Еще три года провела больная в сильных страданиях. И вот
приблизилось время прославления Божьего угодника Серафима. Стало слышно об
исцелениях, совершающихся на могиле преподобного и на его целительном
источнике. Пушкина собралась в Саровскую пустынь с большой надеждой на помощь
святого старца Серафима. Старушка-монахиня, мать Феврония, решила
сопровождать больную, которая с большим трудом прошла расстояние в двенадцать
верст между Саровом и своим монастырем. Придя в обитель,, обе инокини
исповедались, а затем отправились на могилу Божьего угодника, где Наталия
Михайловна со слезами и большим усердием просила святого даровать ей исцеление.
Помолившись, путницы отправились в гостиницу, где и легли спать. В час ночи
больная слышит, что кто-то отворяет дверь и входит в келью. Она подумала, что
мать Феврония отпирала дверь ночью и забыла ее запереть и что это вошел
послушник, чтобы разбудить их к заутрене, почему и покрыла голову одеялом. Но
в этот момент она чувствует, как кто-то дотрагивается до ее правого плеча и
говорит: «Ты пришла к убогому Серафиму исцелиться; искупайся три раза в моем
источнике и с тобой все пройдет». После этих слов шаги стали удаляться. Тут
больная сбросила с глаз одеяло и увидела вокруг себя какой-то необыкновенный
свет. Разбуженная ее слезами мать Феврония выслушала рассказ о чудесном
посещении, потом посмотрели дверь — они нашли ее запертою. Тут только поняла
Пушкина, что к ней приходил отец Серафим. Одевшись, обе инокини пошли к
утрене. По окончании службы и панихиды на могиле великого старца, на которой
больная горячо и со слезами молилась, пошли обе путницы на святой источник.
По дороге туда Наталия Михайловна почувствовала, что опухоль опала, у нее
открылось кровотечение. Насилу дошла она до источника, где искупалась; в
четыре часа дня ходила она туда вторично, чтобы искупаться.
В следующую ночь Пушкина опять проснулась и почувствовала,
что опухоль ее совершенно исчезла, ничего у нее не болит, и она как бы
переродилась. Разбудив свою спутницу, она со слезами, в большом волнении,
рассказала ей о своей великой радости. В четыре часа утра Наталья Михайловна
снова ходила на источник, после чего почувствовала себя совершенно исцеленной
и болезнь ее прошла бесследно.
Прасковья Ивановна Киселева, крестьянская девушка деревни Вертьянова,
Ардатовского уезда, простудилась и два года болела ногами. Их сводило так,
что больная не могла ни ходить, ни лежать, причем ее руки также не
поднимались кверху. Девушка все время проводила на печке, и лишь иногда ее
возили на санках к ее бабушке. Прасковья давно имела желание съездить на
могилу Божьего угодника Серафима, но так как у ее отца не было лошади,
намерение ее приходилось откладывать. Однажды зимой, в конце января текущего
года, отвезли больную девушку к бабушке, у которой Прасковья осталась ночевать.
И вот видит больная сон: входит в избу какой-то старичок благообразной
наружности и, подойдя к печке, на которой спала Прасковья, говорит ей: «Вот
ты третий раз собираешься съездить в Саров к убогому Серафиму исцелиться и
все не едешь». Прасковья ответила ему, что не имеет денег на дорогу. Старец
сказал ей: «Продай холст, который ты принесла, и на вырученные от продажи
деньги поезжай, выкупайся в источнике и будешь здорова. Кстати, купи две
пятикопеечные просфоры — одну съешь, а другую спрячь до чистого
понедельника». С этими словами преподобный Серафим скрылся, а девушка
проснулась и рассказала свой сон бабушке, которая тут же запрягла лошадь и
повезла ее в Саров. По дороге старушка всё думала, как она будет высаживать
из саней внучку; но, к величайшему ее удивлению, девушка сама вылезла, пошла
в церковь, затем дошла и до источника батюшки Серафима, искупалась в нем и получила
полное исцеление. Теперь она свободно ходит и поднимает руки. Вернувшись домой,
Прасковья опять видела во сне преподобного Серафима, который благословил ее
крестом.
Ксения Петербургская, Христа ради юродивая за великие
подвиги и терпение была, наделена даром прозрения сердец и будущего.
В ХУШ в., когда императрица Анна Иоанновна, желая упрочить
русский престол за потомством отца своего, царя Иоанна Алексеевича (брата
Петра Великого), вызвала к себе племянницу свою Анну Леопольдовну, выдала ее
замуж за принца Антона Ульриха, и когда от этого брака родился сын Иоанн, то
назначила его своим наследником. По смерти Анны Иоанновны Иоанн I Антонович
действительно был провозглашен императором (в 1740 т.). Спустя год после
этого, а именно — в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г., в России произошел
государственный переворот. Императрицей была провозглашена дочь Петра
Великого, Елизавета Петровна.
Иоанна Антоновича заключили в Шлиссельбургскую крепость, а
родителей его сослали в ссылку в Холмогоры, где они и скончались. Несчастный Иоанн
Антонович протомился под строгим надзором в Шлиссельбургской крепости около
23 лет. В 1764 г., уже в царствование императрицы Екатерины Великой, один из
караульных офицеров — Мирович задумал освободить Иоанна Антоновича из
заточения и провозгласить императором. Но попытка Мировича не удалась; другие
офицеры остались верными императрице. Во время происшедшего столкновения Иоанн
Антонович был убит.
За три недели до этого печального события блаженная Ксения
стала ежедневно и целыми днями горько плакать. Все, встречавшиеся с ней, видя
ее в слезах, жалели ее, думая, что кто-нибудь ее обидел, и спрашивали: «Что
ты, Ксения, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь?» Блаженная отвечала: «Там
кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там
кровь, кровь» — и еще сильнее начинала плакать. Никто не понимал, что сталось
со всегда спокойной и благодушной блаженной.
Никто не понимал и странных слов ее. Лишь три недели
спустя, когда по Петербургу разнеслась молва о страдальческой кончине Иоанна
Антоновича, все поняли, что своим плачем и словами: «Там реки налились
кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь!» — блаженная предсказывала
страдальческую кончину некогда императора Иоанна I Антоновича.
Накануне праздника Рождества Христова 24 декабря 1761 г. блаженная
Ксения целый день бегала по улицам Петербургской стороны и всюду громко
кричала: «Пеките блины, пеките блины; скоро вся Россия будет печь блины!»
Все, видевшие блаженную, недоумевали, что бы означала ее
заботливость и суетливость, что означают ее слова? Так никто и не понял
странных слов и поведения блаженной. И вдруг что же случилось? На другой
день, то есть 25 декабря 1761 г., по Петербургу вдруг разнеслась страшная
весть: императрица Елизавета Петровна неожиданно скончалась. Тут только всем
стали понятно, что словами: «Пеките блины, пеките блины, скоро вся Россия
будет лечь блины», — блаженная предсказывала смерть императрицы.
Еще одно чудо случилось много десятилетий спустя после
кончины блаженной Ксении Петербургской. Однажды был сильно болен Великий
Князь Александр Александрович. Жизнь его находилась в серьезной опасности. За
ним ходила, неотлучно находясь при нем, его царственная супруга. Как-то раз в
коридоре ее остановил человек, несший обязанность истопника в их покоях, и
попросил у нее позволения дать совет в помощь больному.
Получив на это разрешение, он рассказал, что сам он был
когда-то сильно болен и получил исцеление, когда ему принесли песка с могилки
рабы Божьей Ксении. И тут же он передал часть этого песка с просьбой положить
его под подушку больного, которого за его великую доброту и доступность
любили все, кто знал. Мария Феодоровна исполнила просьбу доброжелательного
слуги. Ночью, сидя у постели больного мужа, она забылась, и ей было видение.
Перед нею стояла старая женщина, странного вида и в необыкновенном платье, и
говорит ей: «Твой муж выздоровеет. Тот ребенок, которого ты носишь теперь в
себе, будет хранить Вашу семью от всяких бед».
Когда супруга больного пришла в себя, женщины уже не было.
Но все, что сказала явившаяся в видении с утешением и вестью добра блаженная
Ксения страдавшей жене, исполнилось с буквальной точностью. Больной
выздоровел, и следующий ребенок их была девочка, которую они назвали Ксенией.
Поминая явленную ей помощь от блаженной Ксении,
благодарная и благочестивая Государыня ежегодно приезжала на могилу блаженной
и совершала по ней панихиду. От исполнения этого сердечного долга ее не могли
остановить ни множество, ни сложность ее дел и обязанностей. Однако через
несколько месяцев после того, как дочь их, нареченная Ксенией, была выдана
замуж, на семью их обрушилось страшное горе. Государь Александр III,
исцеленный некогда по предсказанию блаженной, заболел и скончался в полном
расцвете лет.
И много знамений милости Божьей совершалось у гроба Ксении
Петербургской. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от
ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им
полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали
исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, и нуждающиеся получали хорошие
места.
Чудеса, связанные с именем Ксении Петербургской,
продолжаются и поныне. Вот что рассказывает одна верующая: «Дело было в 1961
году. Мы с мамой жили в селе. Чтобы как-то заработать, мы с ней набрали у
наших соседей огурцов, всего семнадцать мешков, и повезли их на продажу в
Ленинград. У каждого шлагбаума нам приходилось делать пересадку. Пока мы
довезли огурцы, они побились, кое-где почернели или пожелтели.
В Питере сначала приехали на базар «Светлана», но что-то
там было не так, и мы поехали на «Сытный». Мама накануне всю ночь не спала,
лежа молилась блаженной Ксении со слезами: «Ксенюшка блаженная, не дай
погибнуть. Помоги. Не рассчитаюсь за огурцы с хозяевами, не то, что деньги
заработаю, как хотела».
На базаре справа и слева от нас стоят продавцы с хорошими
огурцами. Они зелененькие, маленькие, видно, что только сорваны с грядки. А
наши огурцы большие, желтые и с темными пятнами. Мама стоит, молится. Ее лицо
то бледнеет, то краснеет. Соседи по прилавку говорят, что с ней что-то будет
неладное сегодня.
Проходят нищие. Мама им подает по огурцу. Вдруг подходит
старушка с палочкой, точь-в-точь, как рисуют Ксению блаженную. Она смотрит на
наши огурцы и говорит: «Какие хорошие огурцы!» Моя мама отвечает:
«Не смейся, бабушка», — и указывает направо и налево. «Там
хорошие огурцы». Старушка же говорит: «Нет. Там плохие. Хорошие у тебя». Мама
говорит ей: «Бабушка, ты, наверно, огурчика хочешь. Так возьми». Та покачала
головой, не хочет брать. А сама стоит, не отходит. Тут приходит женщина и
просит маму: «Дай твой огурец попробовать». Мама подала. Та откусила и
говорит: «Какие у тебя огурцы! Дай мне десять килограммов». А та старушка
рядом стоит. Потом подошел второй покупатель и тоже просит: «Дай-ка
попробовать!». Мама и ему подала. Он говорит: «Какие у тебя огурцы! Взвесь
мне восемь килограммов!» Старушка все стоит и смотрит. Третий покупатель
подходит и просит пять килограммов. И тут старуш-ки не стало. А к нам
выстроилась огромная очередь длиной в три прилавка. Мама сказала, что
осталось три мешка. Задние закричали: «Не давай помногу! Хоть по двести
граммов пусть всем достанется! Наконец-то нашли хорошие огурцы!»
Так, по молитве моей мамы сама Ксения блаженная въявь
явилась нам и сотворила чудо, помогла нам. Она тогда еще не была прославлена.
На ночлег мы пришли к нашей знакомой, большой
почитательнице Ксении блаженной. Мы ей все рассказали, а она нам сказала, что
завтра пойдем в часовню Ксении блаженной на Васильевский остров, на
Смоленское кладбище, и поблагодарим ее за великое благодеяние».
Удивительный случай не так давно произошел в
Санкт-Петербурге. Сначала 28-летняя медсестра Оксана Попова увидела страшный
сон: ее 22-летнего брата Дмитрия бьют и пинают ногами какие-то пьяные
громилы.
Когда девушка рассказала о своем жутком сновидении
бабушке, та охнула: оказывается, и ей приснился точь-в-точь такой же сон: окровавленный
Дмитрий в пыли под ногами подонков. Вечером выяснилось, что идентичный сон
приснился и матери. В квартире воцарилась ужасная тишина.
А тут вернулся из института Дмитрий и объявил, что до
понедельника уезжает к другу в пригородный поселок Кавголово. Удержать
здоровенного парня не было никакой возможности, а над рассказом о тройном
сновидении Дмитрий только посмеялся и уехал из дома на ночь глядя.
Оставшихся в квартире женщин охватил ужас. Не в силах
ничего предпринять они разошлись по своим комнатам и, не сговариваясь, стали
молиться. Как выяснилось потом, молились все трое (тоже не сговариваясь!)
одной-единственной святой — блаженной Ксении Петербургской, которую почитали
в этой семье больше всех. В час ночи раздался внезапный звонок в дверь.
На пороге стоял раскрасневшийся от мороза брат. На вопрос,
почему он с половины пути вернулся домой, парень нехотя буркнул: «Передумал!»
Выпив рюмку водки, Димка крепко уснул, а наутро рассказал бабушке, матери и
сестре следующее. На одной из остановок в вагон электрички вошла странная, не
по-зимнему легко одетая женщина в платочке и уселась прямо напротив него. От
пристального взгляда ее голубых глаз Дмитрий просто оцепенел. На следующей
остановке в вагон ввалилась компания пьяных здоровенных парней. Усевшись
неподалеку, они пили пиво, громко нецензурно ругались.
Внезапно попутчица встала и, взяв парня за рукав пуховика,
потянула за собой в тамбур. Он пытался возразить, но услышал внутри себя
уверенный и мягкий женский голос: «Пойдем!» Они вышли из электрички на
следующей остановке. Дверь закрылась, поезд медленно набирал ход, и Дмитрий
успел увидеть, как внутри покинутого вагона начинается пьяная драка. Оглянувшись
вокруг, он обнаружил, что стоит на заснеженной платформе совсем один.
Мгновенно вспотев от страха, парень перебежал через пути и вскоре уже
возвращался на встречной электричке домой. На следующее утро Оксана сводила
брата на Смоленское кладбище в маленькую часовенку Ксении Петербургской.
Не верящий в Бога студент глянул на образ святой и
побелевшими губами прошептал: «Господи, это она!»
2 мая 1999 г. в лике святых была прославлена блаженная
старица Матрона Московская — Матрона Дмитриевна Никонова. Блаженная Матрона
родилась в 1885 г. в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и
Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не
было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. С ранних лет блаженной
Матроне были ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли.
Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные
бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в
скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги
с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и
даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.
Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки.
Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее кормилицей.
На семнадцатом году Матронушка лишилась возможности
ходить: у нее полностью отнялись ноги. До конца дней своих она останется
сидячей, и сидение ее в разных домах и квартирах (она не имела места, где
голову преклонить) так продолжалось полвека. Она никогда не роптала ни на
свои недуги, ни на житейскую неустроенность и одним лишь фактом своего
существования служила для всех образцом смиренномудрия, терпения и любви.
В 1920-х гг. она переселилась в Москву, ставшую местом ее
подвижнического служения и праведной кончины. Преследуемая безбожниками,
подвижница находила приют в домах верующих.
Нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного
врачевания, наставления и молитвенной помощи. По ее молитвам совершались
исцеления немощных, расслабленных, страждущих от душевных и телесных
болезней. Ее пророчества и предсказания многим людям помогли избежать
опасностей и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах.
Однажды «добрые» люди донесли «куда следует» о бабке, к
которой валом валит подозрительный народ. Незамедлительно явился милиционер.
— Нарушаем паспортный режим, — сказал он. — Велено
тебя арестовать.
— Иди скорее домой — у тебя несчастье, — ответила
ему Матронушка.
— Ты мне голову не морочь, старая. Я должен тебя
доставить в отделение, а там решат, что с тобой делать.
— Беги скорее. Слепая от тебя никуда не денется. Я
сижу на постели, никуда не хожу.
Милиционер задумался: «А вдруг правда? А слепая и в самом
деле никуда не убежит». И поехал домой на милицейской машине, а в доме и в
самом деле несчастье: пока он требовал у слепой бабки несуществующий паспорт,
взорвался примус, и жена его обгорела.
Милиционер на служебной машине мгновенно доставил
пострадавшую жену в больницу, и доктор сказал ему: «Вам повезло, что вы
оказались около дома, иначе бы ее не спасти».
Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил
с лукавыми намерениями. Иные видели в матушке народную це-лительницу, которая
в еилах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед
ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасительным Таинствам.
Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.
Молитвы она читала всегда громко. Она подчеркивала, что
помогает не сама, а Бог по ее молитвам: «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог
помогает!» Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и
исправления греховной жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует
ли она, что Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью,
велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и
причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она
благословляет обязательно венчаться в Церкви. Всем обязательно носить
нательный крест.
Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: «Все, все
приходите ко мне, рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас
видеть, и слышать, и помогать вам».
До наших дней сохранились многочисленные свидетельства о
чудесных событиях. После праведной кончины старицы, последовавшей в 1952 г.,
люди приходили на ее могилу на Даниловском кладбище, молились, призывали ее в
помощь и получали утешение, исцеление и поддержку на своем жизненном пути. |