ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО. ГОДЫ 1606-1608
Род Василиев. Свойства нового Царя. Клятва Василиева.
Обнародованные грамоты. Венчание. Опалы. Неудовольствия. Пренесение
Димитриева тела. Новый Патриарх. Гордость Марины. Речь Послов Литовских.
Посольство к Сигизмунду. Сношение с Европою и с Азиею. Мятежи в Москве. Бунт
Шаховского. Вторый Лжедимитрий. Болотников. Успехи мятежников. Прокопий
Ляпунов. Перенесение тела Борисова. Мятежники под Москвою. Победа
Скопина-Шуйского. Лжепетр. Осада Калуги. Годуновы в Сибири. Распоряжения
Василиевы. Призвание Иова. Храбрость Болотникова. Победа Романова. Мужество
Скопина. Бодрость Василия в несчастиях. Доблесть Воевод Царских. Осада Тулы.
Явление нового Лжедимитрия. Взятие Тулы. Брак Василиев. Законы. Устав
воинский.
Василий Иванович Шуйский, происходя в осьмом колене от
Димитрия Суздальского, спорившего с Донским о Великом Княжестве, был внуком
ненавистного Олигарха Андрея Шуйского, казненного во время Ивановой юности, и
сыном Боярина-воеводы, убитого Шведами в 1573 году под стенами Лоде. Если всякого Венценосца избранного судят с большею
строгостию, нежели Венценосца наследственного; если от первого требуют
обыкновенно качеств редких, чтобы повиноваться ему охотно, с усердием и без
зависти, то какие достоинства, для царствования мирного и непрекословного,
надлежало иметь новому Самодержцу России, возведенному на трон более сонмом
клевретов, нежели отечеством единодушным, вследствие измен, злодейств,
буйности и разврата? Василий, льстивый Царедворец Иванов, сперва явный
неприятель, а после бессовестный угодник и все еще тайный зложелатель
Борисов, достигнув венца успехом кова, мог быть только вторым Годуновым:
лицемером, а не Героем Добродетели, которая бывает главною силою и
властителей и народов в опасностях чрезвычайных. Борис, воцаряясь, имел
выгоду: Россия уже давно и счастливо ему повиновалась, еще не зная примеров в
крамольстве; Но Василий имел другую выгоду: не был святоубийцею; обагренный
единственно кровию ненавистною и заслужив удивление Россиян делом белестящим,
оказав в низложении Самозванца и хитрость и неустрашимость, всегда
пленительную для народа. Чья судьба в Истории равняется с судьбою Шуйского?
Кто с места казни восходил на трон и знаки жестокой пытки прикрывал на себе
хламидою Царскою? Сие воспоминание не вредило, но способствовало общему
благорасположению к Василию: он страдал за отечество и Веру! Без сомнения
уступая Борису в великих дарованиях государственных, Шуйский славился однако
ж разумом мужа думного и сведениями книжными, столь удивительными для
тогдашних суеверов, что его считали волхвом; с наружностию невыгодною (будучи
роста малого, толст, несановит и лицом смугл; имея взор суровый, глаза
красноватые и подслепые, рот широкий), даже с качествами вообще нелюбезными,
с холодным сердцем и чрезмерною скупостию, умел, как Вельможа, снискать
любовь граждан честною жизнию, ревностным наблюдением старых обычаев,
доступностию, ласковым обхождением. Престол явил для современников слабость в
Шуйском: зависимость от внушений, склонность и к легковерию, коего желает
зломыслие, и к недоверчивости, которая охлаждает усердие. Но престол же явил
для потомства и чрезвычайную твердость души Василиевой в борении с неодолимым
Роком: вкусив всю горесть державства несчастного, уловленного властолюбием, и
сведав, что венец бывает иногда не наградою, а казнию, Шуйский пал с величием
в развалинах Государства!
Он хотел добра отечеству, и без сомнения искренно: еще
более хотел угождать Россиянам. Видев столько злоупотреблений неограниченной
Державной власти, Шуйский думал устранить их и пленить Россию новостию
важною. В час своего воцарения, когда Вельможи, сановники и граждане клялися
ему в верности, сам нареченный Венценосец, к общему изумлению, дал присягу,
дотоле не слыханную: 1) не казнить смертию никого без суда Боярского,
истинного, законного; 2) преступников не лишать имения, но оставлять его в
наследие женам и детям невинным; 3) в изветах требовать прямых явных улик с
очей на очи и наказывать клеветников тем же, чему они подвергали винимых ими
несправедливо. "Мы желаем (говорил Василий), чтобы Православное
Христианство наслаждалось миром и тишиною под нашею Царскою хранительною
властию" - и, велев читать грамоту, которая содержала в себе означенный
устав, целовал крест в удостоверение, что исполнит его добросовестно. Сим
священным обетом мыслил новый Царь избавить Россиян от двух ужасных зол
своего века: от ложных доносов и беззаконных опал, соединенных с разорением
целых семейств в пользу алчной казны; мыслил, в годину смятений и бедствий,
дать гражданам то благо, коего не знали ни деды, ни отцы наши до
человеколюбивого Царствования Екатерины Второй. Но вместо признательности
многие люди, знатные и незнатные, изъявили негодование и напомнили Василию
правило, уставленное Иваном III, что не Государь народу, а только народ
Государю дает клятву. Сии Россияне были искренние друзья отечества, не рабы и
не льстецы низкие: имея в свежей памяти грозы тиранства, еще помнили и бурные
дни Иванова младенчества, когда власть царская в пеленах дремала: боялись ее
стеснения, вредного для Государства, как они думали, и предпочитали свободную
милость закону. Царь не внял их убеждениям, действуя или по собственному
изволению или в угодность некоторым Боярам, склонным к Аристократии и, чтобы
блеснуть великодушием, торжественно обещал забыть всякую личную вражду, все
досады, претерпенные им в Борисово время: ему верили, но недолго.
Отменив новости, введенные Лжедимитрием, и восстановив
древнюю Государственную Думу, как она была до его времени, Василий спешил
известить всю Россию о своем воцарении и не оставить в умах ни малейшего
сомнения о Самозванце: послали всюду чиновников знатных приводить народ к крестному
целованию с обетом, не делать, не говорить и не мыслить ничего злого против
Царя, будущей супруги и детей его; велели, как обыкновенно, три дни звонить в
колокола, от Москвы до Астрахани и Чернигова, до Тары и Колы, - молиться о
здравии Государя и мире отечества. Читали в церквах грамоты от Бояр,
Царицы-Инокини Марфы и Василия (именованного в сих бумагах потомком Кесаря
Римского). Описав дерзость, злодейства, собственное в том признание и гибель
Самозванца, Бояре величали род и заслугу Шуйского, спасителя Церкви и
Государства. Марфа свидетельствалась Богом, что ее сердце успокоено казнию
обманщика: а Василий уверял Россиян в своей любви и милости беспримерной.
Обнародовали найденную во внутренних комнатах дворца переписку Лжедимитрия с
Римским Двором и Духовенством о введении у нас Латинской Веры, запись данную
Воеводе Сендомирскому на Смоленск и Северскую землю, также допросы Мнишка и
Бучинских, Яна и Станислава: Мнишек винился в заблуждении, сказывая, что он и
сам же не мог считать мнимого Димитрия истинным, приметив в нем ненависть к
России, и для того часто впадал в болезнь от горести. Бучинские объявляли,
что расстрига действительно хотел с помощью Ляхов умертвить 18 Маия, на лугу
Сретенском, двадцать главных Бояр и всех лучших Москвитян; что Пану Ратомскому
надлежало убить Князя Мстиславского, Тарлу и Стадницким Шуйских; что Ляхи
должны были занять все места в Думе, править войском и Государством:
свидетельство едва ли достойное уважения, и если не вымышленное, то
вынужденное страхом из двух малодушных слуг, которые, желая спасти себя от
мести Россиян, не боялись клеветать на пепел своего милостивца, развеянный
ветром! Современники верили; но трудно убедить потомство, чтобы Лжедимитрий,
хотя и нерассудительный, мог дерзнуть на дело ужасное и безумное: ибо легко
было предвидеть, что Бояре и Москвитяне не дали бы резать себя как агнцев, и
что кровопролитие заключилось бы гибелию Ляхов вместе с их Главою.
Июня 1 совершилось Царское венчание в храме Успения, с
наблюдением всех торжественных обрядов, но без всякой расточительной
пышности: корону Мономахову возложил на Василия Митрополит Новогородский.
Синклит и народ славили Венценосца с усердием; гости и купцы отличались
щедростию в дарах, ему поднесенных. Являлось однако ж какое-то уныние в
столице. Не было ни милостей, ни пиров; были опалы. Сменили Дворецкого, Князя
Рубца-Мосальского, одного из первых клятвопреступников Борисова времени, и
велели ему ехать Воеводою в Корелу или Кексгольм; Михайлу Нагому запретили
именоваться Конюшим, желая ли навеки уничтожить сей знаменитый сан, чрезмерно
возвышенный Годуновым, или единственно в знак неблаговоления к злопамятному
страдальцу Василиева криводушия в деле о Димитриевом убиении, Великого
Секретаря и Подскарбия, Афанасия Власьева, сослали на Воеводство во Уфу как
ненавистного приверженника расстригина; двух важных Бояр, Михайла Салтыкова и
Бельского, удалили, дав первому начальство в Иванегороде, второму в Казани;
многих иных сановников и Дворян, не угодных Царю, тоже выслали на службу в
дальние города; у многих взяли поместья. Василий, говорит Летописец, нарушил
обет свой не мстить никому лично, без вины и суда. Оказалось неудовольствие;
слышали ропот. Василий, как опытный наблюдатель тридцатилетнего гнусного
тиранства, не хотел ужасом произвести безмолвия, которое бывает знаком
тайной, всегда опасной ненависти к жестоким Властителям; хотел равняться в
государственной мудрости с Борисом и превзойти Лжедимитрия в свободолюбии,
отличать слово от умысла, искать в нескромной искренности только указаний для
Правительства и грозить мечем закона единственно крамольникам. Следствием
была удивительная вольность в суждениях о Царе, особенная величавость в
Боярах, особенная смелость во всех людях чиновных; казалось, что они имели
уже не Государя самовластного, а полу-Царя. Никто не дерзнул спорить о короне
с Шуйским, но многие дерзали ему завидовать и порочить его избрание как
незаконное. Самые усердные клевреты Василия изъявляли негодование: ибо он,
доказывая свою умеренность, беспристрастие и желание царствовать не для клевретов,
а для блага России, не дал им никаких наград блестящих в удовлетворение их
суетности и корыстолюбия. Заметили еще необыкновенное своевольство в народе и
шатость в умах: ибо частые перемены государственной власти рождают недоверие
к ее твердости и любовь к переменам: Россия же в течение года имела
четвертого Самодержца, праздновала два цареубийства и не видала нужного
общего согласия на последнее избрание. Старость Василия, уже почти
шестидесятилетнего, его одиночество, неизвестность наследия, также
производили уныние и беспокойство. Одним словом, самые первые дни нового
Царствования, всегда благоприятнейшие для ревности народной, более омрачили,
нежели утешили сердца истинных друзей отечества.
Между тем, как бы еще не полагаясь на удостоверение Россиян
в самозванстве расстриги, Василий дерзнул явлением торжественным напомнить им
о своих лжесвидетельствах, коими он, в угодность Борису, затмил
обстоятельства Димитриевой гибели: Царь велел Святителям, Филарету
Ростовскому и Феодосию Астраханскому, с Боярами Князем Воротынским, Петром
Шереметевым, Андреем и Григорием Нагими, перевезти в Москву тело Димитрия из
Углича, где оно, в господствование Самозванца, лежало уединенно в опальной
могиле, никем не посещаемой: Иереи не смели служить панихид над нею; граждане
боялись приближиться к сему месту, которое безмолвно уличало мнимого Димитрия
в обмане. Но падение обманщика возвратило честь гробу Царевича: жители
устремились к нему толпами; пели молебны, лили слезы умиления и покаяния,
лучше других Россиян знав истину и молчав против совести. Когда Святители и
Бояре Московские, прибыв в Углич, объявили волю Государеву, народ долго не
соглашался выдать им драгоценные остатки юного мученика, взывая: "Мы его
любили и за него страдали! Лишенные живого, лишимся ли и мертвого?" Когда
же, вынув из земли гроб и сняв его крышку, увидели тело, в пятнадцать лет
едва поврежденное сыростию земли: плоть на лице и волосы на голове целые,
равно как и жемчужное ожерелье, шитый платок в левой руке, одежду также шитую
серебром и золотом, сапожки, горсть орехов, найденных у закланного младенца в
правой руке и с ним положенных в могилу: тогда, в единодушном восторге,
жители и пришельцы начали славить сие знамение святости - и за чудом
следовали новые чудеса, по свидетельству современников: недужные, с верою и
любовию касаясь мощей, исцелялись. Из Углича несли раку [3 Июня],
переменяясь, люди знатнейшие, воины, граждане и земледельцы: Василий,
Царица-Инокиня Марфа, Духовенство, Синклит, народ встретили ее за городом;
открыли мощи, явили их нетление, чтобы утешить верующих и сомкнуть уста
неверным. Василий взял святое бремя на рамена свои и нес до церкви Михаила
Архангела, как бы желая сим усердием и смирением очистить себя перед тем,
кого он столь бесстыдно оклеветал в самоубийстве! Там, среди храма, Инокиня
Марфа, обливаясь слезами, молила Царя, Духовенство, всех Россиян, простить ей
грех согласия с Лжедимитрием для их обмана - и Святители, исполняя волю Царя,
разрешили ее торжественно, из уважения к ее супругу и сыну. Народ исполнился умиления,
и еще более, когда церковь огласилась радостными кликами многих людей, вдруг
излеченных от болезней действием Веры к мощам Димитриевым, как пишут
очевидцы. Хотели предать земле сии святые остатки и раскопали засыпанную
могилу Годунова, чтобы поставить в ней гроб его жертвы, в пределе, где лежат
Царь Иван и два сына его; но благодарность исцеленных и надежда болящих
убедили Василия не скрывать источника благодати: вложили тело в деревянную
раку, обитую золотым атласом, оставили ее на помосте и велели петь молебны
новому Угоднику Божию, вечно праздновать его память и вечно клясть
Лжедимитриеву.
Еще Церковь не имела Патриарха: в самый первый день
Василиева Царствования свели Игнатия с престола, без суда духовного,
единственно по указу Государеву, - одели в черную рясу и заперли в келиях
Чудова монастыря; Иов же, в печали, в слезах лишась зрения, не хотел
возвратиться в Москву, где находились тогда все Святители Российские, кроме
Митрополита Ермогена, удаленного Лжедимитрием, и тем возвышенного во мнении
народа. Среди жалостных примеров слабости, оказанное несчастным Иовом и всем
Духовенством, Ермоген, не обольщенный милостию Самозванца, не устрашенный
опалою за ревность к Православию, казался Героем Церкви, и был единодушно,
единогласно наречен Патриархом, - нетерпеливо ожидаем и немедленно посвящен,
как скоро прибыл из Казани в столицу, собором наших Епископов. Царь, с
любовью вручая Ермогену жезл Св. Петра Митрополита, и Ермоген, с любовью
благословляя Царя, заключили искренний, верный союз Церкви с Государством, но
не для их мира и счастия!
Утвердив себя на престоле великодушным обетом блюсти закон,
всенародным оправданием казни расстригиной, своим Царским венчанием,
торжеством Димитриевой святости, избранием Патриарха ревностного и
мужественного духом, - поставив войско на берегах Оки и в Украине, велев
надежным чиновникам осмотреть его и Воеводам ждать царского указа, чтобы идти
для усмирения врагов, где они явятся, - Василий немедленно занялся делами
внешними. Важнейшим делом было решить мир или войну с Литвою, не уронить
достоинства России, но без крайности не начинать кровопролития в смутных обстоятельствах
Государства, коего внутреннее устройство, после измен и бунтов, требовало
времени и тишины. Еще тело Самозванца лежало на лобном месте, когда
Духовенство наше отправило гонца в Киев, к тамошнему Воеводе, Князю
Острожскому, с известительною грамотою о всем, что случилось в Москве, и с
уверением в миролюбии Российского Правительства, не взирая на все козни
Литовского. В сем смысле действовал и новый Венценосец: хранил Поляков от
злобы народа, велел давать им все нужное в изобилии, и с честию отвезти
Марину к отцу, который, обманывая себя и других, еще именовал ее Царицею, и в
виде слуги усердного благоговел пред дочерью. Марина изъявляла более
высокомерия, нежели скорби, и говорила своим ближним: "Избавьте меня от
ваших безвременных утешений и слез малодушных!" У нее взяли сокровища,
одежды богатые, данные ей мужем: она же не жаловалась от гордости. Взяли и
все имение Воеводы Сендомирского: 10000 рублей деньгами, кареты, лошадей,
приборы конские, вина, всего на 250000 нынешних рублей серебряных, сказав
ему: "возвратим тебе, что найдется твоим собственным: удержим достояние
казны Царской". В свидании с Боярами Мнишек не скрывал глубокой своей
печали, ни раскаяния, вероятно искреннего, быв знаменитейшим Вельможею в
отечестве и видя себя невольником в стране чуждой, где народная месть, им
заслуженная, угрожала ему гибелию или узами, после его сновидения о Державном
величии. Бояре обещали Мнишку не только безопасность, но и свободу, если
Король удостоверит Василия в истинном расположении к миру.
Они имели несколько свиданий и с Послами Литовскими.
Первое было 27 Маия, во дворце, где сии Паны заметили разительную перемену:
исчезла пышность Лжедимитриева времени; скрылись блестящие золотом
телохранители и стрельцы; самые знатные чиновники, угождая вкусу Василиеву к
бережливости, не отличались, богатством платья. Вместо роскоши и веселия,
являлись везде простота, угрюмая важность, безмолвная печаль. "Нам
казалось, - пишут Ляхи-очевидцы, - что Двор Московский готовился к
погребению". Князья Мстиславский, Дмитрий Шуйский, Трубецкой, Голицыны,
Татищев приняли Олесницкого и Госевского в той же палате, в коей они
беседовали с ними именем Лжедимитрия, называя его тогда непобедимым Цесарем,
а в сие время гнусным исчадием ада! Мстиславский произнес сильную речь о
злодейском убиении истинного сына Иванова по воле Годунова, о нелепом
самозванстве расстриги, о кознях Сигизмундовых, желая доказать, что бродяга
без вспоможения Ляхов никогда не овладел бы Московским престолом; что сей
бродяга достойно казнен Россиею, а немногие Ляхи в час мятежа убиты чернию за
их наглость, без ведома Бояр и Дворянства. "Одним словом, - заключил
Мстиславский, - кто виною зла и всех бедствий? Король и вы, Паны, нарушив
святость мирного договора и крестного целования".
Олесницкий и Госевский тихо советовались друг с другом и
дали ответ не менее сильный, изъясняясь смело, и если не во всем искренно, то
по крайней мере умно и благородно. "Мы слышали о бедственной кончине
Димитрия, - говорили Паны, - и жалели об ней как Христиане, гнушаясь убийцею.
Но явился человек под именем сего Царевича, свидетельствуясь разными
приметами в истине своего уверения, и сказывая, как он спасен Небом от убийцы
- как Борис тайно умертвил Царя Феодора, истребил знатнейшие роды Дворянские,
теснил, гнал всех людей именитых. Не то ли самое говорили нам о Борисе и
некоторые из вас, мужей Думных? И читая историю, не находим ли в ней
примеров, что мнимоусопшие являются иногда живы в казнь злодейству? Но мы еще
не верили бродяге: поверил ему только добросердечный Воевода Сендомирский, и
не ему одному, но многим Россиянам, признавшим в нем Димитрия: они клялися,
что Россия ждет его; что города и войско сдадутся Иванову наследнику.
Действуя самовольно, Мнишек хотел быть свидетелем торжества Димитриева - и
был; но, повинуясь указу Королевскому, возвратился, чтобы не нарушить мира,
заключенного нами с Годуновым. Димитрий, как он называл себя, остался в земле
Северской единственно с Россиянами, Донскими и Запорожскими Козаками: что ж
сделали Россияне? Пали к ногам его: Воеводы и войско. Что сделали и вы,
Бояре? Выходили к нему навстречу с царскою утварию; вопили, что принимаете
Государя любимого от Бога, и кипели гневом, когда Ляхи смели утверждать, что
они дали Царство Димитрию. Мы, Послы, собственными глазами видели, как вы
пред ним благоговели. Здесь, в сей самой палате, рассуждая с нами о делах
государственных, вы не изъявляли ни малейшего сомнения о роде его и сане.
Одним словом, не мы Поляки, но вы Русские, признали своего же Русского
бродягу Димитрием, встретили с хлебом и солью на границе, привели в столицу,
короновали и... убили; вы начали, вы и кончили. Для чего же вините других? Не
лучше ли молчать и каяться в грехах, за которые Бог наказал вас таким
ослеплением? Не говорим о клятвопреступлении и цареубийстве; не осуждаем
вашего дела, и не имеем причины жалеть о сем человеке, который в ваших глазах
оскорблял нас, величался, безумно требовал неслыханных титулов и едва ли мог
быть надежным другом нашего отечества; но дивимся, что вы, Бояре, как люди известно
умные, дозволяете себе суесловить, желая оправдать душегубство: бесчеловечное
избиение наших братьев... Они не воевали с вами, не помогали вашему
Лжедимитрию, не хранили его: ибо он вверил жизнь свою не им, а вам
единственно! Слагаете вину на чернь: поверим тому, если можно; поверим, если
вы невредимо отпустите с нами Воеводу Сендомирского, дочь его и всех Ляхов к
Королю, дабы мы своим миролюбивым ходатайством обезоружили месть готовую. Но
доколе, вопреки народному праву, уважаемому и варварами, будете держать нас, как
бы пленников, дотоле в глазах Короля, Республики и всей Европы не чернь
Московская, а вы с вашим новым Царем останетесь виновниками сего
кровопролития, и не в безопасности. Рассудите!"
Бояре слушали с великим вниманием и долго сидели в
молчании, смотря друг на друга; наконец ответствовали Панам: "Вы были
Послами у Самозванца, а теперь уже не Послы: следственно не должно говорить
вам так вольно и смело"; но расстались с ними ласково; виделись снова и
сказали им, что Василий милостиво приказал освободить всех нечиновных Ляхов и
вывезти за границу: но что Послы, Воевода Сендомирский и другие знатные Паны
должны ждать в России решения судьбы своей от Сигизмунда, к коему едет
Царский чиновник для важных объяснений и переговоров. Дворянин Князь Григорий
Волконский немедленно был послан в Краков. Олесницкий и Госевский остались в
Москве под стражею; Мнишка с дочерью вывезли в Ярославль, Вишневецкого в
Кострому, товарищей их в Ростов и Тверь. Они имели дозволение писать к Королю
и писали миролюбиво, желая как можно скорее избавиться от неволи, чтобы
говорить и действовать иначе.
Уже слух о гибели Самозванца и многих Ляхов в Москве
встревожил всю Польшу: в городах и в местечках Литовских останавливали Князя
Волконского и Дьяка его, бесчестили, ругали, называли убийцами, злодеями;
метали в их людей камнями и грязью; а Королевские чиновники отвечали им на
жалобы, что никакая власть не может унять народного негодования. Быв четыре
месяца в дороге, Волконский приехал в Краков, где Сигизмунд встретил его с
лицом угрюмым, не звал к обеду, не удостоил ни одного ласкового слова, и,
скрыв печаль свою о судьбе Лжедимитрия, от коего Польша ждала столько выгод,
слушал холодно извещение о новом Самодержце в России. В переговорах с
Коронными Панами Волконский доказывал то же, что наши Бояре доказывали в
Москве Послам Сигизмундовым; а Паны ответствовали ему то же, что Послы
Боярам. Мы говорили Ляхам: "Вы дали нам Лжедимитрия!" Ляхи
возражали: "Вы взяли его с благодарностию!" Но с обеих сторон
умеряли колкость выражений, оставляя слово на мир. Волконский требовал
удовлетворения за бедствие, претерпенное Россиею от Самозванца: за гибель
многих людей и расхищение нашей казны; Король же требовал освобождения своих
Послов и платежа за товары, взятые Лжедимитрием у купцев Литовских и Галицких,
или разграбленные чернию Московскою в день мятежа. Не могли согласиться,
однако ж не грозили войною друг другу. "Швеция, - сказал Волконский, -
уступает Царю знатную часть Ливонии, желая его вспоможения; но он не хочет
нарушить прежнего мирного договора". Паны уверяли, что они также не
нарушат сего договора, если мы будем соблюдать его. Ничего не решили и ни в
чем не условились. Сигизмунд не взял даров от Волконского и хотел писать с
ним к Василию; но Волконский отвечал: "Я не гонец". Король велел ему
ехать к Царю с поклоном, сказав, что пришлет в Москву собственного чиновника;
но медлил, уже зная о новых мятежах России и готовясь воспользоваться ими,
как сосед деятельный в ненависти к ее величию.
Еще Василий имел время возобновить дружественные сношения
с Императором, с Королями Английским и Датским. Гонец Рудольфов и Посланник
Шведский находились в Москве. Непримиримый враг врага нашего, Сигизмунда,
Карл IX ревностно искал союза России, и Василий действительно не спешил
заключить его, в надежде обойтись без войны с Сигизмундом. Хан Казы-Гирей
уверял Царя в братстве, Ногайский Князь Иштерек в повиновении. Воевода Князь
Ромодановский отправился к Шаху Аббасу для важных переговоров о Турции и
Христианских землях Востока. Еще Двор Московский занимался делами Европы и
Азии, политикою Австрии и Персии; но скоро опасности ближайшие, внутренние,
многочисленные и грозные скрыли от нас внешность, и Россия, терзая свои
недра, забыла Европу и Азию!.. Сии новые бедствия началися таким образом:
В первые дни Июня, ночью, тайные злодеи, всегда готовые
подвижники в бурные времена гражданских обществ, - желая ли только
беззаконной корысти или чего важнейшего, бунта, убийств, испровержения
верховной власти, - написали мелом на воротах у богатейших иноземцев и у некоторых
Бояр и Дворян, что Царь предает их домы расхищению за измену. Утром скопилось
там множество людей, и грабители приступили к делу; но воинские дружины
успели разогнать их без кровопролития.
Чрез несколько дней новое смятение. Уверили народ, что
Царь желает говорить с ним на лобном месте. Вся Москва пришла в движение, и
Красная площадь наполнилась любопытными, отчасти и зломысленными, которые
лукавыми внушениями подстрекали чернь к мятежу. Царь шел в церковь; услышал
необыкновенный шум вне Кремля, сведал о созвании народа и велел немедленно
узнать виновников такого беззакония; остановился и ждал донесения, не
трогаясь с места.
Бояре, царедворцы, сановники окружали его: Василий без
робости и гнева начал укорять их в непостоянстве и в легкомыслии, говоря:
"Вижу ваш умысел; но для чего лукавствовать, ежели я вам не угоден? Кого
вы избрали, того можете и свергнуть. Будьте спокойны: противиться не
буду". Слезы текли из глаз сего несчастного властолюбца. Он кинул жезл
Царский, снял венец с головы и примолвил: "Ищите же другого Царя!"
- Все молчали от изумления. Шуйский надел снова венец, поднял жезл и сказал:
"Если я Царь, то мятежники да трепещут! Чего хотят они? Смерти всех
невинных иноземцев, всех лучших, знаменитейших Россиян, и моей; по крайней мере
насилия и грабежа. Но вы знали меня, избирая в Цари; имею власть и волю
казнить злодеев". Все единогласно ответствовали: "Ты наш Государь
законный! Мы тебе присягали и не изменим! Гибель крамольникам!" -
Объявили указ гражданам мирно разойтися, и никто не ослушался; схватили пять
человек в толпах как возмутителей народа и высекли кнутом, Доискивались и
тайных, знатнейших крамольников; подозревали Нагих: думали, что они волнуют
Москву, желая свести Шуйского с престола, собрать Великую Думу земскую и
вручить Державу своему ближнему, Князю Мстиславскому. Исследовали дело,
честно и добросовестно; выслушали ответы, свидетельства, оправдания и
торжественно признали невинность скромного Мстиславского, не тронули и Нагих;
сослали одного Боярина Петра Шереметева, Воеводу Псковского, также их
родственника, действительно уличенного в кознях. Шуйский в сем случае оказал
твердость и не нарушил данной им клятвы судить законно. Ему готовились
искушения важнейшие!
Столица утихла до времени; но знатная часть Государства
уже пылала бунтом!.. Там, где явился первый Лжедимитрий, явился и второй, как
бы в посмеяние России, снова требуя легковерия или бесстыдства и находя его в
ослеплении или в разврате людей, от черни до Вельможного сана. |