«И от тех славян разошлись по
земле...»
История
происхождения любого народа скрыта в глубине веков, в непроницаемых дописьменных
временах. Отрывки сказаний да украшенные домыслами легенды о мифических прародителях,
гигантах богатырях или огромных диких животных — вот подчас все, что
сохранилось и было известно о происхождении того или иного народа,
передавалось из поколения в поколение, обрастало все новыми диковинными подробностями.
Позднее
христианская религия приспособила сюжеты этих самобытных мифов к своим
нуждам. Люди, утверждает Библия, ведут род от созданных богом Адама и Евы, а
отдельные народы произошли позднее от их потомков — сыновей спасшегося во
время всемирного потопа Ноя.
Эта
наивная легенда, усердно насаждавшаяся церковниками, на долгие века заменила
собой научные знания о происхождении различных народов, опутала и сковала
человеческую пытливость.
«Откуда
берет начало славянский род?» — спрашивал, бывало, деревенский юноша.
«Славяне
суть род свой ведут от Иафета, сына Ноева, от коего произошли так называемые норики,
которые и есть славяне», — важно отвечал, поглаживая бороду, «ученый» поп
любознательному отроку.
Сложный,
долговременный процесс формирования славянских племен и народностЫИюдменялся
скучной и примитивной схемой, которая в зародышедушила любую попытку узнать,
что же было в действительности.
И
только в наше время усилиями сотен экспедиций и тысяч ученых — историков,
археологов, этнографов, языковедов — была приподнята завеса древних тайн,
окутывавших происхождение славянства в целом, пути формирования восточно-славянских
племен, которые образовали впоследствии Древнерусское государство.
Конечно,
не все черты этого грандиозного, растянувшегося на целое тысячелетие процесса
уже известны. Еще не одно поколение ученых будет трудиться над прояснением и
расшифровкой многих страниц древней истории, неясных знаков и следов,
оставленных нам прошлым. Но многое перестало быть загадкой, и сегодня мы
можем на основании научных данных отвечать на трудные вопросы о древнейшей
истории славян, формировании древнерусской народности и образовании Древнерусского
государства.
Важнейшей
проблемой является вопрос о происхождении и первоначальной территории
обитания славян. С помощью тщательных научных изысканий удалось установить,
что древнейшие славяне жили на обширных пространствах Европы от Эльбы до
Днепра. Их тогдашними соседями были с севера финны, а с северо-запада —
германцы. И сейчас в финском и немецком языках известно слово «венеды»,
обозначающее славян. Славяне, как и многие другие древние народы — италики,
кельты, германцы, иллирийцы, — выделились из древнеевропейской общности.
Тогда население большой территории Европы говорило на близких языках.
Древнейшие
славянские поселки, раскопанные археологами, относятся к V—IV векам до нашей
эры. Добытые во время раскопок находки позволяют нам восстановить картину
жизни людей: их занятия, быт, религиозные верования и обычаи.
Свои
поселения славяне никак не укрепляли и жили в постройках, слегка углубленных
в почву, или в наземных домах, стены и крыша которых держались на столбах,
врытых в землю. На поселениях и в могилах найдены булавки, фибулы-застежки,
кольца. Очень разнообразна обнаруженная керамика — горшки, миски, кувшины,
кубки, амфоры...
Наиболее
характерной особенностью культуры славян той поры был своеобразный
погребальный ритуал: умерших сородичей славяне сжигали, а кучки перегоревших
костей накрывали большими колоколовидными сосудами.
Позднее
славяне, как и прежде, не укрепляли своих поселков, а стремились строить их в
труднодоступных местах — на болотах или на высоких берегах рек, озер. Селились
они в основном в местах с плодородными почвами. Об их быте и культуре мы
знаем уже гораздо больше, чем о предшественниках. Жили они в наземных
столбовых домах или полуземлянках, где устраивались каменные или глинобитные
очаги и печи. В полуземлянках обитали в холодное время года, а в наземных
постройках — летом. Кроме жилищ найдены также хозяйственные сооружения,
ямы-погреба.
Эти
племена активно занимались земледелием. Археологи во время раскопок не раз
находили железные сошники. Часто встречались зерна пшеницы, ржи, ячменя,
проса, овса, гречихи, гороха, конопли, — такие сельскохозяйственные культуры
возделывали славяне в то время. Разводили они и домашний скот — коров,
лошадей, овец, коз. Среди венедов было много ремесленников, трудившихся в
железоделательных и гончарных мастерских. Богат найденный на поселениях набор
вещей— разнообразная керамик», фибулы-застежки, ножи, копья, стрелы, мечи,
ножницы, булавки, бусы...
Простым
был и погребальный ритуал: сожженные кости умерших обычно ссыпали в яму,
которую затем закапывали, а над могилой ставили для обозначения простой
камень.
Таким
образом, история славян прослеживается далеко в глубь времен. Формирование
славянских племен происходило долго, и процесс этот был очень
сложным' и запутанным.
Археологические
источники начиная с середины первого тысячелетия нашей эры удачно дополняются
письменными. Это позволяет полнее представить жизнь наших далеких предков.
Письменные источники сообщают о славянах с первых веков нашей эры. Они
известны сначала под именем венедов; позднее авторы VI века Прокопий Кесарийский,
Маврикий Стратег и Иордан дают подробную характеристику образа жизни, занятий
и обычаев славян, называя их венедами, антами и склавинами.
«Эти
племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в
народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом
общим», — писал византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский. Прокопий
жил в первой половине VI века. Он был ближайшим советником полководца Велисария,
возглавлявшего армию императора Юстиниана I. Вместе с войсками Прокопий
побывал во многих странах, переносил тяготы походов, переживал победы и
поражения. Однако его главным делом было не участие в боях, не набор
наемников и не снабжение армии. Он изучал нравы, обычаи, общественные порядки
и военные приемы народов, окружавших Византию.
Тщательно
собирал Прокопий и рассказы о славянах, причем особенно внимательно он
анализировал и описывал военную тактику славян, посвятив ей многие страницы
своего знаменитого труда «История войн Юстиниана». Рабовладельческая
Византийская империя стремилась покорить соседние земли и народы.
Византийские
правители хотели поработить и славянские племена. В мечтах им виделись
покорные народы, исправно платящие подати, поставляющие в Константинополь
рабов, хлеб, меха, лес, драгоценные металлы и камни. При этом византийцы не
желали бороться с врагами сами, а стремились ссорить их между собой и с
помощью одних подавлять других. В ответ на попытки поработить их славяне
неоднократно вторгались в пределы империи и опустошали целые области.
Византийские военачальники понимали, что бороться со славянами трудно, и
поэтому тщательно изучали их военное дело, стратегию и тактику, искали
уязвимые места.
В конце
VI — начале VII столетия жил другой древний автор, написавший сочинение «Стратегикон».
Долгое время думали, что этот трактат создал император Маврикий. Однако
позднее ученые пришли к выводу, что «Стратегикон» написан не императором, а
одним из его полководцев или советников. Труд этот является как бы учебником
для военных. В этот период славяне все чаще тревожили Византию, поэтому автор
уделил им много внимания, поучая своих читателей, как бороться с сильными
северными соседями.
«Они
многочисленны, выносливы, — писал автор «Стратегикона», — легко переносят
жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. У них большое количество
разнообразного скота и плодов земных. Они селятся в лесах, у
неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов
вследствие случающихся с ними опасностей. Сражаться со своими врагами
они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой
для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью,
изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через
реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они
пребывание в воде, при этом они держат во рту специально изготовленные
большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами
лежа навзничь на дне реки дышат с помощью их... Каждый вооружен двумя
небольшими копьями, некоторые имеют также щиты. Они пользуются деревянными
луками и небольшими стрелами с пропитанными ядом наконечниками».
Особенно
поразило византийца свободолюбие славян. «Племена антов сходны по своему
образу жизни, — отмечал он, — по своим нравам, по своей любви к свободе; их
никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».
Славяне, по его словам, доброжелательно относятся к прибывающим к ним в
страну иноземцам, если те пришли с дружескими намерениями. Не мстят они и
врагам, недолго задерживая их у себя в плену, и обычно предлагают им либо за
выкуп уйти к себе на родину, либо остаться жить среди славян на положении
свободных людей.
Из
византийских хроник известны имена некоторых антских и славянских вождей —
Добрита, Ардагаста, Мусокия, Прогоста. Под их предводительством
многочисленные славянские войска угрожали могуществу Византии. Видимо, именно
таким вождям принадлежали знаменитые антские сокровища из кладов, найденных в
Среднем Поднепровье. В состав кладов входили дорогие византийские изделия из
золота и серебра — кубки, кувшины, блюда, браслеты, мечи, пряжки. Все это
было украшено богатейшими орнаментами, изображениями зверей. В некоторых
кладах вес золотых вещей превышал 20 килограммов. Такие сокровища становились
добычей антских вождей в далеких походах на Византию.
Письменные
источники и археологические материалы свидетельствуют о том, что славяне
занимались подсечным земледелием, скотоводством, рыболовством, охотились на
зверя, собирали ягоды, грибы, коренья. Хлеб всегда трудно доставался
трудовому человеку, но подсечное земледелие было, пожалуй, самым тяжелым.
Главным орудием земледельца, взявшегося за подсеку, были не плуг, не соха, не
борона, а топор.
Выбрав
участок высокого леса, основательно подрубали деревья, и год они засыхали на
корню. Потом, свалив сухие стволы, делянку выжигали — устраивали бушующий
огненный «пал». Выкорчевывали несгоревшие остатки кряжистых пней,
разравнивали землю, взрыхляли ее сохой. Сеяли прямо в золу, разбрасывая
семена руками. В первые 2—3 года урожай бывал очень высок, удобренная золой
земля родила щедро. Но потом она истощалась и приходилось подыскивать новый
участок, где вновь повторялся весь тяжелый процесс подсеки.
Другого
пути вырастить хлеб в лесной зоне тогда не было — вся земля была покрыта
большими и малыми лесами, у которых долгое время — целые века! — отвоевывал
крестьянин пашню клочок за клочком.
У антов
существовало собственное металлообрабатывающее ремесло. Об этом говорят
найденные около города Владимира-Волынского литейные формочки, глиняные
ложечки-льячки, с помощью которых разливали расплавленный металл. Анты
активно занимались торговлей, обменивали меха, мед, воск на различные
украшения, дорогую посуду, оружие. Плавали не только по рекам, выходили и в
море. В VII—VIII веках славянские дружины на ладьях бороздили воды Черного и
других морей.
Древнейшая
русская летопись — «Повесть временных лет» рассказывает нам о постепенном
расселении славянских племен по обширным областям Европы.
«Так же
и те славяне пришли и поселились по Днепру и назвались поляне, а другие
древляне, поскольку обитают в лесах; а другие сели между Припятью и Двиною и
прозвались дреговичами...» Далее летопись говорит о полочанах, словенах,
северянах, кривичах, радимичах, вятичах. «И так разошелся славянский язык и
грамота прозвалась славянской».
Поляне
обосновались на Среднем Днепре и позднее стали одним из самых могущественных восточно-славянских
племен. В их земле возник город, ставший позднее первой столицей Древнерусского
государства, — Киев.
Итак, к
IX столетию славяне расселились на огромных пространствах Восточной Европы.
Внутри их общества, основанного на патриархально-родовых устоях, постепенно
созрели предпосылки к созданию феодального государства. |