Меню сайта
Категории каталога
История [276]
Правители земли русской [65]
Герои Советского Союза [40]
Зимний дворец (1754—1927гг.) [5]
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
ГОВОРЯТ ПОГИБШИЕ ГЕРОИ [127]
Предсмертные письма борцов с фашизмом
Начало отечества [32]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените дизайн форума
Всего ответов: 196
Главная » Статьи » История России » Правители земли русской

Правление - 1019-1054 гг ЯРОСЛАВ I ВЛАДИМИРОВИЧ (МУДРЫЙ)
ЯРОСЛАВ I ВЛАДИМИРОВИЧ (МУДРЫЙ)
Жизнь - ок. 988-1054 гг.
.Правление - 1019-1054 гг
Новгородский князь Ярослав (христ. имя Юрий) был третьим сыном великого князя Владимира Святого в браке с полоцкой княжной Рогнедой. Еще в детстве Ярослав повредил ногу, охромел, и впоследствии его частенько поддразнивали «хромцом». Княжить по воле отца Ярослав начал в Ростове, потом сменил в Новгороде брата Вышеслава.
К 1014 году относится упоминание в летописях о стремлении Ярослава отделиться от Киевского великого княжества. Можно предположить, что к этому князя подталкивала местная знать, всегда отводившая Новгороду особое положение в составе русских земель и которая не прочь была еще раз, после князя Олега, показать Киеву кто есть кто в этом государстве. Не последнюю роль сыграли и личные мотивы Ярослава. Он не мог не знать о кровавой расправе Владимира Святого со всем семейством полоцкого князя Рогволда, отца своей матери, насильно взятой Владимиром в жены, а потом изгнанной вместе с детьми из Киева. К тому же скандинавские саги отмечали скупость Ярослава, а из трех тысяч гривен ежегодно собираемой в Новгороде дани две тысячи приходилось отправлять в Киев. С этого Ярослав и начал: и дань в великокняжескую казну, и церковная десятина в столицу отправлены не были. Владимир Святославич, понимая, что никакими увещеваниями сепаратистски настроенный Новгород в повиновение не привести, начал подготовку к походу на сына.
Узнав об этом и не надеясь на силу только новгородского ополчения, Ярослав отправился за помощью к варягам. Он был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде (в крещении Ирина, в монашестве Анна), и пригласить в помощь варяжские отряды не представляло для Ярослава особого труда, «И начаша варяги насилие деяти на мужатых женах» в Новгороде, а заодно и грабить население. Горожане в долгу не остались и перебили многих своих обидчиков. Ярослав разгневался, ушел на берег озера Ильмень и пригласил к себе участников избиения варягов. Те, думая, что разговор пойдет о примирении, явились и были изрублены варягами по приказу князя. Летописи говорят, что Ярослав таким образом «обольстил» (заманил) и убил около тысячи человек. Более вероятно, что князь в целях устрашения расправился с несколькими горожанами: убивать перед началом военных действий с Киевом тысячу потенциальных ратников Ярославу не было никакого резона.
Развитию конфликта помешали гонцы из Киева. Предслава, родная сестра новгородского князя, сообщала о смерти отца и претензиях Святополка на великое княжение. К этому времени оба старших родных брата Ярослава, Изяслав и Вышеслав, уже ушли из жизни и он остался старейшим в великокняжеском роду. Святополк тоже был из рода Рюриковичей, старше Ярослава примерно на 8 лет, но он не был родным сыном покойного Владимира Святого и на киевский престол не имел даже формального права. Реальными претендентами на великое княжение считались сводные братья Ярослава Борис и Глеб, рожденные в христианском браке Владимира Святого. Но за первым известием из Киева вскоре пришло и следующее - об убийстве Бориса и Глеба Святополком.
Ярославу Владимировичу ничего не оставалось, как повиниться перед новгородцами от себя и варягов и просить у них помощи для борьбы за Киев. Новгородцы не отказали. По сообщениям летописей, под началом Ярослава собралось около тысячи варягов и до сорока тысяч ополчения с новгородских земель. У новгородцев был резон мириться со своим князем. Их давно тяготила зависимость от Киева и оскорбляло высокомерие киевлян, считавших себя их господами. Новгородцы в своем расчете не ошиблись - впоследствии Ярослав дал им льготную грамоту о полной финансовой самостоятельности и щедро наградил деньгами. Но политический верх остался за Киевом: князья в Новгород назначались великим князем, а не избирались на вече.
Обосновывая свой поход на Святополка, который уже убил и третьего своего брата, Ярослав говорил: «Не я начал избивать, но Святополк; да будет Бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй, и со мной то же сделает». Противники встретились ранней зимой 1016 года у г.Любеча на Днепре: «Враги сошлись, была сеча злая...» Святополк бежал, а Ярослав в начале 1017 года торжественно вошел в Киев. Как оказалось, ненадолго.
Первым делом новый великий князь заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши, куда бежал Святополк к своему тестю королю Болеславу I Храброму. А вскоре пришлось отбивать первую попытку Святополка вернуть Киев с помощью печенежского войска. В следующем 1018 году Святополк пошел на Киев уже с польским войском, и в битве на берегах приграничного Буга дружина Ярослава была наголову разгромлена. Самому князю удалось с небольшой свитой вернуться в Новгород. Он собрался было дальше, в Швецию, но новгородцы его не отпустили - месть городу со стороны Святополка не вызывала у них никаких сомнений. Новгородское ополчение и варяжская дружина, которую удалось нанять на пожертвования зажиточных горожан, двинулись на юг. От Святополка к этому времени ушло польское войско, и он потерпел полное поражение в битве на берегах реки Альты. В 1019 году Ярослав Владимирович окончательно утвердился в Киеве.
За четыре последующих года Ярославу удалось вновь более или менее сплотить север и юг Руси. Отказывались повиноваться лишь Полоцкая земля, где правил внук убитого Владимиром Святым князя Рогволда Брячислав, и далекая Тмутаракань во главе со сводным младшим братом Ярослава Мстиславом Владимировичем. Брячиславу даже удалось на время захватить Новгород, но его быстро оттуда выбили. А вот борьба с князем Тмутараканским затянулась надолго.
В 1023 году, воспользовавшись поездкой Ярослава в Новгород, Мстислав с большой ратью подошел к Киеву. Горожане, по горло сытые недавними княжескими усобицами, не приняли его. На штурм Мстислав не решился, но занял Чернигов, центральный город всей Северо-Восточной Руси. Там же под Черниговом он в следующем 1024 году разбил подошедшего с варяжским войском Ярослава. Но Киев штурмовать опять не стал. Как выяснилось позднее, Мстислав вообще не претендовал на стольный город и там продолжали править люди Ярослава.
Два года понадобилось киевскому князю на сбор нового войска. Но до битвы дело не дошло. Мстислав предложил брату: «Седи в своем Киеве... а мне буди си сторона». Заключив мирный договор, братья поделили и власть, и территорию. За Ярославом остался Киев с правобережными землями по Днепру и Новгород с северными землями. К Мстиславу отошла вся левобережная сторона с Черниговом. Между собой братья больше не воевали. В начале 30-х годов они совместным ударом отвоевали землю, которую в свое время Святополк Окаянный отдал польскому королю, так называемые Червенские города. В 1036 году, разболевшись на охоте, Мстислав умер. Детей-наследников у него не было, и Русь вновь объединилась под властью Киева. Как отметил летописец, Ярослав стал «самовластцем Русской земли».
В этом же году печенеги, воспользовавшись смертью Мстислава и очередным отъездом Ярослава в Новгород, осадили Киев. Пока старший сын великого князя Владимир держал осаду, Ярослав собрал новгородское ополчение и двинулся ему на подмогу. Разгром печенегов был полным, и с тех пор они не представляли серьезной опасности для Руси в целом, хотя уже в следующем году попытались вновь напасть на Киев. В память об этом в Киеве на месте самой жестокой сечи был заложен новый храм - собор Святой Софии, законченный строительством и освященный в 1039 году. Вокруг города была возведена каменная стена.
Обустройству русской церкви Ярослав Владимирович уделял самое пристальное внимание. Похоже, он понимал идеологическую силу христианства и ту роль, которую оно может сыграть в единении русских земель. Не исключено, что именно в целях пропаганды новой религии Ярослав потревожил в 1044 году останки своих дядьев князей Олега и Ярополка, умерших в язычестве, крестил их и захоронил в киевской церкви Святой Богородицы. По свидетельству современников, Ярослав и сам был набожен до суеверия, знал церковные сочинения, часто и охотно беседовал со священниками и другими грамотными людьми. Похоже, он был первым грамотным великим князем на Руси, ибо, по выражению летописца, «сам книги читал». Еще при жизни Ярослав Владимирович получил от народа прозвища «Книгочей» и «Мудрый». Церкви и монастыри стали возводиться повсеместно. При них, в продолжение начинания Владимира Святого, открывались школы. В Новгороде Ярослав организовал первое на Руси училище, где около 300 детей пресвитеров и старейшин приобретали знания, необходимые для получения церковного сана или начала чиновничьей карьеры. При церквах же создавались первые библиотеки, приобретались за рубежом и делались на местах переводы на славянский язык церковных, исторических и светских сочинений греческих и болгарских авторов. Справедливости ради следует отметить, что в строительстве церквей и храмов присутствовал и сугубо личностный мотив: считалось, что таким образом русские князья доказывают свою набожность, надеясь тем самым искупить свои грехи.
Чтобы подчеркнуть духовную и религиозную преемственность от Византии, киевский храм в ознаменование победы над печенегами был назван так же, как и главный собор в Константинополе, - Святой Софии. В 1045 году старший сын великого князя Владимир по велению отца заложил точно такой же, но меньших размеров собор Святой Софии в Новгороде, освященный в 1050 году. В то же время киевские власти при каждом удобном случае старались подчеркнуть свою независимость от византийского патриарха. Вплоть до того, что в 1051 году Ярослав самостоятельно, даже не уведомив константинопольскую патриархию, на собрании епископов назначил главу Русской церкви. Новым митрополитом стал священник великокняжеской церкви в селе Спас-Берестове Иларион, с именем которого связано составление первого русского церковного Устава. До Ярослава Мудрого самостоятельно назначить главу православной церкви мог себе позволить лишь византийский император.
По инициативе и не без личного участия Ярослава создавался свод гражданских Уставов, известный под названием «Древнейшая Русская Правда», или «Русская Правда». Судя по источникам, это был второй в русской истории сборник законов после «Закона Русского», упоминавшегося в договорах Руси с Византией в 911 и 944 годах. В отличие от «Закона Русского», в котором фиксировались лишь нормы устного права при взаимоотношениях между славянскими племенами, «Русская Правда» акцентировала внимание на общественном порядке, юридически защищала простых людей от насилия, произвола и других нежелательных явлений повседневной жизни. К примеру, определялась кровная месть за убийство: «Если муж убьет мужа, то мстить за брата брату, за отца сыну, за сына отцу, или сыну братину, или сыну сестрину». Устанавливались размеры денежного возмещения за нанесенные раны или увечья, за кражу и пр. Нормы были разработаны до мельчайших деталей: «За выдернутый ус 12 гривен; за клок бороды тоже»; «Кто без спросу поедет на чужой лошади, тот платит хозяину 3 гривны» и т.п. Но принципиальным новшеством было внедрение этих норм на всей территории уже единого после 1036 года государства Русь. Аналогичные своды законов действовали в других странах, и по своей сути «Русская Правда» вплотную подошла к Правдам европейским.
Немало средств из великокняжеской казны Ярослав Владимирович тратил на обустройство городов и строительство новых поселений. На южной границе вдоль реки Рось с 1030 года начали строиться сторожевые заставы, в следующем году эти пустующие земли были заселены пленными поляками, а еще через год здесь же начали основываться города. Новые города появлялись на Волге и балтийских берегах. От языческого имени великого князя получил название г.Ярославль на Волге, от христианского - Юрьев (Дерпт) в Чудской земле, построенный в 1030 году как опорный пункт для владычества над соседними финнами и чудью. К концу правления Ярослава Мудрого территория Руси с населением около 4 млн. человек почти совпадала с европейской частью территории бывшего СССР. Помимо титула великого князя, Ярослав имел тюркский титул кагана (хакана), который по тем временам приравнивался к императорскому. Не забывал князь и о стольном городе. По части украшения Киева за образец была взята столица Византийской империи Константинополь. Современники, в том числе зарубежные, отмечали, что по масштабам, количеству и великолепию дворцов и храмов, по благоустройству Киев ничуть не уступал другим европейским столицам, а Париж по сравнению с ним выглядел провинциальным захолустьем.
Безусловно, Ярослав Владимирович был образованным и одаренным человеком. Природа не наделила его большой физической силой, он был хромым с детства, но, по выражению летописца, «...ум у него был добрый, и на рати он был храбр». После утверждения на великом княжении крупномасштабных войн ему вести не довелось. Печенеги беспокоили по мелочам, можно было уделить больше внимания северо-западным рубежам. Утвердив свою власть на западном берегу Чудского озера, Ярослав приблизил русские границы к Прибалтике. Ходил на Литву, пытаясь пробить выход к Балтийскому морю. Из-за расправы с русскими купцами в Константинополе отправил старшего сына в поход на Византию, который носил характер скорее локального конфликта, чем войны. Некоторое время отношения между странами оставались прохладными, но в 1046 году Русь и Византия заключили новый мирный договор.
По примеру своего отца Ярослав Мудрый правил русскими землями с помощью своих сыновей. Новгородом до 1036 года великий князь правил сам, затем направил туда старшего сына Владимира, а после его смерти в 1952 году - следующего по старшинству Изяслава (буд. в. к.). С тех пор это стало традицией: на новгородский стол, второй по значимости после киевского, сажался именно старший сын великого князя. Со временем место Новгорода занял Переяславль Южный, потом Чернигов. В Чернигове, третьем на то время по значению городе, правил третий сын Святослав (буд. в. к.). В Переяславле Южном - четвертый сын Всеволод (буд. в. к.). Вячеслав и Ростислав - в Смоленской земле, а младший Игорь - во Владимире-Волынском. К Черниговскому княжеству великий князь добавил Тмутаракань и Муромскую землю, а к Переяславскому - Суздальскую и Ростовскую.
Международный авторитет государства Российского возвысился необычайно. Еще совсем недавно византийские императоры и мысли не допускали о замужестве своей сестры царевны Анны с киевским правителем-«варваром». Теперь же с русским великим князем стремились породниться многие владетельные европейские Дома. Старший сын Ярослава Владимир был женат на северной принцессе, которую некоторые летописцы считали дочерью английского короля Гаральда. Младшие Вячеслав и Игорь - на немецких принцессах. В 1032 году в Киев прибыл норвежский король Гаральд Сигурдссон для бракосочетания с младшей дочерью Ярослава Елизаветой. В 1038 году в Киеве нашел убежище и женился на средней дочери Ярослава Анастасии будущий король Венгрии Андрей I . 1043 год - брак Изяслава с Елизаветой, сестрой польского короля Казимира I Восстановителя. 1046 - брак Всеволода с византийской принцессой Анной, дочерью императора Константина IX Мономаха. 1048 - прибытие в Киев послов Генриха I с целью просить для своего короля руки Анны, старшей дочери Ярослава Владимировича. Весной 1051 года - их бракосочетание в Реймсе.
Похоронив супругу в 1050 году, Ярослав Владимирович последние четыре года прожил вдовцом. Почувствовав приближение смерти, он сделал необходимые для продолжения великокняжеской династии распоряжения. Киевский престол он оставил старшему сыну Изяславу, другие земли поделил между остальными сыновьями и племянниками, строго наказав им не вторгаться во владения друг друга. Единое государство оказалось поделенным на несколько формально независимых княжеств. О мотивах такого решения Ярослава можно только догадываться.
На первый взгляд, сформировавшаяся на Руси традиция передачи власти была проста и логична: в случае смерти князя, в том числе и великого, его место занимал старейший в роду, то есть брат после брата, но не сын после отца. Ограничение было лишь одно: старейший в роду имел право княжить лишь в городе, где когда-либо княжил его отец. Деды и прадеды в расчет не принимались.
В действительности эта кажущаяся простота уже в недалеком будущем привела к кровавым родственным междоусобицам. Ко времени смерти Ярослава Мудрого в плане передачи власти сложилась идеальная династическая ситуация - братьев великого князя уже не было в живых. Это был как раз тот единственный вариант, когда традиция передачи власти не порождала конфликтов, по крайней мере в юридическом плане. В дальнейшем, по мере дробления династии, все намного усложнилось. Великие князья по-прежнему стремились передать престол своим старшим сыновьям. Но последние часто уже не являлись старейшими в роду, так как были еще живы братья и дядья великих князей. Эти, в свою очередь, не пускали к правлению племянников, сажая на их места своих юных сыновей. Со временем ситуация настолько запуталась и усложнилась, что единственным способом ее разрешения стало применение военной силы. Или угроза ее применения.
20 февраля 1054 года Ярослав Владимирович скончался в Киеве на руках у сына Всеволода. Похоронили великого князя в мраморной раке в любимом им Софийском соборе, на стене которого в знак уважения к покойному от имени народа была сделана надпись о смерти «царя нашего».
Категория: Правители земли русской | Добавил: rushistory (24.09.2007)
Просмотров: 1219 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вы на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вы находитесь на сайте
Группа: Гость
Вы здесь: - ый день
Сегодня тут побывали
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz