В февральские дни 1917 г. дворец остался нетронутым;
следует указать, что в эти дни, ночью, была сделана однажды попытка помес-тить
во дворце штаб командующего войсками округа, но администра-ция дворца
категорически воспротивилась и отговорила пришедших. Штаб, как известно,
разместился затем в Адмиралтействе.
В начале июля 1917, когда Керенский занял место
председателя совета министров, по его распоряжению, заседания были перенесены
в Зимний дворец, в Малахитовую гостиную. С этого же времени (с 11 июля) во
дворце размещаются различные организации и учреждения Врем. пр-ва и ряд
частных лиц, прикосновенных к нему, и вводится во-инская охрана.
Керенский занял лично для себя комнаты Александра III (3
этаж, угол на Неву и на Адмиралтейство); канцелярия его поместилась в
комнатах Александра II; комнаты Николая II были также предназначе-ны для
надобностей Временного правительства. (В библиотеке Нико-лая II Керенский
принимал доклады).
Последующие события ясно показали, что этот переезд во
дворец оказался не только излишним, но в отношении хранившейся во дворце
художественной обстановки даже преступным, так как очевидно, что нахождение
правительства в каком-либо другом здании, а не во дворце, сохранило бы
многочисленное безвозвратно погибшее ценное дворцо-вое имущество. Надо
сказать при этом, что образованная в июле 1917 г. «Художественная комиссия по
приемке движимого имущества Петер-бургских дворцов б. Петроградского
дворцового Управления» уже 7 августа 1917 г. указывала в своем первом
журнале, что «пребывание воинских частей в исторических покоях Зимнего дворца
может иметь самые гибельные последствия». Как видно из этого журнала, «значи-тельное
количество комнат дворца обслуживает в настоящее время по-требности членов
Временного правительства, а также всевозможные общественные организации;
здесь же находятся лазарет и охраняющие дворец воинские части. Комиссия уже
тогда обнаружила: повреждения блюд на лестнице Салтыковского подъезда, прорваны
были штыком портреты андреевских кавалеров, ширмы и диваны с содранными
обивками, похищена бронзовая статуэтка Орлова с модели екатеринин-ского
памятника, испорчены и похищены дверные украшения, сломаны и похищены части
канделябр, мраморные статуи в занятом юнкерами Белом зале с висящими на них
мокрыми полотенцами. Наконец, по удостоверению служителей дворца, обнаружены
были неоднократные попытки некоторых представителей дворцового караула
проникнуть ночью в те запертые помещения дворца, в которых хранятся драгоцен-ности».
С 4 октября 1917 г. Комиссия приступила к срочной уборке картин и др.
художественных и исторических вещей в покоях Зимнего дворца, а равно и к
упаковке части этих предметов для вывоза их в Мо-скву. Задача эта была
осуществлена отчасти и вместе с Эрмитажными вещами художественная обстановка
частично была эвакуирована в ок-тябре 1917 г. в Москву, откуда она вернулась
в Эрмитаж в 1920 г. в не-прикосновенности; предназначавшаяся же отправка
вещей, назначен-ная на 27 октября 1917 г. хотя и не осуществилась, но вещи из
комнат Николая II были своевременно убраны в ящики, «в виду объявленного
Временным правительством намерения немедленно же занять аппарта-менты б. царской
семьи».
В делах комиссии находим подробности о жизни во дворце при
Временном правительстве... «В Зимний дворец была введена значи-тельная
воинская охрана, которая была размещена в Золотой гостиной и в целом ряде
других парадных комнат, а также во внутренних кори-дорах»... «Залы были
переполнены железными кроватями, соломенны-ми тюфяками и др., представляли
весьма унылый вид». С 19 октября дворец начал было эвакуироваться от воинских час-тей,
но 21 октября в него вновь были введены значительные отряды, оставшиеся до 25
октября.
Печатных материалов о взятии дворца почти не имеется, и пото-му
приходится пока ограничиваться указаниями очевидцев, которые дают
разноречивые показания. Так, напр., одни утверждают, что штур-мующие вошли
впервые во дворец через Иорданский подъезд, а другие говорят, что из Черного
проезда со стороны Миллионной. Дворец об-стреливался с 3-х сторон – с
Дворцовой площади, со стороны Никола-евского моста и со стороны Невы; на
фасадах дворца осталось много следов пуль. В одной зале на Дворцовую площадь
стекла были совер-шенно разбиты, в одной из зал было огромное отверстие от
снаряда; кроме того очевидцы говорят, что снаряд попал в «секретарские комна-ты»
3 этажа, на Неву, разорвавшись в коридоре за стеной.
В приемной Александра II, занятой под личную канцелярию Ке-ренского,
были разбросаны бумаги, выдвинуты ящики из письменного стола, разбиты шкафы,
взломаны столы. В кабинете Александра II верхняя часть историч. бюро
превращена в щепы; погром в комнатах Николая II носил характер ожесточения,
проколоты портреты царской семьи (уничтожен был портрет Николая II работы
Серова), картины, фотографии; 3 этаж – «фрейлинские комнаты», где жили
адъютанты Керенского и «бабушка русской революции» Брешко-Брешковская с ее
секретаршей, также подверглись разрушению. В комнатах Александра III, где жил
Керенский, все опрокинуто было стихийно; кабинет Алек-сандра III,
превращенный в спальню Керенского, усеян изорванными бумагами важного
государственного значения. 7 ноября комнаты были сфотографированы, а с 9
ноября начался разбор вещей и восстановле-ние покоев Александра II. С 7 же
ноября во дворце уже не было ника-ких воинских частей.
Дворец в художественном отношении пострадал мало, но в исто-рическом
и материальном ему нанесен был серьезный ущерб. Даль-нейшая судьба дворца
такова. В январе 1918 г. была образована Комиссия по охране
памятников искусства и старины, поместившаяся в Зимнем Дворце. На 1 мая 1918
г. предположено было устроить ряд революционных празднеств, при чем
намечалось использовать для этой цели и Зимний дворец, но проект этот не
осуществился. В мае 1918 г. состоялось совещание из компетентных
художественных сил, на котором постановлено было, что Зимний дворец должен
служить для расширения Эрмитажа. В том же году Эрмитажу были переданы:
Аполлонов зал, соединяющий Геор-гиевский зал с Ламотовым павильоном, весь
этот павильон и часть VII запасной половины дворца; к 1922 г. к Эрмитажу
отошли парадные за-лы; большой Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый,
Тронный, Пикетный и Александровский и I и II запасные половины дворца, а с 1
декабря 1922 г. весь дворец уже состоял в ведении Эрмитажа, который разместил
в его залах часть картинной галереи, арсенал и предметы прикладного
искусства. Часть помещений дворца предоставлена была вновь возникшему Музею
Революции (Аван-зал, Николаевский, Кон-цертный залы и Ротонда, все помещения
Александра III и часть поме-щений в 1 этаже IV и V запасных половин). В 1922
г. были восстанов-лены по фотографиям комнаты Александра II и Николая II,
куда допус-калась публика для их обозрения до 1 августа 1926 г., когда эти комна-ты
были закрыты, в виду необходимости использовать помещение для Эрмитажных
коллекций. В 1925 г. были восстановлены комнаты Нико-лая I в 1 этаже,
открытые для обозрения до настоящего времени.
За время с 1918 г. по 1922 г., т.-е. до момента передачи
дворца полностью Эрмитажу, в нем помещались следующие организации и
учреждения: 1) приемный пункт для военнопленных старой армии (столовая на
главном дворе, врачебная амбулатория), 2) съезд делега-тов от комитета
бедноты Сев. области (на I зап. половине), 3) женский съезд работниц Северной
области (на I зап. половине), 4) общежитие детских колоний, дошкольного
возраста (фрейлинские помещения в 3-м этаже), 5) штаб по устройству торжеств
октябрьских, первомайских и др. (V зап. пол.), 6) художественная комиссия,
преобразованная в отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и
старины, 7) выстав-ка отдела Наробраза (Иорданская лестница, часть парадных
зал) и вы-ставка «произведений искусства» (I зап. половина и Георгиевский
зал), 8) концерты и спектакли (Гербовый зал и прилегающие к нему), 9) ки-нематограф
(Николаевский зал), 10) склады детских колоний Детского Села и склады колоний
дошкольного возраста (конюшни и гараж), 11) детская столовая и клуб (б. квартира
обер-гофмаршала), 1-2) в Никола-евском зале, когда прекратились в нем
кинематографические спектак-ли, устраивались митинги и партийные собрания
центрального гор. района.
1 августа 1926 г. личные комнаты Александра II и Николая
II бы-ли закрыты и отведены для устройства в них выставочных зал Отдела
Востока Эрмитажа» к 10-летию Октября в пяти комнатах Александра II были
развернуты выставки: 1) фарфора XIX в. и 2) «Нидерланды в эпо-ху борьбы с
Испанией».
В 1927 г. для увеличения музейной площади произведен ряд
внутренних переделок (уничтожены антресоли некоторых помещений бель-этажа и
большая кухня в 1 этаже); кроме того на фасаде сняты балконы и оба фонаря над
двумя подъездами, выходящими на пло-щадь,. так как в первоначальном проекте
Растрелли этих фонарей и балконов не было; к Октябрьским же торжествам окрашены
заново фа-сады на площадь и на Адмиралтейство. |