«Госпиталь
№ 11». Корней Чуковский Еще так недавно на этих веселых лужайках кувыркались и
барахтались дети. Здесь, под старинными липами, был летний санаторий для
школьников.
А теперь по тем же столетним аллеям медленно ковыляют
раненые - в длинных халатах, на костылях, с забинтованными головами и руками.
Издали они показались мне такими печальными. Я пришел сюда
как друг-писатель, чтобы прочитать им стишок или отрывок из повести, но что я
прочту этим "несчастным страдальцам", чем отвлеку их от их тяжелого
горя?
Я подошел ближе и с изумлением увидел, что никаких
"печальных страдальцев" здесь нет. Загорелые круглые лица,
простодушные, чуть-чуть озорные глаза.
Неужели эти улыбающиеся, спокойные, ясноглазые люди только
что были в огне самой кровопролитной и беспощадной войны, какой еще не знала
мировая история?
С громким крестьянским смехом слушают они носатого
гиганта, который, опираясь на два костылька, рассказывает им историю о
каком-то "проклятом козле":
-Не отходит, бродяга, от меня ни на шаг. Я в канаву, и он
в канаву. Я в огороды, и он в огороды. Что ты будешь делать с проклятым
козлом!
Мне объясняют, что этот гигант - минометчик Семен
Захарчук, бежавший из фашистского плена. Бежал он два дня и три ночи, прячась
в кустах и оврагах, и все сошло бы отлично, да пристал к нему чей-то козел.
- Я его и палкой, и камнем, а он вроде влюбился в
меня...
И Захарчук с неотразимым украинским юмором рассказывает,
как он привязал своего спутника к дереву и был счастлив, что может бежать без
него, а наутро, проснувшись во ржи, опять увидел над собой его бороду...
Слушатели смеются без удержу, и такой же могучий смех
слышится в той толпе, которая обступила садовый бильярд и следит за
чемпионатом двух дюжих танкистов, орудующих костылями, как киями.
И уже не смех, а громкий хохот сотрясает ту группу бойцов,
которая затеяла игру "бери-кури": между двумя деревьями протянули
веревку, а к этой веревке прикрепили на тоненьких ленточках коробки с
папиросами "Казбек". Желающий добыть папиросы вооружается ножницами,
ему завязывают глаза полотенцем, заставляют покружиться на месте и гогочут
как гуси, когда, сбившись с дороги, он режет ножницами не ленту, воздух.
И я вспоминаю, что здесь же, на этой самой лужайке, месяца
два назад, в эту самую игру точно так же играли дети - только вместо папирос
были лакомства.
Видно, и вправду у всех мужественных и сильных людей
всегда есть в душе что-то детское.
Я расспрашиваю их о боях, в которых они принимали участие.
Но, как все истинно бесстрашные люди, они очень неохотно говорят о себе, о
своих героических подвигах.
- Ну-ка, сержант Толстяков, расскажи, как ты спас
командира! - говорит одному раненому доктор.
Толстяков густо краснеет и машет рукой: стоит ли говорить
о таких пустяках! И лишь от его товарищей я узнаю, что, когда одиннадцатого
августа немцы окружили его взвод и открыли ураганный пулеметный огонь.
Толстяков вместе с другом своим Максименко пошел почти на верную смерть и
вывел из немецкого кольца тяжелораненого лейтенанта товарища Аркина.
Во время рассказа он небрежно и равнодушно пожимает
плечами, энергично показывая всей своей мимикой, что он не придает своему
подвигу никакого значения.
- Вы, - говорит он, - лучше спросите у Миши Ельцова, как
он доставил под немецкими выстрелами в свое минометное гнездо десять мин.
Обращаемся к Мише Ельцову, но Миша Ельцов принимает такое
же равнодушное выражение лица и даже пренебрежительно выпячивает нижнюю губу,
когда какой-то очевидец рассказывает о его геройском поступке. Когда же мы
просим его, чтобы он сам рассказал о себе, он встает и начинает нараспев
говорить, словно читая стихи, что все дело не в нем, а в его товарищах.
Моргуне и Попкове, которые, найдя его в овраге, перевязали ему правую руку,
привели его в чувство и проводили в санитарную часть.
Таков стиль разговора, установленный этим коллективом
бойцов, - ни за что не говорить о себе.
Оказывается, гигант Захарчук, изображая козла чуть ли не
единственным героем своей эпопеи, был верен этому же суровому стилю. Его
боевые товарищи сообщают о нем, что, убегая из плена, он уложил двух или трех
часовых, поджег захваченную немцами солому и доставил командованию какие-то
важные сведения, но Захарчук об этом -ни гугу!
Мне хотелось расспросить их еще о многом, но тут из города
прибыл автобус и привез труппу актеров Малого Академического театра, одного
из лучших советских театров. Они приехали "дать раненым спектакль".
Бойцы поспешили в клуб, и скоро оттуда послышался знакомый жизнерадостный
смех.
Если бы нужно было определить одним словом то чувство,
которое выносишь из этого госпиталя, я сказал бы: чувство оптимизма. У этих
людей нет ни тени сомнения в том, что они победят. Залечив раны, они, в
огромном своем большинстве, снова уйдут на фронт - мужественные,
простодушные, несокрушимо-спокойные, сплоченные люди, готовые отдать свою
жизнь, чтобы спасти родину и все человечество от тирании озверелого врага.
Сентябрь 1941 года |