СВЯТОПОЛК II ИЗЯСЛАВИЧ Жизнь - 1050-1113 гг. Правление - 1093-1113 гг. Старший сын великого князя Изяслава I Святополк (христ. имя Михаил) с 1069 по 1071 год княжил в Полоцке. В 1073 году, когда младшие братья великого князя изгнали его из Киева, Святополк ушел вместе с отцом в Польшу, с ним же вернулся в 1077 году. Вскоре отвоевавший у братьев великое княжение Изяслав Ярославич дал сыну Новгород, откуда в 1087 году Святополк перешел на княжение в Туров. После смерти в 1093 году великого князя Всеволода I Ярославича на киевский стол формально могли претендовать три старших внука Ярослава Мудрого. Среди них право старейшинства в роду было за Святополком. Владимир Мономах, старший сын скончавшегося Всеволода I, благоразумно отступил в сторону и остался княжить в Чернигове. Ему в последние годы своей жизни Всеволод I перепоручил всё государственное управление, и, казалось, именно Владимир должен был продолжить дело отца. Но он опирался на свое молодое окружение, а не на престарелых киевских бояр. Они, естественно, были недовольны и после смерти великого князя сказали свое веское слово в пользу Святополка. Некоторые источники упоминают, что передача престола именно Святополку была предусмотрена и завещанием покойного. 24 апреля 1093 года новый великий князь торжественно въехал в Киев. Теперь в силу сложившихся обстоятельств на Руси образовалось три противостоящих друг другу клана внуков Ярослава Мудрого: со Святополком в Киеве, Олегом в Тмутаракани и Владимиром в Чернигове. Если Святополк на великом княжении опирался на право старейшего в роду, то это же право позволяло среднему по возрасту Олегу претендовать на Чернигов, где правил Владимир. И Олег своим правом не преминул вскоре воспользоваться, тем более что Чернигов к тому времени стал вторым по значимости русским городом и под его непосредственной властью находились Смоленск, Белоозеро, Ростов, Суздаль, другие города и земли. Поначалу новый великий князь держался в тени своего боярского окружения. Освоившись и взяв правление в свои руки, Святополк постепенно проявил все качества заурядной и малодушной личности: вероломство, неблагодарность, подозрительность, жестокость, надменность, мстительность, склонность к мелким интригам, робость в критических ситуациях. Скупость и жадность князя не знали границ, и он лично придумывал все новые и новые формы поборов с населения. Доходило до того, что он приказывал подвергать пыткам монахов с целью узнать места захоронения церковных сокровищ. Многие русские историки считали, что лишь сильная рука византийского императора Константина IX Мономаха, дочь которого была первой женой Всеволода I, из доброй памяти к Ярославу Мудрому 20 лет удерживала на великом княжении столь низменную личность, как Святополк. Частная жизнь князя тоже не вызывала восторга у его современников. Помимо первой жены Варвары, дочери византийского императора Алексия Комнина, при Святополке находился целый штат наложниц, детей от которых он, в нарушение всех традиций, уравнивал в правах с детьми законными. Источники сообщают, что старший сын Святополка Мстислав был рожден наложницей князя и погиб в битве в 1099 году. По косвенным данным можно предположить, что сын Ярослав (княжил во Владимире-Волынском с 1100 года) и дочери Сбыслава и Передслава, вышедшие замуж за европейских правителей соответственно в 1102 и 1104 годах, были рождены до второго брака великого князя. Матери их неизвестны. Матерью младших сыновей, Брячислава (род. в 1104 г.) и Изяслава, была, скорее всего, вторая жена Святополка Елена, дочь половецкого князя Тугоркана. Высокий ростом, сухощавый, с темными прямыми волосами и длинной бородой, Святополк был наделен острым зрением и хорошей памятью. Со временем в нем развилась любовь к чтению. Именно он открыл перед авторами «Повести временных лет» государственные архивы, в результате чего разрозненные сведения о русской истории превратились в стройное повествование. По поручению великого князя работу возглавил Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, талантливый историк и личный его летописец. В год занятия киевского престола половцы предложили Святополку продлить мирный договор; который они заключили с его предшественником, но в оплату за мир потребовали много золота. Великий князь не мог не знать, что год назад на Руси случился голод после неурожая, за ним последовало обнищание населения. А это означало, что большое войско собрать не удастся. Но скупость возобладала над разумом. Князь не только отказался дать золото,- но и бросил половецких послов в темницу. Для кочевников это было оскорбление, смываемое только кровью. Под давлением своего боярского окружения Святополк все же отпустил послов и даже запросил мира, но было уже поздно - половцы отказались от переговоров и двинулись в русские земли. На помощь великому князю пришел Владимир черниговский, их объединенные дружины вышли навстречу половцам. Битва произошла ранней весной этого же 1093 года неподалеку от г. Треполя на реке Стугна. Русское войско было разгромлено, остатки дружин во главе со своими князьями сумели уйти и сели по своим городам в осаду. Святополк попытался было сделать из Киева вылазку, но потерпел еще более сокрушительное поражение. Половцы не стали штурмовать ни Киев, ни Чернигов. Им хватило других русских городов. Половцы не только нанесли огромный материальный ущерб, но и увели много пленных для последующей продажи в рабство. Святополк попробовал подойти к решению проблемы кочевников с другой стороны. В следующем 1094 году он женился вторично, на дочери половецкого князя Тугоркана. В плане защиты Руси жертва оказалась напрасной. Через два года выяснилось, что при ведении боевых действий половцев ничуть не смущают родственные связи с противником. Разгромом черниговской и киевской дружин немедленно воспользовался Олег Святославич, который давно уже ждал своего часа в далекой Тмутаракани. Летом 1094 года после долгой осады он штурмом взял Чернигов, в котором почти 25 лет правил его отец и который Олег считал своим отчинным городом. Святополку ничего не угрожало - на великое княжение Олег Святославич не претендовал. В 1096 году в Киеве по инициативе Владимира Мономаха, после изгнания из Чернигова княжившего в Переяславле Южном, состоялся первый съезд русских князей. В числе других был и вопрос о совместной защите от половцев. Олег отказался даже приехать в Киев, и в наказание по решению съезда его силой вынудили покинуть Чернигов, оставив там на правлении его братьев. Для жительства и пропитания ему дали Муром, но пока разрешили остаться в Смоленске. В следующем году аналогичный съезд состоялся в г. Любече. Великий князь принимал в съездах участие наряду с другими князьями - инициатива их созыва принадлежала Владимиру Мономаху. Он же взял на себя труды и по организации этих знаменательных в русской истории мероприятии. Весь 1096 год для объединенной дружины Святополка и Владимира, куда входили отряды и других русских князей, прошел в боях и походах. Половцы тоже решили объединить свои усилия против Руси. Не успели русские дружины отбить набег на Переяславль орды Тугоркана, тестя великого князя, как пришлось снимать осаду Киева ордой хана Боняка. А тут подоспел и Олег. Пока двоюродные братья бились с половцами, он собрал войско и ушел из Смоленска. Взяв Рязань, двинулся на Муром, где правил сын Владимира Мономаха Изяслав. Разбив муромскую дружину (в бою погиб Изяслав), пошел на Суздаль. Помощь вовремя не подошла, и суздальцы сдали город. Вслед за ним пал Ростов. Когда выяснилось, что Олег Святославич готовит поход на Новгород, где правил старший сын Мономаха Мстислав, против мятежного князя объединились все его родственники. Против такой силы Олег устоять не мог. Поняв, что зарвался, он вернул все захваченные земли и поклялся прибыть на очередной съезд князей. В конце октября 1097 года на съезде в Любече договорились следовать заветам Ярослава Мудрого, а все возникающие внутри княжеские проблемы решать мирным путем. Ослушников решили наказывать сообща. На том целовали крест, что по тем временам означало клятву. Первым, и почти сразу же после съезда, нарушил уговор сам великий князь. Поклониться Св.Михаилу в Выдубицком монастыре в Киев приехал Василько Ростиславич теребовльский, чей город находился во Владимиро-Волынских землях. Княживший там Давыд Игоревич, будучи в то время в Киеве, сумел внушить Святополку, что Василько и Мономах затевают против великого князя заговор. Решили, что Святополк зазовет Василька к себе в гости, где его схватят и отдадут Давыду. Кто-то, из челяди, прознав о плане, предупредил Василька, но тот не мог поверить в такое вероломство - недели не прошло, как князья поклялись все вопросы решать мирным путем. Но предупреждение оказалось правдой - люди Давыда схватили Василька в великокняжеских палатах. Вероятно, Святополка одолевали сомнения в правдивости рассказа Давыда. Наутро он сообщил о заговоре специально созванным игуменам и боярам, но Давыд настоял на ослеплении теребовльского князя. Сначала он отвез пленника в Звенигород, что верстах в 20 от Киева, где его слуги выкололи Васильку глаза, затем во Владимир-Волынский, где искалеченного князя бросили в тюрьму. Город Теребовль и окрестные земли с ведома Святополка Давыд Игоревич объявил в свое княжение, а в итоге всей этой истории на долгое время покрыл себя позорной славой. Поведение же великого князя поразило современников своим вероломством. В назидание другим князей-клятвоотступников нужно было наказать. Объединив дружины - свою, своих сыновей и своих племянников Святославичей, Владимир Мономах подошел к Киеву и заставил великого князя идти с ними в поход на Волынь. Святополк отказаться не посмел, ибо в противном случае он противопоставил бы себя всему роду Рюриковичей. Понятно, что против такой могучей и авторитетной силы Давыд Игоревич союзников не нашел. Василька он отпустил, и тот сам наказал своих обидчиков. Объединившись с братом и отвоевав все отобранные у него земли, Василько Ростиславич осадил Владимир-Волынский и потребовал выдачи всех участников его похищения. Получив из рук Давыда Игоревича виновников своего увечья, Василько приказал подвесить их перед городскими стенами и расстрелять из луков. Состоявшийся в 1100 году третий съезд русских князей в городе Витичев (Уветичи) близ Киева постановил лишить Давыда княжения во Владимире-Волынском, куда Святополк направил своего сына Ярослава. На съезде вновь остро встал вопрос совместной защиты от кочевников. Набеги мелких племен приходилось отбивать постоянно, но основная угроза исходила от приднепровской орды хана Боняка и донской, под началом хана Шарукана. Но лишь после того как осенью 1102 года половцы разорили переяславские земли, русские князья договорились о совместном походе. Весной следующего года объединенное русское войско невдалеке от побережья Азовского моря разгромило половецкие орды и пошло по местам их стойбищ, возвращая награбленное, освобождая пленных и угоняя скот - основу существования кочевых племен. И хотя до главных становищ русские не дошли, разгром был столь сокрушительным, что на три последующих года половцы про Русь забыли. За это время дружественные отношения с ближними, союзными половцами еще более укрепились. Половцами на Руси называли всех кочевников, занявших в свое время место печенегов. В их числе были и племена, склонные к оседлой жизни: торки, берендеи, ковуи, каепичи, которых называли еще черными клобуками. Их киевские власти селили на правой стороне Днепра, вплоть до Переяславского и Киевского княжеств по реке Рось. Ближние половцы помогали содержать русскую пограничную стражу, несли частично дальнюю дозорную службу, выступали союзниками русских князей в их междоусобицах, иногда изменяли и переходили на сторону внешних противников Руси. Но союзные половцы не могли оказать русским князьям существенной помощи в борьбе со своими соплеменниками. Оправившись от разгрома, те вновь начали грабить приграничные земли. Дважды русские дружины отвечали тем же, пока, наконец, в 1111 году собранное со всех русских земель войско не прошло победным маршем по половецким тылам вплоть до их столицы города Шарукань. Справедливости ради следует отметить, что инициатива походов исходила не от великого князя, а от Владимира Мономаха. Источники отмечают, что Святополка долго мучила какая-то болезнь, из-за чего он мало и неохотно ел и практически не употреблял спиртного. В апреле 1113 года болезнь резко обострилась. Еще за два дня до смерти великий князь отстоял всю пасхальную службу, затем сидел за праздничным столом. После обеда почувствовал себя плохо и на следующий день, 16 апреля, скончался. Похоронили Святополка Изяславича в церкви Св.Михаила в Киеве.
Глаза - По другим источникам, Василька ослепили в Белгороде.