Василий мог справедливо жаловаться, что Ляхи, заключая мир, воюют и нападают врасплох: он скоро увидел их совершенное вероломство. Исполняя договор, Василий вместе с Послами немедленно отпустил в Литву Воеводу Сендомирского, Марину и всех их знатных единоземцев из Москвы и других мест, где они содержались; дал им для хранения воинскую дружину под начальством Князя Владимира Долгорукого и надеялся, что Рожинский, Вишневецкий и другие Паны, извещенные об условиях мира, оставят Лжедимитрия: но никто из них не думал оставить его! Они дали время Послам и Мнишку удалиться и снова начали воевать, не внимая убеждениям наших Бояр, которые писали к ним, что обман столь гнусный достоин не витязей Державы Христианской, а подлых слуг злодея подлого; что если Рожинский имеет хотя искру чести в душе, то обязан выдать Самозванца для казни и немедленно выйти из России. Число Ляхов грабителей еще умножилось семью тысячами всадников, приведенных в Тушино Усвятским Старостою Яном Петром Сапегою. Сей Рыцарь знатный, воинскими способностями превосходя всех иных сподвижников бродяги, превосходил их и в бесстыдстве: знал, кто он; смеялся над ним и над Россиянами; говорил: "мы жалуем в Цари Московские, кого хотим"; жег, грабил и хвалился Римским геройством! Сапега хотел битвою решить судьбу Москвы и тревожил нападениями стан Ходынский: Рожинский, управляя Самозванцем, медлил, ожидая скорой измены в столице: ибо там уже действовали злодеи, ненавистники Василиевы; сносились еще с Послами Литовскими, сносились и с Гетманом Лжедимитриевым, давали им советы, готовили предательство. Нетерпеливый и гордый Сапега отделился от Гетмана; желал начальствовать независимо, завоевать внутренние области России и с пятнадцатью тысячами двинулся к Лавре Сергиевой, чтобы разграбить ее богатство. С другой стороны, Пан Лисовский, именем Димитрия присоединив к своим шайкам 30000 изменников Тульских и Рязанских, взял Коломну, пленил тамошнего Воеводу Долгорукого, Епископа Иосифа, Детей Боярских и шел к Москве. Царь выслал против него Князей Куракина и Лыкова, которые на берегах Москвы-реки, на Медвежьем броду, сражались целый день, разбили неприятеля, освободили Коломенских пленников - и Лисовский, хотев явиться в Тушине победителем, явился там беглецом с немногими всадниками. Царские Воеводы Иван Бутурлин и Глебов снова заняли Коломну.
Сей успех был предтечею бедствия. Князья Иван Шуйский и
Григорий Ромодановский, посланные с войском вслед за Сапегою, настигли его
между селом Здвиженским и Рахманцовым: отразили два нападения и взяли пушки. Казалось,
что они победили; но Сапега, раненный пулею в лицо, не выпускал меча из рук
и, сказав своим: "отечество далеко; спасение и честь впереди, а за
спиною стыд и гибель", третьим отчаянным ударом смешал Москвитян. Винили
Воеводу Федора Головина, который первый дрогнул и бежал; хвалили
Ромодановского, который не думал о сыне, подле него убитом, и сражался
мужественно: другие следовали примеру Головина, а не Ромодановского, и, быв
числом вдвое сильнее неприятеля, рассыпались, как стадо овец. Сапега гнал их
15 верст, взял 20 знамен и множество пленников. Воеводы с главными
чиновниками бежали по крайней мере к Царю, но воины в домы свои, крича:
"идем защитить наших жен и детей от неприятеля!"
Другое важное происшествие имело для Москвы и России еще
вреднейшее следствие. Послы Литовские и Мнишек, выезжая из столицы, уже
знали, чему надлежало случиться, быв в тайном сношении с Лжедимитриевыми
советниками, как мы сказали. Василий дал на себя оружие злодеям, дав свободу
Марине. Он верил договору и клятве; но мог ли благоразумно верить им в таких
обстоятельствах, в таком общем забвении всех уставов чести и справедливости?
Князь Долгорукий ехал с Послами и с Воеводою Сендомирским через Углич, Тверь,
Белую к Смоленской границе и был встречен сильным отрядом конницы, высланной
из Тушинского стана с двумя чиновными Ляхами Зборовским и Стадницким, чтобы
освободить Марину. Долгорукий не мог или не хотел противиться; воины его
разбежались: он сам ускакал назад в Москву; а чиновники Лжедимитриевы,
объявив Марине, что супруг ждет ее с нетерпением, вручили грамоту отцу ее.
"Мы сердечно обрадовались, - писал к нему Самозванец, - услышав о вашем
отъезде из Москвы: ибо лучше знать, что вы далее, но свободны, нежели думать,
что вы близко, но в плену. Спешите к нежному сыну. Не в уничижении, как
теперь, а в чести и в славе, как будет скоро, должна видеть вас Польша. Мать
моя, ваша супруга, здорова и благополучна в Сендомире: ей все известно".
Мнишек и Марина не колебались. Отечество, безопасность, Вельможество и
богатство, еще достаточное для жизни роскошной, не имели для них прелести
трона и мщения; ни опасности, ни стыд не могли удержать их от нового,
вероломного и еще гнуснейшего союза с злодейством. Лжедимитрий звал к себе и
Послов Сигизмундовых: один Николай Олесницкий возвратился; другие спешили в
Литву, не хотев быть свидетелями срамного торжества Марины, которая ехала к
мнимому Царю своему пышно и безопасно, местами уже ему подвластными. Узнав,
что она приближается, Самозванец велел палить из всех пушек; но Марина
остановилась в шатрах за версту от Тушина: там было первое свидание, и не
радостное, как пишут. Марина знала истину; знала верно, что убитый муж ее не
воскрес из мертвых, и заблаговременно приготовилась к обману: с печалию
однако ж увидела сего второго самозванца, гадкого наружностию, грубого,
низкого душою - и, еще не мертвая для чувств женского сердца, содрогнулась от
мысли разделять ложе с таким человеком. Но поздно! Мнишек и честолюбие
убедили Марину преодолеть слабость. Условились, чтобы Духовник Воеводы Сендомирского,
Иезуит, тайно обвенчал ее с Лжедимитрием, который дал слово жить с нею как
брат с сестрою, до завоевания Москвы. Наконец, 1 Сентября Марина торжественно
въехала в тушинский стан и лицедействовала столь искусно, что зрители
умилялись ее нежностию к супругу: радостные слезы, объятия, слова, внушенные,
казалось, истинным чувством, - все было употреблено для обмана и не
бесполезно: многие верили ему, или по крайней мере говорили, что верят, и
Российские изменники писали к своим друзьям: "Димитрий есть без сомнения
истинный, когда Марина признала в нем мужа". Сии письма имели действие:
из разных городов, из самого войска Царского приехали к злодею Дворяне, люди
чиновные, Стольники: Князья Дмитрий Трубецкой, Черкасский, Алексей Сицкий,
Засекины, Михайло Бутурлин, Дьяк Грамотин, Третьяков и другие, которые знали
первого Лжедимитрия и следственно знали обман второго. В числе сих
немаловажных изменников находился и знатнейший Вельможа Дворецкий Отрепьева,
Князь Василий Рубец-Мосальский: сосланный Воеводствовать в Кексгольм, он был
вызван или привезен в Москву как человек подозрительный, видел себя в опале и
с дерзостию явился на новом феатре злодейства. Другие, менее бессовестные, но
малодушные, не ожидая ничего, кроме бедствий для Царя, разъехались от него по
домам; не тронулись и были ему до конца верны одни украинские Дворяне и Дети
Боярские, вопреки бунтам их отчизны клятой.
Видя страшное начало измен и ежедневное уменьшение войска,
Василий решился устранить гордость народную: доселе не хотев слышать о вспоможении
иноземном, велел своему знаменитому племяннику, Князю Михаилу
Скопину-Шуйскому, ехать к неприятелю Сигизмундову, Карлу IX, заключить с ним
союз и привести Шведов для спасения России! Уже Царь мог без вины не верить
отечеству, зараженному духом предательства - и лучший из Воевод, хотя и
юнейший, в годину величайшей опасности с печалию удалился от рати, думая, что
он возвратится, может быть, уже поздно, не спасти Царя, а только умереть
последним из достойных Россиян!.. Тогда же Царь писал к Государям Западной
Европы, к Королю Датскому, Английскому и к Императору, о вероломстве
Сигизмундовом, требуя их вспоможения или, по крайней мере, суда
беспристрастного. Но не в таких обстоятельствах Державы находят союзников
ревностных: касаясь гибели, Россия могла быть только предметом любопытства
или бесплодной жалости для отдаленной Европы!
Еще оказывая благородную неустрашимость, Василий искал
если не геройства, то стыда в Россиянах; собрал воинов и спрашивал, кто хочет
стоять с ним за Москву и за Царство? Говорил: "Для чего срамить себя
бегством? Даю вам волю: идите, куда хотите! Пусть только верные останутся со
мною!" Казалось, что воины ждали сего великодушного слова: требовали
Евангелия и креста; наперерыв целовали его и клялися умереть за Царя... а на другой
и в следующие дни толпами бежали в Тушино... те, которые еще недавно служили верно
Иоанну ужасному, изменяли Царю снисходительному, передавались к бродяге и
Ляхам, древним неприятелям России, исполненным злобной мести и справедливого
к ним презрения! Чудесное исступление страстей, изъясняемое единственно
гневом Божиим! Сей народ, безмолвный в грозах самодержавия наследственного,
уже играл Царями, узнав, что они могут быть избираемы и низвергаемы его
властию или дерзким своевольством!
С таким ли войском мог Василий отважиться на решительную
битву в поле? Быв дотоле защитником Москвы, он уже искал в ней защиты для
себя: вступил со всеми полками в столицу, орошенную кровию Самозванца и
Ляхов, туда, где страх лютой мести должен был воспламенить и малодушных для
отчаянного сопротивления. Все улицы, стены, башни, земляные укрепления
пополнились воинами под начальством мужей Думных, которые еще с видом усердия
ободряли их и народ. Но не было уже ни взаимной доверенности между государственною
властию и подданными, ни ревности в душах, как бы утомленных напряжением сил
в непрестанном борении с опасностями грозными. Все ослабело: благоговение к
сану Царскому, уважение к Синклиту и Духовенству. Блеск Василиевой
великодушной твердости затмевался в глазах страждущей России его несчастием,
которое ставили ему в вину и в обман: ибо сей властолюбец, принимая скипетр,
обещал благоденствие Государству. Видели ревностную мольбу Василиеву в
храмах; но Бог не внимал ей - и Царь злосчастный казался народу Царем
неблагословенным, отверженным. Духовенство славило высокую добродетель
Венценосца, и Бояре еще изъявляли к нему усердие; но Москвитяне помнили, что
Духовенство славило и кляло Годунова, славило и кляло Отрепьева; что Бояре
изъявляли усердие и к расстриге накануне его убиения. В смятении мыслей и
чувств, добрые скорбели, слабые недоумевали, злые действовали... и гнусные
измены продолжались.
Столица уже не имела войска в поле: конные дружины
неприятельские, разъезжая в виду стен ее, прикрывали бегство Московских
изменников, воинов и чиновников, к Самозванцу; многие из них возвращались с
уверением, что он не Димитрий, и снова уходили к нему. Злодейство уже
казалось только легкомыслием; уже не мерзили сими обыкновенными беглецами, а
шутили над ними, называя их перелетами. Разврат был столь ужасен, что
родственники и ближние уговаривались между собою, кому оставаться в Москве,
кому ехать в Тушино, чтобы пользоваться выгодами той и другой стороны, а в
случае несчастия, здесь или там, иметь заступников. Вместе обедав и пировав
(тогда еще пировали в Москве!) одни спешили к Царю в Кремлевские палаты,
другие к Царику, так именовали второго Лжедимитрия. Взяв жалованье из казны
Московской, требовали иного из Тушинской - и получали! Купцы и Дворяне за
деньги снабдевали стан неприятельский яствами, солью, платьем, оружием, и не
тайно: знали, видели и молчали; а кто доносил Царю, именовался наушником.
Василий колебался: то не смел в крайности быть жестоким подобно Годунову, и
спускал преступникам; то хотел строгостью унять их, и веря иногда
клеветникам, наказывал невинных, к умножению зла. "Вельможи его, -
говорит Летописец, - были в смущении и в двоемыслии: служили ему языком, а не
душою и телом; некоторые дерзали и словами язвить Царя заочно, вопреки
присяге и совести". Невзирая на то, Москва, наученная примером
Отрепьева, еще не думала предать Царя; еще верность хотя и сомнительная,
одолевала измену в войске и в народе: все колебалось, но еще не падало к
ногам Самозванца. Окруженная твердынями, наполненная воинами, столица могла
не страшиться приступа, когда гордый Сапега, в сие время, тщетно силился
взять и монастырскую ограду, где горсть защитников среди ужасов беззакония и
стыда еще помнила Бога и честь Русского имени.
Троицкая Лавра Св. Сергия (в шестидесяти четырех верстах
от столицы), прельщая Ляхов своим богатством, множеством золотых и серебряных
сосудов, драгоценных каменьев, образов, крестов, была важна и в воинском
смысле, способствуя удобному сообщению Москвы с Севером и Востоком России: с
Новымгородом, Вологдою, Пермию, Сибирскою землею, с областию Владимирскою,
Нижегородскою и Казанскою, откуда шли на помощь к Царю дружины ратные, везли
казну и запасы. Основанная в лесной пустыне, среди оврагов и гор, Лавра еще в
царствование Иоанна IV была ограждена (на пространстве шестисот сорока двух
саженей) каменными стенами (вышиною в четыре, толщиною в три сажени) с
башнями, острогом и глубоким рвом: предусмотрительный Василий успел занять ее
дружинами Детей Боярских, Козаков верных, стрельцов, и с помощью усердных
Иноков снабдить всем нужным для сопротивления долговременного. Сии Иноки - из
коих многие, быв мирянами, служили Царям в чинах воинских и Думных - взяли на
себя не только значительные издержки и молитву, но и труды кровавые в
бедствиях отечества; не только, сверх ряс надев доспехи, ждали неприятеля под
своими стенами, но и выходили вместе с воинами на дороги, чтобы истреблять
его разъезды, ловить вестников и лазутчиков, прикрывать обозы Царские;
действовали и невидимо в стенах вражеских, письменными увещаниями отнимая клевретов
у Самозванца, трогая совесть легкомысленных, еще незакоснелых изменников и
представляя им в спасительное убежище Лавру, где число добрых подвижников,
одушевленных чистою ревностию или раскаянием, умножалось. "Доколе, -
говорили Лжедимитрию Ляхи, - доколе свирепствовать против нас сим кровожадным
вранам, гнездящимся в их каменном гробе? Города многолюдные и целые области
уже твои, Шуйский бежал от тебя с войском, а Чернцы ведут дерзкую войну с
тобою! Рассыплем их прах и жилище!" Еще Лисовский, злодействуя в
Переславской и Владимирской области, мыслил взять Лавру: увидев трудность,
прошел мимо, и сжег только посад Клементьевский, но Сапега, разбив Князей
Ивана Шуйского и Ромодановского, хотел чего бы то ни стоило овладеть ею.
Сия осада знаменита в наших летописях не менее Псковской,
и еще удивительнее: первая утешила народ во время его страдания от жестокости
Иоанновой; другая утешает потомство в страдании за предков, униженных
развратом. В общем падении духа увидим доблесть некоторых, и в ней причину государственного
спасения: казня Россию, Всевышний не хотел ее гибели и для того еще оставил
ей таких граждан. Не устраним подробностей в описании дел славных,
совершенных хотя и в пределах смиренной обители монашеской, людьми простыми,
низкими званием, высокими единственно душою!
23 Сентября Сапега, а с ним и Лисовский; Князь Константин
Вишневецкий, Тишкевичи и многие другие знатные Паны, предводительствуя
тридцатью тысячами Ляхов, Козаков и Российских изменников, стали в виду
монастыря на Клементьевском поле. Осадные Воеводы Лавры, Князь Григорий
Долгорукий и Алексей Голохвастов, желая узнать неприятеля и показать ему свое
мужество, сделали вылазку и возвратились с малым уроном, дав время жителям
монастырских слобод обратить их в пепел: каждый зажег дом свой, спасая только
семейство, и спешил в Лавру. Неприятель в следующий день, осмотрев места,
занял все высоты и все пути, расположился станом и начал укрепляться. Между
тем Лавра наполнилась множеством людей, которые искали в ней убежища, не
могли вместиться в келиях и не имели крова: больные, дети, родильницы лежали
на дожде в холодную осень. Легко было предвидеть дальнейшие, гибельные
следствия тесноты, но добрые Иноки говорили: "Св. Сергий не отвергает
злосчастных" - и всех принимали. Воеводы, Архимандрит Иосаф и Соборные
старцы урядили защиту: везде расставили пушки; назначили, кому биться на
стенах или в вылазках, и Князь Долгорукий с Голохвастовым первые, над гробом
Св. Сергия, поцеловали крест в том, чтобы сидеть в осаде без измены. Все люди
ратные и монастырские следовали их примеру в духе любви и братства, ободряли
друг друга и с ревностию готовились к трапезе кровопролитной, пить чашу
смертную за отечество. С сего времени пение не умолкало в церквах Лавры, ни
днем, ни ночью.
29 Сентября Сапега и Лисовский писали к Воеводам:
"Покоритесь Димитрию, истинному Царю вашему и нашему, который не только
сильнее, но и милостивее лжецаря Шуйского, имея, чем жаловать верных, ибо
владеет уже едва не всем государством, стеснив своего злодея в Москве
осажденной. Если мирно сдадитесь, то будете Наместниками Троицкого града и
Владетелями многих сел богатых; в случае бесполезного упорства, падут ваши
головы". Они писали и к Архимандриту и к Инокам, напоминая им милость
Иоанна к Лавре, и требуя благодарности, ожидаемой от них его сыном и
невесткою. Архимандрит и Воеводы читали сии грамоты всенародно; а Монахи и
воины сказали: "Упование наше есть Святая Троица, стена и щит -
Богоматерь, Святые Сергий и Никон - сподвижники: не страшимся!" В
бранном ответе Ляхам не оставили слова на мир; но не тронули изменника, сына
Боярского, Бессона Руготина, который привозил к ним Сапегины грамоты.
30 Сентября неприятель утвердил туры на горе Волкуше,
Терентьевской, Круглой и Красной; выкопал ров от Келарева пруда до Глиняного
врага, насыпал широкий вал и с 3 Октября, в течение шести недель, палил из
шестидесяти трех пушек, стараясь разрушить каменную ограду; стены, башни
тряслися, но не падали, от худого ли искусства пушкарей или от малости их
орудий: сыпались кирпичи, делались отверстия и немедленно заделывались; ядра
каленые летели мимо зданий монастырских в пруды, или гасли на пустырях и в
ямах, к удивлению осажденных, которые, видя в том чудесную к ним милость
Божию, укреплялись духом и в ожидании приступа все исповедались, чтобы с
чистою совестию не робеть смерти; многие постриглись, желая умереть в сане
монашеском. Иноки, деля с воинами опасности и труды, ежедневно обходили стены
с святыми иконами. |