Слово Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу 
 
 
 
    
 Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума
 своего, и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью. Восстань,
 слава моя, восстань в псалтыри и в гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да
 раскрою в притчах загадки мои и возвещу в народах славу мою. Ибо сердце
 умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.  
   
      Был язык мои как трость книжника-скорописца, и
 приветливы уста мои, как быстрота речная. Того ради попытался я написать об
 оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как древние — младенцев о
 камень.  
   
      Но боюсь, господине, осуждения твоего.  
   
      Ибо я как та смоковница проклятая: не имею плода
 покаяния; ибо имею сердце — как лицо без глаз; и ум мой — как ночной ворон,
 на вершинах бодрствующий; и закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей,
 бесчестием; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона.  
   
      Все это написал я, спасаясь от лица бедности моей,
 как рабыня Агарь от Сарры, госпожи своей.  
   
      Но видел, господине, твое добросердечие ко мне и
 прибег к всегдашней любви твоей. Ибо говорится в Писании: просящему у тебя
 дай, стучащему открой, да не отвергнут будешь царствия небесного; ибо
 писано: возложи на Бога печаль свою, и тот тебя пропитает вовеки.  
   
      Ибо я, княже господине, как трава чахлая, растущая
 под стеною, на которую ни солнце не сияет, ни дождь не дождит; так и я
 всеми обижаем, потому что не огражден я страхом грозы твоей, как оплотом
 твердым.  
   
      Не смотри же на меня, господине, как волк на
 ягненка, а смотри на меня, как мать на младенца. Посмотри на птиц небесных
 — не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию; так и мы, господине,
 ищем милости твоей.  
   
      Ибо, господине, кому Боголюбове, а мне горе лютое;
 кому Бело-озеро, а мне оно смолы чернее; кому Лаче-озеро, а мне, на нем
 живя, плач горький; кому Новый Город, а у меня в доме углы завалились, так
 как не расцвело счастье мое.  
   
      Друзья мои и близкие мои отказались от меня, ибо не
 поставил перед ними трапезы с многоразличными яствами. Многие ведь дружат
 со мной и за столом тянут руку со мной в одну солонку, а в несчастье
 становятся врагами и даже помогают подножку мне поставить; глазами плачут
 со мною, а сердцем смеются надо мной. Потому-то не имей веры к другу и не
 надейся на брата.  
   
      Не лгал мне князь Ростислав, когда говорил: “Лучше
 мне смерть, нежели Курское княжение”; так и мужи говорят: “Лучше смерть,
 чем долгая жизнь в нищете”. Как и Соломой говорил: “Ни богатства, ни
 бедности не дай мне, Господи: если буду богат, — гордостью вознесусь, если
 же буду беден, — задумаю воровство или разбой”, как женки распутство.  
   
      Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй
 меня, потомок великого царя Владимира, да не восплачусь, рыдая, как Адам о
 рае; пусти тучу на землю убожества моего.  
   
      Ибо, господине, богатый муж везде ведом — и на
 чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит. Богатый
 заговорит — все замолчат и после вознесут речь его до облак; а бедный
 заговорит — все на него закричат. Чьи ризы светлы, тех и речь честна.  
   
      Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой,
 как серну из сетей, как птицу из западни, как утенка от когтей ястреба, как
 овцу из пасти львиной.  
   
      Я ведь, княже, как дерево при дороге: многие
 обрубают ему ветви и в огонь кидают; так и я всеми обижаем, ибо не огражден
 страхом грозы твоей.  
   
      Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и
 человек — когда он много бедствует. Никто ведь не может ни пригоршнями соль
 есть, ни в горе разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде,
 а в своей не может смыслить. Злато плавится огнем, а человек напастями;
 пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в напасти обретает
 ум зрелый. Моль, княже, одежду ест, а печаль — человека; печаль человеку
 кости сушит.  
   
      Если кто в печали человеку поможет, то как студеной
 водой его напоит в знойный день.  
   
      тица радуется весне, а младенец матери; весна
 украшает землю цветами, а ты оживляешь людей милостию своею, сирот и
 вдовиц, вельможами обижаемых.  
   
      Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо
 голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар
 твой как плод райский.  
   
      Когда веселишься за многими яствами, меня вспомни,
 хлеб сухой жующего; или когда пьешь сладкое питье, вспомни меня, теплую
 воду пьющего в незаветренном месте; когда же лежишь на мягкой постели под
 собольими одеялами, меня вспомни, под одним платком лежащего, и от стужи
 оцепеневшего, и каплями дождевыми, как стрелами, до самого сердца
 пронзаемого.  
   
      Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине,
 на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами
 твоего дому не истощить. Как невод не удерживает воды, а только рыб, так и
 ты, княже, не удерживай злата и серебра, а раздавай людям.  
   
      аволока, расшитая разноцветными шелками, красоту
 свою показывает; так и ты, княже, множеством своей челяди честен и славен
 во всех странах являешься. Некогда ведь похвалился царь Иезекииль перед
 послами царя вавилонского и показал им множество злата и серебра; они же
 сказали: “Наш царь богаче тебя не множеством золота, но множеством воинов:
 ибо воины золото добудут, а золотом воинов не добыть”. Как сказал князь
 Святослав, сын Ольгин, когда шел на Царьград с небольшою дружиною: “Братья!
 нам ли от этого города погибнуть или городу от нас быть пленену?” Как Бог
 повелит, так и будет: погонит один сто, а от ста побегут тысячи. Тот, кто
 надеется на Господа, не дрогнет вовек, как гора Сион.  
   
      Славно за бугром коней пасти, так и в войске
 хорошего князя воевать. Часто из-за беспорядка полки погибают. Видел:
 огромный зверь, а головы не имеет, так и многие полки без хорошего князя.  
   
      Гусли ведь настраиваются перстами, а тело крепится
 жилами; дуб силен множеством корней, так и град наш — твоим управлением.  
   
      Ибо щедрый князь — отец многим слугам: многие ведь
 оставляют отца и матерь и к нему приходят. Хорошему господину служа,
 дослужиться свободы, а злому господину служа, дослужиться еще большего
 рабства. Ибо щедрый князь — как река текущая без берегов через дубравы,
 поит не только людей, но и зверей; а скупой князь — как река в берегах, а
 берега каменные: нельзя ни самому напиться, ни коня напоить. Боярин щедрый
 — как колодезь с пресной водой при дороге: многих напаивает; а боярин
 скупой — как колодезь соленый.  
   
      Не имей себе двора близ царева двора и не держи
 села близ княжого села: ибо тиун его — как огонь, на осине разожженный, а
 рядовичи его – что искры. Если от огня и устережешься, то от искр не
 сможешь устеречься и одежду прожжешь.  
   
      Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не
 вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый — что золото в грязном
 сосуде, а богатый разодетый да глупый — что шелковая наволочка, соломой
 набитая.  
   
      Господине мой! Не смотри на внешность мою, но
 посмотри, каков я внутри. Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом
 обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в
 воздухе.  
   
      Но поставь сосуд гончарный под капельницу языка
 моего, да накаплет тебе слаще меду слова уст моих. Как Давид сказал:
 “Сладки слова твои, лучше меда они устам моим”. Ибо и Соломон сказал:
 “Слова добрые сладостью напояют душу, покрывает же печаль сердце
 безумного”.  
   
      Ибо мудрого мужа посылай — и мало ему объясняй, а
 глупого посылай — и сам вслед не ленись пойти. Очи мудрых желают блага, а
 глупого — пира в доме. Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых.
 Наставь премудрого, и он еще мудрее станет.  
   
      Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых.
 Ибо глупых ни сеют, ни жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят.
 Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно
 золота, ни серебра, а глупому — мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а
 глупого не научишь. Коли пожрет синица орла, коли поплывет камень по воде и
 коли начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.  
   
      Неужели скажешь мне: от глупости все мне это
 наговорил? Не видел ты неба холстяного, ни звезд из лучинок, ни глупого,
 говорящего мудро. Неужели скажешь мне: солгал как пес? Но хорошего пса
 князья и бояре любят. Неужели скажешь мне: солгал как вор? Если бы украсть
 умел, то к тебе бы и не взывал. Девица ведь губит красоту свою прелюбодейством,
 а муж свое мужество — воровством.  
   
      Господине мой! Ведь не море топит корабли, но
 ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами; так и князь не сам
 впадает в ошибку, но советчики его вводят. С хорошим советчиком совещаясь,
 князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишен будет.
  
   
      Говорится ведь в мирских пословицах: ни скот в
 скотах коза, ни зверь в зверях еж, ни рыба в рыбах рак, ни птица в птицах
 нетопырь, ни муж в мужах, если над ним жена властвует, ни жена в женах,
 если от своего мужа прелюбодействует, ни работа в работах — для женок повоз
 возить.  
   
      Дивней дивного, кто в жены возьмет уродину прибытка
 ради.  
   
      Видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и
 мажущуюся румянами, и сказал ей: “Не смотрись в зеркало — увидишь
 безобразие лица своего и еще больше обозлишься”.  
   
      Неужели скажешь мне: “Женись у богатого тестя,
 чести ради великой; у него пей и ешь”? Лучше бы уж мне вола бурого ввести в
 дом свой, чем злую жену взять: вол ведь не говорит, ни зла не замышляет, а
 злая жена, когда ее бьешь, бесится, а когда кроток с ней — заносится, в
 богатстве гордой становится, а в бедности других злословит.  
   
      то такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница
 бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила
 всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от
 спасения.  
   
      Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на
 ее ласковые и льстивые слова, а дел ее не проверяет, то дай Бог ему
 лихорадкою болеть, и да будет он проклят.  
   
      Вот и распознайте, братия, злую жену. Говорит она
 мужу своему: “Господине мой и свет очей моих! Я на тебя и взглянуть не
 могу: когда говоришь со мной, тогда смотрю на тебя, и обмираю, и слабеют
 все члены тела моего, и падаю на землю”.  
   
      ослушайте, жены, слова апостола Павла: крест — глава
 церкви, а муж — жене своей. Жены, стойте же в церкви и молитесь Богу и
 святой Богородице; а чему хотите учиться, то учитесь дома у своих мужей. А
 вы, мужья, в законе храните жен своих, ибо нелегко найти хорошую жену.  
   
      Хорошая жена — венец мужу своему и беспечалие, а
 злая жена — горе лютое и разорение дому. Червь дерево точит, а злая жена
 дом своего мужа истощает. Лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене
 тайны поведать: дырявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа
 своего погубит. Лучше камень бить, нежели злую жену учить; железо
 переплавишь, а злой жены не научишь.  
   
      Ибо злая жена ни ученья не слушает, ни священника
 не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех
 осуждает.  
   
      то злее льва среди четвероногих и что лютее змеи
 среди ползающих по земле? Всех тех злее злая жена. Нет на земле ничего
 лютее женской злобы. Из-за жены прадед наш Адам из рая был изгнан; из-за
 жены Иосиф Прекрасный в темницу был заключен, из-за жены пророка Даниила в
 ров ввергли, где львы ему ноги лизали. О, злое, острое оружие дьявола и
 стрела, летящая с ядом!  
   
      У некоего человека умерла жена, он же по смерти ее
 начал продавать детей. И люди сказали ему: “Зачем детей продаешь?” Он же
 ответил: “Если родились они в мать, то, как подрастут, меня самого
 продадут”.  
   
      Но вернемся к прежнему. Я, княже, ни за море не
 ездил, ни у философов не учился, но был как пчела — припадая к разным
 цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов
 и смысл их и собрал, как в мех воды морские.  
   
      Скажу не много еще. Не запрещай глупому глупость
 его, да не уподобишься сам ему. Не стану с ним много говорить. Да не буду
 как мех дырявый, роняя богатство в руки неимущих; да не уподоблюсь
 жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить
 житом; да не окажусь ненавистным миру многословною своею беседою, подобно
 птице, частящей свои песни, которую вскоре же ненавидеть начинают. Ибо
 говорится в мирских пословицах: длинная речь не хороша, хороша длинная паволока.
  
   
      Господи! Дай же князю нашему силу Самсона,
 храбрость Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида, и
 умножь, Господи, всех людей под пятою его. Богу нашему слава, и ныне, и
 присно, и вовеки.   |