Не имея сил овладеть Москвою, не умев овладеть Лаврою, Лжедимитрий с изменниками и Ляхами послал отряды к Суздалю, Владимиру и другим городам, чтобы действовать обольщением, угрозами или силою. Надежда его исполнилась. Суздаль первый изменил чести, слушаясь злодея, Дворянина Шилова: целовал крест Самозванцу, принял Лисовского и Воеводу Федора Плещеева от Сапеги. Переславль Залесский очернил себя еще гнуснейшим делом: жители его соединились с Ляхами и приступили к Ростову. Там крушился о бедствиях отечества добродетельный Митрополит Филарет: не имея крепких стен, граждане предложили ему удалиться вместе с ними в Ярославль; но Филарет сказал, что не бегством, а кровию должно спасать отечество; что великодушная смерть лучше жизни срамной; что есть другая жизнь и венец Мучеников для Христиан, верных Царю и Богу. Видя бегство народа, Филарет с немногими усердными воинами и гражданами заключился в Соборной церкви: все исповедались, причастились Святых Таин и ждали неприятеля или смерти. Не Ляхи, а братья единоверные, Переславцы, дерзнули осадить святой храм, стреляли, ломились в двери, и диким ревом ярости ответствовали на голос Митрополита, который молил их не быть извергами. Двери пали: добрые Ростовцы окружили Филарета и бились до совершенного изнеможения. Храм наполнился трупами. Злодеи победители схватили Митрополита и, сорвав с него ризы Святительские, одели в рубище, обнажили церковь, сняли золото с гробницы Св. Леонтия и разделили между собою по жеребью; опустошили город, и с добычею святотатства вышли из Ростова, куда Сапега прислал воеводствовать злого изменника Матвея Плещеева. Филарета повезли в Тушинский стан, как узника, босого, в одежде Литовской, в Татарской шапке; но Самозванец готовил ему бесчестие и срам иного рода: встретил его с знаками чрезвычайного уважения, как племянника Иоанновой супруги Анастасии и жертву Борисовой ненависти; величал как знаменитейшего, достойного Архипастыря и назвал Патриархом: дал ему златой пояс и Святительских чиновников для наружной пышности, но держал его в тесном заключении как непреклонного в верности к Царю Василию. Сей второй Лжедимитрий, наученный бедствием первого, хотел казаться ревностным чтителем Церкви и Духовенства; учил лицемерию и жену свою, которая с благоговением приняла от Сапеги богатую икону Св. Леонтия, Ростовскую добычу; уже не смела гнушаться обрядами Православия, молилась в наших церквах и поклонялась мощам Угодников Божиих. Еще притворствовали и хитрили для ослепления умов в век безумия и страстей неистовых!
Город за городом сдавался Лжедимитрию: Владимир, Углич, Кострома, Галич, Вологда и другие, те самые, откуда Василий ждал помощи. Являлась толпа изменников и Ляхов, восклицая: "Да здравствует Димитрий!" и жители, ответствуя таким же восклицанием, встречали их как друзей и братьев. Добросовестные безмолвствовали в горести, видя силу на стороне разврата и легкомыслия: ибо многие, вопреки здравому смыслу, еще верили мнимому Димитрию! Другие, зная обман, изменяли от робости или для того, чтобы злодействовать свободно; приставали к шайкам Самозванца и вместе с ними грабили, где и что хотели. Шуя, наследственное владение Василиевых предков, и Кинешма, где защищался Воевода Федор Бабарыкин, были взяты, разорены Лисовским; взята и верная Тверь: ибо лучшие воины ее находились с Царем в Москве. Отряд легкой Сапегиной конницы вступил и в отдаленный Белозерск, где издревле хранилась часть казны государственной: Ляхи не нашли казны, но там и везде освободили ссыльных, а в их числе и злодея Шаховского, себе в усердные сподвижники. Ярославль, обогащенный торговлею Английскою, сдался на условии не грабить его церквей, домов и лавок, не бесчестить жен и девиц; принял Воеводу от Лжедимитрия, Шведа Греческой Веры, именем Лоренца Биугге, Иоаннова Ливонского пленника; послал в Тушинский стан 30000 рублей, обязался снарядить 1000 всадников. Псков, знаменитый древними и новейшими воспоминаниями славы, сделался вдруг вертепом разбойников и душегубцев. Там снова начальствовал Боярин Петр Шереметев, недолго быв в опале: верный Царю, нелюбимый народом за лихоимство. Духовенство, Дворяне, гости были также верны; но лазутчики и письма Тушинского злодея взволновали мелких граждан, чернь, стрельцов, Козаков, исполненных ненависти к людям сановитым и богатым. Мятежниками предводительствовал Дворянин Федор Плещеев: торжествуя числом, силою и дерзостию, они присягнули Лжедимитрию; вопили, что Шуйский отдает Псков Шведам; заключили Шереметева и граждан знатнейших; расхитили достояние Святительское и монастырское. Узнав о том, Лжедимитрий прислал к ним свою шайку: начались убийства. Шереметева удавили в темнице; других узников казнили, мучили, сажали на кол. В сие ужасное время сгорела знатная часть Пскова, и кучи пепла облилися новою кровию: неистовые мятежники объявили Дворян и богатых купцев зажигателями; грабили, резали невинных, и славили Царя Тушинского... Кто мог в сих исступлениях злодейства узнать отчизну Св. Ольги, где цвела некогда добродетель, человеческая и государственная; где еще за 26 лет пред тем, жили граждане великодушные, победители Героя Батория, спасители нашей чести и славы?
Но кто мог узнать и всю Россию, где, в течение веков,
видели мы столько подвигов достохвальных, столько твердости в бедствиях,
столько чувств благородных? Казалось, что Россияне уже не имели отечества, ни
души, ни Веры; что государство, зараженное нравственною язвою, в страшных
судорогах кончалось!.. Так повествует добродетельный свидетель тогдашних
ужасов Аврамий Палицын, исполненный любви к злосчастному отечеству и к
истине: "Россию терзали свои более, нежели иноплеменные: путеводителями,
наставниками и хранителями Ляхов были наши изменники, первые и последние в
кровавых сечах: Ляхи, с оружием в руках, только смотрели и смеялись безумному
междоусобию. В лесах, в болотах непроходимых Россияне указывали или готовили
им путь и числом превосходным берегли их в опасностях, умирая за тех, которые
обходились с ними как с рабами. Вся добыча принадлежала Ляхам: они избирали
себе лучших из пленников, красных юношей и девиц, или отдавали на выкуп
ближним - и снова отнимали, к забаве Россиян!.. Сердце трепещет от воспоминания
злодейств: там, где стыла теплая кровь, где лежали трупы убиенных, там гнусное
любострастие искало одра для своих мерзостных наслаждений... Святых юных
Инокинь обнажали, позорили; лишенные чести, лишались и жизни в муках срама...
Были жены прельщаемые иноплеменниками и развратом; но другие смертию
избавляли себя от зверского насилия. Уже не сражаясь за отечество, еще многие
умирали за семейства: муж за супругу, отец за дочь, брат за сестру вонзал нож
в грудь Ляху. Не было милосердия: добрый, верный Царю воин, взятый в плен
Ляхами, иногда находил в них жалость и самое уважение к его верности; но
изменники называли их за то женами слабыми и худыми союзниками Царя
Тушинского: всех твердых в добродетели предавали жестокой смерти; метали с
крутых берегов в глубину рек, расстреливали из луков и самопалов; в глазах
родителей жгли детей, носили головы их на саблях и копьях; грудных младенцев,
вырывая из рук матерей, разбивали о камни. Видя сию неслыханную злобу, Ляхи
содрогались и говорили: что же будет нам от Россиян, когда они и друг друга
губят с такою лютостию? Сердца окаменели, умы омрачились; не имели ни
сострадания, ни предвидения: вблизи свирепствовало злодейство, а мы думали:
оно минует нас! или искали в нем личных для себя выгод. В общем кружении голов
все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь Дворянством,
Дворяне Вельможами. Не только простые простых, но и знатные знатных, и
разумные разумных обольщали изменою, в домах и в самых битвах; говорили: мы
блаженствуем; идите к нам от скорби к утехам!.. Гибли отечество и Церковь:
храмы истинного Бога разорялись, подобно капищам Владимирова времени: скот и
псы жили в олтарях; воздухами и пеленами украшались кони, пили из потиров;
мяса стояли на дискосах; на иконах играли в кости; хоругви церковные служили
вместо знамен; в ризах Иерейских плясали блудницы. Иноков, Священников палили
огнем, допытываясь их сокровищ; отшельников, Схимников заставляли петь срамные
песни, а безмолвствующих убивали... Люди уступили свои жилища зверям: медведи
и волки, оставив леса, витали в пустых городах и весях; враны плотоядные
сидели станицами на телах человеческих; малые птицы гнездились в черепах.
Могилы как горы везде возвышались. Граждане и земледельцы жили в дебрях, в
лесах и в пещерах неведомых, или в болотах, только ночью выходя из них
осушиться. И леса не спасали: люди, уже покинув звероловство, ходили туда с
чуткими псами на ловлю людей; матери, укрываясь в густоте древесной,
страшились вопля своих младенцев, зажимали им рот и душили их до смерти. Не
светом луны, а пожарами озарялись ночи: ибо грабители жгли, чего не могли
взять с собою, домы и все, да будет Россия пустынею необитаемою!"
Россия бывала пустынею; но в сие время не Батыевы, а
собственные варвары свирепствовали в ее недрах, изумляя и самых неистовых
иноплеменников: Россия могла тогда завидовать временам Батыевым, будучи
жертвою величайшего из бедствий, разврата государственного, который мертвит и
надежду на умилостивление небесное! Сия надежда питалась только великодушною
смертию многих Россиян: ибо не в одной Лавре блистало Геройство: сии, по
выражению Летописца, горы могил, всюду видимые, вмещали в себе персть
мучеников верности и закона: добродетель, как Феникс, возрождается из пепла
могилы, примером и памятию; там не все погибло, где хотя немногие
предпочитают гибель беззаконию. С честию умирали и воины и граждане, и старцы
и жены. В Духовенстве особенно сияла доблесть, Феоктист, крестом и мечем
вооруженный, до последнего издыхания боролся с изменою, и, взятый в плен,
удостоился венца страдальческого. Архиепископ Суздальский, Галактион, не хотев
благословить Самозванца, скончался в изгнании. Добродетельного Коломенского
Святителя, Иосифа, злодеи влачили привязанного к пушке: он терпел и молил
Бога образумить Россиян. Святитель Псковский, Геннадий, в тщетном усилии
обуздать мятежников, умер от горести. Немногие из Священников, как сказано в
летописи, уцелели, ибо везде противились бунту.
Сей бунт уже поглощал Россию: как рассеянные острова среди
бурного моря, являлись еще под знаменем Московским вблизи Лавра, Коломна,
Переславль Рязанский, вдали Смоленск, Новгород Нижний, Саратов, Казань,
города Сибирские; все другие уже принадлежали к Царству беззакония, коего
столицею был Тушинский стан, действительно подобный городу разными зданиями
внутри оного, купеческими лавками, улицами, площадями, где толпилось более
ста тысяч разбойников, обогащаемых плодами грабежа; где каждый день, с утра
до вечера, казался праздником грубой роскоши: вино и мед лилися из бочек;
мяса, вареные и сырые, лежали грудами, пресыщая и людей и псов, которые
вместе с изменниками стекались в Тушино. Число сподвижников Лжедимитриевых
умножилось Татарами, приведенными к нему потешным Царем Борисовым, Державцем
Касимовским, Ураз-Магметом, и крещеным Ногайским Князем Арасланом Петром,
сыном Урусовым: оба, менее Россиян виновные, изменили Василию; второй оставил
и Веру Христианскую и жену (бывшую Княгиню Шуйскую), чтобы служить Царику
Тушинскому, то есть грабить и злодействовать. Жилище Самозванца, пышно
именуемое дворцом, наполнялось лицемерами благоговения, Российскими
чиновниками и знатными Ляхами (между коими унижался и Посол Сигизмундов,
Олесницкий, выпросив у бродяги в дар себе город Белую). Там бесстыдная Марина
с своею поруганною красотою наружно величалась саном театральной Царицы, но
внутренно тосковала, не властвуя, как ей хотелось, а раболепствуя, и с
трепетом завися от мужа-варвара, который даже отказывал ей и в средствах
блистать пышностию; там Вельможный отец ее лобызал руку беглого Поповича или Жида,
приняв от него новую владенную грамоту на Смоленск, еще не взятый, и
Северскую землю, с обязательством выдать ему (Мнишку) 300000 рублей из казны
Московской, еще незавоеванной. Там, упоенный счастием, и господствуя над
Россиею от Десны до Чудского и Белого озера, Двины и моря Каспийского -
ежедневно слыша о новых успехах мятежа, ежедневно видя новых подданых у ног
своих - стесняя Москву, угрожаемую голодом и предательством - Самозванец
терпеливо ждал последнего успеха: гибели Шуйского, в надежде скоро взять
столицу и без кровопролития, как обещали ему легкомысленные переметчики,
которые не хотели видеть в ней ни меча, ни пламени, имея там домы и
семейства.
Миновало и возвратилось лето: Самозванец еще стоял в
Тушине! Хотя в злодейских предприятиях всякое замедление опасно, и близкая
цель требует не отдыха, а быстрейшего к ней стремления; хотя Лжедимитрий,
слишком долго смотря на Москву, давал время узнавать и презирать себя, и с
умножением сил вещественных лишался нравственной: но торжество злодея могло
бы совершиться, если бы Ляхи, виновники его счастия, не сделались виновниками
и его гибели, невольно услужив нашему отечеству, как и во время первого
Лжедимитрия. России издыхающей помог новый неприятель!
Доселе Король Сигизмунд враждовал нам тайно, не снимая с
себя личины мирной, и содействуя самозванцам только наемными дружинами или
вольницею: настало время снять личину и действовать открыто.
[1609 г.] Соединив, уже неразрывно, судьбу Марины и мнимую
честь свою с судьбою обманщика, боясь худого оборота в делах его и надеясь быть
зятю полезнее в Королевской Думе, нежели в Тушинском стане, Воевода
Сендомирский (в Генваре 1609 года) уехал в Варшаву, так скоро, что не успел и
благословить дочери, которая в письмах к нему жаловалась на сию холодность.
Вслед за Мнишком, надлежало ехать и Послам Лжедимитриевым, туда, где все с
живейшим любопытством занималось нашими бедствиями, желая ими воспользоваться
и для государственных и для частных выгод: ибо еще многие благородные Ляхи,
пылая страстию удальства и корысти, думали искать счастия в смятенной России.
Уже друзья Воеводы Сендомирского действовали ревностно на Сейме, представляя,
что торжество мнимого Димитрия есть торжество Польши; что нужно довершить
оное силами республики, дать корону бродяге и взять Смоленск, Северскую и
другие, некогда Литовские земли. Они хотели, чего хотел Мнишек: войны за
Самозванца, и - если бы Сигизмунд, признав Лжедимитрия Царем, усердно и
заблаговременно помог ему как союзнику новым войском: то едва ли Москва, едва
ли шесть или семь городов, еще верных, устояли бы в сей буре общего мятежа и
разрушения. Что сделалось бы тогда с Россиею, вторичною гнусною добычею
самозванства и его пестунов? могла ли бы она еще восстать из сей бездны срама
и быть, чем видим ее ныне? Так, судьба России зависела от Политики Сигизмундовой;
но Сигизмунд, к счастию, не имел духа Баториева: властолюбивый с малодушием и
с умом недальновидным, он не вразумился в причины действий; не знал, что Ляхи
единственно под знаменами Российскими могли терзать, унижать, топтать Россию,
не своим геройством, а Димитриевым именем чудесно обезоруживая народ ее
слепотствующий, - не знал, и политикою, грубо-стяжательною, открыл ему глаза,
воспламенил в нем искру великодушия, оживил, усилил старую ненависть к Литве
и, сделав много зла России, дал ей спастися для ужасного, хотя и медленного
возмездия ее врагам непримиримым.
Уверяют, что многие знатные Россияне, в искренних
разговорах с Ляхами, изъявляли желание видеть на престоле Московском юного
Сигизмундова сына, Владислава, вместо обманщиков и бродяг, безрассудно
покровительствуемых Королем и Вельможными Панами; некоторые даже прибавляли,
что сам Шуйский желает уступить ему Царство. Искренно ли, и действительно ли
так объяснялись Россияне, неизвестно; но Король верил и, в надежде приобрести
Россию для сына или для себя, уже не доброхотствовал Лжедимитрию. Друзья
Королевские предложили Сейму объявить войну Царю Василию, за убиение мирных
Ляхов в Москве и за долговременную бесчестную неволю Послов Республики,
Олесницкого и Госевского; доказывали, что Россия не только виновна, но и
слаба; что война с нею не только справедлива, но и выгодна; говорили:
"Шуйский зовет Шведов, и если их вспоможением утвердит власть свою, то
чего доброго ждать республике от союза двух врагов ее? Еще хуже, если Шведы
овладеют Москвою; не лучше, если она, утомленная бедствиями, покорится и
Султану или Татарам. Должно предупредить опасность, и легко: 3000 Ляхов в
1605 году дали бродяге Московское Царство; ныне дружины вольницы угрожают
Шуйскому пленом: можем ли бояться сопротивления?" Были однако ж Сенаторы
благоразумные, которые не восхищались мыслию о завоевании Москвы и думали,
что Республика едва ли не виновнее России, дозволив первому Лжедимитрию,
вопреки миру, ополчаться в Галиции и в Литве на Годунова и не мешая Ляхам
участвовать в злодействах второго; что Польша, быв еще недавно жертвою
междоусобия, не должна легкомысленно начинать войны с Государством обширным и
многолюдным; что в сем случае надлежит иметь четыре войска: два против
Шуйского и мнимого Димитрия, два против Шведов и собственных мятежников; что
такие ополчения без тягостных налогов невозможны, а налоги опасны. Им
ответствовали: "Богатая Россия будет наша" - и Сейм исполнил
желание Короля: не взирая на перемирие, вновь заключенное в Москве, одобрил
войну с Россиею, без всякого сношения с Лжедимитрием, к горести Мнишка,
который, приехав в отечество, уже не мог ничего сделать для своего зятя и
должен был удалиться от Двора, где только сожалели о нем, и не без презрения.
Сигизмунд казался новым Баторием, с необыкновенною
ревностию готовясь к походу; собирал войско, не имея денег для жалованья, но
тем более обещая, в надежде, что кончит войну одною угрозою, и что Россия
изнуренная встретит его не с мечом, а с венцем Мономаховым, как спасителя.
Узнав толки злословия, которое приписывало ему намерение завоевать Москву и
силами ее подавить вольность в Республике - то есть, сделаться обоих
Государств Самодержцем - Король окружным письмом удостоверил Сенаторов в
нелепости сих разглашений, клялся не мыслить о личных выгодах, и действовать
единственно для блага Республики; выехал из Кракова в Июне месяце к войску и
еще не знал, куда вести оное: в землю ли Северскую, где царствовало
беззаконие под именем Димитрия, или к Смоленску, где еще царствовали закон и
Василий, или прямо к Москве, чтобы истребить Лжедимитрия, отвлечь от него и
Ляхов и Россиян, а после истребить и Шуйского, как советовал умный Гетман
Жолкевский? Сигизмунд колебался, медлил - и наконец пошел к Смоленску: ибо
канцлер Лев Сапега и Пан Госевский уверили Короля, что сей город желает ему
сдаться, желая избавиться от ненавистной власти Самозванца. Но в Смоленске
начальствовал доблий Шеин!
Границы России были отверсты, сообщения прерваны, воины
рассеяны, города и селения в пепле или в бунте, сердца в ужасе или в ожесточении,
Правительство в бессилии, Царь в осаде и среди изменников... Но когда
Сигизмунд, согласно с пользою своей Державы, шел к нам за легкою добычею
властолюбия, в то время бедствия России, достигнув крайности, уже являли
признаки оборота и возможность спасения, рождая надежду, что Бог не оставляет
Государства, где многие или немногие граждане еще любят отечество и
добродетель. |