ЧЕЛОВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Настоящая книга посвящена человеку в литературе древней Руси.
В книге сделана попытка рассмотреть художественное видение человека
в древнерусской литературе и художественные методы его изображения.
Читатель не найдет в ней упоминаний "формы" и "содержания"
как таковых, но вся она в конечном счете стремится к рассмотрению
художественной формы в ее живом единстве с содержанием.
* * *
Человек всегда составляет центральный объект литературного творчества.
В соотношении с изображением человека находится и всё остальное:
не только изображение социальной действительности, быта, но также
природы, исторической изменяемости мира и т. д. В тесном контакте
с тем, как изображается человек, находятся и все художественные
средства, применяемые писателем.
Литература древней Руси знала несколько стилей в изображении человека1
. В основном они последовательно сменяют друг друга, но иногда существуют
и параллельно — в разных жанрах, обслуживающих разные потребности
общества.
Конечно, тот или иной стиль в изображении человека в совершенно
"чистом" виде проявлялся более или менее редко. Исключения
постоянны. Характеризуя тот или иной стиль, мы имеем в виду лишь
преобладающие явления. Системы стилей постоянно нарушаются. В этом
есть определенная закономерность; если бы не было нарушений стилистических
систем, то не было бы и движения литературы вперед. Восстанавливая
ту или иную систему стиля в изображении человека, мы стремимся прежде
всего создать у читателя живое представление об этой системе, непосредственное
ощущение стиля.
П. Я. Чаадаев писал: "Итак, вот наше правило: будем
размышлять о фактах, которые нам известны, и постараемся держать
в уме больше живых образов, чем мертвого материала"2
.
* * *
Читатель найдет в книге снимки с произведений живописи. Цель их
— показать соответствия, существовавшие в изображении человека
в литературе и в живописи. Эти соответствия позволяют во многих
случаях глубже понять и отчетливее ощутить особенности того или
иного стиля в изображении человека, но эти соответствия не следует
абсолютизировать.
В иных случаях живопись обгоняет литературу и дает значительно
более совершенные изображения человека, в других — литература
опережает живопись. Всемирно прославленная живопись Андрея Рублева
и его времени превосходит литературу тонкостью психологического
анализа и глубиной проникновения во внутренний мир человека. Однако
"оправдание человека" и открытие ценности человеческой
личности, имевшие место в демократической литературе XVII в., не
находят прямых соответствий в живописи того же времени. Наиболее
полное слияние художественных принципов изображения человека в литературе
и в живописи находим мы в монументальном стиле XI—XIII вв.
Для этой эпохи характерен своеобразный полный синтез всех искусств:
монументальная живопись (мозаика, фрески) подчинена формам зодчества,
зодчество своими простыми поверхностями служит удобной основой для
монументальной живописи. Письменность, в значительной мере рассчитанная
для чтения вслух во время монастырских трапез (жития святых), для
произнесения в храмах (проповеди, жития), для импозантного окружения
княжеского быта, отвечает тем же потребностям, что архитектура и
живопись, развивает общий с нею монументальный стиль в изображении
человека.
Впрочем, соотношения литературы с другими искусствами требуют внимательного
изучения. В данной книге они только намечаются.
* * *
Главы настоящей книги не следуют хронологии историко-литературно-то
процесса. Книга не стремится изобразить историю изображения человека,
хотя и должна давать материалы для этой истории, поднимая некоторые
общие вопросы, связанные с изменением формы изображения человека.
Удобнее всего оказалось начать книгу с перелома в изображении человека,
с кризиса средневекового способа изображения человека, наступившего
в начале XVII в. Затем необходимо было вернуться к эпохе классического
расцвета средневекового монументального стиля в изображении человека
— к XI—XIII вв. Затем в книге следуют главы, описывающие
отдельные стили и затрагивающие отдельные проблемы изображения человека.
Разнородность материала отчасти определила собой разнородность
глав. Одни из глав посвящены крупным стилистическим системам, внутренне
законченным и отразившимся во многих произведениях (таков стиль
монументального историзма или эмоционально-экспрессивный). Другие
главы касаются лишь элементов слабо проявившихся стилей (стиля эпического,
стиля "психологической умиротворенности"). Естественно,
что главы резко различаются по своему наполнению фактическим материалом.
* * *
Перед читателем — второе издание моей книги —"Человек
в литературе древней Руси". Со времени первого издания (М.;
Л., 1958) прошло более десяти лет. За это время накопилось много
нового материала, подтверждающего и развивающего отдельные характеристики
стилей в изображении человека, но я решил не включать их в книгу.
Она разрослась бы в объеме и в результате утратила бы свою цельность.
Дело ведь не в количестве материала, а в его убедительности. Поэтому
я ограничиваюсь лишь некоторыми улучшениями и уточнениями. Мною
приняты во внимание рецензии, появившиеся на первое издание у нас
и за рубежом, а также замечания, сделанные мне в частных письмах
Б. М. Эйхенбаумом и Н. Н. Ворониным.
В подборе иллюстраций мне помогли Н. А. Демина и И. А. Иванова,
а также Н. Г. Порфиридов, которым приношу глубокую благодарность.
1 Здесь и в дальнейшем я говорю
о стиле так, как говорят о стиле искусствоведы; в широком значении
этого слова. Я говорю о стиле литературы, а не о стиле литературного
языка. Последний входит в первый как часть.
2 П. Я. Чаадаев. Философические
письма. Письмо третье.— М. Гершензон П. Я. Чаадаев,
Жизнь и мышление. СПб., 1908, стр. 255.
Источник: Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.
– М.: Наука, 1970. – С. 3—5.
|