Переходим к последним работам Стасова – к Собору дворца,
Пикетной комнате и притвору Собора. В Соборе до пожара купол был закрыт
плоским потолком, который был снят Стасовым; по росписи плафона работал
художник Басин, а 4 евангелиста на подкупольных парусах исполнены акад. Бруни;.
на царских вратах сохранились иконы работы худ. Ив. Бельского (XVIII в.); к
работам Стасова относится и возобновление Малой церкви (вход в нее из
ротонды, находящейся в конце Темного коридора, идущего вдоль комнат
Александра II и Николая II); в этой церкви находятся несколько образов работы
худ. Нефа; иконы на царских вратах, северных и южных дверях и на иконостасе
исполнены в 1760 гг. Пикетная комната, смежная с «Гербовым» и притвор перед б.
церковью также возобновлены Стасовым; в Пикетной комнате (прежде «статс-дамская»,
«гренадерская») выставлялся во время выходов в церковь караул от роты
дворцовых гренадер и др. частей.
Внутренняя отделка комнат Николая I исполнена была арх. А.
Брюлловым, также как и Александровский зал (выходит на площадь, разделяя I и
II зап. «половины», ныне арсенал); комнаты Николая I расположены были в 1-м,
2-м и 3-м этажах, образующих угол на Неву и на Адмиралтейство; в Малахитовой
гостиной (см. выше) потолок был ранее росписной, а после пожара на нем
сделаны золотые рельефные украшения; из комнат Николая I сохранился до сего
времени лишь небольшой его кабинет в 1-м этаже.
Александр II, будучи наследником, занимал половину дворца,
выходившею на Адмиралтейство, и угол дворца на площадь и помеще-ние это он
оставил для себя, когда вступил в 1855г. на престол; в 1853 г. для его жены
была устроена арх. Шрейбером угловая «Золотая гос-тиная». При Александре II
дворец оставался без перемен; из событий, связанных с дворцом, следует
указать, что манифест об освобождении крестьян был подписан в так называемом
«учебном кабинете», т.-е. в той комнате, где, как сказано выше, происходили
первые допросы Ни-колаем I декабристов; 5-го февраля 1880 г. во дворце, на
половине Александра II, под столовой, выходившей во двор, над главной гаупт-вахтой)
произошел взрыв, подготовленный Степаном Халтуриным к моменту начала
парадного обеда в честь прибывшего Гессенского принца; покушение не
осуществилось, так как случайно поезд с прин-цем опоздал и обед был задержан
на некоторое время. В момент взрыва Александр II с семьей «находился в малом
Фельдмаршальском зале, куда вышел навстречу принцу Александру Гессенскому и
сыну его, князю Болгарскому … От сильного удара поколебались стены разби-лись
вдребезги стекла, газ потух во дворце. Но разрушительное дейст-вие взрыва не
распространилось далее главной гауптвахты, находив-шейся в первом этаже, над
подвальным помещением, в котором зало-жена была мина и под столовою залою. Из
находившихся в этой ком-нате, занимавших в этот день караул во дворце, нижних
чинов л.-гв. Финляндского полка убито 11 и ранено 56 человек. В полу столовой
оказалась лишь небольшая трещина» .
Александр II после покушения на него 1-го марта 1881 г.
был привезен во дворец, где и умер в тот же день в своем кабинете, обста-новка
которого, также как и соседнего с ним "учебного кабинета», со-хранилась
в большей своей части до сих пор.
В 1860 г. было утверждено «новое положение об управлении
Зимним дворцом», по которому в его ведении находились еще здания: старого и
нового Эрмитажа, эрмитажный театр, памятник Александру I, летний сад «со
всеми зданиями и украшениями» и «металлические устройства Николаевского
дворца» (т.-е. Аничкова). Управление было поручено «майору от ворот», который
был подчинен непосредственно м-ру двора. Штат управления с «майором от ворот»
состоял Из 13 чел. и расход на жалованье им определялся всего в сумме 2280 р.
97 к.; смотрение же за убранством и мебелью поручено 120 лицам («камер-цалмейстерская
должность»), из них 90 человек полотеров. Вся хоз. смета определялась в сумме
130.000 руб., из коей 1/3 падала на убранст-во комнат.
Приводим выдержки из мемуаров известного французского писа-теля
Т. Готье, который дает нам описание придворного бала и ужина при Александре
II в 1866 г: «В России придворные балы начинаются тем, что называется
полонезом; это не танец, но род шествия, процес-сии, прогулки при факелах.
Когда полонез обошел зал и галлерею, на-чинается бал». Описывая ужин после
бала, Готье указывает, что «газ не употребляется в Зимнем дворце, там жгут
только свечи из настоящего воска; теперь только в России пчелы способствуют
освещению . 12 негров, одетые как мамелюки (белый тюрбан, зеленая куртка с золоты-ми
стрелками, широкие красные шаровары, стянутые в талии кашеми-ровыми кушаками,
весь костюм в галунах), спускались и поднимались по ступеням возвышения,
передавая тарелки лакеям, и придавали вполне европейскому празднику азиатский
оттенок»...
Александр III не жил во дворце, избрав для жительства
Аничков дворец и Гатчину; его «половина» в Зимнем дворце была в 3-м этаже в б.
комнатах Николая I .
Наконец, переходим к описанию дворца при Николае II; он
занял комнаты Николая I, но в бель-этаже, при чем комнаты были заново от-деланы
по указаниям сестры имп. Александры Федоровны – Елисаве-ты, фабрикантами Ф. Мельцером
и Свирским в стиле «модерн»; всех комнат было, считая Малахитовую гостиную,
13 (приемная, биллиард-ная, библиотека, уборная с бассейном, кабинет, затем
комнаты Алек-сандры Федоровны – уборная, спальня, кабинет, три гостиные, столо-вая).
Во дворце числилось семь так называемых «запасных
половин»: I-ая [на площадь и во двор] – в бельэтаже, начиная от «Белой залы»,
смежной с угловой золотой гостиной до Александровского зала; II-ая – в бель-этаже,
от Александровского зала по площади до перехода в Эр-митаж; III-ья – окнами
во двор вдоль темного коридора 2-го этажа, над главной гауптвахтой, рядом с
быв. «собственными библиотеками»; IV-ая – в 1-ом этаже, так называемая
«детская», по набережной, от двор-цового моста до Иорданского подъезда ; V-ая
– [1 этаж] направо от входа на Салтыковский подъезд выходящей на
Адмиралтейство; VI-ая – в 3-ем этаже, вдоль камер - юнгферского коридора,
окнами на Адми-ралтейство (т.-е. над комнатами Александра II,. где жила кн. Юрьев-ская
и откуда была винтовая лестница в кабинет Александра II), и на-конец VII-ая –
или, иначе, «новые комнаты Эрмитажа», уже вне преде-лов Зимнего дворца, в бель-этаже
б. Екатерининского Эрмитажа на Не-ву (ныне отдел Прикладного Искусства
Эрмитажа). I и II половины, а также VII-ая служили для размещения приезжавших
иностранных гос-тей (на I-ой, напр., жил германский император, итальянский
король, президент французской республики, на VII обычно останавливались главы
восточных государств – персидский шах, эмир бухарский, хан хивинский); на
II-ой половине некоторое время жили в. кн. Николай Николаевич и предс. сов. министров
Столыпин (после покушения на него на Аптекарском острове). Коридоры во дворце имели особые названия; в нижнем этаже:
1) «Телеграфный» – войдя в большие ворота с площади, налево; 2) «Куту-зовский»—вдоль
V-ой запасной половины; 3) «Светлый» – войдя через Салтыковский подъезд
налево; 4) «коридор IV-ой запасной половины» – вдоль этой же половины до
Иорданской сени; в бель-этаже: 5) «Тем-ный коридор» (37 с. 2 арш. длины) от
малого Фельдмаршальского зала, где стоит пушка, до «Ротонды», откуда входы в
Малую церковь, в Арабский зал, в столовую и на большую церковную лестницу; в
3-м этаже, где были фрейлинские помещения, тянулся по всему зданию ог-ромный
«Фрейлинский коридор» и только часть его, вдоль фаса на Ад-миралтейство,
называлась «Камер-юнгферским» ;подъезды дворца имели также свои названия: «Салтыковский»
(середина фасада на Ад-миралтейство), «Собственный» I-й маленький подъезд по
набережной от б. Дворцового моста, «Детский» – следующий за ним; далее «Иор-данский»,
тоже на Неву; небольшой «Министерский», названный так, потому что он вел в
помещение министра двора; и, наконец, со сторо-ны площади: первый от
Миллионной улицы – «Комендантский» и вто-рой «Ее Величества».
Согласно планам Зимнего дворца 1888 г. общая площадь
дворца с Эрмитажем и зданием Эрмитажного театра занимает 20.719 кв. саж. или
82/3 десятины, собственно же здание дворца занимает 4.902 кв. с., главный
двор – 1.912 кв. саж.; жилые этажи дворца заключают в себе 1.050 покоев,
площадь пола которых составляет 10.219 кв. с. (41/4 дес.), а объем до 34.500
куб. с.; в этих покоях 6.333 кв. с. паркетных полов: 548 – мраморных 2.568 – плитных,
324 – досчатых. 512 – асфальтовых, мозаичных, кирпичных и др.; дверей –
1.786, окон – 1.945, 117 лестниц с 3.800 ступенями, 470 разных печей ;
поверхность крыши дворца 5.942 кв. саж.; на крыше 147 слуховых окон, 33
стеклянных просвета, 329 дымовых труб с 781 дымом; длина карниза, окружающего
крышу – 927 саж. и каменного парапета – .706 с.; громоотводов – 13. Расход на
содержание дворца простирался до 350 тыс. р. в год при 470 служащих. К началу царствования Николая II относится окончание работ
по замене каменных статуй и ваз на. крыше дворца, которые со времени Растрелли
выветрились и грозили падением; статуи и вазы в начале 1890-х гг. начали
заменяться медными полыми внутри; работа испол-нена скульптором Поповым по растреллиевским
образцам; отливка производилась на заводе Морана.
В конце 1890 гг. возле дворца со стороны Адмиралтейства
был разбит небольшой сад и построена вокруг него особая решетка от Невы до
площади . Проекты решетки были составлены несколькими архи-текторами –
Гогеном, Крамским и Р. Мельцером; выбран был, по жела-нию имп. Александры
Федоровны, проект Мельцера, который ухит-рился представить ей модель решетки
в натуральную величину; ему же Александра Федоровна поручила съездить в 1899
г. в Майнц и закупить там камень для установки цоколя к решетке. Проект
решетки Мельцера был на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и получил там
высшую награду; решетка была поставлена в 1901 г.; она исполнена была из ко-ваного
железа, орлы и вензеля в центральных местах золоченые, работа обошлась свыше
миллиона рублей. Решетка была снята в 1918/1919 гг., так как закрывала фасад
дворца.
Николай II жил во дворце (зимние месяцы) до 17 апреля 1904
г. (год объявления японской войны), а с этого года и в зимнее время – в
Царском Селе, в Александровском дворце, приезжая в Зимний дворец только для
участия в парадных обедах, завтраках, приемах; и лишь в феврале 1913 г.
останавливался в нем на два дня во время торжеств 300-летия дома Романовых .
Даем краткие сведения о том, как происходили при Николае
II парадные выходы в церковь и балы. Напр., выход в день Нового года (1900
г.): съезд во дворец назначался к 11 ч. утра и приглашенные на выход
размещались в залах, расположенных по пути следования импе-ратора с его
семьей из внутренних его комнат, т.-е. из Малахитовой гостиной, в церковь
через залы Концертный, Николаевский, Аван-зал, большой Фельдмаршальский,
Петровский и Гербовый; в Концертном были лица, носившие придворное звание, в
Николаевском и Аван-зале – исключительно военные, в большом Фельдмаршальском
– россий-ское и иностранное купечество и городской голова; Петровский зал обычно
оставался незанятым: в Гербовом – гражданские чины и «го-родские дамы»,
имеющие право приезда во дворец по общественному положению их мужей и отцов. Все
дамы придворные и не придворные обязаны были быть в русских платьях – в
сарафанах с откидными рука-вами, с длинными шлейфами из бархата, в кокошниках
или повязках. В трех залах ставился почетный караул: 1) в зале перед церковью
(Пи-кетный) от роты дворцовых гренадер, 2) в большом Фельдмаршаль-ском от гв.
казачьей части и 3) в Николаевском – кавалергарды . Выход в церковь начинался
в 11 ч. Шествие открывали два церемониймейсте-ра с тростями; за ними попарно
придворные чины и кавалеры, младшие впереди; перед императором гофмаршал и обер-гофмаршал
с золоче-ными жезлами; далее имп. семья тоже в парах, по старшинству в роде;
около императора – министр двора и военное дежурство из трех лиц его свиты и
камер-паж; за императорской фамилией шли попарно при-дворные дамы и фрейлины.
Шествие замыкала военная свита; все, уча-ствовавшие в процессии, входили в
церковь. По окончании обедни тем же порядком происходило возвращение во
внутренние комнаты, а на обратном пути император принимал в Георгиевском зале
новогодние поздравления от представителей иностранных государств.
Выход в день праздника Крещения (6 января) отличался тем,
что указанные залы заняты были исключительно воинскими частями в полной
парадной форме, под ружьем, со знаменами; после обедни им-ператор с членами
фамилии (без дам), в предшествии крестного хода, выходил через Иорданскую
лестницу на Неву, где на особом помосте происходило освящение воды при салюте
из орудий, поставленных у Биржи на Вас. острове .
В январе обычно устраивались балы – один большой и два –
три малых. На большой бал, в Николаевском зале, приглашалось до 5.000
человек; съезд на бал назначался к 9 час. вечера; в 91/2 ч из Малахито-вой
гостиной через Концертный зал входила в парах, под Звуки поло-неза, имп.
фамилия и трижды обходила зал, меняя каждый раз дам (обычно жены иностранных
послов); после полонеза танцевали вальс, 2 кадрили и бал заканчивался
мазуркой, играл придворный оркестр на хорах; в галлерее 1812 г., Аван-зале и
Ротонде устраивались открытые буфеты с шампанским; после танцев ужин; в
Гербовом зале стоял на особом возвышении особый стол для имп. семьи; для
остальных при-глашенных столы – в галлерее 1812 г., в залах Пикетном и Александ-ровском,
в залах I и II зап. половины; во время ужина император обхо-дил гостей. В
начале 2-го часа бал оканчивался. Малые балы устраива-лись на 800 – 1000
приглашенных в Концертном зале, а ужин происхо-дил в Николаевском зале [весь
пол которого затягивался сукном], в Аван-зале и на площадке Иорданской
лестницы, для чего на лестнице устраивался особый деревянный помост;
Николаевский зал превращал-ся в пальмовую рощу, так как у каждого стола
ставилась пальма; стол для имп. семьи устраивался у большого портрета Николая
I; в 3-м часу балы заканчивались. В январе – феврале устраивалось несколько спек-таклей
в Эрмитажном театре, по окончании которых ужин сервировал-ся в картинных
залах Эрмитажа. Последний выход во дворце состоялся в июле 1914 г., когда объявлена
была война, а последний бал в янв. 1904 г.
В 1915 г. парадные залы дворца (Николаевский, Аван-зала,
б. Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый, зал перед церковью. Алек-сандровский
и часть II зап. половины) были предоставлены для устрой-ства лазарета. В том
же 1915 г. в Белом зале (I зап. половина) состоя-лось заседание под
председательством Николая II – «особого совеща-ния для обсуждения и
объединения мероприятий по обороне государ-ства и по обеспечению топливом», а
в Малахитовой гостиной происхо-дили заседания, под председательством имп.
Александры Федоровны, «верховного совета помощи участникам войны и их
семьям».
На этом заканчиваем описание «императорского периода» Зимнего
дворца. |