"Повесть временных лет" - наиболее ранний
из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод
этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках,
из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и
Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве
материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о
различных исторических лицах и событиях. Публикуется в переводе
Д.С.Лихачева.
BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ
ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим,
Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в
долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и
Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия
Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с
Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная,
текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты,
другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B
его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия,
Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия,
Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит,
Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и западные:
Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия,
Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия,
Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая
называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия,
Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос,
Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии,
называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до
Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть
Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина,
Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части
сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва,
заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь,
летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому
морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же
морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также:
варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне,
немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к
южным странам и соседят с племенем Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий,
и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И
был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать
столп до неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля
Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп
тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и
сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы,
и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же
народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между
Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет
сохраняются эти остатки.
По разрушении же столпа и по разделении народов
взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны,
Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел
и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и
есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где
теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по
земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни,
придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались
чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда
волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их,
то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов
пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и
назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а
другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по
Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота,
от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера
Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали
его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались
северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота
назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут
был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра -
волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого
же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера
впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима
можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в
Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского
леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север,
и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает
семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по
Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в
землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр
впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его
учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь,
узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в
Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И
случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и
сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах
воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много
церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился
Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по
Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там
людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И
отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и
что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем
сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут
наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и
бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и
обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно,
никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не
мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме
пришел в Синоп.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись
своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже
поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся
самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий
- Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев,
а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей
горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь
старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор
велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались
они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком;
был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили:
"На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил
бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю,
то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он
приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и
срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали
ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то -
Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек
и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И после этих братьев стал род их держать княжение
у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в
Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних
произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в
верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них
же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере
меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в
Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем
языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит
по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи,
северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем
ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,
меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола,
корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета
и живут в северных странах.
Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на
Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели
по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и
заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они
воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры,
воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры
воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили
насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь
коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и
везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом,
и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного
обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", -
их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем
прошли черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге.
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже
говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и
древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне;
радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим,
а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались
радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название
вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи,
вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и
тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по
Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли
их "Великая Скифь".
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих
отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих
кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и
родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и
брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на
следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным
обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у
них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели
общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили
при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища
между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские
песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три
жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали
большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после,
собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по
дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и
кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе
устанавливающие закон.
Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый
народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие
закона, соблюдают как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на
краю света. Имеют они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием
и прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не
делать зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или
островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не
пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх
Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы,
сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их
страны - там едят людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы.
Свой закон и у халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить
с детьми братьев и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его
добродетелью, даже если будут далеко от своей страны.
Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят
дома, и мужские дела совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не
сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины,
умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и
повелевают ими. В Британии же несколько мужей с одною женою спят, и многие
жены с одним мужем связь имеют и беззаконие как закон отцов совершают,
никем не осуждаемые и не сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как
бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из
своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы
некиим торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, -
снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится
мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно
воспитают".
Так вот и при нас теперь половцы держатся закона
отцов своих: кровь проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую
нечистоту - хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным
обычаям своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую
Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон,
поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись.
По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия,
Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И
нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам
дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их
хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань
нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили:
"В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А
что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: "Не
добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной
стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено
собирать дань и с нас и с иных земель". И сбылось все это, ибо не по
своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне,
царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона:
"Этому суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось:
погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти:
сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют
русские князья хазарами и по нынешний день.
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать
Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при
этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.
Вот почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до потопа
2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода
Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от
начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от
пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333
года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до
Михаила сего 542 года". А от первого года царствования Михаила до
первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года
княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31
год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от
первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил
Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким
образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же
Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло
в эти годы, как уже начали: с первого года царствования Михаила, и
расположим по порядку года.
В год 6361 (853).
В год 6362 (854).
В год 6363 (855).
В год 6364 (856).
В год 6365 (857).
В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами
на болгар по берегу и морем. Болгары же, увидев, что не смогли
противостоять им, попросили крестить их и обещали покориться грекам. Царь
же крестил князя их и всех бояр и заключил мир с болгарами.
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с
чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с
северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6368 (860).
В год 6369 (861).
Продолжение
|