Имя Патриархов означало в древнейшие времена Христианства
единственно смиренных наставников Веры, но с четвертого века сделалось
пышным, громким титлом главных Пастырей Церкви в трех частях мира, или в трех
знаменитейших городах тогдашней всемирной Империи: в Риме, в Александрии и в Антиохии.
Место священных воспоминаний, Иерусалим, и Константинополь, столица
торжествующего Христианства, были также признаны особенными, великими
Патриархиями. Сей чести не искала Россия, от времен Св. Владимира до Федоровых.
Византия Державная, гордая, не согласилась бы на равенство своей Иерархии с Киевскою
или с Московскою: Византия раба Оттоманов не отказала бы в том Иоанну III,
сыну и внуку его; но они молчали, из уважения ли к первобытному уставу нашей
Церкви, или опасаясь великим именем усилить духовную власть, ко вреду
Монаршей. Борис мыслил иначе: свергнув Митрополита Дионисия за козни и
дерзость, он не усомнился возвысить смиренного Иова, ему преданного, ибо
хотел его важного содействия в своих важных намерениях. Еще в 1586 году
приезжал в Москву за милостынею Антиохийский Патриарх Иоаким, коему Царь
изъявил желание учредить Патриархию в России: Иоаким дал слово предложить о
том Собору Греческой Церкви и предложил с усердием, славя чистоту нашей Веры.
В Июле 1588 года, к великому удовольствию Федора, явился в Москве и Патриарх
Константинопольский, Иеремия. Вся столица была в движении, когда сей главный
Святитель Христианский (ибо престол Византийского Архиерейства уже давно
считался первым), старец знаменитый несчастием и добродетелию, с любопытством
взирая на ее многолюдство и красоту церквей, благословляя народ и душевно
умиляясь его радостным приветствием, ехал на осляти к Царю по стогнам
Московским; за ним ехали на конях Митрополит Монемвасийский (или Мальвазийский)
Иерофей и Архиепископ Элассонский Арсений. Когда они вошли в златую палату, Федор
встал, чтобы встретить Иеремию в нескольких шагах от трона; посадил близ
себя; с любовию принял дары его: икону с памятниками Страстей Господних, с
каплями Христовой крови, с мощами Св. Царя Константина - и велел Борису
Годунову беседовать с ним наедине. Патриарха отвели в другую комнату, где он
рассказал Борису свою историю. Лет десять управляв Церковию, Иеремия,
обнесенный каким-то злым Греком, был сослан в Родос, и Султан, вопреки
торжественному обету Магомета II не мешаться в дела Христианской духовной
власти, беззаконно дал Патриаршество Феолипту. Чрез пять лет возвратили
изгнаннику сан Иерарха; но в древнем храме Византийских Первосвятителей уже
славили Аллу и Магомета: сия церковь сделалась мечетию. "Обливаясь
слезами, - говорил Иеремия, - я вымолил у жестокого Амурата дозволение ехать
в земли Христианские для собрания милостыни, чтобы посвятить новый храм
истинному Богу в древней столице Православия: где же, кроме России, мог я
найти усердие, жалость и щедрость?" Далее, беседуя с Годуновым, он
похвалил мысль Федорову иметь Патриарха Российского; а лукавый Годунов
предложил сие достоинство самому Иеремии, с условием жить в Владимире.
Иеремия соглашался, но хотел жить там, где Царь, то есть в Москве: чего не хотел
Годунов, доказывая, что несправедливо удалить Иова, мужа святого, от
Московского храма Богоматери; что Иеремия. не зная ни языка, ни обычаев
России, не может быть в духовных делах наставником Венценосца без толмача,
коему непристойно читать во глубине души Государевой. "Да исполнится же
воля Царская! - ответствовал Патриарх, - уполномоченный нашею Церковию,
благословлю и поставлю, кого изберет Федор, вдохновенный Богом". В
выборе не было сомнения; но для обряда Святители Российские назначали трех
кандидатов: Митрополита Иова, Архиепископа Новагородского Александра, Варлаама
Ростовского, и поднесли доклад Царю, который избрал Иова. 23 Генваря (1589),
после Вечерни, сей наименованный Первосвятитель, в епитрахили, в омофоре и в
ризе, пел молебен в храме Успения, со всеми Епископами, в присутствии Царя и
бесчисленного множества людей; вышел из алтаря и стал на амвоне, держа в руке
свечу, а в другой письмо благодарственное к Государю и к Духовенству. Тут
один из знатных сановников приближился к нему, держа в руке также пылающую
свечу, и сказал громко: "Православный Царь, Вселенский Патриарх и Собор
освященный возвышают тебя на престол Владимирский, Московский и всея
России". Иов ответствовал: "Я раб грешный; но если Самодержец,
Вселенский Господин Иеремия и Собор удостаивают меня столь великого сана, то
приемлю его с благодарением"; смиренно преклонил главу, обратился к
Духовенству, к народу, и с умилением произнес обет ревностно блюсти вверенное
ему от Бога стадо. Сим исполнился устав избрания, торжественное же посвящение
совершилось 26 Генваря, на Литургии, как обыкновенно ставили Митрополитов и
Епископов, без всяких новых обрядов. Среди Великой, или Соборной, церкви, на
помосте, был изображен мелом орел двоеглавый и сделан феатрон о двенадцати
степенях и двенадцати огненниках: там старейший Пастырь Восточного
Православия, благословив Иова как сопрестольника великих отцов Христианства и
возложив на него дрожащую руку, молился, да будет сей Архиерей Иисусов
неугасаемым светильником Веры. Имея на главе митру с крестом и с короною, новопоставленный
Московский Патриарх священнодействовал вместе с Византийским; и когда, отпев
Литургию, разоблачился, Государь собственною рукою возложил на него
драгоценный крест с животворящим древом, бархатную зеленую мантию с источниками,
или полосами, низанными жемчугом, и белый клобук с знамением креста; подал
ему жезл Св. Петра Митрополита и в приветственной речи велел именоваться
главою Епископов, отцем отцев, Патриархом всех земель Северных, по милости
Божией и воле Царской. Иов благословил Федора и народ; а лики многолетствовали
Царю и двум Первосвятителям, Византийскому и Московскому, которые сидели с
ним рядом на стульях. Вышед из церкви, Иов, провождаемый двумя Епископами,
Боярами, многими чиновниками, ездил на осляти вокруг стен Кремлевских, кропя
их Святою водою, осеняя крестом, читая молитвы о целости града, и вместе с
Иеремиею, со всем Духовенством, Синклитом, обедал у Государя. Чтобы утвердить достоинство и права Российского
священноначалия, написали уставную грамоту, изъясняя в ней, что Ветхий Рим
пал от ереси Аполлинариевой, что Новый Рим, Константинополь, обладаем
безбожными племенами Агарянскими; что третий Рим есть Москва; что вместо лжепастыря
Западной Церкви, омраченной духом суемудрия, первый вселенский Святитель есть
Патриарх Константинопольский, второй Александрийский, третий Московский и
всея России, четвертый Антиохийский, пятый Иерусалимский; что в России должно
молиться о Греческих, а в Греции о нашем, который впредь, до скончания века, будет
избираем и посвящаем в Москве независимо от их согласия или одобрения. К
наружным отличиям сего Архипастыря нашей церкви прибавили следующие:
"Выход его должен быть всегда с лампадою, с пением и звоном; для
облачения иметь ему амвон о трех степенях; в будни носить клобук с Серафимами
и крестами обнизными, мантии объяринные и всякие иные с полосами; ходить в
пути с крестом и жезлом; ездить на шести конях". Тогда же Государь с
двумя Патриархами соборно уложил быть в России четырем Митрополитам: Новогородскому,
Казанскому, Ростовскому и Крутицкому; шести Архиепископам: Вологодскому,
Суздальскому, Нижегородскому, Смоленскому, Рязанскому, Тверскому - и осьми
Епископам: Псковскому, Ржевскому, Устюжскому, Белозерскому, Коломенскому,
Северскому, Дмитровскому. Участвуя более именем, нежели делом, в сих церковных
распоряжениях, Иеремия, Митрополит Монемвасийский и Архиепископ Элассонский
ездили между тем в Лавру Сергиеву, где, равно как и в Московских храмах,
удивлялись богатству икон, сосудов, риз служебных; в столице обедали у
Патриарха Иова, славя мудрость его беседы; славили также высокие достоинства
Годунова и редкий ум старца, Андрея Щелкалова; всего же более хвалили
щедрость Российскую: ибо их непрестанно дарили, серебряными кубками, ковшами,
перлами, шелковыми тканями, соболями, деньгами. Представленные Царице, они
восхитились ее святостию, смиренным величием, ангельскою красотою, сладостию
речей, равно как и наружным великолепием. На ней была корона с двенадцатью
жемчужными зубцами, диадема и на груди златая цепь, украшенная драгоценными
каменьями; одежда бархатная, длинная, обсаженная крупным жемчугом, и мантия
не менее богатая. Подле Царицы стоял Царь, а с другой стороны Борис Годунов,
без шапки, смиренно и благоговейно; далее многие жены знатные, в белой
одежде, сложив руки. Ирина с умилением просила Святителей Греческих молить
Бога, чтобы он даровал ей сына, наследника Державе - "и все мы, тронутые
до глубины сердца (говорит Архиепископ Элассонский в описании своего
путешествия в Москву) вместе с нею обливаясь слезами, единогласно воззвали ко
Всевышнему, да исполнится чистое, столь усердное моление сей души
благочестивой!" - Наконец Государь (в мае 1589) отпустил Иеремию в
Константинополь с письмом к Султану, убеждая его не теснить Христиан, и сверх
даров послал туда 1000 рублей, или 2000 золотых монет Венгерских, на строение
новой Патриаршей церкви, к живейшей признательности всего Греческого
Духовенства, которое, Соборною грамотою одобрив учреждение Московской
Патриархии, доставило Федору сию хартию (в Июне 1591) чрез Митрополита терновского,
вместе с Мощами Святых и с двумя коронами, для Царя и Царицы.
Таким образом уставилась новая верховная степень в нашей
Иерархии, чрез 110 лет испроверженная самодержцем великим как бесполезная для
церкви и вредная для единовластия Государей, хотя разумный учредитель ее не
дал тем Духовенству никакой новой Государственной силы и, переменив имя,
оставил Иерарха в полной зависимости от Венценосца. Петр I знал историю
Никона и разделил, чтобы ослабить власть духовную; он уничтожил бы и сан
Митрополита, если бы в его время, как в Иоанново или в древнейшие, один
Митрополит управлял Российскою Церковию. Петр Царствовал и хотел только слуг:
Годунов, еще называясь подданным, искал опоры: ибо предвидел обстоятельства,
в коих дружба Царицы не могла быть достаточна для его властолюбия и -
спасения; обуздывал Бояр, но читал в их сердце злую зависть, ненависть
справедливую к убийце Шуйских; имел друзей: но они им держались и с ним бы
пали, или изменили бы ему в превратности рока; благотворил народу, но худо
верил его благодарности в невольном чувстве своих внутренних недобродетельных
побуждений к добру и знал, что сей народ в случае важном обратит взор недоумения
на Бояр и Духовенство. Годунов на месте Петра Великого мог бы также
уничтожить сан Патриарха; но, будучи в иных обстоятельствах, хотел Польстить
честолюбию Иова титлом высоким, чтобы иметь в нем тем усерднейшего и
знаменитейшего пособника: ибо наступал час решительный, и самовластный
Вельможа дерзнул наконец приподнять для себя завесу будущего!
[1591 г.] Если бы Годунов и не хотел ничего более, имея
все, кроме Федоровой короны, то и в сем предположении мог ли бы он спокойно
наслаждаться величием, помышляя о близкой кончине Царя, слабого не только
духом, но и телом - о законном его наследнике, воспитываемом материю и
родными в явной, хотя и в честной ссылке, в ненависти к Правителю, в чувствах
злобы и мести? Что ожидало в таком случае Ирину? монастырь: Годунова? темница
или плаха - того, кто мановением двигал Царство, ласкаемый Царями Востока и
Запада!.. Уже дела обнаружили душу Борисову: в ямах, на лобном месте изгибли
несчастные, коих опасался Правитель: кто же был для него опаснее Димитрия?
Но Годунов еще томился душевным гладом и желал, чего не
имел. Надменный своими достоинствами и заслугами, славою и лестию; упоенный счастием
и могуществом, волшебным для души самой благородной; кружась на высоте, куда
не восходил дотоле ни один из подданных в Российской Державе, Борис смотрел
еще выше, и с дерзким вожделением: хотя властвовал беспрекословно, но не
своим именем; сиял только заимствованным светом; должен был в самой
надменности трудить себя личиною смирения, торжественно унижаться пред тению
Царя и бить ему челом вместе с рабами. Престол казался Годунову не только
святым, лучезарным местом истинной, самобытной власти, но и райским местом
успокоения, до коего стрелы вражды и зависти не досягают, и где смертный
пользуется как бы божественными правами. Сия мечта о прелестях верховного державства
представлялась Годунову живее и живее, более и более волнуя в нем сердце,
так, что он наконец непрестанно занимался ею. Летописец рассказывает
следующее, любопытное, хотя и сомнительное обстоятельство: "Имея ум редкий,
Борис верил однако ж искусству гадателей; призвал некоторых из них в тихий
час ночи и спрашивал, что ожидает его в будущем? Льстивые волхвы или
звездочеты ответствовали: тебя ожидает венец... но вдруг умолкли, как бы
испуганные дальнейшим предвидением. Нетерпеливый Борис велел им договорить;
услышал, что ему царствовать только семь лет, и, с живейшею радостию обняв
предсказателей, воскликнул: хотя бы семь дней, но только царствовать".
Столь нескромно Годунов открыл будто бы внутренность души мнимым мудрецам
суеверного века! По крайней мере он уже не таился от самого себя; знал, чего
хотел! Ожидая смерти бездетного Царя, располагая волею Царицы, наполнив Думу,
двор, приказы родственниками и друзьями, не сомневаясь в преданности великоименитого
Иерарха Церкви, надеясь также на блеск своего правления и замышляя новые
хитрости, чтобы овладеть сердцем или воображением народа, Борис не страшился
случая беспримерного в нашем отечестве от времен Рюриковых до Федоровых:
трона упраздненного, конца племени державного, мятежа страстей в выборе новой
династии, и твердо уверенный, что скипетр, выпав из руки последнего
Венценосца Мономаховой крови, будет вручен тому, кто уже давно и славно Царствовал
без имени Царского, сей алчный властолюбец видел, между собою и престолом,
одного младенца безоружного, как алчный лев видит агнца!.. Гибель Димитриева
была неизбежна!
Приступая к исполнению своего ужасного намерения, Борис
мыслил сперва объявить злосчастного Царевича незаконнорожденным, как сына
шестой или седьмой Иоанновой супруги: не велел молиться о нем и поминать его
имени на Литургии; но рассудив, что сие супружество, хотя и действительно
беззаконное, было однако ж утверждено или терпимо церковною властию, которая
торжественным уничтожением оного призналась бы в своей человеческой слабости,
к двойному соблазну Христиан - что Димитрий, невзирая на то, во мнении людей
остался бы Царевичем, единственным Федоровым наследником - Годунов прибегнул
к вернейшему способу устранить совместника, оправдываясь слухом, без сомнения
его же друзьями распущенным, о мнимой преждевременной наклонности Димитриевой
ко злу и к жестокости: в Москве говорили всенародно (следственно без страха
оскорбить Царя и Правителя), что сей младенец, еще имея не более шести или
семи лет от роду, есть будто бы совершенное подобие отца: любит муки и кровь:
с веселием смотрит на убиение животных: даже сам убивает их. Сею сказкою
хотели произвести ненависть к Димитрию в народе; выдумали и другую для
сановников знатных: рассказывали, что Царевич, играя однажды на льду с
другими детьми, велел сделать из снегу двадцать человеческих изображений,
назвал оные именами первых мужей Государственных, поставил рядом и начал
рубить саблею: изображению Бориса Годунова отсек голову, иным руки и ноги,
приговаривая: "так вам будет в мое Царствование!" В противность
клевете нелепой, многие утверждали, что юный Царевич оказывает ум и свойства
достойные отрока Державного; говорили о том с умилением и страхом, ибо
угадывали опасность невинного младенца, видели цель клеветы - и не
обманулись: если Годунов боролся с совестию, то уже победил ее и, приготовив
легковерных людей услышать без жалости о злодействе, держал в руке яд и нож
для Димитрия; искал только, кому отдать их для совершения убийства!
Доверенность, откровенность свойственна ли в таком умысле гнусном?
Но Борис, имея нужду в пособниках, открылся ближним, из коих один, Дворецкий
Григорий Васильевич Годунов, залился слезами, изъявляя жалость, человечество,
страх Божий: его удалили от совета. Все другие думали, что смерть Димитриева
необходима для безопасности Правителя и для Государственного блага. Начали с
яда. Мамка Царевичева, Боярыня Василиса Волохова, и сын ее, Осип, продав
Годунову свою душу, служили ему орудием; но зелие смертоносное не вредило
младенцу, по словам летописца, ни в яствах, ни в питии. Может быть, совесть
еще действовала в исполнителях адской воли; может быть, дрожащая рука бережно
сыпала отраву, уменьшая меру ее, к досаде нетерпеливого Бориса, который
решился употребить иных, смелейших злодеев. Выбор пал на двух чиновников,
Владимира Загряжского и Никифора Чепчугова, одолженных милостями Правителя;
но оба уклонились от сделанного им предложения: готовые умереть за Бориса,
мерзили душегубством; обязались только молчать, и с сего времени были гонимы.
Тогда усерднейший клеврет Борисов, дядька Царский, Окольничий Андрей Лупп-Клешнин,
представил человека надежного: Дьяка Михайла Битяговского, ознаменованного на
лице печатию зверства, так, что дикий вид его ручался за верность во зле.
Годунов высыпал золото; обещал более, и совершенную безопасность; велел
извергу ехать в Углич, чтобы править там земскими делами и хозяйством
вдовствующей Царицы, не спускать глаз с обреченной жертвы и не упустить
первой минуты благоприятной. Битяговский дал и сдержал слово.
Вместе с ним приехали в Углич сын его, Данило, и племянник
Никита Качалов, также удостоенные совершенной доверенности Годунова. Успех
казался легким: с утра до вечера они могли быть у Царицы, занимаясь ее
домашним обиходом, надзирая над слугами и над столом; а мамка Димитриева с
сыном помогала им советом и делом. Но Димитрия хранила нежная мать!..
Извещенная ли некоторыми тайными доброжелателями или своим сердцем, она
удвоила попечения о милом сыне; не расставалась с ним ни днем, ни ночью;
выходила из комнаты только в церковь; питала его из собственных рук, не
вверяла ни злой мамке Волоховой, ни усердной кормилице Ирине Ждановой. Прошло
немало времени; наконец убийцы, не видя возможности совершить злодеяние
втайне, дерзнули на явное, в надежде, что хитрый и сильный Годунов найдет
способ прикрыть оное для своей чести в глазах рабов безмолвных: ибо думали
только о людях, не о Боге! Настал день, ужасный происшествием и следствиями
долговременными: 15 Маия, в субботу, в шестом часу дня, Царица возвратилась с
сыном из церкви и готовилась обедать; братьев ее не было во дворце; слуги
носили кушанье. В сию минуту Боярыня Волохова позвала Димитрия гулять на
двор: Царица, думая идти с ними же, в каком-то несчастном рассеянии
остановилась. Кормилица удерживала Царевича, сама не зная, для чего: но мамка
силою вывела его из горницы в сени и к нижнему крыльцу, где явились Осип
Волохов, Данило Битяговский, Никита Качалов. Первый, взяв Димитрия за руку,
сказал: "Государь! у тебя новое ожерелье". Младенец, с улыбкою
невинности подняв голову, отвечал: "Нет, старое..." Тут блеснул над
ним убийственный нож; едва коснулся гортани его и выпал из рук Волохова.
Закричав от ужаса, кормилица обняла своего Державного питомца. Волохов бежал;
но Данило Битяговский и Качалов вырвали жертву, зарезали и кинулись вниз с
лестницы, в самое то мгновение, когда Царица вышла из сеней на крыльцо...
Девятилетний Святый Мученик лежал окровавленный в объятиях той, которая
воспитала и хотела защитить его своею грудью: он трепетал, как голубь,
испуская дух, и скончался, уже не слыхав вопля отчаянной матери... Кормилица
указывала на безбожную мамку, смятенную злодейством, и на убийц, бежавших
двором к воротам: некому было остановить их; но Всевышний мститель
присутствовал!
Чрез минуту весь город представил зрелище мятежа
неизъяснимого. Пономарь Соборной церкви - сам ли, как пишут, видев убийство,
или извещенный о том слугами Царицы - ударил в набат, и все улицы наполнились
людьми; встревоженными, изумленными; бежали на звук колокола; смотрели дыма,
пламени, думая, что горит дворец; вломились в его ворота; увидели Царевича
мертвого на земле: подле него лежали мать и кормилица без памяти; но имена
злодеев были уже произнесены ими. Сии изверги, невидимым Судиею ознаменованные
для праведной казни, не успели или боялись скрыться, чтобы не обличить тем
своего дела; в замешательстве, в исступлении, устрашенные набатом, шумом,
стремлением народа, вбежали в избу разрядную; а тайный Вождь их, Михайло Битяговский,
бросился на колокольню, чтобы удержать звонаря: не мог отбить запертой им
двери и бесстрашно явился на месте злодеяния: приближился к трупу убиенного;
хотел утишить народное волнение; дерзнул сказать гражданам (заблаговременно
изготовив сию ложь с Клешниным или с Борисом), что младенец умертвил сам себя
ножом в падучей болезни. "Душегубец!" - завопили толпы; камни
посыпались на злодея. Он искал убежища во дворце, с одним из клевретов своих,
Данилом Третьяковым: народ схватил, убил их; также и сына Михайлова, и Никиту
Качалова, выломив дверь разрядной избы. Третий убийца, Осип Волохов, ушел в
дом Михайла Битяговского; его взяли, привели в церковь Спаса, где уже стоял
гроб Димитриев, и там умертвили, в глазах Царицы; умертвили еще слуг
Михайловых, трех мещан уличенных или подозреваемых в согласии с убийцами, и
женку юродивую, которая жила у Битяговского и часто ходила во дворец; но
мамку оставили живую для важных показаний: ибо злодеи, издыхая, облегчили
свою совесть, как пишут, искренним признанием; наименовали и главного
виновника Димитриевой смерти: Бориса Годунова. Вероятно, что устрашенная
мамка также не запиралась в адском кове; но судиею преступления был сам
преступник! Беззаконно совершив месть, хотя и праведную - от ненависти
к злодеям, от любви к Царской крови забыв гражданские уставы - извиняемый
чувством усердия, но виновный пред судилищем Государственной власти, народ
опомнился, утих и с беспокойством ждал указа из Москвы, куда градоначальники
послали гонца с донесением о бедственном происшествии, без всякой утайки,
надписав бумагу на имя Царя. Но Годунов бодрствовал: верные ему чиновники
были расставлены по Углицкой дороге; всех едущих задерживали, спрашивали,
осматривали; схватили гонца и привели к Борису. Желание злого властолюбца
исполнилось!.. Надлежало только затмить истину ложью, если не для совершенного
удостоверения людей беспристрастных, то по крайней мере для вида, для
пристойности. Взяли и переписали грамоты Углицкие: сказали в них, что Царевич
в судорожном припадке заколол себя ножом от небрежения Нагих, которые,
закрывая вину свою, бесстыдно оклеветали Дьяка Битяговского и ближних его в
убиении Димитрия, взволновали народ, злодейски истерзали невинных. С сим
подлогом Годунов спешил к Федору, лицемерно изъявляя скорбь душевную;
трепетал, смотрел на небо - и, вымолвив ужасное слово о смерти Димитриевой, смешал
слезы крокодиловы с искренними слезами доброго, нежного брата. Царь, по
словам Летописца, горько плакал, долго безмолвствуя; наконец сказал: "Да
будет воля Божия!" и всему поверил. Но требовалось чего-нибудь более для
России: хотели оказать усердие в исследовании всех обстоятельств сего
несчастия: нимало не медля, послали для того в Углич двух знатных сановников
государственных - и кого же? Окольничего Андрея Клешнина, главного Борисова
пособника в злодействе! Не дивились сему выбору: могли удивиться другому:
Боярина Князя Василия Ивановича Шуйского, коего старший брат, Князь Андрей,
погиб от Годунова и который сам несколько лет ждал от него гибели, будучи в
опале. Но хитрый Борис уже примирился с сим Князем честолюбивым,
легкомысленным, умным без правил добродетели, и с меньшим его братом, Димитрием,
женив последнего на своей юной своячине, и дав ему сан Боярина. Годунов знал
людей и не ошибся в Князе Василии, оказав таким выбором мнимую
неустрашимость, мнимое беспристрастие. - 19 Маия, ввечеру, Князь Шуйский, Клешнин
и Дьяк Вылузгин приехали в Углич, а с ними и Крутицкий Митрополит, прямо в
церковь Св. Преображения. Там еще лежало Димитриево тело окровавленное, и на теле
нож убийц. Злосчастная мать, родные и все добрые граждане плакали горько.
Шуйский с изъявлением чувствительности приступил ко гробу, чтобы видеть лицо
мертвого, осмотреть язву; но Клешнин, увидев сие Ангельское, мирное лицо,
кровь и нож, затрепетал, оцепенел, стоял неподвижно, обливаясь слезами; не
мог произнести ни единого слова: он еще имел совесть! Глубокая язва Димитриева,
гортань перерезанная рукою сильного злодея, не собственною, не младенческою,
свидетельствовала о несомнительном убиении; для того спешили предать земле
Святые Мощи невинности; Митрополит отпел их - и Князь Шуйский начал свои
допросы: памятник его бессовестной лживости, сохраненный временем как бы в
оправдание бедствий, которые чрез несколько лет пали на главу, уже
Венценосную, сего слабого, если и не безбожного человекоугодника! Собрав
Духовенство и граждан, он спросил у них: каким образом Димитрий, от
небрежения Нагих, заколол сам себя? Единодушно, единогласно - иноки,
священники, мужи и жены, старцы и юноши - ответствовали: Царевич убиен своими
рабами, Михайлом Битяговским с клевретами, по воле Бориса Годунова. Шуйский
не слушал далее; распустил их; решился допрашивать тайно, особенно, не миром,
действуя угрозами и обещаниями; призывал, кого хотел; писал, что хотел - и
наконец, вместе с Клешниным и с Дьяком Вылузгиным, составил следующее
донесение Царю, основанное будто бы на показаниях городских чиновников, мамки
Волоховой, Жильцов, или Царевичевых детей Боярских, Димитриевой кормилицы
Ирины, Постельницы Марьи Самойловой, двух Нагих: Григория и Андрея
Александрова, - Царициных Ключников и Стряпчих, некоторых граждан и духовных
особ: "Димитрий, в Среду Маия 12, занемог падучею болезнию; в Пятницу
ему стало лучше: он ходил с Царицею к Обедне и гулял на дворе; в Субботу,
также после Обедни, вышел гулять на двор с мамкою, кормилицею, Постельницею и
с молодыми Жильцами; начал играть с ними ножом в тычку, и в новом припадке
черного недуга проткнул себе горло ножом, долго бился о землю и скончался.
Имея сию болезнь и прежде, Димитрий однажды уязвил свою мать, а в другой раз
объел руку дочери Андрея Нагого. Узнав о несчастии сына, Царица прибежала и
начала бить мамку, говоря, что его зарезали Волохов, Качалов, Данило Битяговский,
из коих ни одного тут не было; но Царица и пьяный брат ее, Михайло Нагой,
велели умертвить их и Дьяка Битяговского безвинно, единственно за то, что сей
усердный Дьяк не удовлетворял корыстолюбию Нагих и не давал им денег сверх
указа Государева. Сведав, что сановники Царские едут в Углич, Михайло Нагой
велел принести несколько самопалов, ножей, железную палицу, - вымазать оные
кровью и положить на теле убитых, в обличение их мнимого злодеяния". Сию
нелепость утвердили своею подписью Воскресенский Архимандрит Федорит, два
Игумена и Духовник Нагих, от робости и малодушия; а свидетельство истины,
мирское, единогласное, было утаено: записали только ответы Михайла Нагого,
как бы явного клеветника, упрямо стоящего в том, что Димитрий погиб от руки
злодеев. Том 10 Глава 2 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. ГОДЫ 1587-1592 (2) |