Меню сайта
Категории каталога
Былины [12]
Поэмы [3]
История русской литературы [48]
Избранные статьи
Сказание [4]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 283
Главная » Статьи » Литература » История русской литературы

ЧЕЛОВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ ( Часть четвертая ) (1 ) )
ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ КОНЦА XIV-XV в.
Историческое лицо интересно составителю Хронографа не само по себе, а лишь как пример для нравоучения. История - цепь анекдотов, занимательных и поучительных. Хронограф делится не на годовые статьи, как русская летопись, а на ряд рассказов с законченным повествовательным сюжетом. Это - небольшие новеллы, оканчивающиеся эффектной развязкой: наказанием за содеянное, смертью героя,-сопровождаемыми нравоучительными сентенциями, составляющими существенную сторону изложения Хронографа. Обычно это раздумье над превратностью исторической действительности, над бренностью всего земного. Так, например, в повествовании о "царстве Коньстянтина Дуки" освобождение Романа из тюрьмы и женитьба его на царице сопровождаются антитезой дворца и тюрьмы, кандалов и царских "бисерных" одежд, "худой" тюремной постели и царского брачного одра. Заканчивалось повествование характерным афоризмом; "Таковы ти суть твоа игры, игрече, коло (колесо) житейское!"33

Эти нравоучительные сентенции не только замыкают статьи Хронографа - они сопровождают собою все изложение. Автор как бы руководит читателем, постоянно обращая его внимание на моральную сторону событий, на их "сокровенный", "вечный", вневременный смысл. Рок, судьба, всесилие бога и бессилие человека - вот темы авторских ремарок. Человека, "обладаемого" божьими "крепкыми руками", никто не может убить раньше "уреченнаго времене"34. Автор иронизирует над усилиями людей достичь недосягаемого.

Тема "казней божиих" активно звучала и в русских летописях XI- XIV вв., но имела иной характер. Слово "О казнях божиих", помещенное в Повести временных лет под 1068 г., говорило о наказании всех людей, о наказании, общем для всего народа или государства. Эти страшные кары в виде нашествия врагов, голода, стихийных бедствий посылались богом лишь за многие грехи и сравнительно редко. Изложение исторических событий не предусматривало в русской летописи немедленного вмешательства бога. Исключения были очень редки и главным образом во вставных произведениях (наказание Святополка в Житии Бориса и Глеба, наказание Владимирки в Повести Петра Бориславича и др.). Между тем в Хронографе наказание за грехи постоянно наступало немедленно, оно было личным, возмездие с неизбежностью следовало за проступком, и на этом строилось в основном всё историческое повествование. В русских летописях наказание народа за грехи - наказание, вызывающее сочувствие читателя; в Хронографе наказание исторического лица - возмездие, приносящее нравственное удовлетворение читателю. Эти наказания всегда эффектны: мучителя Диоклитиана постигла страшная кара - его язык сгнил, тело его "кипело" червями, он "изрыгнул" злую свою душу, "рыкнув яко лев"35.

Сами по себе исторические события занимают в Хронографе подчиненное положение. Не события, а личности властителей привлекают к себе внимание автора: "Царство Кунтилово", "Царство 36 Аврилианово", "Царство 37 Такитово", "Царство Провово и Флориане", "Царство 39 Кара и Карина, сына его и Нумириана"36; таковы обычные заголовки статей Хронографа. В русских же летописях основную тему изложения составляет не личная человеческая судьба, а история народа и государства ( в средневековом их понимании).

Хронографические статьи открываются обычно характеристикой властителя. Дальнейшее изложение строится как вывод из этой характеристики, как ее иллюстрация или неизбежное следствие его личного поведения. Вот, например, рассказ о царствовании императора Трояна. Троян царствовал в Риме девять лет; он был "мужь воиничен и победоносен, терпелив и храбр, в судех праведен и неуклонен, мерило правде". Затем идет изложение подвигов Трояна и нравоучительный рассказ о том, как Троян дал своему епарху меч со словами: "...если беззаконно царством владею, то ударь меня мечем этим и не пощади моей жизни; если же законно и хорошо правлю суд, то имей этот меч, чтобы мстить за меня врагам". Заканчивался рассказ о Трояне нравоучительной сентенцией на тему о беспощадности смерти: "...но и сей убо изчезе от житиа, во многых пожив победах"37. Перед нами, следовательно, личная биография императора, иногда сведенная только к характеристике его деятельности38.

Естественно, что Хронограф в этих биографиях не стремился к полноте и исторической точности. В отличие от русской летописи, хронографические статьи полны баснословного и анекдотического материала, чудес, видений, вещих снов и т. д. Поскольку личность властителя является основной причиной исторических событий, его характер рисуется обычно в Хронографе с необычайною силой экспрессии. Император - либо злодей, действующий по наущению дьявола, либо герой добродетели. "Поставиша Фоку царем, о горе! -пса беснаго, мужа разбойника, люта и гневълива и убиством дышуща"39, - говорится о Фоке Мучителе. В прямо противоположных чертах дана характеристика Цимисхия: "Другый бяше рай божий, четыре рекы источаа: правду, мудрость, мужество, целомудрие"40.

Христианские добродетели или пороки направляют людей в их деятельности. Злоба, ярость, гнев, зависть, гордость двигают поступками злых. Благочестие и нищелюбие, вера и смирение двигают силой добрых. Властители мечутся, обуреваемые страстями, или совершают подвиги благочестия, подвигнутые на то ревностью к добру. Отсюда необычайная экспрессивность характеристик, отсюда гиперболы, стремление к грандиозности изображения, проникающее и подавляющее изложение.

Под влиянием страстей властители совершают чудовищные злодеяния, преодолевают необычайные препятствия. Внешние проявления чувств всегда преувеличены. Люди проливают "тучи слез", плачут по восьми месяцев: "...и рукама терзаше власы, и браду, и главою ударяа, и слезами моча землю"41. Гнев, зависть служат иногда причиною смерти человека42. Одержимые страстями люди бессильны совладать с ними. Страсти персонифицируются, предстают в образе диких зверей43. Образы звериного мира, примененные к объяснению человеческой психологии, не случайны в Хронографе.

Вся вселенная, с точки зрения средневекового мировоззрения, представляет собою грандиозное "училище благочестия", в котором каждое живое существо является носителем какого-либо скрытого назидательного смысла. Животные символизировали собою человеческие страсти, ереси, вечные истины. Епифаний Кипрский в полемическом сочинении "pauariou" ("Аптека") стремится дать целую "аптеку" с полезными лекарствами от "угрызения" ядовитых животных и пресмыкающихся, под которыми разумеются ереси44.

Вот почему в средние века получают чрезвычайное развитие зоологические сказания различных "физиологов" (сборников "естественнонаучных" рассказов), звериный орнамент, животные сюжеты архитектурных "прилепов" и т. д.

Те же части Русского Хронографа, которые восходят по своему происхождению к Хронике Манассии, обильно насыщены материалом "физиологических" сказаний. Свойства человеческого характера, представленные в звериных образах (ярость - лев, хитрость - лисица), и самые люди, сближаемые со зверями, получили назидательное истолкование с помощью рассказов "Физиолога". Иногда сравнения со зверями даны в обычной манере афоризмов45, иногда же сравнения даются в виде развернутых картин. Так, например, император Никифор Ватаниот, женившийся в старости, пространно сравнивается с златоперой "кикнос", которая, прежде чем сойти в старости в гроб и "скрытися", начинает веселиться46.

Обильные сравнения, приводимые в Хронографе из мира животных, имеют в виду главным образом людские поступки, действия. Они придают изложению необычайную динамичность, усиливают его экспрессивность. "Изскочи убо Роман, яко зверь ис тенеть и яко орел из сети"47. "Огненный дерзостью" Фома наскочил на своего противника "с великим стремлением, яко вепрь из луга и дубравы многодревны, или щенець питаем в горах лвица лютыа и кровоядныа"48.

Все движется и живет в повествовании Хронографа. События описываются в нем в резких красках, сравнения из области звериного мира экспрессивны, при этом изложение обильно насыщено психологическими характеристиками. Даже предметы мертвой природы, даже отвлеченные явления оказываются злыми, добрыми, награждаются людскими пороками и добродетелями. Если царь зол, то и рать его "злоратная"49, стража его - "злостража"50, сильный ветер "свереподыханен"51 и т. д. Многочисленные эпитеты, всегда оценочные, назойливо сопровождают изложение. Земля не выносит злодейств императора Фоки Мучителя и испускает "безгласные вопли" на "тигропардоса беснаго"52. При ослеплении императора Константина "стихиа бо сами о беде плакаху"53. Как одушевленные существа ведут себя и города - Рим54, Константинополь, Антиохия55, Иерусалим56.

Мир всепожирающих зверей, мчащиеся облака, тучи, ветры, бушующее море и отзывающиеся его прибою берега, молнии, звезды, луна, солнце - всё полно одушевленного движения, втянуто в ход истории. Всё смятено, всё ужасно, всё полно тайны и сокровенного смысла.

При этом ничто не стоит. Хронограф описывает только действия, поступки. Внутренний мир людей раскрывается через их действия. Храбро-душие было заключено в сердце Фоки, как головня в пепле, когда же пришло время действию и когда колесо "злотекущего естества" поставило Фоку на колесницу царства, тогда Фока, раскололся, как молния, и обтек все варварские племена, как огонь, который, попав "во юдоль многодревну", гонимый ветром, проходит повсюду, пожирает сад и попаляет холмы.

Эти настойчиво повторяющиеся сравнения и сближения с явлениями природы и самые отклики природы на события человеческой жизни усиливают драматичность повествования, его психологизм. Эта драматичность повествования, своеобразный панпсихологизм, обилие психологических характеристик - всё это находится в неразрывной связи с общей эмоциональной приподнятостью изложения. Художественный метод изображения человека проникает весь стиль изложения. Хронограф постоянно пишет о чувствах героев и обращается к чувствам читателей. Слезы, рыдания, плач - обычны в изложении исторических событий. Особую эмоциональность придают изложению авторские восклицания, вносящие в него субъективизм: "О горе!"57; "О всевидящее солнце!"58; "О зависти, зверо лютый!"59; "О солнце и земле!"60; "Оле, божиих судеб"61; "Оле, оле, доброненавистная душа! Увы, увы, разуме зверовидный"62.

Иногда эти восклицания переходят в длиннейшие тирады как бы не сумевшего сдержать своих чувств автора. Эти тирады посвящены обычно какой-либо одной нравоучительной мысли: всемогуществу жестокой смерти, бренности всего земного, могуществу золота и т. д. "О злато, гонителю и мучителю прегордый, градовом разорителю! О злато, умягьчаеши жестокаго, а мягъкаго ожесточаеши, язык отврьзаеши безгласному, а глаголиваму затыкаеши уста, блещанием своим в желание улавляеши сердца, яко и камение мягко твориши! Хто от пресильныа твоеа крепости можеть избежати?"63 Или: "О зависти, зверю лютый, разбойниче, гонителю, скорпие (скорпион) многожалная, тигру человекоснедный, былка смертная!" Разразившись этой тирадой, автор оправдывается в своей несдержанности: "...горесть бо душевная глаголати принужаеть"64. Такие отступления придают всему повествованию Хронографа исключительную эмоциональность.

Автор как бы не может удержать своих чувств, он одержим необходимостью высказаться. Чувства, а не рассудок владеют его пером, он подавлен грандиозностью событий, героизмом благочестивых, подлостью злых. Речь его превращается в сплошной поток: образы, сравнения, эпитеты заполняют текст. Автор не находит точных, необходимых слов для выражения своих мыслей: он нагромождает синонимы, уснащает речь сравнениями, обильно пользуется неологизмами и т. д., и т. п. Отсюда неопределенность выражений, как бы не отлившихся еще в законченную форму. Отсюда поиски слов и неотвязно повторяющаяся мысль о бессилии человеческого языка выразить переживаемые чувства: хронист отказывается описать "храбръствиа красная добрых царей" и "мужь храбрых" - "их же не мочно языком житиа преплути"65.

Автор постоянно подбирает слова и стремится дать как можно больше синонимов: "зловозвестница и чародейница и зловолшебъная пророчица"66, "разжизаньми бо и разгоренми плотьскыми цветяще"67, "благообразень и доброзрачен"68, "долголетен и стар"69, "тяжкошумящий и съверепогласящий"70 и т. д. Очень часто употребляются полусинонимические сочетания. Так, например, о Василии царе рассказывается, что он отвращался еды и отринул "гладкое", "покоищное" и "слабое" житие, возлюбил же "жестокое" и "бридкое" дело, возлюбил оружие, щиты, шлемы и стрелы "больше услаждающих капель меда и вина"71.

Из языка Хронографа изгнаны столь обычные в русской летописи просторечные выражения, дипломатические, юридические, ратные термины, даже просто прямые обозначения бытовых явлений. Они заменены перифразами; речь приподнята, торжественна, она сближена с языком проповеди, житий, богослужения. Постоянные и обильные перифразы насыщают речь такими словами, как "сиречь", "рекше", "сице": "доброводный Истр сиречь Дунав"72, "на свет произвести... клас, рекше сына родити"73.

Нагромождение синонимов, перифраз составляет необходимую черту крайне эмоциональных характеристик действующих лиц. Так, например, император Роман был "жесток, гневлив, горд, яролюбив, самомудр..."74 Эпитеты почти отсутствуют в русских летописях. В Хронографе, напротив, эпитет составляет существенный элемент стиля, при этом, как вообще в средневековой литературе, эпитет всегда выделяет основные, наиболее постоянные качества объекта: "мясоедный лев"75, "толъстотрапезная гостьба" (т. е. угощение)76 - и иногда заключает элементы тавтологии: "тяжкогневная ярость"77, "многовоздыханная стенаниа"78 и т. д., и т. п.

Составленный мозаично, из различных источников, Русский Хронограф представлял собою в целом произведение единое и стилистически, и идейно. Это единство Хронографа было тесно связано с новым отношением к человеку, к исторической личности, к внутренней жизни человека. Составителя Хронографа интересовала по преимуществу человеческая психология, его изложение было пронизано субъективизмом, он заботился о риторической приподнятости стиля.

Хронографический стиль в изображении людей оказал значительное влияние на летопись и на историческое повествование времени "Смуты"79 . Этот стиль постепенно развивался, и в Хронографе третьей редакции дал, как мы уже отмечали в первой главе, наиболее яркое проявление того, что мы назвали "открытием характера".

Категория: История русской литературы | Добавил: shtormax (01.05.2008)
Просмотров: 659 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вы на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вы находитесь на сайте
Группа: Гость
Вы здесь: - ый день
Сегодня тут побывали
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz