Меню сайта
Категории каталога
История [276]
Правители земли русской [65]
Герои Советского Союза [40]
Зимний дворец (1754—1927гг.) [5]
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
ГОВОРЯТ ПОГИБШИЕ ГЕРОИ [127]
Предсмертные письма борцов с фашизмом
Начало отечества [32]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените дизайн форума
Всего ответов: 196
Главная » Статьи » История России » Зимний дворец (1754—1927гг.)

Зимний дворец (1754—1927гг.) (четвертая часть)

Переходим к последним работам Стасова – к Собору дворца, Пикетной комнате и притвору Собора. В Соборе до пожара купол был закрыт плоским потолком, который был снят Стасовым; по росписи плафона работал художник Басин, а 4 евангелиста на подкупольных парусах исполнены акад. Бруни;. на царских вратах сохранились иконы работы худ. Ив. Бельского (XVIII в.); к работам Стасова относится и возобновление Малой церкви (вход в нее из ротонды, находящейся в конце Темного коридора, идущего вдоль комнат Александра II и Николая II); в этой церкви находятся несколько образов работы худ. Нефа; иконы на царских вратах, северных и южных дверях и на иконостасе исполнены в 1760 гг. Пикетная комната, смежная с «Гербовым» и притвор перед б. церковью также возобновлены Стасовым; в Пикетной комнате (прежде «статс-дамская», «гренадерская») выставлялся во время выходов в церковь караул от роты дворцовых гренадер и др. частей.

Внутренняя отделка комнат Николая I исполнена была арх. А. Брюлловым, также как и Александровский зал (выходит на площадь, разделяя I и II зап. «половины», ныне арсенал); комнаты Николая I расположены были в 1-м, 2-м и 3-м этажах, образующих угол на Неву и на Адмиралтейство; в Малахитовой гостиной (см. выше) потолок был ранее росписной, а после пожара на нем сделаны золотые рельефные украшения; из комнат Николая I сохранился до сего времени лишь небольшой его кабинет в 1-м этаже.

Александр II, будучи наследником, занимал половину дворца, выходившею на Адмиралтейство, и угол дворца на площадь и помеще-ние это он оставил для себя, когда вступил в 1855г. на престол; в 1853 г. для его жены была устроена арх. Шрейбером угловая «Золотая гос-тиная». При Александре II дворец оставался без перемен; из событий, связанных с дворцом, следует указать, что манифест об освобождении крестьян был подписан в так называемом «учебном кабинете», т.-е. в той комнате, где, как сказано выше, происходили первые допросы Ни-колаем I декабристов; 5-го февраля 1880 г. во дворце, на половине Александра II, под столовой, выходившей во двор, над главной гаупт-вахтой) произошел взрыв, подготовленный Степаном Халтуриным к моменту начала парадного обеда в честь прибывшего Гессенского принца; покушение не осуществилось, так как случайно поезд с прин-цем опоздал и обед был задержан на некоторое время. В момент взрыва Александр II с семьей «находился в малом Фельдмаршальском зале, куда вышел навстречу принцу Александру Гессенскому и сыну его, князю Болгарскому … От сильного удара поколебались стены разби-лись вдребезги стекла, газ потух во дворце. Но разрушительное дейст-вие взрыва не распространилось далее главной гауптвахты, находив-шейся в первом этаже, над подвальным помещением, в котором зало-жена была мина и под столовою залою. Из находившихся в этой ком-нате, занимавших в этот день караул во дворце, нижних чинов л.-гв. Финляндского полка убито 11 и ранено 56 человек. В полу столовой оказалась лишь небольшая трещина» .

Александр II после покушения на него 1-го марта 1881 г. был привезен во дворец, где и умер в тот же день в своем кабинете, обста-новка которого, также как и соседнего с ним "учебного кабинета», со-хранилась в большей своей части до сих пор.

В 1860 г. было утверждено «новое положение об управлении Зимним дворцом», по которому в его ведении находились еще здания: старого и нового Эрмитажа, эрмитажный театр, памятник Александру I, летний сад «со всеми зданиями и украшениями» и «металлические устройства Николаевского дворца» (т.-е. Аничкова). Управление было поручено «майору от ворот», который был подчинен непосредственно м-ру двора. Штат управления с «майором от ворот» состоял Из 13 чел. и расход на жалованье им определялся всего в сумме 2280 р. 97 к.; смотрение же за убранством и мебелью поручено 120 лицам («камер-цалмейстерская должность»), из них 90 человек полотеров. Вся хоз. смета определялась в сумме 130.000 руб., из коей 1/3 падала на убранст-во комнат.

Приводим выдержки из мемуаров известного французского писа-теля Т. Готье, который дает нам описание придворного бала и ужина при Александре II в 1866 г: «В России придворные балы начинаются тем, что называется полонезом; это не танец, но род шествия, процес-сии, прогулки при факелах. Когда полонез обошел зал и галлерею, на-чинается бал». Описывая ужин после бала, Готье указывает, что «газ не употребляется в Зимнем дворце, там жгут только свечи из настоящего воска; теперь только в России пчелы способствуют освещению . 12 негров, одетые как мамелюки (белый тюрбан, зеленая куртка с золоты-ми стрелками, широкие красные шаровары, стянутые в талии кашеми-ровыми кушаками, весь костюм в галунах), спускались и поднимались по ступеням возвышения, передавая тарелки лакеям, и придавали вполне европейскому празднику азиатский оттенок»...

Александр III не жил во дворце, избрав для жительства Аничков дворец и Гатчину; его «половина» в Зимнем дворце была в 3-м этаже в б. комнатах Николая I .

Наконец, переходим к описанию дворца при Николае II; он занял комнаты Николая I, но в бель-этаже, при чем комнаты были заново от-деланы по указаниям сестры имп. Александры Федоровны – Елисаве-ты, фабрикантами Ф. Мельцером и Свирским в стиле «модерн»; всех комнат было, считая Малахитовую гостиную, 13 (приемная, биллиард-ная, библиотека, уборная с бассейном, кабинет, затем комнаты Алек-сандры Федоровны – уборная, спальня, кабинет, три гостиные, столо-вая).

Во дворце числилось семь так называемых «запасных половин»: I-ая [на площадь и во двор] – в бельэтаже, начиная от «Белой залы», смежной с угловой золотой гостиной до Александровского зала; II-ая – в бель-этаже, от Александровского зала по площади до перехода в Эр-митаж; III-ья – окнами во двор вдоль темного коридора 2-го этажа, над главной гауптвахтой, рядом с быв. «собственными библиотеками»; IV-ая – в 1-ом этаже, так называемая «детская», по набережной, от двор-цового моста до Иорданского подъезда ; V-ая – [1 этаж] направо от входа на Салтыковский подъезд выходящей на Адмиралтейство; VI-ая – в 3-ем этаже, вдоль камер - юнгферского коридора, окнами на Адми-ралтейство (т.-е. над комнатами Александра II,. где жила кн. Юрьев-ская и откуда была винтовая лестница в кабинет Александра II), и на-конец VII-ая – или, иначе, «новые комнаты Эрмитажа», уже вне преде-лов Зимнего дворца, в бель-этаже б. Екатерининского Эрмитажа на Не-ву (ныне отдел Прикладного Искусства Эрмитажа). I и II половины, а также VII-ая служили для размещения приезжавших иностранных гос-тей (на I-ой, напр., жил германский император, итальянский король, президент французской республики, на VII обычно останавливались главы восточных государств – персидский шах, эмир бухарский, хан хивинский); на II-ой половине некоторое время жили в. кн. Николай Николаевич и предс. сов. министров Столыпин (после покушения на него на Аптекарском острове).
Коридоры во дворце имели особые названия; в нижнем этаже: 1) «Телеграфный» – войдя в большие ворота с площади, налево; 2) «Куту-зовский»—вдоль V-ой запасной половины; 3) «Светлый» – войдя через Салтыковский подъезд налево; 4) «коридор IV-ой запасной половины» – вдоль этой же половины до Иорданской сени; в бель-этаже: 5) «Тем-ный коридор» (37 с. 2 арш. длины) от малого Фельдмаршальского зала, где стоит пушка, до «Ротонды», откуда входы в Малую церковь, в Арабский зал, в столовую и на большую церковную лестницу; в 3-м этаже, где были фрейлинские помещения, тянулся по всему зданию ог-ромный «Фрейлинский коридор» и только часть его, вдоль фаса на Ад-миралтейство, называлась «Камер-юнгферским» ;подъезды дворца имели также свои названия: «Салтыковский» (середина фасада на Ад-миралтейство), «Собственный» I-й маленький подъезд по набережной от б. Дворцового моста, «Детский» – следующий за ним; далее «Иор-данский», тоже на Неву; небольшой «Министерский», названный так, потому что он вел в помещение министра двора; и, наконец, со сторо-ны площади: первый от Миллионной улицы – «Комендантский» и вто-рой «Ее Величества».

Согласно планам Зимнего дворца 1888 г. общая площадь дворца с Эрмитажем и зданием Эрмитажного театра занимает 20.719 кв. саж. или 82/3 десятины, собственно же здание дворца занимает 4.902 кв. с., главный двор – 1.912 кв. саж.; жилые этажи дворца заключают в себе 1.050 покоев, площадь пола которых составляет 10.219 кв. с. (41/4 дес.), а объем до 34.500 куб. с.; в этих покоях 6.333 кв. с. паркетных полов: 548 – мраморных 2.568 – плитных, 324 – досчатых. 512 – асфальтовых, мозаичных, кирпичных и др.; дверей – 1.786, окон – 1.945, 117 лестниц с 3.800 ступенями, 470 разных печей ; поверхность крыши дворца 5.942 кв. саж.; на крыше 147 слуховых окон, 33 стеклянных просвета, 329 дымовых труб с 781 дымом; длина карниза, окружающего крышу – 927 саж. и каменного парапета – .706 с.; громоотводов – 13. Расход на содержание дворца простирался до 350 тыс. р. в год при 470 служащих.
К началу царствования Николая II относится окончание работ по замене каменных статуй и ваз на. крыше дворца, которые со времени Растрелли выветрились и грозили падением; статуи и вазы в начале 1890-х гг. начали заменяться медными полыми внутри; работа испол-нена скульптором Поповым по растреллиевским образцам; отливка производилась на заводе Морана.

В конце 1890 гг. возле дворца со стороны Адмиралтейства был разбит небольшой сад и построена вокруг него особая решетка от Невы до площади . Проекты решетки были составлены несколькими архи-текторами – Гогеном, Крамским и Р. Мельцером; выбран был, по жела-нию имп. Александры Федоровны, проект Мельцера, который ухит-рился представить ей модель решетки в натуральную величину; ему же Александра Федоровна поручила съездить в 1899 г. в Майнц и закупить там камень для установки цоколя к решетке. Проект решетки Мельцера был на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и получил там высшую награду; решетка была поставлена в 1901 г.; она исполнена была из ко-ваного железа, орлы и вензеля в центральных местах золоченые, работа обошлась свыше миллиона рублей. Решетка была снята в 1918/1919 гг., так как закрывала фасад дворца.

Николай II жил во дворце (зимние месяцы) до 17 апреля 1904 г. (год объявления японской войны), а с этого года и в зимнее время – в Царском Селе, в Александровском дворце, приезжая в Зимний дворец только для участия в парадных обедах, завтраках, приемах; и лишь в феврале 1913 г. останавливался в нем на два дня во время торжеств 300-летия дома Романовых .

Даем краткие сведения о том, как происходили при Николае II парадные выходы в церковь и балы. Напр., выход в день Нового года (1900 г.): съезд во дворец назначался к 11 ч. утра и приглашенные на выход размещались в залах, расположенных по пути следования импе-ратора с его семьей из внутренних его комнат, т.-е. из Малахитовой гостиной, в церковь через залы Концертный, Николаевский, Аван-зал, большой Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый; в Концертном были лица, носившие придворное звание, в Николаевском и Аван-зале – исключительно военные, в большом Фельдмаршальском – россий-ское и иностранное купечество и городской голова; Петровский зал обычно оставался незанятым: в Гербовом – гражданские чины и «го-родские дамы», имеющие право приезда во дворец по общественному положению их мужей и отцов. Все дамы придворные и не придворные обязаны были быть в русских платьях – в сарафанах с откидными рука-вами, с длинными шлейфами из бархата, в кокошниках или повязках. В трех залах ставился почетный караул: 1) в зале перед церковью (Пи-кетный) от роты дворцовых гренадер, 2) в большом Фельдмаршаль-ском от гв. казачьей части и 3) в Николаевском – кавалергарды . Выход в церковь начинался в 11 ч. Шествие открывали два церемониймейсте-ра с тростями; за ними попарно придворные чины и кавалеры, младшие впереди; перед императором гофмаршал и обер-гофмаршал с золоче-ными жезлами; далее имп. семья тоже в парах, по старшинству в роде; около императора – министр двора и военное дежурство из трех лиц его свиты и камер-паж; за императорской фамилией шли попарно при-дворные дамы и фрейлины. Шествие замыкала военная свита; все, уча-ствовавшие в процессии, входили в церковь. По окончании обедни тем же порядком происходило возвращение во внутренние комнаты, а на обратном пути император принимал в Георгиевском зале новогодние поздравления от представителей иностранных государств.

Выход в день праздника Крещения (6 января) отличался тем, что указанные залы заняты были исключительно воинскими частями в полной парадной форме, под ружьем, со знаменами; после обедни им-ператор с членами фамилии (без дам), в предшествии крестного хода, выходил через Иорданскую лестницу на Неву, где на особом помосте происходило освящение воды при салюте из орудий, поставленных у Биржи на Вас. острове .

В январе обычно устраивались балы – один большой и два – три малых. На большой бал, в Николаевском зале, приглашалось до 5.000 человек; съезд на бал назначался к 9 час. вечера; в 91/2 ч из Малахито-вой гостиной через Концертный зал входила в парах, под Звуки поло-неза, имп. фамилия и трижды обходила зал, меняя каждый раз дам (обычно жены иностранных послов); после полонеза танцевали вальс, 2 кадрили и бал заканчивался мазуркой, играл придворный оркестр на хорах; в галлерее 1812 г., Аван-зале и Ротонде устраивались открытые буфеты с шампанским; после танцев ужин; в Гербовом зале стоял на особом возвышении особый стол для имп. семьи; для остальных при-глашенных столы – в галлерее 1812 г., в залах Пикетном и Александ-ровском, в залах I и II зап. половины; во время ужина император обхо-дил гостей. В начале 2-го часа бал оканчивался. Малые балы устраива-лись на 800 – 1000 приглашенных в Концертном зале, а ужин происхо-дил в Николаевском зале [весь пол которого затягивался сукном], в Аван-зале и на площадке Иорданской лестницы, для чего на лестнице устраивался особый деревянный помост; Николаевский зал превращал-ся в пальмовую рощу, так как у каждого стола ставилась пальма; стол для имп. семьи устраивался у большого портрета Николая I; в 3-м часу балы заканчивались. В январе – феврале устраивалось несколько спек-таклей в Эрмитажном театре, по окончании которых ужин сервировал-ся в картинных залах Эрмитажа. Последний выход во дворце состоялся в июле 1914 г., когда объявлена была война, а последний бал в янв. 1904 г.

В 1915 г. парадные залы дворца (Николаевский, Аван-зала, б. Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый, зал перед церковью. Алек-сандровский и часть II зап. половины) были предоставлены для устрой-ства лазарета. В том же 1915 г. в Белом зале (I зап. половина) состоя-лось заседание под председательством Николая II – «особого совеща-ния для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государ-ства и по обеспечению топливом», а в Малахитовой гостиной происхо-дили заседания, под председательством имп. Александры Федоровны, «верховного совета помощи участникам войны и их семьям».

На этом заканчиваем описание «императорского периода» Зимнего дворца.

Категория: Зимний дворец (1754—1927гг.) | Добавил: shtormax (08.05.2008)
Просмотров: 1519 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 любовь  
0
angry biggrin sad smile surprised wink wacko tongue happy dry cry angry biggrin cool

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вы на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вы находитесь на сайте
Группа: Гость
Вы здесь: - ый день
Сегодня тут побывали
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz