Композиционная вторичность "Задонщины"  
  "Задонщина" содержит соответствия "Слову" не 
 только в стиле, в отдельных формулах, выражениях и образах, но и 
 в последовательности изложения событий. 
  Оба произведения после вступления, в котором упоминается Боян, 
 переходят к описанию сборов войска и похода. Характеристика Игоря 
 Святославича и Всеволода Буй Тура соответствует характеристике Дмитрия 
 Ивановича и Владимира Андреевича. В "Слове" сражений два: 
 первое победоносное, второе, оканчивающееся поражением. В "Задонщине" 
 сражение одно, но в нем два момента: первый неудачен для русских, 
 второй несет победу. 
  Сон Святослава и его "золотое слово" соответствуют в 
 "Задонщине" увещевательному слову Дмитрия Ивановича и 
 описанию предзнаменований. Плач Ярославны соответствует в "Задонщине" 
 нескольким плачам боярынь по убитым. 
  Бегство Игоря из плена до известной степени соответствует бегству 
 Мамая, диалог Гзака и Кончака, их досада — досаде татар в "Задонщине" 
 и словам фрягов о Мамае. 
  Если мы разберем композицию обоих произведений, то заметим, что 
 композиция "Задонщины" значительно менее сложна, чем композиция 
 "Слова". Она не перебита историческими воспоминаниями 
 и лирическими размышлениями. Однако з н а ч е н и е общих элементов 
 в композиции обоих произведений различно. В "Слове" каждый 
 элемент композиции тверже и определеннее выполняет свою функцию. 
  Рассмотрим прежде всего вступление. Вступление в "Слове" 
 — это обычное для приподнятых ораторских, житийных и повествовательных 
 произведений размышление о выборе стилистической манеры, в которой 
 должно вестись все последующее повествование, определение своего 
 отношения к литературной манере предшественника. Такие вступления 
 мы встретим в проповедях Кирилла Туровского, 15 
 в Хронике Константина Манассии (дважды) 16 
 и других произведениях. 
  В связи с этим размышлением в "Слове" следует рассматривать 
 и весь пассаж о Бояне. Автор "Слова" рассуждает: следовать 
 ли ему или не следовать за стилистической манерой старого певца 
 Бояна. Здесь все ясно и художественно целесообразно. В "Задонщине" 
 же появление Бояна не мотивировано. В Кирилло-Белозерском списке, 
 где текст о Бояне сохранился в наибольшей полноте, говорится только 
 следующее: "Поидемъ, брате, в полуночную страну жребии Афетову 
 сына Ноева, от него же родися Русь преславная. Оттоле взыдемь на 
 горы киевьскыя. Первѣе 
 всѣхъ вшедъ восхвалимь 
 вѣщаго гo Бояна в городѣ 
 в Киевѣ, гораздо гудца. 
 Тои бо вѣщии Боянъ, воскладая 
 свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыимь княземь, 
 первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичю и Святославу Ярославичю, 
 Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ пѣсми 
 и гуслеными буиными словесы на русскаго господина князя Дмитриа 
 Ивановича и брата его князя Володимера Ондрѣевича, 
 занеже ихъ было мужество и желание за землю руссьскую и за вѣру 
 христианьскую". 
  В списке И-1 самое имя Бояна искажено, но сохранена та же 
 мысль: автор приглашает взойти с ним на горы Киевские, помянуть 
 первые времена и похвалить киевского "гораздаго гудца" 
 "вѣща боинаго" 
 (может быть — "боярина"), который воскладал свои 
 персты на вещие струны и пел славу князьям древним. Похвалы Дмитрию 
 Ивановичу и Владимиру Андреевичу этот "гораздый гудец" 
 в списке И-1 не поет. В списке У мотив выбора стиля 
 дальнейшего повествования как будто бы имеется, хотя и очень неясен 
 (об этом скажу в дальнейшем), но этот мотив выбора стиля полностью 
 отделен от похвалы Бояну, значение которой все же остается непонятным. 
 После предложения составить похвалу Дмитрию Ивановичу и Владимиру 
 Андреевичу идет следующее место: "И рцем таково слово: лудчи 
 бо нам, брате, начяти повѣдати 
 иными словесы от похвальных сихъ и о нынешных повѣстех 
 похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру 
 Андрѣевичю, а внуки святаго 
 великаго князя Владимира Киевскаго. Начаша ти повѣдати 
 по дѣлом и по былинам. 
 Не проразимся мыслию, но землями, помянем первых лѣт 
 времена, похвалим вещаннаго боярина, горазна гудца в Киеве. Тот 
 боярин воскладоша горазная своя персты на живыя струны, пояша руским 
 князем славу, первому князю киевскому Игорю Бяриковичю и великому 
 князю Владимеру Всеславьевичю киевскому и великому князю Ярославу 
 Володимеровичю". После этого автор обращается к другому своему 
 предшественнику — Софонию-рязанцу: "Аз же помяну резанца 
 Софония и восхвалю пѣснеми 
 гусленными словесы сего великого князя Дмитрея Ивановича и брата 
 его князя Владимира Андрѣевича...". 
  Совершенно неясным оказывается и все место, где говорится: "лудчи 
 бо нам, брате, начяти повѣдати 
 иными словесы". "Лудче" чего? И почему слова должны 
 быть "иные" — "иные" по сравнению с какими? 
 То, что ясно в "Слове", в "Задонщине" загадочно 
 и непонятно. Объясняет все только вступительная часть "Слова". 
  В Синодальном списке похвалы Бояну нет вовсе. Список И-2, 
 как известно, без начала. Итак, назначение образа Бояна в "Задонщине" 
 очень неясно, нет и характеристики стиля Бояна, столь выпуклой в 
 "Слове". Перед нами в "Задонщине" не совсем 
 ясные реминисценции "Слова", и только. 
  В "Слове" имеется, как известно, один плач Ярославны 
 и кратко говорится о плаче русских жен. Композиционная роль этих 
 плачей совершенно четкая. В первом случае большой плач Ярославны 
 предшествует бегству Игоря. Природа как бы откликается на плач Ярославны 
 и помогает Игорю бежать. Сам бог указывает ему путь 
 в Русскую землю смерчами, идущими от моря. Плач же русских жен вставлен 
 в общую картину страданий Русской земли в целом. Ни тот, ни другой 
 плач не повторяют друг друга. Иное в "Задонщине": там 
 плачет Микулина жена Марья, затем непосредственно после нее — 
 Иванова или Тимофеева жена Федосья, за нею — Андреева жена 
 Марья и Михайлова жена "Оксенья", после — жены коломенские. 
 Плачи всех этих жен коротки, в целом они повторяют друг друга и 
 сохраняют из плача Ярославны "Слова" только обращения 
 к реке (к Дону и к Москве). Строго связанные в "Слове" 
 с обращением к Днепру обращения Ярославны к солнцу и к ветру в "Задонщине" 
 не отразились. Впечатление от плачей ослаблено "многоголосостью", 
 краткостью их упоминаний и прозаичностью повторений одного и того 
 же. В "Задонщине" плачи как бы соединены с перечислением 
 вдов убитых. Это как бы дополнение к списку павших. Делопроизводственная 
 манера автора "Задонщины" сказывается и здесь. 
  Все обращения Игоря Святославича к воинам, к князьям, обращения 
 Всеволода Буй Тура и Святослава в "золотом слове" имеют 
 внутреннюю мотивировку. Они вызваны конкретными обстоятельствами. 
 Игорь обращается к своей дружине и к князьям во время солнечного 
 затмения, чтобы поднять их упавший дух. Всеволод 
 Буй Тур обращается к Игорю, который его дожидался, чтобы сообщить 
 ему о своей готовности и о готовности своих воинов. Святослав рассказывает 
 свой сон боярам, чтобы те его разгадали. "Золотое слово" 
 Святослава и обращение к русским князьям имеют целью побудить князей 
 выйти на защиту Русской земли. Обращение к каждому князю в этом 
 "золотом слове" вполне конкретно; в них указывается, почему 
 должен встать князь за родину, напоминается о его силе, храбрости, 
 чести и долге. 
  Иной характер носят речи князей Дмитрия Ивановича и Владимира Андреевича. 
 Князья русские, уже съехавшись к Дмитрию Ивановичу "на пособь", 
 заверяют его, что выедут с ним против татар (списки К-Б, 
 И-1, У). Затем Дмитрий Иванович обращается к уже собравшимся 
 русским князьям с призывом защищать Русскую землю (списки К-Б, 
 И-1). Затем обращаются друг к другу Владимир Андреевич и 
 Дмитрий Донской, подбадривая себя выступить против татар, хотя никаких 
 ни внешних, ни психологических препятствий к этому выступлению, 
 казалось бы, уже нет (списки И-1, С, У). 
  Речи действующих лиц в "Задонщине" — это как бы 
 мысли вслух. Они носят, я бы сказал, условный характер. Это речи, 
 сказанные за автора, чтобы мотивировать поступки действующих лиц 
 или дать комментарий к событиям. Последнее особенно отчетливо выступает 
 в речи татар, которую они как бы коллективно, одновременно произносят, 
 когда бегут с поля битвы: "Туто погании разлучишас[я], раздно 
 побѣгоша неуготованными 
 дорогами в лукомор[ь]е, скрекчюще зубы своими, деручи лица своя, 
 а ркуче: "Уже намъ, брат[и]е, в земли своей не бывати, а дѣтѣй 
 своих не видати, а катунъ своих не трепати, а трепать намъ сырая 
 земля, а цѣловат[и] намъ 
 зелена мурова, а на Рус[ь] нам уже рат[ь]ю не хоживати, а выхода 
 намъ у рускых князей не прашивати"" (И-2, ср. 
 У, С). 
  Такой же характер имеют и речи фрягов, которыми автор ."Задонщины" 
 как бы комментирует бегство Мамая (списки У, С). 
  Еще одна особенность обращений в "Задонщине". Стиль и 
 характер устного слова в них утрачены. Обращения содержат элементы 
 книжности, невозможные в устных выступлениях. В этом их разительное 
 отличие от прямой речи в "Слове", сохраняющей в строгом 
 соответствии с литературной традицией XI—ХIII вв. либо характер 
 воинских речей, либо характер ораторских обращений (в "золотом 
 слове" Святослава), но никогда не включающей книжных элементов. 
  Хронологическая непоследовательность "Задонщины" 
  Разительная особенность "Задонщины" — хронологическая 
 непоследовательность. Эта непоследовательность не входит в художественный 
 замысел автора; в крупном плане события развиваются последовательно: 
 сперва сборы войска, затем первая половина сражения — неудачная, 
 после вторая — удачная, победа, затем бегство Мамая. Однако 
 в частных случаях эпизоды никак не следуют друг за другом: они выхвачены, 
 перемешаны, автор переходит от более поздних эпизодов боя к более 
 ранним, возвращается к тем же эпизодам, не выдерживая переходов 
 к следующему. В отдельных случаях изображение событий топчется на 
 месте. Логика повествования нарушается. 
  Перед нами как бы некоторые пробы, подгонки описания битвы на Дону 
 к стилистическим средствам "Слова" без соблюдения строгого 
 порядка. Так, например, в списке Ундольского князья Дмитрий Иванович 
 и Владимир Андреевич сперва (еще до своего соединения у Коломны) 
 "уставляют" "храбрыя воеводы в Руской земле", 
 затем поминают прадеда своего Владимира Киевского, затем говорится 
 о разных событиях в Русской земле, после — о новгородцах, собирающихся 
 у святой Софии, затем — о сборах русских князей, говорящих 
 почему-то о том, что татары стоят у Дуная и одновременно — 
 на реке Мечи "межу Чюровым и Михайловым". Затем следует 
 обращение Дмитрия Ивановича к Владимиру Андреевичу и литовским князьям. 
 После передаются слова Андрея Ольгердовича и довольно пространная 
 речь к нему Дмитрия Ивановича, в которой он предупреждает о готовящемся 
 сражении на речке Непрядве "межу Доном и Непром". Снова 
 говорится о том, что татары идут между Доном и Днепром и что серые 
 волки — татары "хотят на Мѣчи 
 поступити в Рускую землю". После лирических излияний следует 
 сообщение о том, что Дмитрий Иванович выступил в поход и одновременно 
 выступает Владимир Андреевич. Приводится новый диалог Дмитрия Ивановича 
 и Владимира Андреевича, в котором они описывают свои войска. Затем 
 говорится о битве, и при этом битва изображается как победа и сообщается 
 о ее всесветной славе. Упоминается, что бились войска с утра и до 
 полудня в субботу на Рождество богородицы. Вслед за этим описанием 
 победы неожиданно говорится о поражении и о потерях русских в первой 
 половине битвы. После этого сообщается об опустошении Рязанской 
 земли, которое произошло значительно раньше, о плаче княгинь, боярынь 
 и воеводских жен по избиенным, приводится и плач коломенских жен. 
 Затем новый неожиданный переход — мысль автора возвращается 
 к теме победы: говорится, что "того же дни в суботу" посекли 
 христиане поганые полки на поле Куликовом, приводятся ободряющие 
 речи Владимира Андреевича и Дмитрия Ивановича. Русские войска наступают, 
 татары бегут и "уже бо ста тур на оборонь" (последняя 
 фраза, варьирующаяся в разных списках, непонятна). 
  Отсутствие строгой хронологической последовательности и немотивированность 
 переходов от одной темы к другой обращают на себя внимание и в той 
 части "Задонщины", которая сохранилась в Кирилло-Белозерском 
 списке. Так, например, "чюдно стязи стоять у Дону великого" 
 раньше, чем войска выступают к Дону, раньше, чем Владимир Андреевич 
 повел свои сторожевые (передовые) полки к Дону, и раньше, чем вступил 
 Дмитрий Иванович "во свое златое стремя". Приглашение 
 жаворонку воспеть с л а в у Дмитрию Ивановичу и Владимиру Андреевичу 
 предшествует битве. Съехавшиеся к Дмитрию Ивановичу князья говорят 
 ему: "Уже поганыи татарове на поля на наши наступаютъ" 
 — раньше, чем автор сообщает о выступлении Мамая. Весть о битве 
 разносится по "рожнымь землям", "за Волгу к Желѣзным 
 вратомь, к Риму, до Черемис,ы до Чяховъ, до Ляховъ, до Устюга поганыхъ 
 татаръ за дышущеем моремь" раньше, чем кончилась сама битва, 
 — перед эпизодом, в котором Ослябля предсказывает гибель Пересвета 
 в будущем поединке. Сами диалоги и речи князей произносятся не в 
 конкретной обстановке, а как бы вне пространства и времени. Герои 
 обращаются друг к другу разделенные расстоянием. Ясно, что временная 
 последовательность и в Кирилло-Белозерском тексте соблюдается только 
 в самых общих чертах. В основном же и в данном варианте "Задонщины" 
 существует непоследовательность отдельных речей, образов, стилистических 
 формул, определяемая в значительной степени их последовательностью 
 в "Слове". 17 
  В самом деле, обратим внимание на следующее. Положение плача жен 
 и вдов в "Задонщине" как бы в середине битвы объясняется 
 несомненно тем, что плач русских жен в "Слове" занимает 
 срединное положение в произведении. "Слава руская" звенит 
 "по всей земли руской" (И-1, ср. К-Б, У, 
 С) еще до битвы, так же как и в "Слове", но в "Слове" 
 она относится к Святославу и помещена на месте — там, где говорится 
 о его прошлых победах. Отдельные речи Дмитрия Ивановича и Владимира 
 Андреевича также следуют тому порядку изложения, который существует 
 в их образце — в "Слове". Хронологическая путаница 
 с выступлением русских войск и татар (реально, как известно, татары 
 во главе с Мамаем выступили первыми и вызвали этим ответные сборы 
 войска и выступление войска навстречу татарам) объясняется тем, 
 что в "Слове" первыми выступили русские и только в ответ 
 на поход Игоря стали собираться половцы. 
  Несоответствия новому содержанию в "Задонщине" 
  Поскольку подражание внешне зависит от оригинала, относящегося 
 к другому времени и посвященного другому содержанию, в нем всегда 
 оказываются различные несоответствия новому содержанию и "остатки" 
 произведения, послужившего оригиналом. Появляются в нем, в том или 
 ином виде, различные несоответствия своему времени: языку, исторической 
 действительности, литературной традиции. 
  В "Задонщине" таких "остатков" "Слова 
 о полку Игореве" очень много. И немало таких "остатков", 
 которые в "Задонщине" совсем неуместны и могут быть поняты 
 только с помощью "Слова". 
  Прежде всего, в "Задонщине" (в списке У) сохранилось 
 название небольшой реки, на которой происходила битва Игоря Святославича 
 с половцами, — Каялы. Эта река упоминается только в "Слове" 
 и в летописном рассказе Ипатьевской летописи о том же походе Игоря. 
 И это понятно, но в "Задонщине" эта река упомянута без 
 особой связи с содержанием "Задонщины". 
  Ярославна, как известно, плакала по своему мужу Игорю, находившемуся 
 в плену, молила о его возвращении из плена, просила Днепр прилелеять 
 его к себе: "Възлелѣй, 
 господине, мою ладу къ мнѣ, 
 а быхъ не слала къ нему слезъ на море рано". В "Задонщине" 
 русские жены плачут в сходных выражениях по убитым, никто из их 
 мужей не попал в плен, и тем не менее до жен доходят "поломянные 
 вѣсти", или "полоняныа" 
 (И-1), т. е. вести о плене,18 
 а самые жены названы "поломяныя" или "полоняные жены", 
 т. е. жены пленников. Жена Микулы Васильевича, так же как Ярославна 
 просит Днепр, — просит Дон прилелеять к ней ее мужа, хотя муж 
 ее не пленен, как Игорь, а убит, и по Дону нет пути для возвращения 
 в Москву (И-1, И-2, У, С). Ясно, что 
 плач Ярославны первичен, а плач вдовы Микулы Васильевича — 
 это неудачная его переделка. 
  В "Слове" понятны все упоминания рек: Дона, за который, 
 согласно летописи, ходили на половцев русские войска Игоря, Днепра 
 — центральной водной артерии тогдашней Киевской земли, Дуная, 
 где еще находились в XII в. русские поселения. Но в "Задонщине" 
 настойчивые упоминания Днепра, расположенного в сотнях верст от 
 владений московского князя, и Дуная (в списке У) — совершенно 
 непонятны. Они могут быть объяснены только как следы "Слова". 
  В "Задонщине" московский князь может "веслы Непру 
 запрудити". Это могущество московского князя на Днепре — 
 непонятно. Но оно становится понятным, если вспомнить, что в "Слове" 
 Всеволод Суздальский может "Волгу веслы раскропити", где 
 он действительно одержал победу над волжскими болгарами в 1183 г. 
  В "Задонщине" татары Мамая идут не от Волги, где находится 
 центр Золотой орды и откуда двигался в действительности на Русь 
 Мамай, а от Черного моря, из пространства между Доном и Днепром: 
 "Уже бо всташа силнии вѣтри 
 с моря, прилелѣяша тучю 
 велику на усть Нѣпра, 
 на русскую землю. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашють 
 синие молньи. Быти стуку и грому велику межю Дономь и Нѣпромь, 
 идеть Хинела на русскую землю. Сѣрие 
 волци воють, то ти были не сѣрие 
 волци, придоша поганые татарове, хотять пройти воюючи, взяти всю 
 землю русскую" (К-Б, ср. И-1, У, С). 
 Это движение татар от берегов Черного моря, из района между устьями 
 Дона и Днепра, может быть понято только в связи со "Словом" 
 — именно оттуда, от обычного района своих зимних кочевий в 
 XII в., двигались навстречу войску Игоря .половцы (ср. в "Слове": 
 "чръныя тучя съ моря идутъ"; "Се вѣтри, 
 Стрибожи внуци, вѣютъ 
 съ моря стрѣлами" 
 и пр.). 
  Стоит упомянуть и о таком географическом несоответствии в "Задонщине". 
 В "Слове" в обращении Ярославны к Днепру говорится, что 
 он "пробил" каменные горы сквозь землю Половецкую, и Днепр 
 действительно пробивает каменные пороги в том как раз месте, где 
 степные народы чаще всего нападали на русские ладьи. Это было самое 
 опасное место земли Половецкой. В "Задонщине" в плаче 
 русских жен говорится несколько иначе: "Доне, Доне, быстрая 
 река, прирыла еси горы каменныя, течешь в землю по[ло]вецкую" 
 (И-1 и др.). 19 Но Дон на своем 
 пути не встречает порогов, а любой крутизны правый берег еще не 
 позволяет сказать, что река "прорыла" каменные горы. Каменные 
 были только пороги на Днепре. 
  В XII в., во времена Игоря Святославича, было естественно сказать 
 о его войске и сподручных князьях, что "хороброе гнездо" 
 Ольговичей не было "обидѣ 
 порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ 
 чръный воронъ, поганый половчине". Игорь Святославич был первым 
 русским князем, попавшим в плен к степным врагам русских. Но то 
 же самое сказать после полуторастолетнего еще не кончившегося чужеземного 
 ига о всех русских князьях было невозможно. Между тем в. "Задонщине" 
 великий князь Дмитрий Иванович говорит: "Братия и князи руские, 
 гнѣздо есмя были великаго 
 князя Владимера Киевскаго, не въ обиде есми были по рождению ни 
 ястребу, ни крѣчату, 
 ни черному ворону, ни поганому сему Момаю" (У, ср. К-Б, 
 И-1, С). 
  В "Задонщине" постоянно говорится о "половцах", 
 о "половецком поле" и "половецкой земле". Конечно, 
 в конце XIV — начале ХV в. татары отождествлялись с половцами, 
 но тем не менее нельзя не признать, что называние половцев их собственным 
 именем — половцами — более естественно, чем настойчивое 
 именование половцами другого народа — татар. 
  Дважды повторенный в "Слове" лирический рефрен: "О 
 Русская земле! Уже за шеломянем] еси" (т. е. "О Русская 
 земля! Уже ты скрылась за холмом!") уместнее в "Слове", 
 чем разрывающая текст "Задонщины" не совсем ясная по смыслу 
 фраза: "...земля еси русская, какъ еси была доселева за царемь 
 за Соломоном, так буди и нынѣча 
 за княземь великим Дмитриемь Ивановичемь" (К-Б, ср. 
 И-1, У, С). Даже если принять объяснение А. 
 Мазона, что под Соломоном здесь следует разуметь библейского царя 
 Соломона, якобы бывшего владетеля Русской земли, по "Повести 
 о граде Иерусалиме", текст "Задонщины" и самая логика 
 появления этого места в "Задонщине" без "Слова о 
 полку Игореве" остаются непонятными. В самом деле, в "Слове" 
 говорится об углублении русского войска в степь, затем о грозных 
 приметах 
 несчастья; воспоминание о родине, скрывшейся за пограничным холмом, 
 как бы продолжает эту тревогу, пронизывающую весь рассказ "Слова" 
 в данном месте. Тревога нарастает, приближаются враги, и снова скорбный 
 рефрен раздается в "Слове". В "Задонщине" фраза 
 о Соломоне как бы предсказывает счастливый поворот в судьбе Русской 
 земли: Дмитрий Иванович заступит собой в будущем царя Соломона, 
 но ведь, по "Повести о граде Иерусалиме", имя Соломона 
 отброшено в далекое прошлое, да и Дмитрий находился на великом княжении 
 немало лет. Появление "Соломона" из "шеломяни" 
 может быть объяснено псковской шепелявостью (меной "ш" 
 на "с"), встречающейся в "Слове о полку Игореве" 
 и, очевидно, давшей из "шеломянем" "селомянем", 
 а отсюда и "Соломоном" "Задонщины". Однако никакой 
 шепелявостью нельзяобъяснить обратного: мены "с" на "ш", 
 "Соломона" на "шеломя". 
  Как известно, в "Слове" широко отражено древнерусское 
 двоеверие. Это двоеверие сказывается, в частности, в одушевлении 
 природы. С этой стороны понятна и поникающая от жалости трава, и 
 склоняющиеся в печали деревья ("Ничить трава жалощами, а древо 
 с тугою къ земли преклонилось"), но в "Задонщине" 
 все следы язычества и двоеверия вытравлены, и поэтому диссонансом 
 кажется заявление автора о том, что "трава кровю пролита, а 
 древеса к земли тугою преклонишас[я]" (И-1, ср. У, 
 С). Странным остатком двоеверия в "Задонщине" является 
 и "диво", то кличущее под саблями татарскими, то, напротив, 
 как бы находящееся на стороне татар. Это русское слово "диво" 
 — ясный остаток тюркского божества "див", представленного 
 в "Слове". 
  Можно указать также на такие места в "Задонщине", которые 
 кажутся вполне естественными, но которые никак не могли породить 
 соответствующего им близкого текста "Слова". 
  Так, например, в "Слове" действительно случавшееся солнечное 
 затмение перед выступлением Игоря в поход служит дурным предзнаменованием: 
 "Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поѣха 
 по чистому полю. Солнце ему тъмою путь заступаше...". 
 В "Задонщине" выступление князя Дмитрия Ивановича в поход 
 описано в сходных выражениях, указывающих на то, что оба описания 
 находятся в текстологической связи, но предзнаменование там счастливое, 
 ведь Куликовская битва была победой: "Тогда же князь великыи 
 Дмитреи Иванович ступи во свое златое стремя, всѣдъ 
 на свои борзыи конь, приимая копие в правую руку. Солнце ему на 
 встоцѣ семтября 8 в среду 
 на рожество пресвятыя богородица ясно свѣтить..." 
 (К-Б, ср. И-1, У, С). Какой же текст 
 первоначальнее: тот ли, в котором говорится о солнечном затмении, 
 или тот, в котором солнце ясно светит? Ясно, что тот, в котором 
 нельзя перевернуть самую действительность. Автор "Слова" 
 превзошел бы Исуса Навина, если бы остановил солнце (при этом задним 
 числом!) и устроил точно установленное для 1 мая 1185 г. астрономами20 
 затмение солнца, для того чтобы иметь возможность "перевернуть" 
 текст "Задонщины", обратив счастливое предзнаменование 
 Куликовской победы в грозную примету поражения Игоря. 
    |