РЮРИК Жизнь - ?-879 гг. Правление - 862-879 гг. По одной из легенд Рюрик - сын Умилы, дочери правителя северных славянских земель Гостомысла, которая была где-то в соседних землях замужем за неизвестным нам князем-варягом. Существующие версии приписывают Рюрику шведское, датское или голландское происхождение. Приняв приглашение на правление, Рюрик собрал дружину, двор, пригласил с собой родственников и отправился в славянские земли. О его приходе летописец Нестор сообщает: «Въ леть 6370 (862 г.) ...И изъбрашася 3 братья с роды своими... и придоша. Старейший Рюрикъ седе Новегороде, а другой Синеусъ на Беле Озере, а третий Изборске Труворъ». Ипатьевский и Радзивиловский списки несторовской хроники уточняют, что Рюрик «первее срубиша город Ладогу» (в низовье Волхова у Онежского озера), а на следующий год «придоша к Ильмерю(оз. Ильмень) и сруби город над Волховым и прозваша и Новгород». Несторовский Новгород не идентичен Новгороду Великому, итоги многолетних археологических изысканий в котором показали отсутствие культурных отложений первой половины X века. Напротив, аналогичные исследования возвышенности близ Новгорода на правом берегу Волхова, с незапамятных времен именуемой Рюриковым Городищем, показали наличие остатков укрепленного поселка середины XI века. Сюда, в Городище, скорее всего и пришел Рюрик из Ладоги, а Новгород, «новая» по отношению к Ладоге столица, стал строиться позднее. Причиной нестыковки летописной хронологии с результатами археологических изысканий мог послужить Невогород - с VIII века город в 200 км к северу от Новгорода на берегу «Великого озера Нево» (ныне Ладожского). Схожесть названий послужила, вероятно, причиной того, что события, происходившие в действительности в Невогороде, вольно или невольно переносились летописцами в Новгород. Тот факт, что Рюрик посадил своих младших братьев в Изборске у кривичей и у веси на Белом озере, а сам сел в Ладоге, свидетельствует о наличии у него опыта государственного управления. Водных путей из Балтики к славянам в то время было всего три. На западе – через Нарву и Чудское озеро: там Изборск. Дальше на восток - через Ладожское озеро и по Волхову: там Ладога. Еще дальше - через Онежское озеро и Вытегру в Белое озеро. При поддержке местной знати Рюрик перекрыл все эти пути уже как представитель единой земли, тем самым организуя и удерживая власть на обширной территории. Через два года, по кончине Синеуса и Трувора, Рюрик присоединил их земли к своему княжеству. Приняв единовластие, он отдал в управление своим знатным соотечественникам Белоозеро, Полоцк и Муром. Эта, как ее называли летописи, «раздача городов» означала, скорее всего, их передачу не во владение, а всего лишь для организаций там сбора дани, обороны и других необходимых управленческих действий. В это время подчиненные Рюрику соотечественники Аскольд и Дир правили к северу от Новгорода в земле ильменских славян. О причинах их вояжа на юг существуют две версии. Согласно одной, они были недовольны правлением Рюрика и то ли самостоятельно, то ли с разрешения Рюрика отправились со своими дружинами в сторону Константинополя. По другой версии, в Новгороде против Рюрика поднялось восстание. Многие из его соратников бежали, в их числе Аскольд и Дир, - на юг. Как бы то ни было, по пути на берегу Днепра им попался небольшой городок Киев, где жили поляне, одно из славянских племен, отличавшееся, по словам древних авторов, тихим, спокойным и терпеливым нравом. На вопрос «чей город» жители ответили, что строили его три брата, давно умершие, а сами они платят дань хазарам. Вероятно, скандинавская дружина произвела должное впечатление на горожан и они согласились отдать Полянскую землю под правление Аскольда и Дира, предоставив им самим решать проблемы с хазарами. В принципе киевлянам в силу их характера было все равно, кому платить дань - хазарам, Аскольду и Диру или, позднее, Олегу, - лишь бы их оставили в покое. К тому же у язычников-славян не возникло никаких религиозных трений с пришлыми язычниками-варягами. В 879 году Рюрик скончался, передав правление и малолетнего сына Игоря под опеку своему шурину князю Олегу. Такова общепринятая версия начала русской истории. * * * Как уже упоминалось, летописание появилось на Руси вскоре после введения христианства, а первая из летописей была составлена предположительно в конце X века. У норманнов, пришедших в северные славянские земли, письменности не было. О своих походах и других важнейших событиях варяги сочиняли саги, которые передавались в устной форме из поколения в поколение. Позднее, в процессе их славянизации на юге Руси, информация из саг переходила в славянские былины, сказания, предания старины глубокой, которые тоже в устной форме передавались от отцов детям. Это и был исходный материал для первых русских летописцев. О степени его информационной достоверности можно лишь догадываться. Ко времени появления летописания Русь уже управлялась одной династией. Естественно предположить, что разрозненные и отчасти недостоверные сведения о пришельцах из Скандинавии - имена, степень их родства или подчиненности, география - первые русские летописцы попытались более или менее логично скомпоновать вокруг вполне достоверного факта прихода варягов к северным славянам. Этим, в частности, можно объяснить и достаточна вольное толкование русскими летописцами одного из эпизодов византийских хроник: дату первого похода русов на Царьград они перенесли с 860 года, который не стыковался со временем прихода Рюрика, на год 866, а неизвестным предводителям похода дали имена Аскольда и Дира, которые уже были вписаны в начало русской истории. Необходимо отметить, что не все историки и исследователи считают факт приглашения варягов достоверным. Так, в частности, известный историк Б.А.Рыбаков полагает, что этот эпизод появился вследствие намеренной фальсификации летописи Нестора по указанию Владимира Мономаха.