[1607 г.] Имев торжественное совещание с Ермогеном,
Духовенством, Синклитом, людьми чиновными и торговыми, Василий определил
звать в Москву бывшего Патриарха Иова для великого земского дела. Ермоген
писал к Иову: "Преклоняем колена: удостой нас видеть благолепное лицо
твое и слышать глас твой сладкий: молим тебя именем отечества
смятенного". Иов приехал, и (20 Февраля) явился в церкви Успения, извне
окруженной и внутри наполненной несметным множеством людей. Он стоял у
Патриаршего места в виде простого Инока, в бедной ризе, но возвышаемый в
глазах зрителей памятию его знаменитости и страданий за истину, смирением и
святостию: отшельник, вызванный почти из гроба примирить Россию с законом и
Небом. Все было изготовлено Царем для действия торжественного, в коем
Патриарх Ермоген с любовию уступал первенство старцу, уже бесчиновному. В
глубокой тишине общего безмолвия и внимания поднесли Иову бумагу и велели
Патриаршему Диакону читать ее на амвоне. В сей бумаге народ - и только один
народ - молил Иова отпустить ему, именем Божиим, все его грехи пред законом,
строптивость, ослепление, вероломство и клялся впредь не нарушать присяги,
быть верным Государю; требовал прощения для живых и мертвых, дабы успокоить
души клятвопреступников и в другом мире; винил себя во всех бедствиях,
ниспосланных Богом на Россию, но не винился в цареубийствах, приписывая
убиение Феодора и Марии одному расстриге; наконец молил Иова, как святого
мужа, благословить Василия, Князей, Бояр, христолюбивое воинство и всех
Христиан, да восторжествует Царь над мятежниками и да насладится Россия
счастием тишины. Иов ответствовал грамотою, заблаговременно, но действительно
им сочиненною, писанною известным его слогом, умилительно и не без искусства.
Тот же Диакон читал ее народу. Изобразив в ней величие России, произведенное
умом и счастием ее Монархов - хваля особенно государственный ум Ивана
Грозного, Иов соболезновал о гибельных следствиях его преждевременной кончины
и Димитриева заклания, но умолчал о виновнике оного, некогда любив и славив
Бориса; напомнил единодушное избрание Годунова в Цари и народное к нему
усердие; дивился ослеплению Россиян, прельщенных бродягою; говорил: "Я
давал вам страшную на себя клятву в удостоверение, что он самозванец: вы не
хотели мне верить - и сделалось, чему нет примера ни в священной, ни в
светской Истории". Описав все измены, бедствие отечества и церкви, свое
изгнание, гнусное Цареубийство, если не совершенное, то по крайней мере
допущенное народом - воздав хвалу Василию, Царю святому и праведному, за
великодушное избавление России от стыда и гибели - Иов продолжал: "Вы
знаете, убит ли самозванец; знаете, что не осталось на земле и скаредного
тела его - а злодеи дерзают уверять Россию, что он жив и есть истинный
Димитрий! Велики грехи наши пред Богом, в сии времена последние, когда
вымыслы нелепые, когда сволочь мерзостная, тати, разбойники, беглые холопы
могут столь ужасно возмущать отечество!" Наконец, исчислив все клятвопреступления
Россиян, не исключая и данной Лжедимитрию присяги, Иов именем Небесного
милосердия, своим и всего Духовенства объявлял им разрешение и прощение, в
надежде, что они уже не изменят снова Царю законному, и добродетелию
верности, плодом чистого раскаяния, умилостивят Всевышнего, да победят врагов
и возвратят Государству мир с тишиною.
Действие было неописанное. Народу казалось, что тяжкие узы
клятвы спали с него, и что сам Всевышний устами праведника изрек помилование
России. Плакали, радовались - и тем сильнее тронуты были вестию, что Иов,
едва успев доехать из Москвы до Старицы, преставился [8 Марта]. Мысль, что
он, уже стоя на Праге вечности, беседовал с Москвою, умиляла сердца. Забыли в
нем слугу Борисова: видели единственно мужа святого, который в последние
минуты жизни и в последних молениях души своей ревностно занимался судьбою
горестного отечества, умер, благословляя его и возвестив ему умилостивление
Неба!
Но происшествия не соответствовали благоприятным
ожиданиям. Воеводы, посланные Царем истребить скопища мятежников, большею
частию не имели успеха. Мстиславский, с главным войском обступив Калугу,
стрелял из тяжелых пушек, делал примет к укреплениям, издали вел к ним
деревянную гору и хотел зажечь ее вместе с тыном острога: но Болотников
подкопом взорвал сию гору; не знал и не давал успокоения осаждающим; сражался
день и ночь; не жалел людей, ни себя; обливался кровию в битвах непрестанных
и выходил из оных победителем, доказывая, что ожесточение злодейства может
иногда уподобляться геройству добродетели. Он боялся не смерти, а
долговременной осады, предвидя необходимость сдаться от голода: ибо не успел
запастися хлебом. Разбойники Калужские ели лошадей, не жаловались и не
слабели в сечах. Царь велел снова обещать милость их Атаману, если покорится:
ответом его был: "жду милости единственно от Димитрия!" Тщетно
прибегали и к средствам, менее законным: Московский лекарь Фидлер вызвался
отравить главного злодея, дал на себя страшную клятву и, взяв 100 флоринов,
обманул Василия: уехал в Калугу служить за деньги Болотникову, из любви к
расстриге. Неудачная осада продолжалась четыре месяца.
Другие Воеводы, встретив неприятеля в поле, бежали:
Хованский от Михайлова в Переславль Рязанский, Хилков от Венева в Коширу,
Воротынский от Тулы в Алексин, наголову разбитый предводителем изменников,
Князем Андреем Телятевским, который успел прежде его занять и Тулу и Дедилов.
Только Измайлов и Пушкин честно сделали свое дело: первый, рассеяв
многочисленную шайку изменника Князя Михайла Долгорукого, осадил мятежников в
Козельске; второй спас Нижний Новгород, усмирил бунт в Арзамасе, в Ардатове,
и еще приспел к Хилкову в Коширу, чтобы идти с ним к Серебряным Прудам, где
они истребили скопище злодеев и взяли их двух начальников, Князя Ивана
Мосальского и Литвина Сторовского; но близ Дедилова были разбиты сильными
дружинами Телятевского и в беспорядке отступили к Кошире: Воевода Ададуров положил
голову на месте сей несчастной битвы, и множество беглецов утонуло в реке
Шате. - Боярин Шереметев, коему надлежало усмирить Астрахань, не мог взять
города; укрепился на острове Болдинском, и не взирая на зимний холод, нужду,
смертоносную цынгу в своем войске, отражал все приступы тамошних бунтовщиков,
которые в исступлении ярости мучили, убивали пленных. Глава их, Князь
Хворостинин, объявив самого Шереметева изменником, грозил ему лютейшею казнию
и звал Ногайских Владетелей под знамена Димитрия. Но Царь уже не думал о том,
что происходило в отдаленной Астрахани, когда судьба его и Царства решилась
за 160 верст от столицы. Ежедневно надеясь победить Болотникова если не мечем, то
голодом - надеясь, что Воротынский в Алексине и Хилков в Кошире заслоняют
осаду Калуги и блюдут безопасность Москвы - главный Воевода Князь
Мстиславский отрядил Бояр, Ивана Никитича Романова, Михайла Нагого и Князя
Мезецкого против злодея, Василия Мосальского, который шел с своими толпами
Белевскою дорогою к Калуге. Они сразились с неприятелем на берегах Вырки,
смело и мужественно. Целые сутки продолжалась битва. Мосальский пал, оказав
храбрость, достойную лучшей цели. Так пали и многие клевреты его: уже не имея
Вождя, теснимые, расстроенные, не хотели бежать, ни сдаться: умирали в сече;
другие зажгли свои пороховые бочки и взлетели на воздух, как жертвы
остервенения, свойственного только войнам междоусобным. Романов, дотоле
известный единственно великодушным терпением в несчастии, удостоился благодарности
Царя и золотой медали за оказанную им доблесть. Но изменники в другом месте
были счастливее. Они, подобно Царю, соображали свои действия наступательные,
следуя общей мысли и стремясь с разных сторон к одной цели: освободить
Болотникова. Гибель Мосальского не устрашила Телятевского, который также шел
к Калуге и также встретил Московских Воевод, Князей Татева, Черкасского и
Борятинского, высланных Мстиславским из Калужского стана. В жестокой битве на
Пчелне легли Татев и Черкасский со многими из добрых воинов; остальные
спаслися бегством в стан Калужский и привели его в ужас, коим воспользовался
Болотников: сделал вылазку и разогнал войско, еще многочисленное; все
обратили тыл, кроме юного Князя Скопина-Шуйского и витязя Истомы Пашкова, уже
верного слуги Царского: они упорным боем дали время малодушным бежать, спасая
если не честь, то жизнь их; отступили, сражаясь, к Боровску, где несчастный
Мстиславский и другие Воеводы соединили рассеянные остатки войска, бросив
пушки, обоз, запасы в добычу неприятелю. Еще хуже робости была измена: 15000
воинов Царских, и в числе их около ста Немцев, пристали к мятежникам. Узнав,
что сделалось под Калугою, Измайлов снял осаду Козельска; по крайней мере не
кинул снаряда огнестрельного и засел в Мещовске.
Сии вести поразили Москву. Шуйский снова колебался на
престоле, но не в душе: созвал Духовенство, Бояр, людей чиновных; предложил
им меры спасения, дал строгие указы, требовал немедленного исполнения и
грозил казнию ослушникам: все Россияне, годные для службы, должны были
спешить к нему с оружием, монастыри запасти столицу хлебом на случай осады, и
самые Иноки готовиться к ратным подвигам за Веру. Употребили и нравственное
средство: Святители предали анафеме Болотникова и других известных, главных
злодеев: чего Царь не хотел дотоле, в надежде на их раскаяние. Время было
дорого: к счастию, мятежники не двигались вперед, ожидая Илейки, который с
последними силами и с Шаховским еще шел к Туле. 21 Маия Василий сел на
ратного коня и сам вывел войско, приказав Москву брату Димитрию Шуйскому,
Князьям Одоевскому и Трубецкому, а всех иных Бояр, Окольничих, Думных Дьяков
и Дворян взяв с собою под Царское знамя, коего уже давно не видали в поле с
таким блеском и множеством сановников: уже не стыдились идти всем Царством на
скопище злодеев храбрых! Близ Серпухова соединились с Василием Мстиславский и
Воротынский, оба как беглецы в унынии стыда. Довольный числом, но боясь
робости сподвижников, Царь умел одушевить их своим великодушием: в
присутствии ста тысяч воинов целуя крест, громогласно произнес обет
возвратиться в Москву победителем или умереть; он не требовал клятвы от
других, как бы опасаясь ввести слабых в новый грех вероломства, и дал ее в
твердой решимости исполнить. Казалось, что Россия нашла Царя, а Царь нашел
подданных: все с ревностию повторили обет Василиев - и на сей раз не изменили.
Сведав, что Илейка с Шаховским уже в Туле, и что
Болотников к ним присоединился, Василий послал Князей Андрея Голицына, Лыкова
и Прокопия Ляпунова к Кошире. Самозванец Петр, как главный предводитель
злодеев, велел также занять сей город Телятевскому. Рати сошлися на берегах
Восми [5 Июня]: началось дело кровопролитное, и мятежники одолевали: но
Голицын и Лыков кинулись в пыл битвы с восклицанием: "Нет для нас
бегства; одна смерть или победа!" и сильным, отчаянным ударом смяли
неприятеля. Телятевский ушел в Тулу, оставив Москвитянам все свои знамена,
пушки, обоз; гнали бегущих на пространстве тридцати верст и взяли 5000
пленных. Храбрейшие из злодеев, Козаки Терские, Яицкие, Донские, украинские,
числом 1700, засели в оврагах и стреляли; уже не имели пороха, и все еще не
сдавались: их взяли силою на третий день и казнили, кроме семи человек,
помилованных за то, что они спасли некогда жизнь верным Дворянам, которые
были в руках у злодея Илейки: черта достохвальная в самой неумолимой мести!
Обрадованный столь важным успехом и геройством Воевод
своих еще более, нежели числом врагов истребленных, Василий изъявил Голицыну
и Лыкову живейшую благодарность; двинулся к Алексину, выгнал оттуда мятежников,
шел к Туле. Еще злодеи хотели отведать счастия и в семи верстах от города, на
речке Воронее, сразились с полком Князя Скопина-Шуйского: стояли в месте
крепком, в лесу, между топями, и долго противились; наконец Москвитяне зашли
им в тыл, смешали их и вогнали в город; некоторые вломились за ними даже в
улицы, но там пали: ибо Воеводы без Царского указа не дерзнули на общий
приступ; а Царь жалел людей или опасался неудачи, зная, что в Туле было еще
не менее двадцати тысяч злодеев отчаянных: Россияне умели оборонять крепости,
не умея брать их. Обложили Тулу. Князь Андрей Голицын занял дорогу Коширскую:
Мстиславский, Скопин и другие Воеводы Кропивинскую; тяжелый снаряд
огнестрельный расставили за турами близ реки Упы; далее, в трех верстах от
города, шатры Царские. Началась осада [30 Июня], медленная и кровопролитная,
подобно Калужской: тот же Болотников и с тою же смелостию бился в вылазках;
презирая смерть, казался и невредимым и неутомимым: три, четыре раза в день
нападал на осаждающих, которые одерживали верх единственно превосходством
силы и не могли хвалиться действием своих тяжелых стенобитных орудий, стреляя
только издали и не метко. Воеводы Московские взяли Дедилов, Кропивну, Епифань
и не пускали никого ни в Тулу, ни из Тулы: Василий хотел одолеть ее жестокое
сопротивление голодом, чтобы в одном гнезде захватить всех главных злодеев и
тем прекратить бедственную войну междоусобную. "Но Россия, - говорит
Летописец, - утопала в пучине крамол, и волны стремились за волнами: рушились
одне, поднимались другие".
Замышляя измену, Шаховской надеялся, вероятно, одною
сказкою о Царе изгнаннике низвергнуть Василия и дать России иного Венценосца,
нового ли бродягу, или кого-нибудь из Вельмож, знаменитых родом, если,
невзирая на свою дерзость, не смел мечтать о короне для самого себя; но,
обманутый надеждою, уже стоял на краю бездны. Ежедневно уменьшались силы,
запасы и ревность стесненных в Туле мятежников, которые спрашивали: "где
же тот, за кого умираем? Где Димитрий?" Шаховской и Болотников клялися
им: первый, что Царь в Литве; второй, что он видел его там собственными
глазами. Оба писали в Галицию, к ближним и друзьям Мнишковым, требуя от них
какого-нибудь Димитрия или войска, предлагая даже Россию Ляхам, такими
словами: "От границы до Москвы все наше: придите и возьмите; только
избавьте нас от Шуйского". С письмами и наказом послали в Литву Атамана
Козаков Днепровских, Ивана Мартынова Заруцкого, смелого и лукавого: умев
ночью пройти сквозь стан Московский, он не хотел ехать далее Стародуба, жил в
сем городе безопасно и питал в гражданах ненависть к Василию. Послали другого
вестника, который достиг Сендомира, не нашел там никакого Димитрия, но
заставил ближних Мнишковых искать его: искали и нашли бродягу, жителя
Украины, сына Поповского, Матвея Веревкина, как уверяют Летописцы, или Жида,
как сказано в современных бумагах государственных. Сей самозванец и видом и
свойствами отличался от расстриги: был груб, свиреп, корыстолюбив до низости:
только, подобно Отрепьеву, имел дерзость в сердце и некоторую хитрость в уме;
владел искусно двумя языками, Русским и Польским; знал твердо Св. Писание и
Круг Церковный; разумел, если верить одному чужеземному Историку, и язык
Еврейский, читал Тальмуд, книги Раввинов, среди самых опасностей воинских;
хвалился мудростию и предвидением будущего. Пан Меховецкий, друг первого
обманщика, сделался руководителем и наставником второго; впечатлел ему в
память все обстоятельства и случаи Лжедимитриевой истории, - открыл много и
тайного, чтобы изумлять тем любопытных; взял на себя чин его Гетмана;
пригласил сподвижников, как некогда Воевода Сендомирский, чтобы возвратить
Державному изгнаннику Царство; находил менее легковерных, но столько же, или
еще более, ревнителей славы или корысти. "Не спрашивали, - говорит
Историк Польский, - истинный ли Димитрий или обманщик зовет воителей?
Довольно было того, что Шуйский сидел на престоле, обагренном кровию Ляхов.
Война Ливонская кончилась: юношество, скучая праздностию, кипело любовию к
ратной деятельности; не ждало указа Королевского и решения чинов государственных:
хотело и могло действовать самовольно", но, конечно, с тайного одобрения
Сигизмундова и панов думных. Богатые давали деньги бедным на предприятие,
коего целью было расхищение целой Державы. Выставили знамена, образовалось
войско; и весть за вестию приходила к жителям Северским, что скоро будет у
них Димитрий.
Наконец, 1 Августа, явились в Стародубе два человека: один
именовал себя Дворянином Андреем Нагим, другой Алексеем Рукиным, Московским
Подьячим; они сказали народу, что Димитрий недалеко с войском и велел им
ехать вперед, узнать расположение граждан: любят ли они своего Царя
законного? Хотят ли служить ему усердно? Народ единодушно воскликнул:
"где он? где отец наш? идем к нему все головами". Он здесь,
ответствовал Рукин, и замолчал, как бы устрашаясь своей нескромности. Тщетно
граждане убеждали его изъясниться; вышли из терпения, схватили и хотели
пытать безмолвного упрямца: тогда Рукин объявил им, что мнимый Андрей Нагой
есть Димитрий. Никто не усомнился: все кинулись Лобызать ноги пришельца;
вопили: "Хвала Богу! нашлося сокровище наших душ!" Ударили в
колокола, пели молебны, честили Самозванца, коего прислал Меховецкий,
готовясь идти вслед за ним с войском: прислал с одним клевретом безоружного,
беззащитного, по тайному уговору, как вероятно, с главными Стародубскими
изменниками, желая доказать Ляхам, что они могут надеяться на Россиян в войне
за Димитрия. Путивль, Чернигов, Новгород Северский, едва услышав о прибытии
Лжедимитрия, и еще не видя знамен Польских, спешили изъявить ему свое усердие,
и дать воинов. Заблуждение уже не извиняло злодейства: многие из северян
знали первого Самозванца и следственно знали обман, видя второго, человека им
неизвестного; но славили его как Царя истинного, от ненависти к Шуйскому, от
буйности и любви к мятежу. Так Атаман Заруцкий, быв наперсником расстригиным,
упал к ногам Стародубского обманщика, уверяя, что будет служить ему с прежнею
ревностию, и бесстыдно исчисляя опасности и битвы, в коих они будто бы вместе
храбровали. Но были и легковерные, с горячим сердцем и воображением, слабые
умом, твердые душою. Таким оказал себя один Стародубец, сын Боярский: взял и
вручил Царю, в стане под Тулою, письмо от городов Северских, в котором
мятежники советовали Шуйскому уступить престол Димитрию и грозили казнию в
случае упорства: сей Посол дерзнул сказать в глаза Василию то же, называя его
не Царем, а злым изменником; терпел пытку, хваляся верностию к Димитрию, и
был сожжен в пепел, не изъявив ни чувствительности к мукам, ни сожаления о
жизни, в исступлении ревности удивительной.
Василий, узнав о сем явлении Самозванца, о сем новом
движении и скопище мятежников в южной России, отрядил Воевод, Князей
Литвинова-Мосальского и Третьяка Сеитова, к ее пределам: первый стал у
Козельска; второй занял Лихвин, Белев и Болхов. Скоро услышали, что
Меховецкий уже в Стародубе с сильными Литовскими дружинами; что Заруцкий
призвал несколько тысяч Козаков и соединил их с толпами Северскими; что
Лжедимитрий, выступив в поле, идет к Туле. Воеводы Царские не могли спасти
Брянска и велели зажечь его, когда жители вышли с хлебом и солью навстречу к
мнимому Димитрию... В сие время один из Польских друзей его, Николай
Харлеский, исполненный к нему усердия и надежды завоевать Россию, писал к своим
ближним в Литву следующее письмо любопытное: "Царь Димитрий и все наши
благородные витязи здравствуют. Мы взяли Брянск, соженный людьми Шуйского,
которые вывезли оттуда все сокровища, и бежали так скоро, что их нельзя было
настигнуть. Димитрий теперь в Карачеве, ожидая знатнейшего вспоможения из Литвы.
С ним наших 5000, но многие вооружены худо... Зовите к нам всех храбрых;
прельщайте их и славою и жалованьем Царским. У вас носится слух, что сей Димитрий
есть обманщик: не верьте. Я сам сомневался и хотел видеть его; увидел, и не
сомневаюсь. Он набожен, трезв, умен, чувствителен; любит военное искусство;
любит наших; милостив и к изменникам: дает пленным волю служить ему или снова
Шуйскому. Но есть злодеи: опасаясь их, Димитрий никогда не спит на своем
Царском ложе, где только для вида велит быть страже: положив там кого-нибудь
из Русских, сам уходит ночью к Гетману или ко мне и возвращается домой на
рассвете. Часто бывает тайно между воинами, желая слышать их речи, и все
знает. Зная даже и будущее, говорит, что ему властвовать не долее трех лет; что
лишится престола изменою, но опять воцарится и распространит Государство. Без
прибытия новых, сильнейших дружин Польских, он не думает спешить к Москве,
если возьмет и самого Шуйского, которые в ужасе, в смятении снял осаду Тулы;
все бегут от него к Димитрию"... Но Самозванец, оставив за собою Болхов,
Белев, Козельск, и разбив Князя Литвинова-Мосальского близ Мещовска, на пути
к Туле сведал, что в ней славится уже не Димитриево, а Василиево имя.
Еще мятежники оборонялись там усильно до конца лета, хотя
и терпели недостаток в съестных припасах, в хлебе и соли. Счастливая мысль
одного воина дала Царю способ взять сей город без кровопролития. Муромец, сын
Боярский, именем Сумин Кровков, предложил Василию затопить Тулу, изъяснил
возможность успеха и ручался в том жизнию. Приступили к делу; собрали
мельников; велели ратникам носить землю в мешках на берег Упы, ниже города, и
запрудили реку деревянною плотиною: вода поднялася, вышла из берегов, влилась
в острог, в улицы и дворы, так что осажденные ездили из дому в дом на лодках;
только высокие места остались сухи и казались грядами островов. Битвы,
вылазки пресеклись. Ужас потопа и голода смирил мятежников: они ежедневно
целыми толпами приходили в стан к Царю, винились, требовали милосердия и
находили его, все без исключения. Главные злодеи еще несколько времени
упорствовали: наконец и Телятевский, Шаховской, сам непреклонный Болотников,
известили Василия, что готовы предать ему Тулу и самозванца Петра, если
Царским словом удостоверены будут в помиловании, или, в противном случае,
умрут с оружием в руках, и скорее съедят друг друга от голода, нежели
сдадутся. Уже зная, что новый Лжедимитрий недалеко, Василий обещал милость, -
и 10 Октября Боярин Колычев, вступив в Тулу с воинами Московскими, взял
подлейшего из злодеев, Илейку. Болотников явился с головы до ног вооруженный,
пред шатрами Царскими, сошел с коня, обнажил саблю, положил ее себе на шею,
пал ниц и сказал Василию: "Я исполнил обет свой: служил верно тому, кто
называл себя Димитрием в Сендомире: обманщик или Царь истинный, не знаю; но
он выдал меня. Теперь я в твоей власти: вот сабля, если хочешь головы моей;
когда же оставишь мне жизнь, то умру в твоей службе, усерднейшим из рабов
верных". Он угадывал, кажется, свою долю. Миловать таких злодеев есть преступление;
но Василий обещал, и не хотел явно нарушить слова: Болотникова, Шаховского и
других начальников мятежа отправили, вслед за скованным Илейкою, в Москву с
приставами; а Князя Телятевского, знатнейшего и тем виновнейшего изменника,
из уважения к его именитым родственникам, не лишили ни свободы, ни Боярства,
к посрамлению сего Вельможного достоинства и к соблазну государственному:
слабость бесстыдная, вреднейшая жестокости!
Но общая радость все прикрывала. Взятие Тулы праздновали
как завоевание Казанского Царства или Смоленского Княжества; и желая, чтобы
сия радость была еще искреннее для войска утомленного, Царь дал ему отдых:
уволили Дворян и Детей Боярских в их поместья, сведав, что Лжедимитрий,
испуганный судьбою Лжепетра, ушел назад к Трубчевску. Вопреки опыту презирая
нового злодея России, Василий не спешил истребить его; послал только легкие
дружины к Брянску, а конницу Черемисскую и Татарскую в Северскую землю для
грабежа и казни виновных ее жителей; не хотел ждать, чтобы сдалася Калуга,
где еще держались клевреты Болотникова с Атаманом Скотницким: велел осаждать
ее малочисленной рати и возвратился в столицу. Москва встретила его как
победителя. Он въезжал с необыкновенною пышностию, с двумя тысячами нарядных
всадников, в богатой колеснице, на прекрасных белых конях; умиленно слушал
речь Патриарха, видел знаки народного усердия и казался счастливым! Три дни
славили в храмах милость Божию к России; пять дней молился Василий в Лавре Св.
Сергия, и заключил церковное торжество действием государственного правосудия:
злодея Илейку повесили на Серпуховской дороге, близ Данилова монастыря.
Болотникова, Атамана Федора Нагибу и строптивейших мятежников отвезли в
Каргополь и тайно утопили. Шаховского сослали в каменную пустыню Кубенского
озера, а вероломных Немцев, взятых в Туле, числом 52, и с ними медика
Фидлера, в Сибирь. Всех других пленников оставили без наказания и свободными.
Калуга, Козельск еще противились; вся южная Россия, от Десйы до устья Волги,
за исключением немногих городов, признавали Царем своим мнимого Димитрия: сей
злодей, отступив, ждал времени и новых сил, чтобы идти вперед, - а Москва,
утомленная тревогами, наслаждалась тишиною, после ужасной грозы и пред
ужаснейшею! Испытав ум, твердость Царя и собственное мужество, верные
Россияне думали, что главное сделано; хотели временного успокоения и
надеялись легко довершить остальное.
Так думал и сам Василий. Быв дотоле в непрестанных заботах
и в беспокойстве, мыслив единственно о спасении Царства и себя от гибели, он вспомнил
наконец о своем счастии и невесте: жестокою Политикою лишенный удовольствия
быть супругом и отцом в летах цветущих, спешил вкусить его хотя в летах
преклонных, и женился на Марии, дочери Боярина Князя Петра Ивановича
Буйносова-Ростовского. Верить ли сказанию одного Летописца, что сей брак имел
следствия бедственные: что Василий, алчный к наслаждениям любви, столь долго
ему неизвестным, предался неге, роскоши, лености: начал слабеть в
государственной и в ратной деятельности, среди опасностей засыпать духом, и
своим небрежением охладил ревность лучших советников Думы, Воевод и воинов, в
Царстве Самодержавном, где все живет и движется Царем, с ним бодрствует или
дремлет?
Но согласно ли такое очарование любви с природными
свойствами человека, который в недосугах заговора и властвования смутного
целые два года забывал милую ему невесту? И какое очарование могло устоять
противу таких бедствий?
По крайней мере до сего времени Василий бодрствовал не
только в усилиях истребить мятежников, но с удивительным хладнокровием, едва
избавив от них Москву, занимался и земскими или государственными уставами и
способами народного образования, как бы среди глубокого мира. В Марте 1607
года, имев торжественное рассуждение с Патриархом, Духовенством и Синклитом,
он издал соборную грамоту о беглых крестьянах, велел их возвратить тем
владельцам, за коими они были записаны в книгах с 1593 года: то есть
подтвердил уложение Феодора Ивановича, но сказав, что оно есть дело Годунова,
не одобренное Боярами старейшими, и произвело в начале много зла, неизвестного
в Иваново время, когда земледельцы могли свободно переходить из селения в
селение. Далее уставлено в сей грамоте, что принимающий чужих крестьян должен
платить в казну 10 рублей пени с человека, а господам их три рубля за каждое
лето; что подговорщик, сверх денежной пени, наказывается кнутом, что муж
беглой девки или вдовы делается рабом ее господина; что если господин не
женит раба до двадцати лет, а рабы не выдаст замуж до осьмнадцати, то обязан
дать им волю и не имеет права жаловаться в суде на их бегство, даже и в
случае кражи или сноса: закон благонамеренный, полезный не только для
размножения людей, но и для чистоты нравственной!
Тогда же Василий велел перевести с Немецкого и Латинского
языка Устав дел ратных, желая, как сказано в начале оного, чтобы
"Россияне знали все новые хитрости воинские, коими хвалятся Италия,
Франция, Испания, Австрия, Голландия, Англия, Литва, и могли не только силе
силою, но и смыслу смыслом противиться с успехом, в такое время, когда ум
человеческий всего более вперен в науку необходимую для благосостояния и
славы Государств: в науку побеждать врагов и хранить целость земли
своей". Ничто не забыто в сей любопытной книге: даны правила для
образования и разделения войска, для строя, похода, станов, обоза, движений
пехоты и конницы, стрельбы пушечной и ружейной, осады и приступов, с ясностию
и точностию. Не забыты и нравственные средства. Пред всякою битвою надлежало
Воеводе ободрять воинов лицом веселым, напоминать им отечество и присягу;
говорить: "я буду впереди... лучше умереть с честию, нежели жить
бесчестно", и с сим вручать себя Богу.
Угождая народу своею любовию к старым обычаям Русским,
Василий не хотел однако ж, в угодность ему, гнать иноземцев: не оказывал к
ним пристрастия, коим упрекали расстригу и даже Годунова, но не давал их в
обиду мятежной черни; выслал ревностных телохранителей Лжедимитриевых и
четырех Медиков Германских за тесную связь с Поляками, - оставив лучшего из
них, лекаря Вазмера, при себе: но старался милостию удержать всех честных
Немцев в Москве и в Царской службе, как воинов, так и людей ученых,
художников, ремесленников, любя гражданское образование и зная, что они нужны
для успехов его в России; одним словом, имел желание, не имел только времени
сделаться просветителем отечества... и в какой век! в каких обстоятельствах
ужасных! |