
Греков, с Аль-Гассаном,
Вождем Сарацинским.
Константин нередко посылал так
называемые златые буллы, или грамоты с
золотою печатию, к Великому
Князю, надписывая: Грамота Христолюбивых
Императоров Греческих, Константина и Романа, к Российскому
Государю.
Ольга, воспаленная усердием к
новой Вере своей, спешила открыть сыну
заблуждение язычества; но юный,
гордый Святослав не хотел внимать ее
наставлениям. Напрасно сия добродетельная
мать говорила о счастии быть
Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее
с того времени, как она
познала Бога истинного. Святослав ответствовал ей:
"Могу ли один принять
новый Закон, чтобы дружина моя
посмеялась надо мною?" Напрасно Ольга
представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к
Христианству. Юноша
был непоколебим в своем мнении и следовал
обрядам язычества; не запрещал
никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и
с досадою отвергал
все убеждения матери, которая, не преставая любить
его нежно, должна была
наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа
Российского и сына.
[964-966 г.]
Сей Князь, возмужав, думал единственно
о подвигах
великодушной храбрости, пылал ревностию отличить себя
делами и возобновить
славу оружия Российского, столь
счастливого при Олеге; собрал войско
многочисленное и с нетерпением юного Героя летел в поле.
Там суровою жизнию
он укрепил себя для трудов воинских, не имел ни
станов, ни обоза; питался
кониною, мясом диких зверей и сам жарил
его на углях; презирал хлад и
ненастье северного климата; не знал шатра и спал
под сводом неба: войлок
подседельный служил ему вместо мягкого ложа,
седло изголовьем. Каков был
Военачальник, таковы и воины. - Древняя летопись сохранила
для потомства еще
прекрасную черту характера его: он не хотел пользоваться
выгодами нечаянного
нападения, но всегда заранее объявлял войну народам,
повелевая сказать им:
иду на вас! В сии времена общего
варварства гордый Святослав соблюдал
правила истинно Рыцарской чести.
Берега Оки, Дона и Волги были
первым феатром его воинских, счастливых
действий.
Он покорил Вятичей, которые
все еще признавали себя данниками Хана
Козарского, и грозное свое
оружие обратил против сего некогда столь
могущественного Владетеля.
Жестокая
битва решила судьбу
двух народов. Сам Каган
предводительствовал войском: Святослав победил и взял
Козарскую Белую Вежу,
или Саркел, как именуют ее Византийские
Историки, город на берегу Дона,
укрепленный Греческим искусством. Летописец не
сообщает нам о сей войне
никаких дальнейших известий, сказывая только, что
Святослав победил еще Ясов
и Касогов: первые - вероятно, нынешние Оссы или Оссетинцы
- будучи Аланского
племени, обитали среди гор Кавказских, в
Дагестане, и близ устья Волги;
вторые суть Черкесы, коих страна в Х веке именовалась
Касахиею: Оссетинцы и
теперь называют их Касахами. - Тогда же,
как надобно думать, завоевали
Россияне город Таматарху, или
Фанагорию, и все владения Козарские на
восточных берегах Азовского моря:
ибо сия часть древнего
Царства
Воспорского, названная потом
Княжеством Тмутороканским, была уже при
Владимире, как мы увидим, собственностию России. Завоевание
столь отдаленное
кажется удивительным; но бурный дух
Святослава веселился опасностями и
трудами.
От реки Дона проложив себе путь к
Воспору Киммерийскому, сей Герой мог
утвердить сообщение между областию
Тмутороканскою и Киевом посредством
Черного моря и Днепра. В
Тавриде оставалась уже одна тень древнего
могущества Каганов.
[967 г.] Неудовольствие
Императора Никифора Фоки на Болгарского Царя
Петра служило для Святослава поводом к новому и еще
важнейшему завоеванию.
Император, желая отмстить Болгарам за то, что они не
хотели препятствовать
Венграм в их частых впадениях в Грецию,
велел Калокиру, сыну начальника
Херсонского, ехать Послом в Киев, с обещанием
великих даров мужественному
Князю Российскому, ежели он пойдет
воевать Болгарию. Святослав исполнил
желание Никифора, взяв с Греков на вооружение
несколько пуд золота, и с
60000 воинов явился в ладиях на Дунае.
Тщетно Болгары хотели отразить
их: Россияне, обнажив мечи и закрываясь
щитами, устремились на берег и смяли неприятелей. Города
сдалися победителю.
Царь Болгарский умер от горести. Удовлетворив мести
Греков, богатый добычею,
гордый славою, Князь Российский начал властвовать
в древней Мизии; хотел
еще, в знак благодарности, даров от Императора и
жил весело в Болгарском
Переяславце, не думая о том, что в самое сие время
отечественная столица его
была в опасности.
[968 г.] Печенеги напали на
Россию, зная отсутствие храброго Князя, и
приступили к самому Киеву, где затворилась Ольга
с детьми Святослава. На
другой стороне Днепра стоял
Воевода Российский, именем
Претич, с
малочисленною дружиною, и не мог иметь с
осажденными никакого сообщения.
Изнемогая от голода и жажды, Киевляне были в
отчаянии. Один смелый отрок
вызвался уведомить Претича о бедственном их
состоянии; вышел с уздою из
города прямо в толпу неприятелей и, говоря
языком Печенежским, спрашивал,
кто видел его коня? Печенеги, воображая, что он их
воин, дали ему дорогу.
Отрок спешил к Днепру, сбросил с себя одежду и поплыл. Тут
неприятели, узнав
свою ошибку, начали стрелять в него; а Россияне
с другого берега выехали
навстречу и взяли отрока в лодку. Слыша от сего
посланного, что изнуренные
Киевляне хотят на другой день сдаться, и боясь гнева
Святославова, Воевода
решился спасти хотя семейство Княжеское - и
Печенеги на рассвете увидели
лодки Российские, плывущие к их
берегу с трубным звуком, на который
обрадованные жители Киевские ответствовали громкими
восклицаниями.
Думая, что сам
грозный Святослав идет на помощь к
осажденным,
неприятели рассеялись в ужасе, и Великая
Княгиня Ольга могла, вместе со
внуками, безопасно встретить своих избавителей
за стенами города. Князь
Печенежский увидел их малое число, но все еще не
смел сразиться: требовал
дружелюбного свидания с предводителем Российским и спросил
у него, Князь ли
он? Хитрый Воевода объявил себя начальником передовой
дружины Святославовой,
уверяя, что сей Герой со многочисленным войском идет вслед
за ним. Обманутый
Печенег предложил мир: они подали
руку один другому и в знак союза
обменялись оружием. Князь дал Воеводе саблю, стрелы
и коня: Воевода Князю
щит, броню и меч. Тогда Печенеги немедленно удалились от
города.
Освобожденные Киевляне отправили
гонца к Святославу сказать ему, что он
для завоевания чуждых земель жертвует собственною; что
свирепые враги едва
не взяли столицы и семейства его; что отсутствие Государя и
защитника может
снова подвергнуть их той же опасности, и чтобы
он сжалился над бедствием
отечества, престарелой матери и юных детей своих. Тронутый
Князь с великою
поспешностию возвратился в Киев. Шум
воинский, любезный его сердцу, не
заглушил в нем нежной чувствительности сына и
родителя: летопись говорит,
что он с горячностию лобызал мать и детей, радуясь их
спасению. - Дерзость
Печенегов требовала мести:
Святослав отразил их от
пределов России и сею победою восстановил
безопасность и тишину в отечестве.
[969 г.] Но мирное
пребывание в Киеве скоро наскучило деятельному
Князю. Страна завоеванная всегда кажется
приятною завоевателю, и сердце
Героя стремилось к берегам Дунайским. Собрав Бояр,
он в присутствии Ольги
сказал им, что ему веселее жить в
Переяславце, нежели в Киеве: "ибо в
столице Болгарской, как в средоточии, стекаются все
драгоценности Искусства
и Природы: Греки шлют туда золото, ткани, вино и
плоды; Богемцы и Венгры
серебро и коней; Россияне меха, воск, мед и
невольников". Огорченная мать
ответствовала ему, что старость и болезнь не замедлят
прекратить ее жизни.
"Погреби меня, - сказала она, - и
тогда иди, куда хочешь". Сии слова
оказались пророчеством: Ольга на четвертый день
скончалась. - Она запретила
отправлять по себе языческую
тризну и была погребена
Христианским
Священником на месте, ею самою для того избранном. Сын,
внуки и благодарный
народ оплакали ее кончину.
КНЯЗЬ ИГОРЬ. Г. 912-945 (Том 1: Глава 6) |