НИЗВЕРЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ И МЕЖДОЦАРСТВИЕ. ГОДЫ 1610-1611
Наушники. Кончина Скопина-Шуйского. Горесть народная.
Князь Дмитрий Шуйский Военачальник. Бунт Ляпунова. Битва под Клушиным.
Делагарди отступает к Новугороду. Поляки занимают Царево-Займище. Отчаяние
столицы. Новые успехи Самозванца. Твердость Пожарского. Ропот народный. Василий
лишен престола. Тщетные увещания Патриарха. Пострижение Василия и супруги
его. Совет Князя Мстиславского. Переговоры с Жолкевским. Условия. Присяга
Владиславу. Намерение Сигизмунда. Бегство Самозванца в Калугу. Политика
Жолкевского. Посольство к Королю. Вступление Поляков в Москву. Действия
Послов Московских. Отъезд Жолкевского. Шуйский предан Полякам. Неудачные
приступы к Смоленску. Самовластие Сигизмунда. Нетерпение народа.
Неприятельские действия Делагарди. Злодейства Лисовского. Измена Казани. Смерть
Самозванца. Новый обман. Начальники восстания народного. Грамоты Смолян и
Москвитян. Слабость Московской Думы. Ссоры с Поляками. Состав ополчения за
Россию. Кровопролитие в столице. Пожар Москвы. Прибытие Струса. Подвиги
Пожарского. Неистовства Поляков в Москве. Заключение Ермогена.
В то время, когда всякой час был дорог, чтобы совершенно
избавить Россию от всех неприятелей, смятенных ужасом, ослабленных
разделением - когда все друзья отечества изъявляли Князю Михаилу живейшую
ревность, а Князь Михаил живейшее нетерпение Царю идти в поле - минуло около
месяца в бездействии для отечества, но в деятельных происках злобы личной.
Робкие в бедствиях, надменные в успехах, низкие душою,
трепетав за себя более нежели за отечество, и мысля, что все труднейшее уже
сделано, - что остальное легко и не превышает силы их собственного ума или
мужества, ближние царедворцы в тайных думах немедленно начали внушать
Василию, сколь юный Князь Михаил для него опасен, любимый Россиею до
чрезмерности, явно уважаемый более Царя и явно в Цари готовимый единомыслием
народа и войска. Славя Героя, многие Дворяне и граждане действительно
говорили нескромно, что спаситель России должен и властвовать над нею; многие
нескромно уподобляли Василия Саулу, а Михаила Давиду. Общее усердие к
знаменитому юноше питалось и суеверием: какие-то гадатели предсказывали, что
в России будет Венценосец, именем Михаил, назначенный Судьбою умирить
Государство: "чрез два года благодатное воцарение Филаретова сына
оправдало гадателей", - пишет историк чужеземный, но Россияне относили
мнимое пророчество к Скопину и видели в нем если не совместника, то преемника
дяди его, к особенной досаде любимого Василиева брата, Димитрия Шуйского,
который мыслил, вероятно, правом наследия уловить державство: ибо
шестидесятилетний Царь не имел детей, кроме новорожденной дочери, Анастасии.
Князь Дмитрий, духом слабый, сердцем жестокий, был первым наушником и первым
клеветником: не довольствуясь истиною, что народ желает Царства Михаилу, он
сказал Василию, что Михаил в заговоре с народом, хочет похитить верховную
власть и действует уже как Царь, отдав Шведам Кексгольм без указа Государева.
Еще Василий ужасался или стыдился неблагодарности: велел умолкнуть брату, -
даже выгнал его с гневом; ежедневно приветствовал, честил Героя - но медлил
снова вверить ему войско! Узнав о наветах, Князь Михаил спешил изъясниться с
Царем; говорил спокойно о своей невинности, свидетельствуясь в том чистою
совестию, службою верною, а всего более оком Всевышнего; говорил свободно и
смело о безумии зависти преждевременной, когда еще всякая остановка в войне,
всякое охлаждение, несогласие и внушение личных страстей могут быть гибельны
для отечества. Василий слушал не без внутреннего смятения: ибо собственное
сердце его уже волновалось завистию и беспокойством: он не имел счастия
верить добродетели! Но успокоил Михаила ласкою; велел ему и Думным Боярам
условиться с Генералом Делагарди о будущих воинских действиях; утвердил
договор Выборгский и Колязинский; обещал немедленно заплатить весь долг
Шведам.
Между тем умный Делагарди в частых свиданиях с ближними
Царедворцами заметил их худое расположение к Князю Михаилу и предостерегал
его как друга: двор казался ему опаснее ратного поля для Героя. Оба
нетерпеливо желали идти к Смоленску и неохотно участвовали в пирах
Московских. 23 Апреля [1610 г.] Князь Димитрий Шуйский давал обед Скопину.
Беседовали дружественно и весело. Жена Димитриева, Княгиня Екатерина - дочь
того, кто жил смертоубийствами: Малюты Скуратова - явилась с ласкою и чашею
пред гостем знаменитым: Михаил выпил чашу... и был принесен в дом, исходя
кровию, беспрестанно лившеюся из носа; успел только исполнить долг Христианина
и предал свою душу Богу, вместе с судьбою отечества!.. Москва в ужасе
онемела.
Сию незапную смерть юноши, цветущего здравием, приписали
яду, и народ, в первом движении, с воплем ярости устремился к дому Князя
Дмитрия Шуйского: дружина Царская защитила и дом и хозяина. Уверяли народ в
естественном конце сей жизни драгоценной, но не могли уверить. Видели или
угадывали злорадство и винили оное в злодействе без доказательств: ибо одна
скоропостижность, а не род Михайловой смерти (напомнившей Борисову), утверждала
подозрение, бедственное для Василия и его ближних.
Не находя слов для изображения общей скорби, Летописцы
говорят единственно, что Москва оплакивала Князя Михаила столь же неутешно,
как Царя Феодора Иоанновича: любив Феодора за добродушие и теряя в нем
последнего из наследственных Венценосцев Рюрикова племени, она страшилась
неизвестности в будущем жребии Государства; а кончина Михаилова, столь
неожидаемая, казалась ей явным действием гнева Небесного: думали, что Бог
осуждает Россию на верную гибель, среди преждевременного торжества вдруг
лишив ее защитника, который один вселял надежду и бодрость в души, один мог
спасти Государство, снова ввергаемое в пучину мятежей без кормчего! Россия
имела Государя, но Россияне плакали как сироты без любви и доверенности к
Василию, омраченному в их глазах и несчастным царствованием и мыслию, что
Князь Михаил сделался жертвою его тайной вражды. Сам Василий лил горькие
слезы о Герое: их считали притворством, и взоры подданных убегали Царя, в то
время когда он, знаменуя общественную и свою благодарность, оказывал
необыкновенную честь усопшему: отпевали, хоронили его великолепно, как бы
державного: дали ему могилу пышную, где лежат наши Венценосцы: в
Архангельском соборе; там, в приделе Иоанна Крестителя, стоит уединенно
гробница сего юноши, единственного добродетелию и любовию народною в век
ужасный! От древних до новейших времен России никто из подданных не
заслуживал ни такой любви в жизни, ни такой горести и чести в могиле!..
Именуя Михаила Ахиллом и Гектором Российским, Летописцы не менее славят в нем
и милость беспримерную, уветливость, смирение Ангельское, прибавляя, что
огорчать и презирать людей было мукою для его нежного сердца. В двадцать три
года жизни успев стяжать (доля редкая!) лучезарное бессмертие, он скончался
рано не для себя, а только для отечества, которое желало ему венца, ибо
желало быть счастливым!
Все переменилось - и завистники Скопина, думав, что Россия
уже может без него обойтися, скоро увидели противное. Союз между Царем и
Царством, восстановленный Михаилом, рушился, и злополучие Василиево, как бы
одоленное на время Михаиловым счастием, снова явилось во всем ужасе над
Государством и Государем.
Надлежало избрать Военачальника: избрали того, кто уже
давно был нелюбим, а в сие время ненавидим: Князя Дмитрия Шуйского. Россияне
вышли в поле с унынием и без ревности: Шведы ждали обещанных денег. Не имея
готового серебра, Василий требовал его от Иноков Лавры; но Иноки говорили,
что они, дав Борису 15000, расстриге 30000, самому Василию 20000 рублей,
остальною казною едва могут исправить стены и башни свои, поврежденные
неприятельскою стрельбою. Царь силою взял у них и деньги и множество
церковных сосудов, золотых и серебряных для сплавки. Иноки роптали: народ
изъявлял негодование, уподобляя такое дело святотатству. Одни Шведы, изъявив
участие в народной скорби о Михаиле, ими также любимом, казались утешенными и
довольными. Получив жалованье - и Делагарди выступил вслед за Князем Дмитрием
к Можайску, чтобы освободить Смоленск. Ждали еще новых союзников, не бывалых
под хоругвями Христианскими: Крымских Царевичей с толпами разбойников, чтобы
примкнуть к ним несколько дружин Московских и вести их к Калуге для
истребления Самозванца. Не думали о стыде иметь нужду в таких сподвижниках!
Довольно было сил: недоставало только человека, коего в бедствиях
Государственных и миллионы людей не заменяют... Орошая слезами, искренними
или притворными, тело Михаила, Василий погребал с ним свое державство, и два
раза спасенный от близкой гибели, уже не спасся в третий!
Первая страшная весть пришла в Москву из Рязани, где
Ляпунов, явный злодей Царя, сильный духом более, нежели знатностию сана, не
обольстив Михаила властолюбием беззаконным и предвидя неминуемую для себя
опалу в случае решительного торжества Василиева, именем Героя верности
дерзнул на бунт и междоусобие. Что Москва подозревала, то Ляпунов объявил
всенародно за истину несомнительную: Дмитрия Шуйского и самого Василия
убийцами, отравителями Скопина, звал мстителей и нашел усердных: ибо
горестная любовь к усопшему Михаилу представляла и бунт за него в виде
подвига славного! Княжество Рязанское отложилось от Москвы и Василия, все,
кроме Зарайска: там явился племянник Ляпунова с грамотою от дяди; но там
Воеводствовал Князь Димитрий Михайлович Пожарский. Заслуживая будущую свою
знаменитость и храбростию и добродетелию, Князь Дмитрий выгнал гонца крамолы,
прислал мятежную грамоту в Москву и требовал вспоможения: Царь отрядил к нему
чиновника Глебова с дружиною, и Зарайск остался верным. Но в то же время
стрельцы Московские, посланные к Шацку (где явился Воевода Лжедимитриев,
Князь Черкасский, и разбил Царского Воеводу, Князя Литвинова) были
остановлены на пути Ляпуновым и передались к нему добровольно. Чего хотел сей
мятежник! Свергнуть Василия, избавить Россию от Лжедимитрия, от Ляхов, и быть
Государем ее, как утверждает один Историк; другие пишут вероятнее, что
Ляпунов желал единственно гибели Шуйских, имея тайные сношения с знатнейшим
крамольником, Боярином Князем Василием Голицыным в Москве и даже с Самозванцем
в Калуге, но недолго: он презрел бродягу, как орудие срамное, видя и без того
легкое исполнение желаемого им и многими иными врагами Царя несчастного.
Бунт Ляпунова встревожил Москву: другие вести были еще
ужаснее. Князь Дмитрий Шуйский и Делагарди шли к Смоленску, а Ляхи к ним
навстречу. Доселе опасливый, нерешительный, Сигизмунд вдруг оказал смелость,
узнав, что Россия лишилась своего Героя, и веря нашим изменникам, Салтыкову с
клевретами, что сия кончина есть падение Василия, ненавистного Москве и войску.
Еще Сигизмунд не хотел оставить Смоленск; но дав Гетману Жолкевскому 2000
всадников и 1000 пехотных воинов, велел ему с сею горстию людей искать
неприятеля и славы в поле. Гетман двинулся сперва к Белому, теснимому
Хованским и Горном: имея 6500 Россиян и Шведов, они уклонились от битвы и
спешили присоединиться к Дмитрию Шуйскому, который стоял в Можайске, отделив
6000 Детей Боярских с Князем Елецким и Волуевым в Царево-Займище, чтобы там
укрепиться и служить щитом для главной рати. Будучи вдесятеро сильнее
неприятеля, Шуйский хотел уподобиться Скопину осторожностию: медлил и тратил
время. Тем быстрее действовал Гетман: соединился с остатками Тушинского
войска, приведенного к нему Зборовским, и (13 июня) подступил к Займищу; имел
там выгоду в битве с Россиянами, но не взял укрепленний - и сведал, что
Шуйский и Делагарди идут от Можайска на помощь к Елецкому и Волуеву.
Сподвижники Гетмана смутились: он убеждал их в необходимости кончить войну
одним смелым ударом; говорил о чести и доблести, а ждал успеха от измены: ибо
клевреты Салтыкова окружали, вели его, - сносились с своими единомышленниками
в Царском войске, знали общее уныние, негодование и ручались Жолкевскому за
победу; ручались и беглецы Шведские, Немцы, Французы, Шотландцы, являясь к
нему толпами и сказывая, что все их товарищи, недовольные Шуйским, готовы
передаться к Ляхам. Шведы действительно, едва вышедши из Москвы, начали снова
требовать жалованья и бунтовать: Князь Дмитрий дал им еще 10000 рублей, но не
мог удовольствовать, ни сам Делагарди смирить сих мятежных корыстолюбцев: они
шли нехотя и грозили, казалось, более союзникам, нежели врагам. Такие
обстоятельства изъясняют для нас удивительное дело Жолкевского, еще более
проницательного, нежели смелого.
Оставив малочисленную пехоту в обозе у Займища, Гетман
ввечеру (23 Июня) с десятью тысячами всадников и с легкими пушками выступил
навстречу к Шуйскому, столь тихо, что Елецкий и Волуев не заметили сего
движения и сидели спокойно в укреплениях, воображая всю рать неприятельскую
пред собою; а Гетман, принужденный идти верст двадцать медленно, ночью,
узкою, худою дорогою, на рассвете увидел, близ села Клушина, между полями и
лесом, плетнями и двумя деревеньками, обширный стан тридцати тысяч Россиян и
пяти тысяч Шведов, нимало не готовых к бою, беспечных, сонных. Он еще ждал
усталых дружин и пушек; зажег плетник и треском огня, пламенем, дымом
пробудил спящих. Изумленные незапным явлением Ляхов, Шуйский и Делагарди
спешили устроить войско: конницу впереди, пехоту за нею, в кустарнике, -
Россиян и Шведов особенно. Гетман с трубным звуком ударил вместе на тех и
других: конница Московская дрогнула; но подкрепленная новым войском, стеснила
неприятеля в своих густых толпах, так что Жолкевский, стоя на холме, едва мог
видеть хоругвь Республики в облаках пыли и дыма. Шведы удержали стремление
Ляхов сильным залпом. Гетман пустил в дело запасные дружины; стрелял из всех
пушек в Шведов; напал на Россиян сбоку - и победил. Конница наша, обратив
тыл, смешала пехоту; Шведы отступили к лесу; Французы, Немцы, Англичане,
Шотландцы передались к Ляхам. Сделалось неописанное смятение. Все бежало без
памяти: сто гнало тысячу. Князья Шуйский, Андрей Голицын и Мезецкий засели
было в стане с пехотою и пушками; но узнав вероломство союзников, также
бежали в лес, усыпая дорогу разными вещами драгоценными, чтобы прелестию
добычи оставновить неприятеля. Делагарди - в искренней горести, как пишут, -
ни угрозами, ни молением не удержав своих от бесчестной измены, вступил в
переговоры: дал слово Гетману не помогать Василию и, захватив казну Шуйского,
5450 рублей деньгами и мехов на 7000 рублей, с Генералом Горном и
четырьмястами Шведов удалился к Новугороду, жалуясь на малодушие Россиян
столько же, как и на мятежный дух Англичан и Французов, письменно обещая Царю
новое вспоможение от Короля Шведского, а Королю легкое завоевание
северозападной России для Швеции!
Но стыд союзников уменьшался стыдом Россиян, которые, в
бедственном ослеплении, жертвовали нелюбви к Царю любовию к отечеству, не
хотели мужествовать за мнимого убийцу Михаилова, думая, кажется, что победа
Ляхов губит только несчастного Василия, и гнусным бегством от врага слабого
предали ему Россию. Без сомнения оказав ум необыкновенный, Гетман хвалился
числом своих и неприятелей, скромно уступал всю честь геройству сподвижников
и всего искреннее славил ревность Тушинских изменников, сына и друзей Михайла
Салтыкова, которые находились в сей битве, действуя тайно, чрез лазутчиков,
на Царское войско. Не многие легли в деле: один знатный Князь Яков
Борятинский пал, сражаясь; Воевода Бутурлин отдался в плен. Гораздо более
кололи, секли и топтали Россиян в погоне. 11 пушек, несколько знамен,
бархатная хоругвь Князя Дмитрия Шуйского, его карета, шлем, меч и булава,
также немало богатства, сукон, соболей, присланных Царем для Шведов, были
трофеями и добычею Ляхов. Несчастный Князь Дмитрий скакал не оглядываясь,
увязил коня в болоте, пеший достиг Можайска и, сказав гражданам, что все
погибло, с сею вестию спешил к державному брату в столицу.
Деятельный Гетман в тот же день возвратился к Займищу, где
Россияне, ночью, были пробуждены шумом и кликом: Ляхи громогласно извещали их
о следствиях Клушинской битвы. Князь Елецкий и Волуев не хотели верить:
Гетман на рассвете показал им Царские знамена и пленников, требуя, чтобы они
мирно сдалися не Ляхам, а новому Царю своему, Владиславу, будто бы уже
избранному знатною частию России. Елецкий и Волуев убеждали Гетмана идти к
Москве и начать с нею переговоры: им ответствовали: "когда вы сдадитесь,
то и Москва будет наша". Волуев, более Елецкого властвуя над умами
сподвижников, решил их недоумение: присягнул Владиславу, на условиях,
заключенных Михайлом Салтыковым и клевретами его с Сигизмундом; другие также
присягнули и вместе с Ляхами, уже братьями, пошли к столице... Смелый в
битвах, Жолкевский изъявил смелость и в важном деле Государственном: но без
указа Королевского желал воцарить юного Владислава, по удостоверению
изменников Тушинских и собственному, что нет иного, лучшего, надежнейшего
способа кончить сию войну с истинною славою и выгодою для Республики! Гетман
мирно занял Можайск и другие места окрестные именем Королевича, везде гоня
пред собою рассеянные остатки полков Шуйского.
В одно время столица узнала о сем бедствии и читала
воззвание Жолкевского к ее жителям, распространенное в ней деятельными
единомышленниками Салтыкова. "Виною всех ваших зол, - писал Гетман, -
есть Шуйский: от него Царство в крови и в пепле. Для одного ли человека
гибнуть миллионам? Спасение пред вами: победоносное войско Королевское и
новый Царь благодатный: да здравствует Владислав!" Еще Василий, не
изменяясь духом, верный твердости в злосчастии, писал указы, чтобы из всех
городов спешили к нему последние люди воинские, и в последний раз, для
спасения Царства; ободрял Москвитян, давал деньги стрельцам; хотел писать к
Гетману, назначил гонца, но отменил, чтобы не унизиться бесполезно в таких
обстоятельствах, когда не переговорами, а битвами надлежало спастися. Города
не выслали в Москву ни одного воина: Рязанский мятежник Ляпунов не велел им
слушаться Царя, вместе с Князем Василием Голицыным крамольствуя и в столице,
волнуемой отчаянием... Грозы внешние еще умножились: явился и Лжедимитрий в
поле с бесстыдным Сапегою, который за несколько тысяч рублей, доставленных
ему из Калуги, снова обязался служить злодею. Они надеялись предупредить
Гетмана и взять Москву, думая, что она в смятении ужаса скорее сдастся
дерзкому бродяге, нежели Ляхам. Сей подлый неприятель еще казался опаснейшим
Царю: сведав, что союзники, вызванные им из гнезда разбоев, сыновья Хана, уже
близ Серпухова, Василий отрядил туда знатных мужей: Князя Воротынского,
Лыкова и чиновника Измайлова с дружиною Детей Боярских и с пушками, чтобы
вести их против Самозванца: но Крымцы, встретив его в Боровском уезде, после
дела кровопролитного ушли назад в степи, а Воротынский и Лыков едва спаслися
бегством в Москву. Все кончилось для Василия! Снова торжествовал Самозванец;
снова обратились к нему изменники и счастие. Сапегины Ляхи осадили крепкий
монастырь Пафнутиев, где начальствовали верный Князь Михайло Волконский и два
предателя: первый сражался как Герой; но младшие чиновники Змеев и Челищев
впустили неприятеля. Волконский пал в сече над гробом Св. Пафнутия (оставив
для веков память своей доблести в гербе Боровска), а Ляхи наполнили ограду и
церковь трупами Иноков, стрельцов и жителей монастырских. Коломна, дотоле
непоколебимая в верности, вдруг изменила, возмущенная Сотником Бобыниным. Не
слушая доброго Епископа Иосифа, народ кричал, что Василию уже не быть Царем,
и что лучше служить Димитрию, нежели Сигизмунду. Воеводы Коломенские, Бояре
Князь Туренин и Долгорукий, в ужасе сами присягнули обманщику: также и
Воевода Коширский Князь Ромодановский вместе с гражданами. Едва уцелел и
Зарайск, спасенный твердостию Князя Пожарского: видя бунт жителей и не
страшась ни угроз, ни смерти, он с усердною дружиною выгнал их из крепости и
восстановил тишину договором, заключенным с ними, остаться верными Василию,
если Василий останется Царем, или служить Царю новому, кого изберет Россия. В
сем случае ревностным сподвижником Князя Дмитрия был достойный Протоиерей
Никольский. Но усмирение Зарайска не отвратило гибельного мятежа в столице.
Лжедимитрий спешил к Москве и расположился станом в селе
Коломенском, памятном первою славою юного Князя Михаила, коего уже не имело
отечество для надежды! Что мог предприять Царь злосчастный, побежденный
Гетманом и Самозванцем, угрожаемый Ляпуновым и крамолою, малодушием и
зломыслием, без войска и любви народной? Рожденный не в век Катонов и Брутов,
он мог предаться только в волю Божию: так и сделал, спокойно ожидая своего
жребия и еще держась рукою за кормило Государственное, хотя уже и бесполезное
в час гибели; еще давал повеления, не внимаемые, не исполняемые, будучи уже
более зрителем, нежели действователем с того времени, как узнали в Москве о
бунте или неповиновении городов, видели под ее стенами знамена Лжедимитриевы
и ежечасно ждали Сигизмундовых с Гетманом. Дворец опустел: улицы и площади
кипели народом; все спрашивали друг у друга, что делается, и что делать?
Ненавистники Василиевы уже громогласно требовали его свержения; кричали:
"Он сел на престол без ведома земли Русской: для того земля разделилась;
для того льется кровь Христианская. Братья Василиевы ядом умертвили своего
племянника, а нашего отца-защитника. Не хотим Царя Василия!" Ни
Самозванца, ни Ляхов! прибавляли многие, благороднейшие духом, следуя
внушению Ляпунова Рязанского, брата его Захарии и Князя Василия Голицына. Они
превозмогли числом и знатностию единомышленников; гнушаясь Лжедимитрием,
думали усовестить его клевретов, чтобы усилиться их союзом, и предложили им
свидание. Еще люди чиновные окружали злодея Тушинского: Князья Сицкий и
Засекин, Дворяне Нагой, Сунбулов, Плещеев, Дьяк Третьяков и другие. Съехались
в поле, у Даниловского монастыря, как братья; мирно рассуждали о чрезвычайных
обстоятельствах Государства и вернейших средствах спасения; наконец взаимно
дали клятву, Москвитяне оставить Василия, изменники предать им Лжедимитрия,
избрать вместе нового Царя и выгнать Ляхов. Сей договор объявили столице брат
Ляпунова и Дворянин Хомутов, выехав с сонмом единомышленников на лобное
место, где, кроме черни, находилось и множество людей сановных, лучших
граждан, гостей и купцев: все громким кликом изъявили радость; все казались
уверенными, что новый Царь необходим для России. Но тут не было ни знатного
Духовенства, ни Синклита: пошли в Кремль, взяли Патриарха, Бояр; вывели их к
Серпуховским воротам, за Москвою-рекою, и в виду неприятельского стана -
указывая на разъезды Лжедимитриевой конницы и на Смоленскую дорогу, где всякое
облако пыли грозило явлением Гетмана - предложили им избавить Россию от стыда
и гибели, избавить Россию от Шуйского; соблюдали умеренность в речах: укоряли
Василия только несчастием. Говорили, что "земля Северская и все бывшие
слуги Лжедмитриевы немедленно возвратятся под сень отечества, как скоро не
будет Шуйского, для них ненавистного и страшного; что Государство бессильно
только от разделения сил: соединится, усмирится... и враги исчезнут!"
Раздался один голос в пользу закона и Царя злосчастного: Ермогенов; с жаром и
твердостию Патриарх изъяснял народу, что нет спасения, где нет благословения
свыше; что измена Царю есть злодейство, всегда казнимое Богом, и не избавит,
а еще глубже погрузит Россию в бездну ужасов. Весьма немногие Бояре, и весьма
не твердо, стояли за Шуйского; самые его искренние и ближние уклонились, видя
решительную общую волю; сам Патриарх с горестию удалился, чтобы не быть
свидетелем дела мятежного, - и сия народная Дума единодушно, единогласно
приговорила: "1) бить челом Василию, да оставит Царство и да возьмет
себе в удел Нижний-Новгород; 2) уже никогда не возвращать ему престола, но
блюсти жизнь его, Царицы, братьев Василиевых; 3) целовать крест всем миром в
неизменной верности к Церкви и Государству для истребления их злодеев, Ляхов
и Лжедимитрия; 4) всею землею выбрать в Цари, кого Бог даст; а между тем
управлять ею Боярам, Князю Мстиславскому с товарищами, коих власть и суд
будут священны; 5) в сей Думе Верховной не сидеть Шуйским, ни Князю Дмитрию,
ни Князю Ивану; 6) всем забыть вражду личную, месть и злобу; всем помнить
только Бога и Россию". В действии беззаконном еще блистал призрак
великодушия: щадили Царя свергаемого и хотели умереть за отечество, за честь
и независимость.
Послали к Василию, еще Венценосцу, знатного Боярина, его
свояка, Князя Ивана Воротынского, с главными крамольниками, Захариею
Ляпуновым и другими, объявить ему приговор Думы. Дотоле тихий Кремлевский
дворец наполнился людьми и шумом: ибо вслед за Послами стремилось множество
дерзких мятежников и любопытных. Василий ожидал их без трепета, воспоминая,
может быть, невольно о таком же стремлении шумных сонмов под его собственным
предводительством, к сему же дворцу, в день расстригиной гибели!.. Захария
Ляпунов, увидев Царя, сказал: "Василий Иоаннович! ты не умел
Царствовать: отдай же венец и скипетр". Шуйский ответствовал: "как
смеешь!"... и вынул нож из-за пояса. Наглый Ляпунов, великан ростом,
силы необычайной, грозил ему своею тяжкою рукою... Другие хотели сладкоречием
убедить Царя к повиновению воле Божией и народной. Василий отвергнул все
предложения, готовый умереть, но Венценосцем, и волю мятежников,
испровергающих закон, не признавая народною. Он уступил только насилию, и
был, вместе с юною супругою [17 Июля], перевезен из палат Кремлевских в
старый дом своей, где ждал участи Борисова семейства, зная, что шаг с
престола есть шаг к могиле.
В столице господствовало смятение, и скоро еще умножилось,
когда народ сведал, что Тушинские изменники обманули Московских. Ляпунов и
клевреты его немедленно объявили первым, в новом свидании с ними у монастыря
Даниловского, что Шуйский сведен с престола, и что Москва, вследствие
договора, ждет от них связанного Лжедимитрия для казни. Тушинцы
ответствовали: "Хвалим ваше дело. Вы свергнули Царя беззаконного:
служите же истинному: да здравствует сын Иоаннов! Если вы клятвопреступники,
то мы верны в обетах. Умрем за Димитрия!" Достойно осмеянные злодеями,
Москвитяне изумились. Сим часом думал еще воспользоваться Ермоген: вышел к
народу, молил, заклинал снова возвести Василия на Царство; но убеждениям
доброго Патриарха не внимали: страшились мести Василиевой и тем скорее хотели
себя успокоить.
Всеми оставленный, многим ненавистный или противный, не
многим жалкий, Царь сидел под стражею в своем Боярском доме, где за четыре
года пред тем, в ночном coветe знаменитейших Россиян, им собранных и
движимых, решилась гибель Отрепьева. Там, в следующее утро, явились Захария
Ляпунов, Князь Петр Засекин, несколько сановников с Чудовскими Иноками и
Священниками, с толпою людей вооруженных, и велели Шуйскому готовиться к
пострижению, еще гнушаясь новым Цареубийством и считая келию надежным
преддверием гроба. "Нет! - сказал Василий с твердостию: - никогда не
буду Монахом" - и на угрозы ответствовал видом презрения; но смотря на
многих известных ему Москвитян, с умилением говорил им: "Вы некогда
любили меня... и за что возненавидели? за казнь ли Отрепьева и клевретов его?
Я хотел добра вам и России; наказывал единственно злодеев - и кого не
миловал?" Вопль Ляпунова и других неистовых заглушил речь трогательную.
Читали молитвы пострижения, совершали обряд священный и не слыхали уже ни
единого слова от Василия: он безмолвствовал, и вместо его произносил страшные
обеты Монашества Князь Туренин. Постригли и несчастную Царицу, Марию, также
безмолвную в обетах, но красноречивую в изъявлении любви к супругу: она
рвалась к нему, стенала, называла его своим Государем милым, Царем великим
народа недостойного, ее супругом законным и в рясе Инока. Их разлучили силою:
отвели Василия в монастырь Чудовский, Марию в Ивановский; двух братьев
Василиевых заключили в их дома. Никто не противился насилию безбожному, кроме
Ермогена: он торжественно молился за Шуйского в храмах, как за помазанника
Божия, Царя России, хотя и невольника; торжественно клял бунт и признавал
Иноком не Василия, а Князя Туренина, который вместо его связал себя обетами
Монашества. Уважение к сану и лицу Первосвятителя давало смелость Ермогену,
но бесполезную.
Так Москва поступила с Венценосцем, который хотел снискать
ее и России любовь подчинением своей воли закону, бережливостию
Государственною, беспристрастием в наградах, умеренностию в наказаниях,
терпимостию общественной свободы, ревностию к гражданскому образованию -
который не изумлялся в самых чрезвычайных бедствиях, оказывал неустрашимость
в бунтах, готовность умереть верным достоинству Монаршему, и не был никогда
столь знаменит, столь достоин престола, как свергаемый с оного изменою:
влекомый в келию толпою злодеев, несчастный Шуйский являлся один истинно
великодушным в мятежной столице... Но удивительная судьба его ни в
уничижении, ни в славе, еще не совершилась!
Доселе властвовала беспрекословно сторона Ляпуновых и
Голицына, решительных противников и Шуйского, и Самозванца, и Ляхов: она
хотела своего Царя - и в сем смысле Дума писала от имени Синклита, людей
приказных и воинских, Стольников, Стряпчих, Дворян и Детей Боярских, гостей и
купцев, ко всем областным Воеводам и жителям, что Шуйский, вняв челобитью
земли Русской, оставил Государство и мир, для спасения отечества; что Москва
целовала крест не поддаваться ни Сигизмунду, ни злодею Тушинскому; что все
Россияне должны восстать, устремиться к столице, сокрушить врагов и выбрать
всею землею Самодержца вожделенного. В сем же смысле ответствовали Бояре и
Гетману Жолкевскому, который, узнав в Можайске о Василиевом низвержении,
объявил им грамотою, что идет защитить их в бедствиях. "Не требуем твоей
защиты, - писали они: - не приближайся, или встретим тебя как
неприятеля". Но Дума Боярская, присвоив себе верховную власть, не могла
утвердить ее в слабых руках своих, ни утишить всеобщей тревоги, ни обуздать
мятежный черни. Самозванец грозил Москве нападением, Гетман к ней
приближался, народ вольничал, холопи не слушались господ и многие люди
чиновные, страшась быть жертвою безначалия и бунта, уходили из столицы, даже
в стан к Лжедмитрию, единственно для безопасности личной. В сих
обстоятельствах ужасных сторону Ляпуновых и Голицына превозмогла другая,
менее лукавая: ибо ее главою был Князь Федор Мстиславский, известный
добродушием и верностию, чуждый властолюбия и козней.
В то время, когда Москва без Царя, без устройства, всего
более опасалась злодея Тушинского и собственных злодеев, готовых
душегубствовать и грабить в стенах ее, когда отечество смятенное не видало
между своими ни одного человека, столь знаменитого родом и делами, чтобы оно
могло возложить на него венец единодушно, с любовию и надеждою - когда измены
и предательства в глазах народа унизили самых первых Вельмож и два несчастные
избрания доказали, сколь трудно бывшему подданному державствовать в России и
бороться с завистью: тогда мысль искать Государя вне отечества, как древние
Новогородцы искали Князей в земле Варяжской, могла естественно представиться
уму и добрых граждан. Мстиславский, одушевленный чистым усердием - вероятно,
после тайных совещаний с людьми важнейшими - торжественно объявил Боярам,
Духовенству, всем чинам и гражданам, что для спасения Царства должно вручить
скипетр... Владиславу. Кто мог сам и не хотел быть Венценосцем, того мнение и
голос имели силу; имели оную и домогательства единомышленников Салтыкова,
особенно Волуева, и наконец явные выгоды сего избрания. Жолкевский, грозный
победитель, делался нам усердным другом, чтобы избавить Москву от злодеев: он
писал о том (31 Июля) к Думе Боярской, вместе с Иваном Салтыковым и Волуевым,
которые сообщили ей договор Тушинских Послов с Сигизмундом и новейший,
заключенный Гетманом в Цареве-Займище для целости Веры и Государства.
Надеялись, что Король пленится честию видеть сына Монархом Великой Державы и
дозволит ему переменить Закон, или Владислав юный, еще не твердый в догматах
Латинства, легко склонится к нашим и вопреки отцу, когда сядет на престол
Московский, увидит необходимость единоверия для крепкого союза между Царем и
народом, возмужает в обычаях Православия и, будучи уважаем как Венценосец
знаменитого державного племени, будет любим как истинный Россиянин духом. Еще
благородная гордость страшилась уничижения взять невольно властителя от
Ляхов, молить их о спасении России и тем оказать ее постыдную слабость. Еще
Духовенство страшилось за Веру, и Патриарх убеждал Бояр не жертвовать
Церковию никаким выгодам Государственным: уже не имея средства возвратить
венец Шуйскому, он предлагал им в Цари или Князя Василия Голицына или юного
Михаила, сына Филаретова, внука первой супруги Иоанновой. Духовенство
благоприятствовало Голицыну, народ Михаилу, любезному для него памятию
Анастасии, добродетелию отца и даже тезоименитством с усопшим Героем
России... Так Ермоген бессмертный предвестил ей волю Небес! Но время еще не
наступило - и Гетман уже стоял под Москвою, на Сетуни, против Коломенского и
Лжедимитрия: ни Голицын, крамольник в Синклите и беглец на поле ратном, ни
юноша, питомец келий, едва известный свету, не обещали спасения Москве, извне
теснимой двумя неприятелями, внутри волнуемой мятежом; каждый час был дорог -
и большинство голосов в Думе, на самом лобном месте, решило: "принять
совет Мстиславского!" |