[ Главная страница · Форум · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · Выход · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Другое » Костюмы славян » Женские головные уборы.
Женские головные уборы.
shtormaxДата: Понедельник, 25.02.2008, 20:46 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 667
425321904
Репутация: 5
Статус: Offline
Женские головные уборы.
К русскому костюму в северных губерниях России надевали головной убор, украшенный шитьем русским жемчугом, золото-серебряными нитями, колотым перламутром. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.
Свадебные и праздничные головные уборы Русского Севера и центральных губерний России XVIII -XIX отличаются разнообразием форм и отражают местные особенности, возрастные различия и социальную принадлежность.
О широком использовании бисера и стекляруса с конца XVIII века в народной одежде, и в особенности, в головных уборах свидетельствуют многочисленные бисерные дополнения, сделанные на вещах, украшенных первоначально одним жемчугом. Одновременно появляются отделки только бисером. Не случайно в этот период возникло название "бисерник" в применении к девичьим головным повязкам. Девушки также украшали себя ожерельями, а в косы вплетали бисерные кисти и ленты, низанные бисером. Женщины носили головные уборы, унизанные бисером, с бисерными же сетками на лбу и на затылке. Головной убор являлся главным, завершающим предметом всего наряда, на него обращалось особое внимание: при его исполнении не жалели ни усилий, ни материальных затрат.
1 Девичьи головные уборы.
На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми.
В каждой местности жили свои формы праздничного девичьего убора. В некоторых местностях они имели вид широкой ленты, обнимающей голову. Иногда в середине убора помещалось сплошь зашитое коническое поле, придававшее девушке рост, делавшее ее стройнее. Налобник в виде цепи прямоугольников, заполненных розетками или кругами, заканчивался поднизью из низанных петель, число которых увеличивалось к середине убора. Белый бисер оживлялся запонами с разноцветными стеклами. Иногда повязки, покрытые золотистой фольгой и галуном, имели вид высокого цилиндра. Надо лбом проходила полоса орнамента из звезд и розеток, шитая на проем белым бисером, ниже фестонами опускалась поднизь из параллельных низок, скрепленных полукружьями. В начале праздника девушки красовались в таких повязках перед жителями своего селения в полной неподвижности: "Девка в большом наряде - это икона", - говорили старики. Парни, не смея прикоснуться к своей милой, забрасывали внутрь повязки орехи, пряники и другие лакомства. Полюбившейся девушке приходилось выдерживать на голове килограмма два таких приношений.
Другой тип праздничного девичьего убора - венцы. Они имели несколько форм. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом саженья по бели.
Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде хора (выпуклого обруча) с прорезным узором. Она имеет околыш, чаше всего галунный. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке. Название узора безусловно происходит от слова "корона".Распространение этого вида венца весьма широко, околыши корун декорировались различно: золотым шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и стеклярус.
2. Женский головной убор к сарафану.
Наиболее распространенный вид праздничного головного женского убора -"кокошник" - род плотной твердой шапочки. Его носили с сарафаном. Кокошники XVIII - начала XIX вв. искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золото-серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Головные уборы также хранились в семьях, передавались по наследству их поколения в поколение и были непременной частью приданого зажиточной невесты. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с шишками, маленькие плоские шапочки с ушками, и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа. Свадебные и праздничные головные уборы покрывали платками, часто искусно вышитыми золотными металлическими нитями. Праздничный северный костюм, а также костюм центральных губерний дополняли сережки, низанные из жемчуга, украшения в косу, расшитые золото-серебряной нитью, перламутром.
Поверх парадного кокошника в некоторых местностях накидывали так называемые "фролки" - низанные сетки из бесцветного бисера с добавлением цветного, диаметром около полуметра. В иных местах носили так называемые "рога" - волосяную сетку, которая собиралась вокруг голову широкими волнами. Они могли служить свадебным убором или пришиваться в качестве поднизи к женским кокошникам и низались из жемчуга или бисера. Ряды белых бисерных розеточек подчеркивали их воздушность и упругость.
В отличие от девичьих женские головные уборы закрывали всю голову. Волосы старательно маскировали спереди поднизью, а сзади позатыльнями - ткаными или бисерными сетками, которые придавали женским головным украшениям особую красоту и законченность. Сетки поднизей низались из белого или прозрачного бисера в продолжение традиции жемчужных отделок. Они или опускались ровной полосой на лоб до самых бровей, или окружали верхнюю часть лица пышной оборкой. В некоторых случаях бисерная сетка покрывала спереди всю голову.
С древности считалось для женщины позором показывать волосы. "Светить волосом" якобы предвещало несчастье. Поэтому их тщательно убирали под повойник - род чепца на вздержке. Со второй половины XIX века повойник становится нарядным головным убором. Повойники, сшитые из бархата, шелка, вышивались бисером разных цветов и размеров, крупными бусами, блестками и цветной шерстью гладью, разноцветными гранеными стеклами в металлических гнездах. Разумеется, использовались и простые для повседневного ношения. Эти уборы долго оставались в быту, удобные и сравнительно простые в изготовлении.
3. Женский головной убор поневного комплекса.
Головной убор многослойного поневного комплекса одежды также состоял из нескольких частей; твердой основы - "кички" и мягкого верха - "сороки", дополняемых множеством деталей. Сорока, состоящая из нескольких деталей - один из самых древних и распространенных женских головных уборов. Сорока имела налобник, обязательно вышитый, и бисерную цветную поднизь. Сзади к ним прикреплялся низаный бисерный позатылень, который являлся самой значительной деталью головного убора по размеру, а, следовательно, и по плоскости, занятой орнаментом. Он спускался на шею, на плечи, на спину, часто покрывал лопатки соответственно типу костюма. Длина позатыленей колебалась от 120 см до 40 см и менее. В своей развитой конструкции позатылень имел достаточно крепкое основание из поперечной тесьмы или сложенной полоски ткани. Оно называлось "колодочкой", которая соединялась с самим убором или завязывалось шнуром вокруг головы. К колодочке крепилась полоса бисерного узора или пришивалась вышивка, зачастую золотошвейная. Из-под нее выпускались густые вертикальные нити крученого шелка или металлической пряжи, или бисерных низок, образуя так называемый "ниток". На ней держалась вся сложная кайма позатыльня. Главный широкий узор каймы коврового типа располагался непосредственно под "нитком". Его составлял ряд крупных, четких, геометрических мотивов. Промежутки между ними заполнялись мелкими фигурами. По сторонам "нитка" шли вертикальные низанные каймы другого рисунка, образуя его полное обрамление. Если "ниток" был нитяным, его прикрывали узорными цепочками бисерного низания. Если его составляли бисерные низки, в виде мелких розеток из трех-четырех-пяти бусин, они имели весьма лаконичное цветовое решение, чаще белый и черный цвета. В ряде случаев с боков спускались дополнительные украшения в виде фигурных висюлек в несколько сантиметров длины.
На других женских уборах встречается еще одна разновидность бисерных украшений - нависочники разной формы: бисерные кисточки, или бахрома с бисером, бисерные низанные полукружья. При полукруглой форме нависочников снизу делались зубчики, а прямоугольные заканчивались висюльками. Какого-либо узора они не имели из-за малого размера всего в 5-8 сантиметров.
В рисунках позатыльней неисчислимы комбинации мотивов, цветовых сочетаний, распределения акцентов. "Ниток" из низок фигурных прозрачных бус словно хрустальная завеса ограждала голову женщины (ведь именно защитную роль играет позатылень в древних поверьях). В южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному цвету. Сочетание белого с красным обнаруживается в украшениях, найденных в древнеславянских курганах - снизки бус из кораллов, горного хрусталя и сердолика.
Особого рода деталь, которая сопровождает далеко не все головные уборы, представляют рясны. Это кисти или длинные до полуметра полосы, примерно 5 сантиметров шириной. Наличие их в народных головных уборах свидетельствует о древней устойчивой традиции. Кистевидные серебряные рясны были найдены в Старой Рязани в кладе XI - XII веков. В крестьянских уборах XIX - XX веков они низались из бисера. Другой вид - лентообразный - известен по низанным жемчугом ряснам XVI столетия из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В народных уборах XIX - XX веков такие рясны были стеклярусными, крепились к верху позатыльня и спускались на грудь. В древних жемчужных ряснах перехваты-переймы выделялись своей формой и размером жемчужных зерен. В крестьянских ряснах роль переймы играли прямоугольные участки низания, отличающиеся другим цветом. Также рясны могли иметь вид стеклярусных кистей с цветными шерстяными шариками на концах.
4. Накладные воротники.
В женских и девичьих нарядах употреблялись накладные воротники. Все они круглые и плоские по форме. Поверхность воротников состоит из сплошного шитья бисером и перламутром тем или иным узором. Вышивка чаще всего представляет собою волнистый стебель с цветами-розетками и овальными листьями. В ней можно найти много общего с шитьем на твердых девичьих венцах, где также сочетались белый бисер, цветные пронизки, перламутровые зерна и металлические блестки.

Все украшения средней полосы России, непосредственно связанные с головными уборами (налобная поднизь, позатылень, нависочники, рясны), настолько богаты и ярки, что даже их одних было бы достаточно, дабы сделать женский наряд исключительным. В их формах, восходящих к XIV - XV векам, прослеживаются древние традиции национального русского костюма.
-----------------------------285242545324750
Content-Disposition: form-data; name="smiles_on"

1

 
Форум » Другое » Костюмы славян » Женские головные уборы.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz
Реклама для раскрутки форума: Зимние сады изготовление зимний сад на окнах