Как свидетельствуют исторические факты, в 1170 году в
Новгороде произошло судьбоносное событие, связанное с новгородской иконой.
Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской
земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Князья —
Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский — спешили со своими дружинами
принять участие в войне князя Андрея с Новгородом; «мало не вся земля русская
совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», — так говорит древний летописец.
«Горе побежденным!» — изрек вперед могущественный князь Суздальский: он и его
союзники заранее делили между собою богатые области новгородские и расхищали
сокровища древней столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во
Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного Киева, послал вместо
себя предводительствовать войсками. С 25 февраля соединенные войска окружили
город, и начались кровопролитные приступы. Силы были неравны. Новгородцы
видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возлагали на
Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в
иночестве Ильи. Церкви были отворены; юноши и мужья умирали на стенах города;
дети, жены и старцы плакали и молились в церквах — все решили защищаться
насмерть. Все храмы в городе были наполнены народом. Жители города дни и ночи
проводили в молитвах, обращаясь к Богу с просьбой не оставлять их. Молитвы их
не были тщетны.
Святитель Иоанн уже три дня и три ноли с самого появления
врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству
неусыпными молитвами. В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день
решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший
ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и
вознести ее на городскую стену — и «узриши спасение граду». Св. Иоанн,
исполненный страха и радости» молился преклоненный до самого рассвета, потом
велел благовестить в большой колокол, объявив народу о бывшем ему откровении,
послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодиакона е соборным
клиром, а сам начал молебное пение. Посланные возвратились в ужасе, говоря,
что икона не двигалась с места. Тоща сам святитель со веем собором вошел в
Спасскую церковь, над пред иконою Пресвятой Богородицы и возгласил со слезами:
«О Премилостивая Владычица, Богородице Дево! Ты — Упование и Заступница граду
нашему, покров и прибежище всем христианам! Молися Сыну Твоему и Богу нашему
за град наш и не предаждь нас врагам нашим грех ради наших; но услыши плач и
воздыхания людей Твоих и пощади нас, как и ниневитяне древле пощажены были
покаяния ради». Поднявшись от земли, он начал молебное пение, и, лишь только
произнесены были начальные слова кондака Богородицы: «предстательстео
христиан кепостыдпое, внезапно сама собою е места двинулась икона Владычицы.
Народ, видя такое чудо, единодушно завопил: «Господи, помилуй!» Святой
архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознес и
поставил ее на городскую стену, где кипела ожесточенная битва. Народ вопиял
пред иконою: «Виждь, Богомати, наше смирение и не отрини до конца моления
нашего, но умшюеердись над стадом Твоим, Пречистая!». Икону внесли на стену и
поставили близ того места, где кипела битва. Народ молился со слезами. Тысячи
стрел летели на стену. Вдруг одна из стрел вонзилась в святой образ, при этом
лик Пресвятой Богородицы обратился к городу, и архипастырь увидел, как
зада-дали слезы из очей Богоматери. Приняв слезы на свою фелонь, он в
умилении воскликнул: «О дивное чудЫ Из сухого дерева текут слезы. Царица
Небесная! Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим
об избавлении города» — я вдруг в войске врагов произошло смятение, они
начали поражать друг друга. Новгородцы, заметив. это, воодушевились и вышли
из города, а неприятельские войска в страхе бежали. Тогда все приписали
спасение города заступлению Пресвятой Богородицы. Надежда на заступление
Матери Божией укрепила новгородцев; не хотели они сидеть в городе, отбили
городские ворота и пошли в самый стан неприятельский. Внезапный ужас напал на
сопротивных, и тьма'их покрыла; гнев Божий смутил их, и они бежали, не думая
о защите. Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Знамения Божией
Матери. В память этого события святитель Иоанн установил в 27-й день ноября
праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал его днем
избавления Новгорода и днем наказания ратующих против единоверных. Вся Россия
празднует день Знамения Божией Матери, один,из древнейших русских праздников.
После событий 1170 года чудотворная икона 186 лет
продолжала оставаться в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице, а
уже в 1356 году специально для этой иконы в Новгороде был построен храм
Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Некоторые
новгородские иконы Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, также
представляют изображения чудесных событий 1170 года.
После чудесного знамения 1170 года на Руси в XI-XII веках
стали появляться иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение»!
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Знамение», представляет собой
пястное изображение образа Пресвятой Богородицы. Она сидит и возносит в
молитве свои руки. На ее груди на фоне круглого щита (иди сферы) без всякой
поддержки сидит благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Правой
рукой младенец благословляет мир, как вечный архиерей и пастыреначальник, а «в
левой держит свиток как знак благодатного закона и спасительного учения, которым
Он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и
посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева
Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да примет Он плод сей как жертву
за спасение всего мира. Такое изображение Богоматери относится к числу самых
первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть
изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем,
сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того,
известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века, где
Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками
перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
В 1566 году в Новгороде, близ торговой площади, вспыхнул
пожар и в короткое время распространился на многие улицы: пламя разливалось,
подобно огненному морю, и грозило истребить весь город. Все усилия граждан
остановить пожар были тщетны. Митрополит Макарий пришел в соборную церковь и обдачаеь,
со всем духовенством, с крестами и иконами пошел в церковь Знамения Богородицы,
пал пред Ее чудотворною иконою и со слезами молился: «О Госпоже Царице
Пресвятая Богородице! Почто презрела и оставила нас, погруженных в такое
бедствие? Знаем* Владычице, что велики беззакония наша, но пощади людей и
град, в котором водворяется пресвятой образ ТВОЙ!» После молитвы святитель
взял чудотворную икону и в крестном ходе понес ее по берегу Волхова. Против
церкви Иоанна Предтечи служил молебен и кропил святою водою на стремившийся в
город пламень. Вдруг огонь стая утихать ветер подул на Волхов, и заступлением
Божией Матери скоро пожар совсем прекратился.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей
России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы
по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы
Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
В 1611 году шведы овладели Новгородом и производили в кем
грабежи и кровопролития, не щадили храмов, расхищали церковную утварь, а
самые иконы бросали на землю и попирали их ногами. Некоторые из их воинов
дошли и до церкви Знамения во время совершения там божественной службы и
хотели войти в отворенные западные двери в церковь. Но лишь только вступили
на порог, как вдруг невидимою силою были отброшены назад. Хищники опять
устремились к дверям, но та же сверхъестественная сила отбросила их назад.
Это так устрашило шведов, что после того никто уже из них не осмеливался войти
в церковь.
Велики и неисчислимы чудеса милосердия Божия,
совершающиеся от благодатных икон Пресвятой Богородицы. |