ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО. ГОДЫ 1560-1564
Перемена в Иоанне. Клевета на Адашева и Сильвестра.
Суд. Заточение Сильвестра. Смерть Адашева. Начало злу. Новые любимцы. Первые
казни. Война Ливонская. Великодушие Беля. Взятие Феллина. Слово Царя
Казанского. Конец Ордена. Переговоры с Швециею. Война с Литвою. Второй брак
Иоаннов. Взятие Полоцка. Рождение Царевича Василия. Торжество Иоанново.
Смерть Царевича. Дела Крымские. Замысл Султана. Происшествия в Ливонии.
Перемирие с Швециею. Злонравие супруги Иоанновой. Кончина Князя Юрия.
Пострижение Иоанновой невестки и матери Князя Владимира. Кончина Макария.
Сочинение Житий Святых и Степенной книги. Заведение типографии. Издание
Библии в Остроге. Полоцкая Архиепископия. Белый Клобук Митрополитов.
Посвящение Афанасия в Митрополиты.
Приступаем к описанию ужасной перемены в душе Царя и в
судьбе Царства.
И Россияне современные и чужеземцы, бывшие тогда в Москве,
изображают сего юного, тридцатилетнего Венценосца как пример Монархов
благочестивых, мудрых, ревностных к славе и счастию Государства. Так
изъясняются первые: "Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред
Богом. И в храме и в молитве уединенной, и в Совете Боярском и среди народа у
него одно чувство: да властвую, как Всевышний указал властвовать своим
истинным Помазанникам! Суд нелицемерный, безопасность каждого и общая,
целость порученных ему государств, торжество Веры, свобода Христиан есть
всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме
совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет
обыкновенных прохлад Царских. Ласковый к Вельможам и народу - любя, награждая
всех по достоинству - щедростию искореняя бедность, а зло примером добра, сей
Богом урожденный Царь желает в день Страшного Суда услышать глас Милости: ты
ecu Царь правды! и ответствовать с умилением: се аз и люди, яже дал ми ecu
ты!" Не менее хвалят его и наблюдатели иноземные, Англичане, приезжавшие
в Россию для торговли.
"Иоанн, - пишут они, - затмил своих предков и
могуществом и добродетелию; имеет многих врагов, и смиряет их. Литва, Польша,
Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются Русского имени. В отношении к
подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любит разговаривать с
ними, часто дает им обеды во дворце, и, несмотря на то, умеет быть
повелительным; скажет Боярину: иди! и Боярин бежит, изъявит досаду Вельможе и
Вельможа в отчаянии: скрывается, тоскует в уединении, отпускает волосы в знак
горести, пока Царь не объявит ему прощения. Одним словом, нет народа в
Европе, более Россиян преданного своему Государю, коего они равно и страшатся
и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит,
все решит; не скучает делами и не веселится ни звериною ловлею, ни музыкою,
занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу, и как истреблять
врагов России!"
Вероятно ли, чтобы Государь любимый, обожаемый, мог с
такой высоты блага, счастия, славы, низвергнуться в бездну ужасов тиранства?
Но свидетельства добра и зла равно убедительны, неопровержимы; остается
только представить сей удивительный феномен в его постепенных изменениях.
История не решит вопроса о нравственной свободе человека;
но предполагая оную в суждении своем о делах и характерах, изъясняет те и другие
во-первых природными свойствами людей, во-вторых обстоятельствами или
впечатлениями предметов, действующих на душу. Иоанн родился с пылкими
страстями, с воображением сильным, с умом еще более острым, нежели твердым
или основательным. Худое воспитание, испортив в нем естественные склонности,
оставило ему способ к исправлению в одной Вере: ибо самые дерзкие
развратители Царей не дерзали тогда касаться сего святого чувства. Друзья
отечества и блага в обстоятельствах чрезвычайных умели ее спасительными
ужасами тронуть, поразить его сердце; исхитили юношу из сетей неги, и с
помощью набожной, кроткой Анастасии увлекли на путь добродетели. Несчастные
следствия Иоанновой болезни расстроили сей прекрасный союз, ослабили власть
дружества, изготовили перемену. Государь возмужал: страсти зреют вместе с
умом, и самолюбие действует еще сильнее в летах совершенных. Пусть доверенность
Иоаннова к разуму бывших наставников не умалилась; но доверенность его к
самому себе увеличилась: благодарный им за мудрые советы, Государь престал
чувствовать необходимость в дальнейшем руководстве, и тем более чувствовал
тягость принуждения, когда они, не изменяя старому обыкновению, говорили
смело, решительно во всех случаях и не думали угождать его человеческой
слабости. Такое прямодушие казалось ему непристойною грубостию,
оскорбительною для Монарха. Например, Адашев и Сильвестр не одобряли войны
Ливонской, утверждая, что надобно прежде всего искоренить неверных, злых
врагов России и Христа; что Ливонцы хотя и не Греческого исповедания, однако
ж Христиане и для нас не опасны; что Бог благословляет только войны
справедливые, нужные для целости и свободы Государств. Двор был наполнен
людьми преданными сим двум любимцам; но братья Анастасии не любили их, также
и многие обыкновенные завистники, не терпящие никого выше себя. Последние не
дремали, угадывали расположение Иоаннова сердца и внушали ему, что Сильвестр
и Лдашев суть хитрые лицемеры: проповедуя Небесную добродетель, хотят мирских
выгод; стоят высоко пред троном и не дают народу видеть Царя, желая присвоить
себе успехи, славу его Царствования и в то же время препятствуют сим успехам,
советуя Государю быть умеренным в счастии: ибо внутренне страшатся оных,
думая, что избыток славы может дать ему справедливое чувство величия, опасное
для их властолюбия. Они говорили: "кто сии люди, дерзающие предписывать
законы Царю великому и мудрому, не только в делах государственных, но и в
домашних, семейственных, в самом образе жизни; дерзающие указывать ему, как
обходиться с супругою, сколько пить и есть в меру?" ибо Сильвестр,
наставник Иоанновой совести, всегда требовал от него воздержания, умеренности
в физических наслаждениях, к коим юный Монарх имел сильную склонность. Иоанн
не унимал злословия, ибо уже скучал излишно строгими нравоучениями своих
любимцев и хотел свободы; не мыслил оставить добродетели: желал единственно
избавиться от учителей и доказать, что может без них обойтися. Бывали минуты,
в которые природная его пылкость изливалась в словах нескромных, в угрозах.
Пишут, что скоро по завоевании Казани он, в гневе на одного Воеводу, сказал
Вельможам: "теперь уже не боюсь вас!" Но великодушие, оказанное им
после болезни, совершенно успокоило сердца. Тринадцать цветущих лет жизни,
проведенных в ревностном исполнении святых Царских обязанностей,
свидетельствовали, казалось, неизменную верность в любви ко благу. Хотя
Государь уже переменился в чувстве к любимцам, но не переменялся заметно в
правилах. Благочиние Царствовало в Кремлевском дворце, усердие и смелая
откровенность в Думе. Только в делах двусмысленных, где истина или добро не
были очевидны, Иоанн любил противоречить советникам. Так было до весны 1560
года. В сие время холодность Государева к Адашеву и к Сильвестру
столь явно обнаружилась, что они увидели необходимость удалиться от Двора.
Первый, занимав дотоле важнейшее место в Думе, и всегда употребляемый в
переговорах с Европейскими Державами, хотел еще служить Царю иным способом:
принял сан Воеводы и поехал в Ливонию; а Сильвестр, от чистого сердца дав
Государю благословение, заключился в одном пустынном монастыре. Друзья их
осиротели, неприятели восторжествовали; славили мудрость Царя и говорили:
"ныне ты уже истинный Самодержец, помазанник Божий, един управляешь
землею; открыл свои очи и зришь свободно на все Царство!" Но сверженные
любимцы казались им еще страшными. Вопреки известной Государевой немилости,
Адашева честили в войске; самые граждане Ливонские изъявляли отменное к нему
уважение: все покорялось его уму и добродетели. Не менее и Сильвестр, уже
Монах смиренный, блистал добродетелями Христианскими в пустыне: Иноки с
удивлением видели в нем пример благочестия, любви, кротости. Царь мог узнать о том, раскаяться, возвратить изгнанников:
надлежало довершить удар и сделать Государя столь несправедливым, столь
виновным против сих мужей, чтобы он уже не мог и мыслить об искреннем мире с
ними. Кончина Царицы подала к тому случай.
Иоанн был растерзан горестию: все вокруг его проливали
слезы, или от истинной жалости, или в угодность Царю печальному - и в сих-то
слезах явилась гнусная клевета под личиною усердия, любви, будто бы
приведенной в ужас открытием неслыханного злодейства. "Государь! -
сказали Иоанну: - ты в отчаянии, Россия также, а два изверга торжествуют:
добродетельную Царицу извели Сильвестр и Адашев, ее враги тайные и чародеи:
ибо они без чародейства не могли бы так долго владеть умом твоим".
Представили доказательства, которые не убеждали и самых легковерных, но
Государь знал, что Анастасия со времени его болезни не любила ни Сильвестра,
ни Адашева; думал, что они также не любили ее, и принял клевету, может быть
желая оправдать свою к ним немилость, если не верными уликами в их
злодействе, то хотя подозрением. Сведав о сем доносе, изгнанники писали к
Царю, требуя суда и очной ставки с обвинителями. Последнего не хотели враги
их, представляя ему, что они как василиски ядовиты, могут одним взором снова
очаровать его, и любимые народом, войском, всеми гражданами, произвести
мятеж; что страх сомкнет уста доносителям. Государь велел судить обвиняемых
заочно: Митрополит, Епископы, Бояре, многие иные духовные и светские
чиновники собралися для того во дворце. В числе судей были и коварные Монахи,
Вассиан Беский, Мисаил Сукин, главные злодеи Сильвестровы. Читали не одно, но
многие обвинения, изъясняемые самим Иоанном в письме к Князю Андрею
Курбскому. "Ради спасения души моей, - пишет Царь, - приближил я к себе
Иерея Сильвестра, надеясь, что он по своему сану и разуму будет мне
споспешником во благе; но сей лукавый лицемер, обольстив меня сладкоречием,
думал единственно о мирской власти и сдружился с Адашевым, чтобы управлять
Царством без Царя, ими презираемого. Они снова вселили дух своевольства в
Бояр; раздали единомышленникам города и волости; сажали, кого хотели, в Думу;
заняли все места своими угодниками. Я был невольником на троне. Могу ли
описать претерпенное мною в сии дни уничижения и стыда? Как пленника влекут
Царя с горстию воинов сквозь опасную землю неприятельскую (Казанскую) и не
щадят ни здравия, ни жизни его; вымышляют детские страшила, чтобы привести в
ужас мою душу; велят мне быть выше естества человеческого, запрещают ездить
по Святым Обителям, не дозволяют карать Немцев... К сим беззакониям
присоединяется измена: когда я страдал в тяжкой болезни, они, забыв верность
и клятву, в упоении самовластия хотели, мимо сына моего, взять себе иного
Царя, и не тронутые, не исправленные нашим великодушием, в жестокости сердец своих
чем платили нам за оное? новыми оскорблениями: ненавидели, злословили Царицу
Анастасию и во всем доброхотствовали Князю Владимиру Андреевичу. Итак,
удивительно ли, что я решился наконец не быть младенцем в летах мужества и
свергнуть иго, возложенное на Царство лукавым Попом и неблагодарным слугою
Алексием?" и проч. Заметим, что Иоанн не обвиняет их в смерти Анастасии,
и тем свидетельствует нелепую ложь сего доноса. Все иные упреки отчасти
сомнительны, отчасти безрассудны в устах тридцатилетнего Самодержца, который
признанием своей бывшей неволи открывает тайну своей жалкой слабости. Адашев
и Сильвестр могли как люди ослепиться честолюбием; но Государь сим нескромным
обвинением уступил им славу прекраснейшего в истории Царствования. Увидим,
как он без них властвовал; и если не Иоанн, но любимцы его от 1547 до 1560
года управляли Россиею: то для счастия подданных и Царя надлежало бы сим
добродетельным мужам не оставлять государственного кормила: лучше неволею
творить добро, нежели волею зло. Но гораздо вероятнее, что Иоанн, желая
винить их, клевещет на самого себя; гораздо вероятнее, что он искренно любил
благо, узнав его прелесть, и наконец, увлеченный страстями, только
обузданными, не искорененными, изменил правилам великодушия, сообщенным ему
мудрыми наставниками: ибо легче перемениться, нежели так долго принуждать
себя - и кому? Государю самовластному, который одним словом всегда мог
расторгнуть сию мнимую цепь неволи. Адашев, как советник не одобряя войны
Ливонской, служил Иоанну как подданный, как Министр и воин усердным орудием
для успехов ее: следственно Государь повелевал и, вопреки его жалобам, не был
рабом любимцев. Выслушав бумагу о преступлениях Адашева и Сильвестра,
некоторые из судей объявили, что сии злодеи уличены и достойны казни; другие,
потупив глаза, безмолвствовали. Тут старец, Митрополит Макарий, близостию
смерти и саном Первосвятительства утверждаемый в обязанности говорить истину,
сказал Царю, что надобно призвать и выслушать судимых. Все добросовестные
Вельможи согласились с сим мнением; но сонм губителей, по выражению
Курбского, возопил против оного, доказывая, что люди, осуждаемые чувством
Государя велемудрого, милостивого, не могут представить никакого законного
оправдания; что их присутствие и козни опасны, что спокойствие Царя и отечества
требует немедленного решения в сем важном деле. Итак, решили, что обвиняемые
виновны. Надлежало только определить казнь, и Государь, еще желая иметь вид
милосердия, умерил оную: послали Сильвестра на дикий остров Белого моря, в
уединенную Обитель Соловецкую, и велели Адашеву жить в новопокоренном
Феллине, коего взятию он способствовал тогда своим умом и распоряжениями; но
твердость и спокойствие сего мужа досаждали злобным гонителям: его заключили
в Дерпте, где он чрез два месяца умер горячкою, к радости своих неприятелей,
которые сказали Царю, что обличенный изменник отравил себя ядом... Муж
незабвенный в нашей Истории, краса века и человечества, по вероятному
сказанию его друзей, ибо сей знаменитый временщик явился вместе с
добродетелию Царя и погиб с нею... Феномен удивительный в тогдашних
обстоятельствах России, изъясняемый единственно неизмеримою силою искреннего
благолюбия, коего Божественное вдохновение озаряет ум естественный в самой
тьме невежества, и вернее Науки, вернее ученой мудрости руководствует людей к
великому. - Обязанный милости Иоанновой некоторым избытком, Адашев знал одну
роскошь благодеяния: питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных, и
собственными руками обмывал их, усердно исполняя долг Христианина и всегда
памятуя бедность человечества.
Отселе начало злу, и таким образом, уже не было двух
главных действователей благословенного Иоаннова Царствования; но друзья их,
мысли и правила оставались: надлежало, истребив Адашера, истребить и дух его,
опасный для клеветников добродетели, противный самому Государю в сих новых
обстоятельствах. Требовали клятвы от всех Бояр и знатных людей не держаться
стороны удаленных, наказанных изменников и быть верными Государю. Присягнули,
одни с радостию, другие с печалию, угадывая следствия, которые и открылись
немедленно. Все, что прежде считалось достоинством и способом угождать Царю,
сделалось предосудительно, напоминая Адашева и Сильвестра. Говорили Иоанну:
"Всегда ли плакать тебе о супруге? Найдешь другую, равно прелестную; но
можешь неумеренностию в скорби повредить своему здравию бесценному. Бог и
народ требуют, чтобы ты в земной горести искал и земного утешения".
Иоанн искренно любил супругу, но имел легкость во нраве, несогласную с
глубокими впечатлениями горести. Он без гнева внимал утешителям - и чрез
восемь дней по кончине Анастасии Митрополит, Святители, Бояре торжественно
предложили ему искать невесты: законы пристойности были тогда не строги.
Раздав по церквам и для бедных несколько тысяч рублей в память усопшей,
послав богатую милостыню в Иерусалим, в Грецию, Государь 18 Августа [1560 г.]
объявил, что намерен жениться на сестре Короля Польского. С сего времени умолк плач во дворце. Начали забавлять
Царя, сперва беседою приятною, шутками, а скоро и светлыми пирами; напоминали
друг другу, что вино радует сердце; смеялись над старым обычаем умеренности;
называли постничество лицемерием. Дворец уже казался тесным для сих шумных
сборищ: юных Царевичей, брата Иоаннова Юрия и Казанского Царя Александра,
перевели в особенные домы. Ежедневно вымышлялись новые потехи, игрища, на
коих трезвость, самая важность, самая пристойность считались непристойностию.
Еще многие Бояре, сановники не могли вдруг перемениться в обычаях; сидели за
светлою трапезою, с лицом туманным, уклонялись от чаши, не пили и вздыхали:
их осмеивали, унижали: лили им вино на голову. Между новыми любимцами
Государевыми отличались Боярин Алексей Басманов, сын его, Кравчий Федор,
Князь Афанасий Вяземский, Василий Грязной, Малюта Скуратов-Бельский, готовые
на все для удовлетворения своему честолюбию. Прежде они под личиною
благонравия терялись в толпе обыкновенных Царедворцев, но тогда выступили
вперед и, по симпатии зла, вкрались в душу Иоанна, приятные ему какою-то
легкостию ума, искусственною веселостию, хвастливым усердием исполнять,
предупреждать его волю как Божественную, без всякого соображения с иными
правилами, которые обуздывают и благих Царей и благих слуг Царских, первых в
их желаниях, вторых в исполнении оных. Старые друзья Иоанновы изъявляли
любовь к Государю и к добродетели: новые только к Государю, и казались тем
любезнее. Они сговорились с двумя или с тремя Монахами, заслужившими
доверенность Иоаннову, людьми хитрыми, лукавыми, коим надлежало
снисходительным учением ободрять робкую совесть Царя и своим присутствием как
бы оправдывать бесчиние шумных пиров его. Курбский в особенности именует
здесь Чудовского Архимандрита Левкия, главного угодника придворного. Порок
ведет к пороку: женолюбивый Иоанн, разгорячаемый вином, забыл целомудрие, и в
ожидании новой супруги для вечной, единственной любви, искал временных
предметов в удовлетворение грубым вожделениям чувственным. Мнимая, прозрачная
завеса тайны не скрывает слабостей Венценосца: люди с изумлением спрашивали
друг у друга, каким гибельным наитием Государь, дотоле пример воздержания и
чистоты душевной, мог унизиться до распутства?
Сие без сомнения великое зло произвело еще ужаснейшее. Развратники,
указывая Царю на печальные лица важных Бояр, шептали: "Вот твои
недоброхоты! Вопреки данной ими присяге, они живут Адашевским обычаем, сеют
вредные слухи, волнуют умы, хотят прежнего своевольства". Такие ядовитые
наветы растравляли Иоанново сердце, уже беспокойное в чувстве своих пороков;
взор его мутился; из уст вырывались слова грозные. Обвиняя Бояр в злых намерениях,
в вероломстве, в упорной привязанности к ненавистной памяти мнимых
изменников, он решился быть строгим, и сделался мучителем, коему равного едва
ли найдем в самых Тацитовых летописях!.. Не вдруг конечно рассвирепела душа,
некогда благолюбивая: успехи добра и зла бывают постепенны; но Летописцы не
могли проникнуть в ее внутренность; не могли видеть в ней борения совести с
мятежными страстями: видели только дела ужасные, и называют тиранство
Иоанново чуждою бурею, как бы из недр Ада посланною возмутить, истерзать
Россию. Оно началося гонением всех ближних Адашева: их лишали собственности,
ссылали в места дальние. Народ жалел о невинных, проклиная ласкателей, новых
советников Царских; а Царь злобился и хотел мерами жестокими унять дерзость.
Жена знатная, именем Мария, славилась в Москве Христианскими добродетелями и
дружбою Адашева: сказали, что она ненавидит и мыслит чародейством извести
Царя: ее казнили вместе с пятью сыновьями; а скоро и многих иных, обвиняемых
в том же: знаменитого воинскими подвигами Окольничего, Данила Адашева, брата
Алексеева, с двенадцатилетним сыном - трех Сатиных, коих сестра была за
Алексием, и родственника его, Ивана Шишкина, с женою и детьми. Князь Дмитрий
Оболенский-Овчинин, сын Воеводы, умершего пленником в Литве, погиб за нескромное
слово. Оскорбленный надменностию юного любимца Государева Федора Басманова,
Князь Дмитрий сказал ему: "Мы служим Царю трудами полезными, а ты гнусными
делами содомскими!" Басманов принес жалобу Иоанну, который в исступлении
гнева, за обедом, вонзил несчастному Князю нож в сердце; другие пишут, что он
велел задушить его. Боярин, Князь Михайло Репнин также был жертвою
великодушной смелости. Видя во дворце непристойное игрище, где Царь, упоенный
крепким медом, плясал с своими любимцами в масках, сей Вельможа заплакал от
горести. Иоанн хотел надеть на него маску: Репнин вырвал ее, растоптал ногами
и сказал: "Государю ли быть скоморохом? По крайней мере я, Боярин и
Советник Думы, не могу безумствовать". Царь выгнал его и через несколько
дней велел умертвить, стоящего в святом храме, на молитве; кровь сего
добродетельного мужа обагрила помост церковный. Угождая несчастному
расположению души Иоанновой, явились толпы доносителей. Подслушивали тихие
разговоры в семействах, между друзьями; смотрели на лица, угадывали тайну
мыслей, и гнусные клеветники не боялись выдумывать преступлений, ибо доносы
нравились Государю и судия не требовал улик верных. Так, без вины, без суда,
убили Князя Юрия Кашина, члена Думы, и брата его; Князя Дмитрия Курлятева,
друга Адашевых, неволею постригли и скоро умертвили со всем семейством;
первостепенного Вельможу, знатного слугу Государева, победителя Казанцев,
Князя Михайла Воротынского, с женою, с сыном и с дочерью сослали на
Белоозеро. Ужас Крымцев, Воевода, Боярин Иван Шереметев был ввержен в душную
темницу, истерзан, окован тяжкими цепями. Царь пришел к нему и хладнокровно
спросил: "где казна твоя? Ты слыл богачом". Государь! - отвечал
полумертвый страдалец. - -Я руками нищих переслал ее к моему Христу
Спасителю. Выпущенный из темницы, он еще несколько лет присутствовал в Думе;
наконец укрылся от мира в пустыне Белозерской, но не укрылся от гонения:
Иоанн писал к тамошним Монахам, что они излишно честят сего бывшего Вельможу,
как бы в досаду Царю. Брат его, Никита Шереметев, также Думный Советник и
Воевода, израненный в битвах за отечество, был удавлен.
Москва цепенела в страхе. Кровь лилася; в темницах, в
монастырях стенали жертвы; но... тиранство еще созревало: настоящее ужасало
будущим! Нет исправления для мучителя, всегда более и более подозрительного,
более и более свирепого; кровопийство не утоляет, но усиливает жажду крови:
оно делается лютейшею из страстей, неизъяснимою для ума, ибо есть безумие,
казнь народов и самого тирана. - Любопытно видеть, как сей Государь, до конца
жизни усердный чтитель Христианского Закона, хотел соглашать его Божественное
учение с своею неслыханною жестокостию: то оправдывал оную в виде правосудия,
утверждая, что все ее мученики были изменники, чародеи, враги Христа и
России; то смиренно винился пред Богом и людьми, называл себя гнусным убийцею
невинных, приказывал молиться за них в святых храмах, но утешался надеждою,
что искреннее раскаяние будет ему спасением, и что он, сложив с себя земное
величие, в мирной обители Св. Кирилла Белозерского со временем будет
примерным Иноком! Так писал Иоанн к Князю Андрею Курбскому и к начальникам
любимых им монастырей, во свидетельство, что глас неумолимой совести тревожил
мутный сон души его, готовя ее к незапному, страшному пробуждению в могиле!
Оставим до времени ужасы тиранства, чтобы следовать за
течением государственных дел, в коих природный ум Иоаннов еще был виден как
луч света посреди облаков темных. Том 8 Глава 5 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННА IV. Г. 1552-1560 (4) |